Электрификация лигерада для помощи педалированию в длительном путешествии

Автор rnt, 11 Апр. 2012 в 08:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

rnt

Свой велосипед худо бедно собрал. Циклоаналист откалибровал по ваттметру на холостом ходу. Только видимо калибровка неточная получилась. Выставил в контроллере ограничение по току 7.5 А (должно давать 360 Вт на 48 В. А в дороге при 48 В показывает потребление около 400 Вт когда работает на полную. Но неточность пока не сильно мешает.

И сегодня отправился в путь. Тут должен быть лог путешествия. Только что то сегодня вечером через мтс модем вордпресс у меня не открывается. Не могу обновить лог.

Порадовало размещение груза на лигераде. Уместилось 4 сумки и еще одна сверху (с экспедиционным багажником). Правда подножка такого груза не выдержала и сломалась еще до старта. Удалось починить с ходу, но не надолго.  Пока проехал 85 км - едет лигерад отлично. Почти уже привык к управлению, тронуться только иногда сразу не получается.


илс

Точность у Инфинеона не очень, лучше цикланалист откалибровать, как следует (с использованием Icharger). Циклоаналистом удобнее ток ограничивать, при необходимости, всегда поднять можно, без сложных коммуникаций с компом.

Здорово, что уже стали активно ездить, будем почитывать ваш бложек  :-)

Что касается трогания с места - разве только с педалями трогайтесь? А мотор?
С мотором трогаться легко и приятно, я, в основном, мотор так и использую на покатушках ;-)

mevial

Цитата: ilyukhs от 25 Июнь 2012 в 23:22
Что касается трогания с места - разве только с педалями трогайтесь? А мотор?
С мотором трогаться легко и приятно, я, в основном, мотор так и использую на покатушках ;-)
А у меня вот наоборот, если не упрусь в педаль, то фиг тронусь даже с мотором, но у меня посадка стала сильно выше после замены 20" вилки на 24". Лежать скинув ноги на землю вообще некомфортно. На Лёхином как-то проще было с опущенными ногами ехать. А мотор как-то резко дёргает(привык я к мягкому максконтроллеру), аж начинает в сторону вести.

илс

Цитироватьно у меня посадка стала сильно выше после замены 20" вилки на 24".

ааа, теперь понял, а то по фотке решил, что так и должно быть.
Кстати, нет нарушения кровообращения в пальцах ног, в ступне? В виде мурашек, затекания проявляется.
Не без труда нашел в своем архиве фотку моей посадки. По ней видно, что ноги на уровне или даже чуть ниже пятой точки, ... а все равно иногда кровообращение в нижних конечностях нарушается :bn:

rnt

Трогаюсь я на педалях. Ставлю передачу пониже и сдвигаюсь с места, потом уже или мотор сам подхватывает, или я газу даю. Не нравятся мне звуки которые издает мотор если с места трогаться. Видимо ему тока не хватает чтобы развить нормальную тягу и он немного подергивает. На элтреко такого нет. Там велик ровнее трогается. Ну и ногами трогаться уже приноровился.

А циклоаналист попробую откалибровать в ближайшие дни. Запишу интегральные показатели за день с ним и с ваттметром, посмотрю на расхождения и поправлю сопротивление шунта соответственно.

фото лигерада с сумками

rnt

Завершили мы свое путешествие. Проехали 2200+ км за 23 дня.
Лигерад завершил свое путешествие без мотора.
Мотор Q100 работал на 48В с током до 12 А. Хорошо показал себя на ровной местности,  легко поддерживая скорость 25 км/ч с запасом до 30 - 35 км/ч. На батарее 48В 20Ач, максимальный пробег составил 185 км за день.
Но на подъемах Q100 показал себя не с лучшей стороны. Момента развиваемого мотором явно не хватало чтобы тащить груженый лигерад. Скорость в крутые подъемы падала до 5 - 8 км в час, при активном педалировании. Очевидно, что при этом мотор работал далеко не в оптимальном режиме и соответственно хорошо грелся. Как только мы добрались до Южного Урала и за один день набрали суммарно несколько километров высоты - мотор перегрелся (на улице при этом было под 35 градусов) и в конце концов перестал работать. Точные причины отказа пока я не установил - мотор ждет разборки в гараже, но похоже что сгорел именно мотор а не контроллер. Циклоаналист работает, контроллер на сигналы реагирует. При подаче газа мотор дергается но не крутится. Похоже, что не работают датчики в моторе.

Пришлось последние 100 км пути ехать на педалях по горах. Скорость заметно упала, но доехать получилось.
На втором велосипеде стоит мотор Bafang BPM на 36В 350 Вт. Он тянул в гору без проблем, гораздо лучше чем Q100. Если по равнине Q100 легко обходил BPM за счет запаса в мощности - 500 Вт против 350 Вт, то в крутую гору BPM легко вырывался вперед, позволяя с педалированием брать горки со скоростью не менее 15 км/ч.
Теперь я думаю изменить конфигурацию электролигерада - поставить на него мотор потяжелее, но более приспособленный к передвижению по холмистой местности. Лигерад явно получается дальнобойный, в дальнюю дорогу груз набегает изрядно и парой кг на мотор можно пожертвовать. Тем более что в этот раз груза я вез с избытком и опыт показал что ехать так вполне комфортно.

Как я понял, по мои запросы лучше всего подходит Bafang BPM весом 4 кг. Но есть моторы промежуточного уровня под 3 кг. Типа Q128 или Bafang SWXK - как бы найти сравнение этих моторов или похожих, с характеристиками, чтобы выбрать что лучше поставить?

mevial

Цитата: rnt от 18 Июль 2012 в 16:26
Завершили мы свое путешествие. Проехали 2200+ км за 23 дня.
Лигерад завершил свое путешествие без мотора.
Мотор Q100 работал на 48В с током до 12 А. Хорошо показал себя на ровной местности,  легко поддерживая скорость 25 км/ч с запасом до 30 - 35 км/ч. На батарее 48В 20Ач, максимальный пробег составил 185 км за день.
Но на подъемах Q100 показал себя не с лучшей стороны. Момента развиваемого мотором явно не хватало чтобы тащить груженый лигерад. Скорость в крутые подъемы падала до 5 - 8 км в час, при активном педалировании. Очевидно, что при этом мотор работал далеко не в оптимальном режиме и соответственно хорошо грелся. Как только мы добрались до Южного Урала и за один день набрали суммарно несколько километров высоты - мотор перегрелся (на улице при этом было под 35 градусов) и в конце концов перестал работать. Точные причины отказа пока я не установил - мотор ждет разборки в гараже, но похоже что сгорел именно мотор а не контроллер. Циклоаналист работает, контроллер на сигналы реагирует. При подаче газа мотор дергается но не крутится. Похоже, что не работают датчики в моторе.

Пришлось последние 100 км пути ехать на педалях по горах. Скорость заметно упала, но доехать получилось.
На втором велосипеде стоит мотор Bafang BPM на 36В 350 Вт. Он тянул в гору без проблем, гораздо лучше чем Q100. Если по равнине Q100 легко обходил BPM за счет запаса в мощности - 500 Вт против 350 Вт, то в крутую гору BPM легко вырывался вперед, позволяя с педалированием брать горки со скоростью не менее 15 км/ч.
Теперь я думаю изменить конфигурацию электролигерада - поставить на него мотор потяжелее, но более приспособленный к передвижению по холмистой местности. Лигерад явно получается дальнобойный, в дальнюю дорогу груз набегает изрядно и парой кг на мотор можно пожертвовать. Тем более что в этот раз груза я вез с избытком и опыт показал что ехать так вполне комфортно.

Как я понял, по мои запросы лучше всего подходит Bafang BPM весом 4 кг. Но есть моторы промежуточного уровня под 3 кг. Типа Q128 или Bafang SWXK - как бы найти сравнение этих моторов или похожих, с характеристиками, чтобы выбрать что лучше поставить?
Пока мы тут громко шумели нашим электропробегом вы тихонько прокатили чуть ли не больше нашего. Мегареспект! +1 от меня.
По моторам - у меня есть q85, как я понял по форуму даже потухлее чем q100 в плане самого моторчика, надо будет его протестить. На самом деле удивлён, что смогли зажарить мотор в 20" колесе. Есть предположение, что при батарейном токе в 12А фазный у вас выходил далеко за 20А в гору. Жду отчёта с разборкой и фотками мотора. У нас на пути максимальный подъём был, кажется, 8%, скорость с педалированием падала до 20км/ч, но я был не сильно гружёным, а за подъёмом следовал либо спуск, либо плоскач, на котором у мотора была возможность охладиться на скорости 40+км/ч. Да и моторчик у меня потолще, 3кг. Опять же не знаю влияет или нет на момент, но кьюты все инраннеры, а бафанги/мхусы аутраннеры. Осталось понять насколько момент кьюта ниже момента мхуса.

mevial

Цитата: ilyukhs от 26 Июнь 2012 в 00:09
Кстати, нет нарушения кровообращения в пальцах ног, в ступне? В виде мурашек, затекания проявляется.
Не без труда нашел в своем архиве фотку моей посадки. По ней видно, что ноги на уровне или даже чуть ниже пятой точки, ... а все равно иногда кровообращение в нижних конечностях нарушается :bn:
После большого пробега скажу, при педалировании ноги не затекали совсем, при езде на моторе было немного, но вот сиденька у меня пожёстче и видимо всё-таки не совсем под меня, временами отсижлёживал себе копчик. Так же всё не так однозначно с подголовником(которым работал рюкзак). На ровной дороге без шлема всё мягко и удобно, под шлем рюкзак приходилось оттопыривать курткой от сиденья, но на кочках в любом варианте подголовник бьёт по голове, через 5 минут такой езды уже нет никакого желания им пользоваться. Так что надо делать подголовник либо из толстенного слоя пористой резины, либо на стойки ставить амортизаторы.

FAS_r7

пришлось плюсовать, зачетно прокатились!

ЗЫ  итого, действующих элетролигерадов 4 штуки насчитал (3 легких на микромоторах и один мой тяжелый скутероподобный).  так вроде?

edw123

Цитата: mevial от 18 Июль 2012 в 17:41...Осталось понять насколько момент кьюта ниже момента мхуса.
По графику разгона на полном газу наверное.

илс

ЦитироватьЗавершили мы свое путешествие. Проехали 2200+ км за 23 дня.
Да интересный отчет,  плюсанул с удовольствием :wow:. Не стесняйтесь выкладывать фото и видео, думаю многим будет интересно.
Я сейчас тоже активно путешествую за городом, почти каждые выходные, до 100км.
Мотором и батарей крайне доволен. Лигерад часто приходится перетаскивать через поваленные деревья, рельсы, преодолевать мелкие речки, болота и т.д.
Поэтому вес критичен. Но у меня груза почти нет. В вашем случае, вероятно нужен более мощный мотор.

Как решали вопрос с зарядкой вдали от цивилизации?  Или при пробеге 180км, найти розетку не проблема? :-)

NikolayS

Цитата: rnt от 18 Июль 2012 в 16:26
Точные причины отказа пока я не установил - мотор ждет разборки в гараже, но похоже что сгорел именно мотор а не контроллер. Циклоаналист работает, контроллер на сигналы реагирует. При подаче газа мотор дергается но не крутится. Похоже, что не работают датчики в моторе.
Мегареспект! Вы протариваете дорогу электротранспорту в очень интересную но технически сложную область - туризм. Ваш опыт - бесценен!
Сам езжу на 100м но по равнине и без веса, конечно в этих скоростных условиях он хорош. Теперь мы знаем и его предел в горах. Еще было бы очень интересно узнать по-подробнее - сколько он конкретно вытянул - вес лигерада с грузом и седоком, скорость, величина подъема в метрах, наклон, дистанция... Я к примеру на ногах (на горном и с рюкзаком 15кг) перевал в 200м считаю очень значимым - пару таких в день и ничего уже больше не надо :) А вы аж о километрах подъема говорите! Интересно как оно с мотором.

Кстати родному контроллеру с бмсбаттерри (u91 у меня кажется) датчики не нужны - я езжу их не подключая. Попробуйте их отключить. Жаль если это помогло бы вам на маршруте, а вы не попробывали...
Cute-100 350Вт
10s6p NCR18650

rnt

Цитата: NikolayS от 19 Июль 2012 в 00:29

Сам езжу на 100м но по равнине и без веса, конечно в этих скоростных условиях он хорош. Теперь мы знаем и его предел в горах. Еще было бы очень интересно узнать по-подробнее - сколько он конкретно вытянул - вес лигерада с грузом и седоком, скорость, величина подъема в метрах, наклон, дистанция... Я к примеру на ногах (на горном и с рюкзаком 15кг) перевал в 200м считаю очень значимым - пару таких в день и ничего уже больше не надо :) А вы аж о километрах подъема говорите! Интересно как оно с мотором.

Кстати родному контроллеру с бмсбаттерри (u91 у меня кажется) датчики не нужны - я езжу их не подключая. Попробуйте их отключить. Жаль если это помогло бы вам на маршруте, а вы не попробывали...

Про отключение датчиков идея у меня была. Я даже попытался в дороге это сделать - вскрыл коробку с проводами отключил датчики, даже залил в контроллер Инфенион параметры с помощью программы для безсенсорного контроллера. Не помогло. Безсенсорный инфенион отличается от сенсорного, насколько я понял.

А велотуризм с электромотором оказался вполне рабочей идеей. Справедливости ради надо сказать, что раньше в велопоходы я не ходил, только в пешие лет 10 назад и на велосипеде более 50 км за день не проезжал. Да и отменной спортивной формой похвастаться не могу. Но мотор позволил с умеренными физическими нагрузками преодолевать значительные расстояния за день. При этом у нас было очень много, по меркам велотуристов груза. Оценочно на лигераде висело в пяти сумках не менее 30 кг груза, на втором велосипеде в тележке груза было не меньше. Мы набрали кучу запчастей (на четыре колеса у нас оказалось только одна не китайская втулка с эксцентриком, остальные три китайские на гайках трех разных размеров - такая вот унификация по китайски). Мой вес под 75 кг. Вес лигерада под 25 - 30 кг с багажниками и сумками. Итого 130 кг на двух колесах. По равнине идет отлично. В горку главное не терять скорость. Если горка не крутая удается при помощи мотора и ног удержать скорость под 15 - 20 км/ч. На крутых горках (перед некоторыми такими я видел знак 8%) скорость падала ниже 10 км/ч но и при этом мотор ощутимо помогал. Пока работал мотор ни разу у меня не возникало желания слезть с велика и пойти пешком. Без мотора такое желание появлялось регулярно.

С подзарядкой проблем не было, так как за все время мы только 1 раз ночевали в палатке. В остальных случаях останавливались в гостиницах с электричеством. При среднем нашем пробеге за день 120 - 150 км спланировать маршрут от гостиницы до гостиницы оказалось нетрудным. Ночного заряда на день хватало. Один раз подзаряжались по дороге в придорожном кафе около 2 часов. Тогда мы думали, что придется ночевать в лесу, но позже по дороге встретилась гостиница.

Во время движение у меня даже возникла мысль - что электровелотуризм это отличная идея для коммерческого туризма. Электровелосипед позволит среднему туристу без физической подготовки ощутить прелести велотуризма доступные только тренированным спортсменам. И это без сверхусилий, с высокой комфортностью поездки,  с ночевками в гостиницах и посещением интересных мест на достаточно длинном маршруте. Например маршрут от Нижнего Новгорода до Казани на 5 дней хода очень красив. Это лучший участок нашего путешествия. Правда стоимость такого путешествия окажется не маленькой. С комфортом это около 4 - 5 тыс.руб. в день на человека (ночевка, еда, экскурсии) плюс ориентировочно 100 тыс на снаряжение. То есть затраты на  одного туриста будут 40 - 50 тыс. руб. (из расчета что снаряжение пройдет 10 туров за сезон) умноженные на коэффициент жадности организатора. Но зато это не набившая всем оскомину Турция.

rnt

Сегодня провел инспекционный разбор электрооборудования лигерада после 2200+ км пробега.
По результатам разбора признал мотор сгоревшим безвозвратно. Контроллер и остальное оборудование, как будто, не пострадали.
Для начала проверил работу оборудования в сборе. Обнаружил, что хотя мотор не желал стартовать самостоятельно, после раскрутки руками он начинал реагировать на ручку газа и раскручивался, хотя и с некоторой вибрацией. После ряда экспериментов обнаружил, что отключение одного из датчиков Холла почти не сказывалось на работе мотора. После раскрутки руками он по прежнему запускался. Что интересно, для двух датчиков Холла их отключение не сказывалось на раскрутке, а при отключение третьего датчика (при двух других включенных) заставить мотор крутится от электричества не удавалось ни при каких условиях. Такая ассиметрия наводила на грустные мысли. Датчики Холла делали вид, что работают нормально. Все одинаково реагировали на вращение колеса изменяя напряжение на сигнальном проводе от 0 до 4 В.
Сопротивление всех обмоток двигателя было близко к нулю. Не сразу я догадался измерить сопротивление между обмотками двигателя и корпусом мотора - оно тоже оказалось нулевым.

Потом при помощи интернета и тисков я вскрыл мотор. Вскрытие показало, что механика мотора находится в отличном состоянии. Шестерни целы, люфтов нет, смазка есть, все вращается как надо.
, ,
Дальше вскрыл обмотки. Заметны сильные следы перегрева, все черное, часть изоляционного материала разрушилась и черная пыль покрыла все, в том числе датчики Холла. Но с датчиков пыль легко стерлась и повреждений на них не было видно. На силовых проводах были видны нарушения изоляции в местах сгиба. На обмотке также видны нарушения изоляции. Сопротивление между обмоткой в местах нарушения изоляции и контактами двигателя нулевое.
,,,

По всей видимости в результате перегрева разрушилась изоляция одной из обмоток, после чего она перестала работать. В результате две обмотки работают и позволяют двигателю крутиться после ручного запуска, но одна не работающая обмотка не дает ему запускаться.
Чтобы восстановить двигатель обмотки надо перематывать. В Белорецке за это никто не взялся. Интересно, можно ли это сделать в Москве? И есть ли в этом смысл?

Потом, для интереса вскрыл контроллер Инфенион. Патологических изменений, кроме исчезнувшей окраски на резисторе R1, не обнаружил.
,

Теперь думаю как поставить лигерад на ход. Нужен новый двигатель, но похоже купить и доставить его в Белорецк за разумное время и разумные деньги не удастся. Придется пока крутить педали и восстанавливать электропривод уже в Москве.

mevial

Познавательная информация. Датчики живы, контроллер тоже, перегретый резистор - результат жары, но не смертельно. Если не секрет, то сколько стояло ограничение фазного тока? Не могли бы вы измерить диаметр одной проволочки в моторе и посчитать количество проволочек в одной фазе? Перемотать мотор конечно не рентабельно, проще пустить на запчасти, но если есть желание и куча времени, то это не так сложно.

илс

Кажется в нашем полку - пополнение!  :-O
Коллега PULSAR давно читает форум и ездит на вертикальном электровеле.
Но писать не любит. Есть такие энтузиасты-читатели, честь им и хвала. :kidding:
Иначе на ежедневное чтение форума ЭТ у меня уходило бы не полдня, а практически весь  :ah:
Но к делу. Пульсар в субботу ожидает получитьт это зеленое чудо: http://velomobile.org/forum/viewtopic.php?f=3&t=7215


С нижним рулем аватар и простой задней вилкой без усиления треугольником, как в модели Азуб 5.
Смотрится такая вилка интереснее, как оно будет в деле, надеюсь все-таки, когда нибудь услышим от счастливого обладателя. :-)
Пока его интересует комплект для электрофикации, а именно, мотор, контроллер, батарея.
Также он хотел бы услышать советы по размещению этого хлама на 2-х подвесной лежачке.
У меня, разумеется есть свое мнение, но прежде хотелось бы услышать советы, со стороны электровелосипедных зубров и просто, увлеченных темой людей.

Веломобилисты и путешественники - АУ :bravo:

mevial

Цитата: илс от 01 Март 2013 в 23:36
Пока его интересует комплект для электрофикации, а именно, мотор, контроллер, батарея.
Также он хотел бы услышать советы по размещению этого хлама на 2-х подвесной лежачке.
У меня, разумеется есть свое мнение, но прежде хотелось бы услышать советы, со стороны электровелосипедных зубров и просто, увлеченных темой людей.

Веломобилисты и путешественники - АУ :bravo:
Мотор мелкий, планетарный, особых предпочтений нет, но mxus хорошо себя зарекоменлдовал, q100 поменьше будет. Аккумуляторы можно крепить как у меня, если действительно помощь педалированию, а не 16кг, как у меня было в питерской поездке, то без перпендикулярной трубы можно удержать. Контроллер, да любой, регена и противоугонки всё равно не будет, режимы скорости тоже без надобности. Ну можно конечно максконтроллер, потише ехать будет.

илс

ЦитироватьАккумуляторы можно крепить как у меня, если действительно помощь педалированию, а не 16кг, как у меня было в питерской поездке, то без перпендикулярной трубы можно удержать. Контроллер, да любой, регена и противоугонки всё равно не будет, режимы скорости тоже без надобности. Ну можно конечно максконтроллер, потише ехать будет.
Человек взял лежачку под дальние велопоходы.
Поэтому батареек будет относительно много, вес с барахлом немаленький, как бы с мелким мотором не вышло, как 2-мя постами выше  %-)
Но даже если Пульсар надумает в пользу 1кВт МАС, я бы не стал рекомендовать максконтроллер.
Потому что на фоне поющих шестеренок, прямоугольный ШИМ слышен не будет, имхо.