LiFePO4 Аккумуляторы характеристики, опыт эксплуатации.

Автор чел, 14 Фев. 2009 в 07:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nordiver

Цитата: mahmur от 04 Авг. 2010 в 17:52
Доброго времени, рад представиться. На электричество пересел недавно, собрал чоппер на раме BigMo, путем сложных хитросплетений в солнечный наш Сочи был провезен Ямасаки мотор 48V-750 (1000?)Вт. Теперь, собственно, сабж. Свинец, конечно, хорош, спору нет, грузила, пули замечательные выходят... Однако рвет, собака сумки подседельные, да и рыскать мой чоппер начал, как-то несолидно. Словом, созрел я на LiFe. Темку вашу уже пару месяцев от корки до корки прочел. Однако сам покупать за границей не решусь, наверное. В связи с этим вопрос: а) может ли кто проассистировать, да подстраховать в покупке и сборке и/или б) за некую комиссию приобрести (собрать) батареюшку 48V 20Ah? Очень поравились (эстетически) элементы из "родительской" ветки (на фотографии ее представляла девушка) господина Tiamo, если не ошибаюсь (заранее тысячу извинений если напутал что-то в нике, это не из высокомерия, просто, сами пониамете, сто страниц, устанешь искать). Ну, или A123 sistems.

Если собирать то я бы посоветовал собрать из тех элементов из которых собирал я, качество очень высокое, и хорошее соотношение ёмкость-масса, я думаю что собрать Вы сможете у себя в городе, стоит только поискать специалистов, технологию сборки я приводил в теме. Если заказывать готовую то стоит почитать тему, тут полно всякого опыта.

ilya-spb

Самостоятельная сборка конечно же лучше китайской , но к сожалению не каждому она доступна. Во первых сможет ли человек решить вопрос правильной зарядки-разрядки литиевого аккумулятора , т.е. найти ВМС или его замену и блок питания.

yokneamcity

Цитата: ilya-spb от 05 Авг. 2010 в 01:27
Самостоятельная сборка конечно же лучше китайской , но к сожалению не каждому она доступна. Во первых сможет ли человек решить вопрос правильной зарядки-разрядки литиевого аккумулятора , т.е. найти ВМС или его замену и блок питания.

У conhinmotor очень неплохие БМС есть

TRO

#1821
Цитата: yokneamcity от 05 Авг. 2010 в 11:16
У conhinmotor очень неплохие БМС есть
Гугль про таких не знает, конкретизируйте плиз.

P/S   Спасибо, Вы просто опечатались в названии.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

yokneamcity

Цитата: TRO от 05 Авг. 2010 в 12:11
Цитата: yokneamcity от 05 Авг. 2010 в 11:16
У conhinmotor очень неплохие БМС есть
Гугль про таких не знает, конкретизируйте плиз.

Вот их сайт.
http://www.conhismotor.com/

Есть у них БМС на 48 Вольт-60 Ампер.Балансировка на 16 ячеек.
Если кому интересно,могу подробнее фото отправить.Хотя где-то в этой ветке уже было фото.

Mixail

Прошел почти год без нескольких дней с момента покупки и эксплуатации батареи LiFePO4 на 48в 20ач купленной у OSN. https://electrotransport.ru/index.php/topic,1483.720.html
Специально провел несколько полных циклов разряда током 0.2с и 1.9с. Контолировалось все СА, прибор немного занижает показания, но на общий рузультат это почти не вляет.
Разряд разным по величине током выдал практически одинаковую емкость с разницей в несколько сотых, емкость оказалсь 19.2 ач.
Думаю, что для года эксплуатации это вполне нормальная цифра, только емкость после покупки так и не удалось точно померить.
За это время батарея успела поработать в диапазоне от -25 до 50 градусов. С августа 2009 по конец января 2009 и с конца марта 2010 по сегодняшний день. В основном используется для поездки на работу. Пройденное растояние примерно 2000км, возможно больше, так как велокомп зимой иногда замерзал и не работал.
Акумом вполне доволен, проблем за все время не доставлял. Хотя BMS бралась на 30а, без отключений на разгоне споконо выдает до 90а.
Единственно что можно было взять меньше емкость, так как за полный день мне еще ни разу не удавалось его посадить, емкость для меня избыточна.
Так же одновременно минусом (из-за веса) и плюсом является металлический корпус ячеек, тряска им совершенно пофигу, никаких повреждений, акум как литой.
В общем приобретение оказалось хорошим, 1 год-полет нормальный, даже потеря 1ач от заявленных производителем практически не заметна и на работу не влияет.
Возможно, но не точно скоро акум будет не дорого продаваться вместе с двумя МК, всвязи с апгрейдом и преходом нна повышенное напряжение. Хорошо подойдет для скутера.

TRO

Цитата: qxov от 15 Апр. 2010 в 12:11
Цитата: andreym от 15 Апр. 2010 в 10:48
Кстати эти сборки наверняка можно использовать для параллельного подключения к аккумам типа Пинга или другим в параллель для компенсации просадки напряжения - у них токоотдача заявлена 30С - думаю что это почти реально!
Кстати, а это будет работать?

Например, я собираю батарею 16s2p из A123 и к ней параллельно подключаю 16sXp батарею из более "вялых" и менее дорогих элементов. Каждая из батарей со своей BMS. То есть, основная энергия будет запасена в "большой и дешевой" батарее, а "маленькая и модная" будет компенсировать недостатки первой во время разгонов.

Если просто так это работать не будет, то что нужно сделать, чтобы это все-таки заработало?


Чёто зацепила меня эта тема и заставила крепко задуматся.

Если запаралелить 2 батареи с разным соотношением (внутреннее сопротивление/ёмкость), то при тапке в пол и постоянной нагрузке A123 будет работать на максимуме со старту постепернно передавая эстафету "вялой батарее". Под конец вялая батарея будет работать почти одна.

А вот если характер работы мотора прерывистый, или нагрузка неравномерная, то в паузах "вялая" батарея будет постоянно доливать энергию в A123. При этом если разница ёмкости батарей 10 кратная, то из за этих качелей с переливом, за оин полный разряд всей батареи - элементы A123 могут постареть приблизительно до 8 полных циклов. Вам может покажется что исходя из этих соображений я хочу сделать вывод что так делать нельзя. Как раз наоборот. Главное, что "вялой" при этом будет сильно легче из за очень снизившихся максимальных токов, хотя A123 прийдётся работать на убой. Остаётся прикинуть в каких случаях это оправдано.

Вот допустим мне до работы километров 10. "Вялая" батарея малой ёмкости из за слабого максимального тока не даёт поставить мощное мотор-колесо, а на батарею бОльшей ёмкости во первых нету денег, а во вторых нафига нам возить с собой килограммы дорогого баласта?!! Значит, покупаем "вялую" и лёгкую батарею практически без запаса по ёмкости, докупаем A123 по паре А/ч на ячейку, ставим мощное мотор-колесо, контроллер желательно с рекуперацией, и более мощную BMS(или лудим шунт и добавляем полевики во имя экономии.) Теперь можем смело козлить и уходить со старту на светофоре не опасаясь за жизнь "вялой батареи". При этом велосипед будет не напряжно таскать подмышкой. Да, A123 будут терять быстрее свою ёмкость, ну и фиг с ней, главное чтобы внутреннее сопротивление оставалось заметно меньше чем у "вялой". Другого более оптимального и экономичного варианта я не вижу.

Теоритически таким образом, можно даже свинец лифером бустерить паралеля готовые батареи(с индивидуальными BMS) тщятельно расчитанные по напряжению (это только прикидки, надо посчитать процентный диапазон рабочих напряжений с учётом горбатости графиков разряда). Ну а если наверняка, то в тылу буферного лифера поставить свинец немного бОльшего напряжения, и с помощью ШИМа с синхронным детектором доливать нормированным (для свинца)током энергию в буферный лифер до его максимального напряжения (с отличным КПД). Пробег для городских условий должен реально вырасти, и продлить жизнь свинцу на многие лЕта. Это по идее, очень актуальный и экономичный апгрейд для уже ездящих на свинце.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Vetal

#1825
Ну насчет предела для А123, это врядли, у них  максимальный продолжительныи ток 30С,а это для 2.3ач элемента 70а. Умножить на два =140. Велик таких токов не потребляет,с обычными не  форсироваными моторами. У меня BMS настроена на 40а,очень чуствительна,даже на заряд емкостей контроллера срабатывает(для заряда емкостей у меня стоит ключ с резистором для предварительного заряда на 1.2секунды,потом вкл.основной) и ни разу не отключилась по перегрузке.(мотор 500вт 48в). И стоит у меня всего 4 элемента в параллель,а тут 2шт., вполне хватит без перегрузок. Кстати на своих 4х в параллель(2.3ач элементы) засекал пробег- 44,5км при полном газу почти все время и помогая педалями без особого усилия.
Только насколько такие манипуляции выгодны с экономической точки зрения,надо считать для конкретных вариантов. Кстати для а123 гдето находил тесты зависимости к-ва циклов от токов нагрузки(не радует). Ресурс а123 достаточно сильно зависит от токов нагрузки. Уберегая свинец,который в несколько раз дешевле,гробить а123,может лучше добавить еще парочку в параллель,для небольших расстояний выше крыши достаточно.

andreym

Цитата: TRO от 08 Авг. 2010 в 02:26
....
Теоритически таким образом, можно даже свинец лифером бустерить паралеля готовые батареи(с индивидуальными BMS) тщятельно расчитанные по напряжению (это только прикидки, надо посчитать процентный диапазон рабочих напряжений с учётом горбатости графиков разряда). Ну а если наверняка, то в тылу буферного лифера поставить свинец немного бОльшего напряжения, и с помощью ШИМа с синхронным детектором доливать нормированным (для свинца)током энергию в буферный лифер до его максимального напряжения (с отличным КПД). Пробег для городских условий должен реально вырасти, и продлить жизнь свинцу на многие лЕта. Это по идее, очень актуальный и экономичный апгрейд для уже ездящих на свинце.
Я проводил такой опыт:
скутер с МК 500вт (реально пиковая думаю за киловат была при разгоне)
на свинце 48в 18ач (рыжая Дельта 4 штуки)
в параллель к этому всему подключал лифер на 48в 8ач
учитывая что точки подключения подбирал наугад (торопился), получилось воткнуть лифер после амперметра тоесть параллельно контроллеру.
Итого получилось наблюдать за токами которые шли в свинец\из него (токи лифера были не больше 30ампер так как больше контроллер не может взять)
обе батареи были полностью заряженные.
Что получилось:
сразу при подключении лифера он начал заряжать свинец током около 4 ампер (быстро упал до 1-2ампер)
в процесее движения когда крутишь ручку газа до упора ток со свинца потреблялся около 2-8ампер, как только отпускаешь ручку газа лифер опять начинал немного подзаряжать свинец (гдето 1-2ампера)
через буквально 3-5километров напряжения на аккумах стали почти равны (у лифера средняя точка около 52-53 вольта) и токи "перетекания" упали без нагрузки до 0.5-1а. При "тапке в пол" свинец разряжался все теми же 2-8 амперами, остальное отдавал лифер
в таком режиме получилось проехать довольно долго, после чего лифер видимо уже начал разряжаться (напряжение упало ниже средней точки) и получилась следующаяя картина: без нагрузки уже свинец отдавал в лифер от 1 до 3ампер,
при трогании и движении от свинца уже потреблялось от 5 до 10ампер, остальное отдавал литий.
еще через несколько километров заметил что бмска у лифера уже видимо отрубилась и весь ток для движения выдавал свинец,
при этом если остановиться ненадолго и постоять минут 5-10 то лифер немного заряжался от свинца (1-3ампера) и при первых 2-3 стартах помогал быстрее разгоняться, потом бмска опять отрубалась и работал только свинец.
В этот момент я решил больше не мучать лифер и отключил его совсем.
Домой доехал уже на свинце.
Эксперимент проводился без всяких контроллирующих устройств за исключением бмски для лития и амперметра который стоял между свинцом и литием.

FAS_r7

Цитата: andreym от 08 Авг. 2010 в 12:39
Я проводил такой опыт:
скутер с МК 500вт (реально пиковая думаю за киловат была при разгоне)
на свинце 48в 18ач (рыжая Дельта 4 штуки)
в параллель к этому всему подключал лифер на 48в 8ач
учитывая что точки подключения подбирал наугад (торопился), получилось воткнуть лифер после амперметра тоесть параллельно контроллеру.
+1  за эксперимент.
А что за лифер был?  каммиЦЦ?
возможно, в лифере только одна из банок сильно подсела и БМС отрубала акк ещё при ~50...51В, и дальше одному свинцу приходилось работать.

maxakal

Пришел сегодня лифер от Vpower 36в 20а.ч.   Померил напряжение на клеммах - 39.6 вольт. Поставил на зарядку, где-то через полчаса вентилятор начал работать с перерывами, погонял его еще немного. В результате напряжение на акке без нагрузки стало 42.6 вольт. Не смог уже унять зуд в коленках и побежал ставить его на свой вел. (Ибо последние полмесяца ездил на педалях и возил на багажнике мертвую кучу свинца весом 12кг. Из 12а.ч заявленных в нем осталось 0.4! а.ч. При дороге на работы (это 10км) его хватало, только на то, чтобы въехать на одну небольшую горку при помощи педалей. Нового свинцового аккума хватило примерно на 5 поездок в 10км. Дольше он просто стал умирать на глазах.) Мотор 500вт от Vpower.
Короче говоря поехал я на новом лифере с целью разрядить и проверить дальность. Тапка в пол, без перерыва ехал пока не устал. Начало уже темнеть, замерз даже и зад как доска уже деревянный. Проехал 50 км, светодиод показометра так и не погас ни один. Не удалась попытка однако. Плохой аккумулятор  :) . Завтра дальше буду разряжать. Ток при старте  30а, на крейсерской скорости 35км/ч - 12а .
Просто езжу...

Mixail

Поздравляю с приобретением.
Все таки лучше перед поездкой отбалансировать акум, судя по напряжению он не дозарядился.
Показометр скорее всего ничего и не покажет, ведь он для свинца расчитан.
Измерьте напряжение батареи и примерно узнаете сколько осталось.
Отключится она у вас когда напряжение упадет до 24-30в в зависимости от порога отключения BMS.
Если будет меньше 36в, то конец заряда уже совсем близко.

maxakal

Цитата: Mixail от 10 Авг. 2010 в 02:05
Поздравляю с приобретением.
Все таки лучше перед поездкой отбалансировать акум, судя по напряжению он не дозарядился.
Показометр скорее всего ничего и не покажет, ведь он для свинца расчитан.
Измерьте напряжение батареи и примерно узнаете сколько осталось.
Отключится она у вас когда напряжение упадет до 24-30в в зависимости от порога отключения BMS.
Если будет меньше 36в, то конец заряда уже совсем близко.
Спасибо.Завтра (сегодня уже) буду тестировать более придирчиво.  Однако уже доволен. :)
Просто езжу...

Mixail

Если не боитесь потерять гарантию, то советую разобрать акум и посмотреть как он сделан.
Почти 100% что там будут косяки, лучше их исправить чтобы не иметь проблем в будущем.
Может придется что то подпаять или усилить.

Vetal

Цитата: maxakal от 10 Авг. 2010 в 01:52
Проехал 50 км, светодиод показометра так и не погас ни один.
Я на своем реальных 8.8а/ч тоже замерял, так же ехал аж надоело,а ни один светодиод родного показометра не гаснес и не гаснет. Проехал,правда все время помогая педалями,42.х км и наконец один диод погас,после этого хватило до 44.5км доехать и разрядился,пришлось км 5 ехать на педалях,после помощника мотора да и еще все время крутил педали,хоть и без напряга, чето так тяжело показалось. Так что далеко в конце не заезжайте :) .
Насчет кто отключится,скорей всего первым контроллер вырубиться при 10.8*3=32.4в, ну и тем лучше для акумов 32.4в/12шт=2.7в/на ак. ,дальше с них все равно много не выжать,на несколько сотен метров,зато проживут дольше.

maxakal

Цитата: Mixail от 10 Авг. 2010 в 02:31
Если не боитесь потерять гарантию, то советую разобрать акум и посмотреть как он сделан.
Почти 100% что там будут косяки, лучше их исправить чтобы не иметь проблем в будущем.
Может придется что то подпаять или усилить.
Разбирать буду скорее всего, хотя может еще и не сейчас. Есть идея снять его с багажника и запихать в раму. Тогда точно придется его форму изменять. Ну если конечно сейчас вылезут косяки по емкости-напряжению, то придется разбирать и так. Гарантии потерять не боюсь, ибо обратно в Китай отправлять нет никакого желания.
Просто езжу...

maxakal

Цитата: Vetal от 10 Авг. 2010 в 03:47
Цитата: maxakal от 10 Авг. 2010 в 01:52
Проехал 50 км, светодиод показометра так и не погас ни один.
Я на своем реальных 8.8а/ч тоже замерял, так же ехал аж надоело,а ни один светодиод родного показометра не гаснес и не гаснет. Проехал,правда все время помогая педалями,42.х км и наконец один диод погас,после этого хватило до 44.5км доехать и разрядился,пришлось км 5 ехать на педалях,после помощника мотора да и еще все время крутил педали,хоть и без напряга, чето так тяжело показалось. Так что далеко в конце не заезжайте :) .
Насчет кто отключится,скорей всего первым контроллер вырубиться при 10.8*3=32.4в, ну и тем лучше для акумов 32.4в/12шт=2.7в/на ак. ,дальше с них все равно много не выжать,на несколько сотен метров,зато проживут дольше.
Ну у меня педалями помогать не получается пока. Колеса 24" и вел Стелс с 6 передачами. На педалях ехать можно только 20км/ч , что совсем не айс. Сейчас придут новые спицы для 26" колеса буду нормальный вел делать.
Сейчас померил напряжение после ночи отстоя - 45.6вольт.
Просто езжу...

DarthGray

А мне опять не повезло...
Аккум пришёл в слегка разваленном виде, то ли таможня пыталась вскрыть, то ли сам развалился при транспортировке
Сразу насторожило чёрное пятнышко в углу
Но поскольку надо было уезжать, я ограничился замером напруги - вроде нормально
По приехалу разобрал аккум - худшие подозрения подтвердились. Хорошо ещё, ято я не попытался сразу поставить его на зарядку
Хвала аккуратности наших грузчиков!!!
Я не знаю, с какой высоты его надо было бросить углом, чтоб достигнуть такого эффекта
Насколько я понял, от удара произошло внутренне К.З.
При этом угловая банка разогрелась до фиг знает какой температуры и развалилась в хлам. Неиэвестно, к чему бы это привело, если бы напрочь не отгорела шина. Соседним элементам тоже не поздоровилось, по-любому 4 угловых элемента надо менять...
Можно конечно от каждой ячейки отгрызть по банке и заменить ими убитые, сделав 7р из 8р, но терять 100Вт/ч из за чьего-то раздолбайства тоже не хочется
Так что я опять в непонятке. ОСН вряд ли компенсирует мне потерю, так как вроде бы их вины в этом нет...
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.