ШИМ "родил". Конструктивная критика очень нужна...

Автор варп, 19 Авг. 2012 в 18:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

варп

#36
Ездил сегодня первый раз на своём ШИМе...Да уж - прогресс.Езда с ШИМом - более цивиллизованная...Перестаёшь бесконечно нестись , как бешенный таракан , чтоб скорость не сбавлять ...ШИМ , кстати - первый вариант , тот что на фото , ещё без защиты по току и без автомата максимальной мощности ( кстати, второй вариант автомата , тот что с триггером Шмидта , настроил , работает нормально - включает реле на 98-ми процентах мощности , выключает на 95-ти...Всю схему на днях выложу).Полевик поставил - IRFZ44 ( невесть откуда взявшийся в куче хлама ) , с ним всё настраивал, на нём и поехал ...На небольшом радиаторе , после 15 - ти минут езды - чуть тёплый...Управление - ползунковый потенциометр на 50 кОм в коробочке на руле . Управляешь большим пальцем...Достаточно удобно.Провод, кстати, к потенциометру длиной метра полтора...Пофигу ему всё ...На самом деле , заморочек даже меньше - ни тебе выключателей, ни кнопок, ни реле...На ночь только клемму скидываю....Вот такие дела...Огромное спасибо всем за помощь и поддержку.

KUUB, спасибо за своевременное замечание , согласен - есть повод задуматься...Полевик в активном режиме нам даром не нать....Если не трудно , уточни - ты точно знаешь , о чём говоришь, или ты так думаешь?Вот если влёт...., я бы не триггер , а компаратор поставил...
а если не влёт - есть чудный вариант - транзистором Т5 времязадающий конденсатор С3 разряжать!!!Ведь там уже всё есть ...И пороговый элемент ....Тупо пауза увеличится , полевик - закроется...
Решено - перетыкаем R15 на конденсатор С3 ....Ещё раз спасибо,KUUB.



KUUB

 Простое решение в голову пока не приходит... Хотя есть вариант - Т5 заменить тиристором (КУ-112 или аналогичным) или его транзисторным аналогом (сборкой). Главное - надёжное запирание (с запасом) выходного драйвера по сигналу перегрузки (проверяется осциллографом) при любых допустимых напряжениях питания. Тиристор откроется напряжением перегрузки (импульсом) и будет удерживаться током R8 до окончания цикла даже при пропадании тока в силовой цепи. После окончания цикла тиристор "потухнет" и схема снова будет работоспособна. Возможно потребуется поставить простейший усилитель для уменьшения падения напряжения на шунте. Ну и Вам потребуется подобрать номиналы всей цепочки. Поскольку схему Вы составили сами, это не должно вызвать особых затруднений. КУ-112 применялись в БП  ТВ  3-го поколения.

варп

#38
KUUB , так вроде ,  после вашей подсказки , я эту проблему уже решил...Или сомнения есть?
 
Цитата: варп от 29 Авг. 2012 в 19:47
.....

KUUB, спасибо за своевременное замечание , согласен - есть повод задуматься...Полевик в активной режиме нам даром не нать....Если не трудно , уточни - ты точно знаешь , о чём говоришь, или ты так думаешь?Вот если влёт...., я бы не триггер , а компаратор поставил...
а если не влёт - есть чудный вариант - транзистором Т5 времязадающий конденсатор С3 разряжать!!!Ведь там уже всё есть ...И пороговый элемент ....Тупо пауза увеличится , полевик - закроется...
Решено - перетыкаем R15 на конденсатор С3 ....Ещё раз спасибо,KUUB.




варп

#39
Цитата: nikvic от 05 Сен. 2012 в 11:38
Цитата: варп от 05 Сен. 2012 в 05:22
Про частоту ШИМ...
samorez,частота ШИМ и обороты - никак не соотносятся ...Да и видимо никак соотносится не могут - обороты то постоянно разные при разной скорости...Был бы вариатор - был бы повод подумать ... :-)( шутка, конечно...). Когда придумывал ШИМ( https://electrotransport.ru/index.php/topic,14895.0.html), частота с "потолка" получилась в районе 300Гц , оставил пока так, потому , что критерий её выбора пока не ясен....
Частота ШИМ должна быть как минимум на порядок выше, чем "магнитная" частота мотора. Применительно к коллекторникам - РПМ умножить на число контактов коллектора.
Ещё одно ограничение на частоту снизу - а понятнее как  ограничение на период ШИМ сверху - постоянная LR. За время периода ШИМ ток в цепи, состоящей из индуктивности L обмоток и их сопротивления R, не должен упасть на заметную долю.

Для наших моторов частота ШИМ около 16кГц, а частота ШИМ 300Гц приводит к резкому снижение КПД. Считайте, что никакого ШИМа у Вас нет, а регулировку Вы производите попеременным включением/выключением батареи.

Сегодня доделал второй дубль ШИМа , уже с ограниченем тока и автоматом полной мощности....Частоту ШИМа поднял до 16 Кгц, как рекомендовал nikvic ...
Всё работает, пару дней поезжу, подробнее расскажу и схему с новыми номиналами деталей выложу....
nikvic, БОЛЬШОЕ СПАСИБО за помощь...

варп

#40
...TRO,спасибо, что подсказал вместо плавного пуска , защиту по току сделать...Как с ней приятно ездить!Теперь , если начинаешь ехать на самокате , предварительно не разогнав его , он начинает плавно разгонятся сам , при этом автомат полной мощности , тоже не включает реле , т.к. завязан на ШИМ..., разогнавшись ,где-то до пол - скорости , чувствуется подхват - это прекратилось ограничение тока , срабатывает автомат полной мощности и самокат очень динамично набирает скорость...

Кстати , если понадобится использовать это ШИМ с аккумулятором на 12 Вольт , он будет работать без проблем , но стабилизатор напряжения , установленный на плате надо заменить на 9-ти вольтовый , а верхний по схеме вывод обмотки реле подключить до стабилизатора....



....ньансы по размещению резисторов датчика тока.

av-master

какой ток потребления ? пиковый / номинальный .


варп

#42
av-master , будете смеятся , но за всё лето не нашёл времени померить ни ток , ни напряжение под нагрузкой...Сейчас точно только одно могу сказать - при нынешнем аккумуляторе (Li) 20 V , 10 А/ч ток при разгоне до пол- скорости превышает 15 А (на столько расчитывал датчик тока), т.к. чувсвуешь , что защита не пускает ....После разгона , явно меньше 15А , тк едет быстро - без проблем.

all_bud

а по моему классная идея, коллега варп молодец, схемотехника простая, но все потребности в ней учтены, и ШИМ есть и драйвер и ограничение по току и 100%мощность. да и стоимость деталек подъемна любому. я вот только на этих выходных смог добить в своем контроллере на 555 таймере с помощью 358 ОУ блок токового ограничения и максимальной мощности. скоро буду тестить.
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

nikvic

#44
Цитата: варп от 13 Сен. 2012 в 09:10
...вместо плавного пуска , защиту по току сделать...
Плавный пуск реализовать не слишком сложно. Точнее, быструю реакцию на сброс газа и медленную - на открытие. Напряжение с ручки газа "накапливается" на конденсаторе через сопротивление с  параллельным   диодом.

варп

#45
 all_bud , спасибо за добрые слова . А схема радует ещё и тем , что в любое место можно осцилограф ткнуть и глянуть , что да как....Я ещё , из чистого любопытства , схему двухтактного инвертора родил по мотивам этого ШИМа , можно использовать как болванку для инвертора хоть какого напряжения хоть в какое , с гальванической развязкой.Там тоже две ностальгические микросхемы - 561ТМ2 И 561ЛА7... :-)
Да уж , nikvic - есть куда расти...

av-master

да нормально все.
у меня бы выглядело примерно так:
(без учета мелочей в виде 7805 etc.)
занялобы размер меньше полевика ))

Жаль нортов маловато. можно было бы наворотов больше наворотить ))
Если релле убрать ( так и непойму зачем оно ) то один порт лишний остается...  :ah:
по деньгам меньше 1 у.е ( без учета полевика. )

варп

#47
av-master , в том то и беда - вариантов исполнения - миллион , и у всех свои недостатки , а главное - нет схемы законченного устроийства , которое можно собрать за день - за два и поехать...Затруднения возникли у меня , но я хоть понимаю об чём речь, а что делать людям с меньшим опытом ...Я не спорю - если Вы нарисуете полную схему , напишите программу ( очевидно, что это для Вас - раз плюнуть ) , приложите прошивку  , а у людей окажется нужный контроллер , и будет возможность его запрограммировать , они , конечно , предпочтут Вашу схему ...
Да и , честно сказать - я понятия не имел, чем дело кончится , когда тему затевал.... :-D...реалити ш :laugh:у, блин...
P.S. С большим уважением отношусь к людям умеющим писать программы для микроконтроллеров , сам пробовал - грешен, но вовремя остановился , понял , что чтобы делать это хорошо , этому надо пол - жизни посвятить , а я максимум  что смог бы - светофоры программировать...( и то- вряд ли...).

i

Цитата: варп от 13 Сен. 2012 в 09:10
...Пытался ещё файл платы . Lay прилепить - не вставляется....
Очень просто: собираете все файлы в один архив .zip и уже его выкладываете.

варп

#49
Спасибо , что напомнил , i , я как-то подумал попробовать сделать так , а потом увлёкся и забыл...
...всё поправил , архив , там выше , где схема и плата...

PavelBog

#50
всем здраствуйте!
вот вопрос: вместо транзисторной сборки zdt6790 можно поставить 2 транзюка кт816 и кт817(pnp и npn соответственно)?
ps дорожки пожирнее лучше делать, во-первых надежнее, во-вторых меньше портится хлорное железо(меньше площадь меди для вытравки)
проект - электроскутер honda eve pax.
https://electrotransport.ru/index.php/topic,15191.0.html

варп

#51
PavelBog ,  если есть возможность лучше не КТ816 и КТ817 поставь , а какие-нибудь буржуйские , типа  KTA1273 ... ,- размеры меньше , быстродействие и надёжность - выше...
Предложение экономить хлорное железо , учитывая размеры платы , звучит забавно ... :-)

PavelBog

#52
ну если делаешь несколько десятков плат(разных), то реальная экономия будет. а дорожки потолще сделать-хуже не будет.

особой возможности поставить транзюки другие нету, довольствуюсь советскими. B-). буду экспериментировать :-)
проект - электроскутер honda eve pax.
https://electrotransport.ru/index.php/topic,15191.0.html

nikola_man

здравствуйте, такой вопрос,  нужно плавно раскрутить двигатель коллекторный двигатель  50 вольт, при изменениях в схеме обозначены красным, нужно еще что нибудь дорабатывать, и какой лучше применить драйвер , вместо ZDT5790