avatar_OSS

Детский электротрайк "Жучок"

Автор OSS, 14 Нояб. 2012 в 11:35

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

OSS

"Жучок"
Может комуто будет любопытно почитать, а может кого-то моя история сподвигнет или поможет создать своему чаду что-то подобное не наступив на грабли...

Вообще мысль сварганить детский электромотоцикл (еще для старшего) зрела уже не первый год, но не было идеи, в основу которой лег бы двигатель которого тогда не было.
Но как-то младшему сыну по наследству от родственников достался пластиковый трехколесный велик. Не знаю чем думали конструктора когда его проектировали, но ребенок на нем ездить так и не научился, да и вряд ли у него бы это получилось, т.к. плечо педального "шатуна" очень короткое, а педали разнесены друг от друга очень далеко, отчего посадка получалась враскоряку. В общем все катания на нем сводились примерно к таким:  :-D
Велик до переделки

То, что ребенок на этом ездить самостоятельно вообще не сможет я понял, но выбросить было как-то жалко и он просто пылился в гараже, но случилось еще два события - мне случайно достался новенький моторчик с редуктором от стеклоочистителя десятки и ещё в интернете я наткнулся на фото малыша рядом с двухколесным самодельным электромотоциклом. Вот это фото:творение mastercap

Выключатель в голове щелкнул, желание сделать что-то подобное усилилось и мысли о том, как это сделать зароились в голове и я приступил к реализации. Было это осенью 2011года.

Сначала двигатель примерил к велику и получалось, что вроде все должно влезть. Усилие после редуктора вроде не маленькое, потребление на ХХ всего 3,7А и меня поперло... Основной идеей было собрать из того, что есть (т.е. с минимумом закупок, чтобы в случае неудачи было не очень жалко выбросить), а еще и чтобы он не только ездил, но и смотрелся понтово, ведь для ребёнка это тоже немаловажно. Вся техническая сложность заключалась в передаче момента на колеса, т.к. редуктор червячный и после выключения мотора мотоциклик должен двигаться по инерции, а не останавливаться как вкопанный. К тому же это позволило бы брать мотоцикл папой на буксир если аккумуляторы сядут. Требовалась какая-то обгонная муфта. Проблема была решена покупкой двух звезд - обычной ужасного качества на 26 зубов за 50 р. (посажена на редуктор) и 13 с трещоткой (фривил) на заднюю ось.
В качестве оси на строительном рынке был куплен пруток на 10 с резьбой, гайки и шайбы.
На скорую руку был собран подрамник и вся трансмиссия
Первый вариант трансмиссии в сборе.

Поскольку внутреннее отверстие в звездах было намного большое посадочных диаметров, то были изготовлены жуткого вида переходники, а поскольку без станочного парка соблюсти соосность малореально, то звезды гуляли "и восьмеркой и яйцом".
Крепление ведущей звезды и мотора

Вместе с частично собранной на скорую руку основой, все это дышало, гуляло и в итоге приводило к слетанию цепи. При попытке инсталлировать все это в пластиковый "монокок" обнаружилась еще и компоновочная проблема т.к. требовалась еще и сложная пространственная конструкция для соединения всего этого с рамой. Нужно было принципиально новое решение и переделка. Мозговой штурм привел к тому, что ведущую звезду выровнял молотком и болгаркой как сумел, а ведомый фривил посадил на поксипол пытаясь выровнять яйцо и восьмерку пока клей не застыл. Стало лучше, хотя идеального вращения не достиг. Все это смонтировал на листе дюраля, который как родной стыковался с "рамой". Пруток на 10 показался хлипковатым для оси и за осонову был взят 12-й. Неподвижные соединения подрамника собирал на заклепках.
Новая трансмиссия (вид слева)

Новая трансмиссия (вид снизу-сзади).

Цепь больше не слетала и дальше пошло легче. Вообще основные сложности связаны либо с техническими моментами, либо с компоновочными. Именно придумать как что-либо сделать отняло наверное 75% времени.

В какой-то момент возникла очередная компоновочная проблема - цепь оказалась слишком близко к аккумулятору и надо было их друг от друга отодвинуть. Пришла идея сделать заднюю подвеску в виде качающегося маятника. Зазор этот регулировался бы, заодно бы регулировалась высота самой подвески. А раз такое дело, то примитивная амортизация, туда сама напросилась. Крепление по принципу качающегося маятника заодно позволило сделать отличный и легкий доступ в аккумуляторный отсек, к проводке и самому двигателю с трансмиссией. После обнаручения такой кучи "плюсов" и ни одного "минуса" пластина была безжалостно разрезана и скреплена обратно через простые мебельные петли.
Новая трансмиссия (разрез)

Новая трансмиссия на пластине-маятнике
"Капот открыт"

Добавились регулируемые пружинные амортизаторы, а внутрь рамы все-таки удалось впихнуть 2 аккумулятора от UPS по 7 А/ч., а это обещало приличный запас хода. Расчетная скорость на ХХ кстати обещалсь на 1 передаче 3,5 км, на второй около 7.
После первичных ходовых испытаний без водителя я занялся сладеньким - внешним тюнингом :)

Попробую описать что, и от чего вошло в основу конструкции "Жучка".

Рама – старый пластиковый 3-х колесный велосипед
Двигатель – Мотор с редуктором от стеклоочистителя 2110 (2 скорости в зависимости от подключения)
Трансмиссия - Цепь от старых велосипедов, звезда ведущая простая жуткого качества – куплена в Сокольниках за 50 р., звезда на 13 зубов для BMX велика. – куплена там же, ось – пруток на 12, гайки, шайбы, поксипол, пластиковая втулка, резиновые шайбы вырезанные из камеры грузовика. Для фиксации резьбы использовал старый лак для ногтей пожертвованный женой.
Подрамник – лист дюраля, прямоугольный профиль алюминиевый , уголок алюминиевый, старые алюминиевые уголки и обрезки, 2 монтажных уголка, петли мебельные, заклепки и болты разной длины и диаметра.
Амортизаторы - 2 прутка 10мм, гайки, шайбы, наружные клапанные пружины от ВАЗ 2108, гофрированный рукав для проводки 2 диаметра, 2 флакона из под лекарств (именно они позволяют быстро и просто отсоединять амортизаторы от маятника и "открывать капот".
Аккумуляторы - 2 аккумулятора от UPS по 7 А/ч. Крепление стяжками. Один внутри рамы, второй в хвосте.
Фара – корпус старого светильника под миньон, светодиодная лампа под миньон на 12в 1,5 вт, пайка, изолента, пластиковые стяжки, термоклей, сетка воздухофильтра от грузовика, черная краска, уплотнительное  кольцо для канализационных труб, провода от компьютерных жгутов, кембриик-гофра от газели. Фара вообще гордость , т.к. получилась "зачотная" как по внешнему виду, так и по свету. Для "ЖучкА " - вообще прожектор.
Приборка - Общий выключатель – покупной, переключатель передач тумблер ON-ON с защитным колпачком, включатель заднего фонаря и фары – от компьютерного блока питания.
Ветровик – вырезан из канистры из под незамерзайки

Вид на приборку

Проводка – компьютерные жгуты, проводка от газели, акустический провод, термоусадочный кембрик, пайка, изолента, стяжные хомуты, стандартные клеммы.
Задний фонарь и блок спереди – китайское барахло купленное в Сокольниках. Включает в себя примитивнейшие поворотники, 7 громких тонов бибики, габарит сзади и стоп-сигнал. Сигнал тормоза включил на постоянку с габаритом и весь этот свет запараллелил на включение вместе с фарой, хотя работает китайский девайс от батареек а фара от 12в основных АКБ. Купил все это исключительно ради понтов.
Брызговик – камера грузовика, перфорированная алюминиевая пластина еще не смотрел.
Зарядная розетка – стандартный компьютерный разъем для удобной зарядки.

Вид на зарядную розетку и брызговик
Задние крылья (аркорасширители) – вырезаны из 40-литровой пластиковой канистры, крепление на саморезы
Кофр - чехол от электробритвы, кронштейн кофра – часть корпуса от блока питания компьютера.

Задний фонарь и Кофр

Ручка газа – саморез и скоба-клипса от рулетки , стяжки, изолента. Скоба прижимается к саморезу кистью - замыкается контакт.
Подножки – отрезанные педали, кронштейны, стяжки
Декоративная сетка – из корпуса воздухофильтра грузовика, гофра для проводки
Вентилятор – кулер от процессора 12в.. Сделан скорее для красоты и действительно со стороны это выглядит супер. Включается автоматически вместе с двигателем.
Катафоты белый - фронтальный велосипедный, желтые – катафоты из велопедалей.
В целом получилось так:



Электромотоцикл был торжественно подарен, но т.к. в квартире ездить особо негде, то весь интерес ребенка ушел на изучение кнопок и включении-выключение светотехники. Я же порадовался тому, что достаточно быстро накрылся китайский сигнал, т.к. он очень громкий. Несмотря на то что "Я его слепила из того что было" - внешний вид мотоциклика действительно получился понтовый. Кстати за кондовость медлительность и жужжание мотоциклик получил название «Жучок» .

В отличие от внешности ходовые испытания «Жучка» уже с водителем на улице меня немного расстроили:
- При вращении колес под нагрузкой слышны щелкающие звуки цепи – сказываются «восьмерки, яйца» и точность изготовления ведущей звезды. Цепь правда не слетает, но при движении заметны небольшие рывки.
- На второй передаче мотоцикл с ребенком тронуться или ехать по ровному асфальту не может - маловато мощности, может только с горки (получился суперовердрайв),
-На первой передаче реальная скорость даже для 3-х летнего ребенка получилась слишком маленькая – около 2,5 -3,5 км/ч. На гаревой дорожке едет, но заметно, что моторчику совсем тяжело. В небольшую горку или по траве практически не едет. 3,7 А это где-то 45 вт, но КПД мотора, червячный редуктор, потом обратная повышающая цепная редукция 1:2, потери в цепной передаче, ни одного подшипника, широкие пластиковые колеса... На колесах в итоге вряд ли остаётся половина от этой мощности... А вес только "ЖучкА" 12 кг... С ребенком в одежде килограмм 28.
- Жестко закреплённые  колёса без дифференциала в повороте тормозили моторчик.  Ему становилось заметно тяжелее крутиться и скорость падала. (ну это исправить дело 1 минуты т.к. этот момент быд заранее предусмотрен в конструкции).
- Проскакивающая искра в контактах "ручки газа" немного пугала ребенка и сама пластина грелась. Конечно при наличии стольких электронаворотов непростительно, что я не поставил реле.
Несмотря на все эти недостатки, я получил массу удовольствия от созидания, ребенок получил удовольствие от подарка как такового, от мотоцикла как игрушки и даже от езды несмотря на черепашью скорость, а значит старания того стоили.

В подтверждение фотки ниже, как говорится "результат на лице":




Глобальные недостатки устранять не планировал, т.к. чтобы это ездило нужен новый, более мощный мотор, который скорее всего потянет переделку всей трансмиссии и не только ее. Наверное надо было поднять напряжение вольт до 18, но как-то не догадался. К весне вообще мотоциклик будет ребенку маловат, да и в виду малой скорости и низкой маневренности трехколесной схемы наверное и не интересен уже. К тому же я как-то раз  жестко опустил Жучка на землю и в его пластиковом корпусе  появилась трещина. На ходовых качествах это  никак не сказалось, но тоже не в пользу переделки.
Вобщем переделка была признана неперспективной. "Жучок" это просто попытка, проба пера так сказать.

Что было дальше? А дальше после единственной поездки по улице и когда кататься по квартире ребёнку надоело (а на улице уже был первый снег) Жучок был разобран (всё-таки жалко было). Некоторые его компоненты были отложены для следующего проекта.  Ребёнок за лето научился ездить на 2-х колёсах и даже с удовольствием совершил несколько велопутешествий немалой для него протяженности (10-25км) на великах с 12-ми и 14-ми колёсами!!!. 

Вдохновлённый удачей создания "Жучка" с учетом всех промахов, я с энтузиазмом приступил к реализации следующего проекта. Купил редуктор от болгарки 4:1, мотор от вентилятора радиатора Волги 250вт, собрал контроллер, всё это работает, но мне не удалось компактно соединить мотор и редуктор. К тому же понял что красиво и компактно воткнуть это+ акб  в маленький велик будет проблематично. В результате от этого варианта отказался (в пользу моторколеса), так что если эта почти готовая силовая установка заинтересует - обращайтесь, моторчик от жучка тоже есть. Попозже сделаю фотки и выложу здесь.
Хотя... если кто-то поможет соединить редуктор от болгарки и мотор вентилятора (валы), то буду признателен, т.к. эта СУ тогда ляжет в основу снегоходика.

В данный момент собирается  электромотоцикл-сноубайк на 18 колёсах и моторколесе в стиле классик/кросс, техн. сторона готова, идут отделочные работы но это уже другая история ...






VALNIK7

С удовольствием почитал и посмотрел,желаю успехов в новых проектах.

Slava-rik

Интересно было почитать... Теперь хочу порекомендовать вам, как соединить двигатель с редуктором... Очень внимательно прочтите статью БАЯ-1. Там автор подробно описывает как он соединял несколько двигателей от радиатора во единое целое... Вам это очень поможет, сделав так вы избежите потери мощности и точности в соосности... Если непонятно будет пишите я подробно разрисую....

OSS

Спасибо за отзывы
Цитата: Slava-rik от 14 Нояб. 2012 в 16:15
... Вам это очень поможет, сделав так вы избежите потери мощности и точности в соосности... Если непонятно будет пишите я подробно разрисую....
Пока не помогло, похожим образом я пробовал или не совсем понял как реализовано на БАЯ1. Так что если разрисуете, буду признателен.

KIPiAAlex

#4
Цитата: Slava-rik от 14 Нояб. 2012 в 16:15
... Вам это очень поможет, сделав так вы избежите потери мощности и точности в соосности...

     И если не повезёт, Вам это очень поможет тем, что при пропиливании 8 мм вала (!!! всего лишь 8 мм без всяких порточек....БОЛГАРКОЙ  O_O !!!), потеряете двигатель за 2500 - 3000 р,....а если повезёт, то вал всё равно со временем развалит динамикой,... мной такой метод "удачно" испробован...!!!  :kidding:
Отличная статья (+100 (не могу пока голосовать, как я понял...)),...но очень плохой выше представленный пример... (очень не рекомендую так делать,... а на новых движках с подшипником вместо задней втулки - это просто невозможно...) ИХМО... ;-)



P/S     Да, забыл сказать,... используя такой метод,... приемлемой соосности меж движками не получите... никогда,... если резать БОЛГАРКОЙ  :neg:,... да ещё на коленке...  :eek:!!!           
                                           

alexey520

Цитата: OSS от 14 Нояб. 2012 в 11:35
Вдохновлённый удачей создания "Жучка" с учетом всех промахов, я с энтузиазмом приступил к реализации следующего проекта. Купил редуктор от болгарки 4:1, мотор от вентилятора радиатора Волги 250вт, собрал контроллер
Можно поподробнее о контроллере? Ну и от меня +1, очень аккуратно!

OSS

#6
Цитата: KIPiAAlex от 14 Нояб. 2012 в 17:08...P/S     Да, забыл сказать,... используя такой метод,... приемлемой соосности меж движками не получите... никогда,... если резать БОЛГАРКОЙ  :neg:,... да ещё на коленке...  :eek:!!!
Наверное всё-таки можно, раз у автора БАЯ-1 это получилось - соединить аж 3 мотора, хотя может он и не болгаркой это делал. Мне собственно моторы соединять не надо, мне надо соосно и надёжно соединить валы мотора и редуктора. Я на самом деле очень много вариантов перепробовал, но либо была вибрация, либо понимал, что получилось очень хлипко. Видел как реализовано у Вас на ЧПУ но о таком можно только мечтать.
В какой-то момент понял что без посторонней практической помощи дальше не продвинусь... Проект встал, но идея осталась, поэтому следующий строю взяв за основу моторколесо, а этот кит-комплект пока лежит без дела...

Цитата: alexey520 от 15 Нояб. 2012 в 00:45.... Можно поподробнее о контроллере? ...
Точное название уже не вспомню - это кит-набор из мастеркита на 12в для регулировки света ламп. Кажется на 50А. Транзистор выпаян и размещен отдельно на большом радиаторе, который является частью корпуса, в котором весь контроллер и находится. Регулировочный резистор тоже вынесен. Фото пока нет. Всё сфоткаю и позже выложу.

KIPiAAlex

#7
Цитата: KIPiAAlex от 14 Нояб. 2012 в 17:08...P/S     Да, забыл сказать,... используя такой метод,... приемлемой соосности меж движками не получите... никогда,... если резать БОЛГАРКОЙ  :neg:,... да ещё на коленке...  :eek:!!!
... Видел как реализовано у Вас на ЧПУ но...

     Доберусь до дома, покажу Вам очень простой и проверенный способ... (примитивный до ужаса,... но ооочень эффективный...)  ;-)


OSS

#8
Цитата: KIPiAAlex от 15 Нояб. 2012 в 12:44Доберусь до дома, покажу Вам очень простой и проверенный способ... (примитивный до ужаса,... но ооочень эффективный...)  ;-)
Всё гениальное как правило просто до ужаса :) Буду с нетерпение ждать.


На данный момент  комплект мотор-редуктор выглядит так:
Вес редуктора ( как на фото) с осью и шестеренками (без фривила) 1340г, вес мотора 1910г.
На фото мотор, редуктор, вал редуктора, малая шестерня и ее крепеж, фривил на 13 зубьев.

Контроллер. Крышка от пластиковой бутылки для масштаба, провода на резистор подсоединяются к корпусу при помощи разъема. Выход проводов залит поксиполом. Транзистор закреплён на радиаторе (виден сверху). Силовые вход-выход -акустические провода.


Моторчик от жучка. Вес 1420г. Есть вело звезда на 26 зубьев.

KIPiAAlex

#9
     Привет,... OSS, покажи плиз вал движка твоего,... а то я не признаю что - то в нём Волговский... Завтра если время будет, покажу как его по простому скрестить с редуктором...  ;-) Вал на редуктор я так полагаю новый точить будешь (у меня чертёж правильный этого вала есть...),... выход 10 мм... (или нет...???)...

OSS

Вал показать не смогу, т.к. я не разбирал мотор - все манипуляции были снаружи...  Если точить вал редуктора, то была идея в нем сделать резьбу, в которую бы вкручивался вал мотора. Но точить то как раз я и не собирался. Насколько я помню продавался как волговский, только крыльчатку сточил до размеров на фото.

OSS

KIPiAAlex, так где же этот обещанный очень простой но эффективный способ?

KIPiAAlex

#12
Цитата: OSS от 21 Нояб. 2012 в 22:04
KIPiAAlex, так где же этот обещанный очень простой но эффективный способ?

     Привет,... Александром меня звать (не люблю когда по логину...),... я сначала выложил, потом удалил в пятницу... Насвинячился  :eek: и давай писать не очень корректно (понятно,... как без этого то... ;-D),... ну да ладно, сёдня попробую... ;-)

OSS

#13
Цитата: KIPiAAlex от 15 Нояб. 2012 в 12:44
     Доберусь до дома, покажу Вам очень простой и проверенный способ... (примитивный до ужаса,... но ооочень эффективный...)  ;-)
Примитивного до ужаса и эффективного способа за 3 месяца так и не дождался :)
За это время понял, что проектов на вышеупомянутом моторе и болгарочном редукторе делать уже не буду, хотя появилась аргоновая сварка и решение упростилось :) Так что готов подарить мотор и редуктор тому, кто готов на их базе что-то строить, но с условием освещения проекта на этом сайте. Контроллер по договорённости. Только самовывоз Свиблово или Жулебино.

P.S. Пока осваиваю аргоновую сварку, готов сварить какую-нибудь лёгкую алюминиевую раму "за пиво" в качестве тренировки :)

KIPiAAlex

Цитата: OSS от 28 Фев. 2013 в 12:35
Цитата: KIPiAAlex от 15 Нояб. 2012 в 12:44
     Доберусь до дома, покажу Вам очень простой и проверенный способ... (примитивный до ужаса,... но ооочень эффективный...)  ;-)
Примитивного до ужаса и эффективного способа за 3 месяца так и не дождался :)
За это время понял, что проектов на вышеупомянутом моторе и болгарочном редукторе делать уже не буду, хотя появилась аргоновая сварка и решение упростилось :) Так что готов подарить мотор и редуктор тому, кто готов на их базе что-то строить, но с условием освещения проекта на этом сайте. Контроллер по договорённости. Только самовывоз Свиблово или Жулебино.

P.S. Пока осваиваю аргоновую сварку, готов сварить какую-нибудь раму "за пиво" в качестве тренировки :)

     Тебя учить OSS  - только портить,... а соединяется всё очень просто,... с помощью вакуумного шланга и двух хомутиков... ;-)

OSS

Цитата: KIPiAAlex от 28 Фев. 2013 в 18:00
     Тебя учить OSS  - только портить,...
:ah:
Как гласит народная мудрость "век живи, век учись и всё равно дураком помрёшь" :-D
Цитата: KIPiAAlex от 28 Фев. 2013 в 18:00соединяется всё очень просто,... с помощью вакуумного шланга и двух хомутиков... ;-)
- ну не знаю, даже если проворачиваться не будет, и противоположным расположением удастся победить вибрацию, то надолго ли хватит трубочки? В любом случае спасибо за совет, а все мои предыдущие предложения в силе.


KIPiAAlex

Цитата: OSS от 28 Фев. 2013 в 20:56
Цитата: KIPiAAlex от 28 Фев. 2013 в 18:00
     Тебя учить OSS  - только портить,...
:ah:
Как гласит народная мудрость "век живи, век учись и всё равно дураком помрёшь" :-D
Цитата: KIPiAAlex от 28 Фев. 2013 в 18:00соединяется всё очень просто,... с помощью вакуумного шланга и двух хомутиков... ;-)
- ну не знаю, даже если проворачиваться не будет, и противоположным расположением удастся победить вибрацию, то надолго ли хватит трубочки? В любом случае спасибо за совет, а все мои предыдущие предложения в силе.

     ОSS,... главное вакуумный шланг,.... а не кислородный,... это важно,... ты видал хоть раз вакуумные шланги для производства цветной металургии... ???  ;-)

OSS

Если цветной металлургии, то боюсь что нет :)