R

Кто как заряжает аккумуляторы?

Автор realmick, 16 Апр. 2008 в 18:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Lexeich

А теперь серъезно... :)
Накопились вопросы к знатокам аккумуляторов.
Преамбула:
На моем електроскутере в 500 ватт установлены вот такие акки (4 шт.)
http://i035.radikal.ru/0807/ca/5ab0129a70e4.jpg
Ко мне скутер попал в разряженном состоянии 3 года назад (как минимум 3 месяца его аккумуляторы были разряжены до уровня ограничения контроллера ~ 42 В.). Это я знаю точно , зарядное - китайское на входное напряжение 110 В. и ненашей вилкой - в 3 штыря. Менеджеры , равно как и автослесаря (фирма - продавец весьма известна на Украине) к нему не прилагали рук.
После переделки мной (спасибо aL75 за консультации) на 220 В. зарядка исправно служит мне уже 3-й год без приключений.
Теперь, собственно, амбула:
Почему, накатав уже около 8200 км в 3 сезона, аккумуляторы и не собираются дохнуть?
Конешно пробег на них сейчас уже не 50-60 км как было ранее а 30-40.
В прошлом году по совету LICC долил в каждую банку по 10 мл. дистиллята, изменений не замечено было.
Когда доливал дистиллят обратил внимание что маты под пробками - сухие, это нормально?
После долива "влажность"  :) их не повысилась (может мало долил?), как вообще определять норму у АГМ акков?
Если упала емкость аккумуляторов, то разряжаться до 42 В. (ограничение контроллера) они будут быстрее, это понятно, но по идее меньшая емкость при той же зарядке влечет за собой и уменьшение времени заряда, так?
Напротив-же время заряда теперь увеличилось примерно в 1.5-2 раза. Так и должно быть?
Напряжение на акках под конец зарядки (при еще работающем зарядном) достигает 61-62 В. Чего-то многовато, да?
При отключении , в течении минуты падает до 57-58 В.
Аккумуляторы в процессе зарядки едва теплые - градусов 30.
Кстати у этих акков удивительно низкий саморазряд, зимой по месяцу не подзаряжал, а когда подключал на заряд - минут 5 и все! зарядное отключается, типа готово!
По источникам в реале, инете и на этом форуме акки более сезона и 3000-4000 км не живут, что-то я делаю не так? 
Да, еще замечено , чем теплее на улице - тем дальше еду.
Кому - татор, а кому - лятор!

Alex_Soroka

Цитата: Lexeich от 23 Май 2009 в 15:07
А теперь серъезно... :)
Накопились вопросы к знатокам аккумуляторов.
Преамбула:
На моем електроскутере в 500 ватт установлены вот такие акки (4 шт.)
http://i035.radikal.ru/0807/ca/5ab0129a70e4.jpg

Судя по виду - "стандартные" AGM аккумы. Если вы их "взбалтываете" в руках - внутри ничего не плещется ? нет звуков что что-то внутри как погремушка тарахтит ?

ЦитироватьКо мне скутер попал в разряженном состоянии 3 года назад (как минимум 3 месяца его аккумуляторы были разряжены до уровня ограничения контроллера ~ 42 В.).

12В - нормально - это "25%" емкости их, по табличке. Т.е. состояние "глубокого разряда" но не смертельное.

ЦитироватьТеперь, собственно, амбула:
Почему, накатав уже около 8200 км в 3 сезона, аккумуляторы и не собираются дохнуть?

:) а кто вам сказал что уже должны ?
Хочу узнать про зарядку - она имеет "ум" хоть какой-то ? т.е. есть там алгоритм зарядки хоть какой-то ? какое напряжение на акки подается ? 15В ? 14.5В ?

ЦитироватьКонешно пробег на них сейчас уже не 50-60 км как было ранее а 30-40.
А если "давать отдохнуть" - то пробег не увеличивается ?
...вообще-то зарядку интересно узнать... да и "лечебных циклов" не помешает...

ЦитироватьВ прошлом году по совету LICC долил в каждую банку по 10 мл. дистиллята, изменений не замечено было.
Как заливали ? и почему только 10мл ? В самих банках - заглядывали глазом - там пластины как выглядят ? есть "шоколадные наросты" на видимых частях решеток?

ЦитироватьКогда доливал дистиллят обратил внимание что маты под пробками - сухие, это нормально?
Это не нормально :( они должны быть влажными, даже немного мокрыми...

ЦитироватьПосле долива "влажность"  :) их не повысилась (может мало долил?), как вообще определять норму у АГМ акков?
:bw: вообще-то заливать надо шприцем с иглой - делать укол прямо в маты вглубь... 10мл на банку - очень мало (мое мнение).

ЦитироватьЕсли упала емкость аккумуляторов, то разряжаться до 42 В. (ограничение контроллера) они будут быстрее, это понятно, но по идее меньшая емкость при той же зарядке влечет за собой и уменьшение времени заряда, так?
теоретически да. Выделения газа нет ? пробки резиновые не подрывает ?

ЦитироватьНапротив-же время заряда теперь увеличилось примерно в 1.5-2 раза. Так и должно быть?
Напряжение на акках под конец зарядки (при еще работающем зарядном) достигает 61-62 В. Чего-то многовато, да?
При отключении , в течении минуты падает до 57-58 В.

Значит так.
61-62В в коце заряда - это плохо - это 15.25-15.5В - [b-b]это очень много![/b-b] Отрегулируйте зарядку так, чтобы было не более 14.7В ! Как ? ну самое простое поставить резистор мощный последовательно с АКБ - если не хочется внутрь самой зарядки лезть... У вас кипение электролита - отсюда и "маты сухие" :(

57-58В "через минуту" - это 100% их заряда. [b-b]14.25В на аккум - это много![/b-b] Это значит что у вас сильно высокая плотность электролита!
1.535 у вас плотность - а надо 1.24-1.3 ! К тому-же похоже что сульфатация развилась :( ...


Что делать: зарядить аккум до 100% , отключить, выстоять 10-20мин., потом подключить цифровой проверенный(не врущий) цифровой вольтметр к клеммам и вскрыть крышки банок. Шприцем с иглой быстро(т.е. ввели иглу подальше в банку, в сам AGM мат, выпустили за 5-8сек, не резко! воду) введите по 2мл воды в каждую банку(все банки подряд и быстро, но шприц втыкать каждый раз в новое место AGM мата каждой банки) и смотрите 5-10мин. на вольтметр. Напруга должна немного падать, примерно за 10-15мин. после каждого впрыска(впрыск во все банки!) Повторять процедуру до того момента чтобы напруга упала до 12.65-12.7В - поздравляю, вы "попали" в рекомендуемую плотность электролита.
Прекратить доливку!
После отстоя теперь акков несколько часов, рекомендуется сделать несколько "лечебных" циклов - примерно до 70% разряда - не более ! (можете покататься спокойном режиме по двору, без стартов резких, или лампочку включить). Это нужно для выравнивания "слоя окислов свинца" в тех местах которые из-за сухости AGM матов у вас не работали. Возможно что емкость акков поднимется. Полезно делать зарядку в это время так: покатались - зарядили - "отстоялось" -  подзарядили - "отстоялось" - подзарядили(не катаясь). "Умная зарядка" бы сама "добивала" в акки энергию но у вас похоже упрощенный алгоритм, так что придется руками...

ЦитироватьАккумуляторы в процессе зарядки едва теплые - градусов 30.
Нормально.  :ay:

ЦитироватьКстати у этих акков удивительно низкий саморазряд, зимой по месяцу не подзаряжал, а когда подключал на заряд - минут 5 и все! зарядное отключается, типа готово!
Отлично !  :ay:

ЦитироватьПо источникам в реале, инете и на этом форуме акки более сезона и 3000-4000 км не живут, что-то я делаю не так?  
:) меньше слушайте невежественных пионеров - и будет вам щастье :)
"Пионеры" кипятят акки пользуясь дебильными зарядками - вот акки кипят и мрут :(

ЦитироватьДа, еще замечено , чем теплее на улице - тем дальше еду.
Нормально. Более активно реакции идут.
Приведете электролит в норму - будете еще 8000км ездить.

BigUry

Цитата: Alex_Soroka от 25 Май 2009 в 10:27

ЦитироватьКо мне скутер попал в разряженном состоянии 3 года назад (как минимум 3 месяца его аккумуляторы были разряжены до уровня ограничения контроллера ~ 42 В.).

12В - нормально - это "25%" емкости их, по табличке. Т.е. состояние "глубокого разряда" но не смертельное.


42/4=10.5В Это довольно глубокий разряд. Лучше, без крайней нужды, до такого не доводить.

Alex_Soroka

Цитата: BigUry от 25 Май 2009 в 10:46
Цитата: Alex_Soroka от 25 Май 2009 в 10:27

ЦитироватьКо мне скутер попал в разряженном состоянии 3 года назад (как минимум 3 месяца его аккумуляторы были разряжены до уровня ограничения контроллера ~ 42 В.).
12В - нормально - это "25%" емкости их, по табличке. Т.е. состояние "глубокого разряда" но не смертельное.
42/4=10.5В Это довольно глубокий разряд. Лучше, без крайней нужды, до такого не доводить.

Извините - да, я там ошибся немного - почему-то 12В в голове засело :)
конечно-же 42/4=10.5В - это очень глубокий разряд... с образованием кристаллов сульфатации :( ...

BigUry

Цитата: Alex_Soroka от 25 Май 2009 в 11:11

Извините - да, я там ошибся немного - почему-то 12В в голове засело :)
конечно-же 42/4=10.5В - это очень глубокий разряд... с образованием кристаллов сульфатации :( ...
Умеет же человек не только видеть чужие ошибки, но и в своих признаваться! :ay: Это дорогого стоит. Если кто-то кому-то указал на ошибку, дайте, пожалуйста,  :stop: аргументированный ответ, или признайте ошибку! А от аргументов типа "сам дурак и уши холодные" толку никакого. :bd:

Теперь по теме. Разбирал как-то зарядник шуруповерта на щелочных аккумуляторах. Там собран регулятор тока, а в корпусе батареи - термореле. Такой вот способ определения конца заряда... :al:

Alex_Soroka

Цитата: BigUry от 25 Май 2009 в 19:55
Если кто-то кому-то указал на ошибку, дайте, пожалуйста,  :stop: аргументированный ответ, или признайте ошибку!

тут это как-то не принято :( зато обижаться очень даже могут :( ...

ЦитироватьТеперь по теме. Разбирал как-то зарядник шуруповерта на щелочных аккумуляторах. Там собран регулятор тока, а в корпусе батареи - термореле. Такой вот способ определения конца заряда... :al:

Нормальный метод. Имеет право на жизнь, и даже описан в "учебниках".
Могу подогнать схемку из "Радио" где есть специальная зарядка, которая "конец зарядки" определяет именно по повышению температуры. Мало того - сам в руках держал зарядник "Наша сила" у которого термодатчики стояли на каждый элемент :)

...это еще раз говорит о том что у нас почему-то принято варварское отношение к аккумам :(
А химия она есть химия - она любит точное соблюдение условий реакций - и все проблемы с преждевременным выходом из строя акков это на 90% именно несоответствие условий эксплуатации :(

Lexeich

Всем спасибо за ответы, пока проблемы на работе, не имею времени осмыслить и отписАться.
Зарядное мое вот здесь:
http://busel.zp.ua/escooter/ZU/
Схему срисовывал с платы сам, возможно кое-где ошибся, просьба спецам в схемотехнике проанализировать свежим взглядом, либо соответствующим софтом, я подправлю.
Продолжаю принимать мысли и советы, позже переосмыслю и развернуто отпишусь.
Кому - татор, а кому - лятор!

vovcik14

Цитата: nordiver от 28 Апр. 2009 в 07:33
Цитата: yur от 17 Апр. 2008 в 11:22
Где, интересно можно такой же достать?
Вот Creator давал ссылку на питерскую контору sonar.spb.ru. Автомобильные зарядники дешевые. Думаю купить у них мощный какой-то и заряжать параллельно три по 12В.

Могу свой продать за ненадобностью. Шёл в комплекте с велосипедом на 36В.
Можно у Вас купить з.у. на 36v?

nordiver

Цитата: vovcik14 от 14 Июнь 2009 в 11:06
Цитата: nordiver от 28 Апр. 2009 в 07:33
Цитата: yur от 17 Апр. 2008 в 11:22
Где, интересно можно такой же достать?
Вот Creator давал ссылку на питерскую контору sonar.spb.ru. Автомобильные зарядники дешевые. Думаю купить у них мощный какой-то и заряжать параллельно три по 12В.

Могу свой продать за ненадобностью. Шёл в комплекте с велосипедом на 36В.
Можно у Вас купить з.у. на 36v?

К сожалению нет, зарядка уже проданна  :bn:

oldpilot

Уважаемые "знатоки", подскажите пожалуйста, Хочу ЗУ скутера встроить на постоянку в конструкцию рулевого обтекателя (единственное место где достаточно сухо и чисто). При этом провод от зарядного к зарядной розетке хочу припаять. Это не приведет к конфликту ЗУ и скутера на ходу? На выходе ЗУ есть пара мощных диодов, один прямо в цепи плюса через выходной предохранитель. Хвостом чувствую, что прокатит, но?

aL75

 Правильно чувствуете :) . Если диод стоит сразу перед выходным проводом, то проблем точно быть не должно.

oldpilot

Цитата: aL75 от 14 Июнь 2009 в 13:57
Правильно чувствуете :) . Если диод стоит сразу перед выходным проводом, то проблем точно быть не должно.
Прямо бальзам на душу! Один диод точно стоит перед предохранителем, соединяющим его с выходным проводом "+". СПАСИБО!

oldpilot

Еще один вопрос. Сколько не читаю форум, но нигде конкретно не сказано, как контролировать [b-b]разрядку[/b-b] аккумуляторов, например, при КТЦ. Может это очевидно для всех, а я понять не могу[b-b], напряжение разряда (12V = 25% емкости) на акк. это под нагрузкой или после ее отсоединения?[/b-b] Специально собрал на нагрузочных сопротивлениях схему с ампервольтметром. Если разряжать до 48В (25% емкости в остатке) мои 4 акка под нагрузкой, то после ее отсоединения напряжение моментально поднимается до 51 - 52 вольта. А чтобы добиться напряжения 48В без нагрузки, разряжать АКБ с нагрузкой приходится до 40В. Как правильно? Во втором случае процесс разрядки АКБ током 0.1С занимает около 8 часов, а в первом около 5. Аккумуляторы Дельта 18Ач, новые (09,08г.), при покупке на них было напряжение 13,2В (без нагрузки, только цифровой прибор) на всех 5-ти. Эксплуатирую 4, пятый пока ждет. В процессе заряда , родное ЗУ заканчивает на 59В и при отключении заряда напряжение падает до 52,9 - 53,1В, которое и поддерживается. Учитывая длительный срок хранения перед покупкой, хотел сделать 3-4 КТЦ, но как сделать его правильно так и не понял. Подскажите, плиз!

Alex_Soroka

Цитата: oldpilot от 01 Июль 2009 в 00:34
Еще один вопрос. Сколько не читаю форум, но нигде конкретно не сказано, как контролировать [b-b]разрядку[/b-b] аккумуляторов, например, при КТЦ.

я дополнил свою тему по СА - посмотрите - может там будет ответ:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,2103.msg26158.html#msg26158

oldpilot

Вот теперь предельно понятно и просто! Спасибо! Интуитивно я делал правильно, но не вовремя остановился. Надо было на 43В остановиться, а я дотянул до 40-ка. Это потому, что в другом источнике нашел минимальное напряжение разряда 10,5В (42В на сборку 4-х АКБ), но по достижению его, при снятии нагрузки, напряжение оказалось 49В. Думаю за один раз криминала не получилось, но 43,2В теперь запомню. Кстати сегодня, при тех же условиях движения, по стрелке вольтметра остаток оказался на 1/8 синего сектора больше!

Alex_Soroka

Итак - дошли у меня руки покопаться в "штатных зарядках" которые идут к китайским велосипедам которые на 36В 1.8А (написано)...
А еще на зарядках написано "интеллектуальное"  :shok: ...и всего две лампочки - зелена и красная...

Итак - внутри тупейшая схема импульсного преобразователя с 80-220В переменки на постоянку.
В "первичке" стоит вот эта микросхема:
http://www.datasheetcatalog.org/datasheet/fairchild/KA3842A.pdf
обратная связь по управлению сделана на оптопаре 817С:
http://pdf1.alldatasheet.com/datasheet-pdf/view/88211/HP/HCPL-817-00A.html

Вторичка - тупой параметрический стабилизатор тока и ограничитель напряжения. Собран на LM324N (4шт ОУ внутри, аналог К1401УД2):
http://pdf1.alldatasheet.com/datasheet-pdf/view/27228/TI/LM324N.html
ну и выходной тразистор 5N60C :
http://www.datasheet4u.com/download.php?id=574275

Итого, ребята, вы все поменяете свои аккумы года через полтора-два...
:( потому что оно хронически будет недозаряжать АКБ (догонка постоянкой до 13.6-13.8В "на аккум" и отключение). Будет падать емкость из-за хронической сульфатации и разрушения пластин... Ну и циклов с таким вот "интеллектуальным" будет не более 150-200... :(

Зарядка эта китайская работает тупо: гонит 13.8В с ограничением тока в 1.8А, а так как аккум подсаживает напругу слабого трансформатора, то часть LM324N следит за тем не поднялось-ли напряжение выше 13.6В - и вырубает(простой компаратор) если напруга повысилась... и в конце еще и малый ток выдает - как в УПСах... чтобы (+)пластины быстрее корродировали :(

Peoner

Цитата: Alex_Soroka от 29 Июль 2009 в 11:27
...Итого, ребята, вы все поменяете свои аккумы года через полтора-два...
:( потому что оно хронически будет недозаряжать АКБ (догонка постоянкой до 13.6-13.8В "на аккум" и отключение). Будет падать емкость из-за хронической сульфатации и разрушения пластин... Ну и циклов с таким вот "интеллектуальным" будет не более 150-200... :(

Зарядка эта китайская работает тупо: гонит 13.8В с ограничением тока в 1.8А, а так как аккум подсаживает напругу слабого трансформатора, то часть LM324N следит за тем не поднялось-ли напряжение выше 13.6В - и вырубает(простой компаратор) если напруга повысилась... и в конце еще и малый ток выдает - как в УПСах... чтобы (+)пластины быстрее корродировали :(


вопросы такие:
хронический недозаряд аккума, это заряд до какого максимум напряжения?
будет ли заряд скажем всего до 12,5 в считаться вредным и сокращяющим срок службы и кол-во циклов?
малый ток заряда (я так понимаю меньше чем 0,1С ) ведет к коррозии "+" —вых пластин?
и до какого собственно напряжения надо заряжать свинцовый аккум упс-ового типа??? и каким током(если не 0,1С - в какую сторону можно изменить значение зарядного тока)?
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Alex_Soroka

#71
Цитата: Peoner от 29 Июль 2009 в 13:08
вопросы такие:
хронический недозаряд аккума, это заряд до какого максимум напряжения?
будет ли заряд скажем всего до 12,5 в считаться вредным и сокращяющим срок службы и кол-во циклов?

Хронический недозаряд это незавершенность процесса зарядки, т.е. при котором не вся активная масса используется. Напомню что завершение процесса - это резкий рост напряжения до 14.5-15В с "подкипанием". Происходит из-за того что вся активная масса использована для зарядки. Процесс недозаряда характеризуется наличием большого количества крупных кристаллов сульфата свинца и их ростом - потому что - только "полный заряд" даже с некоторой "добивкой"(небольшим перезарядом) способствует растворению сульфата свинца, а недозаряжая СА вы только укрупняете плохорастворимые кристаллы :( ...
Таким образом, постоянно недозаряжая СА вы провоцируете рост кристаллов сульфата свинца, которые выводят "полезную активную массу" в сульфаты, при этом еще и пассивируя(отделяя) поверхность пластин токоотвода от активной(намазной) массы :( Иными словами - вы как-бы тренируете своеобразный "эффект памяти" :( - аккум "привыкает" к тому что его тренируют максимум на 30-40% его емкости и очень непросто потом его вернуть(десульфатировать) без разрушения...

Цитироватьмалый ток заряда (я так понимаю меньше чем 0,1С ) ведет к коррозии "+" —вых пластин?
После того как произошел 100% заряд СА, и если вы продолжаете подавать напряжение - то идет только разложение воды + попытки окислить материал (+)пластин СА :( 
Я долго разбирался ПОЧЕМУ все так дебильно держатся за подачу "малого тока потом" - и понял что это идет от старых аккумов, у которых было до 20% саморазряда в месяц(!) - вот им ВСЕГДА рекомендовалось давать 50-100мА тока для "поддержания заряда", т.е. хим. суть в то время была правильной, но сейчас применяют более чистый материалы и другие сплавы - так что саморазряд сильно уменьшился ...а книги переписать забыли :( вот производители дешовых зарядок и продолжают их читать и творить "поддержание заряда"  :ak:
Запомните: после проведения полного цикла зарядки + небольшой добивки СА надо отпустить! т.е. полностью снять всякий подвод внешнего тока!!!

Цитироватьи до какого собственно напряжения надо заряжать свинцовый аккум упс-ового типа???
Как я уже писал - как и любой другой СА - гнать током 0.1С до 14.4-14.7В, а потом вырубать. В случае "умной зарядки" - + еще можно "добивку" сделать - чтобы поднять емкость до 100-102%.
Добивку нормально делает только СТЕК и мои изделия.(причем я ищу индивидуальное Напр. зарядки каждого акка - а СТЕК тупо держит "не ниже 12.7В", но все равно это гораздо лучше чем тупо кипятить...)

Цитироватьи каким током(если не 0,1С - в какую сторону можно изменить значение зарядного тока)?
[b-b]Запомните аксиому:[/b-b] если написано что это Свинцовый Аккумулятор(СА) - то значит что бы там кто не говорил, а заряжать его можно только током 0.1-0.15С - т.е. для 10Ач СА можно ставить 1.0А или 1.2А но не больше. Ставя 2С и выше - вы провоцируете повышенный износ пластин и их разрушение, а также неравномерное использование активной массы - что приводит к "оплыванию" пластин и разрушению их целостности.

[b-b]Отдельно тут стоят только ОПТИМЫ[/b-b] - из-за специальной конструкции токосьема и "рулонной" намотки - они (и только они) могут принимать токи выше 2С на зарядку и при этом оставаться в строю 200 циклов.

...я сейчас работаю с фирмой которая занимается оптовой продажей СА - так вот у них за последние 2 года общая тенденция к большому числу отказов СА из-за сильного падения емкости и разрушений пластин :( - а причина проста: из-за увеличения электроники на автомобиле, бортовой СА просто не успевает нормально зарядиться! да и в машине "реле-регулятор" не гонит его до 14.4В(на иномарках) а тупо работает в районе 13.5(жаркие страны) или 13.8В... Так что продажи идут хорошо :( только вот акки не живут более 1.5года :( хотя акки хорошие и нормально сделанные - опыты показывают что если смотреть за ними то 5-7 лет спокойно могут жить!