avatar_zap

Системы управления аккумуляторной батареей (BMS)

Автор zap, 15 Нояб. 2010 в 21:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zap

Цитата: mevial от 10 Июнь 2011 в 17:25
Плюс автомат тоже теряет неслабо, замерьте как-нибудь 2мя откалиброванными вольтметрами падение до и после автомата :).
Меня тут как-то убеждали, что у автомата сопротивление ваааще никакое. Я не стал проверять - нечем, пока. Но какой-то внутренний сварливый голос говорит мне, что чудес не бывает - раз совершается работа (гнётся биметаллическая пластинка), значит теряется энергия. И, сдаётся мне, сопротивление автомата выше, чем сопротивление мосфета (мосфету отбираемая энергия наоборот - вредна :), там идёт борьба за обратное).
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

илс

Цитата: zap от 10 Июнь 2011 в 18:54
Цитата: mevial от 10 Июнь 2011 в 17:25
Плюс автомат тоже теряет неслабо, замерьте как-нибудь 2мя откалиброванными вольтметрами падение до и после автомата :).
Меня тут как-то убеждали, что у автомата сопротивление ваааще никакое. Я не стал проверять - нечем, пока. Но какой-то внутренний сварливый голос говорит мне, что чудес не бывает - раз совершается работа (гнётся биметаллическая пластинка), значит теряется энергия. И, сдаётся мне, сопротивление автомата выше, чем сопротивление мосфета (мосфету отбираемая энергия наоборот - вредна :), там идёт борьба за обратное).
Мне кажется, что делать замеры нет необходимости, достаточно потрогать выходные ключи на БМС после движения на полной нагрузке и одновременно пощупать автоматический выключатель. На моей прежней БМС ключи были ощутимо теплые, при  разрядном токе 30А -35А (напруга 60В), а автомат был и остается всегда холодный,  отсюда следует очевидный вывод, что его сопротивление значительно меньше сопротивления 4-х запарареленных мосфетов  :bs: 

илс

В продолжении темы по контролю нижнего порога при разряде липольных сборок, поднятой здесь https://electrotransport.ru/index.php/topic,3698.1152.html
Я делаю упор на липо, потому что для ЛЖФ есть большое кол-во продаваемых БМС, да и к порогам разряда/заряда они не так чувствительны.
Хотя у меня лежат 2 новые БМС для липо на 16S и 21S, но из-за неожиданного выхода из строя сразу 2-х высоковольтных зарядников, уже больше месяца мучаюсь с умными зарядками :aq:
Так что не повторяйте моих ошибок, не увлекайтесь вольтажом электровела,  см фото ниже :D

Насколько мне известно, многие используют селлоги для контроля нижнего и даже верхнего порога напряжения ячеек батареи. Некоторые даже не отключают их от балансирных разъемов батареи, а чтобы не они не сажали напругу первой ячейки, разрывают минус питания герконом или просто (как я) 2-х или 3- секционным тумблером.
Вывод из порта аларма, без всяких переделок можно завести на контакты ручки тормоза и сделать таким образом, LVC для каждой ячейки батареи.
Как я и другие форумчане писали ранее, такая схема отлично работает для батареи 8S. Если нужно контролировать большее кол-во ячеек, то выход селлогов надо обязательно подключать через гальваническую развяку, напр. на оптопаре, см. совет от FAS-R7 в приложении.
Как ни странно, на форуме никто не стал реализовывать эту идею, хотя я вижу в ней огромное кол-во плюсов, про которые писал по ссылке выше.
Лично у меня она не сразу заработала, см. окончательную схему на фото ниже..

alayf78

да,сколько сложностей у здесь  с лиферными ячейками,аж 29 страниц!. уже год пользуюсь резистором и мощным  стабилитроном на 3.3 вольта на каждую ячейку,и не заморачиваюсь.езжу каждый день на работу на электровеле и зимой и летом, тут недавно открывал свой ящик с батареей разьем менять,тестером замерил все ячейки- расхождения только на сотых долях вольта! и не нужны никакие доп опции,т к они уже в какой то мере в контроллере реализованы,он же отключается на 30 вольт. а ячейки по идее и дальше можно было бы разряжать,5 процентов заряда типа там еще есть. если есть дохлый элемент,то он сразу же сдохнет,а так,когда нет критической разности в емкости(батарея исправна) замечательно балансируется,в конце зарядки правда резисторы греются на уже зарядившихся ячейках,500ма на них ток сдерживания заряда замерял,и через 5 минут уже зарядка отключается,45 вольт срабатывает . батарея 20 ач 18650 элементы. зато ток как зарядный так и разрядный почти любой,(на 150 а предохранитель все же поставил)
паял медными жилами 6 квадратов,и просадка на полной моще почти отсутствует. вот как то так
Скорость,Дальность,Дизайн,Цена. Выбери только три

илс

#508
Продолжение...

Как видно из схемы, доработка сводится к допайке проводка ко 2-му (можно 3-му, 4-му и т.д.) контакту селлога. Важно правильно рассчитать сопротивление , чтобы ток через светик был в диапазоне от 1-го до 10 мА
Я поставил 2кОм, отсечка срабатывает четко.
Далее надо выходы оптрона подсоед. к массе и +5В с ручки тормоза. Я почему-то был уверен, что в контроллере уже стоит резюк и можно просто выходы оптрона припаять к тормозному коннектору оптрона, см. на фото ниже...
Однако получил крайне странный эффект на Инфинеоне,... после рекуперативного торможения вел переставал реагировать на поворот ручки газа ДО полной остановки вела. После разгона и торможения все повторялось снова, пока я (наконец) не догадался отпаять оптопару.
На днях поставил резюк 1кОм последовательно с сигнальным выходом +5В и все заработало отлично, вел тормозит и разгоняется без проблем, при достижения установленного порога начинает дергаться, но при снижении тока/скорости едет вполне плавно, пока напряжение на ХХ не снизится до порога установленного в селлоге (я пока поставил 3,55В)
Кроме этого, при разорванном минусе питания селлога, его экран перестал сажать батарею после организации работающей гальванической развязки. Это реально упрощает контроль батареи с помощью постоянно подключенных селлогов не только  в режиме LVC, но и в режиме HVC :)
Я поставил верхний порог 4,17В, а зарядку настроил на 4,16х21=87,36В
Соответственно, если селлог начинает пищать после достижения полного заряда - то это своеобразный сигнал о разбалансировке батареи и необходимости ее ТО, с помощью умных зарядок или Battery medic/
Хотя последний работает как-то своеобычно, надо его тестить более подробно:)

Если есть вопросы - пишите, обсудим. Не считаю нужным противопоставлять данную схему Smart BMS, которая по известным причинам не получила широкого распространения.
Кроме того, те кто контролирует батарею одним селлогом или пищалками, тоже правы, потому что первой всегда разряжается самая слабая ячейка и ее легко вычислить.

Всем респект, особенно тем, кто вместо заумных и ненадежных БМС используют мощные диоды Зенера на 3,3 В  :az:

PS А кто больше любит смотреть и слушать, чем читать скучные тексы:), могут скачать 20 сек ролик с демонстрацией работы описанной выше схемы LVC.mp4.
На ХХ  я держал полный газ, по характерному звуку легко догадаться, когда именно селлог включает тормоз. :)

FAS_r7

илюхс, +1.

действительно, мой опыт так же подтверждает, что можно юзать липо батарейку без БМС, особенно когда хорошо её изучишь. + автомат в роли выключателя и защиты от КЗ.

Я селлог втыкаю к той котлете где самая слабая банка, и делаю это только после 70...80км пробега, когда ячейки разряжаются до где-то 3.7 и ниже.

Для заряда достаточно выставить нужное напряжение на заряднике, у меня 4.15*12=49.8В, и всё.  Даже селлоги не всегда подключаю. 

+ раз в неделю...две подтягиваю некоторые ячейки (обладающие повышенным саморазрядом) от зарядки мобилы.

zap

Сегодня приехала BMS для 16S литий-иона с ebike-bmsbattery для коллеги [b-b]ru[/b-b].
Раньше фото подобной BMS выкладывал коллега [b-b]TRO[/b-b], но там кроме фотографий почти ничего не было.
В деле она ещё не опробована.

Плата расчитана максимум на 16 каналов, на каждые два канала приходится по одной восьминогой микросхеме в корпусе SO8 с маркировкой "4803A BV032D". Даташит на неё не нашёл, видимо, сдвоенная микросхема для контроля батарей.

Вид спереди:

В нижнем левом углу видны перемычки для 7S-15S. Наверное, BMS можно перенастроить на другое количество каналов, надо ещё сличить с фоткой такой же BMS на 12 каналов от [b-b]TRO[/b-b].

Вид сзади:

Транзисторы, думаю, что-то типа 75NF75, при желании можно добавить чтобы получить BMS на бОльшие токи (наверное, ещё надо будет каким-то образом понизить порог срабатывания защиты от КЗ).

Вид сбоку:


Схема подключения, может кому пригодится:
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

rfSilent

Мне пришла точно такая же бмс, но на 14 каналов (оттуда же). Меня стремануло, что этот белый разъем нассчитан на 13 пинов. Я даже отписался Юле с вопросом, мол "не перепутали ли?". Сказала, что не перепутали :) Как я понимаю, то пины разъема подключается между ячейками, минус батареи на B-, плюс батареи на P+. Верно? Мне это не очевидно, так как на моей 16S капасити бмс точно такой же разъем идет с 17-ю пинами..

closer_to_sky

rfSilent, в роли первого пина у них минус батареи (точнее на плате всё есть, но Китайцы поленились распаивать), т.е. к первому пину балансного разъёма подключается плюс первой ячейки.
Это в теории минус - при больших токах заряда первая ячейка будет неправильно балансироватся (занижаться).

zap, добавить транзюков, залудить шунт - всё как в контроллерах ;)

Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

rfSilent

ага, а последний пин -- это минус последней ячейки? т.к. точек измерения у нас n+1, а пинов n-1. И крайние точки (минус первой ячейки, плюс последней ячейки) подключаются не к балансирному разъему, а к контактам в виде круглых отверстий обозначеных B+ и B-?

zap

Если Вы про последнюю BMS, то таки да, количество балансировочных пинов n-1. На балансировочный разъём выводятся плюсы от всех ячеек, кроме последней. Минус первой и плюс последней в разъём не ффтыкаются, они берутся с силовых проводов.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

closer_to_sky

У моей первый шёл через силовой, а вот последний через БМС.

zap, выложи фото своего балансного разъёма, а то на словах можно и не так понять.
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

zap

Если тыцнуть по моим фотографиям, то откроется фотка в высоком разрешении где всë нормально видно. Или имеется в виду сам разъëм JST-15?
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

pirate


xaoyag

http://www.avdweb.nl/solar-bike/electronics/bms.html
Нашел немного про типы бмсок и решил поделится, для профи конешно ничего нового, а для тех кто не совсем понимает принцип работы тех или инных бмс в самый раз.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

DarthGray

BMSо-строителям
Случайно наткнулся в Терре на супервизоры по 7 копеек!
http://www.terraelectronica.ru/catalog.php?ID=293&IDm=b&InHave=&InNew=
Даже если брать по 3 шт. на канал (нижний порог, порог балансировки, порог отключения),
то на 24 канала это получится всего 0,07х3х24=5руб.!!! за систему контроля
Кто сможет предложить дешевле?
Ну а система управления уже по-вкусу
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

FAS_r7

за информацию спасибо.  по цене чип резисторов :)
вот только в наличии их нет, досадно.

zap

Как появятся, цены сразу же и поправят :D
Вы не волнуйтесь так, натянуть комерсантов ещё никому не удавалось  :bs:
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички