avatar_Alex_Brooy

Украинский электромобиль - каким он должен быть?

Автор Alex_Brooy, 10 Март 2009 в 13:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Alex_Brooy

Доброго всем времени суток.
На раскрывая пока всех козырей, хочу Вам, дорогие форумчане, предложить высказатся по поводу следующего.
Представим себе, что на АвтоЗАЗе тоже решили, что они не последние из могикан, и захотели начать делать Э\М. При этом задача сначала поставлена такая : сделать нечто вроде концепта или проверочной единицы Э\М на базе уже апробированного авто с ДВС. Скажем, для семьи, для дома - это типа Шеви Авео или Ланос, а для комерции - Таврия пикап.

Мои изначальные идеи:
Двигатель: укр.производства (не смеемся!) , способный развивать до 10 и выше тыс. оборотов (главное что б подшипники выдержали). Система упр. уже идет с ним вместе. Позволяет делать рекуперацию.
Так как пока не серия, то оставить старую коробку, выкинув из нее ненужные шестерни передач, сделав таким образом постоянный редуктор.
Мощность сейчас не так важна, но около 16 кВт в номинале, 35 квт кратковрем.

Батарея Литий-полимер. С зарядкой, с балансирным уст-вом для выравнивания напряжения ячеек. Также в авто будет система БМС (battery management system). Общее напряжение батареи 540 В.

ДС-ДС 1200 Вт, для питания всех потребителей, ламп, дворников, АБС.

Отопление Вот тут у меня некоторый ступор. Думаю, что прийдется все таки делать электроотопитель (пока нету двс генератора) плюс т.н. рекуператор (используют в отоплении помещений). Кондишин пока прийдется забыть.

Компоновка: двигатель спереди с коробкой, на нем сверху батареи, система упр., тут же в капоте ДС-ДС, зарядное. Может быть что-то перенесется в багажник. Так же в багажнике остальная часть батареи. Запаска.

Предположим еще, что будет разрешена беспл. парковка в центре городов, крупных и не очень.

Какие Вы хотели бы видеть потребительские свойтсва в э\м ?
Разгон ...
Дальность ... (понимаем, что будет не космос)
Автопилот ... :)
Какие-то преференции для владельцев э\м (кроме парковки, уже говорил).

Обозначим сразу ограничения:
Прошу Вас, будьте реалистами.
Я не хочу что бы эта тема превратилась в некий еще один раздел флуда типа "есть крутая идея заряжать на ходу от генератора на колесе своего же Э/М"
или "дуть самому себе в парус"
или всякую иную дурь вроде ячеек Теслы, двигла на сжатом воздухе или прочей чепухи. У кого есть непредодолимое желание написать именно это, тогда милости просим в спец.раздел для идей (где-то он там вверху был).

Возможно, что все мы вместе прийдем к неутешительному выводу, что пока э\м представляет собой утопию, которая устраивает только таких чудаков, как я. И это тоже будет результат, который поможет сэкономить немало усилий и времени.
Всем авторам заранее благодарность.

BigUry

А зачем 10000 об/мин? Лучше 3000 номинал, чтобы ставить на стандартную главную передачу без дополнительных редукторов.

Lexeich

#2
Какие Вы хотели бы видеть потребительские свойтсва в э\м ?
Разгон - 10-15 сек до 100 км/ч
Скорость - 100 км/ч, в пике, больше для города ни к чему.
Дальность 150-200 км (200-300 км для такси, выяснял)
Автопилот - ни к чему это...
Какие-то преференции для владельцев э\м (кроме парковки, уже говорил).
При установке зарядных столбиков (розетка, счетчик, монето(карто)приемник) в местах парковок, охраняемых стоянок, стоянок супермакетов, параметр "дальность" допустимо снизить вдвое.
Зарядка дома и на работе решаема собственными силами.
Проще начать с маршруток, но сложнее с менталитета.
ДА! и почему LIPO?
LiFePo4 - безопаснее.
Электрического обогревателя на 1 Квт в замкнутом цикле (салон) с головой хватит.
Вот счас общаюсь с человеком , который на электротаврии (промышленной) ездил в 1994 году.
Эта электротаврия собиралась в управлении Гл.Конструктора лаборатории дорожных испытаний (АвтоЗАЗ).
:) Грит , ехали на испытания (5 чел в машине) попали на экопост, ржали над гаишником, безуспешно ищущим но так и не обрящем выхлопную трубу.
За выражение его лица нужно было брать деньги... :D
Кому - татор, а кому - лятор!

Alex_Brooy

Я про автопилот пошутил, вы ж видели смайл.
10 000 об. - я считаю что это позволит уменьшить массу двигателя.
Шестрени выдержат. Главное еще подшипники, но это решаемо.
Почему пока старую коробку оставить. Обьясняю. Я тоже сначала спорил что нужно сразу редуктор делать. Но идея такова: дешевле пока использовать отработанную коробку с дифом, чем делать новые пресформы на редуктор, разрабатывать его заново.
Про батареи: прошу прощения, не правильно написал. Да, литий фосфатные. Короче, тандер-скай, такие как на волге-21 стоят, только меньшей емкости.
По-моему, логично что б владелец мог выбирать между некоторыми так назыв. ступенями пробега, напр. 75 км, 120, 160км. Ведь кошелек у всех разный, на кредит расчитывать нечего, имхо.
Почему ступенями - потому что регулятор двигателя будет на относительно фиксир. напряжение. Из-за этого разный пробег будет достигатся разной емкостью акб - а это и есть ступенчато.
300 км - это вешалка, конечно. Хотя я тоже уже общался. За день по Виннице легко можно сделать 160 км в режиме такси. А есть и товарищи, которые просто по бизнесу гоняют приблизительно на такие же растояния по городу. У меня напр. выходит до 80 км. А на дальнее расстояние приходится брать "дымогенератор".
Не у всех маршруток так хорошо, как в Киеве. Винницким вопросом владею из первых уст. Пассажира не хватает, посему водитель будет ездить на чем есть, нежели вкладывать в батарейки деньги.
Неужели больше никому, кроме таксистов и маршруток, не нужен э\м?

Кстати, по замкнутому контуру не получится вентилировать - потеет окно. Проверено. Нужен приток свежего воздуха.

BigUry

Цитата: Alex_Brooy от 10 Март 2009 в 16:47
10 000 об. - я считаю что это позволит уменьшить массу двигателя.
Не на много. У низкооборотного, высокомоментного мотора крышки будут побольше, зато вал покороче. Железа и меди, столько же.
Цитата: Alex_Brooy от 10 Март 2009 в 16:47

Кстати, по замкнутому контуру не получится вентилировать - потеет окно. Проверено. Нужен приток свежего воздуха.
Согласен. :bs:

Lexeich

Видимо движок уже есть... Антиресно, откель? :ah:
А выбор напряжения в 540 Вольт :shok: наводит на мысль - контроллер от такого бренда как "трамвайно-троллейбусное управление" ;)
Я согласен, проветривание необходимо, но электронагреватель всеже "сушит" воздух, если, конечно, не керамика...
И коробку лучше оставить, цель - сохранить привычное управление машиной на этапе привыкания клиента.
Но вообще-то, имхо, подход должен быть комплексным (я про участие гор(обл)энерго и зарядные точки), это позволит получить рынок сбыта не единичных, а десятков и сотен экземпляров даже в пределах одного города.
З.Ы. Мне бы тоже пробега 80 км в день хватило, город Запорожье максимум 30 км из конца в конец.
Но народ не понимаеть... :an:
Кому - татор, а кому - лятор!

Alex_Brooy

про двигатель пока нету чего рассказывать. в мире он уж срав. давно используется, у нас же пока не очень распространен. Главное что он будет работать, и будет самым современным и дешевым.
Главное другое - опделелить пока основные черты проекта, услышать инфу из первых уст, так сказать. Кто чего хочет, и как пользователь представляет себе э\м.

mihalich

Цитата: Alex_Brooy от 10 Март 2009 в 13:10
Доброго всем времени суток.
На раскрывая пока всех козырей, хочу Вам, дорогие форумчане, предложить высказатся по поводу следующего.
Представим себе, что на АвтоЗАЗе тоже решили, что они не последние из могикан, и захотели начать делать Э\М.

Мои изначальные идеи:
Двигатель: укр.производства (не смеемся!) , способный развивать до 10 и выше тыс. оборотов (главное что б подшипники выдержали). Система упр. уже идет с ним вместе. Позволяет делать рекуперацию.
Так как пока не серия, то оставить старую коробку, выкинув из нее ненужные шестерни передач, сделав таким образом постоянный редуктор.
Мощность сейчас не так важна, но около 16 кВт в номинале, 35 квт кратковрем.

Батарея Литий-полимер. С зарядкой, с балансирным уст-вом для выравнивания напряжения ячеек. Также в авто будет система БМС (battery management system). Общее напряжение батареи 540 В.



Предположим еще, что будет разрешена беспл. парковка в центре городов, крупных и не очень.

Какие Вы хотели бы видеть потребительские свойтсва в э\м ?
Разгон ...
Дальность ... (понимаем, что будет не космос)
Автопилот ... :)
Какие-то преференции для владельцев э\м (кроме парковки, уже говорил).


Всем авторам заранее благодарность.

      Коллеги.       Высокооборотистый  мотор деиствительно может быть  и вдвое легче малооборотистого.
У меня мотор мотор с цепной электропилы  2,4 квт, уже в самодельном, нерж.стали, корпусе весит 5 кг.  
правда  ПР его  на на немаксимальных оборотах , далеко не 100%
....кроме того , воет он не слабо своей же внутренней крыльчаткой.
Да, можно такому быстроходному мотору , поставить планетарку  с пер.числом  13  , потянет , но какой будет у машины накат?  не потеряем ли  весь выигрыш в весе?
......Особо про парковку  и даже на тротуарах , где не мешает потоку пешеходов !   Эта мера, совершенно не требующая капиталовложений , способна сразу же создать спрос на электромобили   в больших городах у бесчисленного количества оффисных труженников центра города. ( оффисный планктон).
.....Про напряжение:  без сомнения, повышение напряжения  продлит и срок службы батарей  .Проблема №  1
Но , не стоит забывать и о  технике безопастности.  Я опытный электрик , но уже многократно  попадал под своё
бортовое 120 вольт, а если бы 540 , то , что ?  похороны?
    А на вопрос ТЕМЫ  : Каким должен  быть электромобиль?   Моё мнение: Пока не появятся новые ТЕСЛЫ  и
БОЛОТОВЫ,  Хороший электромобиль - Лёгкий электромобиль!

Alex_Brooy

#8
Добрый день, Валентин Михайлович.
Обьясните, пожалуйста, в кратце - чем будет мешать высокооборотистость движка накату?
Якорь будет вращатся в герметичной среде, как асинхронник.

С парковкой. Попытаемся продвинуть этот вопрос.

О проводах и похоронах:
обслуживание современного а\м все чаще переходит из рук любителя к спецам (не обязат. гарантийные сто, но и часники-професионалы).
Я на таврии попадал под напряжение только тогда, когда заряжал от ЛАТРА, и касался батареи.
"220в дома научились чинить, и тут научимся..." - ваши ведь слова? :)
Просто нужно отключать клеммы перед работой :)
А вообще, если бы Вас сразу напугали, что 120 В убьет, то вы б работали с предостережением. Ну это мое мнение. Короче, японцы и американцы не мрут, как мухи, залазя в свой Примус. Думаю, что и украинцы с русскими не глупее.

О личном сообщ.
Ваше сообщ. читал. Пока не знаю что ответить. Алексей, хозяин Волги, улетел на неделю.

ОФФТОП
О Болотовых:
Был я у этого дедушки и не раз. Сначала впечатлило. Потом начали брать сомнения. Потом все развеялось, и стало жаль потраченного времени на него. Не зря его холодный ядерный синтез 20 лет уже лежит на полках. Там одно из двух - либо он просто витает в своих мечтах, либо хочет все и сразу. Пока по нему нечего мне сказать.

mihalich

#9
    Саша, по всем пунктам , в принципе согласен, но по первому:   Разве момент свободного вращения двигателя
колесом не будет пропорционален передаточному числу редуктора?
    В этом плане , для городского  нескоростного ЭМ  , преимущества  у МК.  К сожалению прецедента нет.

BigUry

Согласно ТБ, безопасным считается напряжение до 42В переменного и до 110В постоянного тока. Увеличить уровень безопасности в электоромобиле можно "подвесив" силовые цепи. Т.е., АКБ, силовая часть контроллера, обмотки двигателя не должны иметь связи с "массой" ни в одной точке. Для контроля изоляции нужно между средней точкой АКБ и "массой" подключить индикатор напряжения. Ненулевые показания индикатора означают пробой изоляции, а полярность, - со стороны какого полюса утечка. Переменные значения показаний означают пробой изоляции в двигателе или силовой части контроллера.
Но даже при соблюдении всех мер предосторожности 540В для легковушки, явно перебор.

Alex_Brooy

Ок, пусть будет не 540 В.
Но 110 В - это путь обратно в прошлое.
Какой же тогда уровень напряжения выбрать?
Изоляция силовых цепей от массы э\м - это даже не обсуждается, как само собой разумеющееся.
Мне вот интересно : американцы, в частности AC propulsion, сделали системку управления вместе с движком, на 9000 об в пике, на 450В  макс. Пишут они, что двигатель и система упр. у них должна крепится изолировано от железа авто.
Вобщем, пускай тогда будет так: 9000 об, 450 В. Это уже безопасно для жизни? :D
Какие еще будут, т.ск. пожелания?

BigUry

540В это амплитуда переменного напряжения 380В. Строить электромобиль под двигатель, это удел самоделкиных. Для массового производства нужно создавать двигатель для электромобиля. Хотя надо бы, и кузов, и органы управления, и приборы, но для начала можно взять за основу существующие легковушки. Первые авто тоже создавались на базе конных экипажей. Что касается напряжение, то высокое напряжение потребует регулярной проверки прочности изоляции. Значит появится новый пункт для ТО. Низкое напряжение, тоже не сахар. Окисление контактов при больших токах чревато пожаром.

Цитата: Alex_Brooy от 11 Март 2009 в 11:31
Изоляция силовых цепей от массы э\м - это даже не обсуждается, как само собой разумеющееся.
К сожалению, бльшинство существующих контроллеров не имеют гальванической развязки силовых и управляющих цепей.
Цитата: Alex_Brooy от 11 Март 2009 в 11:31

Мне вот интересно : американцы, в частности AC propulsion, сделали системку управления вместе с движком, на 9000 об в пике, на 450В  макс. Пишут они, что двигатель и система упр. у них должна крепится изолировано от железа авто.
В стиральных машинках движок тоже изолирован от корпуса, но там нет аккумуляторов. Отцепил от сети и чини, если надо. А если на проселке "заглох", в дождь. Стремно под напругу лезть, выяснять, что случилось.
Что касаемо оборотов, то в этом вопросе надо руководствоваться упрощением трансмиссии. Электромотор не двс, его под любые обороты спроектировать можно.

Alex_Brooy

А я и не говорю, что создадим э\м под двигатель. Конечно, скорее наоборот.
Однако, не все сразу...
Органы управления - что именно по вашему нужно добавить в э\м того, что мы еще не используем (кроме рубильника, контактора, предохранителей) ?
Панель приборов будет наверняка штатная. Добавится лишь индикатор системы контроля за батареей.

Чинить на просеке, в дождь, ночью, в поле ...  хм-м
А если инжектор вышел из строя, и машину уже не завести - что тогда делать? Это, кстати, типичная ситуацию на вазах. Ничего, ведь ездят. Главное юзеру обьяснить, что "туда не влезай - убьет". И пусть чешет на сто.

Не совсем понял про гальв. развязку цепей в регуляторе двигателя. А в каком меньшинстве на э\м есть развязка батареи и упр. цепей?
Управляющая цепь - это педаль газа, тормоза?
Если так, то это правильно. В сегодняшних регуляторах я тоже начал делать опторазвязку. Раньше не было.
Но это не сложно.

i

Основная беда электроавто - аккумуляторы. Это самая дорогая, самая тяжёлая, самая капризная и самая недолговечная часть авто.

Я бы предложил разделить аккумулятор на две неравные части: резидентную и выгружаемую.
Выгружаемая часть содержит основную ёмкость для движения, она должна легко отключатся и иметь возможность быстрого монтажа-демонтажа.
Резидентная часть служит для "доезда" до места стоянки (1-2км) и форсирования мотора при обгоне. Емкость невелика (и вес!), но разрядная мощность должна быть выше чем у выгружаемой батареи. Наверное здесь уместно применение суперконденсаторов или LiPo.

Такое разделение позволит:
1. Быстро "зарядить" электромобиль заменой блока аккумуляторов.
2. Варьировать емкость в зависимости от предполагаемого пробега.
3. Использовать разные типы аккумуляторов (свинцовые, металлогидридные, литиевые, серные.... ).
4. Избавится от бортовой зарядки, BMS и обслуживания батареи.
5. Привлечь к обслуживанию/зарядке бизнесменов.
6. Снизить первичную стоимость электромобиля.

Выгружаемая батарея НЕ является собственностью автовладельца, она принадлежит сети заправок. Хозяин этой сети заинтересован в качественном обслуживании аккумуляторов, своевременной дефектации элементов, правильной зарядке и хранения..... в итоге это выльется в увеличении срока жизни аккумулятора.
Электровладелец-же освобождается от всей мороки с аккумуляторами и от ударного расхода денег когда придет время их менять.
Аккумуляторы он всё равно будет "покупать", но малыми частями (при каждой "заправке") и только тогда, когда активно ездит (аккумуляторы зимой не будут дохнуть).

P.S. Резидентную часть можно и не ставить вообще, но если эта возможность предусмотрена, найдутся люди которые захотят её иметь.

Alex_Brooy

предложение интересное...
я правда не очень хорошо представляю себе технически две разные батареи на разные емкости.
Что бы полностью вынимать батареи - это наверно, лучше.
Правда как быть в таком случае с владельцем заправки ( то есть владельцем акб) - ведь если их будет уже два и более, то кому тогда достанется дефектованый акум, тот и "попал на деньги". Так получается?
Монополия на обслугу- тоже плохо и недолго.

Ваше мнение.

sykt

Обслуживание и замена аккумуляторов будет доходным бизнесом. Он заменит большинство нынешних СТО.
Так, что наши денежки всеравно вынут из карманов.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

i

Цитата: Alex_Brooy от 16 Март 2009 в 19:57
...я правда не очень хорошо представляю себе технически две разные батареи на разные емкости...
Вообще-то я думал по аналогии, как у автомобилей. Они могут ездит и на газе и на бензине, что-то там переключается. На мотоциклах и мопедах у бензокраника три положения: закрыт-бак-резерв(это придонный бензин со всем мусором и водой :al:)
По аналогии считаю, что с "электробензином" будет проще, а ещё выгружаемая батарея может подзаряжать резидентную, чтоб всегда была наготове.

Цитата: Alex_Brooy от 16 Март 2009 в 19:57
Правда как быть в таком случае с владельцем заправки ( то есть владельцем акб) - ведь если их будет уже два и более, то кому тогда достанется дефектованый акум, тот и "попал на деньги". Так получается?
Думаю это их головная боль. Либо договорятся между собой, либо будут маркировать свои батареи, либо ещё чего придумают (себя точно не обидят).
Лишь бы они были...

Забыл ещё сказать про утилизацию аккумуляторов. Все активные вещества в "дохлом" аккумуляторе в наличии, и свинец, и сурьма, и литий и прочая и прочая... Они никуда не деваются, просто немного портятся, загрязняются, разваливаются, осыпаются.
Наверное будет выгодно перерабатывать старые аккумуляторы в новые. А это: экология, прибыль, снижение цены.