Выбор аккумулятора для солнечной системы

Автор UncleSam, 14 Март 2012 в 05:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

UncleSam

День добрый всем присутствующим.
Есть вопрос, немного не по теме форума, но у присутствующих здесь неоценимый опыт эксплуатации свинцово кислотных АКБ.
Я собираюсь сделать автономное энергообеспечение от солнечных батарей. Для хранения выбраны свинцовые АКБ 4 х 12V 200AH собранные в 48В батарею. Везде для подобных систем продавцы предлагают "специальные" гелевые АКБ стоимостью ~20тыр - шт.

Я понимаю что скорее всего ничего особенного в них нет, и в то же время AGM, или GEL батареи для другого назначения стоят на 30-50% дешевле, это просто маркетинг?

Солнце очень непостоянно и если умный контроллер заряда/разряда позволяет ограничить ШИМом максимальный ток зарядки и защитить  от перезарядки и переразряда, то в пасмурные дни жизнь с недозарядом обеспечена.

Собственно вопрос 1, какие батареи (конкретные марки) вы можете порекомендовать использовать в таких условиях (циклическое использование, возможный хронический недозаряд). Можно ли использовать SLA аккумуляторы со временем жизни хотя бы 2-3 года.

Вопрпос 2 Что можно предпринять для продления жизни АКБ в таких условиях? Токи заряда и напряжения максимального заряда и максимального разряда АКБ можно настраивать,какие значения будут оптимальными? Через какой период КТЦ, как проводить, чем проводить?

Литературу прочел, теорию знаю в гугл отправлять не надо, я там был, интересует мнение именно практиков.

UncleSam

Да все в принципе стандартно, примерно вот такая схема.

Солнечные батареи будут максимально выдавать ~72V при токе 15 ампер, обычно меньше, контроллер заряда контролирует ток заряда АКБ, ШИМом и отключает нагрузку при разряде АКБ.

Заряжается днем, разряжается ночью работа в цикле. Обычная нагрузка 200-400вт (~5-10А) кратковременно может подниматься до 4000вт (~80А).

У одного из инвертеров есть встроенное ЗУ, максимальный зарядный ток до 30A алгоритм заряда классика. Генератор может работать до 11 часов, это позволит заряжать АКБ при недостатке солнца. В общем как то так.

Alex_Soroka

Цитата: UncleSam от 14 Март 2012 в 05:45
Я собираюсь сделать автономное энергообеспечение от солнечных батарей. Для хранения выбраны свинцовые АКБ 4 х 12V 200AH собранные в 48В батарею. Везде для подобных систем продавцы предлагают "специальные" гелевые АКБ стоимостью ~20тыр - шт.

[b-b]Типичный разводняк имени продавцов![/b-b]  :ireful:

Ставьте автомобильные обслуживаемые - 200-225Ач которые - и живите спокойно.
Проверяйте уровни и напряжения отдельных АКБ раз в 3-4 месяца, чтобы не было перекоса.
Доливайте воду, если уровни в банках снижены.

ranger

я бы при такой схеме взял Lifepo4 батарейки. Им что циклы, что не циклы. и готовая BMS....
Добавлйтесь в друзья https://vk.com/electricus_me

UncleSam

Цитата: ranger от 14 Март 2012 в 17:27
я бы при такой схеме взял Lifepo4 батарейки. Им что циклы, что не циклы. и готовая BMS....
У них такой ценник, что наверное дешевле турбину кэпстоновскую на 15 кВт купить.
В данном случае цель именно сэкономить.

Peoner

Цитата: ranger от 14 Март 2012 в 17:27
я бы при такой схеме взял Lifepo4 батарейки. Им что циклы, что не циклы. и готовая BMS....
лиферы - аккумы хорошие но они же не волшебные и "циклы" им тоже не чужды. но суть не в этом

в данном случае раз система стационарная разумеется брать надо свинец.
касательно спец.аккумов для гелионужд - Сорока прав, маркетинговый развод.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

UncleSam

Цитата: LV от 15 Март 2012 в 13:52
В данном случае не развод. Индустриальные значительно отличаются от стартерных.
подскажите чем именно отличаются (кроме качества материалов)? Проштудировал другие топики, где Alex_Soroka с примерами доказывал, что конструкция однотипных аккумуляторов одинакова.

UncleSam

#7
Цитата: Alex_Soroka от 14 Март 2012 в 17:07
[b-b]Типичный разводняк имени продавцов![/b-b]  :ireful:
Ставьте автомобильные обслуживаемые - 200-225Ач которые - и живите спокойно.
Я правильно понимаю, что покупать GEL или AGM аккумуляторы в данном случае нецелесообразно? Почему? Более выгодно чаще менять более дешевые АКБ чем реже более дорогие? Или из за возможности обслуживания и продления таким образом жизни АКБ.

ok-dreamer

Цитата: LV от 15 Март 2012 в 14:57
А GEL разве не "свинец" ;)

Может что-то в консерватории  (в UPS) надо подправить?
Свинец конечно, это же "бубль гум" вот и не уточнил про "кислоту".
Упсы не правим - хотя пробовали подгонять режим зарядки под конкретные "батарейки"
возни много, а если темпнратура "сыграет " - рвёт так же.
Условия эксплуатации у нас разные температуры -10 ... +50.(телемеханика и телеизмерения, некоторые помещения не отапливаются, а термостаты не дотягивают) вот и не дюжит гелий, а кислотные только "просаживаются".


Alex_Soroka

Цитата: UncleSam от 16 Март 2012 в 04:12
Цитата: Alex_Soroka от 14 Март 2012 в 17:07
[b-b]Типичный разводняк имени продавцов![/b-b]  :ireful:
Ставьте автомобильные обслуживаемые - 200-225Ач которые - и живите спокойно.
Я правильно понимаю, что покупать GEL или AGM аккумуляторы в данном случае нецелесообразно? Почему? Более выгодно чаще менять более дешевые АКБ чем реже более дорогие? Или из за возможности обслуживания и продления таким образом жизни АКБ.

правильно понимаете.
автомобильные наливные обслуживаемые - можно обслужить, и не жалко по цене "если что".
Это дает преимущества в "цене владения" и работы станции.

Продавцы имеют маржу на продажах АКБ - им выгодно втулить вам самое дорогое, и написать в гарантийном талоне "12 месяцев" - после чего вы им не интересны.

Аналогичный пример - владелец прокатных гольф-каров по моему совету установил вместо тяговых - стартерные акб автомобильные.
отьездил сезон, аккумы полностью окупились за две недели проката!
таким образом он в ПЛЮСЕ по расходы--доходы в разы, даже при замене всех АКБ после одного сезона эксплуатации!

Ранее он регулярно влетал с тяговыми акб - они не выхаживали сезон при режиме "каждый день - глубокий 80% цикл".

macar2005

Сам столкнулся с такой проблемой. Были куплены гелиевые СА и через год эксплуатации их емкость упала почти в два раза, некоторые экземпляры отказали.
В следующий раз буду брать простые стартерные, обслуживаемые СА.

LICC

Попробуйте их восстановить, я свои АГМ почти восстановил таким образом.
Полностью зарядите, затем включите инвертор, и нагрузите его малой нагрузкой, чтоб аккумы несколько дней разряжались до 10.7в на батарею. потом малым током пару дней на заряд, и еще один цикл. Должно помочь. Я свои теперь раз в полгода так тренирую, и стараюсь недопускать разряда ниже 50%.
Если при разряде малым током емкость сильно отличается, то надо будет сгруппировать по емкости в группы и отдельно отцикловать. В идеале каждый аккум отдельно, но это долго...
ездю на батарейках(с) http://evr-lab.pro/

macar2005

Спасибо за совет, буду пробовать.
У меня СА сгруппированы по 4 штуки (48В). Разряд обычно до 11,5В потом заряд до 14,4В и конечном токе заряда 5А.
Трудность в том, что СА у меня 16 штук и все имеют разную емкость (от 100 до 150 Ач вместо 180). Я их перегруппировываю по мере возможности. Кроме того заряд происходит не равномерно (на одном СА 13В на другом уже 14В).
Пытаюсь найти надёжную методику десульфатации.

Peoner

Цитата: macar2005 от 12 Май 2012 в 06:14
Кроме того заряд происходит не равномерно (на одном СА 13В на другом уже 14В).
Пытаюсь найти надёжную методику десульфатации.
при таком неравномерном заряде для начала нужно найти балансиры, а то пока найдете методику — десульфатировать уже нечего будет.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

LICC

как вариант-все батареи соединить в паралел и нагрузить инвертором на 12в на пару суток. потом так же зарядить. заодно батареи выравнятся по конечному напряжению.
ездю на батарейках(с) http://evr-lab.pro/

Peoner

Цитата: LICC от 12 Май 2012 в 12:12
как вариант-все батареи соединить в паралел и нагрузить инвертором на 12в на пару суток. потом так же зарядить. заодно батареи выравнятся по конечному напряжению.
если батареи разной емкости и срока эксплуатации - после возврата к последовательной схеме - опять разбегутся :(
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

macar2005

Пока самой действенной методикой считаю отбраковку СА по напряжению в режиме разряда. Выбираю СА с наименьшим напряжением (допустим на трёх по 12В, а на одном 11В) и убираю их из сборки.
Про балансиры тоже думаю, но пока не решил нужны они или нет (допустим при заряде напряжения на СА в сборке имеют разброс от 13,4 до 14,8В и токе заряда 5А, при переходе на разряд разброс напряжений становится 12,1 до 12,2В и токе разряда 14А). Далее с течением времени (в зависимости от емкости) напряжения изменяются сильнее.

Peoner

Цитата: macar2005 от 12 Май 2012 в 13:45
Про балансиры тоже думаю, но пока не решил нужны они или нет (допустим при заряде напряжения на СА в сборке имеют разброс от 13,4 до 14,8В и токе заряда 5А,
при 14,4 В аккум вообще то начинает кипеть... в то время как 13,4 все еще догоняется ампер*часами
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru