За зиму сдохла батарея?

Автор speedy_go, 16 Май 2012 в 16:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

speedy_go

Здравствуйте!
Есть проблема...
Когда-то купил подобную батарейку в кейсе, только емкость вроде 12Ah была заявлена. Ездил на ней на работу с февраля по октябрь. Заряжать ставил на ночь.

Потом сезон закончился, офис переехал в другое место и на зиму я забросил электровел. Батарейку я тогда зарядил и до последнего времени к ней не прикасался. Знаю, надо было подзаряжать ее периодически, но как назло сломался зарядник... Вобщем руки дошли только сейчас.

Зарядил часа за четыре, поставил на е-вел, но батарейка выглядит откровенно уставшей. Как только даешь полный газ, так контроллер обрубает питание.
Если батарейку включить/выключить, то контроллер оживает, но опять не надолго... Такие же симптомы были когда батарейка садилась после длительной езды.

Вопрос: мне сразу искать новые ячейки или еще есть надежда как-то реанимировать?
Что нужно сделать, чтобы поставить точный диагноз? Из приборов имею родной китайский блок питания, паяльник, мультиметр.

PS: Примерно с тех же времен лежит в загашнике свежекупленный у китайцев комплект цилиндров LiFePO4 для другого проекта, но к нему я тоже не прикасался уже давно. Это смертельно?
------------- Здесь них нет -------------

Д. Засядько

Интересно узнать: какие элементы внутри этого корпуса?

speedy_go

Цитата: Д. Засядько от 16 Май 2012 в 16:12
Интересно узнать: какие элементы внутри этого корпуса?
Не открывал, но думаю, что такие: http://www.bmsbattery.com/lifepo4-cell/89-headway-38140s-lifepo4-battery-cell.html
------------- Здесь них нет -------------

i

Если заряжали/разряжали без контроля каждого элемента, то скорее всего у Вас дикий разбаланс. Зарядник отключается по достижению максимального напряжения на батареи, когда часть ячеек уже перезарядились, а остальные не зарядились. При разряде недозаряженные ячейки быстро "садятся" (у меня на одной было ниже 2-х вольт, хотя остальные показывали 3.1, а некоторые  3.3) и контроллер отключает батарею.
Прежде чем выкидывать, нужно каждую ячейку зарядить отдельно и посмотреть, что получиться.

speedy_go

i, спасибо за помощь, обнадежили.
Попробую найти документы от этой батарейки, но вроде бы "умный" балансир идет в комплекте (1pcs 10A continuous discharge current smart BMS).
Значит ли это, что дело не в балансировке, а нужно искать севшие элементы?
То есть по-любому надо разбирать ящик с батареей и колдовать с каждым элементом? Что и как нужно у них проверять?
------------- Здесь них нет -------------

us__007

Совсем расковыривать не нужно, достаточно вытащить бмс.
На заряженной (как Вам кажется) батарее замерьте напряжния на всех ячейках, ячейки с напряжнием ниже3,6 дозарядите зарядкой от мобильного телефона, только напряжение контролируйте чтоб не перезарядить , с напрядением выше 3,6 подразрядите например лампочкой на 12В.
Этот лифер жутко разбегается при хранениии.

se

Цитата: speedy_go от 16 Май 2012 в 16:07
батарейку в кейсе, только емкость вроде 12Ah была заявлена.
Цитата: speedy_go от 16 Май 2012 в 16:26
Не открывал, но думаю, что такие: http://www.bmsbattery.com/lifepo4-cell/89-headway-38140s-lifepo4-battery-cell.html
Ни разу не сталкивался с Headway в фабричном кейсе, какой размер кейса, вес?

а еще смущает это
Цитата: speedy_go от 16 Май 2012 в 18:49
10A continuous discharge current
ИМХО там другие элементы, с бОльшей вероятностью пакеты.

Но это довольно просто узнать  :-)

i

Цитата: speedy_go от 16 Май 2012 в 18:49
...То есть по-любому надо разбирать ящик с батареей и колдовать с каждым элементом? Что и как нужно у них проверять?
Я бы так и сделал. Разобрал бы, померил напряжения, составил бы таблицу и посмотрел бы, что тут не так.

speedy_go

us__007, i, спасибо за советы, на выходных попробую прозондировать элементы поштучно.

se, и кейс, и батарейки, и любые комплектующие можно купить отдельно: http://www.bmsbattery.com/59-aluminium-alloy А с учетом того, что в этой конторе продаются только синие "сардельки", я и предположил вид элемента. :) Но, конечно, разберу, отпишу по результату.

PS: Кейс этот — удобная, кстати, штука. На багажник прикрепляются стальные салазки, на которые задвигается кейс и закрывается на замок ключом, чтоб не сперли. Следующий поворот ключа дает ток на выходные клеммы. Серьезный недостаток — при езде по кочкам связка "салазки + кейс" сильно громыхает. Я решил эту проблему с помощью резинового жгута с крюками (продаются в хозмагах).
------------- Здесь них нет -------------

se

Цитата: speedy_go от 17 Май 2012 в 10:15
se, и кейс, и батарейки, и любые комплектующие можно купить отдельно: http://www.bmsbattery.com/59-aluminium-alloy
я в курсе  :-) даже больше скажу, у меня есть такой кейс как по ссылке.
Не поленился, раскрутил, замерил внутренние размеры - 290х143х56мм
Размеры ячеек 12Ач 38140 без болтов 154мм и 38мм диаметр. 36в - это 12 ячеек.
Ясно что в длину даже 8 ячеек не войдет, да и в ширину тоже :)



speedy_go

se, действительно, вы правы!
Внутри оказались плоские длинные элементы (фото). 12 штук.
Всё собрано хоть и кустарно, но весьма тщательно и продуманно. Хрупкие и нагруженные части защищены склеенными резинками. Свободного пространства внутри кейса не было совсем.
Сегодня не успел добраться до контактов, продолжу опыты на выходных.
------------- Здесь них нет -------------

Д. Засядько

Хорошо, что это не Headway. :ah:
А то я аж расстроился. Только позавчера посылку с хедвеями получил. А тут такие новости. %-)

speedy_go

Сейчас провел замеры. Батарея в сборе после пары дней лежания дает ровно 40 Вольт.
Контакты элементов питания спаяны напрямую друг с другом. Померял каждую – ровно по 3,3V, кроме одной 3,2V... И она, похоже, вздутая.

Смущает такое единодушие элементов. Ожидал увидеть разброс по напряжению, а тут везде ровно 3,3.
Это из-за того, что они спаяны? Или из-за работы BMS (емкостной)?
------------- Здесь них нет -------------

Д. Засядько

ЦитироватьСмущает такое единодушие элементов.
Это не единодушие. При напряжении 3,3В нельзя понять, разряжена батарея наполовину или заряжена почти полностью. Вот когда подключите зарядку и будете следить за ростом напряжения, тогда и поймёте, насколько единодушны ваши пакетики.

speedy_go

#14
Цитата: Д. Засядько от 20 Май 2012 в 21:45
ЦитироватьСмущает такое единодушие элементов.
Это не единодушие. При напряжении 3,3В нельзя понять, разряжена батарея наполовину или заряжена почти полностью. Вот когда подключите зарядку и будете следить за ростом напряжения, тогда и поймёте, насколько единодушны ваши пакетики.
Что следить? На что смотреть?
Пусть даже часть элементов поднимется до 3,65V, а часть останется на 3,3V, всё равно это нельзя назвать "жутким" разбегом.


Прочитал ответ Arjuna на подобный вопрос в соседней теме: "3,3 В -мало о чем говорит. Это может быть от 30% до 70% полного заряда ячейки. Вот если у вас не будет разброса на 3,6 В тогда можно не выравнивать"
Чтож, попробую зарядить и померять.

Теперь следующий вопрос: правильно ли мерять ячейки у спаянного блока? Или надо распаивать/разделять элементы друг от друга?
------------- Здесь них нет -------------

Д. Засядько

ЦитироватьИли надо распаивать/разделять элементы друг от друга?
Не надо их распаивать. Меряйте так. Только не замкните чего-нибудь ненароком.

speedy_go

Докладываю:
1) За прошедшую неделю заряд батареи нисколько не снизился — показывает те же 40,1В
2) Поставил под зарядку. Под зарядкой штатным блоком питания стояла минут 5-10, затем БП начал периодически отключаться.
Заряд батареи при свежеотключившемся БП составляет ровно 43,8В, что соответствует 3,65В/элемент.
3) Отключил БМС и промерял каждый элемент на контактах разъема, идущего к БМС: один элемент 3,8В; один 3.6; три 3,5В; остальные по 3,4В.
Как видим, разбег есть, но не критичный...
Значит, дело во вздувшемся пакете. Прикладываю его фотку. Вздутие начинается со стороны контактов и постепенно сходит на нет к концу пакета.


4) Пока делал фотку и писал этот текст прошло минут 20. Замерял всё еще раз. Напряжение немного снизилось:
Общее напряжение: 41,8В. Поэлементно: Элемент на 3,8В снизился до 3,6; дутый упал с 3,5 до 3,2; остальные элементы без изменений.

Мое предположение: Проблема кроется во вздувшемся пакете. То что он еще хоть как-то функционирует, обусловлено тем, что он не до конца помер (вздутие явно видно только с одного края). Тем не менее, при нагрузке он моментально скисает и БМС вырубает ток.

Дальнейшие действия: Разборка батареи на запчасти (что-то возьму себе для другого проекта, что-то продам). Попутно можно будет проверить теорию, выпаяв дутый пакет и потестив сборку из оставшихся 11 пакетов. Если батарея не будет вырубаться при полном газе, значит «Всё правильно сделал» © :exactly:

ЕСТЬ ЛИ ВОЗРАЖЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
------------- Здесь них нет -------------

se

Разрядите батарею (до разборки) и замерьте ячейки, чтоб убедится в ваших догадках.
Если найдете нагрузку ом на 10, можете еще замерить падение напряжения в процессе разрядки.