avatar_2teist

Electro-Beat

Автор 2teist, 13 Июнь 2012 в 15:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

2teist

Пролог: ...вот и я долгое время мечтал собрать свой stealth bomber...
В наличии имелся бюджетный недо-FR-подвес Stark Beat 09 года, на котором катался я потихоньку и бед не знал.
Е-байки я видел разве что в европейских магазинах за тонны денег и с какой-то совсем уж неадекватной мощностью и дальностью пробега, и решил, что это дорогие игрушки для закушавшихся европейцев.
Но вот однажды на хабре я наткнулся на статью как собрать электровеник на базе любого байка, пусть даже ашана, причем финансовый порог вступления был вполне доступен для молодого инженера с з/п в 30к. И тут эта идея прочно засела в моей башке.
По некоторым причинам начать проект я смог только весной этого года.

И понеслось.. точней поползлось, ибо:

Здесь и далее под катом идет много подробной хронологической нудятины, имеющей лишь косвенное отношение к теме:
Спойлер
28.04.12 послал запрос на sales@conhismotor на тему заказать и отправить мотор 48В 1кВт с котроллером и ручкой газа более дешевой почтой, нежели EMS.
01.05.12 т.к. ответа до сих пор не последовало, переслал то же письмо на info@conhismotor.com, ответили в тот же день, что можно отправить China Post Air Parcel (кстати часто отвечают они вечером, ближе к ночи по московскому времени, когда в китае совсем уже ночь 0_о), я согласился и попросил сообщить реквизиты для оплаты.
02.05.12 conhismotor сообщили реквизиты и в тот же день оплатил ($253), крайний срок для диспута 16.06.
06.05.12 т.к. вот уже 4 дня после оплаты никакой информации не приходило, решил попинать conhismotor.
07.05.12 conhismotor ответили что моя посылка уже готова и на следующий день будет отправлена.
10.05.12 т.к. опять никакой инфы не поступало, решил снова попинать conhismotor.
11.05.12 conhismotor ответили, что моя посылка передана на почту Китая, и сообщили трек (итого 11-14 дней с начала переговоров или 9 дней спустя оплаты они только отослали посылку, выдимо китайцы тоже отмечают 9 мая =)).
14.05.12 трек мотора наконец-то засветился: "поступление на почту Китая".
15.05.12 мотор "вылетел в страну назначения", в тот же день заказал на hobbyking.com 2 6s 5Ah  Li-Po батареи, зарядник, Cellog, Battery Medic и вязанку 4mm коннекторов, доставка EMS ($211), крайний срок для диспута 28.06.
17.05.12 hobbyking сообщили, что мой заказ передан на почту, и дали трек (итого 2 дня после оплаты), в письме указали сроки доставки от 4-7 дней.
18.05.12 заказал на hobbyking.com еще 2 6s 5Ah  Li-Po батареи, watts Up ваттметр и плату для параллельной зарядки акков, доставка AirMail ($150), посмотрим кто быстрее =), крайний срок для диспута 01.07.
19.05.12 первые батареи "экспортировались из страны отправления", Сингапур.
21.05.12 hobbyking сообщили, что мой второй заказ передан на почту, и дали трек (итого 3 дня после оплаты), в письме указали сроки доставки до 45 дней.
22.05.12 вторые батареи отправлены из Сингапура.
24.05.12 импорт мотора "МОСКВА PCI-3", вес 9,39кг ("летело" из китая каких-то 9 дней =) ).
25.05.12 первые батареи прошли таможню и покинули место международного обмена (МОСКВА EMS), вес 2,63кг.
26.05.12 первые батареи: Сортировка (ВИДНОЕ EMS ППС-5), мотор передан таможне и выпущен оттуда.
27.05.12 первые батареи "прибыли в место вручения" (мне пока никто не звонил), мотор покинул место международного обмена (МОСКВА PCI-3).
Пришли первые батареи.
Спойлер
28.05.12 первые батареи принес курьер EMS (вот только принес он их в рабочий день в обед и без предупреждения >__<, хорошо что было кому забрать посылку дома).
батареи были отлично запакованы в 2 слоя пупырчатого полиэтилена (+ в общей коробке половина пространства была заполнена пакетированным сингапурским воздухом), разбег на обоих котлетах не более 12-15 мВ.

Cellog взял без USB, на снимке отчетливо видны посадочные места под разъем и еще явно не хватает несколько резюков и контроллера, так что тупо подпаяться не получится  :pardon:
А тут и мотор следом.
Спойлер
30.05.12 пришло извещение о поступлении мотора, при этом обновился трек аж от 27.05.12: покинуло сортировочный центр (Казанский вкз.)
31.05.12 получил мотор на почте (итого 18 дней с момента появления трека или 30 дней с момента оплаты), китайцы забыли положить спицы...
суровый китайский пенопласт, который электризуется и липнет ко всему в доме >_<

мотор располагался по диагонали в пенопластовом кубике порядочной толщины, учитывая вес мотора (~7кг) это видимо помогло ему не пробить изнутри посылку во время своего долгого путешествия

просил китайцев прислать только тормозной диск с переходником на мотор (ибо подозревал что у нас такой хрен найдешь, в любом случае пролетел, см. ниже  /:-)), грипсы вообще не просил.

Сборка и первые испытания:
Спойлер
Первые испытания мотора на раме: на коленке наколхозив провода с коннекторами выжал с холостого хода пустого мотора аж ~70км/ч  /:-) радовался..

В ближайшие выходные сгонял в Сокольники, взял обод Weinmann DM30 (как потом выяснилось, многие его ругают за "пластилиновость") и, не найдя подходящих спиц, взял первые попавшиеся BMX-овые на 180мм. Внезапно! оказалось, что они нифига не подходят, на 1 крест много, на 2 и более - мало /:-). В силу возможностей и наличия шила в жо.. было принято решение  спицы "немного подогнуть" B-) с начала (или с конца? короче не там где резьба). Скорые расчеты и замеры на коленке показали, что нужно добиться длины 167мм, что и было достигнуто. Внезапно! получившиеся спицы снова не подошли :facepalm:, теперь уже на 1 крест их малость не хватало, зато почему-то стало с избытком хватать на параллельную спицовку. Путем подкладывания гаечек-шайбочек колесо было наконец собрано (фоток этого непотребства как делать не надо, к сожалению, не сохранилось). Первые испытания (когда я офигев от возможностей несся по шоссе под 45км/ч, вызывая разрыв шаблона у немногих обративших на меня внимание) показали полную несостоятельность моего инженерного гения (а также сколько кирпичей я могу отложить, неожиданно обнаружив аварийное состояние заднего колеса при обгоне камаза 00__00).
В итоге, улучив момент, я снова сгонял в Сокольники и, вспомнив наконец про веломастеров, затарился у них спицами на 170мм. Колесо было собрано в 1 крест, правда свободного хода на затягивание ниппелей уже не осталось, поэтому в ожидании растягивания спиц стараюсь особенно не гонять и активно уворачиваюсь от ям, коих у нас в избытке. Кстати при всем при этом у китайцев для 26 обода при спицовке в 1 крест указаны спицы длиной 157мм 0_о.

Пока не приехали остальные батареи, езжу на 12S1P (44V 5Ah).
Первые тестовые забеги показали:
пробег ~11км при средней скорости 35-45 км/ч (шоссе)
~17км при 20-30 км/ч (городской цикл, со светофорами и пробками)
более 22 км при 15-20 км/ч (активно притворяюсь простым велосипедистом  :mus:) хватает сгонять на дачу/работу
батареи работают в диапазоне 3,5-4,15В

Проблема с задним тормозом
Спойлер
Т.к. на доноре стояли изначально 203мм тормозные роторы, а китайцы прислали на 155мм, было решено переставить 203мм ротор на китайский переходник. И снова приключения! Просто так переходник не захотел откручиваться. Убив пару ключей и напрочь сорвав болт, наконец удалось выкрутить его суровым китайским одноразовым экстрактором (кстати тут я начал довольно активно сталкиваться с нехваткой нормальных прочных силовых инструментов из качественной инструментальной стали, их просто нет, только всё суровое китайское и одноразовое Т__Т). Та же проблема постигла меня и при попытке снять искомый 203мм ротор, ну тут уж понятно - прикипел. Решив что колесо мне еще пригодится на случай отказа от мотора, решил его не добивать, а взять новый такой же ротор.
Внезапно! китайский переходник оказался видимо под свой особый китайский 6-болтовой стандарт крепления роторов:

На данный момент остался только передний тормоз. Вижу 2 решения проблемы: либо купить переходник PostMount для заднего калипера на диск 160-155мм , либо отыскать токаря и выточить более кошерный переходник под ротор (правда тут есть опасение, что более близкое расположение дырок под болты к центральной дырке вместе с большим диаметром ротора может негативно сказаться на его надежности). Оценочно по деньгам и времени будет примерно одинаково.
И ее решение:
Наконец затарился переходником для заднего тормоза на 160мм, но т.к. резьба под прибамбасы на моторе была довольно малой высоты, то при моих 135мм дропаутах тормозной калипер банально не доставал до диска. Пришлось ставить максимальное количество проставочных шайб под адаптер ротора и одновременно снимать шайбы с оси мотора с внутренней стороны дропаутов. В итоге ротор дополз до калипера, но само колесо стало сильно смещено от центра, зазор между рамой и покрышкой остался 3-5мм. Исправить это не представляется возможным, т.к. ниппеля уже закручены максимально, видимо в перспективе надо будет ставить на одну сторону 165-167мм спицы, а на другой оставить 170мм. Но в целом ездить это пока не мешает.

Первый заезд показал, что суровый китайский ротор не только имеет порядочную кривизну, так еще и оглушительно скрипит от слабого трения об колодки при езде без торможения до ~20км/ч. Решил снять нижние шайбы с переходника калипера, чтобы колодки захватывали большую площадь ротора (до этого площадь контакта была примерно 2/3 от площади колодок, т.к. ротор был 155мм).

Уличный заезд показал, что скрипа значительно меньше, и он появляется только при торможении с определенным усилием, но само торможение происходит нелинейно, небольшими рывками, видимо из-за кривизны диска. Короче, жить можно B-).

Продолжение нудной хронологии:
Спойлер
08.06.12 импорт вторых батарей (МОСКВА PCI-1), вес 1,93кг.
12.06.12 заказал hobbyking.com зарядник iCharger 106B+ 250W, удлинители балансирных проводов и еще немного мелочевки, доставка AirMail ($130), крайний срок для диспута 26.07.
13.06.12 вторые батареи проверены таможней.
15.06.12 hobbyking сообщили, что мой третий заказ (зарядник) передан на почту, и дали трек.
18.06.12 разом обновились 2 трека и оба от 15.06.12: засветился трек зарядника, вторые батареи прошли таможню и покинули сортировку в Дмитрове.
20.06.12 зарядник вылетел из Гонконга.
Пришли вторые батареи:
Спойлер
21.06.12 получил вторые батареи (итого 28 дней).
На первой разбег ячеек был ~12-15мВ, на второй одна ячейка была ниже остальных на 120мВ. Видимо придется так и ездить с ней, беря эту котлету для сигнализации нижней отсечки по напряжению, до прихода нового зарядника, т.к. турниговский довольно криво меряет напряжение отдельных ячеек, да и вообще балансирует до 4,2В без возможности настройки =/.
   

Наколхозил во-о-от такую конструкцию (стоит на зарядке после первого заезда):

В качестве основы - согнутая "рама" из 1,5мм листа чего-то металлического оцинкованного. Для кожуха взял пластиковый прямоугольный вент-канал, в него впритык влезли по 2 6s батареи с каждой стороны, на дно положил 3 слоя пупырчатого полиэтилена для аммортизации, хотя пробный заезд показал что вся конструкция и сама по себе нехило пружинит). Контроллер влез с небольшим запасом, проблемы перегрева нет. Кожух к раме прилеплен армированным скотчем. Рама к велу - 2мя хомутами. Между рамой и велом проложил много слоев того же пупырчатого полиэтилена (осталось от посылок). Получилось корявенько, сама конструкция малость покачивается на верхней трубе как коромысло /:-), но не отваливается даже после средней вибрации по разбитой дороге.
В целом для продолжения тестовых заездов сойдет, но по-хорошему надо собирать что-то более жесткое и узкое, т.к. батареи получились слишком широко расставлены и мешают коленям, да и на вид совсем уж шахид-байк получился - провода, изолента.. /:-)

Заезды с ваттметром показали:
пиковый ток ~30A.
на 22км при средней скорости 20км/ч (в диапазоне 15-30км/ч, с редкими рывками до 40км/ч) по ваттметру ушло 5,6Ач или 0,26КВтч (экие оптимисты его делали, меньше 10Втч даже не померяешь). Среднее напряжение на ячейке 3,783В. Что-то мне подсказывает, что с этого не вытянуть даже 3Ач, для экстраполяции полного пробега до 34км  :-\

DukePro

И я с этой хабростатьи начинал. Большое человеческое спасибо тому, кто ее написал  :-).

MaxWin

Цитата: 2teist от 13 Июнь 2012 в 15:40
первые испытания мотора на раме: на коленке наколхозив провода с коннекторами выжал с холостого хода пустого мотора аж ~70км/ч  /:-) радовался..
Наверное около 60 км/ч? :)
2 Х 6S = 22.2 X 2 = 44.4V
На холостом ходу при 48 вольтах мотор вращается со скоростью 475 RPM.



2teist

очень может быть =), я мерил на глаз, прилепив метку на двигатель, и подсчитав кол-во оборотов за 10сек тупо перемножил)

zap

Если перепутали фазные провода, можно и все 100 км/ч на ХХ словить :-D
Правда, тяга при этом будет отвратная /:-)
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

2teist

э-не-не, я цвета пока еще умею различать)

zap

А цвета, бывает, перепутаны изначально китаёзами ;-D
Либо на контроллере (этим славятся Инфинеоны от Льена), либо на моторе.
Впрочем, я не настаивают на своей версии  :kidding:
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

2teist

эт да, китаезы - такие китаезы..
но момент на старте у меня порядочный, пару раз уже шлифанул линолеум в квартире /:-)

Alik0

[b-b]2teist[/b-b], во первых, поздравляю с удачным началом :drink:
А во-вторых мне эта тема близка, особенно если учесть то, что в планах у меня глобальная перестройка Stark beat в нормальный двухподвесный электровел :-D
Пока донора еще не купил, но уже продумал конструкцию ящика, так же пришел к П образной конструкции, которую при необходимости можно быстро снять.
Собственно, вопрос: как вы усилили дропауты?
Электровелосипед Jupiter
С уважением, Олег

2teist

взял загогулину №1

и приделал как-то так:

честно говоря это скорее для самоуспокоения, т.к. не думаю что сильно поможет в случае непредвиденной ситуации.
хотя с другой стороны, как уже писал, стараюсь особо не гонять, избегаю резких стартов (только с педалей) во избежание больших токов и моментов =)

Alik0

За подробную фотку спасибо!
Если будете использовать рекуперацию, прикрепите усилитель через верхнюю трубу двумя хомутами обязательно, иначе может быть плохо...
Электровелосипед Jupiter
С уважением, Олег

2teist

у меня контроллер без рекуперации, а так уже думал над этим и пришел к тому же выводу)

Alik0

Жаль, иначе задний тормоз не нужен был бы, и не пришлось бы с ним возиться)
Электровелосипед Jupiter
С уважением, Олег

zap

Цитата: 2teist от 13 Июнь 2012 в 20:00
взял загогулину №1
Такая загогулина поможет при разгоне, но не поможет при торможении (дисковый тормоз, либо рекуперация).
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

2teist

зависит от крепления, т.к. хомут работает на растяжение, то в моем случае он установлен для компенсации момента, возникающего на оси мотора при ускорении.
ежели будет рекуперативное торможение, то соответственно хомут нужно крепить к противоположной трубе,
однако при торможении через дисковый тормоз на оси мотора вообще не будет возникать момента, т.к. ротор закреплен на самом моторе.
вот...

2teist

Пришли вторые батареи, и было собрано новое крепление, а так же кое-как решил проблему с задним тормозом.
Подробности в первом посте.

redimer

отличный опыт  :wow:, спасибо Вам за подробную тему.

и +1 в карму.
icq: 424-297-058 (Мой двухподвес)
Мах: 105.7 км/ч на плоскаче 2011 - 2015г. - 46000км
LiPo 20s5p (84в25ач / 1850Втч) более 750 полных циклов

FAS_r7

ещё Лобня?  я что-то пропустил?   

походу тема электро весьма заразна. особенно после ошеломляющих характеристик вела редимера.