Сопротивление вращению мотор-колеса

Автор eVel, 23 Нояб. 2012 в 18:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

eVel

Заметил такое явление, возможно кто-то может технически его объяснить.
Мотор-колесо имеет небольшое сопротивление вращению, даже если оно не подключено.
Выражено это в своеобразных "рывках". Так вот вопрос: почему на одинаковых мотор-колесах одной и той же модели, мощности и т.п.
эти рывки могут быть разной силы. Это едва заметно, но тем не менее можно при желании почувствовать разницу.
Т.е. один мотор легче крутится, а другой туже.

zap

В идеале сопротивление вращению (зубцовый момент) должно быть нулевым.
Чем точнее изготовлен корпус двигателя (центровка ротора), тем меньше зубцовый момент.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

nikvic

Цитата: zap от 23 Нояб. 2012 в 18:37
В идеале сопротивление вращению (зубцовый момент) должно быть нулевым.
Чем точнее изготовлен корпус двигателя (центровка ротора), тем меньше зубцовый момент.
Уже обсуждалось: зубцовый момент не создаёт среднего сопротивления (его создаёт гистерезис).
Центровка не играет особой роли.
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.

zap

Тут речь не о среднем сопротивлении, а как раз о "всплесках".
И для всплесков центровка как раз играет роль.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

nikvic

Цитата: zap от 23 Нояб. 2012 в 18:43
Тут речь не о среднем сопротивлении, а как раз о "всплесках".
И для всплесков центровка как раз играет роль.
Было бы верно, если бы всплески наблюдались по одному на оборот. Фактически - градусов через 3-10, в зависимости от полюсности.

edw123

Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 18:41
Уже обсуждалось: зубцовый момент не создаёт среднего сопротивления (его создаёт гистерезис).
Центровка не играет особой роли.
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.
Для человека - создаёт, поскольку "провалы" действуют на фоне инерции, а вот "пики" - очень ощущаются как сопротивление.

nikvic

Цитата: edw123 от 23 Нояб. 2012 в 18:51
Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 18:41
Уже обсуждалось: зубцовый момент не создаёт среднего сопротивления (его создаёт гистерезис).
Центровка не играет особой роли.
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.
Для человека - создаёт, поскольку "провалы" действуют на фоне инерции, а вот "пики" - очень ощущаются как сопротивление.
Пока никто не проделал простенькое - намотать нитку с гирькой на ДД и выяснить, с каким грузиком мотор крутится боль-мень равномерно.
Это и определяет тормозной момент при накате и педалировании при отключении батареи.

eVel

Это как нитку с гирькой прикрутить? и что мерять?
Интересно еще, что рывки ощущаются только до определенных оборотах, если вращать очень медленно, но равномерно, можно почувствовать вибрацию.
Если вращать чуть быстрее (равносильно 5-7км/ч) - рывки пропадают.

edw123

#8
Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 18:54
Пока никто не проделал простенькое - намотать нитку с гирькой на ДД и выяснить, с каким грузиком мотор крутится боль-мень равномерно.
Это и определяет тормозной момент при накате и педалировании при отключении батареи.
Отчего же: я проделывал (https://electrotransport.ru/index.php?topic=13926.msg189625#msg189625) практически 1 в 1 (только на страгивание в 1 "пик") - крутиться дальше по инерции начинает, но на фоне инерции всего велосипеда "пульсаций" не чувствуется, только мелкие вибрации - это на редукторном.

nikvic

Цитата: edw123 от 23 Нояб. 2012 в 18:59
Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 18:54
Цитата: edw123 от 23 Нояб. 2012 в 18:51
Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 18:41
Уже обсуждалось: зубцовый момент не создаёт среднего сопротивления (его создаёт гистерезис).
Центровка не играет особой роли.
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.
Для человека - создаёт, поскольку "провалы" действуют на фоне инерции, а вот "пики" - очень ощущаются как сопротивление.
Пока никто не проделал простенькое - намотать нитку с гирькой на ДД и выяснить, с каким грузиком мотор крутится боль-мень равномерно.
Это и определяет тормозной момент при накате и педалировании при отключении батареи.
Отчего же: я проделывал практически 1 в 1 (только на страгивание в 1 "пик") - крутиться дальше по инерции начинает,
Это означает, что груз великоват, и дальше идёт ускорение.
Интересен минимальный груз, поддерживающий вращение после небольшой "помощи".

edw123

Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 19:07...Это означает, что груз великоват, и дальше идёт ускорение.
Интересен минимальный груз, поддерживающий вращение после небольшой "помощи".
Подбиралось "по минимуму" и отличается от нужного Вам - на проценты. Вполне достаточно.

nikvic

Цитата: edw123 от 23 Нояб. 2012 в 20:19
Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 19:07...Это означает, что груз великоват, и дальше идёт ускорение.
Интересен минимальный груз, поддерживающий вращение после небольшой "помощи".
Подбиралось "по минимуму" и отличается от нужного Вам - на проценты. Вполне достаточно.
Ага, углядел -
Заднее q100geared - 50г (+/- 10г) в "рабочую" сторону и 300г (+/- 50г) в "нерабочую" сторону. Итого 0,6н сила сопротивления качению у редукторного против 0,15н у не электрифицированного велосипеда.

"В рабочую сторону" - неинтересно, ротор не крутится из-за фривила. А вот 300г - это 3 ньютона при ~10Н для сопротивления качению. Этой проблемы нет у geared с фривилом.
Для ДД на скорости кроме гистерезиса есть ещё токи Фуко в ободе мотора...

mr.Dream

У меня, например, гистерезис не ощущается. Ротор крутится плавно, начиная с небольшого усилия (преодоление трения качения подшипников и трение сальников :) ) Но с ростом частоты оборотов сопротивление увеличивается - по моему, это потери на перемагничивание и вихревые токи. Но я считаю этот эффект очень слабым, по сравнению с крутящим моментом. Было время, когда ездил на мотор-колесе без аккума  - ощущали ноги, но не критично.

eVel

насколько я понимаю - обычно это сопротивление тем сильнее, чем мощнее двигатель

tmkt

Цитата: eVel от 23 Нояб. 2012 в 18:58
Это как нитку с гирькой прикрутить? и что мерять?
Интересно еще, что рывки ощущаются только до определенных оборотах, если вращать очень медленно, но равномерно, можно почувствовать вибрацию.
Если вращать чуть быстрее (равносильно 5-7км/ч) - рывки пропадают.

ооо, ну наконец кто-то тоже это описал
а то я думал тока мой мотор такой зобавный

но вообще уже привык, что на малых оборотах если руками держишь вел и раскручиваешь за педаль - какая-то вибра идет
ну и разные провалы тоже бывают и на высоких скоростях но я уже не обращаю внимания
мои е-байки: 1) лайток передний привод редукторник 250Вт (форсаж до 900Вт), масса 20-30кг, скорость до 60км/ч
2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (форсаж до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч
3) розовый телепортатор, задний МК 5кВт (форсаж до 11 кВт), масса 80-90кг, скорость до 115км/ч

edw123

Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 20:53..."В рабочую сторону" - неинтересно, ротор не крутится из-за фривила. А вот 300г - это 3 ньютона при ~10Н для сопротивления качению. Этой проблемы нет у geared с фривилом.
Для ДД на скорости кроме гистерезиса есть ещё токи Фуко в ободе мотора...
А вот это - спорно :) Мне как раз интересно было в "рабочую". Причём явно была замеряна правильная циклическая неравномерность усилия. На подшипник не похоже, может так фривил работает на малых усилиях и оборотах - через него проходят небольшие пики сопротивления.

Про "компрессию" склоняются некоторые в неравномерно размещённые магниты или в неравномерность зазоров и св-в магнитов - в общем в технологическое несовершенство изготовления конкретного экземпляра по сравнению с идеальным. В хороших моторах - меньше чувствуется, в "плохих" - заметнее.

mevial

Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 18:41
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.
Посчитайте при 46 магнитах и 51 зубце статора. ;)

nikvic

Цитата: edw123 от 25 Нояб. 2012 в 15:02
Цитата: nikvic от 23 Нояб. 2012 в 20:53..."В рабочую сторону" - неинтересно, ротор не крутится из-за фривила. А вот 300г - это 3 ньютона при ~10Н для сопротивления качению. Этой проблемы нет у geared с фривилом.
Для ДД на скорости кроме гистерезиса есть ещё токи Фуко в ободе мотора...
А вот это - спорно :) Мне как раз интересно было в "рабочую". Причём явно была замеряна правильная циклическая неравномерность усилия. На подшипник не похоже, может так фривил работает на малых усилиях и оборотах - через него проходят небольшие пики сопротивления.
Здесь хорошо бы вспомнить, сколько раз за оборот проявляются пики. Если около 10 - то это фривил.
  Если за 200 - магниты, и только в обратную сторону. Но весьма неотчётливо при наличии редуктора, который вносит свои пики.