avatar_REM

Чем разрядить АКБ

Автор REM, 30 Дек. 2010 в 16:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

REM

Цитата: oeg от 27 Фев. 2012 в 20:36
[b-b]REM[/b-b], я имел в виду что в в Вашей схеме
https://electrotransport.ru/index.php?PHPSESSID=4496e9aeb54468765eee72c7f5c61df0&/topic,5188.msg149954.html#msg149954
лампочки моргают, если вместо лампочек поставить реле с диодом в паралель, то можно ли заставить реле кроме выключения на 10.8в путем подбора R1, заставить его(реле) включаться когда напруга станет 14.4в?
То есть возможна ли доработка этой схемы на вкл-выкл, а не только на выкл?
ЗЫ. Я понимаю что мой вопрос звучит для специалиста неправильно, но далек от электричества. А чтобы правильно задать вопрос - нужно знать большую часть ответа.
Если про схему мультивибратора, то она с напругой не дружит, просто моргая(клацая) релюшкой обеспечивает прерывистый заряд.
Если про схему разрядки, то проще подключить релюшку так, чтобы после разряда сразу включался заряд. А вот заставить два транзистора заменить процессор, можна, но ... Проще будет если вы опишите, что вы хотите получить в результате.
Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом..

oeg

#37
Не, наверно я не смогу Вам описать, я уже несколько раз попробовал это сделать.
=
А, нет, много думал одной извилиной, наверно смогу - хочу простую схему качелей с регулировками срабатывания реле(два реле?) как по макс. напряжению, так и по мин. напряжению на акб. Незавалялась у вас такая?

booseli

#38
Цитата: MaxiMuz от 15 Янв. 2011 в 11:16
  Вот к примеру на эл.двигатель работают попеременно два АКБ 1минуту один, другой отдыхает, вторую минуту меняются местами. И отдают в нагрузку условный ток 1А. Будет ли время работы в таком режиме равняться времяни работы , если бы они работали паралельно и постоянно отдавали ток равный 0,5А для каждого акб?  Естественно речь не идет о токах 0,05С , а токи должны быть максимальными для данных аккумов.

Перечитывал некоторые ветки, и напоролся на эту. перефразировав вашу задачу, выявим условие работы одного АКБ: Будет ли равна отданная емкость токами 1А в режиме разряд/пауза 50%/50% и при постоянном разряде током 0,5А.

Чем меньше ток разряда - тем больше отдаваемая свинцовым аккумом емкость. Это легко увидеть по графику разряда из любого даташита -- время разряда АКБ током 2С = 15 мин, атоком 1С = 35 минут. Такая нелинейность сохраняется вплоть до токов 0,05С.

А вот разряд током одной величины с паузами или без них -- это другой вопрос...

apeks

             Колеги вам все правильно говорят . Чем выше разрядный ток тем выше зависимость отдаи СК АКБ от паузы между разрядными импульсами. Еще зависит от конструкции СК АКБ. Для тяговых зависимость отдачи от длительности паузы начинается раньше чем у стартерных и гораздо сильнее. Так что на ЭТС разряжать СК АКБ надо импульсами и не глубоко. По сути если вы хотите имтеь нормлаьный ЭТС на СК АКБ надо чтоб СК АКБ были без кальция . И нужно чтоб вес АКБ был равен весу машины без АКБ. Вот тогда ваши СК АКБ будут служить несколько лет. И пробег будет хороший и отдача тоже. Имено так у меня было на электротрайке.

booseli

#40
Проводя контрольно-тренировочные циклы (КТЦ) для определения реальной емкости и обслуживания АКБ встают след. вопросы:

[b-b]1) до скольки вольт не боясь переполюсовки банок
2) какой нагрузкой разряжать
3) делать ли паузы[/b-b]
... и т.д. Давайте обобщим здесь вопросы и советы, включая практические наработки.

1) В зависимости от нагрузки, нижняя граница меняется - это хорошо видно на графике ниже:

В зависимости от состояния АКБ, необходимо увеличить нижнюю границу на 0,5-1 Вольт для защиты слабых банок. Из личного опыта многие советуют не разряжать ниже 10,8 Вольт вообще никакой нагрузкой

2) Самой распространенной нагрузкой для разряда АКБ будет лампочка накаливания - этого добра номиналами 55/21/10/5 Вт есть у каждого автомобилиста. Второй вариант - резистор на 10-100 Ом большой мощности (15-150 Вт в зависимости от номинала), можно с активным воздушным или водяным охлаждением. Лично я использую и то, и другое - при нескольких КТЦ такая нагрузка сравнивается сама с собой. Однако для более точного определения емкости АКБ нужно понимать, что напряжение и ток изменяются при разряде.

3) Паузы нужны при больших нагрузках, чтобы электролит у пластин успевал сменяться. Чем больше токи - тем больше заметна разница от использования паузы. Но для определения емкости по графику разряда паузы не нужны, если ток разряда более-менее стабилен.

booseli

#41
Чтобы избежать переполюсовки, нужно вовремя отключить АКБ от разрядной нагрузки. Если у вас не тупой кипятильник с функцией разряда или КТЦ, он сделает это и сам. Иначе нужно сидеть с вольтметром и караулить сей момент. А можно сваять приблуды, которые сделают это за вас.

Первую такую приблуду обрисуем здесь: У меня валялся дохлый dial-up модем, и решил я не дать пропасть релюшке THD-0301L. Регулируемый стабилитрон позволяет двумя резисторами настроить напряжение срабатывания реле. Если напряжение на АКБ опустится ниже установленного, реле разомкнет коммутируемую цепь и разряд прекратится.


Для поделки я использовал максимум доллар:
Реле Sun Hold THD-0301L (3VDC (70%-10%); 3A; 45 Ом; 66 mA)
TL431C (управляемый стабилитрон - 0.1$)
Резистор R1=6.8k (25-оборотный в корпусе 3296 - 0.25$)
Резистор R2=1k (0,125 Вт)
Резистор R3=200 Ом (0,125 Вт) для ограничения тока через цепь управления реле
Кусок одностороннего текстолита 25х25 мм







Красный и черный провода на АКБ, оранжевый и черный на нагрузку. Подстаиваем напряжение срабатывания реле резистором R1 и радуемся жизни. При разряде на пороге срабатывания лампочка начинает мигать, а реле противно щелкать, пока вовсе не отключится. Проверил и оно работает. Для аккумов на 7Ач тока 3А мне за глаза хватит.

Antuff

Зачетная штучка, спасибо.

Сразу несколько вопросов:
-Максимальный ток на этой схеме ограничивается реле (3А)? Я так понимаю можно использовать любое 5-ти контактное реле?
-Если не отключать устройство, то когда АКБ немного отдохнет, опять начнет "трещать" реле?
-В каких пределах допускается регулировка напряжения срабатывания реле?

booseli

#43
Цитата: Antuff от 25 Янв. 2013 в 17:31
-Максимальный ток на этой схеме ограничивается реле (3А)?

Ток ничем не ограничивается, 3А это максимальный коммутируемый ток для данного реле (стоит на всех модемах, что я видел). Чтобы не перегреть реле, для нагрузки АКБ берем лампочку до 30Вт или резистор не менее 5 Ом

Цитировать-Я так понимаю можно использовать любое 5-ти контактное реле?
Не совсем так. Есть три ограничения: расположение и назначение контактов, коммутируемый ток и рабочее напряжение. Нам нельзя разряжать АКБ ниже (например) 11,5 Вольт. Для TL431 Vref=2,5V (напряжение на R2). Отсюда рабочее напряжение VDC для реле должно быть не более чем 11,5 - 2,5 = 9V. Т.е. подойдут 3/5/9-вольтовые реле. Коммутируемый ток должен быть больше нагрузки, это понятно. И еще одно но: TL431 работает на токах до 100 мА - максимум 150 мА, реле должно этого хватить для срабатывания, иначе сгорит TL431 или не откроется реле.

Цитировать-Если не отключать устройство, то когда АКБ немного отдохнет, опять начнет "трещать" реле?
Да, именно так. Потому можно с того же модема пьезо-пищалку навесить, будет еще и пищать.

Цитировать-В каких пределах допускается регулировка напряжения срабатывания реле?
Vпитания минус 2,5В (не более 36В для TL431)

алабам

В теории все красиво, только вот после отключения нагрузки напруга на аккуме поднимется,и ТЛка снова включит реле, потом напруга просядет и ТЛка отключит реле и тд-тд-и оно долго так клацать будет.
нужно вводить гистерезис, или изменить точки подключения реле , что бы девайс сам себя отрубал от аккума.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

booseli

Конкретно эта приблуда нужна, чтобы исключить переразряд -- не прозевать момент, ибо ниже 11 Вольт напряжение ой как быстро проваливается. Пусть себе и клацает -- главную функцию выполнит, а как заметишь, что клацает -- отрубай АКБ руками, все ж таки не надо караулить момент. Ну и собрать такую может каждый за пол дня, потратив всего 1$. 

P.S. - Предлагайте свои варианты, не стесняйтесь. Желательно со схемой, а не просто теорию.

Alеx

Назначение понятно. Речь о том, что нет смысла заводить через реле силовую часть, т.к. фактически отключения нагрузки не происходит,  в итоге имеем "шумовой" сигнал контактами реле и снижение нагрузочного тока в ~ 2 раза из-за "импульсной" нагрузки. Пускай уже реле просто запитывает аларм китайского будильника, т.к. под током 3 А контакты долго не проживут в режиме трещотки.
Електроскутер Viper TDP123Z 72V 1500W
Li-ion 18650 22s5p 15 Ah

booseli

#47
С тем, что реле в режиме трещотки на максимальном токе долго не протянет соглашусь. Но батарейки от упсов на 7 Ач обычно я разряжаю чем под руку попадется, обычно это лампочка на 10 или 21 Вт, т.е. на ток 0,8 - 1,8 А.  Заявленный ресурс 10 млн переключений. При срабатывании в течение 5 секунд трещит быстро, потом пауза все больше увеличивается. Этому способствует работа вблизи вертикали по графику разряда, когда спад напряжения происходит гораздо быстрее восстановления АКБ. Ну инебольшой (но постоянный) ток потребления TL431 и время срабатывания реле.

Думаю, что не лишним будет сделать еще и индикацию окончания разряда примерно по такому принципу:


Пока стабилитрон закрыт, через светодиод протекает ток (Vin - Vref - 0.6)/R4 = 3-4 mA, что для красного светодиода-индикатора вполне достаточно, и забытую/оставленную надолго АКБ такой ток не скоро высадит. Одновременно ток светодиода замедляет рост напряжения после размыкания реле. Когда стабилитрон открыт, на нем падает не более 2 Вольт. Обычный кремниевый диод (их можно поставить и несколько) погасит еще 0.6 Вольт на себе, и красный индикатор не загорится.

Через год я напишу об опыте эксплуатации, благо батарей 7 Ач у меня в работе больше сотни, и раз в год им делать КТЦ приходится.

Serg

Цитата: booseli от 26 Янв. 2013 в 16:59

Через год я напишу об опыте эксплуатации, благо батарей 7 Ач у меня в работе больше сотни, и раз в год им делать КТЦ приходится.

http://www.ekits.ru/index.php?productID=2212
Думаю это будет интереснее при таком парке аккумов.

booseli

Можно и проще, TL431 и Р-канальный полевик с парой кондеров и резисторов в обвеске обеспечат гистерезис 0,5 Вольт, вполне достаточно и не надо огород городить.

G.V.L

Цитата: booseli от 25 Янв. 2013 в 16:54
Чтобы избежать переполюсовки, нужно вовремя отключить АКБ от разрядной нагрузки.
Цитировать
Добрый вечер.
Многим задавал вопрос об обозначении "переполюсовка", а что Вы понимаете под этим обозначением.?
С уважением,Владимир.

G.V.L

Цитата: booseli от 26 Янв. 2013 в 16:59
..., благо батарей 7 Ач у меня в работе больше сотни, и раз в год им делать КТЦ приходится.
Привет коллеге.!!
С уважением,Владимир.

ДмитрийМver2.0

Ещё одним из самых простых способов является включение лампочки через последовательно соединённые диоды в прямом включении на соответствующий ток. Этот метод хорошо работает на аккумуляторах от 1,2 вольта и до.. насколько хватит диодов :) . Достоинством его является простота, один раз подобрал столбик диодов и всё.. И не требует никакой электроники. На работе я набрал столбик из 10 амперных диодов и сделал отводы с разными лампочками на нужные напряжения и токи. Для разных типов элементов и токов. Как лампочка погасла.. значит всё.
73! Дмитрий, RK3AOR.

anatoli_nik

Цитата: G.V.L от 24 Фев. 2013 в 20:36
Цитата: booseli от 25 Янв. 2013 в 16:54
Чтобы избежать переполюсовки, нужно вовремя отключить АКБ от разрядной нагрузки.
Добрый вечер.
Многим задавал вопрос об обозначении "переполюсовка", а что Вы понимаете под этим обозначением.?
Зарядка банки(ок) напряжением обратной полярности. Во время разряда слабая банка разрядится первой, а далее начнет заряжаться в обратную сторону от других банок. Определить переполюсовку во время разряда довольно легко по резкому увеличению внутреннего сопротивления батареи, т.е. снижение ЭДС под нагрузкой сравнительно с НРЦ.
Полный привод: 2*1кВт (при 48В);
22s30Ah народных.
2*9Fet IRFB4110 22A
max 87 kmph, >30000км