avatar_Overrider

12вольт на электровелосипеде или электроскутере

Автор Overrider, 21 Июль 2009 в 10:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Overrider

Копался тут в своих закромах и наткнулся на электронный трансформатор для галогеновых лампочек. Ма-аленькая такая коробочка на 100 ватт выходной мощности. Так вот, на входе-то у неё выпрямитель, а значит ей всё равно какое напряжение к ней приходит - переменное или постоянное. Попробовал подключить ко входу 48 вольт постоянки от батареи, подключил к выходу лампочку 100ватт 12вольт и она засветилась где-то чуть ярче чем в пол-накала. Это, конечно, не готовое решение, вторичную обмотку придётся перематывать на нужное напряжение. Но зато решение весьма бюджетное, такой трансформатор стоит 10$
Из минусов ещё отсутствие стабилизации выходного напряжения, но для лампочек должно быть нормально.

valera-hvg

Давно зреет подобная мысль, на свой велик "Эльф" (48в 350 ватт) -поставить стартерную батарею 12в 60а/ч.  Преобразователь уже собрал на SG3525 и 10штук полевиков 60N06 . Вот не соберусь велик испытать. На эквиваленте нагрузки преобразователь отдал КПД 87% при мощности 400 ватт. Не густо,но пока больше не получилось.

Alex_Soroka

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 12:50
Давно зреет подобная мысль, на свой велик "Эльф" (48в 350 ватт) -поставить стартерную батарею 12в 60а/ч.  Преобразователь уже собрал на SG3525 и 10штук полевиков 60N06 . Вот не соберусь велик испытать. На эквиваленте нагрузки преобразователь отдал КПД 87% при мощности 400 ватт. Не густо,но пока больше не получилось.

Может отдельную тему начнем ?
[b-b]"Силовой привод только от одной батареи 12В - за и против" ?[/b-b]

По теме - есть сайт "силовых энергетиков".
Там подобные вопросы применительно к "сварка от 12В" обсуждались.

Вот есть даже схемка:
http://imgdb.ru/view.php?i=p78f65wr_165532


а вот ветка где это обсуждается:
http://valvol.flyboard.ru/topic145.html

Alex_Soroka

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 12:50
Давно зреет подобная мысль, на свой велик "Эльф" (48в 350 ватт) -поставить стартерную батарею 12в 60а/ч. 

Но вообще-то есть у меня и другие размышления...
1) "удельная емкость" у свинца у всех аккумов одинаковая. Так что что 12В 60Ач что 48В 15Ач - будут весить примерно одинаково (да, я знаю про лишний вес корпусов).
2) да, токи потребления от АКБ будут разные - т.е. чтобы снимать 1кВА с 12В 60Ач надо будет с него тащить ток в 83Ампера (это при 100% КПД преобразователя!).
Смотрим в характеристику 60Ач аккума...  :bu: :bl: получаем практически разряд менее часа... то-же самое мы получим и от 48В 15Ач батареи, но там токи через аккумы будут меньше ...
3) преобразователь 12В-48В... он будет иметь 75-85% КПД... значит будет греться, значит будет у нас еще и потери на преобразование...
4) ЦЕНА вопроса... да, цена одного автомобильного аккума получается дешевле чем покупать 4шт AGM аккумы от УПСа... но AGM есть AGM, а в автомобильном свободный электролит, значит будет сильное осыпание пластин... :( малый срок службы прри сильных разрядах... А сколько стоить будет сам преобразователь ???

так что не все так просто как кажется...

Nickolas

Алекс, вопросик: а как обстоят дела со внутренними сопротивлениями батареек ? Они одинаковые ? У 65 Ач и 15 Ач ?

Alex_Soroka

Цитата: Nickolas от 24 Июль 2009 в 14:38
Алекс, вопросик: а как обстоят дела со внутренними сопротивлениями батареек ? Они одинаковые ? У 65 Ач и 15 Ач ?
Примерно да.
тут вопрос зависит скорее от толщины "зазора" между пластинами и размеров "пакета" пластин - но толщина зазора у AGM как правило меньше чем у "свободных", так что "одно на другое" и получается...
Тут вопрос скорее в том что 48В 15Ач это четыре последовательно соед. акб, а значит и внутр.сопр. это в 4 раза больше, но компенсируется это тем что токи проходящие по всем этим 4 акб меньше чем те что летят по 12В...
Ну и КПД преобразования не забываем + нагревы...

Так что мой личный вывод - не стоит заморачиваться с преобразователями.

Nickolas

Алекс, то есть, если не мешать мух с котлетами, с Вашей точки зрения внутреннее сопротивление аккумулятора на 60 ач на 15 Ач (естественно изготовленных по одной и той же технологии) одинаковы ?

valera-hvg

Дык, это все понятно,-экономический выигрыш от идеи,-весьма сомнителен, но- , стартерная акб -уже есть,-ее не жалко, новая,ее цена почти в 2 раза дешевле чем у 4х тягловых родных 12в /12а-ч. батарей. И к томуже возникла в связи с этим идея сделать преобразователь с оперативным регулятором напряжения выхода и варьировать его в пределах 24 -70 вольт . Разумеется оставив стабильным 48 вольт 50 ма. (от доп. маломощного преобразователя) напряжение на сам контроллер. появится возможность "приятно"ездить по ровной дороге и с горы. Т.е. получить как-бы виртуальную коробку передач. Уж очень здорово велик катится при питании 70 вольт. -намерил почти 47 км/час.по ровной.(при родных 48 вольт -36 км/час в тех же условиях).

Alex_Soroka

Цитата: Nickolas от 24 Июль 2009 в 15:34
Алекс, то есть, если не мешать мух с котлетами, с Вашей точки зрения внутреннее сопротивление аккумулятора на 60 ач на 15 Ач (естественно изготовленных по одной и той же технологии) одинаковы ?

Давайте я расширенно и научно отвечу ? :) Ок ? а вы сами для себя сделаете нужные выводы.

1) внутреннее сопротивление аккума состоит из суммы сопротивлений:
- сопротивление электролита между двумя пластинами разделенное на число параллельных "сборок" пластин в банке, (больше пластин в банке = меньшее сопротивление банки),
- сопротивления выводов(отвода) от сборки + и - пластин из банки,
- сопротивления перемычек между банками,
- сопротивление "наружных выводов" из всего аккума.

2) удельное сопротивление электролита одинаково для аккумов "свободного" и AGM. У гелевых удельное сопротивление несколько выше(гель имеет более высокое сопротивление), именно поэтому они при больших, "стартовых", токах ранее выходят из строя.

3) аккумы имеют разное число пластин и разную площадь пластин, так что, по теории, аккумы с бОльшим числом пластин должны иметь бОлее низкое сопротивление чем те у которых малое число пластин. Просто потому что составляющая "сопротивление электролита" у них будет меньше. Но в случае сравнения "тяговых" со "стартерными" - у стартерных (некоторых) я видел более тонкие пластины и бОльшее их число - так что способность к большим токам у них лучше (сопротивление действительно будет меньше). у "тяговых" обычно равное число пластин - что у малых что у больших акков - емкость тупо определяется размером пластин.

Но тут во всех случаях речь идет о сотых долях ома, и при больших токах начинает играть значение все компоненты :( в том числе "слабые отводы" у УПСовых АКБ... Так что при эксплуатации нам гораздо важнее не допускать "узких мест" где будут идти большие токи, а не искать АКБ с самым низким сопротивлением.

Alex_Soroka

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 15:53
Дык, это все понятно,-экономический выигрыш от идеи,-весьма сомнителен, но- , стартерная акб -уже есть,-ее не жалко, новая,ее цена почти в 2 раза дешевле чем у 4х тягловых родных 12в /12а-ч. батарей.
Да, это можно принять как аргумент "за".

ЦитироватьИ к томуже возникла в связи с этим идея сделать преобразователь с оперативным регулятором напряжения выхода и варьировать его в пределах 24 -70 вольт .
ЗАЧЕМ ???
дурость получается... и ненужное усложнение...
У вас ДВА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ - первое это "с 12 до 70" а второе это контроллер МК. КПД получим примерно: 80% * 80% = 64% !!! :(
Т.е. кроме потери денег на "преобразователь" вы теряете почти 40% емкости...

BigUry

Цитата: Nickolas от 24 Июль 2009 в 15:34
внутреннее сопротивление аккумулятора на 60 ач на 15 Ач (естественно изготовленных по одной и той же технологии) одинаковы ?
В этом случае акк на 15Ач будет иметь сопротивление в 4 раза больше. Батарея из 4-х акков в 16 раз больше. Отдаваемый ток (при той же мощности) в 4 раза меньше. Потери на внутреннем сопротивлении P=I2*R останутся неизменными. Ни выигрыша, ни проигрыша. Далее по тексту (потери на преобразование и пр.).

Павел

Цитата: Alex_Soroka от 24 Июль 2009 в 16:19
Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 15:53
Дык, это все понятно,-экономический выигрыш от идеи,-весьма сомнителен, но- , стартерная акб -уже есть,-ее не жалко, новая,ее цена почти в 2 раза дешевле чем у 4х тягловых родных 12в /12а-ч. батарей.
Да, это можно принять как аргумент "за".
Ещё аргумент "за": чем меньше банок тет меньше вероятность что какая-нибудь испортит всю батарею ИМХО.

valera-hvg

Ну и поскольку батарея имеет 12в. ,а противоэдс. двигателя-намного больше.-появляется возможность легко сделать рекуперацию энергии двигателя назад в батарею при торможении и езде с горы (напр. с помощью реле). А на счет кпд преобразовалеля в 80% -это плохой результат, причесав свой ,думаю смогу получить 92 -94 % . Опыт в построении подобных устройств имеется.

Alex_Soroka

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 17:29
Ну и поскольку батарея имеет 12в. ,а противоэдс. двигателя-намного больше.-появляется возможность легко сделать рекуперацию энергии двигателя назад в батарею при торможении и езде с горы (напр. с помощью реле).
...и полететь головой вперед :( ...обсуждалось уже до тошноты - торможение надо делать "умным"...

ЦитироватьА на счет кпд преобразовалеля в 80% -это плохой результат, причесав свой ,думаю смогу получить 92 -94 % . Опыт в построении подобных устройств имеется.
:) все говорят про 92-94 - а реально получается 80...
даже если у вас 92% будет - то 92%*92%=84%... ну хорошо - 20% емкости "псу под хвост"... И ? :)

valera-hvg

Ну лететь головой вперед ,при торможении -никто не собирается,если есть немного масла в голове-несложно организовать шим -заряд стабильным током при торможннии,-все же энэргия не впустую... URL=http://radikal.ru/F/i073.radikal.ru/0907/d0/29d66a8a0bc3.jpg.html][/URL] Преобразователь 12в -48в 400вт.

BigUry

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 17:29
Ну и поскольку батарея имеет 12в. ,а противоэдс. двигателя-намного больше.-появляется возможность легко сделать рекуперацию энергии двигателя назад в батарею при торможении и езде с горы (напр. с помощью реле). А на счет кпд преобразовалеля в 80% -это плохой результат, причесав свой ,думаю смогу получить 92 -94 % . Опыт в построении подобных устройств имеется.
Опять клюшки-кочережки! В 21 веке живем. Сколько уже говорилось, что ШИМ преобразователь с двухтактным выходным каскадом (в контроллере МК их 3 штуки) является двунаправленным. В одну сторону он понижает напряжение, в другую - повышает. С тем же коэффициентом. Все зависит от управляющей программы процессора.

valera-hvg


В моем контроллере рекуперация не предусмотренна,т.е. она-то наступает сама при движении с горы,при скорости более 35 км/ч ,не более того. К стати велик заметно ожил после замены родного контроллера (6шт 60NF06 ) на более мощный (12шт. 75NF75) Контроллер перестал нагреваться при подьеме на гору . Вероятно кпд у второго больше.

Nickolas

Цитата: BigUry от 24 Июль 2009 в 16:39
Цитата: Nickolas от 24 Июль 2009 в 15:34
внутреннее сопротивление аккумулятора на 60 ач на 15 Ач (естественно изготовленных по одной и той же технологии) одинаковы ?
В этом случае акк на 15Ач будет иметь сопротивление в 4 раза больше. Батарея из 4-х акков в 16 раз больше. Отдаваемый ток (при той же мощности) в 4 раза меньше. Потери на внутреннем сопротивлении P=I2*R останутся неизменными. Ни выигрыша, ни проигрыша. Далее по тексту (потери на преобразование и пр.).
Я пытался добиться подобного вывода от Алекса, но он как всегда уклонился.Еще вспомним о потерях на проводах, о соотношении массы к емкости и габаритам. Потери на преобразование... 80 % это из области паровозной техники. Мы все же в 21 веке живем и КПД преобразователя, при правильном проектировании не должно быть ниже 95%. В ином случае преобразователь спроектирован неправильно.