avatar_DED

сигнализатор о подкравшемся авто за спиной

Автор DED, 09 Июнь 2013 в 23:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DED

Последнее время приходится много ездить по загородним дорогам общего пользования на велосипеде, скутере и электросамокате. На очереди покатушки на роликовых коньках.
И невольно столкнулся с проблемой.
При долгой езде и отсутствии машин притупляется внимание, и невольно смещаешься от обочины к середине дороги особенно при объезде выбоин. И иногда невольно ловишь себя на мысли, что забыл лишний раз покрутить головой, или напрячься и поймать картинку в зеркале.
В итоге частенько машины  незаметно «подкрадываются», и неожиданно вплотную тебя обгоняют.
Подумалось, а почему бы не сделать простенький сигнализатор появления за спиной машины. С ненавязчивой световой сигнализацией ярким красным свето диодиком на руле. Чтоб даже на солнце обращал на себя внимание. Звуковой сигнал не нужен — все равно на скутере не услышишь, а громче просто мозг через десять минут вынесет.
Может для большинства это покажется совершенно лишним прибамбасом (спорить не стану), но лично для себя решил сделать. Шараханий на дороге меньше будет.
Понятно, что на лесной тропе, или при езде в плотном городском потоке толку от него не будет. Но мне больше приходится катать на загородних трассах с одиночными обгоняющими авто.

После некоторых раздумий и экспериментальных  прикидок остановился на пиродатчике.
В отличие от ультразвука или СВЧ вариантов получается простое  и надежное решение минимальной цены.
Пиродатчик — это такая штуковина, которая реагирует на излучаемое телом тепло. Будь то человек, а еще лучше машина. Это явление давно используется на практике в дистанционных электро выключателях. При появлении в поле зрения такого датчика перемещающегося теплового объекта происходит сработка релейной схемы. Подобные готовые датчики  стоят от 200 рублей.
Один из таких ДДВ-02 за 250рублей приобрел для опытов в ближайшем хозмагазине.
Такой датчик работает от низковольного (порядка 5В) питания, и потребляет мизерный ток.  Комплекта батареек должно хватать на пару сезонов катания.
На фото внешний вид датчика ДДВ-02.
Ставить его на своего коня в таком виде не есть айс. Хотя, если нет вдохновения возиться, можно и так.
Я рещил приспособить для этого обычный двух батареечный фонарик. (см. там же на фото)
Вместо комплекта из двух пальчиковых батареек по 1,5В в него будут вставляться такие же по диаметру, но существенно короче две литиевые батарейки CR2 на 3В каждая.
А оставшееся место в аккурат позволит поставить нехитрую миниатюрную платку с пиро датчиком. (схема на фото).
Более того,  вместо традиционной многосекционной линзы Френеля будет заюзана оптическая отражающая система самого фонарика. Датчик по размерам очень близок габаритам лампочки фонарика, и четко встает на ее место.
Примерно такой же, как при жизни фонарика был у него световой луч, и будет сектор захвата пиродатчика. С такой оптикой у него будет дальность обнаружения сзади идущего авто около 15-20м.
«Фонарик» можно закрепить под седлом или на заднем крыле, и направить назад по дороге его «луч».
При попадании в этот узкий луч машины будет происходить сработка датчика, и моргание светодиода на руле.

Идея пока в проработке, но не собираюсь затягивать ее реализацию описанным вариантом.
Кому интересно, берите паяльник, присоединяйтесь.

reget

Испытания на движущемся транспорте уже провели? Эта штука будет срабатывать от любого изменения температуры в области обзора пирометра - от изменения t асфальта и всего остального, что будет попадать в датчик. То есть будет срабатывать без перерыва :)

На вел я конечно не ставил, но обычный бытовой датчик срабатывает от перемещения при отсутствии каких-либо тел в области видимости

DED

В обычном датчике стараются получить максимальную чувствительность и угол захвата движущихся объектов. Используемые линзы покрывают угол до 180 гр.
Для рассматриваемой задачи такая линза не годится. Либо ее менять, либо заклеивать изнутри боковые зоны обзора, оставляя лишь узкую просмотровую  "дырку" посередине. Но при этом недопустимо снизится светосила фокусирующей системы, чувствительность девайса.
Не годятся также обычные стеклянные линзы. Они пропускают только ближний ИК до 1мкм.
Пиро датчики работают на тепловом излучении,  на длине волны около 10мкм.
Поэтому, если уж не специальная линза Френеля, то обязательно должна быть зеркальная оптика.
При использовании зеркальной оптики от фонарика (без стекла) датчик будет "смотреть" лишь в узком коническом секторе, каким был ранее световой луч у фонарика.
Этот луч должен быть направлен над дорогой сзади велосипеда.
Когда сзади нет машин, и других тепловых объектов, то в "луч" ничего не попадает - нет ни отраженки, ни тепловых перепадов. Опасно только солнце сзади, пробивающееся через разрывы в кронах деревьев. Это может давать ложняки.

На движущемся транспорте еще не испытывал. Пока только стадия наколенных проработок.

pashteton

Рисково как то, какому то девайсу доверять свою жизнь.
Да и потом с таким устройством придется кататься либо в одиночку, либо замыкающим.

reget

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 08:43
Когда сзади нет машин, и других тепловых объектов, то в "луч" ничего не попадает - нет ни отраженки, ни тепловых перепадов. Опасно только солнце сзади, пробивающееся через разрывы в кронах деревьев. Это может давать ложняки.
На конце луча по-любому всегда что-то будет, за городом какие-то деревья, трава, при холмистой местности - дорога/небо. В городе - дома, люди, столбы и т.п. Пирометру расстояние до объекта не важно, в теории температура на датчике всегда будет меняться с сумасшедшей скоростью. Я бы приделал отражатель и попробовал просто проехать, прилепив "на соплях"

DED

Я бы тоже жизнь не доверил, а вот лишней напомяналкой бы поставил.
Кстати, тоже пришел к выводу, что лучше ставить не "фонариком" на багажник.
Во-первых, пришлось бы к рулю тянуть лишнюю соплю.
Во-вторых, лучше вписывается этот микро-девайс в незаметную добавку к левому зеркалу на руле.  И светодиод тут же размещается в самом зеркале, как на авто сигнализатор присутствия в слепых зонах обзора.
В-третьих, смотреть надо не строго назад, а сбоку в полосе обгона.
Весь девайс потребляет смехотворно мало в пределах единиц мА, и может быть ужат в габаритах до размера ученического ластика.
Причем, вместе с оптикой!
Сейчас закончил с экспериментированием по выбору подходящей оптики. Опробовал в сравнении с линзой Френеля несколько зеркальных отражателей от миниатюрных фонариков.
Однозначно, с зеркальной оптикой от фонарика можно получить очень узкий дальнобойный луч. Метров 20 без напряга. Но становится сложнее попадать таким лучом по сзади идущему авто. 
В итоге остановился на использовании небольшего фрагмента от штатной линзы Френеля.
Вполне достаточно в ~10мм от датчика поставить вырезанный кружечек из центральной части диаметром 10-15мм. Либо просто затенить остальную часть линзы.
Это сразу сужает луч до желаемого сектора чувствительности. Дальность обнаружения будет около 10-12м.
В пределах этой дальности на дороге могут находиться ТОЛЬКО машины. Деревья и столбы вдали не скажутся на работе.
Тем более в силу физики работы самого датчика - его быстродействие (0,5...2Гц) ограничивает воспринимаемость быстро подвижных объектов.
Маячащее сзади сильное тепловое "пятно" от радиатора догоняющего авто идеально подходит для обнаружения.

zap

Выбран неправильный датчик.
Есть специальные ультразвуковые измерители расстояний. В частности, продаются в виде готовых платок для Ардуины и т.п.
Выглядит как длинная плата на одном конце которой - ультразвуковой излучатель, на другом конце - ультразвуковой микрофон, а посередине микрухи и всякая фигня.
У них достаточно узкий "конус зрения".
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

LWW

Я то же задумывался над этой проблемой. Но вывод - только камера и экранчик. на ебэе можно в 100$ уложиться с пересылкой.

DED

С ультразвука я и начинал.  Перелопатил кучу датчиков и вариантов. Разобрал немало парктроников и УЗ дальномеров.
Поверьте на слово - более 5м нормального обнаружения не добиться. УЗ дальномеры работают до 18м, но очень узким лучом, и только по площадным пепендикулярным объектам (стенам). От машины отраженка уходит в "молоко".
Скажу более. Даже делал видео распознавание сближения с догоняющим авто по видеосигналу от камеры заднего вида. И даже на СВЧ на 24гГц ганплексоре.  Но это другие темы.
Можно просто видео камеру заднего обзора поставить вместо зеркала, и дисплей на руле. Только придется каждый раз снимать у магазина.
Кому, что нравится и удобнее.
Повторюсь, хочу сделать для себя простую и надежную сигнализацию о сближении.
В идеале - в виде миниатюрной приклеивающейся нашлепки на штатное зеркало.

алабам

По поводу пиродатчика, есть более миниатюрные решения , я 4 штучки таких купил, для поделок разных.
http://www.buyincoins.com/new_en/details/pyroelectric-infrared-pir-motion-sensor-detector-module-product-7078.html

а по вашей теме  , я бы смотрел в сторону активного ИК локатора, тоесть, несколько бытовых ик излучателей ( как в пульте дистанционки) , или один но мощный , линзой собрать в пучек нужного раскрыва, промодулировать , и пустьть в сторону подкрадывающихся машин.
Приемник настроен на частоту модуляции , ( если брать готовые бытовые решения - то это 33 кГц) .,  дальше - ступенчатое сравнение  степени силы отраженного сигнала с изменяющейся  образцовым напругой  и вывод резултата в виде изменяемого звукового тона , или частоты моргания светика на руле , или еще как то , не суть важно.
Простыми решениями вы ничего не сделаете.
С ИК техникой я знаком не по наслышке, делал " скрытый канал связи" на ИК диодах на расстояние 500 м , в то время , когда еще не было радиотелефонов  с DECT , и нужно было просто и сердито срочно сделать.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

варп

[user]DED[/user], среди Ваших многобукв не нашёл главных - хоть какие-то практические эксперименты были ? ....особенно по - поводу линзы фонарика ? Я тоже более 10-ти лет использую эти датчики для включения света , но штатные , без переделок ...Врядли , в том виде , как Вы планируете , всё это заработает...Линза не должна блокировать ИК лучи...У Вас как с эти обстоятельством ?

алабам

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 10:28
Дальность обнаружения будет около 10-12м.
В пределах этой дальности на дороге могут находиться ТОЛЬКО машины. Деревья и столбы вдали не скажутся на работе.
Тем более в силу физики работы самого датчика - его быстродействие (0,5...2Гц) ограничивает воспринимаемость быстро подвижных объектов.
Маячащее сзади сильное тепловое "пятно" от радиатора догоняющего авто идеально подходит для обнаружения.
На такой дальности " обнаруживать" приближающуюся машину нет смысла.
она вас быстрее обгонит , чем вы сообразите что сзади кто то есть.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

DED

Алабам, спасибо за подсказку по датчику! По сути это именно та схема, что и нарисована у меня несколькими постами выше. Только уже готовая и совсем дешевая. Подошла бы один в один для моей задумки. Попробую узнать про наличие в Москве.

Активный ИК вариант оставил для себя, как последний из разумно реализуемых, если не получится с пиро датчиками.
Все-таки он требует хоть не очень большой, но  энергетики на подсветку. Я подобное делал на TBA2800.

Пиро вариант можно сделать совсем миниатюрный с автономным питанием от литиевых CR2032, или чего-то скромненького.
Причем  без градаций дальности до авто, а просто привлекающий внимание ездока к необходимости поглядеть в зеркало. Для оценки дальности по его сигналам надо специально заострять внимание.   Будет проще просто посмотреть в зеркало.

Вот сейчас приглядываюсь, какое зеркало на руль лучше приспособить для вживления девайса во внутрь.
Да и выход в слип режим можно простенький сделать, чтоб о выключателях совсем забыть.
Например, от пьезика с простейшим таймером. Есть активность - включается, поставили вел на прикол - сам  отключается.

Варп, с оптикой от фонариков (без защитного стекла) попробовал. Дальность под 20м. Я же написал чуть выше.
Но слишком узкий луч захвата.
Стекло пропускает только ближний ИК диапазон. Тепловое излучение 10мкм значительно поглощает.

Пока все получается без засад.

Насчет недостаточности дальности обнаружения 10-12м. Может быть.
У меня же частенько получается, что размечтавшись глядя на окружающую природу, смещаюсь к середине дороги и забываю про редкие авто.
Пока те не бибикнут вплотную.

TOM

Можешь попробовать пластмассовые линзы, их характеристики отличаются от стеклянных.

DED

Пожалуй уже определился окончательно с линзой - линза Френеля. Очень технологичное и дешевое решение. От добра добро не ищут.
Можно купить в составе готового датчика, либо отдельно. Например тут, но дорого  http://www.chipdip.ru/product/ppgi0601/
Но только с узким сектором обзора, не более 30 градусов.

Сама схемно-концептуальная часть уже вопросов не вызывает. Как всегда на первый план вышли конструктивно-технологические вопросы. Как оформить, в каком корпусе, где разместить, как запитывать и менять батарейки и пр., и пр..?
В зеркале на руле не получается - при повороте руля будут ложняки от собственного тела. Остается первоначальный вариант сзади под седлом.
Сектор обзора 30 градусов со смещением на левую полосу.
Корпус лучше взять готовый от заднего фонаря. Со встроенным отсеком для батарейного питания. Сейчас ищу варианты в инете.
Еще лучше оставить функции заднего фонаря, и добавить немного своих патрохов.
То есть, в фонаре желательно иметь небольшой запас свободного объема.
Оповещение для велосипедного катания сделаю звуковым, но не навязчивым. Какую-нибудь веселенькую мелодию из одной из малявкиных сломанных игрушек.

Но вот еще беда! Пришел аппетит во время е(з)ды.
Если уж будет задний фонарь, то уж больно велик соблазн поставить в него еще одноосевой акселерометр  ADXL103  http://www.analog.com/static/imported-files/data_sheets/ADXL103_203.pdf , и сделать автоматический стоп-сигнал при торможении.
Когда сбрасываешь скорость, начинает быстро моргать красный стоп сигнал. Чем сильнее тормозишь, тем чаще моргает. При езде может гореть непрерывно, или короткими редкими вспышками.
Такая автоматика потребляет всего 0,7мА!
И не надо тянуть никаких соплей по раме. В одной автономной коробочке-фонаре три девайса - габаритник, автоматический стоп-сигнал и датчик обнаружения "хвоста". :exactly:

Как подбиру подходящий задний фонарь, начну под конкретный корпус делать плату.

VVK

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 16:45
Но вот еще беда! Пришел аппетит во время е(з)ды.
Если уж будет задний фонарь, то уж больно велик соблазн поставить в него еще одноосевой акселерометр  ADXL103  http://www.analog.com/static/imported-files/data_sheets/ADXL103_203.pdf , и сделать автоматический стоп-сигнал при торможении.
Когда сбрасываешь скорость, начинает быстро моргать красный стоп сигнал. Чем сильнее тормозишь, тем чаще моргает. При езде может гореть непрерывно, или короткими редкими вспышками.
Такая автоматика потребляет всего 0,7мА!
И не надо тянуть никаких соплей по раме. В одной автономной коробочке-фонаре три девайса - габаритник, автоматический стоп-сигнал и датчик обнаружения "хвоста". :exactly:

Как подбиру подходящий задний фонарь, начну под конкретный корпус делать плату.

Значительно более дешевый акселерометр - LIS332AX. Используйте только одну ось. Будет работать не хуже. На аналоговый выход поставьте ФНЧ, чтобы шумы отсечь.

DED

Спасибо, VVK!
ADXL103 тоже одноосевой, но всегда лучше уже кем-то опробованный вариант. Вы уже делали такой стоп-сигнал?

Вот корпуса фонарей различные http://www.mighty-sport.ru/?cat=accessories_fonari_zadn&p=2
Но может кто подскажет лучше варианты? Чтоб пообъемнее были внутри.

VVK

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 17:01
Спасибо, VVK!
ADXL103 тоже одноосевой, но всегда лучше уже кем-то опробованный вариант. Вы уже делали такой стоп-сигнал?
ADXL103 - это высокоточный датчик, он поэтому стоит около 500р. Для вашей задачи большая точность не нужна, поэтому можно применить значительно более дешевый LIS332AX (он стоит около 80р.). Сам по себе он трехосевой, просто используйте одну ось. На боковые ускорения можно не обращать внимания. Вот даташит на акселерометр: http://robowell.ru/data/documents/ACC_LIS332AX.pdf

Стоп-сигнал я не делал, но идея неплохая, я думаю, реализовать ее не сложно.