avatar_LICC

Балансир для свинцовых АКБ, и не только...

Автор LICC, 08 Авг. 2009 в 09:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex_Soroka

Цитата: Peoner от 25 Июнь 2013 в 10:53
Алекс, не увлекайся. :)
есть люди у которых АКБ собрана правильно - т.е. из 2В банок панцирного типа.
для них - надо 2В каждую банку видеть.

ЦитироватьИ незабывай, 24 балансира это 24 схемы с кучей деталей, а увеличение деталей снижает надежность
на литиеводов посмотри - в электромобиле по 230В собирают и на каждом элементе балансир - и ничего - все живы и здоровы.

Цитироватьах да, чуть не забыл ;-) :  24 балансира это очень недешево. :ah:
смотря из чего и как делать эти самые балансиры...

Хочешь чтобы АКБ жила 5-7 лет ? тогда без вариантов - паять и ставить.

Alex_Soroka

Цитата: Peoner от 25 Июнь 2013 в 10:57
Цитата: Alex_Soroka от 25 Июнь 2013 в 09:58
только параллельно-последовательную
тут тоже нужно уточнить что замечание верно при больших зарядных токах И тонких зарядных проводах. В противном случае это, извини, ловля блох.

ПРИ ЛЮБЫХ ПРОВОДАХ. Ибо нефиг - законы Ома везде одинаковы, и надо чтить.
Нарисуй схему в симуляторе и сам посмотри какие при этом потери, даже на толстых проводах.

Peoner

#452
Цитата: Alex_Soroka от 25 Июнь 2013 в 10:57
Цитата: Peoner от 25 Июнь 2013 в 10:53
Алекс, не увлекайся. :)
есть люди у которых АКБ собрана правильно - т.е. из 2В банок панцирного типа.
для них - надо 2В каждую банку видеть.
А есть люди у которых корова на балконе живет. Но щяс то речь не про таких людей.

Топикстартер ясно сказал аккум из 12-вольтовых батарей а не из 2-х.

Цитата: Alex_Soroka от 25 Июнь 2013 в 10:58
ПРИ ЛЮБЫХ ПРОВОДАХ...
"Только ситхи все возводят в абсолют" 6_6

Цитата: Alex_Soroka от 25 Июнь 2013 в 10:57
Цитата: Peoner от 25 Июнь 2013 в 10:53
ах да, чуть не забыл ;-) :  24 балансира это очень недешево. :ah:
смотря из чего и как делать эти самые балансиры...
Хочешь чтобы АКБ жила 5-7 лет ? тогда без вариантов - паять и ставить.
Ок, перефразирую: 24 балансира стоят дороже 2-х.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Alpins

Спасибо всем за ответы.

Возвращаясь к моим вопросам. В принципе получается что без балансиров лучше параллельно-последовательная схема, а если ставить балансиры то последовательно-параллельная (по одному балансиру на акк. или в идеале по одному на ячейку).

Что касается балансиров, то для 14.4 В схемы есть в теме, а вот для 2.4 В хотелось бы услышать совет от Peoner-а...

Вопрос к Александру - отключать ли аккумуляторную сборку от источников э/энергии на зиму, если в течении этого времени не будет возможности приехать и их подзарядить.

Peoner

Цитата: Alpins от 26 Июнь 2013 в 00:46
Что касается балансиров... для 2.4 В хотелось бы услышать совет от Peoner-а...
нужна оч другая схема :ah: с отдельным питанием и компаратором (скажем на операционнике)
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Alex_Soroka

Цитата: Peoner от 26 Июнь 2013 в 07:03
Цитата: Alpins от 26 Июнь 2013 в 00:46
Что касается балансиров... для 2.4 В хотелось бы услышать совет от Peoner-а...
нужна оч другая схема :ah: с отдельным питанием и компаратором (скажем на операционнике)

или тупо на одном процессоре типа ATMega168 собрать 8 каналов контроля :)

anatoli_nik

Есть стабилитрон ZR2431 Датищит Vref=1.24V.
Цена 0,058$ от 100шт в корпусе SOT-223.
Полный привод: 2*1кВт (при 48В);
22s30Ah народных.
2*9Fet IRFB4110 22A
max 87 kmph, >30000км

Peoner

Цитата: anatoli_nik от 26 Июнь 2013 в 10:35
Есть стабилитрон ZR2431 Датищит Vref=1.24V.
Цена 0,058$ от 100шт в корпусе SOT-223.
а есть TLV431  Vref=1,25 В
много чего есть... но по схеме которую я спользую нужно учитывать падение напряжения на п-н переходе (0,7 В) и коэф усиления транзистора.
короче в итоге, да можно сделать балансир и на 2 В но на оч малый ток (ток опорного стабилитрона на коэф усиления транзюка) балансировки... :(
можно взять составной мощный транзистор и тогда можно использовать на бОльший ток НО падение на нем буит 1,4 В (ибо п-н перехода ДВА)  +1,25 опорного получаем 2,65 а нам надо не больше 2,4 :pardon:
такая вот подстава...
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Alpins

Интересно, что до сих пор никто не озаботился балансирами для свинцовых аккумуляторов (на каждую ячейку) в том числе и на форумах по альтернативной энергетике, хотя народ ставит и панцерные, и AGM, и гелевые ячейки на 200, 400 и более Ач вплоть до 250 вольт последовательно.

Ячейки эти дорогущие и расчитаны на срок 10-12 лет. Хотя судя по всему (с учетом того, что в алгоритм системы подзаряда АКБ солнечного и ветрового контроллера не встроен алгоритм Александра  :hello:) менять их им придется лет через 5-6...  :facepalm:

Кстати, Александр, чувствую Вам придется что-то с этим делать  :wow:, т.к. здесь уже индивидуальную зарядку на каждый элемент не приспособишь (т.к. соответствующие контроллеры уже выдают зарядный постоянный ток, плюс обладают другими функциями и народ их не будет менять на что-то другое).

Peoner

#459
Цитата: Alpins от 26 Июнь 2013 в 13:35
Интересно, что до сих пор никто не озаботился балансирами для свинцовых аккумуляторов (на каждую ячейку)
потому что раньше переменный ток дешевле было выпрямлять выпрямителем Миткевича «два четвертьмоста параллельно»
а сейчас - диодным мостом.
т.е. раньше медь была дешевле полупроводников, теперь - наоборот.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

anatoli_nik

[user]Peoner[/user], Если посмотреть на ВАХ транзистора то проводимость начинается где-то от 0,6В, а при 1В (б-э) может протекать ток в амперы, и это только ток базы. Даже при токе 50мА и коэффициенте усиления транзистора 10-20  будет ток коллектора 0,5-1А, чего вполне достаточно. И не забываем что транзистор повторителя работает по схеме с ОЭ, потому даже при маленьком токе базы он выдаст все напряжение за вычетом 0,7-1В на коллектор Т1 и ток базы Т2 может быть огромным:
Полный привод: 2*1кВт (при 48В);
22s30Ah народных.
2*9Fet IRFB4110 22A
max 87 kmph, >30000км

Alex_Soroka

Цитата: Alpins от 26 Июнь 2013 в 13:35
Интересно, что до сих пор никто не озаботился балансирами для свинцовых аккумуляторов (на каждую ячейку)
B-) я озаботился.
Даже устройство сделал:

...и до сих пор ни одного реального заказа...

Цитироватьв том числе и на форумах по альтернативной энергетике, хотя народ ставит и панцерные, и AGM, и гелевые ячейки на 200, 400 и более Ач вплоть до 250 вольт последовательно.
на тех форумах народ свято верит в "двойную сульфатацию". Я как-то пытался влезть - плюнул и посла всех - там сначала вой идет "ой какой классный я купил китайский контроллер" - а потом вой "ой! моя АКБ сдохла через год! помогите!"
надоело...


ЦитироватьЯчейки эти дорогущие и расчитаны на срок 10-12 лет.
:laugh: ага ! на 25 !!! и в условиях принудительного кипячения ! ...блииииин...  :fool:

Peoner

Цитата: anatoli_nik от 26 Июнь 2013 в 14:43
[user]Peoner[/user], Если посмотреть на ВАХ транзистора то проводимость начинается где-то от 0,6В, а при 1В (б-э) может протекать ток в амперы, и это только ток базы. Даже при токе 50мА и коэффициенте усиления транзистора 10-20  будет ток коллектора 0,5-1А, чего вполне достаточно. И не забываем что транзистор повторителя работает по схеме с ОЭ, потому даже при маленьком токе базы он выдаст все напряжение за вычетом 0,7-1В на коллектор Т1 и ток базы Т2 может быть огромным:
на это я могу сказать только одно: во время экспериментов мне не удалось настроить балансир на 2,4 в. :pardon:
возможно у меня просто руки не под это заточены :ah:
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Alpins

Цитата: Alex_Soroka от 26 Июнь 2013 в 15:03
я озаботился. Даже устройство сделал:

Александр, расскажите подробнее... Какие характеристики, как пользоваться (подключать), допускается ли каскадирование и пр.

Про цену потом спрошу  ;-D. Сначала было бы полезно уяснить особенности изделия.

Цитироватьна тех форумах народ свято верит в "двойную сульфатацию". Я как-то пытался влезть - плюнул и посла всех - там сначала вой идет "ой какой классный я купил китайский контроллер" - а потом вой "ой! моя АКБ сдохла через год! помогите!"
надоело...

Я думаю, что обычные пользователи и не слышали про теорию "двойной сульфатации". Я, например, прочитал о ней только у Вас в одной из веток.

Но погубив за 2-3 года батарею на несколько тысяч долларов, а возможно и не одну, люди поневоле будут искать какое-то решение...

Причем аккумуляторы губят не только ветро- и солнечные контроллеры, но и автомобильные.
Мой пример тому "в пример"  :-D
Обычные обслуживаемые аккумуляторы у меня всю жизнь "ходили" не меньше 5-6 лет, хотя раньше реле-регуляторы были преимущественно механические.
Сейчас, на новой машине, родная Варта 75Ач под замену за 1,5 года... Машина эксплуатировалась каждый день 1-1,5 на работу и столько же обратно.
Вот так. Сейчас пытаюсь оживить ее Вашей зарядкой. Акк - упирается. Результат.. мм.. пока странный...  :exactly:

Ultraman

#464
Мой вариант маломощного балансира на TL431 для встраивания в упсы:

Схема
Плата
Фото в собранном виде
Батарея с балансирами

Файлы проекта

Схема фактически является мощным стабилитроном который ограничивает напряжение высасывая до 500ма тока. Конденсатор C1 нужен чтобы балансир не срабатывал от импульсной компоненты зарядного тока (она очень велика в упсах Ippon), диод D1 нужен чтобы транзистор Q1 не усиливал ток утечки TL431, который у нее порядка 0.5ма.

Достоинства схемы:
1 - Простота
2 - Пожалуй всё

Недостатки:
1 - При нагреве напряжение стабилизации плывёт вверх, что приводит к увеличению рассеиваемой мощности и саморазогреву.
2 - Потребление в покое - 0.6ма, что больше тока саморазряда. При хранении АКБ балансир надо снимать.
3 - Схема мешает корректной работе более умных алгоритмов заряда нежели CC/CV. Например упс Ippon делает заряд идет постоянным током до первого касания 14.1в и встает на поддержание на 13.5в. Если настраивать на 14.1, получается разбалансировка в фазе поддержания, если на 13.5, получается вечный заряд. Удовлетворительные результаты получились на 13.9, но общий вывод - хороший балансир должен быть цифровым и анализировать динамику изменения напряжения.

Seva1964

Цитата: Alex_Soroka от 25 Июнь 2013 в 10:57
тогда без вариантов - паять и ставить.
Александр Васильевич, для СА можно паять и ставить CV 2,37В, или лучше делать отсечку на 2,37В с таким же разрядным током, который приходит от ЗУ?

redimer

Цитата: Peoner от 26 Июнь 2013 в 15:48
Цитата: anatoli_nik от 26 Июнь 2013 в 14:43
[user]Peoner[/user], Если посмотреть на ВАХ транзистора то проводимость начинается где-то от 0,6В, а при 1В (б-э) может протекать ток в амперы, и это только ток базы. Даже при токе 50мА и коэффициенте усиления транзистора 10-20  будет ток коллектора 0,5-1А, чего вполне достаточно. И не забываем что транзистор повторителя работает по схеме с ОЭ, потому даже при маленьком токе базы он выдаст все напряжение за вычетом 0,7-1В на коллектор Т1 и ток базы Т2 может быть огромным:

на это я могу сказать только одно: во время экспериментов мне не удалось настроить балансир на 2,4 в. :pardon:
возможно у меня просто руки не под это заточены :ah:
попробуй поставить вместо TL431, другой стабилитрон с названием TLV431. я понимаю что название похожие, но это два совершенно разных управляемых сталилитрона.

у TLV431 Vref = 1.24в
icq: 424-297-058 (Мой двухподвес)
Мах: 105.7 км/ч на плоскаче 2011 - 2015г. - 46000км
LiPo 20s5p (84в25ач / 1850Втч) более 750 полных циклов

Ultraman

Не занимайтесь фигней. Для 2в панцирных банок нужен цифровой балансир. Иначе либо будет мешать зарядке, либо будет совсем мало толка.
Такой балансир у меня в планах, как будет - выложу конструкцию. Себестоимость конечно больше, но это не накладно с учетом цены панцирных АКБ.