Мысли о самопальном контроллере.

Автор С.М.С, 23 Сен. 2013 в 22:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

С.М.С

Доброго времени, проявившим интерес. Заспицевал электродвигатель в обод, жду аккумулятор и обдумываю самопальный контроллер, купив конечно дешёвый китайский,  для езды на долгое время разработки самопала, как здесь советовали. Не буду лукавить и говорю, что если проект получится удачным, постараюсь заработать на нём, ну или хотя бы отбить затраченные деньги. С разработкой особо не тороплюсь, основная работа, стройка, поэтому ждать совсем нет смысла.
Здесь я хочу услышать мнения пользователей электровелосипедов, в плане как бы вы делали выбор. На данный момент, меня интересует, стоит ли делать систему управления электродвигателем велосипеда – модульной. В частности хочу попробовать регулируемую рекуперацию. А именно импульсное поддержание выходного напряжения, чтобы использовать тормозную энергию по максимум. Т.е во время торможения уменьшается количество оборотов колеса и соответственно ЭДС. Модуль торможения будет ШИМом поддерживать поднимать выходное напряжение на сколько это возможно. Вопрос имеет ли смысл делать модуль рекуперативного торможения самостоятельным или сразу разрабатывать встроенным в контроллер? Кому-нибудь будут ли интересны эти модули в отдельности?
Чтобы было более понятно, схема на скорую руку.

edw123

Цитата: С.М.С от 23 Сен. 2013 в 22:17... обдумываю самопальный контроллер...
Это тема не для этого форума. По крайней мере сюда https://electrotransport.ru/index.php/board,66.0.html или ещё дальше :)

redimer

Цитата: С.М.С от 23 Сен. 2013 в 22:17
Вопрос имеет ли смысл делать модуль рекуперативного торможения самостоятельным или сразу разрабатывать встроенным в контроллер? Кому-нибудь будут ли интересны эти модули в отдельности?
пару лет назад тоже начинали делать самодельный контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,12611.0.html
а сегодня уже можно купить рабочий вариант.
icq: 424-297-058 (Мой двухподвес)
Мах: 105.7 км/ч на плоскаче 2011 - 2015г. - 46000км
LiPo 20s5p (84в25ач / 1850Втч) более 750 полных циклов

С.М.С

Возможно, меня же пока интересует мнение вероятных пользователей. К примеру, есть у человека контроллер и он его полностью удовлетворяет, вот  и захочется ему приблуду для  динамическо-рекуперативного торможения или нет? Ну, а если модераторы считают, что тема не там, не серчайте, перенаправьте туда, где ей место.

Цитата: redimer от 23 Сен. 2013 в 22:33
пару лет назад тоже начинали делать самодельный контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,12611.0.html
а сегодня уже можно купить рабочий вариант.
Читал, молодцы! Но, делать всё равно буду, потому как разработка самопально контроллера это составная часть проекта и как опыт на будущее.

edw123

Цитата: С.М.С от 23 Сен. 2013 в 22:37
...Ну, а если модераторы считают, что тема не там, не серчайте, перенаправьте туда, где ей место.
Дело не в серчании, а в квалификации ответов. По большому счёту в этой теме - пользователи велосипедов. Некоторые тут, по совместительству, что-то знают и об электронике, но её лучше там и обсуждать, где про это знают все. Быстрее и квалифицированнее получите ответы. Там есть свои проекты и сделаные варианты, продающиеся (пока узкому кругу) желающих. :wow:

zap

Исходя из моего небольшого опыта продаж самопальной электроники, выскажу мнение:

  • Даже продвинутых пользователей больше интересует покупка готового девайса. Купил, воткнул, поехал. Всякие тонкие настройки интересны, но как доп опция. Всякая там модульность - нах не нужна.
  • Ваша схема весьма избыточна. Для реализации рекуперации вполне хватает имеющейся в контроллере электроники (для обычного хода). При рекуперации управление ключами происходит в другой последовательности, вот и вся повышайка
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

VVK

Цитата: С.М.С от 23 Сен. 2013 в 22:17
Доброго времени, проявившим интерес. Заспицевал электродвигатель в обод, жду аккумулятор и обдумываю самопальный контроллер, купив конечно дешёвый китайский,  для езды на долгое время разработки самопала, как здесь советовали. Не буду лукавить и говорю, что если проект получится удачным, постараюсь заработать на нём, ну или хотя бы отбить затраченные деньги. С разработкой особо не тороплюсь, основная работа, стройка, поэтому ждать совсем нет смысла.
Здесь я хочу услышать мнения пользователей электровелосипедов, в плане как бы вы делали выбор. На данный момент, меня интересует, стоит ли делать систему управления электродвигателем велосипеда – модульной. В частности хочу попробовать регулируемую рекуперацию. А именно импульсное поддержание выходного напряжения, чтобы использовать тормозную энергию по максимум. Т.е во время торможения уменьшается количество оборотов колеса и соответственно ЭДС. Модуль торможения будет ШИМом поддерживать поднимать выходное напряжение на сколько это возможно. Вопрос имеет ли смысл делать модуль рекуперативного торможения самостоятельным или сразу разрабатывать встроенным в контроллер? Кому-нибудь будут ли интересны эти модули в отдельности?
Чтобы было более понятно, схема на скорую руку.


Вот тут тема была про самопальный контроллер: https://electrotransport.ru/index.php/topic,19090.0.html
Плохо представляю, как можно сделать модуль рекуперативного торможения без контроллера. Поясните, как это должно выглядеть. Например, контроллер китайский, а модуль ваш? И они вместе должны работать?

С.М.С

Цитата: zap от 24 Сен. 2013 в 12:33
Исходя из моего небольшого опыта продаж самопальной электроники, выскажу мнение:

  • Даже продвинутых пользователей больше интересует покупка готового девайса. Купил, воткнул, поехал. Всякие тонкие настройки интересны, но как доп опция. Всякая там модульность - нах не нужна.
  • Ваша схема весьма избыточна. Для реализации рекуперации вполне хватает имеющейся в контроллере электроники (для обычного хода). При рекуперации управление ключами происходит в другой последовательности, вот и вся повышайка

Вот, это уже по теме. Наверное вы правы и конечному пользователю не интересны отдельные модули.
Надо подумать, может и так пойдёт, т.е накапливать энергию в обмотках, а не использовать отдельный повышающий трансформатор.

Цитата: VVK от 24 Сен. 2013 в 19:25
Вот тут тема была про самопальный контроллер: https://electrotransport.ru/index.php/topic,19090.0.html
Плохо представляю, как можно сделать модуль рекуперативного торможения без контроллера. Поясните, как это должно выглядеть. Например, контроллер китайский, а модуль ваш? И они вместе должны работать?
Я имел в виду не без микроконтроллера, а скажем отдельно от микроконтроллера блока управления мотором. Т.е модуль торможения имеет свой более простой, чем у блока управления микроконтроллер, к примеру что-то из AVR Meg. Хотя это создаст дополнительные трудности сопряжения с заводскими блоками управления.

На модуль торможения заводится три фазы электродвигателя,  дискретный сигнал с концевика рукоятки тормоза и если есть аналоговый с той же рукоятки с Холла к примеру. На выходе постоянное напряжение на батарею или БМС.

all_bud

С.М.С, я по началу скептически отнесся к вашей теме, но сечас разглядел зерно. "стабилизатор тока" при рекурперации, ога.

Предлагаю тему развить, смысл в ней есть.
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

TRO

[user]С.М.С[/user], Не вижу смысла делать ещё один силовой модуль. Есть уже на форуме практики которые вставляли между микроконтроллером и силовыми транзисторами свою эффективную схему рекуперации, причём на жесткой непрограмируемой логике.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

all_bud

[user]TRO[/user], ссылка на эффективную систему можно?

ТС предлагает не вставку между МК и силовой частью а дополнительный модуль на фазные провода, данный модуль ни что иное как стабилизатор тока и напряжения. то есть "динамическое торможение". суть его в том, что бы поддерживать ток рекурперации в определенном диапозоне от Х и до 0А. По сути это можно все заменить тормозным резистором коммутируемым через фет, как сделано в частотниках простейших. но ......... пусть автор разовьет тему. В обычных контроллерах рекурп тормоз я таки понял просто закрытие верхних ключей и открытие нижних.
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

zap

Обычный контроллер может делать то же самое, датчик тока у него есть, никаких проблем поддерживать постоянный ток рекуперации.
Беда в том, что в китайконтроллерах датчик тока униполярный, поэтому отрицательных токов микроконтроллер "не видит".
Вот поэтому они делают тупой ШИМ с фиксированным коэф. заполнения (в Инфинеонах есть аж два коэф. заполнения на выбор - "сильная" и "слабая" рекуперация).
И именно поэтому на низких скоростях рекуперация почти не ощущается - с ростом разницы между напряжением на фазах и напряжением батареи надо заполнение увеличивать, а оно фиксированное... И поэтому же сила рекуперации падает с увеличением напряжения батареи.
Короче, если делать свой контроллер, надо сразу закладываться на замер и положительных и отрицательных токов.
Тогда проблем с рекуперативным торможением не будет, так мне кажется.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

TRO

Цитата: all_bud от 27 Сен. 2013 в 16:20
..[user]TRO[/user], ссылка на эффективную систему можно?
Ссылки не держу, а чтобы найти - нужно перелопатить форум, а поскольку своё время я ценю больше чем ваше, то вам прийдётся сделать это самостоятельно. Уж пардонте за типа лень и прямоту.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

mr.Dream

Слишком сложно и не нужно делать замер тока в обе стороны, да еще и на каждой фазе :) Хотя это очень просто релизовать через трансформаторы тока, а не шунты. Точность здесь не нужна. А что касается рекуперации, то она не может быть эффективней некоторого значения, которое определяется индуктивностю обмоток, частотой меандра, активной составляющей. Торможение сделать можна аж до нуля, а вот рекуперация без инвертора - никак.
Ради экперимента, подайте на обмотку 10В. Подождите, пока ток не вырастет до массимального значения, засеките время (только не секундомером, а осфилографом  :-D), отпустите питание, и засеките амплитудный выброс напряжения самоиндукции. Если он больше напряжения батареи - подключите через диод батарею, и замерьте, сколько пикоампер*часов вернеться в батарею  :-) Проведите эксперимент на напряжении чуть ниже. Это чтобы вопросов потом не возникало, почему не работает и во что упирается :)
А в автомобилях, кстати, есть специальный блок рекуперации, инвертор. Но он по величине, как контролллер, вдвое тяжеелее, и в несколько раз дороже за счет трансформаторов.

TRO

[user]mr.Dream[/user], В обоих случаях эффективность рекуперации будет близкой при правильной коммутации ключей (если делать это с оглядкой на обороты и напряжение батареи, при векторном управлении это само собой). При частоте ШИМ 15кГц токи в обмотке неразрывные (если вы понимаете о чём я), и никакой инвертор раскладов не изменит, всё упирается в сопротивление обмоток.

Другое дело чтобы торможение было эффективным, то на минимальных скоростях нужно уже вкачивать в обмотки а не снимать для поддержания необходимого реверсного тока (опять таи из за сопротивления обмоток). Реализовать это (без заметных переходов) с наилучшим КПД можно будет опять таки только с векторным управлением.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

С.М.С

#15
Сколько тут уже написали, пока я шевелил извилинами мечась в выборе.
Жёсткая не программируемая логика, меня не устраивает, поскольку нет возможности регулировки динамики торможения, как минимум. И при изучении микроконтроллеров, наступает время, когда проще впаять микроконтроллер с обвязкой и далее играться с программой чем городить монстра на логике, по цене кстати выйдет даже дешевле. Вспоминая, как лет семь назад дорабатывал схему для стабилизатора напряжения на автотрансформаторе. На логических микросхемах, в итоге доработки превысили раза в три по объёму и сложности заводскую схему. Сейчас же я бы обошёлся одним дешёвым микроконтроллером.

И так, раз есть интерес, то можно потратить время на обсуждение, гляди вашими замечаниями обойду грабли недопонимания вопроса.

Имеем две топологии построения рекуперативного торможения. Для удобства назовём их «Трансформаторный модуль рекуперативно-динамического торможения» и «Индукторный модуль рекуперативно-динамического торможения». В процессе обсуждения, желательно подобрать более правильные названия.

1). «Трансформаторный модуль рекуперативно-динамического торможения». В качестве стабилизирующего элемента имеет импульсный трансформатор. Данная топология, довольна гибка для встраивания в систему управления электромотором велосипеда, поскольку требует в качестве входящих линий: Три фазных провода, питание для схемы управления - вполне подойдёт напряжение батареи, дискретный сигнал от ручки тормоза, аналоговый сигнал от ручки тормоза. На выходе стабилизированное напряжение для заряда батареи. Недостаток схемы, это избыточность элементов, относительно малые выходные токи, т.е трудно обеспечить постоянство выходного напряжения при больших токах. Требует достаточно большие ферритовые сердечники для импульсных трансформаторов, что дополнительный вес и стоимость.

2). «Индукторный модуль рекуперативно-динамического торможения». В качестве стабилизирующего элемента выступают обмотки электромотора. Что позволяет получить большие выходные токи, что проблемно в модуле с трансформатором. Большим недостатком является плохая гибкость для встраивания. Поскольку для хорошего КПД требуются сигналы от датчиков холла, для определения пика напряжения трапеции. Можно конечно ШИМить как попало, но этот вопрос требует осмысления, может всё проще, чем я думаю. Само собой существенная финансовая экономия и масса габаритная.

Поскольку как было сказано, конечному пользователю не особо интересны проблемы адаптированния внешних модулей, теперь я склоняюсь к разработке второй топологии со стабилизацией выходного напряжения.
Если у кого есть информация схемной и программной реализации рекуперативного торможения в ныне существующих блоках управления, приведите пожалуйста для ознакомления.

P.S. Кстати, про «сильную» и «слабую» рекуперацию – торможение. Пока я настроен использовать тормозные резисторы, если вы не переубедите квалифицированными доводами. Т.е во время, когда батарея заряжена более чем может обеспечить запрос на динамику торможения, в работу вступают тормозные резисторы, так же на низких скоростях, когда стабилизатор не может поднять напряжение для заряда батареи. Понимаю, что не понятно изъясняюсь. Выехали мы с полностью заряженной батарей и потребовалось нам быстро остановиться, батарея не может принять ток, система лишнюю мощность сбрасывает на резисторы, так же когда на низких оборотах инвертор или индуктор не может поднять напряжения до необходимого уровня, а тормозить надо.

mr.Dream

Надо ставить цель в зависимости от задания. Классическая схема гораздо проще, но инверторная будет иметь куда шире диапазон. Регулировать в обеих случаях есть возможность скважностю. Но чтобы получить широки диапазон в трансформаторной версии, кроме мощного трансформатора надо еще и громоздкий накопительный дроссель включать. И кстати, стабилизировать напряжение не надо, достаточно стабилизировать ток, а напряжение просто ограничить, да бы не перезарядить батарейку.
Хотя, схема с "внешним рекуператором" мне нравиться больше с точки зрения возврата энергии :) Киловаттный инвертор - не такой уж и большой.

TRO

Цитата: С.М.С от 28 Сен. 2013 в 00:03
..Выехали мы с полностью заряженной батарей и потребовалось нам быстро остановиться, батарея не может принять ток, система лишнюю мощность сбрасывает на резисторы, ..
Достаточно подключать эти резисторы к батарее, когда на ней перебор по напряжению, схема будет проще (один мосфет и управлялка с лёгким гистерезисом.).

Цитата: С.М.С от 28 Сен. 2013 в 00:03
..так же когда на низких оборотах инвертор или индуктор не может поднять напряжения до необходимого уровня, а тормозить надо.
А тут уже резисторы не помогут, и даже закорачивание обмоток спасёт мало, тут надо ток уже от батареи гнать. Хотя как практик не понимаю зачем это надо, на низких скоростях любые мех тормоза сильнее в разы. 

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО