"Моргалки" для заряда/разряда АКБ

Автор arslaman, 20 Янв. 2013 в 22:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

yustas66

[user]Glyk[/user], и [user]fable691[/user], вы написали о разрядке до 10,8 - 10,6 вольт. А какие аккумы вы собираетесь разряжать до такого напряжения? Автомобильные кальциевые (ведь малосурьмянистых в продаже сейчас нет), или вело-бесперебойные? Если автомобильные, то за два КТЦ вы их убьете.

fable691

 1. У меня можно выбирать нижний порог от 10,8в до 12в.

2. Я года три назад эту тему поднимал (Кальцивые стартерные батареи и КТЦ) https://electrotransport.ru/index.php?msg=85507 .
Но по прошедствии времении ,сделал вывод для себя , проблема не в разрядке кальциевых до 10,8 вольт (это нормально) , а проблема их потом полно зарядить ,не кипятя при напряжении 16,2 вольт.

SergBarbos

Цитата: fable691 от 27 Фев. 2014 в 19:14
  Но по прошедствии времении ,сделал вывод для себя , проблема не в разрядке кальциевых до 10,8 вольт (это нормально) , а проблема их потом полно зарядить ,не кипятя при напряжении 16,2 вольт.
Потому и не можете Полно зарядить что разряжаете до 10,8 кальций. Ещё более низкий разряд (на кальциевом) - ещё большие проблемы с полной зарядкой!
С Уважением, Сергей

fable691

#381
Цитата: SergBarbos от 27 Фев. 2014 в 19:41
Цитата: fable691 от 27 Фев. 2014 в 19:14
  Но по прошедствии времении ,сделал вывод для себя , проблема не в разрядке кальциевых до 10,8 вольт (это нормально) , а проблема их потом полно зарядить ,не кипятя при напряжении 16,2 вольт.
Потому и не можете Полно зарядить что разряжаете до 10,8 кальций. Ещё более низкий разряд (на кальциевом) - ещё большие проблемы с полной зарядкой!
Да нет 10,8 это нормально и для кальциевого ,просто после такого разряда надо зарядить с перезарядом (16,2в) ,это рекомендации производителей ,и это правильно и это не заговор производителей (как это муссируют на этом форуме) ,чтобы убить быстрее АКБ . Сейчас АКБ через три года дохнут от другого , из-за расплодившихся полу-умных зарядок СС\СV, которые хронически недозаряжают  сильно разряженные кальциевые АКБ. То есть после постоянного хронического недозаряда на автомобиле ,они не могут АКб  даже полноценно взбодрить.
  Это лично моё мнение.

Glyk

Если разряд делать импульсами, то в моей схеме разрядная приставка просто отключит моргалку при первом же касании нижнего порога... что не совсем гуд. Если просто использовать приставку разряда без шморгалки то конечно 11-11,5В это минимум для кальция...

Во вложении файл splan'a, это для "фомы неверующего"  :-), по моему я его нигде не выкладывал.
Не хотите не верьте что я рисовал эту схему, просто обидно, кстати я зарегистрирован и на cxem.net под ником Glyk.

Не сложилось как то у меня с триггерами.... делал и на транзисторах, моделировал на 555 но не могу добиться устойчивой работы... может не мое?

yustas66

Теперь, в моем понимании, мы зашли в тупик. Да простит меня модер, этот спор из другой темы. Но по порядку. Откуда взялась цифра отсечки при заряде, в 14,4 вольта? Очень просто. При 14,22 В, начинает "булькать" электролит, добавляем потери в проводах и переходных процессах и получаем ... И это верно для всех батарей и кальциевых в том числе. О каких 16 вольтах вы говорите? При таком напряжении электролит аж выпрыгивает из банок. И это с моргалкой и качелями. Проверено неоднократно. Теперь о разряде. О новых аккумах говорить не буду, их ПРАКТИЧЕСКИ никто не разряжает ( не делает КТЦ), зачем, ведь новые и крутят на ура. А вот "подтоптанные". Говорю только о своих замерах. Проводил КТЦ, с замером плотности. Аккумулятор Мутлу 55 Ач 500А. 5,5 лет. На нем не написано, кальциевый или нет. Но по всем замазкам, да. Разряжал на 10 ваттную лампу. С замером плотности. Так, при 11,3 вольтах, под нагрузкой, плотность была во всех банках уже 1,1. Это показатель полностью разряженой батареи. Я побоялся разряжать дальше, дабы не переполюсовать банки. Теперь подумаем. Даже если внутри намазок плотность была немного выше (если это кальциевая), то разряжать дальше нельзя. Выбросишь аккумулятор. Поэтому считаю, что у кальция, зависимость разрядного напряжения и плотности, не такое как у малосурьмянистого. И ЭТО становится причиной переполюсовки и "умирания" кальция, а не недозаряд, при отсечке в 14,4 вольта. Не забываем, что и бортовая сеть авто, тоже 14,2 - 14,4 вольта ( в идеале). Сорока правильно писал. Чтобы полностью зарядить современные аккумы, нужна добивка. Вот тут вам и карты в руки, разработчик вы наш, в хорошем смысле этого слова. "Сварганьте" еще блок добивки, всем врагам назло.

fable691

#384
  Никто не говорит ,что перезаряд кальциевого АКБ ,абсолютно безвреден ,но это необходимое зло,которое нужно для ввода АКБ в эксплуатацию и восстановление после глубоко разряда (именно разряда а не переразряда ниже 10,8 ,когда может наступить переплюсовка банок).
Вот тут сугубо моё личное мнение: переразряд нужен не сколько для полной десульфатации ,а для выравнивания плотности электролита по всему объёму банок ,а не только в намазках (вспомним недоумение после разряда КТЦ ,по поводу кальциевых, АКБ полностью заряжен ,а плотность электролита низкая).
Ну будет кипеть ,ну чтож это необходимо . Да и не так уж кипят при 16 вольт кальциевые ,по крайней полностью необслуживаемые.
Другой способ выровнять плотность и зарядить АКБ не превышая 14,4в , по видимому многодневные адаптивные (автоматические или ручные) качели.

Вот типовой график зарядки наливных кальциевых


А вообще ,на то и ваяю устройства ,с таким колличеством регулировок,что бы можно было попробывть разные варианты ,и определиться с наиболее правильным алгоритмом.




Павел Валерьевич

Цитата: RostovDon! от 27 Фев. 2014 в 15:46
А как разряжал? Какой ток разряда и время разряда, время паузы?
ток разряда у меня всегда 0,05с, а время никак не регулировал,  потому что вручную ,никакой моргалки нет
снизится по вольтметру до 10,8 скину крокодил с клемы, сразу поднимается до 12 ,постоит какое то время, опять подключу, так и выкачивал

Alex_Soroka

Цитата: fable691 от 27 Фев. 2014 в 21:51
  Никто не говорит ,что перезаряд кальциевого АКБ ,абсолютно безвреден ,но это необходимое зло,которое нужно для ввода АКБ в эксплуатацию и восстановление после глубоко разряда
:facepalm: это общепринятый долбо.... кретинизм, оторым производители хоть как-то хотят решить проблему НЕВОЗМОЖНОСТИ "классикой" зарядить кальциевый АКБ.
Потому и 16в рекомендуют, но ХИМИЮ НЕ ОБМАНУТЬ, там идет тупо электролиз воды при котором кипит всё и пузырится, перемешивая электролит в тщетной надежде что "все зарядится".

ЦитироватьВот тут сугубо моё личное мнение: переразряд нужен не сколько для полной десульфатации
Нету там никакой десульфатации, там сульфат кальция на границах зерен решетки пытаются "выжечь", а это НЕВОЗМОЖНО "классикой".

ЦитироватьВот типовой график зарядки наливных кальциевых
:facepalm:

fable691

#387
Цитата: Alex_Soroka от 28 Фев. 2014 в 11:25
Цитата: fable691 от 27 Фев. 2014 в 21:51
ЦитироватьВот тут сугубо моё личное мнение: переразряд нужен не сколько для полной десульфатации
Нету там никакой десульфатации, там сульфат кальция на границах зерен решетки пытаются "выжечь", а это НЕВОЗМОЖНО "классикой".

Опять вырываете фразы из контекста. Я как раз и имел ввиду , что десульфатации о которой пишут при перезаряде и нет.
Проблема (может я и изъясняюсь  не грамотно) очевидна , в неоднородной плотности электролита по всему объёму банок после заряда. В результате после реанимационных действий над АКБ ,несколько КТЦ и заряд зарядкой CC/CV ,имеем следующее АКБ отдаёт большой кратковременный ток (пусковой (стартерный) ток,поскольку  речь идёт о кальциевых стартерных батареях)  ,значительно увеличивается время разряда с полностью заряженного до 12вольт, при том же разрядном токе ,но долговременный стандартный разряд показывает ,что ёмкость не вырастает , а то и несколько падает. Просто ей взяться неоткуда из-за низкой плотности электролита ,поскольку после заряда плотность его была неоднородна (то есть по любому АКБ получался недозаряжен).
А вот кипячение (опять сугубо моё личное мнение),позволяет быстро зарядить АКБ полностью. Да метод агрессивен , но АКБ прослужит лет 5 , а недозаряд СС\СV ,сокращает недозарядом срок службы до 3 лет (вернее его можно реанимировать ,но как правило обычный потребитель отправляет его на помойку).
И я не ратую за кипячение ,как за единственный и правильный способ заряда.Но это единственный быстрый ,доступный и эффективный способ заряда кальциевого АКБ после глубокого разряда.
Остальные методы менее доступны и занимают продолжительноое время.
Я хочу сказать ,что если выбирать из двух зол : недозаряд или кипячение ,таки лучше выбирать кипячение ,но строго контролируемое.

fable691

#388
 Вот набросок той РАЗрядки-качелей ,какая она примерно будет (её работу описывал выше https://electrotransport.ru/index.php?msg=401937 ).

Схема качелей - разрядки, знакома по предущей моргало-качалки зарядной.
  Отличие: полевик управляется без ключа-инвертора ,сигнал для управления полевиком берётся не с 3 ноги таймера (симметричный выход ) ,а с 7 ноги (выход на транзисторе с открытым коллектором) ,что позволят запирать полевик ,просто отключив питание таймера ,и не нужно будет мощной релюхой коммутировать нагрузку при запуске схемы разрядки и её останове.
Выставляются два порога нижний и верхний (предварительно гистерезис будет 0,5 вольт)
R1 регулируем нижний порог разряда от 10,8 до 12вольт ,гистерезис при этом сохраняется 0,5 вольт.
Эта (описанная выше) часть схемы проверена ,можно сказать отлажена ,единтвенно номиналы осталось более точно подобрать.

А дальше часть которая ещё не проверялась и не отлажена (работоспособность не гарантирована.
На нижнем таймере и транзисторе собрана задержка 15 минут. с его выхода сигнал подаётся на элемент "И" собранный на диодах ,в итоге  если в течении 15 минут не появится опять импульс разряда, то на обоих диодах окажется высокий уровень в результате отключится реле ,оно отключит устройство разряда  и запустится зарядка.
Забыл это реле сразу включается при кратковременном нажатии на кнопку ПУСК ,и соответственно подключает питание к схеме разряда.

titan

Я вот не пойму!! Согласно схеме fable691 питание моргалки берется от заряжаемого аккумулятора! А если по какой-то причине он разряжен (ну скажем до 9 вольт)-тогда просто заряда не будет!! Кренка не выдаст напяжение на схему! значит его нужно зарядить до какого-то напряжения -только потом начнется моргание!!!

fable691

 Ну не 9 вольт. КРЕНка просто перестанет стабилизировать напряжение , а схема будет работать ,пока способен работать таймер NE555 , а это вольт 5 точно.
Ну а если АКБ разряжен ещё сильнее , то сначала надо дать толчок классической зарядкой или БП. Как поступают с аккумуляторами сотовых телефонов.
Согласитесь ,так глубоко разряженный АКБ это не нормально. Не способность заряжать АКБ очень сильно разряженные или разряженные в ноль ,не особенность этой зарядки .На это не способны многие промышленные зарядные устройства ,где аналогично реализована защита от короткого замыкания "крокодилов". Да и где нет такой защиты в полуумных зарядках, заряд зачастую начинается с 8 вольт , а ниже не гарантируют.

fable691

#391
Цитата: titan от 01 Март 2014 в 00:09
Я вот не пойму!! Согласно схеме fable691 питание моргалки берется от заряжаемого аккумулятора! А если по какой-то причине он разряжен (ну скажем до 9 вольт)-тогда просто заряда не будет!! Кренка не выдаст напяжение на схему! значит его нужно зарядить до какого-то напряжения -только потом начнется моргание!!!
Можно ввести узел для зарядки импульсами очень сильно разряженных(менее 5-6 вольт) и разряженных в ноль АКБ.
Узел состоит из нефиксируемой кнопки "ФОРС" ,слаботочного реле Р1, диода VD9,параметрического стабилизатора VD10, R10.
Напряжение стабилитрона выбирается исходя : 9вольт + напряжение отпускания реле Р1.
Работает так:
Нажимаем кратковременно кнопку  "ФОРС",напряжение с источника тока (зарядного) ,через диод VD9 поступает на вход стаб. 7809, схема моргалки-качалки начинает работать. Одновременно подаётся питпание на реле P1 ,которое своими контактами дублирует кнопку "ФОРС" .
После достижения напряжения на АКБ ~ 9 вольт ,напряжение на реле Р1 снижается до "напряжения отпускания ". Оно выключается ,размыкает цепь питания напрямую от источника тока (зарядного) и моргало-зарядка начинает работать в штатном режиме.

1. При такой схеме сохраняется работоспособность защиты от короткого замыкания "крокодилов"
2.Придётся использовать пожалуй стаб 7809 ,а не 78L09,поскольку если у зарядника напряжение
будет 18 и более вольт ,то будет заметное выделение тепла на 78L09.
3.Желтельно применять реле у которого напряжение отпускания не ниже 5 вольт , в идеале 7 вольт , тогда при стабилитроне на 16 вольт ,даже при зарядке до 16 вольт ,на реле не появится обратного напряжения ,и оно не только не включится (несанкционировано),но и даже не будет являться нагрузкой для АКБ( ни прикаких условиях).

fable691

Цитата: fable691 от 01 Март 2014 в 09:08
3.Желтельно применять реле у которого напряжение отпускания не ниже 5 вольт , в идеале 7 вольт , тогда при стабилитроне на 16 вольт ,даже при зарядке до 16 вольт ,на реле не появится обратного напряжения ,и оно не только не включится (несанкционировано),но и даже не будет являться нагрузкой для АКБ( ни прикаких условиях).
Посмотрел какое напряжение отпускания у современных китайских реле (12 вольтовых) : 0,6 -1,2 вольта. :bw: то есть условие выполнить проблема.
Но проблема решается просто добавлением диода VD11. Напряжение стабилитрона выбирается :
9вольт+напряжение отпускания реле+ 0,5-0,7вольт( напряжение падения на диоде).
При желании можно заменить параметрический стабилизатор R10,VD10 , на регулируемый (TL431+подстроечный резистор+постоянный резистор) и уже построечным резистором настроить порог отпускания реле.

Alex_Soroka

 6_6 смотрю я на вас...
и вижу что схема на простеньком проце типа ATtyny  будет в разы проще того что вы наваяли ;-D
задумайтесь... :mail:

fable691

Цитата: Alex_Soroka от 01 Март 2014 в 22:53
6_6 смотрю я на вас...
и вижу что схема на простеньком проце типа ATtyny  будет в разы проще того что вы наваяли ;-D
задумайтесь... :mail:
1.В схематическом плане да проще ,да возможностей во много раз больше , но некогда изучать и в ближайшее время не собираюсь .Поскольку я себя хорошо знаю ,начну много  читать по этой теме, в итоге постараюсь разобраться досконально ,потратив много времени, но потеряю к этому делу интерес ,и заброшу ,так ничего и не собрав. :ah:

2. Да ладно ,все говорить ,наваяли да сложно. Всё тут просто и разрядка и зарядка вместе это пара микросхем (сдвоенные таймеры) ,несколько транзисторов ,да пара-тройка релюх (к примеру вскрыл бесперебойник ,там их вообще пять штук стоит)).
Регулировок ,да много ,так я специально так и делаю ,чтобы можно изменять почти всё.

Это на схеме только кажется ,что деталей много , печатная плата будет не большой (в основном место релюхи будут занимать) .Если конечно к тому времени не потеряю интерес и до печатки дело не дойдёт :-(

Виталий 035

[user]fable691[/user], схемка на №362 была вами собрана и работает?