Строим мини-круизер на электротяге

Автор DIVAS, 13 Март 2014 в 23:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DIVAS

Немного предыстории....
В прошлом году я около года жил в Китае и постоянно ездил там на традиционном китайском электропеде (сокращение от "электромопед") формата Load King.
Выглядит этот аппарат примерно так: http://en.tailg.com.cn/index.php?case=archive&act=show&aid=40
Разумеется, я там не смог удержаться от того чтобы его переделать - заменил переднюю вилку из фольги на нормальную мотоциклетную и вкорячил в неё второй мотор, чтобы тяги было побольше.
Там я настолько привык к нему, что перестал представлять себе жизнь без личного двухколесного транспорта, и конечно же я не оставил на чужбине своего верного железного коня - я его отправил самому себе в Россию и успешно получил его здесь. Конечно, ехал он в разобранном виде, но собирать я его пока не очень тороплюсь.

У этой конструкции электропеда есть значительные достоинства и не менее значительные недостатки.
Достоинство этого транспорта в конструкции рамы, а именно, в том, что на большой площадке на батарее можно возить габаритные и тяжёлые грузы - для поездок в магазин это самый удобный вариант двухколесного транспорта - на нём можно ехать вдвоём и при этом увезти довольно много груза.
Недостатки этого транспорта, как ни странно, тоже в конструкции рамы - из-за отсутствия какой-либо жёсткой геометрии рама очень мягкая и на скорости ведет себя довольно плохо. Те 39.7 км/ч, на которые в пределе способен штатный 450W мотор этого электропеда - это разумный предел скорости этой рамы. Разгонять её быстрее уже опасно - она становится трудной в управлении, особенно если ехать с пассажиром и/или грузом сзади.
Другой недостаток актуален лично для меня - моей широкой 100-килограммовой заднице на этой узкой мотосидушке очень некомфортно ездить на большие расстояния, хочется чего-то пошире, и вообще расположиться поудобнее.
Большинство мелких недостатков я устранил своими силами, но перечисленные выше недостатки неустранимы без глобальной переделки всей конструкции. К мелким недостаткам относятся плохие задние амортизаторы, тонкие жестяные обода с узкой резиной, отсутствие нормального светооборудования и никудышные тормоза - это всё излечимо простой заменой плохих деталей на аналогичные от мотоциклов.


А теперь к делу.
Двухколесный транспорт мне нужен для относительно неспешной езды по городу и за город, в том числе на дачу и на природу в выходные - порядка 100-120 км туда и столько же обратно.
Соответственно, нужно разогнать этот транспорт чуть побыстрее чем 39.7 км/ч - хотя бы до 50-60 км/ч и сделать так чтобы задница не уставала от 2-3 часов езды. Другие основные требования - возможность долгих поездок вдвоем и с багажом. Суперманевренность не требуется, суперскорость тоже. Ездить на тяжёлом электропеде я уже привык - мой китайский железный конь весит более 130 кг с батареей, при этом большую часть времени я ездил на нём не один, а с пассажиром (иногда даже с двумя) и багажом. В самом тяжелом варианте полная масса всей этой системы вместе со мной, пассажирами и грузом достигала 400 кг.

Сначала у меня возникла мысль заменить сидушку на какой-нибудь вариант пошире, приварить к раме пару-тройку дополнительных элементов жёсткости, поставить дисковые тормоза и мотор помощнее... Но всё же, это не то. Ерунда получится, т.к. при хорошем торможении передним тормозом на хорошей скорости рама может запросто сложиться, т.к. у неё нет нормальной жёсткости и рулевой стакан слишком мелкий.

И вот, подумав головой, я пришёл к выводу, что лучше оставить этот электропед как есть и собрать новый.
Варить раму сам я не готов - я не умею варить, у меня нет хорошего материала и мне не очень хочется учиться сварке на такой ответственной детали как рама того, на чём я буду ездить.

Поэтому в роли основного рассматривается вариант постройки электропеда на базе какого-нибудь подходящего мотоцикла. Выкинуть движок, трансмиссию и другие потроха и заполнить всё это пространство LiFePO4 батареями, а в качестве привода использовать МК мощностью 2-3 кВт.
На другом форуме наверное меня бы не поняли и предложили бы взять мотоцикл и кататься на нём как есть. Но, покатавшить год на электричестве, я уже не хочу возвращаться к вонючей, шумной и неудобной в управлении бензиновой тяге. К тому же, электричество куда дешевле и электропривод требует гораздо меньше обслуживания.

Поизучав разные варианты конструкций мотоциклов, я пришел к выводу, что мне нужно что-то вроде круизера/чоппера. Ну, нечто наподобие классического формата от Harley-Davidson - с низкой сидушкой, длинной рамой и т.п. Или что-то, на базе чего можно сделать что-то подобное.

Разумеется, бюджет проекта ограничен и не предполагает покупку настоящего Харлея для переделки. Но зато есть доступ в Китай и возможность купить там всё что угодно и относительно недорого привезти сюда.

Я поизучал разные конструкции рам мотоциклов и разделил их на несколько видов:
1. стандартная конструкция рамы большинства простых рядовых мотоциклов - мотор крепится в разрыв переднего треугольника рамы и без мотора рама полностью теряет жёсткость.
2. Т-образная рама, в которой мотор вешается под раму. Такая конструкция применяется в легких кроссовых мотоциклах.
3. Полная рама, образующая полный контур жёсткости под мотором, т.е. при удалении мотора рама не теряет жёсткости. Этот вариант используется преимущественно в круизерах/чопперах и некоторых просто больших мотоциклах.
4. Рамы скоростных спортивных мотоциклов по большей части не имеют ни задней части, ни нижней передней, а толстенным профилем по верху объединяют рулевую колонку и ось качения задней вилки. Сиденье крепится на некой консоли, которая крепится к основной раме в 4х точках.

В целом, мне видится наиболее перспективной конструкция №3, с полной рамой. К тому же, почти все круизеры исходно сделаны именно так.
В идеале хотелось бы взять Honda GL1500 Gold Wing

(http://www.cmsnl.com/honda-gl1500-gold-wing-1988-usa_model1080/partslist/F++38.html#results) и пересадить на электротягу его. Но, донора рамы я пока не смог найти, и вообще сомневаюсь что найду.
Более реалистичные варианты - Honda Steed Iron Horse 400, Honda VT600, Yamaha XV125 и Yamaha XV250. Эти рамы доступны в Китае и стоят не так уж дорого. Можно даже недорого купить целый мотоцикл без движка, хотя и весьма потрепанный. Большинство мелких деталей также доступны новые, как оригинальные так и совместимые.

Потенциально мне видится несколько проблем. Во-первых, не так просто собирать мотоцикл по частям, собирая их по интернету и не видя ни одной из них перед собой. Разумеется, есть куча аналогов большинства простых деталей (таких как амортизаторы, подшипники, оси и т.п.), но как бы не запутаться при их заказе...
Другая проблема скорее всего возникнет в приведении в порядок имеющихся декоративных деталей (крылья например - скорее всего, новые я не найду и придется приводить в порядок б/у) и изготовлении собственной обшивки бывшего моторного (будущего батарейного) отсека.

С приводом я особых проблем не вижу - МК QSMotor мощностью 2-3 кВт с литым алюминиевым 16" широким ободом будет в самый раз. Контроллер для него я пока не выбрал. В целом, контроллеров в Китае продаётся уйма разных, но я пока не разобрался в их индивидуальных особенностях. Понятно, что почти все из подходящих по напряжению/мощности будут как-то работать, но также очевидно что у них есть некие особенности, на которые нужно обратить внимание при выборе.

Батареи буду набирать сам из LiFePO4 элементов пакетной конструкции. Предполагается две отдельных батареи - основная и резервная, общей емкостью порядка 6кВт*ч. Одна батарея будет собрана из 20Ач элементов (вероятно, марки А123, либо китайских) и будет располагаться в основном объёме бывшего моторного отсека. Вторая батарея будет собираться из более мелких элементов 8-12 Ач, которые будут распиханы по разным небольшим свободным объёмам. Способы фиксации батарей в объемах пока думаются, но одна из идей - упаковать собранную и стянутую батарею в полиэтиленовый пакет, положить в коробку и набить вокруг пакета монтажной пены - при этом всё должно получиться плотно зафиксировано и благодаря пакету относительно легкоразбираемо при необходимости. Ну а далее эти модули уже упихивать в раму и как-то дополнительно там фиксировать, чтобы не болтались.

Другая проблема - обшивка. Всё же, круизер это не та вещь, которую можно обшивать фанерой или другими подручными простыми материалами... Круизер обязан выглядеть красиво или хотя бы просто прилично.

Приветствуются любые идеи, опыт, ссылки и т.п.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

FAS_r7

бюджет ограничен.
однако, замашки на 6кВт батареек, далеко не самых дешевых.
сколько планируется инвестировать?

а тема конечно интересная, буду следить.

NEGRA

М-1 тут веломастера переделывали, правда не круизер но ноги до дороги достают и батарейка приличная, надеюсь вы видели на этом сайте, если не видели посмотрите

DIVAS

Про бюджет я имел в виду то что хороший донор основы в идеальном состоянии в него точно не вписывается, т.к. это несколько килобаксов.  /:-)

Четких планов по финансовой стороне проекта пока нет, но основная политика такая - сделать для себя хорошую вещь за разумную цену. В это понятие не вписывается, к примеру, MAX-контроллер за $1500 (или сколько он там сейчас стоит...?) и оригинальный новый Харлей в качестве донора, т.к. это далеко за пределами разумной цены. Но экономия на дисковых тормозах в пользу барабанных и на литиевых батареях в пользу свинцовых тоже не вписывается в проект, т.к. это уже за пределами разумного с противоположной стороны.

6 кВт*ч ЛиФеПо батарей в Китае можно купить за ~6 тыс. юаней - это уже заложено в проект, ещё со времён идеи доработки старого электропеда. Хотя заказывать буду по частям.
Батарейки конечно не самые дешёвые, но если брать в Китае, то и не сильно дорогие. Купить у нас приличных свинцовых батарей на ту же ёмкость будет стоить ещё дороже, только с таким весом и разрядными характеристиками это теряет всякий смысл.
А меньше батарей ставить на круизер нет смысла - не за пивом же на нём ездить.
Дешевле конечно взять обычных Li-Pol в том же Китае, но чего-то как-то стрёмно такую кучу литий-полимера себе под задницу подкладывать...

Мотор планирую ставить примерно этот: QSmotor 3кВт 16" (http://item.taobao.com/item.htm?spm=a1z10.5.w4002-4720699228.22.v0LteS&id=13799023697)
Исходя из соображений экономичности и дальнобойности, не вижу смысла ставить мотор большей мощности. В принципе, мне двух моторов по 450 Вт раньше хватало для передвижения примерно той же массы со скоростью до 39.7 км/ч, причём на максимальной скорости второй мотор становится бесполезным, т.к. больше 38 км/ч второй мотор уже совсем не тянет. А вот бодрости на разгоне и в горку второй мотор придаёт очень хорошо.

Раму и остальные детали основы хочу купить в пределах 3 тыс. юаней. За такую цену можно купить старый мотоцикл, попросив продавца оставить себе все ненужные детали. Если брать россыпью, то это будет даже дешевле. Но сложнее не промахнуться с мелочами, которых там много. Всё же, проще взять всё целиком и потом несколько деталей заменить, чем купить этакий "трёхмерный паззл" и потом ломать голову, что тут перепутано и чего вообще нет.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

holevovka

Как вам вариант в качестве донора использовать regal raptor 50? Новый будет стоить около 50тыров, бу вообще копейки
Если хочется по серьезней, то можно взять bm classik 200. Стоит 75 тыщ новый
На японочопперы лучше не смотреть, даже самые замученные жизнью будут стоить 80-90 килорублей

DIVAS

Цитата: NEGRA от 14 Март 2014 в 00:33
М-1 тут веломастера переделывали, правда не круизер но ноги до дороги достают и батарейка приличная, надеюсь вы видели на этом сайте, если не видели посмотрите

Если Вам не сложно, Вы не могли бы поделиться ссылкой? Чего-то пока не вижу такой темы, а поиск ругается на слишком короткий запрос...
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

holevovka

А почему именно мк? На мото внешний мотор поставить гораздо проще, нежели париться с переделкой посадочных размеров маятника, да и на бюджете скажется, максималка будет выше при той же мощности

NEGRA

https://electrotransport.ru/index.php?topic=20485.270 вот туда они 3кв.т поставили и батарейку больше

DIVAS

Цитата: holevovka от 14 Март 2014 в 01:07
Как вам вариант в качестве донора использовать regal raptor 50? Новый будет стоить около 50тыров, бу вообще копейки
Если хочется по серьезней, то можно взять bm classik 200. Стоит 75 тыщ новый
На японочопперы лучше не смотреть, даже самые замученные жизнью будут стоить 80-90 килорублей

Спасибо за варианты, поищу по ним информацию.  :-)

"Японочопперы" в Китае можно найти в замученном состоянии за вполне вменяемую цену. Я видел потрёпанные Yamaha XV250 на ходу за 4-5 тыс. юаней, а если брать по частям с разборки только нужное, то там в пределах 2 тыс. юаней выйдет.


Есть ещё альтернативный вариант - взять раму от спортбайка и сделать из неё чоппер - немного приземлить её сзади, прикрутить консоль для сиденья из алюминиевых профилей, а спереди под рамой подвесить батарею, да ещё так чтобы её можно было целиком снимать и на тележке увозить в квартиру заряжать. В принципе, тоже доступный вариант, но я пока изучил довольно мало информации по спортбайкам и их конструкции.  Всё-таки, сделать электроверсию чоппера из старого чоппера куда проще, чем сделать чоппер из спортбайка.
Но нет ничего невозможного - всё равно раму чоппера придётся всю полностью обшивать спереди, а под обшивкой её внешний вид не очень важен - поэтому это может быть и спортивная рама. Но тогда к ней придётся буквально всё подгонять с помощью напильника, ни одна готовая деталь не подойдёт.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

holevovka

Никогда вы не сделаете из спорта чоппер, другая база, наклон вилки, крепление двигла, даже если и сделаете, то на это уйдет уйма времени, да и выглядить это будет ужасно

DIVAS

Цитата: holevovka от 14 Март 2014 в 01:10
А почему именно мк? На мото внешний мотор поставить гораздо проще, нежели париться с переделкой посадочных размеров маятника, да и на бюджете скажется, максималка будет выше при той же мощности

Так мне большая максималка не особо нужна, мне 60 км/ч хватит.
Этож не спортбайк, а круизер - на нём дальность поездки намного важнее скорости. А чем больше скорость - тем больше расход энергии на 1км.
Уж 39.7 км/ч это для загородных поездок совсем медленно, а 60 км/ч - уже в самый раз.

Почему именно МК?
1. Потому что я в Китае уже неплохо познакомился с МК и переделкой под них, я знаю как и с чем их едят, я точно знаю что я смогу его воткнуть в почти любую заднюю или переднюю вилку.
2. Потому что МК не имеет лишней механики, а потому работает абсолютно бесшумно и там абсолютно нечему ломаться.
3. Потому что я не знаком с внешними движками и я плохо представляю как абстрактный внешний движок засунуть в абстрактную раму и вообще получится ли.
4. МК не занимает места в раме, которое так ценно для заполнения аккумуляторами.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

holevovka

#11
Вот, не плохой кандидат в доноры,
Regal raptor 50
я лично видел бу за 18 тысяч, на ходу

DIVAS

#12
Цитата: holevovka от 14 Март 2014 в 01:26
Никогда вы не сделаете из спорта чоппер, другая база, наклон вилки, крепление двигла, даже если и сделаете, то на это уйдет уйма времени, да и выглядить это будет ужасно

Ну, это скорее запасной вариант. И как-то у нас немного сползла терминология - всё же цель проекта ближе к круизеру, а не к чопперу. Чоппер отличается совсем уж лежачей посадкой водителя и совсем заваленной рулевой колонкой. Круизеру не нужно иметь заваленную рулевую колонку, для круизера хорошо подходит стандартный угол наклона рулевой как у обычного дорожного мотоцикла.

Ну а выглядеть да... Выглядеть будет стрёмно и то дофигища работы по сборке будет. Поэтому я и не рассматриваю этот вариант как основной.

А насчёт крепления движка... Так в том и прелесть МК, что ему абсолютно пофиг на то, какое крепление там было до него - главное упихнуть его в заднюю вилку. Ну или в переднюю...
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

aleks17121960

Он,кстати,к круизеру ближе,в общем-то.Но много клонов с пластилиновыми деталями,смотреть надо.Находил с прибитым двиглом и за 16тыр,плюс детали бензинки продать,в десятку встанет.Плюсы:мощная резина и удобная посадка за сущие копейки. ;-)
Делай,что должен,и будь,что будет...

andruxxa

Поскольку донор- мотоцикл, менты обоснованно спросят- кто вам разрешил менять тормоза? Ведь на МК они явно не родные. И лучше купить и оформить на себя сначала комплектый мотоцикл с двс, и только затем оформить переоборудование.
Электро-рига7. задний к-т мхус 750вт + 14s Li-po 10А*ч = 51км/ч по гпс. Расход 2кВт*ч/100км Бюджет 16000р (2012г)
Электро-восход2м. Генератор газ3307 вместо поршневой.контроллер гринтайм48-84в 45А. акб с мопеда выше. Бюджет 2000р )))

DIVAS

Цитата: andruxxa от 14 Март 2014 в 15:50
Поскольку донор- мотоцикл, менты обоснованно спросят- кто вам разрешил менять тормоза? Ведь на МК они явно не родные. И лучше купить и оформить на себя сначала комплектый мотоцикл с двс, и только затем оформить переоборудование.

Логика в этом есть.
Но есть также логика и в том, что мотор используется относительно слабый, большую скорость не развивает и если не превышать лимиты в 4 кВт (кажется, до 4 кВт считается мопедом..?) и 50 км/ч, то до мотоцикла это сооружение все равно не дотягивает. В этом случае проблем, теоретически, будет немного меньше.
Кстати, водительских прав у меня пока нету (собираюсь в ближайшее время озадачиться категорией М) и в категорию мотоциклов я пока лезть не планировал. Хотя, вероятно, придётся.

Выше в теме мне подкинули отличную идею (спасибо holevovka) - использовать в качестве донора Regal Raptor dd50e. По определению это мопед и по любой логике он никак не может стать мотоциклом, если не ставить на него слишком мощный двигатель и не разгонять выше 50 км/ч. Отличная возможность не лезть в категорию А и сделать отличный круизер, подходящий под мои запросы.
Да, я помню что тут есть другие ограничения, например то что на мопеде нельзя возить пассажиров. Но каждый второй мототабуреточник ездит с пассажирами, хотя именно к ним это в первую очередь и относится. По идее, проблемы могут возникнуть только если ДПСник конкретно захочет докопаться и специально для этого остановит. На Раптор с виду трудно подумать что это мопед, а не мотоцикл. А уверять ДПСника в обратном я буду только если ему покажется мало прав категории М. Судя по количеству ездящих с пассажирами табуреточников, ДПСники сами нечасто вспоминают о том что это запрещено. В худшем случае вероятен штраф, но общая вероятность такого сочетания обстоятельств весьма невелика.

Если же развивать тему донора-мотоцикла (а не мопеда), то в этом случае я скорее всего буду покупать раму в Китае с разборки, и при появлении в России она буквально нарисуется из воздуха без каких-либо документов. Какие в этом случае есть варианты оформления этого чуда? Я никогда не занимался регистрацией ТС, вообще не в курсе как это делается. Но что-то мне подсказывает, что появившийся из воздуха мотоцикл зарегистрировать будет не так просто.

Почему я хочу купить мотораму в Китае? Да потому что купить раму там и привезти сюда будет значительно дешевле чем покупать здесь, а главное, там же в Китае доступны все детали, специфические для конкретно взятой модели донора. Т.е. там же можно за адекватные деньги купить все детали и запчасти.
А где в России что-нибудь продаётся за адекватные деньги? Я пока не видел таких мест.
Единственное, что есть смысл брать в России - это какой-нибуь недорогой народный аппарат, к которому всё можно найти в любом магазине. Это по-любому не Урал и не другие изделия советского и постсоветского мотопрома. Раптор вполне подходит в эту категорию, к тому же формально это мопед, что существенно упрощает бумажную возню вокруг него.

А с технической точки зрения, на такой QSmotor штатно ставится любой стандартный тормозной диск от мотоцикла - там для него есть специально заточенное посадочное место. Ну а где есть тормозной диск от мотоцикла, там и дисковый тормоз от того же мотоцикла поставить не проблема. Не думаю что кто-то додумается прикопаться к тому что старый тросовый барабанный тормоз был заменён на нормальный дисковый гидравлический.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

holevovka

А при чем тут бумажная возня? тс объемом до 50сс или электродвиглом до 4квт не требуют регистрации, следовательно, можно хоть самому раму сворганить, хоть из картона, никто не докапается

Steel RAT

А как вам такой вариант?
http://www.kulttorg.org/catalogue.php?c=5&pc=16&m=2465


У нас стоит 32000р. (900$)
Наверно в Китае вполовину дешевле.
Двигатель продаете, заднее колесо и др.
Вернете порядка половины затрат.
Рама как раз из той категории, которую вы хотите.
Отличный донор, на мой взгляд.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.