avatar_Cahes

Достало рулевое крепление

Автор Cahes, 12 Авг. 2014 в 12:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Cahes

Рулевое крепление, резьбовое, с ершом, чашечками и шариками в рубашке, достало своей ненадёжностью. Как ни затягиваю, идёт в разнос шариковая система, разрушая рубашку. Постепенно, по чуть-чуть, не на пасёшься. Задумал отказаться от рубашки, перейти на насыпной вариант. Взял шарики побольше. Всё-бы ни чего, но рубашка создавала вертикальную стенку, что стабилизировало шарики. Теперь шарики упираются в конусообразный стык чашек и рулевой колонки, что приводит к эффекту продавливания шариков в щель и расперанию крепления. От разрушения деталей я ушёл, но рулевое крепление расшатывается. Прошу посоветовать вариант крепления руля где нет проблем с разрушением рубашки и расшатыванием рулевого крепления.

DIVAS

#1
Неужели эта проблема есть где-то ещё кроме древних советских велосипедов..?

А рубашкой Вы, видимо, называете сепаратор?

Суть проблемы в следующем:
А. Чашки, конуса, сепараторы и шарики этих подшипников в их нынешнем китайском исполнении сделаны из пластилина. Они очень быстро продавливаются.
Б. После продавливания чашек геометрия подшипников становится очень нестабильной и они начинают шататься.
В. Сепаратор при первых признаках нарушения геометрии чашек начинает закусываться под шарики, ещё больше ускоряя раздалбывание подшипника.
Г. Шатаясь, подшипники расшатывают верхний конус-гайку, которая начинает раскручиваться и перескакивать по виткам (стопорная шайба и контргайка не спасают).
Д. После перескока/раскручивания конуса шарики начинают кататься по совсем неприличным траекториям, полностью уничтожая остатки чашек.

У меня есть некоторые наработки по этой теме...
1. Нужно найти нормальные калёные чашки рулевых подшипников. (не знаю где. Я находил только вживую в Китае)
2. Нужно найти нормальные калёные конуса (тоже находил только в Китае).
3. Нужно подобрать шарики строго одинакового диаметра, такого чтобы подшипник собирался до упора и без люфта. Различие диаметра шариков более чем на 0.01мм недопустимо. Точность подбора диаметра шариков к дорожкам - ну, +/- 0.2мм может и сгодится (притрутся), а лучше бы не хуже хотя бы +/- 0.05.
4. Сепаратор выкинуть. Чтобы шарики никуда не проваливались при сборке, они плотно вляпываются в толстый слой предварительно набитого в чашку ЛИТОЛа. Шарики должны плотно занять всю кольцевую дорожку без промежутков. Допускается только один промежуток, ширина которого должна быть меньше диаметра шарика (т.е. шарик туда не влезет). Без сепаратора шариков влезает почти вдвое больше, а значит давление каждого шарика на чашку и конус меньше - следовательно меньше износ. Но это верно только если все шарики одинаковы. Если один шарик чуть больше, то он возьмёт на себя всю нагрузку и очень быстро раздолбит чашку и конус.
5. В любом случае, если формы дорожек чашек не идеальны (а они не бывают идеальны), такой подшипник будет сильно распирать гайки при угловой нагрузке, срывать резьбы и разбалтывать резьбу. Чтобы этого не было, нужна широкая гайка с разрезом вдоль оси и мощным хомутом. Сначала закручиваем гайку, потом сильно стягиваем её хомутом. Такие гайки-хомуты применялись на очень старых советских складных мини-велосипедах типа "Камы", ими там ещё по совместительству зажималась трубка выноса руля.

С первыми двумя пунктами все довольно сложно, но если выполнить хотя бы пункты 3-5, то даже пластилиновые детали уже перестают разбалтываться за два дня.


Если хочется один раз и навсегда надёжно решить проблему, чтобы больше не всплывала, то можно заменить подшипники на конические радиально-упорные. У них нет такой проблемы, но для того чтобы их установить, придётся немало потрудиться, в т.ч. найти токаря и заказать адаптеры.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Cahes

Цитата: DIVAS от 12 Авг. 2014 в 15:45
Неужели эта проблема есть где-то ещё кроме древних советских велосипедов..?

А рубашкой Вы, видимо, называете сепаратор?

- да, сеператор.
У меня сборной вариант, на креплении типа советских велосипедов.

Спасибо.

av404

Цитата: DIVAS от 12 Авг. 2014 в 15:45
Неужели эта проблема есть где-то ещё кроме древних советских велосипедов..?
Не надо обижать древние советские велики, не было у них таких проблем. Не было до середины 80-х, когда поменяли ГОСТы, заменили сталь и внедрили поверхностное закаливание.

Вот потом Вы очень грамотно описываете причины и методы борьбы. Особо подтверждаю подбор шариков с разбросом не более микрона. Разброс 2 мкм уже не допустим. Раньше, при обнаружении раковин на одном шарике, меняли все сразу на из одной партии. Благо они везде продавались и стоили чуть ли не 2 коп за 10 шт. И, кстати, любой школяр знал, что менять надо все сразу

А правильные чашки, конуса и шарики надо искать не в Китае, а в гаражах стариков и на свалках. Меня до сих пор выручают те старые советские детали и наличие микрометра.
Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

DIVAS

Цитата: av404 от 13 Авг. 2014 в 16:07Не надо обижать древние советские велики, не было у них таких проблем. Не было до середины 80-х, когда поменяли ГОСТы, заменили сталь и внедрили поверхностное закаливание.

Да, простите, я имел в виду именно те что после 80х были. Раньше-то до 80-х хорошие были, практически вечные, если специально не ломать.

Сейчас, к сожалению, качественных совсем старых уже почти не осталось - очень долго искать придётся. Поэтому я описал только наиболее вероятные современные методы решения.

Так-то конечно проще всего было бы где-нибудь на свалке найти какой-нибудь старый "ХВЗ" и с него подшипники снять, да где ж его сейчас найдёшь... Китай ближе. Кстати, на внутреннем рынке Китая частенько попадаются весьма качественные детали, не хуже старых советских. Но они и стоят в разы дороже пластилиновых. Хотя, в любом случае доставка эту разницу цен почти выравнивает.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Cahes

Спасибо за наработки.

Но гоняться за мелкими усовершенствованиями можно долго, как я не крутил, как не подбирал шарики, но источник проблемы остался - большой рычаг на руле и большая нагрузка (моторчик плюс большой момент сил на переднем узле).

Рекомендовали перейти на крепление системы без резьбы - прижатием рулевым болтом (стержнем, шомполом, пыжем, ёршем). В современных дорогих велосипедах так делают. Но это покупать новый руль и всё остальное, при чём дорогое. Да и остаётся источник проблемы - косое зажатие шариков.

Думаю сделать следующее... Добавлю третий подшипник - между двумя старыми, ближе к верху. Подшипник - типа "пром", в котором шарики будут упираться в трубку вилки и в наружное кольцо под прямым углом и ничего не раздвигать. Минусы - надо поднимать систему верхнего старого подшипника на сантиметр вверх, для чего не хватает запаса по высоте трубки и мудрить с совмещением верхнего и среднего подшипника.

Другой вариант - сделать чашку верхнего подшипника в виде кольца с вертикальными стенками, даже закруглёнными с обоих краёв по типу пром-подшипника. Сохраняется старая система крепления. Косой упор верхней гайкой заменяется на горизонтальный, то есть - простой обычной шайбой сверху вниз, но к ней добавляется система наружного зажима - хомутом сантехническим мы сжимаем кольцо, которое контачит с шариками и является верхней частью верхней чашки, о которой я писал выше. Эта переделанная чашка позволяет прижать шарики к трубке вилки, перпендикулярно. Этим мы "подтянем" "грубые" размеры чашки под сумму диаметров трубки и шариков. Как-то так.

Как думаете?

Cahes

Вот идеи:



Промподшипник слишком габаритный получается, конечно можно поиграться с радиальноконическим...



Предполагается взять две чашки, одну поставить как обычно, вторую перевернуть и поставить сверху. Их, по внешнему краю, сварить. Получится замкнутое пространство, из которого шарикам некуда будет деться. Верх подпилим и насадим крепёжную гайку.

Что скажете?

Нерешённым остаётся вопрос зажатия для регулировки диаметра. Шарики могут не подойти по размеру диаметрам чашек и стержня вилки.



Вот безрезьбовая колонка, в которой используются промподшипники малого диаметра. Может и мне такие использовать? Продаются они отдельно? Сколько могут стоить?

На раскладке показано верхнее кольцо, вставляемое между стержнем вилки и подшипником. Оно, если я правильно понимаю, конусное. Но, в отличие от кольца (части гайки) на резьбовом креплении, угол падения на стержень близок к 0`, в то время как у в моём варианте этот угол стремиться к 90`, вследствие расшатывания.  Как думаете - является ли использование такого конусного кольца решением проблемы?

DIVAS

#7
Цитата: Cahes от 22 Янв. 2015 в 09:21
Промподшипник слишком габаритный получается, конечно можно поиграться с радиальноконическим...
Обычный радиальный подшипник здесь не годится. Нужен радиально-упорный. И радиально-коническим его называть некорректно, потому что они бывают не только конические(роликовые), но и шариковые (аналог велосипедного "чашка-шарики-конус", только в нормальном промышленном исполнении из хорошей стали).
Кстати, в нормальных велосипедах (т.е. в безрезьбовых колонках) именно радиально-упорные промподшипники и используются. Вроде бы шариковые.
В мотоциклах я видел радиально-упорные конические. Они выдерживают значительно большие радиальные нагрузки (при торможении), чем шариковые тех же габаритов, и при нормальной регулировке радиальный люфт в них полностью отсутствует.
Радиально-упорные шариковые применяются в опорах ходовых винтов станков, где важно отсутствие люфта вдоль оси.

Цитата: Cahes от 22 Янв. 2015 в 09:21
Предполагается взять две чашки, одну поставить как обычно, вторую перевернуть и поставить сверху. Их, по внешнему краю, сварить. Получится замкнутое пространство, из которого шарикам некуда будет деться. Верх подпилим и насадим крепёжную гайку.

Что скажете?

Нерешённым остаётся вопрос зажатия для регулировки диаметра. Шарики могут не подойти по размеру диаметрам чашек и стержня вилки.
Либо я ничего не понял, либо это работать не будет. Скорее всего второе.
Для того чтобы подшипник работал, нужно обеспечить свободное перекатывание шариков или роликов между двумя гладкими дорожками. Любая третья дорожка будет мешать работе подшипника и создавать существенное дополнительное трение и износ. В Вашем случае получается, что Вы хотите насыпать шарики между тремя поверхностями, одна из которых к тому же резьбовая. Да и люфт непонятно чем регулировать. А если ездить с люфтом, то проще туда пару бронзовых втулок выточить.

Цитата: Cahes от 22 Янв. 2015 в 09:21
Спойлер

Вот безрезьбовая колонка, в которой используются промподшипники малого диаметра. Может и мне такие использовать? Продаются они отдельно? Сколько могут стоить?
http://www.aliexpress.com/item/1-1-8-Bicycle-headset-bearing-MH-P08H7-41-8-7-45-45-Red-black-seal/32260834565.html
http://www.aliexpress.com/item/1-1-8-Bicycle-headset-bearing-MH-P08F-TH-870-41-8-8-mm-45-45/32261464227.html

Перовое что нашёл. Наверняка можно найти дешевле, и уж точно можно найти другие размеры.
По второй ссылке ценник выше, но зато там на середине страницы есть список размеров и названий разных рулевых подшипников, может поможет найти нужное.

Цитата: Cahes от 22 Янв. 2015 в 09:21
На раскладке показано верхнее кольцо, вставляемое между стержнем вилки и подшипником. Оно, если я правильно понимаю, конусное. Но, в отличие от кольца (части гайки) на резьбовом креплении, угол падения на стержень близок к 0`, в то время как у в моём варианте этот угол стремиться к 90`, вследствие расшатывания.  Как думаете - является ли использование такого конусного кольца решением проблемы?
Разрезное коническое кольцо нужно для того чтобы убрать радиальный люфт между подшипником и трубой вилки. Если у Вас используется такой же подшипник и такой же диаметр трубы вилки, то оно поможет.

Если же идея состоит в том чтобы подсунуть его вместо конуса под шарики в конструкции из двух сваренных чашек, то ничего хорошего не получится.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Cahes

#8
Цитата: DIVAS от 22 Янв. 2015 в 10:37...Либо я ничего не понял...Любая третья дорожка будет мешать работе подшипника...насыпать шарики между тремя поверхностями, одна из которых к тому же резьбовая...

Да, идея была такая. Я от неё отказался, потому как заметил, что шарики давят на трубу вилки с мягким железом, и, довольно сильно изнашивают её.


Пообщался с мастерами в нашем городе, говорят что комплекты безрезьбовых креплений на первый диаметр не производятся, только на 1.25 и выше. Промподшипников на 25/38 тоже не встречается, - на 25/44 и выше. Так что предложения о купле принимаются, оставлю объявление в барахолке.

Подходящий вариант нашёл - http://ru.aliexpress.com/item/-/1993395678.html?recommendVersion=1, но там диаметр - 24 мм, когда у меня надо 25 мм, это - смертельно? Или китайский глазомер не соответствует нашему?

Как сейчас торговля в Ростове? Есть там магазинчики?

Cahes

Виват! Нашёл подходящий подшипник. По крайней мере - лучшее из возможных.

Подшипник 25/38 вала руля Жигулей 2108:





Так что полтора года мучений подходят к концу.

Подшипник на трубу вилки не налезает. Предполагаю что подшипник отечественный - метрический  25мм, а вилка с трубой иностранная - дюймовая. Вилка не родная - амортизационная, на диаметр 20, дешёвая пружинная. Покупалась отдельно. Родная была китайская. Странно что гайки и сеператоры подходят совдеповские - проверял с двумя такими вилками гайки, снятые с совдеповских велосипедов. Это навевает на мысль что вилка метрическая, просто, реально диаметр у неё не дюйм а 25,4 мм - типа так задумано. Удивляет вики: 1" ISO     25.4 мм, 1" JIS     25.4 мм.

- То есть на 25 мм труб вилок вообще не существует, даже в совдепе?

Что делать?

Заморозить трубу и нагреть подшипник? Надеть, но когда вернётся всё в нормальное состояние, подшипник разопрёт и заклинит.

Растачивать внутренний диаметр подшипника? Как? Зажимать подшипник в тиски и круглым напильником? Тогда рискую проломить и без того тонкую внутреннюю муфту.

Или имеет смысл пронаждачить трубу?

DIVAS

Для рулевой нужны радиально-упорные подшипники, а это - радиальные. Не годятся.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

vladk

[user]Cahes[/user], бросьте вы изобретать велосипед, соберите рулевую правильно- и забудете о ней на годы.
Цитата: Cahes от 12 Авг. 2014 в 12:19
Рулевое крепление, резьбовое, с ершом, чашечками и шариками в рубашке, достало своей ненадёжностью. Как ни затягиваю, идёт в разнос шариковая система, разрушая рубашку. Постепенно, по чуть-чуть, не на пасёшься. Задумал отказаться от рубашки, перейти на насыпной вариант. Взял шарики побольше. Всё-бы ни чего, но рубашка создавала вертикальную стенку, что стабилизировало шарики. Теперь шарики упираются в конусообразный стык чашек и рулевой колонки, что приводит к эффекту продавливания шариков в щель и расперанию крепления. От разрушения деталей я ушёл, но рулевое крепление расшатывается. Прошу посоветовать вариант крепления руля где нет проблем с разрушением рубашки и расшатыванием рулевого крепления.
Шарики должны быть такими, какие есть для конкретной рулевой, не больше и не меньше, это раз. И затягивать рулевую можно только при установке чашек в раму (вращая при этом рулём, чтобы чашки сели в раму ровно), после чего минимально "отпустить" гайку (чтобы только руль на весу вращался под собственным весом). И таки да, без сепаратора, "насыпухой" узел надёжнее
когда я предложил оксане она презрительно ушла
промолвив что 肏 стыдно по этим страшным временам

Cahes

Цитата: DIVAS от 07 Фев. 2015 в 22:05...радиальные. Не годятся...

Да, но у радиальных шарики упираются в борозду, а борозда держит их с трёх сторон - с нижней, в том числе. Пусть это не многотонная прочность, но уже вариант, который не соскочит при перво ударе. Согласны?

Cahes

Ну что скажу.., месяц езды - полёт нормальный  :kidding: