avatar_ily2023

Городской электровелосипед - опыт построения

Автор ily2023, 10 Янв. 2015 в 22:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ily2023

Всем привет!  :-)

Идея построения личного электротранспорта засела у меня в голове достаточно давно. Еще в 2005 году пробовал устанавливать стартер от Оки на советский велосипед. Естественно, щетки, а затем и обмотка мотора была сожжена, а редуктор от болгарки был сломан.   :pardon:

С тех пор прошло достаточно много времени, и было решено: строю электровел. Хотелось скорость 40км/ч, дальность 30 км, долговечность и практичность. За основу был выбран велосипед-донор: хардтейл GT Aggressor 1.0 с гидравлическими тормозами, купленный осенью 2014 года по распродаже за 13 т.р. При поиске мотор-колеса выбор пал на Magic Pie 3. Плюсы и минусы этого мотор-колеса описаны в соответствующих темах. В качестве АКБ были выбраны lifepo4 ячейки Headway 15Ач, соединенные в конфигурации 1p16s.



Кратко по проделанной работе...

АКБ

Была собрана в самодельном пластиковом корпусе из 3мм пластика. БМС была разработана с нуля. Характеристики такие: пороги 2.7 (нижний порог отключения нагрузки), 3.6 (балансировка), 3.7 (верхний порог отключения зарядного), ток балансировки 400мА (керамические резисторы), собственное потребление от ячеек менее 1мА. Силовые FETы – 4шт Irfs3107-7ppbf. Световая индикация балансировки, индикация номера переразрядившейся ячейки, звуковая сигнализация в случае перезаряда. БМС защищена от влаги пятью слоями лака PLASTIC.  После сборки и балансировки батарея честно отдает 14,6 Ач при токах нагрузки 20-25A. Силовой разъем XT150.





Мотор-колесо
Сразу из коробки мотор-колесо отправилось на верстак для улучшения его потребительских свойств.  :work: С помощью съемника и чьей-то матери мотор был разобран. Статор был подвергнут пропитке изоляционным лаком в 3 слоя, крышки и магниты были обработаны кисточкой. Пыльники подшипников были аккуратно сняты, смазка заменена на приличную. На одной из крышек в месте прилегания ее к ротору был сделан пропил 1мм. Если вода и попадет в мотор – то долго она там не задержится.  :exactly: Разъемы фаз и холлов обработаны консистентной смазкой для электроконтактов. Контроллер защищен с завода от влаги на 100% - залит щедрым слоем силикона – доработки не требует. Все было собрано, спицы протянуты.



Велосипед-донор

Была доработана вилка – удалена консистентная смазка, залито вилочное масло 10w. Естественно, крышки герметизированы, удалена регулировка и блокировка, под гайки крепления штанов проложены медные уплотнительные шайбы. Конечно, вилка не станет масляной, но работать будет лучше и дольше благодаря лучшей смазке и защиты внутренностей от коррозии. Усилки дропаутов были изготовлены из 5мм листа Д16АТ. Был установлен амортизационный антиостеохондрозный подседел SP12-NCX.  B-) Крылья и прочие мелочи не стоят внимания – все на фото.  :-)



Короб под аккумулятор

Каркас – алюминиевый уголок и лист 1мм. Обшивка – пластик 3мм и пластиковый уголок. Все просто, надежно и дешево. Крепление к раме винтами в стандартные отверстия для бутылки и велонасоса. Плюс короб очень плотно садится в треугольник рамы. Короб получился хорошо защищен от влаги.



Пробег в осеннее-зимний период 600 км, пока всем доволен =)  :cycle:

Вот такой первый опыт. Буду рад вопросам, а особенно буду рад советам опытных форумчан.











se80

[user]ily2023[/user], какая максималка? как позвоночник переживает отсутствие подвески?

ily2023

[user]se80[/user], 40км/ч. Отлично, если не ездить по пересеченке и учесть, что установлен аммоштырь.

alexandrFox

Подскажите пожалуйста ширину короба по наружным сторонам.
мангал Версия. 2 миникрошки. Ярославль.

ily2023


СТЛ


Серд

Привет! крылья очень понравились. Заводские ? или самодельное расширение ? красная светодиодная полоса - 2 шт - днем видно ?

ily2023

[user]Серд[/user], Привет! Крылья заводские, покупал в Сокольниках, совсем не дорогие. А красную светодиодную полосу отлично видно и днем, даже при том, что я её для долговечности запитал от 10v, соответственно ток через светодиоды меньше (она рассчитана на 12v). Светодиодную ленту (влагозащищенную) вклеивал с внутренней стороны крыла, зафиксировав её точно напротив прозрачной части крыла. Идея родилась спонтанно, изначально хотел крепить на крыло какой-нибудь фонарь. =) В выключенном состоянии совершенно не видно, чего там "наколхожено" =)

Flieger

Заднее крыло очень понравилось. Хорошее решение, тоже есть желание сделать что-то подобное. Интерисует, что за светодиодная лента? Если можно ссылку где брали.

bolonia

Напрашивается улучшение: сделать заднюю ленту как стопарь, при торможении чуть сильнее ее подсвечивать.  /:-)
Рама «Версия» лайт + МК 1квт + 48v-40ah + KLS7212S
Xiaomi Mijia Electric Scooter
Я на карте

FobOrgan

[user]ily2023[/user], Конечно всё в целом круто, но меня больше всего интересует самодельная БМС. Я понимаю что она весьма дорогая получилась. Можете привести подробную схему? Ну все каналы конечно рисовать не нужно. Но как всё это подключено к мосфетам зарядки/разрядки. Какие супервизоры использовали для ограничения разряда. По верхнему порогу только балансиры или ещё есть и аварийное отключение при перезаряде?
Просто натыкался на форуме на обрывки схем, а вот так чтобы целиком была схема + печатка + номиналы деталей + как работает, такого нет. Есть тут люди которые не доверяют производимым БМС и в этом есть доля истины. Собрали бы сами, пусть и дороже и геморройней, но с нуля начинать сложно и долго.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

Yura24ru

[user]ily2023[/user], Классный проект :-) у меня такой же велик и тоже хочу такую модернизацию. Спасибо за идею :-)
А как у вас организованно переключение цепи по звездам? Осталось в стоковом варианте?
К сожалению на фото не видно
DD 1000w  LiNMC 52В 16А/ч

ily2023

#12
[user]Flieger[/user], Ссылка не сохранилась, но есть название: "5M 16ft 3528 SMD Waterproof 600 LEDs Flexible Light LED Sticky Strip 12V TR". Брал на e-bay. =)
[user]bolonia[/user],  Ага, все никак не могу придумать, как сделать концевики на ручки тормоза.. Может, подскажет кто? Есть какое-нибудь красивое решение, без колхоза?)
[user]FobOrgan[/user], Да, цена вышла приличная, только по деталям около 2500р (по старому курсу). Хотя, конечно, получился хороший функционал, с возможностью расширения. Вместо супервизоров применил микроконтроллеры PIC 12 серии с 10битной АЦП. По верхнему и нижнему порогу есть аварийное отключение. Также силовые мосфеты используются для включения/отключения вела - на плате есть геркон. Достаточно поднести к крышке аккумуляторного отсека магнит - вел включится. Также и отключать. Никаких автоматов и механических переключателей. Для защиты от КЗ поставил предохранитель на 100А (на фото нет, недавно поставил). Позже постараюсь схемку набросать одного канала БМС.
[user]Yura24ru[/user], Да, все осталось в стоковом варианте, работает как с магазина. =)

FobOrgan

Цитата: ily2023 от 05 Фев. 2015 в 15:53
Вместо супервизоров применил микроконтроллеры PIC 12 серии с 10битной АЦП.
Аа, так вы осуществили мечту местных теоретиков. :) От неё вроде отказались, т.к. наличие 16 микроконтроллеров снижает надёжность. Да и прошивать их в больших кол-вах тоже занятие нудное. Это значит один пик управляет 2-я оптопарами на зарядку и разрядку и открывает полевик когда достигается напряжение балансировки...
Есть вопросы по применению микроконтроллера:
1. Точность теоретическая с 10бит сотые вольта, а как на практике, сколько разрядов составляют шумы?
2. У АЦП есть обычно фишка, что отрубается почти весь микроконтроллер для уменьшения шумов при измерении - использовали или и так неплохо?
3. Сколько времени занимает одно преобразование и как принимается решения при достижении какого то порога - по текущему значению или с осреднением нескольких измерений? Хотя с несколькими вроде задержка будет большая слишком.

Буду с нетерпением ждать схемы. Интересует 1 канал и как подключены полевики к этому всему. Геркон я так и подумал что ключом зажигания является.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

ily2023

#14
[user]FobOrgan[/user],  В принципе надежность не должна снизиться - от зависания задействован сторожевой таймер. Да и с контроллерами я работаю давно, опыт говорит о достаточной надежности, уж точно будет не хуже китайских БМС. Ну а нудность прошивки контроллеров для меня не знакома - я счастливый обладатель программатора phyton ChipProg-481 =). 
Один пик управляет одним оптроном - через него и передается сигнал. На плате также есть центральный проц, который собирает инфу с оптопар, опрашивает геркон, управляет динамиком-пищалкой(в случае аварийного перезаряда не только отключит зарядное ус-во, но и будет громко пищать), мигает светодиодом в конце разряда (показывает количеством вспышек ту ячейку, из-за которой аккум пришлось отрубить по нижнему порогу), рулит полевиком и зарядной релюшкой. На зарядном канале у меня стоит нормальнозамкнутое реле на 10 ампер. Решение не очень удачное, просто не оказалось в хозяйстве нужного полевика с P каналом.
Что касаемо вопросов:
1) Практическая точность получилась 0.02v.
2) Не использовал, и так чудесно работает. =)
3) Как раз тут время измерения не играет существенную роль. Зачем бмс-ке быстродействие?Аккумулятор ведь штука инерционная, разряд и заряд идет плавно. Для пущей точности провожу 60 замеров с последующим усреднением. На все измерение уходит около секунды. Далее происходит сравнение с заложенными значениями.

P.S. Данная БМС не претендует на звание "лучшая оптимальность". С момента возникновения идеи до действующей платы у меня ушло 2 дня, так что..) Прошу строго не судить)

FobOrgan

[user]ily2023[/user], обалдеть. Я за 2 дня только регистры настрою чтобы ADC заработал (на ATMEL)... :)
Пока воздержусь тогда от вопросов до появления схемы.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

ily2023


[user]FobOrgan[/user], Схема на одну ячейку. R5 - керамика на 2 ватта, U2 - оптопара не транзисторного типа, а с логическим выходом (H11l1M). Все конденсаторы - чип керамика, остальные резисторы типорамера 0805.

FobOrgan

[user]ily2023[/user], фуф, я то уж боялся что каналы с обратной связью и всё совсем сложно. И сразу вопросы:
1. То что затвор напрямую подсоединён, там ёмкость затвора маленькая и нечего опасаться, Да?
2. 1uF на входе тоже понятно, а вот делитель странный. Конденсатор там правда на 10uF? Они же керамические дороговаты весьма. :( Это нужно или поставлено чтоб уж наверняка?
3. Я так понимаю каналы постоянно "вещают" на оптопару о своём напряжении, а центральный МК по очереди их слушает дожидаясь сигнала начала передачи.
4. Какой выбран гистерезис напряжения включения/выключения нагрузки на резистор?
5. Интересует ещё DC-DC преобразователь для питания центрального МК.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет