"Моргалки" для заряда/разряда АКБ

Автор arslaman, 20 Янв. 2013 в 22:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ИС-Х

Цитата: ashidden от 08 Март 2015 в 11:04Зарядник от ноута слишком слаб током, да и будет работать на пределе. Если брать зарядный ток емкость / 10, то можно заряжать только 40 - 50 амперчасовый аккумулятор, а этого мало.
Стандартный ток зарядки 0,1С не догма, его приняли из неких компромиссов. Думаю, ток 0,05С ничем не хуже в плане полноты зарядки, просто время будет затянуто.
От БП нужен только стабильный ток, напрягать старушку 494 еще точным ограничением напряжения не получится - ток ближе к точке ограничения будет сваливаться. Это надо навесить на проц, и много еще чего...

LED драйвер от MeanWell: http://www.meanwell.com/webapp/product/search.aspx?prod=clg-150
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

8244

#613
Цитата: ИС-Х от 08 Март 2015 в 13:39Думаю, ток 0,05С ничем не хуже в плане полноты зарядки, просто время будет затянуто.

Предполагаю, малыми токами вы вообще 100% заряда не получите: будет кипеть, а не зарядится. Сорока не зря ведь за большие токи агитирует. 


ИС-Х

Цитата: 8244 от 08 Март 2015 в 13:33...адаптивную продолжительность пауз...
Вот тут есть решение https://electrotransport.ru/index.php?topic=9511.msg229741#msg229741
Только не ясно "Включаем заряд на 120сек.. Если в течение 5сек. этого интервала напряжение или/и ток "устаканилось", то выключаем заряд (пауза) на 60сек. " Какой критерий у "устаканилось"? на сколько?
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

ИС-Х

Цитата: 8244 от 08 Март 2015 в 13:57Предполагаю, малыми токами вы вообще 100% заряда не получите: будет кипеть, а не зарядится. 
Зачем кипеть, а качели на что? Даже с добивками?
Сорока агитирует за даже выше 0,1С, однако же...
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

8244

#616
Цитата: ИС-Х от 08 Март 2015 в 14:00выключаем заряд (пауза) на 60сек.

откуда такая цифра? На чём основана?
Осциллограммы, что я привёл выше, наглядно показывают, что время "усвоения" заряда не более 1 сек1

- Вот тут есть решение
не могли бы своими словами, сжато - логику упомянутого алгоритма?


-----------
1 для аккумулятора UPS 7 Ah, высохшего в UPS и размоченного

ИС-Х

#617
Это у автора надо спрашивать, цифры спорные.
Кстати, добивка у него мало чем отличается от основной зарядки.
Но основа алгоритма заложена. Надо постоянно следить за dU/dt.
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

8244

#618
Цитата: ИС-Х от 08 Март 2015 в 14:07Зачем кипеть, а качели на что?

а вы ходили по ссылке в моём предыдущем сообщении? Мои наблюдения явно свидетельствуют, что при токе 0.05С вы не получите1 14.4В (соответственно, и "качелей" у вас не будет никаких). //по ссылке ничего нет (прим. редакт.)

Тут есть какая-то хитрость в электрохимии. Ведь, казалось бы, если собственное напряжение = 12.7В, подключи акк к источнику на 12.7 (ок, пусть 12.8В) и забудь: когда-нибудь, да зарядится (учитывая, что даже перепад 0.1В вызывает ток не менее 1А в хорошем аккумуляторе). Однако-же нет, все гонят до 14.4! (и не 13.6, заметье. Считается, что только при 14.4 под зарядником аккумулятор можно считать полностью заряженным). .Продолжение мысли

---------------
1 для аккумулятора от UPS, "выкипевшего" в UPS и размоченного

8244

#619
ЦитироватьНо основа алгоритма заложена. Надо постоянно следить за dU/dt
для чего? С какой целью? у упомянутого автора ни слова про электрохимию. Полагаю, алгоритм "высосан из пальца".



ИС-Х

Цитата: 8244 от 08 Март 2015 в 14:24
для чего?
Хотя бы для моргалки, уже здесь можно адаптивно задавать время импульса и паузы. Туманно пока...
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

ashidden

Цитата: 8244 от 08 Март 2015 в 14:17
Мои наблюдения явно свидетельствуют, что при токе 0.05С вы не получите 14.4В (соответственно, и "качелей" у вас не будет никаких).
От себя могу только подтвердить. При малом токе напряжение растет медленно, пока (если) дойдет до 14,4 то кипит. Так что ток ниже 0,1 снижать нельзя.

ИС-Х

А до скольки можно? До 0,08С можно? А до 0,06С? А почему не 0,2С? или 0,5С?
Кипеть начинает при 14,22В (по версии Сороки, правда, он не указал при какой температуре).
На 8-летней Варте 70ач  с кальцием легко достигается 15В и выше током 3А, ну ладно, у нее уже ложный заряд. И вот взамен ее куплен A-Mega 74ач полугодовалой свежести - через полчаса зарядки простым кипятильником (из зарядки от ноута 19В, 4,7А с добавочным резюком 1,5 Ом, ток получился около 3,3А) напруга превысила искомые 14,3В весьма легко и бодро ползла дальше.
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

8244

#623
Цитата: ИС-Х от 08 Март 2015 в 18:34
Кипеть начинает при 14,22В (по версии Сороки, правда, он не указал при какой температуре).

Как минимум, мы видим, что в зависимости от состояния аккумулятора, кипение может начинаться при существенно различных напряжениях.

Интересно, что происходит с кривой напряжения в момент закипания?

А вот что, ничего особенного:


https://electrotransport.ru/index.php?msg=26070


ashidden

Цитата: ИС-Х от 08 Март 2015 в 18:34
Кипеть начинает при 14,22В (по версии Сороки, правда, он не указал при какой температуре).

Ну зачем копать, при какой температуре, при каком напряжении ..... При верхнем напряжении на аккумуляторе! (14,4) напряжение снять. Нижнее напряжение задать фиксированным нежелательно, оно всегда будет разное.
   Процессор нужен для того, чтобы задетектить момент, когда аккумулятор после снятия напруги успокоится. На пути к этому есть проблемы - например шумы (АЦП, наводки.... ). Лечится легко -  вычислить среднее значение, например сделать 64 замера, сложить их и разделить на 64.
   Дальше решаем или ждать, пока напруга на аккумуляторе совсем успокоится (например вычитаем предыдущее показание от последующего и ждем нуля или какого то минимума) или фиксировать с недоходом до полного спокойствия. Ждать полного штиля не интересно, зарядка будет занимать слишком много времени, поэтому нужно выбрать второй вариант.
   Если кормить аккумулятор (я имею в виду исправный) током, меньшим, чем 1/10, он на подходе к 14,4 будет подкипать, а оно надо? Кроме того, спадать напруга при малом токе зарядки тоже будет медленнее.

Олег.

Цитата: 8244 от 10 Март 2015 в 12:41
.

Интересно, что происходит с кривой напряжение в момент закипания? Хорошо бы построить зарядный график и отметить на нём точку кипения.

Такой график на форуме уже выложен


https://electrotransport.ru/images/1/140f4qh.png

Олег.

#626



Сейчас тестирую моргалку на К561ЛА7. Коммутирует простое, трансформаторное ЗУ.
Состоит из триггера Шмидта (выставляется верхний и нижний порог напряжения на аккумуляторе),
одновибратора ( задержки подачи следующего импульса с триггера на 3-4сек.),
регулируемого генератора импульсов ( заряд-пауза раздельны),
драйвера управления полевым транзистором.
Работа.
Пока на входе 1.  2. триггера   D3 находится лог.0 ( напряжение не подошло к  выставленному верхнему порогу), на входе1.  D1,  постоянно находится лог.1, разрешающая работу генератора.
Когда на входе 1. 2. D3 появляется лог.1 ( верхний выставленный порог напряжения) на выводе 1.  D1 появляется лог.0. и генератор прекращает выдавать импульсы.
На выводе 11. D1 устанавливается лог.0 , транзистор КТ3102 замыкает стабилитрон, подаёт "минус"на затвор  закрывая полевой транзистор . Подача напряжения с ЗУ на аккумулятор прекращается. При снижении напряжения на клеммах аккумулятора до нижнего порога ( настраивается R6 в триггере) на выводе 10 D3 появляется лог.1 и генератор начинает выдавать импульсы.  Одновибратор  ( задерживает подачу импульса с триггера примерно на 3- 4 сек, независимо от его состояния) на D2 можно исключить и  вывод 10 D3, соединить напрямую с выв.1 D1.  Полевой транзистор IRF540N ( 28А) лучше заменить  на IRF 3205 (110А) и обязательно установить  на радиатор ( при непрерывном заряде током 10.А сильно греются).
При изменении уровня верхнего порога (R5) сбивается уровень нижнего порога, нужна доп.подстройка нижнего уровня (R6), (частично компенсируется задержкой подачи импульса на одновибраторе)

Дмитрий Шерстнев

#627
[user]Олег.[/user], кто эту схему намалявал? По сути логика питается от АКБ, это уже не красиво. Далее логический ноль, который идет на кт361 он то ведь не ноль для транзистора! В схеме минус блока питания и минус логики разные совершенно, а еще даже если полевик закроется, тогда вообще вешайся, получится генератор на полевике ))))) Полный кавордак!
И еще ваш одновибратор после достижения верхнего порога запретит генератору только на время заряда С2, как только он зарядится, генератор D1снова получит свою еденицу и будет работать, НЕЗАВИСИМО достигнет ли D3 нижнего порога.
Не повторяйте эту схему!
И еще, полевик не должен греться даже при 10А, если греется, значит не правильный режим транзистора выбран. Тем более с этой схемой, там  с полевиком будет твориться хаос.

Олег.

Цитата: 8244 от 11 Март 2015 в 15:52
Цитата: Олег. от 10 Март 2015 в 20:16
- "Интересно, что происходит с кривой напряжение в момент закипания? Хорошо бы построить зарядный график и отметить на нём точку кипения."
Такой график на форуме уже выложен

не могли бы указать ссылку на исходное сообщение?



https://electrotransport.ru/index.php?msg=26070

Олег.

Цитата: Дмитрий Шерстнев от 11 Март 2015 в 12:17
[user]Олег.[/user], кто эту схему намалявал? если полевик закроется, тогда вообще вешайся, получится генератор на полевике ))))) Полный кавордак!
И еще ваш одновибратор после достижения верхнего порога запретит генератору только на время заряда С2, как только он зарядится, генератор D1снова получит свою еденицу и будет работать, НЕЗАВИСИМО достигнет ли D3 нижнего порога.
Не повторяйте эту схему!
И еще, полевик не должен греться даже при 10А, если греется, значит не правильный режим транзистора выбран. Тем более с этой схемой, там  с полевиком будет твориться хаос.

Дмитрий Шерстнев, схема точно не моя   :-) но в макете собрал более 2-х недель назад, все работает адекватно, сбил видимую сульфатацию на пластинах старого аккумулятора, импульсным током 10А. (зарядно-пусковое устройство Импульс ЗП-02, стабилизатор тока, 100Гц)

Полевик  открывается и закрывается как и положено, без промежуточных состояний, без какого-либо самовозбуждения. Начинает греться только при  постоянной зарядке большим током.В импульсном режиме чуть тёплый (3205). Во время паузы , импульсы на аккумулятор не поступают( посмотрел по осциллографу)
Было бы лучше запитать логику от индивидуального БП, но и от аккумулятора тоже терпит, частоты там малые, на работе почти не сказывается.
Можно работать и без одновибратора, по порогам качелей, но в окончании зарядки, при десульфатации,  слишком долго держится пауза в работе, до нижнего края напряжения. Я пробовал с ним и без него. С одновибратором пауза постоянна, в режиме десульфатации генератор запускается чаще,  чаще раскачка сульфатов, (нужен контроль напряжения на клеммах).
Выслушаю советы по практическому изменению схемы, хоть она и работает, но если будет работать лучше то... :-)
(деталей минимум, проверить работоспособность схемы проще простого)