Фазы, холлы, 120°, реверс и прочее

Автор telnet, 01 Апр. 2015 в 00:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

telnet

Столкнулся я с интересным эффектом , сразу я не смог найти на форуме подобного , есть упоминания но вроде как вскользь ... Может не внимательно читал , так что прошу  пинать не особо сильно ...
До недавнего момента мне  как то везло - фазные и сенсорные провода контроллеров и МК вполне соответствовали друг другу ...   И вот  столкнулся я  с подключением MAC к  китайскому Kelly  KBS72121D. Не особо владея теорией BLDC,  я был  вполне уверен, что при подборе сочетания фазных и сенсорных проводов между контроллером и мотором из 36 вариантов  существуют всего 2 , один  - устойчивое вращение  , другой , соответственно, реверс  первого.  Зная, что все давно уже придумали за нас , я полез на ES, где вполне известный товарищ crosbreak, задавался тем же самым вопросом, и в итоге у него получилось 3(!) варианта подключения ,  ессно с вращением в одну сторону ...  Воспользовавшись его сведениями,  я также получил 3  варианта , причем  все эти 3 варианта были идентичны по rpm, току   и  моменту (навскидку конечно, проверялось дисковым тормозом).  Т.е. абсолютно штатные режимы работы.  И как из них выбирать рабочий?  Почесав репу ,  я первоначально приписал это волшебство контроллеру Kelly , однако  понял что немного не так :). Стоит сказать , что Kelly  требует в настройках прописать градусность холлов мотора,  а про этот параметр у МАС особо то никто  и не знал или не задавался этим вопросом . Пришлось восполнить некоторые пробелы в познаниях :) , воспользовался  методом и китайским тестером для контроллеров и МК. Оказывается там ( в тестере) даже светодиодик есть 60° , и загорается он когда все холлы в единичку встают, а в противном случае 120°, т.е. надо было инструкцию читать :).  Определил - МАС 120°.  Пока разбирался с градусами  не давала покоя одна мысль,   какая разница контроллеру  какая фаза первая , если они в 120° варианте холлов  идентичны? Т.е. зная соответствие  фазы датчику  вполне можем иметь 3 варианта подключения!. Сказано - сделано. Нарисовал табличку, подключил инфинеон , у которого с МАС'ом полностью совпадают цвета фаз и холлов.  И вот они,  теоретические 3 варианта практически работают! Т.е. у мотора с датчиками 120°  должны быть 3 варианта подключения для вращения,  скажем так в штатном, направлении  и 3 в обратном!   Но оказывается все опять придумали ранее , почти год назад вот здесь об этом писал  [user]nikvic[/user].  Для полноты эксперимента  я решил найти 3 варианта  подключения для реверса. В соответствующей теме  ( честно говорю, читал не очень внимательно)  сказано - для реверса  поменять 2 фазы местами  и соответствующие холлы , что вписывается в мое понимании логики работы. Более того , [user]nikvic[/user] здесь  писал:
ЦитироватьТеперь о том, как "поймать" требуемое вращение для мотора-120 и простого контроллера-120, выбирающего коммутацию по текущему сочетанию сигналов холла. Никакой нужды перебирать 36 комбинаций нет - контроллер не видит цвета проводов :).
1/ Для каждого подсоединения фаз существует одна комбинация подсоединения холлов, дающая уверенное вращение. Если его направление и нужно, то Ок.
2/ В противном случае меняем местами два фазных провода и идём к 1/ :) .

Итого - максимум 12 вариантов перебора.
Что опять же логично.  Однко ж, я был удивлен не обнаружив  вращения там где я ожидал , и где [user]nikvic[/user]  обещал что оно обязательно будет ... :)  Все же комбинации реверса я нашел. Составил картинку что бы было наглядно  и можно было обмозговать полученное... Т.е. для реверса надо полностью изменить порядок фаз (как бы сдвинуть вверх чередование) не трогая при этом сочетание холлов!!! О как!!!  Надо подумать ...
Итак.
MAC , обмотки треугольник ,холлы 120°, подключение к Infineon 306 от Paul, цвета проводов контроллера и  мотора полностью совпадают ( штатное включение - столбец 1, ряд 1) , в настройках Infineon  выставлены холлы  120°


Вот как то так получилось ...   Если, что непонятно задавайте вопросы.. Или может я чего не понимаю  :pardon: Так же заранее извиняюсь если это повтор и уже где-то было , но мне было интересно и увлекательно , чем   с вами и делюсь ...

UPD
Собсно , предварительные выводы, тезисы , возможно спорные:
Не все йогурты  BLDC  имеют всего лишь  2 варианта подключения фазных/сенсорных проводов. BLDC   с холлами 120° имеют по 3 варианта  с одинаковыми характеристиками ( так ли это ? ) на каждое направление вращения. И отсюда - макс кол-во вариантов для подбора - 12.
Выяснить расположение холлов  на 60° или 120° можно весьма не сложно
Утверждение [user]nikvic[/user]
Цитировать1/ Для каждого подсоединения фаз существует одна комбинация подсоединения холлов, дающая уверенное вращение. Если его направление и нужно, то Ок.
не верно ...  по крайней мере не всегда верно ...

silayma2

Я пытал мотор RV-100, там тоже 120 градусов. Нашел три варианта из 36 при которых мотор вращается только в одну сторону и ток потребляемый одинаковый, контроллер инфинеон 312

telnet

Цитата: silayma2 от 01 Апр. 2015 в 00:53
Я пытал мотор RV-100, там тоже 120 градусов. Нашел три варианта из 36 при которых мотор вращается только в одну сторону и ток потребляемый одинаковый, контроллер инфинеон 312
все верно ,  должно быть еще 3 реверса .  Правда   есть здравая мысль , что режимы прямого вращения и реверса могут отличаться по характеристикам. У RV-100   соединение обмоток какое? треугольник звезда?

Megalow

А если холлы, расположены по кругу и их 10 шт, т.е. между ними 36 градусов, как такое может быть?

DIVAS

Цитата: Megalow от 06 Май 2015 в 12:57
А если холлы, расположены по кругу и их 10 шт, т.е. между ними 36 градусов, как такое может быть?
А где Вы видели 10 штук ДХ в одном моторе..??
Кстати, тут речь о магнитных градусах, а не о механических.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Megalow

Цитата: DIVAS от 06 Май 2015 в 13:26
Цитата: Megalow от 06 Май 2015 в 12:57
А если холлы, расположены по кругу и их 10 шт, т.е. между ними 36 градусов, как такое может быть?
А где Вы видели 10 штук ДХ в одном моторе..??
Кстати, тут речь о магнитных градусах, а не о механических.
А, тогда пардон, а видеть я их мог тут

DIVAS

Цитата: Megalow от 06 Май 2015 в 13:40
А, тогда пардон, а видеть я их мог тут
Спойлер
В данном случае это не просто датчики Холла для контроллера, это что-то более хитрое. То ли энкодер, то ли резольвер, то ли что-то подобное. Его задача - определять точный угол поворота вала.

Такие штуки обычно применяются в мощных малополюсных двигателях с градиентным магнитным полем и векторным управлением.

Обычные три датчика в обычных многополюсных БДПТ при работе с "обычными" простыми контроллерами применяются для определения одного из 6 условных магнитных положений ротора и моментов переключения фаз. Промежуточные значения углов там большой роли не играют, поэтому и не отслеживаются.
А для корректной работы малополюсных БДПТ с векторным управлением нужно всегда знать точное положение ротора, поэтому используются более сложные системы.

Тут на форуме уже были случаи практики переделки подобных двигателей для работы с "обычными" контроллерами, обычно это чудо инженерной мысли удалялось с вала и вместо него лепилась самодельная конструкция из трёх ДХ и вторичного ротора с нужным количеством полюсов.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Megalow

Цитата: DIVAS от 06 Май 2015 в 14:14
Цитата: Megalow от 06 Май 2015 в 13:40
А, тогда пардон, а видеть я их мог тут
Спойлер
В данном случае это не просто датчики Холла для контроллера, это что-то более хитрое. То ли энкодер, то ли резольвер, то ли что-то подобное. Его задача - определять точный угол поворота вала.

Такие штуки обычно применяются в мощных малополюсных двигателях с градиентным магнитным полем и векторным управлением.

Обычные три датчика в обычных многополюсных БДПТ при работе с "обычными" простыми контроллерами применяются для определения одного из 6 условных магнитных положений ротора и моментов переключения фаз. Промежуточные значения углов там большой роли не играют, поэтому и не отслеживаются.
А для корректной работы малополюсных БДПТ с векторным управлением нужно всегда знать точное положение ротора, поэтому используются более сложные системы.

Тут на форуме уже были случаи практики переделки подобных двигателей для работы с "обычными" контроллерами, обычно это чудо инженерной мысли удалялось с вала и вместо него лепилась самодельная конструкция из трёх ДХ и вторичного ротора с нужным количеством полюсов.
Огромное спасибо за ответ, я так и думал что нужно будет просто методом тыка налепить холлы поверх этой конструкции.

DIVAS

Цитата: Megalow от 06 Май 2015 в 14:19
Огромное спасибо за ответ, я так и думал что нужно будет просто методом тыка налепить холлы поверх этой конструкции.
Ну, методом тыка это непродуктивно, лучше воспользоваться научным методом.
Для начала, количество магнитов на датчиковом роторе должно быть равным количеству магнитов на основном роторе. При этом очень важно соблюдать строго одинаковые углы между магнитами и магниты должны обеспечивать чёткое переключение направления поля без плавных градиентов (один из вариантов - лепить магниты плотно без интервалов между ними).
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Megalow

Цитата: DIVAS от 06 Май 2015 в 14:49
Цитата: Megalow от 06 Май 2015 в 14:19
Огромное спасибо за ответ, я так и думал что нужно будет просто методом тыка налепить холлы поверх этой конструкции.
Ну, методом тыка это непродуктивно, лучше воспользоваться научным методом.
Для начала, количество магнитов на датчиковом роторе должно быть равным количеству магнитов на основном роторе. При этом очень важно соблюдать строго одинаковые углы между магнитами и магниты должны обеспечивать чёткое переключение направления поля без плавных градиентов (один из вариантов - лепить магниты плотно без интервалов между ними).
Т.е. вы имеете в виду что необходима разборка двигателя, чтобы выяснить количество и расположение магнитов ротора?
Без этой процедуры вопрос решаем? Боюсь я 60квт мотор своими магнитами не даст мне себя собрать после разборки  :-)

DIVAS

Цитата: Megalow от 06 Май 2015 в 15:14
Т.е. вы имеете в виду что необходима разборка двигателя, чтобы выяснить количество и расположение магнитов ротора?
Без этой процедуры вопрос решаем? Боюсь я 60квт мотор своими магнитами не даст мне себя собрать после разборки  :-)
Ну, магниты можно посчитать и не разбирая... Можно посмотреть сигналы с обмоток за один оборот, там будет ясно. Или подать в одну из обмоток слабый ток и посчитать количество залипаний за 1 оборот.
А можно снять одну крышку и посмотреть с торца - иногда там видно достаточно, чтобы понять.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

AutoLand

Подскажите. С другом надели трещетку поставили мк и оказалось что трещетку надо было на другую сторону ставить. Мк крутится назад. Трещетку уже не вариант снять. Подскажите какие провода перепаять чтоб вперед закрутилось мк? Мк типа конхис, контролер китай обычный

SkeptiK

Ничего не могу понять. Есть скутерное колесо - от хедвея 3. Все работало классно, но из-за замены камеры на прямой сосок пришлось перевернуть ротор на другую сторону. И тут произошло что то непонятное. На прежней комбинации крутит вперёд но дергает при старте (контроллер синус) и есть рывок вперёд при активации рекупа. Решил перебрать комбинации заново. Оказалось что теперь есть куча - штук пять комбинации при которых крутит вперёд, ещё пара тройка реверсов и ни одна не работает так как дОлжно. Что это за фигня?

tmiaer

#13
[user]SkeptiK[/user], похоже датчики стоят с некоторым опережением для одного направления вращения, значит для противоположного направления они будут стоят с запаздыванием как провода не переключай. Мне думается так.

У самого косяк с нормальным вращением на дд, сдаётся, холлы криво поставил. По одной инструкции, найденной здесь вроде бы выставил их в ноль, но, похоже, надо ставить немного на опережение (или наоборот на запаздывание?). Симптомы: тяги на низах ноль, КПД ниже плинтуса, на большой скорости уже всё более-менее нормально. Куда двигать, вперёд или назад? Контроллер тоже синус, иногда дёргает колесо на разгоне (ну то есть похоже на кратковременное пропадание тяги или даже включение регена). Плюс под большой нагрузкой дохнет, ну то есть типа еду 70, потребление киловатта три, начинается небольшой подъём, на том же маке (с тем же контроллером) скорость как была так и оставалась, только потребление взлетало до 5квт, а на этом наоборот потребление почти не растёт, или растёт не сильно, но зато заметно падает скорость. На хх у них обороты одинаковые в районе 90. Или тут вообще не в холлах дело? Пока надеюсь, что в них, так как не удивлюсь, если я по криворукости поставил их не так.

krym2016

[user]tmiaer[/user], а если его (Ваш dd) тоже перевернуть и посмотреть,как едет.

БЕГОвел) с бракованной LiFePO4   48v60ah,

tmiaer

[user]krym2016[/user], ничего не поменялось.

Подвинул холлы на 7 градусов на опережение (вроде бы не ошибся с направлением), мотор стал крутиться тише, исчез резонанс, который был раньше, и мотор перестал дёргаться. Видимо в этом и была проблема. Потому как раньше он дёргался даже на хх. Ну то есть какой-то хруст появлялся на некоторых оборотах, будто с высокой частотой газ сменяется регеном. Поеду на нём уже завтра, надеюсь будет ок.

krym2016

#16
[user]tmiaer[/user], ну если ничего не поменялось,можно предположить что холлы стояли ровно в нолевом положении(если я правильно понимаю суть процесса)
А мотору по умолчанию надо небольшое опережение(как у авто,чем больше обороты тем больше опережение)

Только тогда возникает вопрос,когда обычный мотор реверсирует,как он тогда нормально работает.
БЕГОвел) с бракованной LiFePO4   48v60ah,

tmiaer

[user]krym2016[/user], я думаю, что дело было не совсем в этом. Я когда ставил датчики, пихал их в пазы, а не штатные установочные места. Пазы не растачивал, поэтому датчики относительно поверхности статора сидят несколько глубже обычного. Возможно на больших токах поле ротора начинало перебиваться полем статора на такой глубине. А так как датчики стояли в нуле, то коммутация происходила ровно в тот момент, когда над датчиком пролетает граница магнитов, то есть он находится в очень неустойчивом состоянии, малейшее изменение поля и он переключится не туда куда надо. Т.е. датчик переключился, контроллер подал ток согласно этому сигналу, от этого изменилось общее поле вокруг датчика в противоположную сторону от границы срабатывания и он перещёлкнулся обратно, контроллер молча сделал вид, что так и надо, и замкнул провода обратно. Ну у меня по-крайней мере такие предположения, хз как на самом деле.

При этом один датчик стоял всё равно со сдвигом на доли градуса от нуля в одну сторону, другие два в другую сторону. Вероятно этот эффект проявлялся только на одном из датчиков, от чего подгорела только одна обмотка, потому именно она в момент ошибки датчика коммутировалась встречно или как-то там, и по ней фигарил лютый ток.

Мне непонятно только одно. Вот контроллер синусный, то есть дохрена умный, обсчитывает синусоиду, прогнозирует там что-то, а явные ошибки датчиков обработать корректно не в состоянии... В любом случае после перестановки холлов он перестал как-либо неадекватно себя вести на хх и вываливаться в ошибки. Значит точно в этом дело было. Сча поеду посмотрю как в езде будет.