avatar_gekanaz

Циклирование аккумуляторов,нестандартные пределы,продление жизни Li-ion,Lifetime

Автор gekanaz, 20 Сен. 2015 в 10:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

gekanaz






Создаю тему для исследований долговечности литиевых аккумуляторов LiFePO4 , Li-ion, LiPO

имеется оборудование, позволяющее в автоматическом режиме заряжать и разряжать элементы заданными параметрами в заданных пределах.

Цель - выявить как влияют те или иные факторы на количество циклов и потерю емкости, внутреннее сопротивление и другие параметры аккумуляторов.

Поэтому прошу публику высказывать свои пожелания в этой теме.

в частности интересует то, на сколько выгоднее недозаряжать элементы, для этого хотим взять два одинаковых аккума, и запустить тест в пределах по даташиту от 4.2 до 2.5  и второй от 4.1 до 3.0В
хочется проверить современную химию NCA от известного производителя Samsung   (INR18650-25R) в идеале можно сравнить с LiNMC (NCM) от LG 18650HE2 или HE4 и взять какой-то классический вариант c кобальтовой химией

также в планах провести тест, который мог бы симулировать езду на электротранспорте, то есть кратковременные разгоны на предельных токах , затем движение со средним потреблением.(поэтому хочется увидеть графики нагрузки по току при езде, есть люди , которые писали логи при реальном движении , чтобы создать приближенную модель)

начальный план тестов :


1.  Samsung INR18650-25R
а) заряд до 4.2В током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.5В током 2.5А
г) отдых три минуты

2. Samsung INR18650-25R (недоразряд)
а) заряд до 4.2 током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 3.0В током 2.5А
г) отдых три минуты

3. Samsung  INR18650-25R (недозаряд)
а) заряд до 4.1В током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.5В током 2.5А
г) отдых три минуты

4. Samsung INR18650-25R (разряд увеличенным током)
а) заряд до 4.2В током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.5В   током  5А
г) отдых три минуты

===================================================================

5. LG ICR18650D1
а) заряд до 4.35В током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 3.0В   током  2.5А
г) отдых три минуты

6. <a href="http://li-force.ru/catalog/li-ion_elements/sanyo-18650-ga.html">Sanyo NCR18650GA</a>Samsung ICR18650-26FM
а) заряд до 4.2В током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.75В   током  2.5А
г) отдых три минуты

====== LiFePO4 (железо-фосфатные аккумуляторы) =======

7. LiFePO4 LF26650 3200mAh  22mOm
а) заряд до 3.65В током 1.5А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.2В   током  3А
г) отдых три минуты

8. LiFePO4 CBL 26650 3000mAh  15mOm
а) заряд до 3.65В током 1.5А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.2В   током  3А
г) отдых три минуты

9. LiFePo4 9000mAh
а) заряд до 3.65В током 4.5А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.2В   током  9А
г) отдых три минуты






илс

Название темы, подправил.
Цитировать
в частности интересует то, на сколько выгоднее недозаряжать элементы, для этого хотим взять два одинаковых аккума, и запустить тест в пределах по даташиту от 4.2 до 2.5  и второй от 4.1 до 3.0В

В любых тестах, если есть цель получить однозначный ответ (вывод), надо стараться менять тольо одно неизвестное.
В описанном случае - только верхний порог.
Меняя верхний и нижний одновременно, вы рискуете запутать и себя и других.  :kidding:
Как вариант, можно провести три теста, с уменьшенным верхним, с повышенным нижним, и стандартные пороги по даташиту.

Что касается лога, я бы не заморачивался. Лог оч. легко получить с пишущим селлогм. У меня такой (график) есть, могу прислать.
В упрощенном виде, для элемента с номинальным током 3А, програмируем нагрузку, 25% времени (разгон) до 4 или даже 6А, затем 25% накат, ток падает до условных 1,5А и 50% - номинал (крейсерская скорость).
Батарею (элемент) обмотать пенофленом и добавить темп. лог.  :eureka:

gekanaz

Цитата: илс от 20 Сен. 2015 в 11:56
Название темы, подправил.
Цитировать
в частности интересует то, на сколько выгоднее недозаряжать элементы, для этого хотим взять два одинаковых аккума, и запустить тест в пределах по даташиту от 4.2 до 2.5  и второй от 4.1 до 3.0В

В любых тестах, если есть цель получить однозначный ответ (вывод), надо стараться менять тольо одно неизвестное.
В описанном случае - только верхний порог.
Меняя верхний и нижний одновременно, вы рискуете запутать и себя и других.  :kidding:
Как вариант, можно провести три теста, с уменьшенным верхним, с повышенным нижним, и стандартные пороги по даташиту.
на самом деле так и хотел сделать, только не был уверен :) , теперь нужно бы определиться с уровнями и токами
а ведь еще можно исследовать как влияет зарядныйток при одинаковом разрядном, и разрядный можно пробовать разный, при этом оставлять постоянный зарядный... очень нехилая матрица многомерная получается... нужно определиться, что все же важнее, устройство не бесконечно, поэтому число вариантов надо минимизировать, ведь время теста тоже получается не одна неделя ;)

se80

[user]gekanaz[/user], Можно еще проверить ноухау зарядки теслы.


Lion

И еще я думаю будет ползено сравнить циклы D1 и аналогов при заряде до 4.2 и 4.35
50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")

FobOrgan

Главное чтобы развеялся страх что li-ion придётся менять раз в 2-3 года. А то люди то боятся покупать (я среди них), опыт использования аккумуляторов в телефонах и ноутбуках пугает.
По важности сделал бы так INR18650-25R:
1. Стандартные параметры заряд 0.5С, разряд 1С(2С), 4.2-2.5В - эталон
2. Заряд 0.5С разряд 1С(2С), 4.2-3В
3. Заряд 0.5С разряд 1С(2С), 4.1-2.5В
4. Заряд 0.5С разряд 1С(2С), 4.1-3В - для особых ценителей, возможно готовых платить ёмкостью за длительный срок работы.
А там и реальные тесты на разряд можно делать и на быстрый заряд - тоже интересная тема.

Вот только вчера читал даташит (а найти их сложновато на большинство элементов) на 18650 HE2, но там только количество циклов при очень предельных значениях, заряд 1.5С, разряд до 8С и в таких условиях живут 200 циклов до потери ёмкости 20%, причём 10% ёмкости теряют на первых 50 циклах.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

aleks17121960

Вангую-заряд до 4.1В и до максимума большой разницы не обнаружат.Зато ее даст разница при ;-) недоразряде.Предлагаю внести еще тест на разряд до 3.3-3.4В,как наиболее частый при эксплуатации.
Делай,что должен,и будь,что будет...

Карман

[user]gekanaz[/user], 2 акка для теста - мало.Хоть и одинаковые,но мало ли шо...Вдруг один из них окажется немножко "неодинаковей" и испортит общую картину.Акков нужно как минимум по 2.
Цитата: FobOrgan от 20 Сен. 2015 в 14:12
Главное чтобы развеялся страх что li-ion придётся менять раз в 2-3 года. А то люди то боятся покупать (я среди них), опыт использования аккумуляторов в телефонах и ноутбуках пугает.
первых 50 циклах.
Вы не поверите,у меня мобильник Нокия с родным акком которому 7 лет.Емкость у него заметно упала но до сих пор держится бодренько.
На ноуте акк с 3-кратно уведиченым сроком службы(по утверждению производителя).Думаю шо такой срок за счет ограничения напряжения заряда - ок. 4,1В вместо 4,2В.

FobOrgan

[user]aleks17121960[/user], чтобы не ванговать эти тесты и нужны. Думаю разряд до 3.3-3.4 это будет на потом. А то и так времени много эти тесты занимают, хотя всё зависит от количества стендов! )))
[user]Карман[/user], да, ходят легенды о Сименсах и Нокиах, но Вт*ч/кг там было значительно ниже. А народ судит по современным полимеркам в планшетах/телефонах и аккумуляторов ноутов, которые у большинства постоянно заряжены и постоянно под нагревом от самого ноутбука и поэтому это первый и самый главный вопрос - сколько проживёт. А вот то что у некоторых производителей можно выбрать зарядку до 85% - это правда. К сожалению для телефонов такой  фишки сколько искал - не нашёл, обидно.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

se80

[user]Карман[/user], похоже ноут у вас от делл . там в супер акки ложат nmc ячейки - у них 1000циклов жизнь.

gekanaz

Цитата: se80 от 20 Сен. 2015 в 12:43
[user]gekanaz[/user], Можно еще проверить ноухау зарядки теслы.


по графику не понятно, они заряжают до 4.1 или до 4.2 ?   - ток снижается дальше, чем идет кривая заряда
и интересно, до скольки же они разряжают ячейку , что после отдыха она имеет напряжение 3.3 вольта ?   NCA после отдыха почти не восстанавливает напряжение
а еще интересно, это они полностью разряженную батарею без пречаржа резко начинают накачивать максимальной мощностью ?? как то не привычно
такую модель можно реализовать , но ступенчато , думаю будет близко к смыслу , ступеней 5-10 по току сделать, и будет достаточно

se80


gekanaz

Цитата: se80 от 21 Сен. 2015 в 00:45
[user]gekanaz[/user], надо звать в ветку [user]AndreyM[/user]
думаю сам скоро подтянется :)

еще есть вопрос , какими токами будем заряжать ?? какими разряжать , желательно продумать так, чтобы не пришлось тест делать дольше двух месяцев

морячок

Примерно такой опыт проводил со своей литий-ионной бутылкой. При зарядке до 41 вольта отдала ровно на 1 Ач меньше, чем при зарядке до 42В, ну, и километров на 8 меньше проехал.

ps Батарейку покупал 1 год б.у. Предыдущий владелец мне поведал, что всё время заряжал её до 41 вольта, с целью как раз продления её жизни.
Продам батареи LiFePo4. 52В. 16s1p. и 36В. 12s2p.
ВелИк, могучим русский языка. ©

horrorlv

The depth of discharge per cell is lower on larger batteries
On EVs with a 200-mile range, 600 full cycles correspond to 120,000 miles
On vehicles with a 75-mile range, 600 full cycles correspond to only 45,000 miles
Tesla recommends less than full charge for normal use
Due to the greater range, normal charging can be to 80% SOC or lower, which greatly
enhances battery life




Allex

Цитировать
а еще интересно, это они полностью разряженную батарею без пречаржа резко начинают накачивать максимальной мощностью ?? как то не привычно

Тесловики правильно делают, заряжать надо большим током в начале а меньшим в конце... вот объяснение почему.
https://endless-sphere.com/forums/viewtopic.php?f=14&t=68556&start=25#p1055762

Вроде Адаптто-Jeka работает над таким режимом. Андрейм уже давно про это говорил. 

gekanaz

итак, считаю , что ниже приведенные тесты имеет смысл произвести для определения влияния при недозаряде , при недоразряде , и при зарядке , эквивалентной постоянной мощностью
1.
а) заряд до 4.2В током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.5В током 2.5А
г) отдых три минуты

2.
а) заряд до 4.2 током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 3.0В током 2.5А
г) отдых три минуты

3.
а) заряд до 4.1В током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.5В током 2.5А
г) отдых три минуты

4.
а) заряд до 4.2В током 1.25А
б) отдых три минуты
в) разряд до 2.5В   током  5А
г) отдых три минуты



FobOrgan

[user]gekanaz[/user], а зарядный ток какой будет для первых 3-х испытаний?
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет