Как правильно "лечить" разбалансированный СА

Автор Antuff, 12 Янв. 2013 в 15:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ИС-Х

Да нет, мелкие пузырьки выходят, но не брызгают. А ведь эти 2,7В на банке соответствуют 16,2В на всем АКБ.
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

Павел Валерьевич

На что то энергия расходуется. А температура как?

ИС-Х

Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

UriBas

Цитата: Alex_Soroka от 09 Март 2016 в 10:20...если хоть 0.01% мощности процессора идет на дело заряда батареек - то это хорошо...
Мне особенно было удивительно, что имея на борту СТМ32 с его 12 битными АЦП, еще добавили 18 битный 4х канальный внешний АЦП(!!?).. Наблюдая за поведением АКБ, я заметил, что если передержать или не додержать даже сотые вольта, (а может даже и тысячные) это довольно ощутимо сказывается на процесс восстановления.. это как в "Ну погоди!" когда волк штангу подымал, а потом бабочка села на одну сторону..  :-D :-D    Ну и правда, часто в жизни так и есть, подымает кран груз, поднял вроде 1290 кг и ничего, а 1300 уже трос рвется и .. :facepalm:!   А в АКБ становится КЗ или уходит в переполюсовку. 

Кстати буквально пару дней назад принесли мне еще Весту 50А/ч, на ней ездили, заводила, но через неделю стоянки разряжалась (поставлена на сигнализацию), взял ее с НРЦ 12,8В, поставил заряжать ЗУСом на СТД 50А/ч.. хотя была мысль выставить 7А/ч или чуть больше (помня Ваши рекомендации по заряду).. но подумалось, чтобы побыстрее отдать хозяевам, (им надо было на следующий день ехать куда то). 

В общем, сначала НРЦ в паузе подымалось и дошло до 13,4В.. вроде все нормально, но часа через 2-3 посмотрел, а НРЦ в паузе 13,2 !..пошла деградация! я выключил ЗУС (ТОР3), поехал на рынок и после еще раз проверил НРЦ оно оказалось на уровне 10В !! Проверил банки, одна в ноле.. она была самая слабая и до этого мерил - 1,9В и еще две банки сели, были по 2,0В.  Вот была засада!.. пришлось крепко молится, чтобы выйти из ситуации. 

Я не в претензии, АКБ был слаб.. плотность в банке и напр на это говорили, надо было ставить щадящий режим и следить, чтобы не пропустить падение напр, да этот АКБ был уже дохляк и "дышал на ладан".. этим и оправдался (Господь помог и дал милость) но могли же и потребовать!! Дали то рабочий АКБ.
Восточная мудрость - "Шакал воет - караван идет"  Эл.вел. 350Вт.   Верую в Иисуса Христа, НЛО.  тема "продвинутой моргалки" https://electrotransport.ru/index.php?msg=1669651

AlexAi

Цитата: UriBas от 10 Март 2016 в 10:24
В общем, сначала НРЦ в паузе подымалось и дошло до 13,4В.. вроде все нормально, но часа через 2-3 посмотрел, а НРЦ в паузе 13,2 !..пошла деградация!
Не обязательно деградация. Точно также может вести себя аккум при растворении сульфатации.
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

ИС-Х

Вот смотрю, на первом графике в начальный момент зарядного тока 6,5А банка резко подскакивает на 0,1В. Возможно, это и есть чисто активная составляющая R и она равна  на вскидку 0,1/6,5=15 мОм. Далее банка поднимается за 2 сек (R=var) и выходит на плато с U=const и  R уже динамическое. Так получается по закону Ома.
На втором графике (десять раз   часов спустя) этот подскок на 0,1В не такой быстрый, т.е. активная составляющая R сильно уменьшилась и приближается к R=var.
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

UriBas

#438
Цитата: AlexAi от 10 Март 2016 в 10:29..Не обязательно деградация. Точно также может вести себя аккум при растворении сульфатации.
У меня до этого было таких же еще пару случаев, не обращал внимания на падение в паузе и продолжал зарядку (ЗУС -реж СТД), напр вообще падало до 8В .. естественно, в двух-трех банках КЗ и уже ничем нельзя было вытянуть, даже побаночной зарядкой и разными тренировками, до этого АКБ были еще рабочие НРЦ где то 12,6В и отдавали где-то 20%-30%.

Для себя сделал вывод, - надо смотреть по АКБ, если старый или подозрение на дохленькие банки с низкой плотностью (1 и ниже), то нельзя давать штатный ток 0,1С, да еще и продолжительное время.. даже на ЗУСе, все таки у ЗУСа довольно агрессивный режим, поэтом А.Сорока рекомендует для таких АКБ пониженные токи.
Восточная мудрость - "Шакал воет - караван идет"  Эл.вел. 350Вт.   Верую в Иисуса Христа, НЛО.  тема "продвинутой моргалки" https://electrotransport.ru/index.php?msg=1669651

Павел Валерьевич


UstAlexei

#440
[user]ИС-Х[/user], Судя по осциллограмме напряжения на банке, трудно делать вывод о том, что это плато. Дело в том что, цитата Сороки "изменения напряжения на этом плато есть, и они в районе 0,005 В", поэтому контроль напряжения все же нужен, и нужен он с точностью 0,001В.
Я предлагаю сделать так: с периодичностью 0,25с снимать напряжение, и считать первую производную, верней определять Дельту напряжения. После чего определять Дельту к Дельте, таким образом мы получим аналог второй производной, как только наша "вторая производная" станет больше 0, отключать заряд.
Сразу оговорюсь, возможно периодичность снятия напряжения неправильная, надо бы посмотреть на осциллограммы напряжения под микроскопом (с большей точностью). А лучше в цифре. Может снимет кто....? Все таки общее дело! :-)
Да! Ток должен быть постоянен при снятии осциллограммы.
И все таки жесткости то в данной схеме зарядки, я имею ввиду сопротивление 2 Ом, нет. Равносильно тому что вы через рельсу по шляпке гвоздя ударяете.

ИС-Х

[user]UstAlexei[/user], в данном случае лечу одну банку, заодно слежу за АКБ-стабилитроном.
Отловить милливольты можно, сложно очистить сигнал от шума. А если банок целых шесть, со своими закидонами каждая, то задача еще та.

По поводу стабилизации тока - да, не слишком, но зато из подручных материалов на соплях. Если банка меняется от 2,2В до 2,6В, то ток меняется от (15-2,2)/2=6,4А до (15-2,6)/2=6,2А, что составляет 3% нестабильности, что тоже весьма неплохо для простого заряда. Мой БП от ноута, переделанный в аппаратный стаб тока , более нестабилен по току.

Что касается цитаты Сороки, то это пока мечты, ибо в ЗУСе ток поддерживается ООС по току через проц (программный стаб. тока), который измеряет текущий ток и воздействует на импульсник ТОР250 через оптрон. Из-за задержек проца, оптрона и ТОР250 процесс регулирования тока волнообразный, с перерегулированием, подобно работе регулятора напряжения в авто. Эти волнообразные колебания ShamaN4ik79 когда-то и принял ошибочно за модуляцию. В таких условиях сильного шума реакций и хаотичной модуляции тока ловить милливольты нелепо, что бы там не вещал автор. Там все проще.
Моя первая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=588520
Вторая моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?topic=31184.0
Третья моргалка: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1130718
Еще в багажнике валяется BL1204 на всякий пожарный...

AlexAi

Будем поддерживать тему в правильном направлении.
Все чаще на форуме стали проскакивать вопросы как продиагностировать банки в необслуживаемом аккумуляторе.
Естественно, все рекомендуют сверлить отверстия в крышке аккумулятора, чтобы добраться до токоотводов  либо методом тртьего электрода мерить разбалансировку. И тут у многих возникает вопрос как сверлить и где чтобы не испортить и без того подыхающий аккум?
Предложу наиболее безобидный и универсальный вариант сверления для проверки побаночно.
Естественно, перед данной процедурой аккумулятор следует тщательно вымыть, просушить и обезжирить верхнюю часть.
Не нужно сразу во всех банках разваливать дырки большого диаметра. Достаточно засверлиться в каждую банку диаметром сверла до 2мм. Главное чтобы палочка припоя пролазила (у меня она 1,5мм). Такое отверстие в последствии можно легко заделать. Сверлить в том месте где ближе к электролиту и нет "двойного дна".
Например на bosch s5 silver я сверлил так.


Можно было сверлить тут


Или с противоположной стороны


Через данные отверстия можно легко:
1. Проверить банки методом третьего электрода.
2. Проверить уровень электорлита в каждой банке. (по мультиметру ловим касание палочкой электролита и ставим на ней маркером риску).
3. Шприцом с иголкой долить воды в каждую банку до нормы или хотя бы выровнять уровень электролита во всех банках.
4. При желании можно померить плотность в каждой банке.

Само-собой соблюдаем технику безопасности.
Чтобы не тыкать палочкой по пластинам я обычно ставлю на ней маркером метку "максимальной глубины". В этом месте её можно и согнуть на 90 градусов чтобы не провалилась.



Заделываются 2мм отверстия относительно легко. У меня на каждое отверстие нанесена капля автомобильного герметика и сверху всё заклеено прозрачным скотчем. Держит отлично, намёков на протекание нет.

Ну а после того как вы найдёте больную банку, то к ней засверливаться уже можно будет большими диаметрами, и то без фанатизма. Корпус аккумулятора очень плохо клеится и паяется.

Удачи всем в "лечении" банок.
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

ZYXELs

Можно ли определить "разбалансированность" по НРЦ?

Принял АКБ с НРЦ = 11,3В
Довел ЗУСом НРЦ(15 часов отстоя) = 12,7В
При заряде нагрева АКБ нет, шумы в каждой банке приблизительно одинаковы

Логически я понимаю что "разбалансированность" может быть:
на 5 банках = 2,15В, а на 6 банке = 1,95 В
на 4-х = 2,15В, а на 2-х = 2,05В
ну и в подобных сочетаниях.

Но если не вскрывать АКБ, на что еще можно обратить внимание?

baton45

А попробуйте уменьшить ток раза в 2 после входа в добивку. Чисто ради эксперимента. Как долго теперь будете доходить до добивки? Может слабые банки в это время берут, а не получают ложкой по лбу от уже сытых при номинальном токе? :bw:
Хотя в ЗУСе не так просто токи менять, без отключения. Это с МикроЗУ можно газовать на ходу.

ZYXELs

Цитата: baton45 от 14 Март 2016 в 14:35
А попробуйте уменьшить ток раза в 2 после входа в добивку. Чисто ради эксперимента. Как долго теперь будете доходить до добивки? Может слабые банки в это время берут, а не получают ложкой по лбу от уже сытых при номинальном токе? :bw:

Утверждают что:
Цитата: AlexAi от 10 Март 2016 в 08:55
Цитата: ZYXELs от 10 Март 2016 в 03:31
Цитата: Alex_Soroka от 18 Нояб. 2009 в 11:03
Цитата: snoag от 18 Нояб. 2009 в 10:52
Значит как придет зарядка, лучше каждую банку отдельно "полечить". Или может по 2 банки?

ну зарядка ведь не умеет выдавать 2В...
она 12В умеет...

Переполюсовка лечится обычным заряжанием, но с четким контролем напряжения,т.е. вы имеете банку "напряжением наоборот", а вам ее надо "как надо".
Так вот зарядка приведет сначала к разряду в ноль этой банки, а потом к правильному заряду, но напряжение на банке будет очень быстро подскакивать к "максимуму" (у вас ведь 100% разряда - а это вода в электролите) так что надо четко контролировать... и "пульсирующая зарядка" тут как раз очень к месту...
или делать зарядку малыми токами, "на грани" кипения банки...
Процесс длительный, но может помочь...
Вопрос: а зачем тогда в случае разбалансировки/переполюсовки банок возиться со снятием крышки, отдельно банку разряжать, затем правильно её заряжать?
Если позволяет емкость АКБ, устанавливаем заметно меньший ток зарядки, чтобы слабая банка не перегревалась и не вскипала. И пускай эта банка медленно разряжается, а затем заряжается.
Если так просто, только процесс становится дольше, зато не надо лезть в АКБ, то зачем делают щупы из припоя??
Это будет крайне долго с неизвестным или, более вероятным, отрицательным результатом. Малым током ещё и здоровые банки закупорите. Обычно разбалансировка аккума приводит его на свалку.

Вообщем как-то неоднозначно.
С одной стороны можно малым пульсирующим током.
С другой стороны нельзя.
Мало положительных отзывов.

baton45

Ага, а где много положительных отзывов  для вытягивания больных банок при полной добивке?
Сколько нужно суток, 2, 4, 6? Понятно, что добивка хороша по своей сути, но она идеальна для одной банки. Для двух и более "кривых" банок оркестр уже не играет так синхронно.
Не раз мною вспоминаемый АКБ  я бил 4 суток без толку, пока не сделал 2 медленных КТЦ и лечения 2 банок в отдельности. При том всём получил 42% от этикетки, а было до того 20%. И сейчас в который раз его просаживает женщина-водитель. :~-(

Да и в цитате сверху говорилось про "малые токи", "заметно меньшие". А кто заставляет? 50% это много или мало? Я вот сегодня вообще взбрендил про такой дозаряд, а потом просадить АКБ нагрузкой на количество  "выигранных" Ач  и снова заряжать но уже по номиналу. Сотрете вашу альфу и положите больше беты. Но уже на более выровненные банки.

Да и странно, идея была ещё в 2009 году, а отзывов? Может кто знает? Ткните! 7 лет прошло, неужели табу никто не нарушил. Хотя сейчас с микропроцессорами соискателей аж трое, а тогда и "рак --- рыба" был.
   Сорока тоже не резиновый, ему все идеи воплощать трёх жизней не хватит. Тем более с его заботами. Кто имеет хотелку и терпелку, может и сам искать пути-тропинки.

ZYXELs

Поставил ЗУС на 20Ah, это треть от номинала АКБ.
Через час нижняя граница U в паузе = 14В.
Выключил ибо это уже начало газовыделения.

baton45

Наверное хороший баланс банок.
Ровно час назад поставил рабочий, заряженный на НГ АКБ. НРЦ 12,5В. 45Ач.  Заряжался до добивки по номиналу 4,5А минут 5, не более. Поставил в режим 2,5А. Сразу упало напряжение до 13,7В.
На сей момент достигла добивка 14,2В. И так 2,5А на 1 час, минус паузы с коэфф 0,25. Грубо зальется 2 Ач при общем плачевном состоянии 6-8Ач. И это берет явно проблемная банка.
А за полчаса до этого брал Топлу 60 красную. Она после новогодних нескольких КТЦ давала 26Ач. И это человек её сдавал на утиль. Так вот Топла сразу при добивке отсекалась что на 6А, что на 2,5А. Видать не плоха ещё. Тфу-тфу.  B-)
   В принципе не стоит таким делом увлекаться, если боимся альфу, но  как быстрый контроль дисбаланса... Почему бы и нет.  :bw:
З.Ы. реально АКБ первый дотянул до добивки 65 минут.

Barmaley000

Приветствую,господа "сектанты".
Имею аккумулятор для вела 6В/4А PowerLine. Предыстория его такова: после длительной работы в светильнике он стоял без дела более года. Ко мне попал практически нулевой - напряжение было менее вольта. Первоначальное моргание практически ничего не давало - поднималось до 3-4В и все. Я его вскрыл, долил одинаковое количество дистиллята во все три банки, отстоял и попробовал зарядить - положение улучшилось, напряжение на нем поднялось до более 5В. Далее я его поганял на разряд-заряд (заряжаю моргалкой Павла Валерьевича), его состояние еще более улучшилось - Х.Х поднялось до 6-6.5В, кратковременно держит нагрузку в 20Ом (ок. 20мин).
Замер отдельных банок методом "3-го электрода" показал, что одна из них явно больная, на ней напряжение под нагрузкой проседало до нуля и даже в небольшой минус.
На х.х. - 1.8-1.9В, тогда как две остальные держали уверенно даже под нагрузкой более 2.2В.
Думаю попробовать вытянуть эту банку отдельно. Но не могу понять, как ее подключить: куда электроды из припоя совать? Прямо в стекломаты, что-ль (ну или между слоями аккуратно вставлять)? Простой замер ЭДС - это одно, а когда через эти же электроды должен идти ток в неск. ампер - это вроде уже совсем другое!
Перелопатил много веток, но так и не нашел ответа на этот вопрос.
Прошу помощи-совета у коллег.
очень интересно, может-что посоветует гуру - [user]Alex_Soroka[/user], если снизойдет, конечно... :ah: