Управление BLDC двигателем охлаждения BMW X5

Автор Sinbad_Morexod, 12 Март 2016 в 14:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Sinbad_Morexod

Добрый день, собираю  самокат на электротяге. В руки попался двигатель от радиатора охлаждения бмв х5 E70 

Задавал вопрос на профильной ветки форума, пришел к выводу что сложно но можно попробовать сделать на его основе самокат. Вчера при попытке подать на него 12в выяснилось что он не работает. Изначально думал что двигатель коллекторный с щетками и прочим "преферансом"  но после разборки с целью деффектовки выяснялось что он совсем не коллекторный.


Правильно ли я понял что это безколлекторный 3х фазный асинхронник? И после этого открытия встал вопрос как этим всем хозяйством управлять. Зная "любовь" инженеров БМВ к собственным протоколам управления электрикой возникает вопрос  - что с ним делать ? Читаю форум второй месяц - понял что тут немало действительно серьезных специалистов, надеюсь на помощь в решении проблемы или хотя бы направление куда копать?

Abos

Цитата: Sinbad_Morexod от 12 Март 2016 в 14:11
Добрый день, собираю  самокат на электротяге. В руки попался двигатель от радиатора охлаждения бмв х5 E70 
Задавал вопрос на профильной ветки форума, пришел к выводу что сложно но можно попробовать сделать на его основе самокат. Вчера при попытке подать на него 12в выяснилось что он не работает. Изначально думал что двигатель коллекторный с щетками и прочим "преферансом"  но после разборки с целью деффектовки выяснялось что он совсем не коллекторный.
Правильно ли я понял что это безколлекторный 3х фазный асинхронник? И после этого открытия встал вопрос как этим всем хозяйством управлять. Зная "любовь" инженеров БМВ к собственным протоколам управления электрикой возникает вопрос  - что с ним делать ? Читаю форум второй месяц - понял что тут немало действительно серьезных специалистов, надеюсь на помощь в решении проблемы или хотя бы направление куда копать?
Нет, это не асинхронник. Это синхронный двигатель с тангенциальным расположением постоянных магнитов. Магниты, скорее всего, ферритовые (феррит стронция). Питание 3-х фазное от преобразователя. Его можно рассматривать как обычный БЛДЦ с соотнощением 15/10 с постоянными магнитами (10 на роторе). Получается 5 модулей (элементарных машин) с соотношением 3/2. Схема соединения обмоток статора: АВСАВСАВСАВСАВС. Начало фазы А лежит в 1-м пазу, начало фазы В лежит в 5-м пазу, начало фазы С лежит в 9 пазу. Схема соединения - звезда.

DIVAS

[user]Sinbad_Morexod[/user], это обычный трёхфазный БДПТ 15n10p со встроенным контроллером.

Сдох скорее всего контроллер. Он в любом случае не очень пригоден для самоката, т.к. у него нет входа управления.

Выкиньте контроллер и подключите вместо него обычный sensorless электровелосипедный контроллер. Должно заработать.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Sinbad_Morexod

[user]DIVAS[/user], В том то и дело, что двигатель снят с рабочей машины (разлетелась крыльчатка). С какими параметрами искать контроллер ?
Батарею планирую набирать из элементов 38120 10Ah планирую сборку 5s c BMS`кой

Steel RAT

А с чего вы решили, что сдох контроллер?
Он не сход, а вероятно управляется по CAN-шине.  :exactly:
[user]DIVAS[/user], и у него есть вход управления.

[user]Sinbad_Morexod[/user], а как вы его планируете к самокату приспособить?
Цепь, ремень, шестеренки?
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

Sinbad_Morexod

#5
[user]Steel RAT[/user], так я и думал, что управляется мотор управляется по "кан-шине". Самокат планирую из алюминиевого профиля. привод  - зубчатый ремень и шкивы, пока в голове план отлить самому диск в сборе со шкивом. Признаюсь честно "вдохновляюсь" работой мастерской "works-electric". 
Привод, рама и общая компоновка как на этом фото. Немного ломает идеалистическую картину диаметр мотора - почти 200 мм, ( та же серия MY10* намного интереснее и в креплении и в габаритах) но что поделаешь.  Покрышки кенда 90\90-4 над тормозами пока не думал но похоже что дисковые. Со страниц форума понял что бесколлекторные двигателя хорошо переносят поднятие вольтажа в 1.5-2 раза, так ли это ?

DIVAS

#6
Цитата: Steel RAT от 12 Март 2016 в 18:41
А с чего вы решили, что сдох контроллер?
Он не сход, а вероятно управляется по CAN-шине.  :exactly:
[user]DIVAS[/user], и у него есть вход управления.
А третий провод я не заметил...  ;-D
Может и правда по CAN-шине управляется, я с электрикой современных автомобилей мало знаком.

В любом случае, вряд ли где-нибудь найдётся ручка газа с CAN-шиной, поэтому даже если контроллер и не сдох, пользы от него мало.
Можно конечно предположить, что сигнал управления аналоговый и попробовать подать туда через резистор что-нибудь... Но маловероятно.

Впрочем, если [user]Sinbad_Morexod[/user] его пытался включать как коллекторник, то вероятно мог и полярность обратную попробовать, а в  этом случае и контроллер мог сдохнуть.


Цитата: Sinbad_Morexod от 12 Март 2016 в 16:58
[user]DIVAS[/user], В том то и дело, что двигатель снят с рабочей машины (разлетелась крыльчатка). С какими параметрами искать контроллер ?
Батарею планирую набирать из элементов 38120 10Ah планирую сборку 5s c BMS`кой
А мощность движка известна?
Если исходить из того что его мощность порядка 200-300Вт при 14В, то это получается что его рабочий ток порядка 15-20А. Значит, нужен контроллер на ток порядка 15-20А или около того.

Цитата: Sinbad_Morexod от 12 Март 2016 в 20:19
Со страниц форума понял что бесколлекторные двигателя хорошо переносят поднятие вольтажа в 1.5-2 раза, так ли это ?
Да, они в большинстве случаев допускают поднятие напряжения в 2 (а иногда и в 3) раза, при этом соответственно возрастает максимальная частота вращения. Поскольку ток при этом ограничивается контроллером, это не приводит к перегреву. Предел повышения напряжения обычно обусловлен максимальной рабочей частотой железа статора. В Вашем случае в 2 раза повышать напряжение можно без проблем, а можно попробовать и в три раза (тут уже есть риск разрыва ротора, конструкция у него не очень рассчитана на большие частоты вращения).
Ближайшее стандартное напряжение контроллера - 24В.
Например, вот такой
Ключевое слово - sensorless, т.к. датчиков в Вашем моторе скорее всего нет. А если Вы их туда поставите, или если они там где-то всё же есть, то такой контроллер с ними тоже будет работать.

Ну и батарея нужна соответственно на 24В, т.е. 6-7s LiIon/LiPo или 7-8S LiFePO4.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Sinbad_Morexod

#7
ЦитироватьВ любом случае, вряд ли где-нибудь найдётся ручка газа с CAN-шиной, поэтому даже если контроллер и не сдох, пользы от него мало.
Открыл схему автомобиля, там ситуация еще запущенней )) мозги по кан шине общаются с блоком управления вентилятором а тот в свою очередь общается с движком, поэтому вы правы родной контроллер бесполезен.
Цитироватьпытался включать как коллекторник, то вероятно мог и полярность обратную попробовать, а в  этом случае и контроллер мог сдохнуть.
полюса не менял, но пытался подать 12в на управляющий провод.
ЦитироватьА мощность движка известна?
Да мощность известна  - 600w (написано на самом движке на обороте) это как я понимаю токи до 50A в пике. (хотя из данных на узел в сборе - если верить каталогу на холостом ходу 2А под нагрузкой с пропеллером и на максимальных оборотах 14А, хотя про максимальные обороты ни слова - как бы посчитать их)
Контроллер как я понимаю вот такого плана
Спойлер


ЦитироватьНу и батарея нужна соответственно на 24В, т.е. 6-7s LiIon/LiPo или 7-8S LiFePO4.
Каким элементам отдать предпочтение ? LiFePO4 - как я понимаю больше циклов и  выше токоотдача ( что в моем случае когда токи до 50А - жизненно важно). Будет ли на  LiPo меньше стоимость БМС и зарядников ?

DIVAS

Цитата: Sinbad_Morexod от 13 Март 2016 в 11:20
Контроллер как я понимаю вот такого плана
Спойлер
Нет!
По этой ссылке - контроллер для обычных щёточных/коллекторных двигателей, а нужен - для бесщёточных/бесколлекторных, т.е. Brushless, BLDC.

Судя по толщине проволоки, которой намотан двигатель, больше 20А на него подавать точно не стоит. А лучше ограничиться 15А.
Полагаю, заявленные на этот двигатель 600Вт достигаются при напряжении 24В или больше.


Цитата: Sinbad_Morexod от 13 Март 2016 в 11:20
Каким элементам отдать предпочтение ? LiFePO4 - как я понимаю больше циклов и  выше токоотдача ( что в моем случае когда токи до 50А - жизненно важно). Будет ли на  LiPo меньше стоимость БМС и зарядников ?
Стоимость ЗУ и BMS для них примерно одинакова, т.к. разница только в напряжениях настройки.
А что лучше или хуже - надо сравнивать конкретные варианты, т.к. тут из всех "правил" очень много исключений...
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

DIVAS

Цитата: Sinbad_Morexod от 12 Март 2016 в 14:11
Спойлер
А вот интересно...
Питание на контроллер подаётся дофига толстыми проводами, а обмотки в моторе тоненькие. Да ещё этот здоровенный дроссель из контроллера торчит. Я вот и думаю - а не повышающий ли преобразователь на этом дросселе собран? Если так, то при питании контроллера от 12В номинальное рабочее напряжение самого мотора может легко переваливать и за 36-48В.

Я бы подключил этот двигатель к машине, из которой его вынули (без крыльчатки), да померил бы напряжение на конденсаторах при максимальных оборотах. Чтобы знать наверняка, чем его кормить. А то ща понакупите батарей и контроллеров на 24В, а окажется что он при этом напряжении еле ползает...
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Василий22

На кондерах похоже 25V написано
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

Alex75

Если ограничиваться напряжением в 24 вольта, то контроллер можно вот такой: http://hz.ru.aliexpress.com/item/24V-250W-BLDC-motor-controller-E-bike-controller/422302159.html?spm=2114.10010208.0.203.ycnEr3 . Там неплохие транзисторы стоят. Думаю, выдержат гораздо больше 15А.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

Василий22

#12
[user]Sinbad_Morexod[/user], Надо посмотреть коммутацию обмоток на обратной стороне статора,на "лицевой" видно что все обмотки соединены последовательно)). Опять же есть 3 контакта для их запитки,а не 2
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

Sinbad_Morexod

Наконец нашел потерявшийся ключ и разобрал мотор,

Что интересно, магниты ни чем не закреплены, держатся за счет магнитных сил. Подшипники полумертвые, буду заказывать новые, что порадовало подшипник стоит любимый сердцу японский NTN

[user]Василий22[/user],  вы увидели правильно на кондерах надпись 25в, что это значит ?
Реально стоит повышающий трансформатор ? как сказал [user]DIVAS[/user],

Ближе и подробнее сфотографировать не смог, пластиковый статор с обмотками очень плотно посажен в корпус, боюсь сломать

ЦитироватьЯ бы подключил этот двигатель к машине, из которой его вынули (без крыльчатки), да померил бы напряжение на конденсаторах при максимальных оборотах. Чтобы знать наверняка, чем его кормить.
Машина уехала, и ждать такую же не приходится ( к сожалению. как и померить напряжение на конденсаторахх
на работающем движке я не могу себе представить, они упрятаны внутрь.
Правильно ли я понял что если взять контроллер предложеный [user]Alex75[/user], и подключить его к трем контактам на обратной стороне движка (выкинув всю начинку, кондёры и прочее) теоретически должно заработать ?

Василий22

#14
Цитата: Sinbad_Morexod от 18 Март 2016 в 00:14
[user]Василий22[/user],  вы увидели правильно на кондерах надпись 25в, что это значит ?
Это значит что рабочее напряжение контроллера не более 25в и возможно подключив этот движек через другой(китай)контроллер и запитав его 24в
он заработает на номинальной мощности...Все-таки как соединены обмотки,может их прозвонить мультиметром?
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

Alex75

#15
 Дроссель и конденсаторы - это, может быть, помехоподавляющий фильтр, чтобы в бортовую сеть не шли помехи от работы родного контроллера.
И ес, оф корс: контроллер поддерживает датчиковый и бездатчиковый режимы, поэтому мотор закрутится не только теоретически, но и практически.
А вот всё же интересно: как магниты расположены? Мне думается, что одноимёнными полюсами друг к другу: N-N-S-S-N-N- и т.д. А железо между магнитами фокусирует на катушки статора полюса N-S-N-S...
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

Василий22

#16
Если окажется что дроссель и конденсаторы - это фильтр,то при питании его от 24в-контроллера обороты вырастут в 2 раза от штатных(магниты не обидятся от центобежки), а 12вольтовых наверно и не бывает. А черный пластик никак не убрать,что-бы увидеть "начинку" контроллера?
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

DIVAS

Цитата: Sinbad_Morexod от 18 Март 2016 в 00:14

Цитата: Sinbad_Morexod от 12 Март 2016 в 14:11

А теперь я кажется понял, как тут всё скоммутировано.
Концы каждой катушки зажаты в некие торчащие железяки - это не просто зажимы для двух проводов - это кольцевые шины. На это указывает тот факт, что они находятся на трёх разных радиусах и катушки подключаются к ним поочерёдно.
Всё это указывает на то, что схема коммутации обмоток - треугольник, а отдельные катушки одной фазы соединены не последовательно, а параллельно.

Т.е. если диаметр проволоки, к примеру, 0.7мм, то общее сечение обмотки составлено пятью такими проводами и составляет около 2мм2.
Это не много, но для рабочих токов порядка 12-15А хватит. Если проволока толще - можно и больше тока дать. Но не 50А точно.

Я бы вообще перемотал нафиг всю эту конструкцию, а то там дофига много пустоты между обмотками. И магниты в роторе заменил бы на неодимовые. Вот тогда бы получился весьма интересный двигатель с неплохими параметрами. Хотя после этого сечение зубьев магнитопровода статора может оказаться слабым местом.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)