avatar_xaoyag

ЛИТИЙ И СВИНЕЦ ( БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ )

Автор xaoyag, 23 Янв. 2011 в 03:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

xaoyag

Надеюсь тему разместил правильно, если нет прошу перенести в более подходящий раздел.
Думал на досуге над одной из проблем источников питания, в частности свинцовых акб. Хочу поделиться некоторыми идеями, возможно что то пригодиться целиком, или с корректировкой а возможно нет.
Для меня не под силу купить литиевую акб, разве что при цене равной стоимости 2х комплектов обычных свинцовых акб, или говоря иначе на мои деньги можно купить только часть элементов но ни как не батарею. Выбрасывать деньги на сомнительное качество тоже как то не очень хотелось бы. И вот как то на досуге попало в голову несколько идей. Я их изобразил на рисунках, 1,2,3 Теперь по порядку.
  1 Это вариант когда к примеру есть часть элементов и их хватает на 1 батарею в общем количестве. Не знаю возможно ли так делать но для меня к примеру это как вариант постепенно переидти на свинец.
  2 Это вариант когда есть неполная батарея, то есть к примеру у нас имеется мотор 500ватт батарея 4 акб 12в 20ач ( свинец 48в 20Ач ) и батарея лития   ( к примеру на 6.6Ач )  " П " это плата Которая имеет ограничение по максимальному току ( чтобы не угробить литиевые элементы раньше времени ) и не дает проходить напряжению в направлении лития. В нормальном состоянии подключены к мотору свинцовые акб, плата меряет ток, в режиме холостого хода он как правило не превышает 1А . Как только повернуть ручку газа и ток резко подростет и перевалит за 1А то плата кратковременно ( на 5 - 10 сек ) подключит литиевую батарею паралельно свинцовой а потом отключит. и далее транспортное средство будет ехать на свинцовой батарее. При сбросе скорости до 0 и старте все повториться заново.
  3 Здесь на рисунке я попытался изобразить такую конфигурацию. Есть к примеру батарея лития 16 последовательно 3 параллельно ( 6.6 Ач ) и есть батарея свинца 6 шт 12в и 12Ач. Там на рисунке так же есть платы, имеющие ограничители тока, но по этой схеме ограничители настроены так чтобы заряжать батарею лития током 1С. Когда емкость в батареях свинца иссякнет, то плата индикатором оповестит об этом и отключит заряд дабы не угробить свинцовые акб. В этой конфигурации при старте литий отрабатывает высокие импульсные токи, а потом ток заряда литиевых акб + емкость самих акб по идее должно хватать на стандартную поездку.
Просьба сильно не пинать, комментировать, если что то не дописал спрашивайте, уточню.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

FAS_r7

тема сравнения лития и свинца уже есть, можно и там продолжить.
вариант схемы 2 уже пробовал andreym, надо поискать.

FAS_r7

добрался до компа, нашел.
вот сама тема .   только она во флудилке почему-то. видимо из-за невероятного кол-ва ругани в ней.

а вот эксперимент Андрея.

closer_to_sky

Долго искал, но так и не нашёл свинца более дешёвого чем даже литий.
Например АКБ 7а/ч на 12 вольт стоит 800р.
При этом реально замеренная ёмкость, при разряде током 1А оказалась 5500ма/ч.
Купленная на Ибее китайская липолька за 700р при заявленных 11В 5200ма/ч показала 4400ма/ч
Но при этом её можно разряжать 5 амперами, а всё равно будет 4400ма/ч в отличии от свинца.

Взял на пробу ноутбучный аккум.
14.4В 4400ма/ч за 400р
Реально намерил 4000ма/ч при этом держит ёмкость при разряде 5 амперами.

Пока жду оставшиеся ноутбучные батареи и липольки, думаю как это всё подружить :)
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

xaoyag

#4
Тогда остается попросить модератора перенести в соответствующую тему, ну или продолжать здесь.
Класно что был результат, по краиней мере положительный, а то как конденсаторы или ионисторы не лепи все равно такого резкого разгона получить не удастся, да и свинец проживет больше, или дольше. а вот таким способом уменьшить вес батареи можно было бы попробовать, ведь как ни крути а пускай 5-6 акб 12в и 12Ач весят меньше чем 4 * 12в и 20Ач. а разгон будет лутше, да и на литий таким путем можно постепенно переходить, и каждый год докупать элементы, увеличивая емкость батареи.
По поводу дешевого свинца или плохого, вот пример у нас в городе акб 12в и 20Ач свинца стоит 50у.е ( агм ) довольно не плохая. за эти же деньги можно купить литиевые элементы ( лифер 123 ANR26650 3,2V 2200mAh Li-Fe ) по цене 15у.е за элемент. Самый дешевый литий который я нашел в Украине стоит 11у.е. за элемент. то есть на 50 их можно купить аж4 и того мы получим 12.8в и 2200mAh и это без БМС и без зарядного. Даже пускай повезло где то взять на шару зарядное и бмс, и все это собрать, все равно разница колоссальная.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

TRO

ЦитироватьПо поводу дешевого свинца или плохого, вот пример у нас в городе акб 12в и 20Ач свинца стоит 50у.е ( агм )

С учётом того, что брать с этих батарей в тяговом режиме(чтобы не угробить) можно половину ёмкости цена за ватт/час получается 41 цент.
Лиферная батарея на 48в и 10ач стоит 330уе, что даёт 69 центов за ват/час (вместе с БМС).
Да, кажется, что лифер дороже. Но с учётом того, что свинец к концу интенсивного сезона здаст как минимум вдвое. А лифер пять сезонов отработает без заметных ухудшений. То лифер выходит значительно дешевле (иначе бы он нафик был бы ненужен).
Липоьки ещё дешевле, они(при велосипедных токах) проходят как минимум в два раза дольше свинца, плюс они бьют свинец по весу в разы.

Просто у меня есть свинец, чёрные липольки, и лифер. И я понимаю что свинец брал зря, особенно когда велосипед по лестнице таскать приходится(+15кг батарей). Липольная получилась как минимум вдвое дешевле лифера, легче на 40%(вес до 5 кг), и имеет бОльшую ёмкость. Зато лиферная переживёт их все, даже если я буду ездить только на ней, а свинец с липочками просто лежать в углу будут.


Соединять же литий со свинцом желательно последовательно. С обязательным контролем их разряда по отдельности.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Alex_Soroka

Цитата: TRO от 23 Янв. 2011 в 22:39
Да, кажется, что лифер дороже. Но с учётом того, что свинец к концу интенсивного сезона здаст как минимум вдвое.

подчеркнутое - бездоказательно...
"кипятильник", да - емкость снизит... а кто ездил на "полном контроле" ? НИКТО !
так что "глубокомысленные выводы" не надо выдавать за "единственный ответ"...

TRO

Подчёркнутое больше показательно, чем бездоказательно. И от части именно потому, что на свинце как Вы выразились "на полном контроле никто не ездит". Отсутствие выводов с каждой банки и есть основная проблема. Прочтите первое предожение в теме созданной Михалычем [b-b]"ГЛАВНАЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА"[/b-b]:  https://electrotransport.ru/index.php/topic,1833.msg21546.html#msg21546. И уже с ним спорьте про бездоказательность одного сезона. А пока в электротранспорте не будет общепринято отслеживать разряд хотябы каждой монолитной 12В сборки (а лучше чтобы при этом они были 6 вольтовые), то свинец(и не только свинец) на электротранспорте как дох преждевременно, так и будет дохнуть. Ваш правильный заряд, без правильного разряда, кардинально проблему не решает. Но ведь практически нет предложений по БМС, которые бы отслеживали последовательные сборки свинца (из 12в или 6в блоков). Вот когда начнёте продавать такие схемы, хотябы на равне со своими зарядками, тогда и будет предметный разговор.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

xaoyag

Очень прошу, оставляйте коментарии по схемкам которые в начале темы, это очень важно.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

TRO

#9
В приведённых схемах плохо просматривается озвученная мысль, было бы неплохо дорисовать нагрузку, и цветными полосами схемы проекания токов, может так понятней будет. И плату разделить на комутатор и схему подзарядки лития.

Я в своё время, хотел поставить лиферную батарею как основную, а на каждую синцовую (12 вольтовую) поставить преобазователь в верхнее напряжение лиферной, для её подпитки. Естественно преобразователь должен выключатся при допустимом разряде свинцовой и иметь хороший КПД. В этом случае количество свинцовых батарей может быть любым, и ни каких разбалансов. Отказ от последовательного соединения свинца уберёт эффект "слабого звена", что должно с лихвой скомпенсироать КПД преобразователей.   

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

xaoyag

Я когда рисовал схемки немного спешил и упустил конкретику, цель же была купить литий но не сразу а поэтапно, и так же его заменить. Понятно что если поставить акб емкостью 6.6Ач и токах на старте от 150 до 200а, далеко не уедешь а за сезон к аккумуляторам придет белый пушной зверек, а если и не придет то очень сильно сократит их срок службы. А охота переидти на литий, использовать его, ( чтобы после покупки не лежал год или больше ) и при том чтобы не сильно угробить, вот для этого и рисовал такие цепи.
  По последней схемке, берем допустимый ток зарядки акб 123 к примеру 2с ( сколько там не помню ) делаем стабилизатор тока на свинец ( в случае с 6.6Ач ) номиналом 6.6А. То есть на этом этапе цель не вытягивать со свинца больше чем надо для заряда лития. Потом схемку отключения при розряде до определенного напряжения, и индикатор на переднюю панель о том что свинец розряжен.
Далее как душе угодно, через бмс и последовательную цепь акб ( после стабилизатора тока ) подключаем зарядку аккумуляторов 123 ( лиферов ) или так как я нарисовал. Теперь у нас на литий есть своя защита, и на свинец тоже, после чего делаем зарядки для акб или балансиры ( кому что ближе ) у меня например собрана зарядка на 5 отдельных секций, надо будет соберу стабилизатор на 6.6А в дополнение к схемке. И усе. Важно чтобы ток заряда не тек из лития в свинец, для этого конечно после стабилизатора тока ставим диод.
[b-b]Вопрос к знатокам можно соединять литий и свинец как на схемке1 и важен ли в этой схемке диод.[/b-b]
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

TRO

Цитата: xaoyag от 25 Янв. 2011 в 21:41
[b-b]Вопрос к знатокам можно соединять литий и свинец как на схемке1 и важен ли в этой схемке диод.[/b-b]
Если это просто последовательное включение, то я бы диод переставил впаралель литию. Чтобы на отключенную БМСку не пришёл пушной зверёк в виде обратного напряжения со свинца через нагрузку.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

tank6661

А вот если взять одну котлету на 6s 5А и один аккумулятор Outdo на 9А и соединить последовательно? Чистых 5А должно получиться,при достаточно небольшом весе и стоимости,И проблема балансировки отпадает-6s заряжаем модельной,а свинец-обычной автомобильной.А в идеале-2 котлеты в параллель и 2 оутдошки 7А,тоже в параллель.Получаем акк на 10А весом 6,5 кг и стоимостью 150 баксов..что скажете? Тема касается 36в.
Проект Багира

xaoyag

  Литий на 5 ач минимум 20С, свинец столько не потянет - вывод свинец сядет первым, и литий будет работать за него продолжая его садить.
Идея создания темы была в том чтобы получить динамику разряда лития при старте или близко не собирая целую батарею из него так как это дорого, но литий имеет еще одно преимущество и оно немаловажно, вес.
   Последовательное соединение как на мое мнение не имеет смысла.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

tank6661

У меня контроллер 17А в пике,20с там и близко не проскакивает,свинец даже не просаживается.К тому же ёмкость свинца заранее же будет больше,поэтому садиться должны одинаково..
Проект Багира

xaoyag

Сделаете, напишите результат.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите