Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 123 ... 6>>ВсеВниз

Автор Тема: Предварительная ручная балансировка ячеек перед первой сборкой батареи.  (Прочитано 18332 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ViaLactea

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +34/-0
  • :
    1
    5
  • Сообщений: 222
  • Ukraine
  • Оффлайн Оффлайн
    • Д-робот студия
    • Награды
LICC  давал методику предварительной ручной балансировки ячеек перед первой сборкой батареи: подключить все ячейки  параллельно и зарядить  до 3.65 V (держа под контролем напряжение), дать сутки отстояться и после этого собирать в батарею.

Если нет  возможности зарядить  до 3.65 V?  :bw:Предлагаю обсудить возможность использования такой схемы: 

Поясню  свою идею на примере сборки аккумулятора из 32 ячеек Headway (32pcs 38140 Cells 2P16S).

1). Замеряем мультиметром (уже купил :)) напряжение на каждой из 32 ячеек. Выбираем ячейки с наибольшим разбросом напряжений  и соединяем попарно пареллельно эти  ячейки (т.е. с наибольшей разницей напряжений, смысл в том, что  параллельные ячейки  выравнивают свой потенциал).   Собираем  из таких попарно соединенных ячеек обычную рабочую батарею 2P16S. На всякий случай подсоединяем БМС (чтобы не допустить заряда ячеек более 3.9V). Заряжаем штатной  48V зарядкой.   Уже после этого цикла  мы значительно выровняем напряжение ячеек.

2). Если первого цикла недостаточно, полностью разбираем батарею и снова выбираем ячейки с наибольшим разбросом напряжений и соединяем их попарно пареллельно.   Опять собираем  из таких попарно соединенных ячеек обычную рабочую батарею 2P16S  вместе с БМС, заряжаем 48V зарядкой.  Второй цикл, думаю, еще на порядок уменьшит разброс напряжений ячеек. Тогда БМС останется только слегка подправить картинку.

Никто не запрещает сделать и 3 цикл и т.д.

По такой же методике можно отбалансировать и батарею 1P16S. Но тогда понадобится дополнительная зарядка на 24V.

Знатоки, если я не прав, поправьте. :bi:

Кстати, какой разброс напряжений (дельта) считается нормальным чтобы окончательно собирать батарею?


Фотографии e-bike "STAR" здесь: http://d-robot.net/

Форум, посвященный мотоциклу BMW R-35 (на русском языке): http://forum.d-robot.net

xaoyag

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +69/-1
  • :
    1
    49
  • Сообщений: 2343
  • все что не переделывается переделывается к лучшему
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Вы когда нибудь пробовали спаралелить 2 литиевых ячеики с разницей в 0,1 вольта или больше, попробуйте. Токи там не такие как у свинца, искры полетят мама не горюй. И самое главное что вы этим ударом тока бомбонете подсевшую ячеику, которая потом станет хромой или первая отдаст концы.

Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

us__007

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +80/-0
  • :
    112
    140
  • Сообщений: 1165
  • Москва Коптево
  • Оффлайн Оффлайн
    • vk.com
    • Награды
В качестве источника можно использовать комповый блок питания линию +5В.
Я думаю несложно достать любому.

Vetal

Кстати, какой разброс напряжений (дельта) считается нормальным чтобы окончательно собирать батарею?
Вобще-то эта дельта будет зависеть от внутреннего сопротивления ячеек (т.е. в каждом конкретном случае своя),прикинуть подсчетом можно так,чтобы токи не превышали допустимые(зарядные и разрядные, берем тот, который меньше) для данных аккумов

илс

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • ***
  • Репутация:
    +365/-35
  • :
    1781
    2220
  • Сообщений: 20697
  • Москва, Крылатское
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
На мой взгляд, излишняя суета. Имеется ввиду выдержка запарареленных ячеек.

Ячейки, перед сборкой в батарею нужно конечно тестить и сортировать Критерий - емкость и вн. сопротивление.
Соответственно в пару лучше соединять сильную ячейку со слабой, чтобы они разряжались равномернее.
Потом протестируйте эти пары (16 шт.) и наиболее сильные (по емкости и вн. сопротивлению) ставьте к полюсам батареи, а слабые в середку :)


Хорошая БМС прекрасно отбалансирует батареи через несколько циклов. Времени на это уйдет не больше, чем сомнительная выдержка в параллель перед сборкой, имхо.

C наилучшими пожеланиями, Сергей.  |MK Bafang CST 250Вт, Мини-Е, LiNMC 48В/32Ач|
Велосериал от илс

Arjuna

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +31/-0
  • :
    13
    31
  • Сообщений: 445
  • Обнинск (100км от Москвы)
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Ячейки, перед сборкой в батарею нужно конечно тестить и сортировать Критерий - емкость и вн. сопротивление.
Ну по-моему, это под силу лишь спецу с хорошим оборудованием :)
Например, лично у меня в арсенале из оборудования только мультиметр.
С его помощью можно замерить внутреннее сопротивление и емкость? :)

Скоро приедут пакетики А123 по 20Ач. И вот думаю, как буду собирать батарею 16S2P  :bu:
А для начала, хотя бы протестировать.  А то вдруг брак придет  :shok:
« Последнее редактирование: 16 Янв 2012 в 01:40 от Arjuna »

Скутер Sonik - МК3000W, Infineon 18fet,  LiFePO4 48V 40Ah (16S2P A123), MaxSpeed - 80км/ч, дальность - 50км ("тапок в пол")

LICC

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +186/-1
  • :
    4
    332
  • Сообщений: 2334
  • г.Губкин
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
На мой взгляд, излишняя суета. Имеется ввиду выдержка запарареленных ячеек.
Хорошая БМС прекрасно отбалансирует батареи через несколько циклов. Времени на это уйдет не больше, чем сомнительная выдержка в параллель перед сборкой, имхо.
Конечно это дело сугубо добровольное, но сколько десятков постов уже было про то, как мучиют новую батарею оставляя на ночь, а то и не на одну, на балансировку от БМС, когда БМСка включается-отключается по сотне раз за ночь, догоняя хорошие ячейки до 3.9В (а это ячейкам очень "нравится") пока подтянутся остальные....А это хоть и не большой, но разбег ресурса ячеек. Делайте выводы.
Осень улыбнуло про кучу искр при запараллеливании ячеек  :D Просто псчитайте: 2 ячейки Хедвэй 10ач, вн.сопр. 8мОм *2 разница 0.1В что получится???? ЭДС ЛиФера в широком диапазоне 3.3В в остальном (разряжен или заряжен) имеет в разы повышенное вн. сопротивление и токи перетекания мизерные.
Так что это вам не ЛиПо, у которых падающая характеристика во всем диапазоне разряда.
Сделав один раз выравнивание емкости, освобождаетесь от кучи геморроя.

ездю на батарейках(с) http://evr-lab.pro/

us__007

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +80/-0
  • :
    112
    140
  • Сообщений: 1165
  • Москва Коптево
  • Оффлайн Оффлайн
    • vk.com
    • Награды
наиболее сильные (по емкости и вн. сопротивлению) ставьте к полюсам батареи, а слабые в середку :)
Честно говоря не понял цель такой коммутации.  :bw:

aleks17121960

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +96/-15
  • :
    107
    160
  • Сообщений: 5468
  • Москва
  • Я люблю свою страну за то,что она моя!(Г.Степанян)
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сколько возни,однако...Может,проще слабенькую умную зарядку заказать,за 30юсд с доставкой,и не париться.Балансировать блоки по 5-6S,и все.Подобрав по вн.сопротивлению,ессно.

Делай,что должен,и будь,что будет...

илс

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • ***
  • Репутация:
    +365/-35
  • :
    1781
    2220
  • Сообщений: 20697
  • Москва, Крылатское
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Ок, уточню свою точку зрения.

для LICC

возможно слишком категорично выразился. Если цилиндрики на болтах, временное соединение в параллель пойдет только на пользу и необременительно в реализации. Пакеты также удобны для быстрого соед. в параллель.

С другими видами батареек возни будет оч. много. Вот у меня напр.  60 шт. новых цилиндриков 18650, их долго и скучно паять туда/сюда.
Касательно значительного увеличения длительности первых зарядок, это спорный вопрос. Во первых, качественные ЛЖФ элементы (которые, как правило, выбирают форумчане) уже имеют небольшой разбег при получении, маловероятно, что им понадобится длительная балансировка. Во вторых, новые модели зарядников уже не держат ячейку под напругой 3,8-3,9В длительное время. Т.е. если зарядный транзик разорвал зарядную цепь, зарядник отключается, пока его не перезапустишь вручную (старые модели умели работать с добивкой).
Если достигнут верхний установленный порог (даже на несбалансированных ячейках) зарядник также отключается автоматически, чтобы не кипятить батарею.
Кроме того, суперточная балансировка не увеличит емкость батареи фантастическим образом, гораздо важнее компенсировать разницу в физических характеристиках элементов, как мне кажется.

Для us__007

И мой опыт и опыт коллег говорит о том, что быстрее деградируют ячейки, которые находятся ближе к полюсам. Высказывались разные версии этого явления, в том числе та, что при бросках тока от нуля до макс (при разгоне и рекуперации), плотность тока  в крайних ячейках несколько выше, чем в центральных :bn:
В любом случае, при сборке новой батареи, нам важнее следствие, а не причина, поэтому я и предлагаю заранее подстелить соломку на скользком месте :)

для Arjuna


Согласен, что хорошее оборудование необходимо. Напр. модельная зарядка с ваттметром и функцией измерения вн. сопротивления батарей.
Конечно, при известной сноровке и главное времени, требуемые параметры батарей, можно измерить простым мультиметром. Если есть желанию, поищите на форуме, я несколько раз давал ссылки на соотв. методики в разных темах.

C наилучшими пожеланиями, Сергей.  |MK Bafang CST 250Вт, Мини-Е, LiNMC 48В/32Ач|
Велосериал от илс

FAS_r7

  • ЭЧ, электротранспорт в крови
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +292/-0
  • :
    3353
    566
  • Сообщений: 3955
  • Москва_Хамовники
  • Молния с эбонитовым ускорителем - круче только горы в которых еще на катал )))
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
...
И мой опыт и опыт коллег говорит о том, что быстрее деградируют ячейки, которые находятся ближе к полюсам. Высказывались разные версии этого явления, в том числе та, что при бросках тока от нуля до макс (при разгоне и рекуперации), плотность тока  в крайних ячейках несколько выше, чем в центральных :bn:
...
жесткое заблуждение.  ток абсолютно одинаковый, во всех ячейках батареи.  Другое дело, что в некоторых вариантах сборки батарей при эксплуатации крайние элементы батареи больше подвержены мех. воздействию.
у меня так когда-то батарейка из фосфатных пакетов по её углам заметно сильнее помирала внутренностей.

ViaLactea

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +34/-0
  • :
    1
    5
  • Сообщений: 222
  • Ukraine
  • Оффлайн Оффлайн
    • Д-робот студия
    • Награды
Вы когда нибудь пробовали спаралелить 2 литиевых ячеики с разницей в 0,1 вольта или больше, попробуйте. Токи там не такие как у свинца, искры полетят мама не горюй. И самое главное что вы этим ударом тока бомбонете подсевшую ячеику, которая потом станет хромой или первая отдаст концы.
Не пробовал. Спасибо за информацию. А что если соединять в параллель через мощное сопротивление (конденсатор?) – выдержать несколько секунд, затем уже скручивать  элементы напрямую. 
Подскажите, какое должно быть сопротивление для соединения 2 ячеек Headway  38140S 12Ah?

Цитата: ilyukhs
Ячейки, перед сборкой в батарею нужно конечно тестить и сортировать Критерий - емкость и вн. сопротивление.
Соответственно в пару лучше соединять сильную ячейку со слабой, чтобы они разряжались равномернее.
Потом протестируйте эти пары (16 шт.) и наиболее сильные (по емкости и вн. сопротивлению) ставьте к полюсам батареи, а слабые в середку :)
Ценные сведения.  :bi: Но как определить емкость и внутреннее сопротивление ячеек?
Модельные зарядки позволяют и то и другое?

Цитата: ilyukhs
хорошее оборудование необходимо. Напр. модельная зарядка с ваттметром и функцией измерения вн. сопротивления батарей.
Подскажите, плиз, такую модельную зарядку (дайте ссылку на конкретную модель с хорошим соотношением цена-качество-функциональные возможности).  Думаю, это будет полезно не только мне, а и  другим новичкам.   Ведь этих модельных зарядок множество моделей.  :bn:  Желательно не 1s, а побольше , а то слишком долго с 32 элементами возиться.

Фотографии e-bike "STAR" здесь: http://d-robot.net/

Форум, посвященный мотоциклу BMW R-35 (на русском языке): http://forum.d-robot.net

илс

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • ***
  • Репутация:
    +365/-35
  • :
    1781
    2220
  • Сообщений: 20697
  • Москва, Крылатское
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Все три обозначенные выше проблемы легко решаются при наличии т.н. умной зарядки.

Они отличаются функциональными возможностями, заявленной точностью измерения параметров и, как следствие, ценой.
Я "подсел" на продукцию Jancy с его семейством зарядок Icharger. В эксплуатации модель 208  http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__9005__iCharger_208B_350W_8s_Balance_Charger.html и 2 шт. 1010+ http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__6609__iCharger_1010B_300W_10s_Balance_Charger.html
Разницы между ними почти нет, 2-я больше подходит для высоковольтных конфигураций.

Народ чаще использует более дешевые аналоги, типа Imax.
Лично я с ними не работал,... по отзывам, они вроде не умеют заряжать с балансировкой при пониженном напряжении, что для меня является принципиальным вопросом. Есть ли в них функция замера вн. сопротивления батарей - лучше спросить владельцев.

Поэтому рекомендовать к покупке тот или иной вариант не могу...нужно проводить тщательное сравнение их характеристик применительно именно к вашим запросам.

C наилучшими пожеланиями, Сергей.  |MK Bafang CST 250Вт, Мини-Е, LiNMC 48В/32Ач|
Велосериал от илс

mevial

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +184/-3
  • :
    621
    706
  • Сообщений: 7917
  • Тамбов
  • Вступил в ЭлЛада клуб
  • Оффлайн Оффлайн
    • mevial.ru
    • Награды
Все три обозначенные выше проблемы легко решаются при наличии т.н. умной зарядки.

Они отличаются функциональными возможностями, заявленной точностью измерения параметров и, как следствие, ценой.
Я "подсел" на продукцию Jancy с его семейством зарядок Icharger. В эксплуатации модель 208  http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__9005__iCharger_208B_350W_8s_Balance_Charger.html и 2 шт. 1010+ http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__6609__iCharger_1010B_300W_10s_Balance_Charger.html
Разницы между ними почти нет, 2-я больше подходит для высоковольтных конфигураций.

Народ чаще использует более дешевые аналоги, типа Imax.
Лично я с ними не работал,... по отзывам, они вроде не умеют заряжать с балансировкой при пониженном напряжении, что для меня является принципиальным вопросом. Есть ли в них функция замера вн. сопротивления батарей - лучше спросить владельцев.

Поэтому рекомендовать к покупке тот или иной вариант не могу...нужно проводить тщательное сравнение их характеристик применительно именно к вашим запросам.

В аймаксе нет измерителя внутреннего сопротивления. Если вдруг захотите взять аймакс, то возьмите лучше турниджи, как минимум не получите перезаряда при балансировке, который позволяет себе аймакс. А вообще я бы тоже советовал айчаржер, т.к. попользовавшись им раз, я продал турниджи и задавив жабу купил его себе.

xaoyag

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +69/-1
  • :
    1
    49
  • Сообщений: 2343
  • все что не переделывается переделывается к лучшему
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Самый простой и смый дешевый ( но не самый эфективный ) для начала я считаю соидет как на сеичас это вот такая зарядка.
http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__11668__HobbyKing_Variable_6S_50W_5A_Balancer_Charger_w_accessories.html
с зади у нее есть подстроечные резисторы которыми можно подстроить напряжение
http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/catalog/Variable6S-4.jpg она при конфигурации 6S расчитана на мощность не более 50 ватт. Мало для работа с емкими ячеиками зато как для начинающего пользователя в самый раз. Но ICHARGER конечно вне конкуренции.

Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

Arjuna

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +31/-0
  • :
    13
    31
  • Сообщений: 445
  • Обнинск (100км от Москвы)
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Ну не знаю...
Покупать модельную зарядку + БП для него, только чтобы собрать батарейку?  :bw:
По моему, можно и без этого всего собрать. Про выравнивание ячеек, писали выше (зарядка от мобилы или компа).
А что касается выявления "более сильных ячеек", то это со временем выявится. По мере использования аккумулятора (даже мультиметр покажет) :p
Тогда и можно будет эти ячейки перенести поближе к полюсам.

Скутер Sonik - МК3000W, Infineon 18fet,  LiFePO4 48V 40Ah (16S2P A123), MaxSpeed - 80км/ч, дальность - 50км ("тапок в пол")

xaoyag

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +69/-1
  • :
    1
    49
  • Сообщений: 2343
  • все что не переделывается переделывается к лучшему
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Тогда простой вопрос чем вы будете заряжать если ваше основное зарядное накроется? ( а такие случаи имеют место )
А балансировать зарядкой от мобилы как палкой яму рыть. Вместо лопаты. А поциклировать батареики будете с лампочкой и зарядкой под вашей батареей день сидеть? Вы деиствительно не понимаете зачем нужна модельная зарядка?

Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

Arjuna

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +31/-0
  • :
    13
    31
  • Сообщений: 445
  • Обнинск (100км от Москвы)
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Тогда простой вопрос чем вы будете заряжать если ваше основное зарядное накроется? ( а такие случаи имеют место )
А балансировать зарядкой от мобилы как палкой яму рыть. Вместо лопаты. А поциклировать батареики будете с лампочкой и зарядкой под вашей батареей день сидеть? Вы деиствительно не понимаете зачем нужна модельная зарядка?
Лично у меня осталась зарядка от свинца на 48В 5А.
Балансировкой должна вообще-то BMS заниматься :) Мы же здесь про Лифер говорим, а не про Липоли.
А писал я не про балансировку, а про выравнивание напряжение в ячейках перед сборкой, которое делается всего один раз (если оно вообще понадобиться).

Скутер Sonik - МК3000W, Infineon 18fet,  LiFePO4 48V 40Ah (16S2P A123), MaxSpeed - 80км/ч, дальность - 50км ("тапок в пол")
Страницы: 123 ... 6>>ВсеВверх