avatar_qxov

LiFePO4 Аккумуляторы характеристики, опыт эксплуатации. Часть 2.

Автор qxov, 09 Фев. 2012 в 13:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Выкл.

Цитата: PITER от 11 Июль 2017 в 18:58
ну дык можно или нет параллелить разные по  аккумуляторы со своими бмсками, вчера ездил , вроде едит нормально, но какая там у них  влияния друг на друга, я не физик и не электронщик.  Просто купил велик с литий-ионной батареей в раме 48вольт, но есть дополнительная железофостфат 48 вольт ( можно на багажник поставить)

    Нельзя. Мотив против параллельного включения - первый, разрядные характеристики не совпадают; второе, в схеме БМС транзисторы МОСФЕТы имеют встроенные защитные диоды, у которых внутреннее сопротивление в открытом состоянии несопоставимо с внутренним сопротивлением открытого МОСФЕТа.
  Фишка в том, что у литий - ионной батарейки при разрядке напряжение будет падать (снижаться) быстрее чем у ЛИФЕРА; и в таком раскладе лифер будет пытаться дозаряжать ЛИТ-ИОН через защитные диоды МОСФЕТа БМС ЛИТ-ИОН. Токи заряда могут оказаться запредельными для защитного диода МОСФЕТа.
  И последовательно также нельзя включать разные химии.   

tmiaer

#3205
Цитата: Выкл. от 21 Июль 2017 в 16:51
    Нельзя. Мотив против параллельного включения - первый, разрядные характеристики не совпадают;
Ну и пусть не совпадают. В какой-то период на себя возьмет большую часть нагрузки один аккум, в какой-то - другой. Если это делается для увеличения емкости, а не мощности (т.е. максимальная мощность вела допустима для каждого аккума в отдельности), то никаких проблем это не создаст.

Цитата: Выкл. от 21 Июль 2017 в 16:51
второе, в схеме БМС транзисторы МОСФЕТы имеют встроенные защитные диоды, у которых внутреннее сопротивление в открытом состоянии несопоставимо с внутренним сопротивлением открытого МОСФЕТа.
Фишка в том, что у литий - ионной батарейки при разрядке напряжение будет падать (снижаться) быстрее чем у ЛИФЕРА; и в таком раскладе лифер будет пытаться дозаряжать ЛИТ-ИОН через защитные диоды МОСФЕТа БМС ЛИТ-ИОН. Токи заряда могут оказаться запредельными для защитного диода МОСФЕТа.
Много умных слов, ни одного по делу. При отключении бмски по переразряду она, конечно, закроет разрядные ключи и последующий зарядный ток в первое мгновение потечет через боди-диоды, но как только это произойдет, бмска откроет разрядные мосфеты и дальнейший ток пойдет уже через их каналы. Боди-диоды в фетах кратковременно рассчитаны на тот же ток, что и канал.

Запредельными токи не будут. Я параллелил 25Ач 14S иона c 15Ач 16S фосфата. Специально ставил амперметр на одну из батарей. Снимал до суммарно до 40А. Перетекающий между батареями ток после отпускания газа не превышал 10А, и то довольно быстро снижался. Под самый конец на последних процентах (~45В) при газе бмска начинала рубить фосфат, при отпускании защита сбрасывалась от перетекающего из ионок тока, который составлял вообще какие-то пару ампер. Когда я это заметил, фосфат отключил и доехал уже на одних ионках.

Цитата: Выкл. от 21 Июль 2017 в 16:51
  И последовательно также нельзя включать разные химии.   
Если ключи в обеих бмсках (или хотя бы в той, которая гарантированно вырубится раньше) выдержат суммарное напряжение двух батарей, то можно.

FobOrgan

[user]tmiaer[/user], если уж очень хочется то на каждую батарею нужно вешать по мощному диоду, чтобы вообще не было перетоков тока.
А то если тупо делать, ну ладно, пусть напряжение почти совпадает, но если соединять 14S ионок c 16S фосфата, то первое время ионки начнут заряжать фосфаты и держать на них относительно высокое напряжение, причем если на фосфатах стоит ассиметричная БМС, то заряд будет идти через разрядный канал и если батарея разбалансирована хоть чуть, то будут возникать превышения напряжения на банках.
При заряде придётся разъединять батареи по описанной выше причине и рано или поздно по случайности соединишь батареи со слишком большим перепадом напряжения и таки есть вероятность бабаха.
С диодами всё должно быть нормально, можно не разъединять батареи, заряжать каждую своей зарядкой.
Сам езжу на двух батареях иногда. Основная 16S фосфата 7.5Ач, дополнительная 8S фосфата 20Ач. К дополнительной подключена повышающая DC и через неё постоянно дозаряжается основная током 5А, за 2 часа допонительная высаживается. КПД конечно похуже и медленно процесс идёт, но использую при неспешных покатушках, поэтому всё устраивает. Зато никаких нюансов не возникает и в общем то можно подключить любую дополнительную батарею, главное чтобы напряжение основной было всегда выше дополнительной.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

tmiaer

#3207
[user]FobOrgan[/user], откуда возьмется перенапряжение, если ионки от нагрузки подразрядятся и эдс на них упадет? Если представить фосфат как батарею, а ионки как ЗУ, то в начале фосфат находится, как бы в фазе CV при 58В, а после включения\отключения нагрузки будет уже, скажем, 57.8В. Плюс ко всему, чтобы в принципе перезарядить батарею, нужно в нее влить обратно больше заряда (Ач), чем было слито. Откуда будет браться лишний заряд, если он наоборот только расходуется? Даже рекуперацией без бмски нельзя перезарядить батарею, если только это не затяжной спуск с горы в самом начале поездки на полной батарее.

Если слить из батареи 1Ач, то каким бы током мы в нее не заливали обратно этот 1Ач, даже если напряжение на клеммах в момент заряда превысит максимально допустимое, перезаряда не будет, потому как опасно не напряжение на клеммах, а напряжении химии. И если гарантированно залить в батарею не больше этого ампер-часа, то напряжение химии выше максимума никак не поднимется. Другое дело, что не вся химия любит быстрый заряд в районе максимума, но это как раз к ионкам больше относится.

Одинаковость напряжения в процессе соединения батарей, конечно, желательно проконтролировать. Но и там допуск по разнице довольно большой. При двух-трех вольтах точно спокойно можно параллелить.

FobOrgan

[user]tmiaer[/user], Да, вы правы что это всё несмертельно, но постоянно держать лифер под напряжением CV помоему не очень хорошо.
Неполенился и таки нарисовал, закидайте помидорами если не прав, ампер на 45 должно работать без проблем, полумосты конечно на радиатор надо:


Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

Mex

как по мне , так FobOrgan предложил самую безопасную концепцию, с зарядником. тобишь не коим образом не соединять их в параллель, зачем оно нужно, ехать и бояться ? мало ли че, забыл, промухал, тачка подрезала... электрически это не правильно, может просто не делать этого ?

PITER

можно пойти лёгким путём, использовать второй аккумулятор как резервный , после того как кончится первый , проблема только в переключении разъёмов к контроллеру

_LEXX_

[user]PITER[/user],  ну переключать можно элементарно , ставим 2 автомата 1 выключили 2 включили

licwn

Цитата: Mex от 22 Июль 2017 в 17:08
как по мне , так FobOrgan предложил самую безопасную концепцию, с зарядником. тобишь не коим образом не соединять их в параллель, зачем оно нужно, ехать и бояться ? мало ли че, забыл, промухал, тачка подрезала... электрически это не правильно, может просто не делать этого ?
Почему нужно бояться и почему электрически не правильно? Если вам по какой то причине страшно, бойтесь в сторонке самостоятельно. К чему тут свои фобии распространять? У обоих батарей есть бмс и этого достаточно.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

tmiaer

Цитата: _LEXX_ от 22 Июль 2017 в 19:10
[user]PITER[/user],  ну переключать можно элементарно , ставим 2 автомата 1 выключили 2 включили
Ага, забылись и случайно включили второй, не отключив первый, как раз, когда одну полностью разрядили и подключаем вторую свежезаряженную. И вот в таком случае токи могут быть не очень полезные для банок, хотя все еще не смертельные.

Mex

Цитата: licwn от 31 Июль 2017 в 16:42
Цитата: Mex от 22 Июль 2017 в 17:08
как по мне , так FobOrgan предложил самую безопасную концепцию, с зарядником. тобишь не коим образом не соединять их в параллель, зачем оно нужно, ехать и бояться ? мало ли че, забыл, промухал, тачка подрезала... электрически это не правильно, может просто не делать этого ?
Почему нужно бояться и почему электрически не правильно? Если вам по какой то причине страшно, бойтесь в сторонке самостоятельно. К чему тут свои фобии распространять? У обоих батарей есть бмс и этого достаточно.
выше было озвучено.... если бмски такието или такието,  мы этого не знаем.  а так же было озвучено про перезаряд одной из сборок, вот этого думаю предостаточно, чтобы отказаться от данной затеи. следите за повествованием. при условиях задачи я констатирую электрическую неправильность.

tmiaer

[user]Mex[/user], перезяряд одной из сборок может быть если параллелить сборки с разным количеством последовательных элементов. И то, если нет бмсок. При параллелинге сборок с одинаковым количеством элементов перезаряд может быть только у двух сразу. Но это уже не проблема запараллеливания, сдуру можно много что сломать.

Mex

#3216
[user]tmiaer[/user], если не одинаково последовательных элементов или одинаково это не важно, если оставите их наедине то может произойти не поправимое. такое не рассматривали ?
Цитата: tmiaer от 31 Июль 2017 в 17:51
При параллелинге сборок с одинаковым количеством элементов перезаряд может быть только у двух сразу.
это далеко не всегда возможно

tmiaer

[user]Mex[/user], что может произойти? Мне на полном серьезе интересно, что в вашей вселенной такого может произойти с двумя параллельно соединенными аккумуляторами, имеющими одинаковый потенциал, который ниже предельно допустимого для каждого из них? Почему это должно произойти, только когда они наедине?

Mex

[user]tmiaer[/user], как что, перезаряд. той у которой максимальное напряжение заряда меньше. тут действительно без разницы, если уж напряжение оооооооооооочень близко друг к другу - там возможно еще все обойдется

PITER

Li-Ion 48в.9а/ч,         LiFePO4 52в.10а/ч
По городу хватит первого, а если подальше,  параллельно второй.
Чтобы LiFePo4 не заряжал Li-Ion , на Li-Ion поставил диод шотки, но с переключателем, чтобы диод можно было включать и выключать, а то ведь рекуперация не будет заряжать

Mex

#3220
[user]tmiaer[/user], мы одинаково думаем, только редактируем в разное время

tmiaer

#3221
[user]Mex[/user], я говорю про два аккумулятора с одинаковым номинальным напряжением. Берем два аккумулятора 13S, максимальное напряжение у обоих одинаковое, 54.6В. Перед запараллеливанием оба имеют напряжение по 54В. Мы их соединяем, оставляем наедине, и тут происходит непоправимое - НИ-ЧЕ-ГО. Разность потенциалов 54-54=0, ток никуда не течет, хоть обсоединяйся.

Вторая ситуация: мы берем эти же аккумуляторы, но у одного напряжение 54В, у другого 50В. Собраны они, предположим в конфиге 13S13P из элементов с сопротивлением 50мОм. Мы их соединяем и снова оставляем наедине, потому что при нас они, видимо, стесняются. Разность потенциалов 54-50= аж целых 4В. Сопротивление аккумов - 50+50=100мОм. Соединили мы их, конечно же, сверхпроводником, ну так, для чистоты эксперимента. Происходит еще более непоправимое: из аккумулятора с большим потенциалом в аккумулятор с меньшим потенциалом течет ток 4В/100мОм=40А. Сорок ампер, Карл! Из 13P сборки (3.1А на элемент), в 13P сборку (3.1А на элемент). Целый один ЦЭ.
И то первые пять минут. После того, как непоправимое произошло, мы вернулись и измерили напряжение страшного перезаряда, которое составило где-то около 52В.

Про аккумы разного номинального напряжения был мой предыдущий пост.
Цитата: tmiaer от 31 Июль 2017 в 17:51сдуру можно много что сломать.