avatar_Peoner

Тарирование велокомпа

Автор Peoner, 01 Март 2012 в 09:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Peoner

В той или иной форме этот вопрос уже поднимался на форуме, поэтому возможно я повторюсь, но повод есть - зима закончилась, меняются покрышки скоро и возможно меняется длина окружности колеса.
Мне интересно следующее?
1. Как каждый "отмеряет" длину обода?
2. почти коварный вопрос: а менял ли кто длинну окружности колеса при переходе с летних на зимние покрышки (и обратно)? :cool:

опрос прикручу пока по первому пункту
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

ReSharVladimir

Просто тупо беру рулетку и меряю длину окружности накачанного колеса в мм. Такой результат дает некоторую погрешность в +, потому что реальный радиус качения колеса получается меньше за счет "продавливания" колеса весом велосипеда и велосипедиста в месте контакта с дорогой. Но, по-моему, этими жалкими процентами на практике можно пренебречь.
P.S. Проголосовал за измерение длины оборота катящегося колеса.   
Кто хочет делать - находит средства, кто не хочет - ищет оправдание. (С.П.Королев)
Качественные электросамокаты, мотор-колеса для самокатов, велосипедов и мотоциклов продаются тут.
http://elsamokat.narod.ru/

Lion

Прокатываю колесо с собой любимым по дороге. Потом закрепляю результат по GPS. Пока правда второй вариант расхождения не выявлял
50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")

i

На асфальте ищу маленькую лужу или черчу мелом жирную поперечную линию, проезжаю, потом рулеткой меряю расстояние между отпечатками. Обычно отпечатывается три-четыре метки, вычисляю среднее, ввожу в велокомп. 

aleks17121960

Измерял длину окружности веревкой,скотчем крепил,потом снял-померил.Три раза.Результат по картам Яндекса проверял-совпал(неоднократно).
Делай,что должен,и будь,что будет...

Slider

А к чему такие сложности, что формула 2*Пи*R уже не работает? ;)
В мой старый надо было вбивать 15, только чего я не знаю, цифра установлена методом "научного тыка".
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

aleks17121960

Цитата: Slider от 01 Март 2012 в 16:00
А к чему такие сложности, что формула 2*Пи*R уже не работает? ;)
В мой старый надо было вбивать 15, только чего я не знаю, цифра установлена методом "научного тыка".
Формула то работает,резина разная.
Делай,что должен,и будь,что будет...

Lion

Цитата: aleks17121960 от 01 Март 2012 в 16:10
Формула то работает,резина разная.

И степень фасфудности туши тоже  ;-)
50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")

Slider

Цитата: aleks17121960 от 01 Март 2012 в 16:10
Цитата: Slider от 01 Март 2012 в 16:00
А к чему такие сложности, что формула 2*Пи*R уже не работает? ;)
В мой старый надо было вбивать 15, только чего я не знаю, цифра установлена методом "научного тыка".
Формула то работает,резина разная.
Ну померять радиус с резиной наверно проще чем окружность?
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

aleks17121960

Делай,что должен,и будь,что будет...

FAS_r7

Цитата: Slider от 01 Март 2012 в 16:29
Ну померять радиус с резиной наверно проще чем окружность?
нет, как раз длину, померить с адекватной точностью проще, чем диаметр.
а если на какую-либо точность класть - то достаточно просто выбрать диаметр в меню в дюймах, и все.

Саша%)

Цитата: Peoner от 01 Март 2012 в 09:10
1. Как каждый "отмеряет" длину обода?

Посмотрел в меню велокомпьютера данные для своего размера колёс, посчитал 2*пи*R, сравнил - на этом успокоился  :yes: .

ppi1

#12
Как известно окружность шины изменяется в зависимости от обода, давления в шине, и груза на шине. По этим причинам невозможно вычислить точную окружность шины. Где-то на просторах интернета (ссылку посеял) нашел полезную табличку, может кому пригодится.

Приблизительные окружности шины для наиболее распространенных размеров.
Спойлер
Дюйм-колесо
ETRTO Прибл окр Шины
16
50-305 1265 мм
35-349 1325 мм
37-349 1330 мм
18
40-355 1380 мм
50-355 1440 мм
20
35-406 1510 мм
40-406 1540 мм
47-406 1580 мм
50-406 1600 мм
54-406 1620 мм
60-406 1650 мм
24
47-507 1900 мм
50-507 1910 мм
54-507 1930 мм
57-507 1955 мм
60-507 1980 мм
62-507 1995 мм
26
35-559 1990 мм
40-559 2030 мм
47-559 2050 мм
50-559 2075 мм
54-559 2100 мм
57-559 2120 мм
60-559 2160 мм
37-590 2100 мм
28
20-622 2100 мм
23-622 2125 мм
25-622 2135 мм
28-622 2150 мм
30-622 2160 мм
32-622 2170 мм
35-622 2185 мм
37-622 2200 мм
40-622 2220 мм
42-622 2230 мм
47-622 2250 мм
50-622 2280 мм
54-622 2295 мм
60-622 2330 мм
32-630 2220 мм
40-635 2250 мм
У меня  колёса 28", шина Kenda 700x45C  (47-622). В моем велокомпьютере нет выбора предустановок окружности шины, надо задавать в мм. Поиск в интернете по инструкциям к другим велокомпам позволил получить 2 размера окружности  шины моего типоразмера - 2250 и 2268мм. Забил в велокомп 2250мм, отъездил 500км на электровелосипеде.
А всетаки гложет вопрос, какова точная окружность моей шины?
Решил провести реальные замеры окружности колеса рулеткой по асфальту.
Реальные данные окружности моего колеса:
-Максимально накачанная шина (ручным насосом,нет манометра) при общем весе нагруженного элвела 105кг - 2175мм,
-Частично спущенная шина при нагрузке 125кг - 2110мм.
Получилась разбежкам по одной и той-же шине 6,5 см в зависимости от нагрузки и давления в камере. Или для наглядности, сделав 10000 оборотов колеса, элвел переместит меня на расстояние от 21,75км до 21,10км.

Если пересчитать проеханные  500км (при окружности 2250мм), получается в лучшем случае это 483,3км (окр 2175), в худшем - 468,9км (окр 2110).
Так что если хочешь знать точные параметры своей поездки , не забудь перед поездкой оттарировать свой велокомп. :-D

донор: Stels Navigator 310 | акк: 36V10AH Headway 38120 LiFePO4 | мк: QQ-128Front 500W| контроллер: NN 15А

ppi1

#13
По случаю приобретения приборчика по измерению давления в шинах
Спойлер
http://www.buyincoins.com/item/3269.html
и чтобы разнообразить  проводимое с внуками на даче время решил провести практические замеры
окружности колеса в зависимости от давления в шине.
Колесо 28 дюймов, покрышка стоковая KENDA 47х622 (700х45С  28 -1 5/8 - 1 3/4), рекомендуемое давление 3.5атм Мин - 6атм Мах (50-85PSI). Общий перемещаемый вес 110кг, в том числе элвел = 28,5кг.
На тихом ровном участке придачной асфальтированной дороги провел мелом черту, Стартовал с нее, установив  сосок камеры-колеса над чертой, финишировал через 9м, внук фиксировал мелом на асфальте 4й оборот колеса, сосок в нижнем положении. Начал с давления 5атм (если верить показанию прибора - его не юстировал), с уменьшением на каждом уровне на 1атм. На каждом уровне делал 3 попытки-заезда , причем результаты в каждой попытке были разные, отличающиеся на несколько см.  Меряли рулеткой, результат делил на 4. Результаты привожу среднеарифметические, округленные до 5мм.
Для наглядности привожу как выглядит разбежка в расстоянии при прохождении 1км(точнее 500 оборотов колеса)
Давл  Окруж.колеса  500оборотов
5атм           220.0см       1100.0м
4атм           218.5см       1092.5м
3атм           217.5см       1087.5м
2атм           215.5см       1077.5м
1атм           213.5см       1067.5м

Для 26 дюймового колеса байка внука STELS-550, покрышка INNOVA 54-559 (26 * 1.95), общий вес с велом  50кг, сделали только один замер для тарирования его велокомпа.
3атм          202.5см       1012.5м

донор: Stels Navigator 310 | акк: 36V10AH Headway 38120 LiFePO4 | мк: QQ-128Front 500W| контроллер: NN 15А

Grawer

Очень интересно. А я как раз недавно поменял покрышку 2.1 на 2.5, а про установки велокомпа совсем забыл. :)

Север

У мну вот не все ясно. Приобрел на днях Сигму ВС 1609. Окружность 20"-колеса мерял так - навел черту на бетонной дорожке, поставил колесо на нее, ниппель в качестве точки отсчета. Проехал оборот, поставил вторую черту под ниппелем, замерял. При колесах 20" получилось 152 см. Результат перепроверял.
А в таблице, приложенной к компу, указано следующее: 47-406 / 20х1.75х2 - 1590.

Чему верить? 70 мм. разница все-таки. Я склонен верить своим замерам на конкретном веле, но... -

vpa

Покрышка 1,75" имеет высоту 44 мм, а не 47 мм, кроме того, ppi1 выкладывал результаты измерений длины окружности от давления в шине. Абсолютной точности не добиться, приемлемой - вполне.
Электромобиль Selena EC-4. Ищу владельцев такого же, или E-Car GD04B для обмена опытом.

Север

У меня переднее колесо наименее нагружено, т. к. аккум расположен посередине рамы. Есть ощущение, что можно было бы замерять длину вообще без нагрузки - разница КМК была бы минимальна. Короче, странная разница, почему же таблицы так врут? 70 мм. немало.

Slider

Мерял также, у меня получилось 1560 на хуквормах...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

BaBax

#19
Цитата: Север от 09 Авг. 2013 в 14:34
странная разница, почему же таблицы так врут? 70 мм. немало.
Потому, что покрышки при одинаковой маркировке очень сильно различаются по реальному периметру качения.
Цитата: Север от 09 Авг. 2013 в 14:34
У меня переднее колесо наименее нагружено, т. к. аккум расположен посередине рамы. Есть ощущение, что можно было бы замерять длину вообще без нагрузки - разница КМК была бы минимальна.
Вот тут как раз следует сказать про периметр качения под нагрузкой. Комфортно накаченная покрышка заметно проседает даже спереди. Поэтому радиус уменьшается на 10-15мм. Вот и умножим 15мм на 3,14. Поэтому я тарировал комп так:

Первый шаг. Надул колесо по монометру строго так, как мне нужно. Поставил весь вел на пол, сел на него и помощник брусочком 5 раз измерил радиус от центра до пола при разных положениях соска. Далее среднее арифметическое и по формуле периметр (считаю, что измерение качением и рисками не точное, т.к. "сосок внизу" не слишком-то точное понятие).

Шаг второй. Проехал примерно 30 км вслед за новых мерсом с родными колесами (у мерса). В начале и в конце покрышка упиралась в задний бампер. Ошибка составила 62м. Из уважения к бренду пересчитал по пропорции длину окружности. Точность спидометра мерседеса меня устраивает. :-D
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

vpa

#20
Цитата: BaBax от 10 Авг. 2013 в 00:07
Шаг второй. Проехал примерно 30 км вслед за новых мерсом с родными колесами (у мерса). В начале и в конце покрышка упиралась в задний бампер. Ошибка составила 62м. Из уважения к бренду пересчитал по пропорции длину окружности. Точность спидометра мерседеса меня устраивает. :-D
Вызывает уважение столь обстоятельный подход к делу. Замечу только, что автомобильные спидометры изначально тарируются завышать скорость, во первых теша самолюбие водителя, но главное, для исключения штрафов за превышение скорости, если драйвер держит максимально разрешенную скорость по спидометру, реальная будет ниже на 5-10%.
Одометры всех видов установленные на транспортные средства не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных приборов установлены допустимые погрешности. Надо учитывать, что данные погрешности установлены только для самих приборов, все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов автомобиля в эту погрешность не включены. Также, по техническим требованиям ЕЭК ООН N39 спидометры не могут занижать показания, поэтому и одометр конструктивно связанный со спидометром так же, как правило, дает завышенные показания. Средняя погрешность спидометра по правилам ЕЭК ООН N39 (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч, подробнее об этом можно почитать в ГОСТе.
http://www.sirius.su/docs/gost_r_41_39_99.pdf
Наиболее точно можно калибровать велокомпьютер по километровым столбам на трассе.
Электромобиль Selena EC-4. Ищу владельцев такого же, или E-Car GD04B для обмена опытом.

Север

КМК более точной методы чем "от метки до метки" трудно придумать. Главная суть к тому же в том, что именно оборот колеса для ВК = единица импульса.

av404

Цитата: Север от 09 Авг. 2013 в 08:50
Чему верить? 70 мм. разница все-таки. Я склонен верить своим замерам на конкретном веле, но... -
Где-то проскакивало, что размеры велошин проставляют из расчёта на 2.0 ширину шины. Видимо в компе для 20х2.0 приведено. Верить надо своим замерам
Цитата: vpa от 10 Авг. 2013 в 10:00
Наиболее точно можно калибровать велокомпьютер по километровым столбам на трассе.
Да. На дистанции 3-5км ошибка будет мизерная
Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

Север

Цитата: av404 от 10 Авг. 2013 в 11:06
Верить надо своим замерам


Соглашусь.
Можно ставить метку непосредственно на покрышке краской типа ПФ. Получится 2 отпечатка.

ppi1

Цитата: BaBax от 10 Авг. 2013 в 00:07
[Поставил весь вел на пол, сел на него и помощник брусочком 5 раз измерил радиус от центра до пола при разных положениях соска. Далее среднее арифметическое и по формуле периметр (считаю, что измерение качением и рисками не точное, т.к. "сосок внизу" не слишком-то точное понятие).
Тут с вами не не согласен. По меткам точнее. Ошибка замере радиуса в 1мм (а точнее в бытовых условиях вы не замерите, даже наоборот), приведет к ошибке периметра 6мм. А если по меткам ошибешься на 1-2см, но делать замер 5-10 оборотов колеса, то ошибка периметра будет 2-4мм.
А если краской метить покрышку, то еще точнее.
донор: Stels Navigator 310 | акк: 36V10AH Headway 38120 LiFePO4 | мк: QQ-128Front 500W| контроллер: NN 15А

BaBax

ppi1, я согласен. Если делать замер при качении на 10,  например, оборотов, то такая метода точнее.

vpa, о точности по километровым столбам - не согласен абсолютно, о том с какой точностью их ставят дорожники знаю от самих дорожников  :-D

И еще, точное тарирование переднего привода я считаю бессмысленным, т.к. колесо подпрыгивает и шлифует (даже если кажется что этого явления нет, оно есть, но мы его не замечаем). Ко мне идет айфон с независимым от сети новигатором. Попробую по нему проверить когда придет. Ради интереса  :-)
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

vpa

Цитата: BaBax от 10 Авг. 2013 в 19:19
vpa, о точности по километровым столбам - не согласен абсолютно, о том с какой точностью их ставят дорожники знаю от самих дорожников  :-D
Неужели точность хуже чем у автоспидометров-одометров в 10%? Это ошибка в 100 метров на каждом столбе. Поделитесь своей инсайдерской информацией, BaBax, мужики-то не знают... :-)
Электромобиль Selena EC-4. Ищу владельцев такого же, или E-Car GD04B для обмена опытом.

BaBax

Цитата: vpa от 10 Авг. 2013 в 19:50
Неужели точность хуже чем у автоспидометров-одометров в 10%? Это ошибка в 100 метров на каждом столбе. Поделитесь своей инсайдерской информацией, BaBax, мужики-то не знают... :-)
Видимо у Мерседеса другие "госты". Обратите внимание, в #19 я в первом шаге достаточно точно оттарировал комп геометрически,  а во втором шаге-сравнении получил лишь незначительную, мизерную погрешность на 30 км.
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

vpa

#28
Цитата: BaBax от 10 Авг. 2013 в 20:24
Видимо у Мерседеса другие "госты".
Преклонение перед иностранной техникой детектед! Куда батька смотрит... :-) Но Вы правы, наши ГОСТы списываются с зарубежных наработок, а там производителя могут по судам затаскать и разорить, если спидометр не будет врать в плюс...
Вот немного цитат из ГОСТа, проверяли ли Вы все перечисленное перед поездкой на мерседесе?
35.2.3 нормальные шины: Тип или типы шин, которыми изготовитель снабжает данный тип транспортного средства; зимние шины не рассматриваются как нормальные шины;
36.2.4 нормальное рабочее давление: Давление холодного воздуха согласно спецификации изготовителя, увеличенное на 0,2 бара;
2.6 транспортное средство в порожнем состоянии: Средство в снаряженном состоянии с полной заправкой топливом, охлаждающей жидкостью, маслом, с полным набором инструментов и с запасным колесом (в случае, если оно включено предприятием-изготовителем в комплект стандартного оборудования), с находящимся на нем водителем весом 75 кг, но без водителя-сменщика, необязательных принадлежностей и без груза.
Предположу, что портняжным метром можно точнее отмерить расстояние, чем одометром самого крутого автомобиля...
Все же интересно, с какой точностью верстовые столбы столбят? Неужто на метр-другой промахиваются?
Электромобиль Selena EC-4. Ищу владельцев такого же, или E-Car GD04B для обмена опытом.

BaBax

#29
Цитата: vpa от 10 Авг. 2013 в 21:33
Все же интересно, с какой точностью верстовые столбы столбят? Неужто на метр-другой промахиваются?
Звонил, еще раз расспрашивал:
1. По спидометру машины, других средств нет  B-)
2. + По настроению. Может быть 1,5 км, может быть 750м  :laugh: Где удобнее устанавливать/вкапывать  :laugh: Главное чтобы не было так: 10, 11, 12, 16 - тогда работу примут  :wow: , но это зависит от дозы.
Это в РБ, в РФ наверное гораздо точнее  :pardon:

Еще раз. В силу множества причин, точное расстояние, затарированный 100 раз комп, не покажет, только новигатор.
А оно надо?  :bw:
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

vpa

Цитата: BaBax от 10 Авг. 2013 в 22:37

1. По спидометру машины, других средств нет  B-)
2. + По настроению. Может быть 1,5 км, может быть 750м  :laugh: Где удобнее устанавливать/вкапывать  :laugh: Главное чтобы не было так: 10, 11, 12, 16 - тогда работу примут  :wow: , но это зависит от дозы.
Ну, если у вас в Белорусии так, то "брусочек" вполне подходит для метрологических целей... :-) Все же правильнее будет мерить длину окружности колеса рулеткой, бывают и лазерные - дальномеры, нежели радиус высокоточным "брусочком", с числом пи легко ошибиться в полевых условиях... :-)
Электромобиль Selena EC-4. Ищу владельцев такого же, или E-Car GD04B для обмена опытом.

Север

Лазерный дальномер редко меряет дистанции менее 6-8 м. Ну может быть специальные, какие-нито горнопроходческие и т. п. меряют. А "бытовые", которые покупают спортсмены и охотники стрелки, нет.
Просто я стрельбой увлекаюсь, есть у меня дальномеры. Но кстати многие из них меряют скорость (в случае охоты - биоцели). Тут однако нужен помощник.

vpa

#32
Цитата: Север от 11 Авг. 2013 в 06:14
Лазерный дальномер редко меряет дистанции менее 6-8 м. Ну может быть специальные, какие-нито горнопроходческие и т. п. меряют. А "бытовые", которые покупают спортсмены и охотники стрелки, нет.
Первый попавшийся под горячую руку бытовой дальномер Bosch GLM 80 измеряет расстояния от 5 см до 80 метров с точностью 1,5 мм, а уж профессиональные геодезические, военные, навигационные, астрономические от нуля до  бесконечности...
Электромобиль Selena EC-4. Ищу владельцев такого же, или E-Car GD04B для обмена опытом.

Север

Мей би. Просто не знаю даже, что есть бытовой дальномер, пользую только т-сть спортивно-охотничьи.