avatar_Overrider

Контроллер для запихивания в колесо (сделать из МК коллекторный ДПТ)

Автор Overrider, 03 Май 2012 в 18:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Overrider

В очень многих источниках, в том числе и на этом форуме, утверждается, что BLDC или вентильный реактивный электромотор с постоянными магнитами (большинство наших МК) это, фактически, коллекторный двигатель, но роль коллектора в нём исполняет контроллер и трёхфазный мост на полевиках. Отсюда появилась мысль запихнуть коллектор туда, где ему и место, то бишь внутрь мотор-колеса. Я, понятно, не первый с такой идеей, есть уже, например, Magic pie, но есть одно но.
Я хочу запихать в колесо только коллектор, никакой умной части, кроме разве что защиты по току там не место! В идеале МК должно полностью соответствовать по потребительским характеристикам коллекторному двигателю, когда напряжение полностью определяет скорость, а ток - момент. Двигатель который можно ШИМить как душе угодно, причем одним транзистором! Хочешь регулируй напряжение, хочешь ток, схемы для коллекторников элементарны и их в сети, в том числе и на этом форуме, предостаточно. Единственное отличие от "честного" коллекторника это отдельное питание слаботочки "коллектора" - дополнительный тонкий провод с +12вольт. Причём это будет один из двух проводов :) второй это будет силовой "плюс", силовой минус можно запустить по корпусу (массе).
Поскольку транзисторы моста не надо ШИМить, не нужен пуш-пул драйвер и ёмкость затвора не играет решающей роли (транзисторы можно хоть по десять штук параллелить).
Благодаря отдельному питанию "драйверов" мосфетов напряжение питания двигателя (читай батареи) может быть от 0 до 100 вольт (а то и выше, в зависимости от мосфетов). Особые извращенцыценители могут менять конфигурацию батареи (последовательно-параллельно) прямо на ходу, и отказаться от ШИМ вообще :)
Схема сего безобразия во вложении. Практически каждый блок требует отладки на макетке, так как основан на расчётах в большинстве случаев не подтверждённых (пока) практикой. Единственное исключение, это генератор питания драйверов. Его схема предложена и опробована [b-b]i[/b-b] в теме "Мотор-колесо как работает".
Конструктивно предполагается разделение "коллектора" на блоки, которые проще распределить внутри ограниченного объёма МК. На схеме блоки распределены логически, на печатке всё будет несколько по другому, но так как схему пока нельзя назвать готовой к производству, соответственно и печатку рисовать пока смысла нет.
Алгоритм программы для микроконтроллера так же прилагается. При полностью исправных датчиках должна автоматически определяться "градусность" МК менее чем за один полный электрический оборот. Фишка скорее бесполезная, учитывая что контроллер запихивается в МК с совершенно определённой градусностью, но, учитывая простоту реализации, почему бы и нет? Опять же прошивку два раза не писать. :) Правда отлаживать придется на тини2313, не хочется паять ещё и высоковольтный программатор для для сброса фьюзов тиньки с отключенным ресетом :)

Собственно, что скажете? Вопросы, предложения, пожелания?

PS Я уже как-то поднимал тему "Контроллер на дискретных элементах" но там это был голый концепт, каковым он в общем-то так и остался.
PPS Для себя предполагаю вывести из колеса помимо силового "плюса" и питания "коллектора" ещё провод термодатчика и и пару проводов с одной из фаз для спидометра. Фазное напряжение однозначно определяет скорость, а напряжение очень удобно отображать что стрелочным, что цифровым прибором.

nikvic

Цитироватьесть уже, например, Magic pie

... который разрабатывался под такую схему изначально.
А в Вашем варианте будут и дополнительные потери - падение напряжения и на "переключателях" внутри мотора, и на ШИМе - вне.

Overrider

Цитата: nikvic от 03 Май 2012 в 18:23
Цитироватьесть уже, например, Magic pie

... который разрабатывался под такую схему изначально.
А в Вашем варианте будут и дополнительные потери - падение напряжения и на "переключателях" внутри мотора, и на ШИМе - вне.
плюс 0.003 Ома это конечно мега потери  :-D
они более чем скомпенсируются уменьшение потерь на токоведущих силовых проводах к мотору.

av-master

нормально все будет. только углы опережения подумайте как учитывать. и драйвера затворов продумайте.  а в идеале разделите обмотки. включите каждую в H-мост. и получите ракету. ))

zap

Если использовать H-мост на каждую обмотку, можно максимальную скорость в 1.71 раз увеличить, не трогая обмотку двигателя.
Но тогда понадобится в два раза больше транзисторов... правда, что 12 транзов в типовом "12-ключевом контроллере" что 12 транзов по 2 на каждый фазный вывод - уже одна хрень.

Но лучше всё-таки не изображать из него коллекторник, а запихать туда минимальный контроллер с возможностью внешнего управления. Скажем, в виде i2c шины. Или хотя бы 1 аналогового провода, напряжение на котором будет управлять скоростью вращения. Тогда "логическую" часть (которая считывает ручку газа/тормоза/итп) можно будет разместить в микрокоробочку на руле. И от неё уже управляющий сигнал на мотор.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

all_bud

Overrider у меня практический вопрос по токовому релле, какой ОУ использован в схеме. пробывал смоделировать в протеусе данную схему токового релле, но ни чего не вышло путного
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

Overrider

Цитата: all_bud от 05 Май 2012 в 13:21
Overrider у меня практический вопрос по токовому релле, какой ОУ использован в схеме. пробывал смоделировать в протеусе данную схему токового релле, но ни чего не вышло путного
Хм... схема включения ОУ это из учебника по ним, включение по схеме триггера Шмитта. Должно работать на любом ОУ с однополярным питанием.
Вот например
возможно нужно исключить R9.