Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 123 ... 8>>Вниз

Автор Тема: L-ion аккумулятор и зарядка к нему своими руками.  (Прочитано 51310 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Я уже говорил , что знакомый подарил мне 12 штук литий-ионных элементов.Сразу встал вопрос , как сделать из них батарею взамен моему свинцовому аккумулятору.Потратив день на попытки их пересоединения в более удобную форму при зарядке ,понял , вводить большое количество коммутирующих элементов в цепи с токами более 10-15 Ампер абсолютно неприемлемо , и необходимо организовать зарядку таким образом , чтобы батарея заряжалась " как есть ", без коммутации сильноточных цепей...Естественно стояла , точнее стоит ( ни батарея , ни зарядное устройство к ней ещё не собраны, это пока просто проект) задача сделать зарядное устройство максимально простым в изготовлении и обслуживании.
Опыта в разработке подобных утройств у меня нет ( два месяца назад у меня и простого -то самоката не было, не говоря уже об электрическом,соответственно и нужды не было) , каким образом осуществляется зарядка фирменными устройствами умышленно разбираться не стал , чтоб не пойти по проторенному пути .И , в итоге , приемлемое и красивое , на мой взгляд решение , было найдено.Все ключевые узлы уже опробованы на макете, поэтому ,уверен - черз месяц-другой я поеду на "литии".Возможно всплывут какие-нибудь проблемы при сборке - на бумаге всегда всё офигительно работает, но в принципе нерешаемых проблем быть не должно...Чем закончится это "реалити шоу" я не знаю , но Вы узнаете обо всём - первыми...Буду рад , если поучаствуете .Готов выслушать все критические замечания...
Вот как я это вижу....( BMP рисунок не хочет всталяться...Сейчас - это главна прблема...) ...Во , шею только берегите...

 

* Блоксх_ЗУ.jpg (71.07 кБ. 1002x698 - просмотрено 1362 раз.)


Изюминка, как видите - в гальванической развязки узлов зарядки отдельных секций . Организовать её ,используя слегка доработанный ( об этом подробно - позже ) блок питания галогеновых лампочек ( дёшево и сердито ) и дополнительного транформатора на ферритовом кольце - очень легко ( узел проверен на макете - пашет без проблем ).Контроллер зарядки - вчера обсуждали...При такой структуре , ёмкость батареи и её суммарное напряжение можно наращивать до бесконечности ....
Кто-то скажет - блоки питания для галогенок - гавно...НЕ соглашусь , при своей копеечной стоимости , и малых габаритах , они честно отдают обещанные ватты...Да, они не стабилизированные, но нам при зарядке эта стабилизация нафиг не нужна - какая , по большому счёту разница т - током в 1А или 1,05 А будет заряжаться элемент....Чуть изменится время зарядки...
Да и ремонтом их можно не заморачиваться - купил новый вставил и забыл...На структурной схеме их два по 50 Вт , но можно сделать и один на 180 Вт ( они разные есть ) - дело вкуса....


* БПГ.jpg (192.07 кБ. 666x782 - просмотрено 1218 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Июл 2012 в 12:53 от варп »

closer_to_sky

При столь малом количестве последовательно соединённых элементов, вполне жизнеспособный вариант.
Не хватает сглаживающей (конденсатор, катушечка) цепочки после диода-выпрямителя только.

Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел http://electrotransport.ru/ussr/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
 closer_to_sky,согласись , что он останется жизнеспособным при любом количестве секций...Если надо сохранить жёсткий контроль за зарядкой каждой секции - по другому - никак...Хорошо то, что они все одинаковые и одинаково просты...
Про сглаживающие элементы...- ну это как-бы структурная схема , без подробностей...

yuri

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +14/-0
  • :
    14
    61
  • Сообщений: 1107
  • г. Кременчуг
  • 12S1P-лифе,Q128
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
closer_to_sky,согласись , что он останется жизнеспособным при любом количестве секций...Если надо сохранить жёсткий контроль за зарядкой каждой секции - по другому - никак...Хорошо то, что они все одинаковые и одинаково просты...
Про сглаживающие элементы...- ну это как-бы структурная схема , без подробностей...
А почему бы не намотать еще больше обмоток, например четыре, на один галогенный трансформатор 200Вт?

Lipo 12s1p. QQ-100

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
yuri,без проблем , я об этом вскользь в конце первого поста упомянул , и на фотке с БП , большенький - на 180 Вт...Обмоток может быть и больше , и кольцо  ферритовое можно взять большего диаметра - это  даже лучше ,  феррит в насышение случайно не войдёт , но надо следить, чтобы суммарная мощность на вторичных обмотках не превысила мощность БП.Мощные БП для галогенок без достаточной нагрузки не запускаются, это правда, н в интернете полно рекомендаций по их доработке, а если - влом , можно просто небольшой автомобильной лампочкой подгрузить.Ещё пару слов, раз уж речь зашла про БП - низкоомный резистор на входе сети , надо заменить на предохранитель ( или проволочку- волосинку ),после диодного моста желательно конденсатор поставить 10 Мкф * 400V , а то там меандр на выходе с синусоидальной огибаюшей с частотй сети ..., ну и пайки посмотреть , особенно выводов транзисторов...

i

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +265/-2
  • :
    58
    432
  • Сообщений: 3112
  • Иваново
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
У таких блоков есть ещё один нюанс, почти всегда их делают по схеме автогенерации, а это значит, что их частота зависит от нагрузки. У меня были случаи, когда после снятия нагрузки они убегали в такие мегагерцы, что транзисторы грелись как утюги, и это, заметьте на холостом ходу.
На мой взгляд проще и дешевле делать свои блоки на микросхеме IR2153 (или её подобной, генератор и драйвер полумоста в одном флаконе).

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
 i , ты конечно  прав , сделать самому специально заточенный блок питания ( или блоки , чтоб одним сильно мощным не заморачиваться ) под эти дела - это очень правильно , но не всем это по-силам , поэтому начал с описания более лёгкого в реализации варианта.
А блоки питания , если будет интерес , мы обязательно обсудим...Мне самому несколько схем очень нравятся , в том числе и на IR2153...Пока контроллер зарядки  до ума довожу - с током 3-5 Ампер надо срочно определиться....

i

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +265/-2
  • :
    58
    432
  • Сообщений: 3112
  • Иваново
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Делайте, конечно. Руками все доходчивее получается.
Структурная схема по идее правильная (сам такой пользуюсь, уже более 1000 км намотал), а по наполнению не очень.
Ну а желание сделать "для всех" не согласуется с рекомендацией переделать покупной блок. Переделать сложнее, чем сделать. ИМХО.
"Делаем быстро, качественно, дёшево! Выберите любые два критерия."

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Делайте, конечно. Руками все доходчивее получается.
Структурная схема по идее правильная (сам такой пользуюсь, уже более 1000 км намотал), а по наполнению не очень.
Ну а желание сделать "для всех" не согласуется с рекомендацией переделать покупной блок. Переделать сложнее, чем сделать. ИМХО.
"Делаем быстро, качественно, дёшево! Выберите любые два критерия."
i , у самоделок есть очень сущственный " плюс " - грамотно сделанные они могут работать - " вечно", в том смысле , что их всегда быстро починить можно....
Про переделки - дак там речь только о том чтоб резистор на предохранитель поменять , и электролит после моста поставить...А паяльник учить держать я не планировал... :-D

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Буквы пока некогда писать, подробности и свои впечатления , и про то , что бы я сделал теперь немного иначе чуть позже напишу..

* Фото контр_р_зар.jpg (148.94 кБ. 728x487 - просмотрено 1069 раз.)

* Конт_бок.jpg (142.83 кБ. 720x494 - просмотрено 1053 раз.)

* Конт_зар_схема.jpg (51.46 кБ. 1109x558 - просмотрено 1160 раз.)

* A1.jpg (107.57 кБ. 665x468 - просмотрено 5035 раз.)

* A2.jpg (184.54 кБ. 800x600 - просмотрено 870 раз.)

* A3.jpg (227.57 кБ. 1000x750 - просмотрено 854 раз.)

* ПЛ_Д.jpg (121.65 кБ. 648x646 - просмотрено 594 раз.)
« Последнее редактирование: 22 Июл 2012 в 06:18 от варп »

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
И здесь - тишина...Хоть бы над аккумулятором поржали...Я тут неделю гордый хожу , тем , как латунной ( медь где-то есть, быстро найти не смог) полосой минусы на элементах соединил ...и минусы банок паять не пришлось...Кто -нибудь делал так-же? Были бы ещё плюсы с болтиками - вообще красота бы была...Кстати , хорошо бы к плюсам было медные ( интересно - можно найти такие ?) болтики припаять , потом можно было бы реставрацию батареи делать уже без пайки....
Кстати , разброс напряжения секций , на полностью заряженной батарее , без подбора микросхем , получился следующий -
  4,2 - 4,18 - 4, 22 - 4,16 Вольт...Пока езжу так , ещё не решил - есть ли смысл подбирать копейки...
Диоды взял от компьютерных БП, правельнее было бы поставить те, что большего размера ( они точно диоды Шотке ),они меньше греются, и при токах до трёх ампер радиаторы на них можно не ставить ...( печатку влом было переделывать).
Светодиоды на плате очень полезны, они позволяют оперативно контролировать процессы происходящие при зарядке.Светодиоды включенные параллельно балластным резисторам светятся только при наличие зарядного тока.,а те, что подключены к выходу микросхемы, светятся ярко при сильно разряженных секциях, и тускнеют по мере их зарядки.
Кстати , в секции сделал не три , как планировал , а четыре элемента впараллель , не столько для увеличения емкости батареи , сколько для снижения токовой нагрузки на элемент , что, надеюсь , продлит их ресурс....
« Последнее редактирование: 22 Июл 2012 в 19:19 от варп »

Alik0

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +19/-0
  • :
    92
    19
  • Сообщений: 278
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
А для литий-иона разве 4.2 вольта на банку не многовато? :bw:
Обычно до 4.1 заряжают

Электровелосипед Jupiter
С уважением, Олег

TRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +193/-49
  • :
    551
    885
  • Сообщений: 6168
  • Украина, г. Запорожье.
  • Онлайн Онлайн
    • Награды
А для литий-иона разве 4.2 вольта на банку не многовато? :bw:
Обычно до 4.1 заряжают
Например?


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором.

Alik0

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +19/-0
  • :
    92
    19
  • Сообщений: 278
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
А для литий-иона разве 4.2 вольта на банку не многовато? :bw:
Обычно до 4.1 заряжают
Например?
TRO, спасибо за просвещение, погуглил, оказалось, действительно был неправ.
А в заблуждение ввел зарядник IMax, в нем окончание заряда для Li-ion режима 4.1 в

Электровелосипед Jupiter
С уважением, Олег

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
В ближайшее время опробую последовательную систему зарядки батареи из несколькох последовательных секций используя "параллельные " контроллеры.Прежние попытки их использования были неразумными по причине чрезмерного тепловыдиления при окончании зарядки , когда при полностью заряженных секциях  , весь зарядный ток тёк в обход секций и чрезмерно грел балластные резисторы.До меня, кажется дошло, как решить эту проблему и минимизировать выделение тепла.
Вот пока структурная схема , на днях нарисую более подробно....

* Б45.jpg (48.19 кБ. 921x673 - просмотрено 667 раз.)

Вот как , я надеюсь это будет работать -
- при разряженной батарее весь ток зарядки пойдёт на зарядку элементов...
- при приближении суммарного напряжения батареи к 16,8 Вольт последовательный стабилизатор начнёт ограничивать ток зарядки, но т.к. напряжение на каждой секции при этом будет приближаться к 4,2 Вольта , начнут свою работу параллельные стабилизаторы , не позволяя напряжению на секции превысить 4,2 Вольта , но так как ток зарядки уже ограничен, и будет всё больше ограничиваться по мере зарядки,мощность рассеиваемая на балластнох резисторах будет незначительной и по мере зарядки будет стремиться к нулю.
В итоге мы получим полностью заряженную и отбаллансированную батарею.

На днях наткнулся на статью про баллансировку , может надо кому...
http://www.power-e.ru/2009_1_52.php
« Последнее редактирование: 22 Июл 2012 в 19:33 от варп »

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Про уже сделанную зарядку подробнее ещё чуть позже расскажу , пока скажу лишь, что пока с ней нет особых проблем - воткнул , и через 3-4 часа получил заряженную и отбалансированную батарею....Да, как меня и предупреждали - греются балластные резисторы , 10-ти Ваттые резисторы на ощупь, в начале зарядки , градусов сорок...Но из " минусов " , пожалуй , это - все...Для батареи на четыре секции , опять же правы  более опытные товарищи , это хорошо...., но для батареи на 30-60 Вольт , я теперь это тоже понимаю, " последовательная " зарядка более предпочтительная...Там , правда , придётся решать вопрос с баллансировкой, помотрим , что из этого получится....На бумаге , вроде всё гладко , надо макет собирать , а вдруг что-нибудь путнее получится.....,а не получится, хоть будем представление иметь, как там чего" булькает"... :-D

варп

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +46/-0
  • :
    50
    129
  • Сообщений: 1884
  • Казахстан
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Забавно, но вот такая последовательная зарядка с параллельными контроллерами , тоже на-раз зарядит батарею на 10 А/ч , даже без использования " последовательного " контроллера...Ток зарядки при разряженных до трёх вольт секциях составит 5 Ампер  в самом начале зарядки , и 0,2 Ампера в самом конце....Что приятно - мощность рассеиваемая на балластных резисторах контроллеров не превысит 0,8 Вт...Извините - с горячими резисторами позже буду бороться... :-)

* Упр_посл.jpg (31.31 кБ. 567x684 - просмотрено 689 раз.)

i

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +265/-2
  • :
    58
    432
  • Сообщений: 3112
  • Иваново
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Нормальный саможар. Вполне рабочий.
Сопротивление 1ом при токе 5А будет выделять тепло мощностью P=I2R=5*5*1=25W. Если оставить его как на схеме 10Вт, то потребуется обдув. И ещё обратите внимание на выбор полевиков, нужно что бы они нормально открывались хотя бы при максимальном напряжении ячейки, иначе они будут греться вместо резисторов.
Ну и мелочь конечно, но у схемного обозначения элементов питания длинная черточка +, а короткая -, то есть на схеме они стоять чуть-чуть вверх ногами.

Страницы: 123 ... 8>>Вверх