Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 12>>ВсеВниз

Автор Тема: собираю блок управления для элктроколяски  (Прочитано 4898 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

KirSTR

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +1/-0
  • :
    1
    3
  • Сообщений: 18
  • Евпатория
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Приветствую!Ув. форумчане.Уже год читаю форум, в мечтах создать себе электротранспорт :-).Но тут случилось в семье несчастье и появилась нужда в электоро коляске ,для передвижения пожилого человека в основном по дому,ну и с возможностью в небольших пределах (500 метром) прогулок на этой же коляске по двору этого же дома.
 Что имеем? Вот такую коляску с утраченным блоком управления.   Собственно его то мне и нужно сделать.
На коляске установлены 2 двигателя по 24В на 180 Вт. Я по роду работы немного связан с ремонтом данных деваисов,но в основном с механикой.С электроникой ,в той или иной степени, связан всю свою сознательную жизнь.Но вот конструировать схемы с нуля не приходилось,поэтому рассчитываю на помомошь форумчан.
Итак…Управление на подобных колясках осуществляется по танковому принципу.Включены 2 мотора едем вперед, один какой то выключаем-поворачиваем. Вообще какое либо пропорциональное управление на подобных колясках необязательно,то есть предпологаемаея скорость передвижения задается потенциометром  заранее.Желательно конечно плавное троганье. Регулировка скорости с нуля тоже не обязательна, достаточно 50-100% при этом 100% скорости это -6км/ч. В обшем  перед началом практических экспериментов ,я долго колебался между  вот этой: http://electrotransport.ru/ussr/index.php/topic,6247.18.html  и этой схемой: http://electrotransport.ru/ussr/index.php/topic,4352.msg60387.html#msg60387 .Но в итоге почему то  уверовал в потенциал последней.По советам уважаемого TRO доработал её под 24 в.   Собрал       и начались проблемки.Многие детские проблемки были устранены ,но одна главная осталась.Да! :eureka: На фотках пока собран только канал для 1го двигателя,предполагается ,что на каждый движек свой ШИМ контроллер.На каждом плече полумоста стоят по 2 в параллель IRF3205.
   Меня бы устроило токоограничение 5-20 ампер с плавной регулировкой.Но токоограничение не работает не как .То есть если колесо заклинить нафиг, ток потребления поднимается до 20ти ампер.При этом ни чего не греется  и не згорает.Но при любом положении переменника ни чего не меняется.Переменники я ставил 100ом,10кОм,100кОм.
И вторая; это желательно бы, как то без релюх ,организовать задний ход,но это в идеале, пока это не гланое.
 Теперь в подробностях... В схеме TRO ,крутили автомобильный стартер и шунт был 4 квадрата, длиной около метра .Я взял 2квадрата около 70см.
Игрался  с резистором на 8ой ноге операционника , напряжение на нем (выходе операционника 6нога),меняется от 0.8 до 4в ,но результат не меняется.Пробовал менять потенциал резистора на выходе операционника,но вариантов получилось 2 либо работает на полную катушки,либо стоит. Еще особенность: если сигнал с выхода операционника убрать вообще(разорвать дорожку),то движок мощность не развивает,т.е крутится в 2 раза медленнее и то на холостом ходу.Если его остановить руками(а это получается запросто),то начинают пищать обмотки,и слегка греться выходные транзисторы.
Осциллографа у меня нет ,пока.Вернеей есть вот этот: http://www.zapisnyh.narod.ru/virt.htm  ,но он не фига не показывает,т.е переменку на трасформаторе показывет,наводки от руки фиксирует а пилу от шима не показывает.Да не суть в нем.
Ув. коллеги помогите мне пожалуийста в моем проэкте настроить токоограничение,с остальным я разберусь и результаты выложу на всеобшее пользование.
Если по итогам моего поста возникли вопросы-с удовольствием отвечу.
« Последнее редактирование: 01 Ноя 2012 в 01:39 от KirSTR »

TRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +193/-50
  • :
    587
    971
  • Сообщений: 6383
  • Украина, г. Запорожье.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Ну если на скорую руку, то переменный резистор на регулировку токоограничения включен неправильно, в таком включении он ни на что не влияет. Его надо включить последовательно между резисторами по 50к(по схеме), а в операционник завести точку соединения переменника с нижним 50к). Ну и ещё возможно понадобится в разрыв других двух резсторов по 50К(делитель на минусовом входе операционник) поставить тоже переменник приблизительно на килоом, и на вход операционника подать сигнал с его ползунка, чтобы нормально им отстроить ноль ручки газа, а то разброса в номиналах резисторов хватает чтобы появилась значительная разница(ручка газа или не с начала будет работать, или будет газовать уже на минимуме).

.....
 Еще особенность: если сигнал с выхода операционника убрать вообще(разорвать дорожку),то движок мощность не развивает,т.е крутится в 2 раза медленнее и то на холостом ходу.Если его остановить руками(а это получается запросто),то начинают пищать обмотки,и слегка греться выходные транзисторы.
....
В таком режиме вы по идее не должны смочь остановить двигатель рукой, потому как микросхема по умолчанию гонит на транзисторы меандр (50/50), что равносильно подаче половины напряжения. Попробуйте поигратся частотой (менять номинал задающего конденсатора, который с минуса на 3ю ногу, хотя в теории это ничего не решает).

Кстати как думаете? Двигатели ваши на постоянных магнитах или с возбуждением?

И ещё, 50 Ом на питание микросхемы ШИМ будет маловато для 24в, я бы на её месте немного обиделся от чрезмерного тока (у неё внутри просто стабилитрон по питанию). Можете запитать её от установленной вами LS7815 через этот же резистор ( его бы подобрать по току, я просто не помню на сколько вольт там в IR2153 стабилитрон, надо в даташите глянуть).
« Последнее редактирование: 01 Ноя 2012 в 05:25 от TRO »


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором.

KirSTR

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +1/-0
  • :
    1
    3
  • Сообщений: 18
  • Евпатория
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
TRO !Огромное спасибо за советы,вечером поэксперементирую.
Двигатели эти точно на постоянных магнитах.Не думаю-уверен.Я их кучу переразберал-переремонтировал.А с обратной стороны от редуктора это на них электрические тормоза зделаны.
По поводу стабилитрона в IR2153 вроде он там на 15в.Но из документации ,я так понял,что вроде до 600в подавать можно.Но на всяк случаи переключу на кренку.По итогам экспериментов отпишусь. Во вложении документация.
« Последнее редактирование: 01 Ноя 2012 в 20:00 от KirSTR »

KirSTR

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +1/-0
  • :
    1
    3
  • Сообщений: 18
  • Евпатория
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Итак.Я проодолжу....С начала о курьезном...Дело в том,что я, поизучав документацию на микросхемы просто не правильно понял принцип деиствия схемы данного контроллера.Я думал что в перегрузке сигнал на операционнике должен пропадать.... %-)
Микрухи К140уд1208 у нас в городе не оказалось,и ездил я за ней аж в Симферополь за 70км,покупал сразу 5шт,Про запас B-).И вот все мои танцы с бубном довели меня почти до помешательства.Замеряю напряжение на выходе операционника оно в покое 0.8в,а при работе под нагрузкой 20А  1.4В.И не на какие регулировки не реагирует.Я,на самом деле,этот топик только на днях открыл,а так то, я с этим контроллером уже недели 3 воюю.Ну не каждыи день,но тем не менее.И каждый раз,на грани аппатии,появлялась мысль,а может,это операционник не рабочий?... /:-)Я его менял...и не чего не менялось.И только сегодня, когда я поставил последнюю 5ю микруху.Схема заработала.Причем изумительно.(надо было 10микрух покупать :-D ) Cхема теперь выглядит вот так:

А теперь серьезные выводы.Напряжение на выходе операционника в покое 0.5-0.75В, а под нагрузкой,когда включается режим токоограничения порядка 14,7В .Я с имитировал нагрузку,добился токопотребления 15ампер,и покрутил движек минут 20.Движек был слегка теплый градусов 35-40.Транзисторы комнатной температуры.
TRO!переменник в разрыв делителя на 2ую ногу оперционника не понадобился.Переменник который регулирует газ,я оставил на 5кОм.Плавность регулировки,меня просто изумила,хоть какую величину звдаваи Он ее прекрасно отрабатывает.В обшем одни положительные эмоции.
Теперь следуюший этап сборка собственно самого блока управления ,со всеми индикаторами ,ручками,выключателями и прочим,но для этого есть следуюшая неделя.

TRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +193/-50
  • :
    587
    971
  • Сообщений: 6383
  • Украина, г. Запорожье.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
....когда я поставил последнюю 5ю микруху.Схема заработала.Причем изумительно.(надо было 10микрух покупать :-D )

.......Плавность регулировки,меня просто изумила,хоть какую величину звдаваи Он ее прекрасно отрабатывает.В обшем одни положительные эмоции........

Я очень рад, что ктото (не считая меня) наконец всё таки удачно повторил эту схему.
Отдельный вам за это респект и жирный плюс в карму.

Плавное управление движением, при помощи регулировки ограничением тока, на практике очень приятная штука, Жаль только чтобы это понять нужно обязательно попробовать.


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором.

KirSTR

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +1/-0
  • :
    1
    3
  • Сообщений: 18
  • Евпатория
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды

Плавное управление движением, при помощи регулировки ограничением тока, на практике очень приятная штука, Жаль только чтобы это понять нужно обязательно попробовать.
Эта схема ,меня как то ,еше на начальном этапе подкупила своей гениальной простотой.
К стати ,с задним ходом я уже тоже разобрался.Все таки на релюхах буду делать.Можно и на электронике,но это еше радиаторы городить,еще 8 полевиков...Не то ,что даже, дорого.Просто слишком хлопотно.
Вот сижу еще мечтаю,как бы плавное нарастание мошьности зделать?Тогда для моих нужд просто идеальный деваис бы получился. Мож где какой кондер вкарячить? Ладно.еще дня три есть.пока корпуса,кнопки,релюхи приедут.Может чего и организуется...

TRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +193/-50
  • :
    587
    971
  • Сообщений: 6383
  • Украина, г. Запорожье.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Теоритически, если добавить вторую IR2153 (для полного моста), и на её третюю ногу подать инверсный сигнал с третей ноги первой IR2153(уровни правда согласовать надо) , то будет и реверс, причём одним резистором и вперёд и назад со стопом в среднм положении. Правда провод к двигателю в качестве шунта уже использовать не получится, прийдётся ставить шунт на питание верхних полевиков.

И я точно непомню, но навскидку по схеме, помоему на управление нижним ключом идёт сигнал инверсный по сравнении с сигналом на компараторе задающего генератора (3я нога). Если это так, то на третюю ногу второй IR2153 можно подавать сигнал с 5й ноги первой IR2153 (только уровни согласовать делителем на плюс питания, чтобы этот сигнал на третей ноге второй микросхемы до минуса не доходил. а то по даташиту минус на 3й ноге гасит микросхему напрочь.)

Ну и в такой схеме с реверсом, в среднем положении управляющего еременного резистора микрик закрепить, чтобы в нулевом положении микросхемы гасить, чтобы мендром обмотки не греть (даст немного экономии). Хотя если совмесно с переменным резистором использовать кнопку включения под другой палец (нужна для безопасности, чтобы зацепившись случайно за джойстик резко не уехать не туда) то неактуально.

Кстати на ебей покупал джйстики под палец с двумя резисторами (один вперёд назад, другой влево право.), если покумекать и правильно подключить, то можно будет и на месте разворачиватся, стоят копейки.
« Последнее редактирование: 03 Ноя 2012 в 13:56 от TRO »


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором.

KirSTR

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +1/-0
  • :
    1
    3
  • Сообщений: 18
  • Евпатория
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Теоритически, если добавить вторую IR2153 (для полного моста), и на её третюю ногу подать инверсный сигнал с третей ноги первой IR2153(уровни правда согласовать надо) , то будет и реверс, причём одним резистором и вперёд и назад со стопом в среднм положении. Правда провод к двигателю в качестве шунта уже использовать не получится, прийдётся ставить шунт на питание верхних полевиков.
Ну от провода в качестве шунта,мне скорее всего тоже придется отказываться.У меня же 2 движка,и сответственно 2 контроллера,и я предполагаю,что " на коленке" мне 2 одинаковых шунта сделать не получится,и тогда двигатели начнут жить отдельными жизнями,и начнет коляска рыскать по дороге.Хотя печатка у меня зделана под 2 одинаковых контроллера,но я как раз сегодня хотел поэксперементировать С управлением двумя движками с помошью 1го операционника....И шунт поставить на общее питание...
 А если доводить выходные транзисторы до полного моста,это получается 4 радиатора на каждый движек нужно?
И еще...А как подать инверсный сигнал :ah: :bn: с третьей ноги?
Кстати на ебей покупал джйстики под палец с двумя резисторами (один вперёд назад, другой влево право.), если покумекать и правильно подключить, то можно будет и на месте разворачиватся, стоят копейки.
Вот!И я про них думал.В радиоуправлении авиомодельном такие стоят.Но блин.Как они называются не знаю.А у тебя ссылок не сохранилось?
Я то сеичас буду ставить обычную кнопку манипулятор,вот такую: http://www.acko.ua/e-store/xml_catalog/1663/10959
тока без блокировки.Прсто за месяц ничего другого не нашел.А так то пропорциолнальный джоистик класно бы подошел.

TRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +193/-50
  • :
    587
    971
  • Сообщений: 6383
  • Украина, г. Запорожье.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Джойстик вот такой, со шляпкой  брал в комплекте.

http://www.ebay.com/itm/New-Handle-Joystick-3D-For-Sony-Playstation2-PS2-PS-2-10V-/230803704219?pt=Video_Games_Accessories&hash=item35bcf9099b

Кстати ненадо 4 радиатора, через слюду все транзисторы на один. Тем более в ключевом режиме при ваших мощностях они не шибко греются.
« Последнее редактирование: 03 Ноя 2012 в 17:15 от TRO »


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором.

TRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +193/-50
  • :
    587
    971
  • Сообщений: 6383
  • Украина, г. Запорожье.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
И еще...А как подать инверсный сигнал :ah: :bn: с третьей ноги?

Через компаратор или усилитель инвертирующий.
А лучше всёже с 5й на 3ю через резистор около 1 килоома, и с 3й на плюс питания микросхемы в 2-3 раза большее(3килоома) сначала попробовать. Может и не прийдётся с инверторами возится.


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором.

KirSTR

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +1/-0
  • :
    1
    3
  • Сообщений: 18
  • Евпатория
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Приветствую всех!Проэкт понемногу движется вперед.Пока едут Всякие мелочи.Я пересобрал блок силовых транзисторов,теперь он выглядит вот так :

По случаю тут прикупил "показометр" :-),чтоб человек определял когда батареики заряжать, ;-D меряет напряжение до 30 вольт,и ток до 30 ампер.На удивление,за свои деньги, делает это очень точно.
Во такая штучка

Собрал второй канал,для второго двигателя,попробовал поуправлять обоими движками одним операционником-получилось! B-) Схема теперь выглядит вот так. Я прошу прошенья за жуткий вид,к концу проэкта я ее конечно перересую в нормальном редакторе.
Сегодня провел ,так-сказать,заключительные ,предзборочные испытания,не считая, некоторых мелочей,все устроило,но и остались кой-какие вопросы.Вот в таком виде оно гонялось.
Собстна, из тех вопросов ,с которыми, сам не разберусь только один. Когда контроллер работает на минимальных оборотах,при токе примерно 4-5 ампер.Если в этот момент коснуться рукой радиатора выходных транзисторов нижнего плеча,то обороты увеличиваются % на 20 примерно.Че-бы,где бы заземлить? :bn:
И еше вопрос-консультация...Как думаете нужно в подобный контроллер ставить блок конденсаторов как вот здесь: http://electrotransport.ru/ussr/index.php/topic,6247.18.html  И нужно ли,на контактах реле ставить искро гасящие конденсаторы ?
Из грусного...,приобретенный мной джоистк , ,даже после проведенного "тюнинга" оказался непригодным.Не получается на нем одновременно замыкать кнопки по 2м осям.Так,что придется в ближаишие 2 дня наваять какойто джоистик из подручных средств.Ибо в воскресенье коляска должна уже ездить.
 TRO !Огромное спасибо за дельные советы!Плюсомет у меня не работает,но я думаю еще сочтемся! :hello:

Через компаратор или усилитель инвертирующий.
А лучше всёже с 5й на 3ю через резистор около 1 килоома, и с 3й на плюс питания микросхемы в 2-3 раза большее(3килоома) сначала попробовать. Может и не прийдётся с инверторами возится.

Все что ты предлагаешь,я обязательно попробую.Эта информация ,для меня-новичка в этом деле(конструирование ШИМов) ваЩЩе безценна.Прсто сеичас, мне нужно сделать ,чтобы человек у меня поехал.На эксперименты просто нет времени.Но то ,что у этого проэкта будет продолжение это уже ясно.За зиму будет делаться серьезная коляска для улицы.Вот там уже будет и пропорциональное управление и разворот на месте.
В обшем рад был поделиться новостями!Продолжение следует...Жду ответов,вопросов и конструктивной критики.
« Последнее редактирование: 08 Ноя 2012 в 03:51 от KirSTR »

sem


Плавное управление движением, при помощи регулировки ограничением тока, на практике очень приятная штука, Жаль только чтобы это понять нужно обязательно попробовать.

Вот сижу еще мечтаю,как бы плавное нарастание мошьности зделать?Тогда для моих нужд просто идеальный деваис бы получился. Мож где какой кондер вкарячить? Ладно.еще дня три есть.пока корпуса,кнопки,релюхи приедут.Может чего и организуется...
Установите терморезистор

Тюленев Сергей

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    0
    0
  • Сообщений: 2
  • Россия, Екатеринбург
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Здравствуйте!
Я инвалид первой группы с 1984 года у меня нет обеих ног выше колен я инвалид-колясочник я передвигаюсь на инвалидной коляске 32 года мне крайне важно заинтересовала тема Собираю блок управления для электроколяски очень мне необходим полный точный адрес для переписки с автором этой темы у меня к нему много вопросов если конечно он готов идти на контакт со мной !?Прошу Вас Уважаемые укажите его электронный адрес по  которому можно было с ним переписываться в случаи если он согласится на переписку со мной Вы даже не можете представить как для меня это важно и в случаи его и Вашего согласия  это для меня большая удача прошу мне помочь !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
С уважением к Вам ,Сергей Тюленев.

Piramidon

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +13/-2
  • :
    5
    213
  • Сообщений: 1512
  • Кропоткин Краснодарский край
  • Езжу на гибридах!!!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
,  тема очень старая, хотя, глянул,  на форуме, есть похожая тема http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=43248.90;topicseen, может пригодится.

Felix77

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    2
    2
  • Сообщений: 12
  • Москва
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды

TRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +193/-50
  • :
    587
    971
  • Сообщений: 6383
  • Украина, г. Запорожье.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
, По ссылке понравилась мегаколяска на двоих.


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором.

ДмитрийМver2.0

  • Местный
  • ****
  • Репутация:
    +8/-0
  • :
    1
    145
  • Сообщений: 909
  • Москва-Таганка
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
А может лучше купить такой контролёр-джойстик на алиэкспресс:
https://ru.aliexpress.com/item/24v50A-BRUSH-controller-handle-shank-in-1-with-USB-charging-port-for-electric-scooter-wheelchair-mobility/32757721220.html?scm=1007.13338.46806.0&pvid=aaab0fe8-cc7c-4523-b006-aa398b69a51e&tpp=1

Тут недавно такой чинил (внешне один к одному) .. нет там внутри никаких силовых цепей, джойстик и процессор для обработки команд и отсылу по последовательной шине.. Может конечно туда уже запихнули и контроллер силовой, но там реально из-за джойстика нет места. Так что рекомендовал бы очень осторожно заказывать, может его фразы о управлении силой относятся к блоку коляски самой...

73! Дмитрий, RK3AOR.

Тюленев Сергей

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    0
    0
  • Сообщений: 2
  • Россия, Екатеринбург
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Здравствуйте,Дмитрий!
Спасибо чт онашли  для меня в китайском интернет-магазине пульт управления(дэжойстик-контролер) я прошу Вас если это возможно может Вы может емне подсказать да все верно можно сдеклатиь такую покупку всего пульта управления(джойстика-контролера)но у меня есть несколько таких сломанных мне бы хотелось купить не весь в сборе джойстик-контролер а его электронную начинку со всей электроникой припаянной к печатной плате  то есть проще говоря мне важно купить такую печатную плату с припаянными радиодеталями ведь такую печатную плату можно просто вставить во внутрь такого пульта управления подключить в ней все необходимые провода в определенном порядке проще говоря отверточная сборка не составит большого труда тем более если известно куда и какие провода подключать внутри, но при этом я  выигрываю в рублях мне такая плата обойдется еще дешевле может Вы знаете как и где у китайцев купить такие необходимые комплектующие я искал в китайских интернет магазинах, но не нашел ни чего подобного может не правильно искал  я!?Помогите мне если можете!?
Заранее блбагодарен.

Страницы: 12>>ВсеВверх