Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 123 ... 8>>Вниз

Автор Тема: Изготовление печатных плат ЛУТ  (Прочитано 19293 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

schemer

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +57/-0
  • :
    14
    90
  • Сообщений: 1005
  • Москва
  • Кто правила придумывает, тот и выигрывает.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Большое человеческое спасибо  :wow:
Только вот с ЛУТ никак не подружусь, всё какието засады получаются (первый раз наобум ткнул утюгом - получилось, потом ну никак). Пока по старинке - перо, лак  ;-D
ЛУТ элементарно. Прикреплю файл ещё раз, отдельно. Тип файла DjVu, поэтому зарарен. 100% результат. От себя добавлю:
1. Бумагу я использую от рекламного буклета "Связного". Много перепробывал - этот лучше всего подошёл. Лист из буклета верхней кромкой приклеиваю к листу А4 и прогоняю этот пирог через печку принтера, распечатывая в ворде чистый лист. Ну чтобы пирог усох до реальных размеров. Затем печатаю рисунок платы.
2. Утюжить надо 2 раза, сначала минута, дать остыть и ещё 30 секунд. Так лучше приклеивается. Суть описанного метода в том, что тонер надо не приваривать к фольге, а приклеивать с помощью клея БФ6, на удивление продаётся в аптеке.
3. После того как при помощи воды сняли бумагу, плату сушим и ещё раз кладём на утюг, чтобы допечь тонер. После ватным тампоном смоченном в спирте удаляем БФ6 и травим плату.
Удачи.

Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

zap

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +506/-17
  • :
    141
    1340
  • Сообщений: 11416
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • electrotransport.ru
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #1 : 01 Ноя 2012 в 22:58 »
Про ЛУТ БФ-ом не слышал ещё :) БФ-6 продаётся в аптеках т.к. он предназначен для склеивания ран (дезинфицирует и образует плёнку на ране, предотвращая инфекцию).

А ты клеем бумагу к плате приклеиваешь что-ли? В принципе идея интересная, у меня бумага всё время ползает по плате, как я ни стараюсь её не шевелить. Для односторонних пофигу, а вот у двухсторонних беда...

С уважением,
Андрей

schemer

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +57/-0
  • :
    14
    90
  • Сообщений: 1005
  • Москва
  • Кто правила придумывает, тот и выигрывает.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #2 : 01 Ноя 2012 в 23:39 »
Ну да. В прикреплённом файле 100% описан именно этот способ.
Растворяешь БФ6 со спиртом 1:2, мажешь плату и напечатанный на бумаге рисунок, сушишь  на утюге, накладываешь рисунок на плату, плату кладёшь на стопку газет фольгой и рисунком вниз, сверху кладёшь лист бумаги и придавливаешь всё это утюгом разогретым наполовину мощности. Давить надо сильно для лучшего склеивания. Потом смываешь бумагу, допекаешь тонер на утюге и удаляешь БФ6 спиртом. Тонер остаётся так как спирт на него не действует.
Двустороннюю плату делал один раз. Всё получилось, правда надо делать сначала одну сторону, вытравить её, а потом вторую. Это связано с тем, что если греть плату утюгом со стороны фольги, тонер плавится на ней и растекается, потому как на утюг надо довольно сильно давить.

Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

schemer

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +57/-0
  • :
    14
    90
  • Сообщений: 1005
  • Москва
  • Кто правила придумывает, тот и выигрывает.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #3 : 02 Ноя 2012 в 00:17 »
Очень хорошая бесплатная программа для рисования печатных плат"layout51". http://www.radioman-portal.ru/program/upload/2365d2dfb4f1d6f.shtml .
Особых знаний для её осваивания совершенно не нужно. В части рисования плат освоил её методом тыка так не разу и не прочитав инструкцию по применению.
« Последнее редактирование: 02 Ноя 2012 в 01:08 от schemer »

Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

i

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +265/-2
  • :
    58
    431
  • Сообщений: 3112
  • Иваново
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #4 : 02 Ноя 2012 в 09:50 »
Для изготовления двухсторонних плат ЛУТом, случайно изобрёл вот такой способ:
Печатается обе стороны платы на одном листе, переводится на ОДНОСТОРОННИЙ фольгированные стеклотекстолит. После травления, плата рсслаивается и разрезается на две заготовки. По углам сверлятся отверстия, заготовки складываются и склеиваются эпоксидкой (под гнётом), отверстия помогут их правильно совместить (использую проволочки как клёпки). После отвердевания, плата обтачивается, сверлится... ну и далее как обычно.
Совмещение отверстий настолько улучшилось, что когда купил двусторонний текстолит, то всё равно расслаиваю и склеиваю.  :pardon:

zap

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +506/-17
  • :
    141
    1340
  • Сообщений: 11416
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • electrotransport.ru
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #5 : 02 Ноя 2012 в 11:00 »
Ну не знаю, тот текстолит который у меня в загашнике фиг расслоишь...
А вот купить тонкий (0.5-0.8мм) односторонний текстолит вполне реально.
Мысля интересная.

С уважением,
Андрей

i

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +265/-2
  • :
    58
    431
  • Сообщений: 3112
  • Иваново
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #6 : 02 Ноя 2012 в 12:11 »
Один нюанс. Поверхность испачканная хлорным железом, плохо очищается от него и плохо склеивается, поэтому сначала травлю, а потом раслаиваю. Хотя так как я делаю переходы клёпками, прочность склейки не столь существенна.

zap

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +506/-17
  • :
    141
    1340
  • Сообщений: 11416
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • electrotransport.ru
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #7 : 02 Ноя 2012 в 12:45 »
О, кстати, насчёт клёпок. Вы используете промышленные или самопальные?
Какая оптимальная их длина? Я взял на пробу сотню клёпок 0.8 и 1мм длиной 3.2мм, это будет нормально для текстолита 1.6мм?
Медь, изгаженная хлорным железом (например, часто рыхлый тонер слегка пропускает ХЖ и поверхность становится "щербатой") хорошо лудится с флюс-гелем "ТТ" (вообще, мощная штука, но токопроводящая (кислота в составе), обязательно смывать бензином). Его у нас в Питере делают, продают огромными банками типа майонезных по пол-кило.

С уважением,
Андрей

i

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +265/-2
  • :
    58
    431
  • Сообщений: 3112
  • Иваново
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #8 : 02 Ноя 2012 в 13:51 »
Обычно я использую ножки обкусанные от деталей или медную проволоку 0.5-0.6мм. Получаются цельнотельные клёпки, детали в них не воткнешь, но зато они не требуют приспособ и ставятся легко и быстро (два удара молотком).

Однажды потребовалось сделать пустотелые кнопки, сделал... сначала протяжку для сворачивания медной полоски в трубочку 1мм, потом долго соображал как её разрезать не помяв... сообразил (кстати, чуть более 3мм и требовалось), далее пришлось сделать клёпочный станок...основная трудность как сделать верхние и нижние развальцовки, уж больно мелки.... сделал... склепал ... работает, но решил что такие клёпки надо делать только в крайнем случае, когда простые не подходят.

zap

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +506/-17
  • :
    141
    1340
  • Сообщений: 11416
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • electrotransport.ru
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #9 : 02 Ноя 2012 в 14:03 »
Понял, Вы про переходные отверстия. Это ещë не самое плохое, плохое - это когда разъëм типа BLD-40 и к ножкам подходят дорожки с обеих сторон. Приходится просовывать в отверстие тонюсенький проводок и припаивать с обеих сторон. Муторное занятие, для одиночных плат ещë туда-сюда, а если мелкая серия... нафиг, лучше уж заказать готовые.

С уважением,
Андрей

Ser

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +5/-0
  • :
    30
    10
  • Сообщений: 350
  • Кишинёв, Тирасполь
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #10 : 02 Ноя 2012 в 14:20 »
Хм, как-то сложно всё у вас.
Я для двух сторонних плат делаю так:
1. Распечатываю обе стороны печатки на бумаге, обычно рекламные буклеты, хотя пробовал и на обычной А4(труднее смыть).
2. Вырезаю обе печатки с листа бумаги с не большим отступом от печати, 5-10мм с каждой стороны.
3. У окна прикладываю оба листочка печаткой друг к другу, предварительно обмазав 3 края на 2-3 мм клеем(момент, БФ и т.д. дольше сохнет, бумажный быстро схватится). Пока клей не высох совмещаем центровочные отверстия(по углам обычно большим диаметром) ну и на сам рисунок обращаю внимание.
4. В получившийся конверт, предварительно вырезав текстолит чуть больших размеров чем печать, но чтоб влез в конверт, просовываем текстолит.
5. Всё, можно елозить утюгом по конверту с текстолитом внутри. Время выбираем экспериментально, я обычно до 5-ти минут, хотя не засекал.

Текстолит, перед употреблением нанесением на него рисунка, тщательно моем под краном каким нибудь моющем средством, лучше порошковым(мелкий абразив), и какой нибудь губкой(для мытья посуды жёсткой стороной). Натираем губкой и моющим средством несколько раз, добиваемся "смачивания"(не знаю как обозвать) водой всей поверхности текстолита. Данную операцию естественно проводим для обеих сторон текстолита. После сушки платы, хорошенько протираем обе поверхности спиртом. Свои отпечатки пальцев на поверхностях не оставляем. Текстолит готов, переходим к 5-му пункту. Не рекомендую давить на утюг - смазываются дорожки. При хорошей очистки поверхности, достаточно хорошо прогреть текстолит и тонер надёжно прилипает, хотя бывает и отваливается. После "утюжения" кидаем текстолит в сосуд со слегка тёплой водой, Ждём некоторое время, и после проявления дорожек, через смоченную бумагу становятся видны, начинаем пальцем елозить по бумаге, только без фанатизма. Если вдруг где отвалился тонер, дорисовываем не достающее маркером. Далее кидаем в хлорное железо, или что имеется в наличии, и протравливаем плату. После травления, хорошенько моем плату под проточной водой, смываем тонер растворителем, опять хорошенько моем плату и протираем спиртом. Ну а после осмотра получившейся печатки, и если результат удовлетворяет, сверлим отверстия и отрезаем лишний текстолит по краям платы.
У меня подобное получилось с первого раза, несколько плат.
Фотки результата будут чуть позже.

zap

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +506/-17
  • :
    141
    1340
  • Сообщений: 11416
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • electrotransport.ru
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #11 : 02 Ноя 2012 в 14:43 »
Я обычно просто складываю лист пополам ровно по специальной линии, которую наношу при сведении двух EPS файлов в один векторный. Но проблема в том, что в процессе утюгования бумага всё равно растягивается/смещается, хотя стараюсь не возюкать утюгом.

На просвет не получится т.к. использую специальную гуммированную бумагу (используется в типографии, я себе купил один лист формата A0 и порезал, на всю жизнь хватит), а она толстая - типа ватмана. Её фишка в том, что поверхность покрыта чем-то набухающим от воды (крахмалом что-ли). Поэтому когда кладёшь плату под кран, бумажка через 30 секунд сама отваливается начисто. Самое сложное здесь - обеспечить 100% прилипание тонера к меди, иногда в некотороых местах тонер отваливается и от бумаги, и от платы, на бумаге не остаётся никогда. Чтобы лучше приклеилось помогает зашкуривание платы, хочу ещё попробовать окунать в лимонную кислоту.

С уважением,
Андрей

i

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +265/-2
  • :
    58
    431
  • Сообщений: 3112
  • Иваново
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #12 : 02 Ноя 2012 в 15:06 »
.. плохое - это когда разъëм типа BLD-40 и к ножкам подходят дорожки с обеих сторон. ...
В таких случаях либо делаю переходное отверстие рядом с основным, если нет места - вывожу проводник в сторону и уже там делаю переход. Когда ни то ни то не прокатывает, перехожу на пистоны, но такое бывает редко. Иными словами, печатка разводится под определённую технологию изготовления.
Перед самой мелкой партией всё равно нужно проверить верность печатки, т.е. сделать её утюгом.

Installer PRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +28/-0
  • :
    69
    115
  • Сообщений: 1042
  • Москва
  • Жизнь идет, и я меняюсь...
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #13 : 14 Фев 2013 в 18:48 »
Программа разводки печатных плат - это конечно здорово. Но вот у меня засада - плата эллипсная, двусторонняя и монтаж как со сверлением, так и SMD компонентами. Раньше подобного не делал. Вопрос мастерам - как создавать печатные площадки под рассыпуху SMD - микрухи, транзисторы.  Прежние платы рисовал лаком через стержень шариковой ручки ( без шарика). Вот только ровные площадки создать не получается - лак всегда растекается в точку, которая потом вытягивается в линию. :bn:


Накатался на электромобилях SMITH-Edison, Mitsubishi I-Miev, Chevrolet Volt, Nissan-Leaf, Mitsubishi Outlander PHEV, TESLA-s85 и  VOLVO V60 PHEV И даже на первом электрогрузовике Smith-Newton и элеквелике Lion-а. Спасип!

zap

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +506/-17
  • :
    141
    1340
  • Сообщений: 11416
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • electrotransport.ru
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #14 : 14 Фев 2013 в 19:57 »
Не понял вопроса. Разводим в CAD'е, печатаем, переводим рисунок утюгом на плату, травим.
Тема-то про Лазерно-Утюговую Технологию.
SMD паять гораздо легче чем выводные.

С уважением,
Андрей

Installer PRO

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +28/-0
  • :
    69
    115
  • Сообщений: 1042
  • Москва
  • Жизнь идет, и я меняюсь...
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #15 : 14 Фев 2013 в 20:14 »
Не понял вопроса. Разводим в CAD'е, печатаем, переводим рисунок утюгом на плату, травим.
Тема-то про Лазерно-Утюговую Технологию.
SMD паять гораздо легче чем выводные.
Спасибо за реакцию. Мне уже более полно и доступно объяснил другой товарищ. Это для ВАС CAD - легко и просто, а для меня, увы, нет. Надо начинать с нуля, а времени нетю.


Накатался на электромобилях SMITH-Edison, Mitsubishi I-Miev, Chevrolet Volt, Nissan-Leaf, Mitsubishi Outlander PHEV, TESLA-s85 и  VOLVO V60 PHEV И даже на первом электрогрузовике Smith-Newton и элеквелике Lion-а. Спасип!

Ser

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +5/-0
  • :
    30
    10
  • Сообщений: 350
  • Кишинёв, Тирасполь
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #16 : 14 Фев 2013 в 20:34 »
Спасибо за реакцию. Мне уже более полно и доступно объяснил другой товарищ. Это для ВАС CAD - легко и просто, а для меня, увы, нет. Надо начинать с нуля, а времени нетю.
Лучше один день потерять, но за-то потом  :wow: (C) Мультфильм
Sprint layout, очень простая программа, очень быстро осваивается. Попробуйте, не пожалеете. Главное в технологии лут-а это наличие лазерного принтера, но с этим в наше время уже не должно быть проблем.

mr.Dream

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +103/-1
  • :
    123
    427
  • Сообщений: 2001
  • Ternopil, Ukraine
  • Ездю на лифере :)
  • Онлайн Онлайн
    • Награды
Изготовление печатных плат ЛУТ
« Ответ #17 : 14 Фев 2013 в 20:41 »
Главное в технологии лут-а это наличие лазерного принтера, но с этим в наше время уже не должно быть проблем.
Важно, чтобы принтер печатал "плотно", а на неоригинальном тонере это не так :(
Как только купил лазерник, так все получалось раз через раз, но потом когда перезаправил - начались "дыры" :)
Вот так и освоил фоторезистивную технологию. И всем рекомендую :) Проще и без брака.
Страницы: 123 ... 8>>Вверх