avatar_OSS

Детский электромотоцикл / сноубайк "Вольт"

Автор OSS, 16 Нояб. 2012 в 18:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

OSS

#18
 Спасибо за отзыв, тем более что это Вы и ваши творения вдохновили меня на создание Жучка и Вольта.
7 килограмм это конечно очень много. Но на свинец пошел сознательно, как на временное решение. Цели создать максимально легкий всё-таки не было, иначе тогда и материалы были бы другие и все эти прибамбасы отсутствовали. Хотел создать красивую, интересную и необычную игрушку. Пока только начало эксплуатации. Свинцовая АКБ была способом проверить жизнеспособность идеи при минимальных затратах, убедиться что на нем будут ездить, а не задвинут в дальний угол. Еще на стадии компоновочных решений вариант с современными АКБ предполагался. Скорее всего свинцовая АКБ станет запасной, а вместо нее будет lipo, но сначала нужна реальная эксплуатация, чтобы понять, а сколько реально надо этих самых амперчасов.

OSS

#19
Вчера что-то сайт перестал воспринимать фото, а потом и вовсе на него попасть было нельзя, поэтому волей-неволей прервался на полуслове.

Так вот, раз Вольт "первый детский электро сноубайк", то немного закономерно, что он получился немного "комом".
При первых покатушках зафиксировал некоторые данные (может кому пригодится не наступить на наши грабли):
- напряжение до поездки - 52,09в, в конце (после нескольких отключений контроллера) 46,38в, израсходовано 4,83 А/ч или 212вт/ч, мах скорость 20км/ч (на ограничителе, видимо с горочки), мах ток 29,42А или 1397вт, время работы 21мин, средняя скорость 9,6 (со всеми буксованиями старших пацанов ), пройдено всего 5,78км т.е примерно в 4-5 раз меньше чем по асфальту на колёсах.

Некоторые выводы по варианту "Сноубайк".
1. Маленький пробег по снегу удручает, но это всё-таки свинец, дающий просадку уже при 12в. Те же липольки той же ёмкости позволили бы проехать раза в 2 больше. 6км это конечно не много, но и скорость воспринимается по другому и еще это ведь зима, а снять зимнюю тоску по двухколёсному другу позволит :)
2. Лыжа не проваливается, но узкое колесо не дает ехать по неутоптанному снегу. Если снег не утоптан или горка крутая, и "дать газу", то сорвавшееся  в пробуксовку колесо начинает резать даже очень утоптанный снег как фреза, мгновенно зарываясь. При активной езде появляются колеи
3. Управляется своеобразно. Возможно можно улучшить, придав лыже изогнутую форму, тогда усилия при повороте будут меньше и равномернее.
4. В грунтозацепах отверстия сверлить не надо- это я перемудрил - в этом месте они ломаются. Стяжки держат, но и рвутся тоже и съезжают(старщие любят поддать ампер). За всё время отлетел один грунтозацеп, несколько остались и долго работали на одном.  Так что на большую нагрузку лучше стальной хомут. Для мелгого, да на ограничителе вполне можно на стяжках.
5. В идеале для покатушек на заснеженных дорожках нужна нормальная амортизация спереди и сзади, так как по сравнению с асфальтом трясет сильнее.
В остальном эксперимент удался, имеет право на жизнь, что и доказали еще 3 подобные вылазки, правда катался в основном старший и его друзья. Юный владелец Вольта может ехать только по прямой, и то равновесие держит если на максималке (с душилкой), но папа по снегу долго так быстро бегать не может держа его за шиворот :).

Вчера вышли пораньше и захватили с собой фотоаппарат чтобы заснять Вольт днём.

Вольт- сноубайк.






После пары километров с лыжей и завершения фотосессии сноубайк за 5 минут был конвертирован в мотоцикл и пацаны погоняли по чистому асфальту.  Надо сказать что на асфальте младший более менее едет, но ему пока сложно соизмерять вращение ручки, несколько раз ловил его "в козле" (я тормозил за шиворот, а тяга то есть...) Отломили кусочек переднего крыла. Думаю 1-2 часа практики и юный владелец привыкнет к управлению и сможет более-менее уверенно ездить. В защите разумеется, шлем уже подарен другими:)

Вольт -мотоцикл




.

Ну вот наверное и всё что я хотел рассказать и показать, может что еще вспомню - выложу. Будут изменения, замеры или усовершенствования - отпишусь обязательно. Хотелось бы принять участие в каком-нибудь электро слёте где будут еще юные участники, подскажите кто знает.

Есть еще одна доработка, которую предполагал сначала - хочу ограничить скорость на душилке еще на треть примерно, для более безопасного освоения на начальном этапе. Можно конечно механически ограничить ход ручки, но вроде есть метод с применением резистора на проводе от ручки газа. В идеале переменный резистор, чтобы можно было более точно подобрать начальный оптимум и добавлять постепенно. Я так понимаю ограниченная скорость в этом случае размажется по всему ходу ручки? Кто знает проясните пожалуйста поподробнее какой диапазон сопротивления нужен и куда чего паять, а то я в электронике ... :bn:




SMILE1

Отличный аппарат и отличный тест-драйв.

По поводу управления лыжей:
Спойлер
Судя по фото лыжа (возможно) вынесена вперед дальше чем нужно, и поэтому "управляется своеобразно". Попробуйте (без владельца, конечно) перевернуть лыжу задом наперед (там же есть небольшой загиб вверх на случай если надо чуть сдать назад??) и прокатиться по хорошо утрамбованному насту.
Если так своеобразность снизится, то просто перенесёте ось ближе к амортизирующей вставке и все станет хорошо.

Все, и кто делал и кто осваивает, Молодцы :wow: :wow: :wow:
Non credo quia absurdum

OSS

По поводу лыжи не знаю, думаю перенос не сильно изменит ситуацию. Колесо легко поворачивается, т.к.  точка опоры маленькая, и при повороте она не меняется, т.к. профиль полукруглый. При повороте лыжи, т.к. вилка имеет угол наклона, то происхдит как бы приподнимание веса мотоцикла, а когда лыжа ложится на боковую грань - спад усилия. Именно поэтому я предполагаю, что если ее края от центра загнуть вверх, то этот эффект уменьшится. Но мало загнёшь малый эффект, много - это уже будет как бы и не лыжа, и лучше тогда уж колесо оставить...
На настоящих сноубайках кинематика такова, что при наклонах сноубайка лыжа остаётся горизонтальной, а ее поворот происходит вокруг вертикальной оси.

По ограничивающему резистору ниужели никто не может подсказать?

Pavel__

Цитата: OSS от 22 Фев. 2013 в 09:29... По ограничивающему резистору ниужели никто не может подсказать?
Вот здесь выкладывали схемку с ограничивающими резисторами, но номиналы их нужно подбирать экспериментально.

OSS

Паша спасибо за ссылочку! Кстати фары твои на дельтик примерял, подключал. Те, кто видели свет однозначно сказали, что на посадке ТАКОГО света должно хватать :)

Глядя на эту схемку  никак не могу понять, зачем нужен резистор R2. Ведь красный это просто  + питания, черный - минус, ставя резистор подходящего номинала только на зелёный, разве не понизим таким образом напряжение?  Номиналы упоминаются 1КОм-5КОм, это примерно правильно? Собираюсь ставить переменный - проще подобрать и по ходу можно регулировать, но хотелось бы понять какой диапазон примерно покупать.

Алексей Ка

Цитата - При повороте
лыжи, т.к. вилка имеет угол
наклона, то происхдит как бы
приподнимание веса мотоцикла,
а когда лыжа ложится на боковую
грань - спад усилия. Именно
поэтому я предполагаю, что если
ее края от центра загнуть вверх,
то этот эффект уменьшится. Но
мало загнёшь малый эффект,
много - это уже будет как бы и не
лыжа, и лучше тогда уж колесо
оставить...
Когда-то в детстве ставил лыжу на велосипед , тоже была проблема с ней , вставала на ребро. Решил её так - между штоком и лыжей установил небольшую крестовину от рулевого управления автомобиля , добавил пружинки чтоб при подъёме лыжи она оставалась в горизонтальном положении. А для аммортизации можно использовать вместо вилки подседельный штырь.

Pavel__

Цитата: OSS от 22 Фев. 2013 в 10:34... не могу понять, зачем нужен резистор R2. Ведь красный это просто  + питания, черный - минус, ставя резистор подходящего номинала только на зелёный, разве не понизим таким образом напряжение?  Номиналы упоминаются 1КОм-5КОм, это примерно правильно? ...
Если поставить R2, то сразу получим делитель с известными параметрами, а если поставить только R1, тогда в качестве R2 будет внутреннее сопротивление выхода на ручку газа, которое точно нам неизвестно (у инфинеонов оно ~ 10кОм).
Номиналы, как я понял, указаны при установке R1 и R2, поэтому если ставить только R1, то его номинал может отличаться от указанных.

OSS

Цитата: Pavel__ от 22 Фев. 2013 в 11:57
Если поставить R2, то сразу получим делитель с известными параметрами, а если поставить только R1, тогда в качестве R2 будет внутреннее сопротивление выхода на ручку газа
мммда... видимо большие у меня пробелы в этой области...

Цитата: Алексей Ка от 22 Фев. 2013 в 11:15
Когда-то в детстве ставил лыжу на велосипед , тоже была проблема с ней , вставала на ребро. Решил её так - между штоком и лыжей установил небольшую крестовину от рулевого управления автомобиля , добавил пружинки чтоб при подъёме лыжи она оставалась в горизонтальном положении. А для аммортизации можно использовать вместо вилки подседельный штырь.
Карданчик тоже приходил на ум, но не было подходящего. Сейчас уже точно делать не буду, может к следующей зиме. Как раз должен освоить аргоновую сварку алюминия- поробую сделать еще и легкой. На счет подседельного штыря не очень понял как это ВМЕСТО вилки?

Алексей Ка

Подседельный штырь с аммортизацией . От вилки отрезаем ту часть что в раме , к ней штырь , на него карданчик и лыжу. Как-то так - это просто мысли вслух , у меня тупо труба на 1/2" вварена была.

all_bud

OSS
отличный  байк, терь надо сделать его увеличенную копию для папы.
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

Merakules

+11 вам в карму зачетный аппарат (сам бы на таком гонял!)
Молодцы!

OSS

#30
Цитата: all_bud от 26 Фев. 2013 в 12:24...терь надо сделать его увеличенную копию для папы.
Не, копия с  масштабированием не прокатит, да и не наш метод.... Электровел для старшего потихоньку обсуждается и прорабатывается. Там другие ТТХ, нужны подвески, другой подход, компоновка, материалы. Для папы вообще надо другое - что-то реально злобно-вездеходное типа кроссача или питбайка, но пока не готов... Больше всего хочется сменить двухтактник своего микродельталёта на электро или создать микроэлектродельт по себестоимости на заказ - интересна сама реализация идеи.

Цитата: Merakules от 26 Фев. 2013 в 13:10
+11 вам в карму зачетный аппарат (сам бы на таком гонял!)
Молодцы!
Спасибо за столь высокую оценку!

После установки переднего колеса состоялось одно микропутешествие  в 14 км  по району (до отсечек контроллером  так и не довели, но на 20 км хватило бы). По прикидкам при такой эксплуатации, с короткими остановками из свинца можно взять порядка 65%-70% от расчетного).  Средний реальный покатушечный расход составил 13вт/ч/км, причем в основном на ограничителе. Прямо скажу удивлён. Расход  вырос более чем в 2 раза по сравнению с испытанием по гаражным этажам и пандусам!!! Вот она особенность реальной детской эксплуатации :) Правдоподобного объяснения пока для себя не нашел. Причин наверное несколько- резкие разгоны, частые торможения, низкий кпд на малых скоростях (наверное это основная причина), может морозец -5 всё-таки внес коррективу, может еще чего...
Еще одно любопытное наблюдение - каждые 8-9 из 10 взрослых оборачиваются вслед :), Дети 10 из 10. Несколько взрослых спросило, где такой можно купить, и только один дедушка поинтересовался сколько км может проехать на одной зарядке :) Вау-фактор...

OSS

#31
После февральских покатушек пришло понимание нескольких вещей и кое-чего всё-таки переделал.
- Заметил, что первый восторг у пацана прошел, а поскольку были падения, козления и прочие недоразумения, то он начал его реально побаиваться и кататься не рвался. Даже на ограничителе скорость в 18 км/ч для неопытного 5-летнего пацана оказалась сильно великовата. Решил эту проблему установкой как на приведенной выше схеме  одного переменного резистора R1 в цепь ручки газа. Какой номинал не знаю - поставил первый попавшийся, получилось, поэтому дальше морочиться не стал. Регулировка правда не получилась плавной, но 3 или 4 ступени есть, при чем те же ступени остаются и при выключении основного ограничителя. Так что регулировка скорости получается растянутой во всем диапазоне скоростей, хотя старт всё-равно не плавный и резковат всё же, просто теперь упирается в меньшую скорость. Минимальная скорость получилась всего 9км/ч, пиковая мощность около 800вт. Пацану такой вариант очень даже понравился, скорость устраивает, страх ушел, он быстро освоился и дальше слезать с него не хочет. Папа за шкирман больше не держит и скорость уже доведена до 11-12км/ч под нагрузкой.
- Выключатель ограничителя хоть и оставил на руле - продублировал его тем самым замочком который раньше был выключателем зажигания. Теперь ключик стал папиным и установив замок в положение "ограничитель" уже не переживаю, что пацан случайно его отключит. Поздно пришла мысль о том (может и к лучшему см. ниже), что надо было на красную кнопку которая сейчас ограничитель на руле сделать вторым выключением зажигания для более удобного его выключения. Дело в том, что в опасных местах (переход дороги и т.д.) где требуется перекатить мотик заставляю его зажигание выключать, т.к. в противном случае велика вероятность случайно крутануть ручку. Пару раз из-за того, что ручка газа пока штука непривычная и до конца не осмысленная были падения "рядом". Чтобы исключить впредь выработали такой алгоритм : остановка-выключение-слезание-толкание-усаживание-включение-старт. Пацан тянется почему-то правой рукой к выключателю на левой стороне, но я не против, т.к. в этом случае рука уже полюбому не на активной ручке газа.  Может привыкнет её не проворачивать когда не надо, но пока так. Может и лучше что выключатель не на руле - так надёжнее и безопаснее.
- Были разные падения, в принципе из повреждений только скол переднего крыла на морозе (просто укоротил), протерты торцы ручек и подножек. С ручками пока ничего не решил, а в подножки загоню пробки от шампанского, т.к. из-под резины уже проглядывается торец квадратного профиля, а это чревато не просто ушибом.  Если бы варил сейчас, то сделал бы скруглёнными площадками или купил (сделал) складные.

Доп. ограничитель поставил недавно, поэтому конкретных замеров пока не проводил. Пока разрядили акб только 1 раз (специально не стал подзаряжать). На одной зарядке пройдено порядка 33,5км в три захода 19,5 км, 6,5км, и 7,5км (за день не получается) при средней скорости около 8км/ч (т.е ручка в положении полный газ :). Езда с промежуточными остановками на детских площадках, попить, у лавочек, на светофорах и т.д. в общем реальная эксплуатация. Просадка до срабатывания защиты контроллера произошла примерно при 11,8в на акб или 45в на тот момент. Уже чуть не заказал липольку на 48в, но сразу не срослось, а теперь решил отложить до лучших времен. Пацан кстати уяснил правильный способ поднятия упавшего мотика и поднимает его сам без особых проблем, так что вес свинцового аккумулятора перестал быть столь критичным, хотя если бы клиренс был меньше раза в 2 (столько всё-равно не надо), то было бы во всех отношениях в самый раз и ЦТ ниже и бардачёк побольше и седло пониже.
А еще я умудрился таки устроить КЗ на АКБ.  :fool: Воняло сильно... Не выключив коммутацию 48в (в этот момент позвонил начальник >:D) на автопилоте врубил первую перемычку на 12в, ну и полыхнуло...  Защита от дурака не сработала :) Выключатель и акб живы.Как и предполагал тонкие зарядочные проводки сработали предохранителями и их просто заменил.

Сегодня сделал несколько фото, правда умудрились забыть шлем :facepalm:, а так ездит строго в велоперчатках и велошлеме. Периодически старший на роликах цеплялся за хвост и даже садился сзади - без проблем. Немного хапнули оффроуда и грязи - за счет веса и ломовой (для такой мелюзги конечно) тяги проходимость очень даже ничего, на велике он там бы точно ехать не смог. Уже даже начал осваивать езду по неровностям стоя на подножках! B-), а на горки, где папа на велике въезжает на низших передачах, мелкий въезжает играючи.
Такие вот новости. Планируем съездить на слет электротранспорта в Сокольники 28-го, покататься (там еще не катались) подольше и сделать замеры и фиксацию всех параметров. Как будут новые данные-  сообщу, думаю последователям пригодятся, т.к. лично мне этих реальных данных очень не хватало и приходилось их собирать по крупицам. Если кого-то интересует что-то конкретное - спрашивайте.

Когда-то было вот так...  :-(

... а теперь вот так :dance:


Страха уже нет ни у пилота, ни у папы


По "оффроуду" в стойке!



Всё внимание пилотированию!



OSS

После окончания зарядки, зарядник показал 24,1 А/ч, т.е. расход составил:
24,1х12 = 289вт/ч : 33,5км = приблизительно 8,6вт/ч/км.

OSS

#33
Сегодня совершили путешествие от Свиблово до Ботанического сада, объехали его полностью вокруг по периметру, проехали часть ВВЦ, Парк новорожденных, доехали до дома и еще на стадионе наматывали круги, чтобы всё-таки высадить аккумуляторы.
В общей сложности пройдено 38,29км и то, под конец отключил ограничитель, и старший "оторвался" в своё удовольствие по полной. Просадка пошла быстрее.  После срабатывания защиты при 45,5V,  дал 5 минут отдыха и еще проехали метров 300 чтобы доехать до стоянки на минимальной скорости. За это время напряжение выросло на целый вольт и в момент финиша было уже 46,47v (или через полчаса дома 11,7V.) Т.е. если бы ездили всё время на ограничителе, и ездили дальше, то проехать реально было бы больше сорока км. На 38,3км израсходовано 256вт/ч , т.е расход составил 6,7вт/ч/км. Мелкий ездил уже со скоростью 14,5 км/ч и я подозреваю, что с ростом скорости растет и КПД.
Вместе с нами ездил старший и двое его друзей на великах 26".  На прямиках Вольт конечно немного отставал, но как только подъемчики, он был вне конкуренции :). Чистой езды с газом ваттметр показал 95 минут.
Уже думаю, а увеличивать ли еще? При 18км/ч - сам буду на прямиках отставать :)
Вылезли просчеты в конструктиве тормозной педали, думаю буду переделывать. Вот такие вот параметры.

OSS

#34
Вчера посетили слёт электротранспорта в Сокольниках, получили фирменный номер электротранспорт.ру №63. Младший даже принял участие в заезде "48в". Пришел разумеется последним, но как говорится главное не победа, главное участие. Для ребёнка это было событие - участие в настоящей гонке!!!! К сожалению не было ни специальных конкурсов для юных участников (проведённые "стаканчики" и "камера"  для всех вообще не в счет) , ни даже каких либо номинаций в конце, и не важно, что участников-детей на электро было всего двое.  Организаторам в этом плане жирный такой минус  :neg: 
К сожалению мы не взяли фотоаппарат, но очень многие фотографировали, поэтому у кого есть фотки с Вольтом со слёта, просьба их тут выложить.
Не обошлось без падения. Когда всё уже закончилось, старший усевшись вторым номером сзади (на роликах) сместил т.о. центр тяжести назад, а младший дал резкий старт. В результате козление и опрокидывание, правда без последствий. Пройдено за день 9,7 км и мелкий не накатался :)

OSS

#35
На сегодняшний день немного переделана педаль тормоза, изменено крепление стоп-сигнала для удобной регулировки тормоза, чуть модернизировал подножку.  Падений было много, но конструкция в целом довольно живучая, хотя вид уже "боевой". В основном это коснулось подножек, ручек руля и стопсигнала. Пилот с удовольствием ездит не только в шлеме, и велоперчатках, но и наколенниках и налокотниках ( в шортах и футболке это становится актуально). Для него это еще и круто, поэтому одевает шлем и перчатки даже на велике. Было на Вольте одно серьёзное падение не связанное с мотором - по глупости решил спуститься с длинной горки без тормоза, (чтобы не отстать от старшего), в результате на кочке кувырок через руль. Защита работает (на шлеме оказался большой ком грязи, но ни ушибов ни ссадин не было) и слёзы на полминуты были скорее от испуга. Погнулся руль (выгнул обратно) и разбился рассеиватель стоп-сигнала.
За в общем то недолгое время эксплуатации (где-то 95% пробега наездил младший) на Вольте уже пройдено 268км!!!. Где дорога посвободнее и получше иногда довожу скорость до 20, а так для путешествий в основном оставляю на 16-18км/ч. Уже вовсю ездит стоя, пытается делать заносы, старты с пробуксовкой, разворачивается по не очень большому радиусу, движением ноги снимает и ставит на подножку, в общем пацан освоился. Кстати после относительно тяжелого мотоцикла - на велике маневрирование для него стало лёгким и непринуждённым.
Было одно ночное путешествие - фара освещает дорогу более чем достаточно, подсветка днища тоже работает на 100%  :wow:
А еще Вовка даже умудрился за один день познакомиться и покатать на своем Вольте 2-х сверстниц!!!  :dance: :exactly:.
Езда на Вольте стала в последнее время "более агрессивной" , поэтому расход немного вырос и аккумулятора хватает примерно на 32-35км.