Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 12>>ВсеВниз

Автор Тема: Сопротивление вращению мотор-колеса  (Прочитано 3122 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

eVel

Заметил такое явление, возможно кто-то может технически его объяснить.
Мотор-колесо имеет небольшое сопротивление вращению, даже если оно не подключено.
Выражено это в своеобразных "рывках". Так вот вопрос: почему на одинаковых мотор-колесах одной и той же модели, мощности и т.п.
эти рывки могут быть разной силы. Это едва заметно, но тем не менее можно при желании почувствовать разницу.
Т.е. один мотор легче крутится, а другой туже.

zap

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +510/-17
  • :
    153
    1499
  • Сообщений: 11755
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • electrotransport.ru
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #1 : 23 Ноя 2012 в 18:37 »
В идеале сопротивление вращению (зубцовый момент) должно быть нулевым.
Чем точнее изготовлен корпус двигателя (центровка ротора), тем меньше зубцовый момент.

С уважением,
Андрей

nikvic

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +59/-3
  • :
    1
    54
  • Сообщений: 2933
  • Москва, ЮЗ.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #2 : 23 Ноя 2012 в 18:41 »
В идеале сопротивление вращению (зубцовый момент) должно быть нулевым.
Чем точнее изготовлен корпус двигателя (центровка ротора), тем меньше зубцовый момент.
Уже обсуждалось: зубцовый момент не создаёт среднего сопротивления (его создаёт гистерезис).
Центровка не играет особой роли.
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.

zap

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +510/-17
  • :
    153
    1499
  • Сообщений: 11755
  • Санкт-Петербург
  • Оффлайн Оффлайн
    • electrotransport.ru
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #3 : 23 Ноя 2012 в 18:43 »
Тут речь не о среднем сопротивлении, а как раз о "всплесках".
И для всплесков центровка как раз играет роль.

С уважением,
Андрей

nikvic

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +59/-3
  • :
    1
    54
  • Сообщений: 2933
  • Москва, ЮЗ.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #4 : 23 Ноя 2012 в 18:50 »
Тут речь не о среднем сопротивлении, а как раз о "всплесках".
И для всплесков центровка как раз играет роль.
Было бы верно, если бы всплески наблюдались по одному на оборот. Фактически - градусов через 3-10, в зависимости от полюсности.

edw123

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +41/-1
  • :
    96
    401
  • Сообщений: 4873
  • ПодМосква
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #5 : 23 Ноя 2012 в 18:51 »
Уже обсуждалось: зубцовый момент не создаёт среднего сопротивления (его создаёт гистерезис).
Центровка не играет особой роли.
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.
Для человека - создаёт, поскольку "провалы" действуют на фоне инерции, а вот "пики" - очень ощущаются как сопротивление.

nikvic

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +59/-3
  • :
    1
    54
  • Сообщений: 2933
  • Москва, ЮЗ.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #6 : 23 Ноя 2012 в 18:54 »
Уже обсуждалось: зубцовый момент не создаёт среднего сопротивления (его создаёт гистерезис).
Центровка не играет особой роли.
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.
Для человека - создаёт, поскольку "провалы" действуют на фоне инерции, а вот "пики" - очень ощущаются как сопротивление.
Пока никто не проделал простенькое - намотать нитку с гирькой на ДД и выяснить, с каким грузиком мотор крутится боль-мень равномерно.
Это и определяет тормозной момент при накате и педалировании при отключении батареи.

eVel

Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #7 : 23 Ноя 2012 в 18:58 »
Это как нитку с гирькой прикрутить? и что мерять?
Интересно еще, что рывки ощущаются только до определенных оборотах, если вращать очень медленно, но равномерно, можно почувствовать вибрацию.
Если вращать чуть быстрее (равносильно 5-7км/ч) - рывки пропадают.

edw123

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +41/-1
  • :
    96
    401
  • Сообщений: 4873
  • ПодМосква
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #8 : 23 Ноя 2012 в 18:59 »
Пока никто не проделал простенькое - намотать нитку с гирькой на ДД и выяснить, с каким грузиком мотор крутится боль-мень равномерно.
Это и определяет тормозной момент при накате и педалировании при отключении батареи.
Отчего же: я проделывал (http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=13926.msg189625#msg189625) практически 1 в 1 (только на страгивание в 1 "пик") - крутиться дальше по инерции начинает, но на фоне инерции всего велосипеда "пульсаций" не чувствуется, только мелкие вибрации - это на редукторном.
« Последнее редактирование: 23 Ноя 2012 в 19:06 от edw123 »

nikvic

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +59/-3
  • :
    1
    54
  • Сообщений: 2933
  • Москва, ЮЗ.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #9 : 23 Ноя 2012 в 19:07 »
Уже обсуждалось: зубцовый момент не создаёт среднего сопротивления (его создаёт гистерезис).
Центровка не играет особой роли.
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.
Для человека - создаёт, поскольку "провалы" действуют на фоне инерции, а вот "пики" - очень ощущаются как сопротивление.
Пока никто не проделал простенькое - намотать нитку с гирькой на ДД и выяснить, с каким грузиком мотор крутится боль-мень равномерно.
Это и определяет тормозной момент при накате и педалировании при отключении батареи.
Отчего же: я проделывал практически 1 в 1 (только на страгивание в 1 "пик") - крутиться дальше по инерции начинает,
Это означает, что груз великоват, и дальше идёт ускорение.
 Интересен минимальный груз, поддерживающий вращение после небольшой "помощи".

edw123

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +41/-1
  • :
    96
    401
  • Сообщений: 4873
  • ПодМосква
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #10 : 23 Ноя 2012 в 20:19 »
...Это означает, что груз великоват, и дальше идёт ускорение.
 Интересен минимальный груз, поддерживающий вращение после небольшой "помощи".
Подбиралось "по минимуму" и отличается от нужного Вам - на проценты. Вполне достаточно.

nikvic

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +59/-3
  • :
    1
    54
  • Сообщений: 2933
  • Москва, ЮЗ.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #11 : 23 Ноя 2012 в 20:53 »
...Это означает, что груз великоват, и дальше идёт ускорение.
 Интересен минимальный груз, поддерживающий вращение после небольшой "помощи".
Подбиралось "по минимуму" и отличается от нужного Вам - на проценты. Вполне достаточно.
Ага, углядел -
Заднее q100geared - 50г (+/- 10г) в "рабочую" сторону и 300г (+/- 50г) в "нерабочую" сторону. Итого 0,6н сила сопротивления качению у редукторного против 0,15н у не электрифицированного велосипеда.

"В рабочую сторону" - неинтересно, ротор не крутится из-за фривила. А вот 300г - это 3 ньютона при ~10Н для сопротивления качению. Этой проблемы нет у geared с фривилом.
 Для ДД на скорости кроме гистерезиса есть ещё токи Фуко в ободе мотора...

mr.Dream

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +104/-1
  • :
    144
    516
  • Сообщений: 2309
  • Ternopil, Ukraine
  • Ездю на лифере :)
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #12 : 23 Ноя 2012 в 23:17 »
У меня, например, гистерезис не ощущается. Ротор крутится плавно, начиная с небольшого усилия (преодоление трения качения подшипников и трение сальников :) ) Но с ростом частоты оборотов сопротивление увеличивается - по моему, это потери на перемагничивание и вихревые токи. Но я считаю этот эффект очень слабым, по сравнению с крутящим моментом. Было время, когда ездил на мотор-колесе без аккума  - ощущали ноги, но не критично.

eVel

Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #13 : 24 Ноя 2012 в 00:38 »
насколько я понимаю - обычно это сопротивление тем сильнее, чем мощнее двигатель

tmkt

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +78/-47
  • :
    436
    544
  • Сообщений: 6970
  • москва
  • электровелопанк!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #14 : 24 Ноя 2012 в 14:49 »
Это как нитку с гирькой прикрутить? и что мерять?
Интересно еще, что рывки ощущаются только до определенных оборотах, если вращать очень медленно, но равномерно, можно почувствовать вибрацию.
Если вращать чуть быстрее (равносильно 5-7км/ч) - рывки пропадают.

ооо, ну наконец кто-то тоже это описал
а то я думал тока мой мотор такой зобавный

но вообще уже привык, что на малых оборотах если руками держишь вел и раскручиваешь за педаль - какая-то вибра идет
ну и разные провалы тоже бывают и на высоких скоростях но я уже не обращаю внимания

собираю розовый телепортатор :)

edw123

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +41/-1
  • :
    96
    401
  • Сообщений: 4873
  • ПодМосква
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #15 : 25 Ноя 2012 в 15:02 »
..."В рабочую сторону" - неинтересно, ротор не крутится из-за фривила. А вот 300г - это 3 ньютона при ~10Н для сопротивления качению. Этой проблемы нет у geared с фривилом.
 Для ДД на скорости кроме гистерезиса есть ещё токи Фуко в ободе мотора...
А вот это - спорно :) Мне как раз интересно было в "рабочую". Причём явно была замеряна правильная циклическая неравномерность усилия. На подшипник не похоже, может так фривил работает на малых усилиях и оборотах - через него проходят небольшие пики сопротивления.

Про "компрессию" склоняются некоторые в неравномерно размещённые магниты или в неравномерность зазоров и св-в магнитов - в общем в технологическое несовершенство изготовления конкретного экземпляра по сравнению с идеальным. В хороших моторах - меньше чувствуется, в "плохих" - заметнее.

mevial

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +185/-3
  • :
    648
    736
  • Сообщений: 8001
  • Тамбов
  • Вступил в ЭлЛада клуб
  • Оффлайн Оффлайн
    • mevial.ru
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #16 : 25 Ноя 2012 в 15:48 »
Количество "зубцов" равно наименьшему общему кратному числа полюсов и зубцов статора.
Посчитайте при 46 магнитах и 51 зубце статора. ;)

nikvic

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +59/-3
  • :
    1
    54
  • Сообщений: 2933
  • Москва, ЮЗ.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сопротивление вращению мотор-колеса
« Ответ #17 : 25 Ноя 2012 в 15:52 »
..."В рабочую сторону" - неинтересно, ротор не крутится из-за фривила. А вот 300г - это 3 ньютона при ~10Н для сопротивления качению. Этой проблемы нет у geared с фривилом.
 Для ДД на скорости кроме гистерезиса есть ещё токи Фуко в ободе мотора...
А вот это - спорно :) Мне как раз интересно было в "рабочую". Причём явно была замеряна правильная циклическая неравномерность усилия. На подшипник не похоже, может так фривил работает на малых усилиях и оборотах - через него проходят небольшие пики сопротивления.
Здесь хорошо бы вспомнить, сколько раз за оборот проявляются пики. Если около 10 - то это фривил.
  Если за 200 - магниты, и только в обратную сторону. Но весьма неотчётливо при наличии редуктора, который вносит свои пики.

Страницы: 12>>ВсеВверх