avatar_Peoner

Простое ЗУ на основе бестрансового блока питания с гасящим кондером (БПГК)

Автор Peoner, 26 Янв. 2013 в 06:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Peoner

Думаю, многим известна схема безтрансформаторного малотокового источника питания суть которого в том, что в качестве токоограничителя используется неполярный конденсатор (и резистор).



задача та же что и с ЗУ на основе лампы накаливания в качестве токоограничивающего элемента
Спойлер
Хочется заряжать аккум велика в придорожных магазинах.
Требования к такому ЗУ:
1. компактность
2. легкость
3. простота
4. приличный ток заряда (потому как надо побыстрому зарядить)

Вопрос:
1) какой емкости нужно ставить кондер чтоб БП выдал 3-5 А
2) какие недостатки у этой схемы (кроме отсутствия гальваноразвязки)

из плюсов схемы: отсутствие тяжелого транса и сложной эл. схемы(показанные на схеме элементы после диодного моста - не обязательны) и высокий КПД(в отличии от схемы с лампой)

При попытке воспроизвести данное ЗУ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!!! И ОСТОРОЖНЫ!!!
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

av404

Цитата: Peoner от 26 Янв. 2013 в 06:09
1) какой емкости нужно ставить кондер чтоб БП выдал 3-5 А
2) какие недостатки у этой схемы (кроме отсутствия гальваноразвязки)
Надо точно указать необходимый выход. Для 5А 30В и 5А 80В кондеры разные. Но, по любому, на токах 3-5А величина и вес кондера сравнимы с трансформаторматорным вариантом. В этом и недостаток. Тупиковый путь.
Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

Peoner

Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

closer_to_sky

Для больших токов данная схема непригодна.
Я плохо подкован в теории, пусть более грамотные товарищи распишут почему.
Пишу как практик :)
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

варп

 Peoner , я бы использовать конденсатор в качесте балласта поостерёгся...У конденсатора тоже есть такое понятие , как реактивная мощность....Конденсаторы используют  в блоках питания очень маленькой мощности ( как правило - для питания микроконтроллеров в бытовой технике  , но там ток - миллиамперы ) , но и там они зарекомендовали себя очень плохо - веоятность КЗ , обрыва или просто потери ёмкости - очень высока ...Толково объяснить не смогу - сам не очень понимаю , но использовать его при токах в амперы, можно даже не думать....

av404

Цитата: Peoner от 26 Янв. 2013 в 07:04
ну пусть будет 4 А.
Пусть будет ЗУ на 80В х 4А. Значит надо погасить 220-80=140В. При токе 4А треба сопротивление 140/4=35 Ом. Таким сопротивлением (реактивным) на частоте 50Гц обладает кондер емкостью 91 мкФ http://tel-spb.ru/rea.html
Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

Peoner

Цитата: av404 от 26 Янв. 2013 в 08:39
Цитата: Peoner от 26 Янв. 2013 в 07:04
ну пусть будет 4 А.
Пусть будет ЗУ на 80В х 4А. Значит надо погасить 220-80=140В. При токе 4А треба сопротивление 140/4=35 Ом. Таким сопротивлением (реактивным) на частоте 50Гц обладает кондер емкостью 91 мкФ http://tel-spb.ru/rea.html
хм... ну конденсатор на 100 мкФ 450 В весит грамм 100 - факт. Так как нам нужен не полярный - берем 2 электролита по 220 мкФ на 200 В. получается ну грамм 300 объемом с кулак и тогда ваше "величина и вес кондера сравнимы с трансформаторматорным вариантом." не выдерживает эээээ... давления реальности. или я чет не понял?
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Peoner

Цитата: варп от 26 Янв. 2013 в 08:01
Peoner , я бы использовать конденсатор в качесте балласта поостерёгся...У конденсатора тоже есть такое понятие , как реактивная мощность....Конденсаторы используют  в блоках питания очень маленькой мощности ( как правило - для питания микроконтроллеров в бытовой технике  , но там ток - миллиамперы ) , но и там они зарекомендовали себя очень плохо - веоятность КЗ , обрыва или просто потери ёмкости - очень высока ...Толково объяснить не смогу - сам не очень понимаю , но использовать его при токах в амперы, можно даже не думать....
ну с КЗ бороться просто - взять на большОе напряжение скажем 450 или 630 вольт. если вы про межобкладочное КЗ
потеря емкости тк это не страшно наоборот с неожиданным уменьшением емкости упадет и ток.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

варп

Peoner , именно на такое напряжение их и ставят ...., а они мрут , как мухи...Забудь , короче... :-)

Peoner

Цитата: варп от 26 Янв. 2013 в 09:13
Peoner , именно на такое напряжение их и ставят ...., а они мрут , как мухи...Забудь , короче... :-)
не, короче забудь это не аргумент

ну и так же не будем забывать. что такое ЗУ будет использоваться за весь сезон дай бог раз 10 а то и меньше 5-ти...

это ж не для катушек по городу. а скажем от города к городу заряжаться в придорожных ларьках. а такие поездки пока ой как не часты...
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

варп


av404

Цитата: Peoner от 26 Янв. 2013 в 08:59
берем 2 электролита по 220 мкФ на 200 В
И не мечтай... Берем специальные силовые неполярные. Еще недавно в светильниках дневного света такие ставили. Бочонок ~ 35мм х 120мм 3.3 мкФ. 30 штук.
Это я для испугу - сейчас можно и поменьше найти. Но там же еще подводные камешки... Сопротивление R1 6 Ом в приведенной схеме стоит для ограничения взрывного тока в момент включения т.к. кондер имеет в этот момент нулевое сопротивление (а то и отрицательное при, скажем дребезге контактов тумблера). А дальше это сопротивление играет роль печки. Фиг с ним с КПД, но охлаждать то надо... А акумы с обвеской выдержат эти броски тока при включении - все через них ведь пойдет. И так далее... Тупик.
Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

TRO

Ну во первых, два электролита надо будет не на 200в, а на полное напряжение, лучше с запасом.
И паралельно каждому диод, чтобы (в отрицательной полуволне )конденсатор не переполюсовывался.

Ещё надо будет ставить специальный семистор, у которого сработка идёт только при переходе через ноль.
Иначе сноп искр в момент включения, и вышибание пробок вполне возможны.

Ну и в третьих, у конденсаторов такой ёмкости и напряжения, слишком высоко внутреннее активное сопротивление, чтобы долговременно работать на таких токах. Они перегреваются за пару десятков секунд и начинают кипеть и дутся.

Всё это знаю потому, что собирал в своё время сетевые фотовспышки по такой схеме. Но там это прокатывает поскольку заряд накопительной ёмкости (5-10 тыщь микрофарад) длится не более 5 секунд, с длительными перерывами. Даже фирменные электролиты не расчитаны на такое изнасилование.

Кстати за такую нагрузку и косинус фи, у электриков растрел на месте.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Peoner

Цитата: av404 от 26 Янв. 2013 в 09:42
Сопротивление R1 6 Ом в приведенной схеме стоит для ограничения взрывного тока в момент включения т.к. кондер имеет в этот момент нулевое сопротивление (а то и отрицательное при, скажем дребезге контактов тумблера). А дальше это сопротивление играет роль печки.
ну 6 Ом это на приведенной схеме. она рассчитана на миллиамперы. и я эту схему привел без привязки к номиналам деталей, а чисто как СХЕМУ соединения и подключения.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Peoner

Цитата: TRO от 26 Янв. 2013 в 09:44
Ну во первых, два электролита надо будет не на 200в, а на полное напряжение, лучше с запасом.
И паралельно каждому диод, чтобы (в отрицательной полуволне )конденсатор не переполюсовывался.

Ещё надо будет ставить специальный семистор, у которого сработка идёт только при переходе через ноль.
Иначе сноп искр в момент включения, и вышибание пробок вполне возможны.

Ну и в третьих, у конденсаторов такой ёмкости и напряжения, слишком высоко внутреннее активное сопротивление, чтобы долговременно работать на таких токах. Они перегреваются за пару десятков секунд и начинают кипеть и дутся.

Всё это знаю потому, что собирал в своё время сетевые фотовспышки по такой схеме. Но там это прокатывает поскольку заряд накопительной ёмкости (5-10 тыщь микрофарад) длится не более 5 секунд, с длительными перерывами. Даже фирменные электролиты не расчитаны на такое изнасилование.

Кстати за такую нагрузку и косинус фи, у электриков растрел на месте.
ну а я вот собирал стробоскопы которые пыхали с высокой (относительно фотовспышек) частотой и ничего не кипело и не дулось. хотя признаю, гасящий резистор на 10 ом прилично грелся...

и можно в спойлере рассказать где вы такие мочные пыхи использовали? :ah:
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

av404

Цитата: TRO от 26 Янв. 2013 в 09:44
Кстати за такую нагрузку и косинус фи, у электриков растрел на месте.
Кстати да. Реактивная нагрузка - это очень-очень плохой тон.
Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

TRO

Цитата: Peoner от 26 Янв. 2013 в 09:53
..
и можно в спойлере рассказать где вы такие мочные пыхи использовали? :ah:
Спойлер

Такие мощные делал под заказ, для съёмок в большой студии и больших залах.

Сам пользую 4 аккумуляторные с накопительными конденсаторами 1500мкф (но зато скорость перезарядки не более 1с).
На среднюю кафешку, при свете в потолок по периметру света выходит маловато.
Поэтому приходится ставить отражательные зонты и мирится с частыми неравномерными засветками в зонах прямого действия.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Spiderman

Отсутствие гальванической развязки с 220В - достаточное основание для того, то бы отказаться от такого зарядника.
Езжу на электрифицированном SachsMadass с 2014г. - 20s6p LiPo, M-K 3,5КВт,  контроллер Max-E (v1-RC7c) ЯК-24FET Пробег 24500+км
Езжу на электровеле Медведь 2.0 1500 HD. Пробег 1400+ км
Ездил на Электровелоскут Yalishi с  2011.04 - по 2013.10. Пробег 6100+ км. 16s4p LiPo,  Infineon v.2 12fet, Cicleanalist, M-K 350Вт

yuri

Цитата: Spiderman от 26 Янв. 2013 в 12:17
Отсутствие гальванической развязки с 220В - достаточное основание для того, то бы отказаться от такого зарядника.
В каком то выпуске ВРЛ (В помощь радиолюбителю) видел схему зарядки для автомобильного свинца с конденсаторами от 4 до 12мкф на 600В в первичной цепи трансформатора, которыми регулируют ток заряда. Но там не уходят от трансформатора, просто меньше витков первичной обмотки мотать.
Электротаврия 28S6P (28 консерв Ниссан-лиф+28S2P LG e63). ДС3.6 37000 км

Дмитрий 565

Спойлер
Цитата: Peoner от 26 Янв. 2013 в 06:09
Думаю, многим известна схема безтрансформаторного малотокового источника питания суть которого в том, что в качестве токоограничителя используется неполярный конденсатор (и резистор). задача та же что и с ЗУ на основе лампы накаливания в качестве токоограничивающего элемента
Спойлер
Хочется заряжать аккум велика в придорожных магазинах.
Требования к такому ЗУ:
1. компактность
2. легкость
3. простота
4. приличный ток заряда (потому как надо побыстрому зарядить)

Вопрос:
1) какой емкости нужно ставить кондер чтоб БП выдал 3-5 А
2) какие недостатки у этой схемы (кроме отсутствия гальваноразвязки)

из плюсов схемы: отсутствие тяжелого транса и сложной эл. схемы(показанные на схеме элементы после диодного моста - не обязательны) и высокий КПД(в отличии от схемы с лампой)

При попытке воспроизвести данное ЗУ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!!! И ОСТОРОЖНЫ!!!
Импульсный преобразователь поменьше конденсаторов будет. Электролиты использовать нельзя, быстро выйдут из строя, хорошо если без взрыва :), а неполярные конденсаторы большие.
Меньше и проще киловатной галогенки, в качестве гасящего резистора, вряд ли что получится.

anatoli_nik

ЦитироватьВ каком то выпуске ВРЛ (В помощь радиолюбителю) видел схему зарядки для автомобильного свинца с конденсаторами от 4 до 12мкф на 600В в первичной цепи трансформатора, которыми регулируют ток заряда. Но там не уходят от трансформатора, просто меньше витков первичной обмотки мотать
У меня такое было с трансом на 500Вт, иногда входило в резонанс и на выходе получалось нехилое напряжение. Но когда с розетки полезло 380 транс сгорел до синей проволоки, а кондерам хоть бы что.
Кодеры можно попробовать те что для двигателей, они как раз на 50 Гц рассчитаны, на некоторых и максимальный ток пишут. А то что реактивная мощность, так конденсаторная или как ее называют генераторная cosf для сети полезна, для этого предприятия используюют компенсаторы реактивной мощности или синхронные двигатели.
Полный привод: 2*1кВт (при 48В);
22s30Ah народных.
2*9Fet IRFB4110 22A
max 87 kmph, >30000км

Peoner

Цитата: anatoli_nik от 26 Янв. 2013 в 15:04
А то что реактивная мощность, так конденсаторная или как ее называют генераторная cosf для сети полезна, для этого предприятия используюют компенсаторы реактивной мощности или синхронные двигатели.
согласен. нагрузки то в основном индуктивные в быту...
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Peoner

ну хорошо, если электролиты не катят, то вот например:
специально для цепей переменного тока

450 Вольт на 85 мкФ
http://www.faratronic.ru/ecbb65.php
Диаметр 60 мм длина 130 мм
Вес думаю тож не шибко большой. как вам ТАКОЙ кондер?
http://www.faratronic.ru/p7.php
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Wector

Цитата: Peoner от 26 Янв. 2013 в 06:09
2) какие недостатки у этой схемы (кроме отсутствия гальваноразвязки)

   Тут, кроме безопасности, важен не подбор кондюков, что там искрит и греется.
           А то, что для этой схемы должна быть постоянная нагрузка. Иначе без нагрузки или уменьшение ее от номинальной -напряжение после мостика будет расти вплоть до пикового напряжения в сети 300 В.  :neg:
"Забудь, короче" - правильно сказали.
Скажи мне, а что тебя сподвигло искать такое извращенное решение для зарядки?
Чем не устраивают готовые решения, и какую хотел бы иметь?
Сверхкомпактная зарядка https://electrotransport.ru/index.php?topic=43983.msg1021625#new
"Крутизна" на траекторию полета пули не влияет.

yuri

Тогда уж лучше делать из компового блока питания, используя все обмотки его трансформатора можно накрутить до 88В, есть соответствующая тема https://electrotransport.ru/index.php/topic,13096.msg230675.html#msg230675, если уж искать бюджетное решение.
Электротаврия 28S6P (28 консерв Ниссан-лиф+28S2P LG e63). ДС3.6 37000 км

NAT

тоже постоянно интересовал такой принцип зарядки. И что я могу сказать со своей дилетантской практики))   одним таким зарядным устройством я в течении 1,5 года заряжал гелевый АКБ на 6 вольт 4,5 ампер часа. ну как в УПСах стоят. конденсатор МБМ или МБГО 4мкф 600 вольт.  после стояла обычная КЦшка. ток был около 0,4 ампер.  и был у меня МП-3 плеер, там был пальчиковый аккумулятор 1,2 вольта. этот акум 2 года заряжал таким же устройством только конденсатор был  К-73   кажись 0,5 мкф 250 вольт.  ничего не грелось не вздувалось и не шарахнуло.  но током меня несколько раз долбонуло. 

Peoner

Цитата: Wector от 27 Янв. 2013 в 14:01
Скажи мне, а что тебя сподвигло искать такое извращенное решение для зарядки?
Чем не устраивают готовые решения, и какую хотел бы иметь?
ну никто не читает условия задачи... :facepalm:
я хочу собрать походный зарядник
ПРОСТЕЙШИЙ, ЛЕГКИЙ, ДЕШЕВЫЙ
не для полного заряда но для подзарядки.
типа едешь из одного города в другой и в придорожном кафе слегка подпитываешься. скажем процентов 50-70 не более от полной емкости

что касается включения без нагрузки... тк не надо так включать. а сначала включаешь разъем в аккум потом в розетку. выключаешь в обратном порядке. это как с заземлением. у него тоже определенный порядок: сначала провод цепляешь к шине земли потом к оборудованию заземляющему. снимаешь в обратном порядке.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Peoner

Цитата: NAT от 27 Янв. 2013 в 15:11
но током меня несколько раз долбонуло.
да это очень серьезный момент и я его прекрасно осознаю. :exactly:
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

aleks17121960

Главный минус-нальзя использовать без нагрузки-стабилитрон прошибет в момент.Второе-для гашения гармоник параллельно диодам моста надо воткнуть 0.1мкФ/220В,двух в любое плечо достаточно.Эти схемы-только для постоянной нагрузки,и расчитываются под конкретный ток.Я такого типа около 1000шт собрал в своё время,на 10-20мА,для жучков с питанием от 220В.На 3-4А схема получится больше импульсной раза в два,нет смысла.Напряжение ограничивается нагрузкой,поэтому,кроме енки,стабилитрон не нужен.Короче,как зарядное или БП для переменной нагрузки негодится.
Делай,что должен,и будь,что будет...

Wector

Цитата: Peoner от 27 Янв. 2013 в 15:13
я хочу собрать походный зарядник
ПРОСТЕЙШИЙ, ЛЕГКИЙ, ДЕШЕВЫЙ
не для полного заряда но для подзарядки.
что касается включения без нагрузки... тк не надо так включать. а сначала включаешь разъем в аккум потом в розетку. выключаешь в обратном порядке.

    Не получится зарядник с такими критериями. Только если есть уже источник постоянного напряжения. Скажем готовых 12-100 В, тогда легко и просто сделать зарядник...

   Вес то максимум какой устроит? И мощность, 100-200 Вт?
А этот не получится легким.
Разве нет нормальных импульсных?
В походе как раз лучше пользовать простой зарядник не по элементной базе, а по удобству и надежности.
Сверхкомпактная зарядка https://electrotransport.ru/index.php?topic=43983.msg1021625#new
"Крутизна" на траекторию полета пули не влияет.

Гудвин

Цитата: Peoner от 27 Янв. 2013 в 15:13
ну никто не читает условия задачи...
Если Вы статью "С. Бирюков. Расчет сетевого источника питания с гасящим конденсатором. - Радио, 1997, N5, С.48", http://www.radioway.ru/1997/05/raschet_setevogo_istochnika_pitanija_s_gasjashim_kondensatorom.html то найдете ответ на свой вопрос.

Peoner

Цитата: aleks17121960 от 27 Янв. 2013 в 16:38
Главный минус - нельзя использовать без нагрузки-стабилитрон прошибет в момент.Второе-для гашения гармоник параллельно диодам моста надо воткнуть 0.1мкФ/220В,двух в любое плечо достаточно.Эти схемы-только для постоянной нагрузки,и рассчитываются под конкретный ток.
1) никаких стабилитронов и кренок - они не нужны.
2) для гашения гармоник - не вопрос - можно поставить.
3) чтоб нагрузка была постоянной я ж УЖЕ НАПИСАЛ: в розетку такое ЗУ включать ТОЛЬКО при подключенном аккуме. и пожалуйста вам постоянная нагрузка. выключать - в обратном порядке: сначала штекер из розетки потом из аккума..
статью щя читану. хотя раньше в детстве тоже самоделки простенькие запитывать от маломощных безтрансформаторных БП

upd: я читал эту статью на днях. и запитка паяльника - прекрасный образец использования такого БП(ЗУ). ;)
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

ДмитрийМver2.0

Если уже смириться с гальванической связью с сетью то проще и легче (и ремонтопригоднее) использовать мостик и набор электролампочек на заданное падение напряжения. Просто, всегда можно заменить лампу, никаких резонансных явлений и тяжёлого транса (с кондёром он обязан быть, иначе габариты зарядки несоразмерные и проблемы с пуском такой емкости). Собственно в гаражах самоубийцы так годами и заряжают-лампа, диоды, ограничитель напряжения на тиристоре.
73! Дмитрий, RK3AOR.

алабам

Не совсем понимаю идею автора применить кандер для этого..
По цене хороший надежный кандер стоит как и аналогичного тока китайская зарядка.
Но у нее важное преимущество развязка.
По весу и обьему тоже аналогично.
Так зачем морочится?
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

Peoner

Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru