avatar_DED

сигнализатор о подкравшемся авто за спиной

Автор DED, 09 Июнь 2013 в 23:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DED

Последнее время приходится много ездить по загородним дорогам общего пользования на велосипеде, скутере и электросамокате. На очереди покатушки на роликовых коньках.
И невольно столкнулся с проблемой.
При долгой езде и отсутствии машин притупляется внимание, и невольно смещаешься от обочины к середине дороги особенно при объезде выбоин. И иногда невольно ловишь себя на мысли, что забыл лишний раз покрутить головой, или напрячься и поймать картинку в зеркале.
В итоге частенько машины  незаметно «подкрадываются», и неожиданно вплотную тебя обгоняют.
Подумалось, а почему бы не сделать простенький сигнализатор появления за спиной машины. С ненавязчивой световой сигнализацией ярким красным свето диодиком на руле. Чтоб даже на солнце обращал на себя внимание. Звуковой сигнал не нужен — все равно на скутере не услышишь, а громче просто мозг через десять минут вынесет.
Может для большинства это покажется совершенно лишним прибамбасом (спорить не стану), но лично для себя решил сделать. Шараханий на дороге меньше будет.
Понятно, что на лесной тропе, или при езде в плотном городском потоке толку от него не будет. Но мне больше приходится катать на загородних трассах с одиночными обгоняющими авто.

После некоторых раздумий и экспериментальных  прикидок остановился на пиродатчике.
В отличие от ультразвука или СВЧ вариантов получается простое  и надежное решение минимальной цены.
Пиродатчик — это такая штуковина, которая реагирует на излучаемое телом тепло. Будь то человек, а еще лучше машина. Это явление давно используется на практике в дистанционных электро выключателях. При появлении в поле зрения такого датчика перемещающегося теплового объекта происходит сработка релейной схемы. Подобные готовые датчики  стоят от 200 рублей.
Один из таких ДДВ-02 за 250рублей приобрел для опытов в ближайшем хозмагазине.
Такой датчик работает от низковольного (порядка 5В) питания, и потребляет мизерный ток.  Комплекта батареек должно хватать на пару сезонов катания.
На фото внешний вид датчика ДДВ-02.
Ставить его на своего коня в таком виде не есть айс. Хотя, если нет вдохновения возиться, можно и так.
Я рещил приспособить для этого обычный двух батареечный фонарик. (см. там же на фото)
Вместо комплекта из двух пальчиковых батареек по 1,5В в него будут вставляться такие же по диаметру, но существенно короче две литиевые батарейки CR2 на 3В каждая.
А оставшееся место в аккурат позволит поставить нехитрую миниатюрную платку с пиро датчиком. (схема на фото).
Более того,  вместо традиционной многосекционной линзы Френеля будет заюзана оптическая отражающая система самого фонарика. Датчик по размерам очень близок габаритам лампочки фонарика, и четко встает на ее место.
Примерно такой же, как при жизни фонарика был у него световой луч, и будет сектор захвата пиродатчика. С такой оптикой у него будет дальность обнаружения сзади идущего авто около 15-20м.
«Фонарик» можно закрепить под седлом или на заднем крыле, и направить назад по дороге его «луч».
При попадании в этот узкий луч машины будет происходить сработка датчика, и моргание светодиода на руле.

Идея пока в проработке, но не собираюсь затягивать ее реализацию описанным вариантом.
Кому интересно, берите паяльник, присоединяйтесь.

reget

Испытания на движущемся транспорте уже провели? Эта штука будет срабатывать от любого изменения температуры в области обзора пирометра - от изменения t асфальта и всего остального, что будет попадать в датчик. То есть будет срабатывать без перерыва :)

На вел я конечно не ставил, но обычный бытовой датчик срабатывает от перемещения при отсутствии каких-либо тел в области видимости

DED

В обычном датчике стараются получить максимальную чувствительность и угол захвата движущихся объектов. Используемые линзы покрывают угол до 180 гр.
Для рассматриваемой задачи такая линза не годится. Либо ее менять, либо заклеивать изнутри боковые зоны обзора, оставляя лишь узкую просмотровую  "дырку" посередине. Но при этом недопустимо снизится светосила фокусирующей системы, чувствительность девайса.
Не годятся также обычные стеклянные линзы. Они пропускают только ближний ИК до 1мкм.
Пиро датчики работают на тепловом излучении,  на длине волны около 10мкм.
Поэтому, если уж не специальная линза Френеля, то обязательно должна быть зеркальная оптика.
При использовании зеркальной оптики от фонарика (без стекла) датчик будет "смотреть" лишь в узком коническом секторе, каким был ранее световой луч у фонарика.
Этот луч должен быть направлен над дорогой сзади велосипеда.
Когда сзади нет машин, и других тепловых объектов, то в "луч" ничего не попадает - нет ни отраженки, ни тепловых перепадов. Опасно только солнце сзади, пробивающееся через разрывы в кронах деревьев. Это может давать ложняки.

На движущемся транспорте еще не испытывал. Пока только стадия наколенных проработок.

pashteton

Рисково как то, какому то девайсу доверять свою жизнь.
Да и потом с таким устройством придется кататься либо в одиночку, либо замыкающим.

reget

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 08:43
Когда сзади нет машин, и других тепловых объектов, то в "луч" ничего не попадает - нет ни отраженки, ни тепловых перепадов. Опасно только солнце сзади, пробивающееся через разрывы в кронах деревьев. Это может давать ложняки.
На конце луча по-любому всегда что-то будет, за городом какие-то деревья, трава, при холмистой местности - дорога/небо. В городе - дома, люди, столбы и т.п. Пирометру расстояние до объекта не важно, в теории температура на датчике всегда будет меняться с сумасшедшей скоростью. Я бы приделал отражатель и попробовал просто проехать, прилепив "на соплях"

DED

Я бы тоже жизнь не доверил, а вот лишней напомяналкой бы поставил.
Кстати, тоже пришел к выводу, что лучше ставить не "фонариком" на багажник.
Во-первых, пришлось бы к рулю тянуть лишнюю соплю.
Во-вторых, лучше вписывается этот микро-девайс в незаметную добавку к левому зеркалу на руле.  И светодиод тут же размещается в самом зеркале, как на авто сигнализатор присутствия в слепых зонах обзора.
В-третьих, смотреть надо не строго назад, а сбоку в полосе обгона.
Весь девайс потребляет смехотворно мало в пределах единиц мА, и может быть ужат в габаритах до размера ученического ластика.
Причем, вместе с оптикой!
Сейчас закончил с экспериментированием по выбору подходящей оптики. Опробовал в сравнении с линзой Френеля несколько зеркальных отражателей от миниатюрных фонариков.
Однозначно, с зеркальной оптикой от фонарика можно получить очень узкий дальнобойный луч. Метров 20 без напряга. Но становится сложнее попадать таким лучом по сзади идущему авто. 
В итоге остановился на использовании небольшего фрагмента от штатной линзы Френеля.
Вполне достаточно в ~10мм от датчика поставить вырезанный кружечек из центральной части диаметром 10-15мм. Либо просто затенить остальную часть линзы.
Это сразу сужает луч до желаемого сектора чувствительности. Дальность обнаружения будет около 10-12м.
В пределах этой дальности на дороге могут находиться ТОЛЬКО машины. Деревья и столбы вдали не скажутся на работе.
Тем более в силу физики работы самого датчика - его быстродействие (0,5...2Гц) ограничивает воспринимаемость быстро подвижных объектов.
Маячащее сзади сильное тепловое "пятно" от радиатора догоняющего авто идеально подходит для обнаружения.

zap

Выбран неправильный датчик.
Есть специальные ультразвуковые измерители расстояний. В частности, продаются в виде готовых платок для Ардуины и т.п.
Выглядит как длинная плата на одном конце которой - ультразвуковой излучатель, на другом конце - ультразвуковой микрофон, а посередине микрухи и всякая фигня.
У них достаточно узкий "конус зрения".
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

LWW

Я то же задумывался над этой проблемой. Но вывод - только камера и экранчик. на ебэе можно в 100$ уложиться с пересылкой.

DED

С ультразвука я и начинал.  Перелопатил кучу датчиков и вариантов. Разобрал немало парктроников и УЗ дальномеров.
Поверьте на слово - более 5м нормального обнаружения не добиться. УЗ дальномеры работают до 18м, но очень узким лучом, и только по площадным пепендикулярным объектам (стенам). От машины отраженка уходит в "молоко".
Скажу более. Даже делал видео распознавание сближения с догоняющим авто по видеосигналу от камеры заднего вида. И даже на СВЧ на 24гГц ганплексоре.  Но это другие темы.
Можно просто видео камеру заднего обзора поставить вместо зеркала, и дисплей на руле. Только придется каждый раз снимать у магазина.
Кому, что нравится и удобнее.
Повторюсь, хочу сделать для себя простую и надежную сигнализацию о сближении.
В идеале - в виде миниатюрной приклеивающейся нашлепки на штатное зеркало.

алабам

По поводу пиродатчика, есть более миниатюрные решения , я 4 штучки таких купил, для поделок разных.
http://www.buyincoins.com/new_en/details/pyroelectric-infrared-pir-motion-sensor-detector-module-product-7078.html

а по вашей теме  , я бы смотрел в сторону активного ИК локатора, тоесть, несколько бытовых ик излучателей ( как в пульте дистанционки) , или один но мощный , линзой собрать в пучек нужного раскрыва, промодулировать , и пустьть в сторону подкрадывающихся машин.
Приемник настроен на частоту модуляции , ( если брать готовые бытовые решения - то это 33 кГц) .,  дальше - ступенчатое сравнение  степени силы отраженного сигнала с изменяющейся  образцовым напругой  и вывод резултата в виде изменяемого звукового тона , или частоты моргания светика на руле , или еще как то , не суть важно.
Простыми решениями вы ничего не сделаете.
С ИК техникой я знаком не по наслышке, делал " скрытый канал связи" на ИК диодах на расстояние 500 м , в то время , когда еще не было радиотелефонов  с DECT , и нужно было просто и сердито срочно сделать.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

варп

[user]DED[/user], среди Ваших многобукв не нашёл главных - хоть какие-то практические эксперименты были ? ....особенно по - поводу линзы фонарика ? Я тоже более 10-ти лет использую эти датчики для включения света , но штатные , без переделок ...Врядли , в том виде , как Вы планируете , всё это заработает...Линза не должна блокировать ИК лучи...У Вас как с эти обстоятельством ?

алабам

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 10:28
Дальность обнаружения будет около 10-12м.
В пределах этой дальности на дороге могут находиться ТОЛЬКО машины. Деревья и столбы вдали не скажутся на работе.
Тем более в силу физики работы самого датчика - его быстродействие (0,5...2Гц) ограничивает воспринимаемость быстро подвижных объектов.
Маячащее сзади сильное тепловое "пятно" от радиатора догоняющего авто идеально подходит для обнаружения.
На такой дальности " обнаруживать" приближающуюся машину нет смысла.
она вас быстрее обгонит , чем вы сообразите что сзади кто то есть.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

DED

Алабам, спасибо за подсказку по датчику! По сути это именно та схема, что и нарисована у меня несколькими постами выше. Только уже готовая и совсем дешевая. Подошла бы один в один для моей задумки. Попробую узнать про наличие в Москве.

Активный ИК вариант оставил для себя, как последний из разумно реализуемых, если не получится с пиро датчиками.
Все-таки он требует хоть не очень большой, но  энергетики на подсветку. Я подобное делал на TBA2800.

Пиро вариант можно сделать совсем миниатюрный с автономным питанием от литиевых CR2032, или чего-то скромненького.
Причем  без градаций дальности до авто, а просто привлекающий внимание ездока к необходимости поглядеть в зеркало. Для оценки дальности по его сигналам надо специально заострять внимание.   Будет проще просто посмотреть в зеркало.

Вот сейчас приглядываюсь, какое зеркало на руль лучше приспособить для вживления девайса во внутрь.
Да и выход в слип режим можно простенький сделать, чтоб о выключателях совсем забыть.
Например, от пьезика с простейшим таймером. Есть активность - включается, поставили вел на прикол - сам  отключается.

Варп, с оптикой от фонариков (без защитного стекла) попробовал. Дальность под 20м. Я же написал чуть выше.
Но слишком узкий луч захвата.
Стекло пропускает только ближний ИК диапазон. Тепловое излучение 10мкм значительно поглощает.

Пока все получается без засад.

Насчет недостаточности дальности обнаружения 10-12м. Может быть.
У меня же частенько получается, что размечтавшись глядя на окружающую природу, смещаюсь к середине дороги и забываю про редкие авто.
Пока те не бибикнут вплотную.

TOM

Можешь попробовать пластмассовые линзы, их характеристики отличаются от стеклянных.

DED

Пожалуй уже определился окончательно с линзой - линза Френеля. Очень технологичное и дешевое решение. От добра добро не ищут.
Можно купить в составе готового датчика, либо отдельно. Например тут, но дорого  http://www.chipdip.ru/product/ppgi0601/
Но только с узким сектором обзора, не более 30 градусов.

Сама схемно-концептуальная часть уже вопросов не вызывает. Как всегда на первый план вышли конструктивно-технологические вопросы. Как оформить, в каком корпусе, где разместить, как запитывать и менять батарейки и пр., и пр..?
В зеркале на руле не получается - при повороте руля будут ложняки от собственного тела. Остается первоначальный вариант сзади под седлом.
Сектор обзора 30 градусов со смещением на левую полосу.
Корпус лучше взять готовый от заднего фонаря. Со встроенным отсеком для батарейного питания. Сейчас ищу варианты в инете.
Еще лучше оставить функции заднего фонаря, и добавить немного своих патрохов.
То есть, в фонаре желательно иметь небольшой запас свободного объема.
Оповещение для велосипедного катания сделаю звуковым, но не навязчивым. Какую-нибудь веселенькую мелодию из одной из малявкиных сломанных игрушек.

Но вот еще беда! Пришел аппетит во время е(з)ды.
Если уж будет задний фонарь, то уж больно велик соблазн поставить в него еще одноосевой акселерометр  ADXL103  http://www.analog.com/static/imported-files/data_sheets/ADXL103_203.pdf , и сделать автоматический стоп-сигнал при торможении.
Когда сбрасываешь скорость, начинает быстро моргать красный стоп сигнал. Чем сильнее тормозишь, тем чаще моргает. При езде может гореть непрерывно, или короткими редкими вспышками.
Такая автоматика потребляет всего 0,7мА!
И не надо тянуть никаких соплей по раме. В одной автономной коробочке-фонаре три девайса - габаритник, автоматический стоп-сигнал и датчик обнаружения "хвоста". :exactly:

Как подбиру подходящий задний фонарь, начну под конкретный корпус делать плату.

VVK

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 16:45
Но вот еще беда! Пришел аппетит во время е(з)ды.
Если уж будет задний фонарь, то уж больно велик соблазн поставить в него еще одноосевой акселерометр  ADXL103  http://www.analog.com/static/imported-files/data_sheets/ADXL103_203.pdf , и сделать автоматический стоп-сигнал при торможении.
Когда сбрасываешь скорость, начинает быстро моргать красный стоп сигнал. Чем сильнее тормозишь, тем чаще моргает. При езде может гореть непрерывно, или короткими редкими вспышками.
Такая автоматика потребляет всего 0,7мА!
И не надо тянуть никаких соплей по раме. В одной автономной коробочке-фонаре три девайса - габаритник, автоматический стоп-сигнал и датчик обнаружения "хвоста". :exactly:

Как подбиру подходящий задний фонарь, начну под конкретный корпус делать плату.

Значительно более дешевый акселерометр - LIS332AX. Используйте только одну ось. Будет работать не хуже. На аналоговый выход поставьте ФНЧ, чтобы шумы отсечь.

DED

Спасибо, VVK!
ADXL103 тоже одноосевой, но всегда лучше уже кем-то опробованный вариант. Вы уже делали такой стоп-сигнал?

Вот корпуса фонарей различные http://www.mighty-sport.ru/?cat=accessories_fonari_zadn&p=2
Но может кто подскажет лучше варианты? Чтоб пообъемнее были внутри.

VVK

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 17:01
Спасибо, VVK!
ADXL103 тоже одноосевой, но всегда лучше уже кем-то опробованный вариант. Вы уже делали такой стоп-сигнал?
ADXL103 - это высокоточный датчик, он поэтому стоит около 500р. Для вашей задачи большая точность не нужна, поэтому можно применить значительно более дешевый LIS332AX (он стоит около 80р.). Сам по себе он трехосевой, просто используйте одну ось. На боковые ускорения можно не обращать внимания. Вот даташит на акселерометр: http://robowell.ru/data/documents/ACC_LIS332AX.pdf

Стоп-сигнал я не делал, но идея неплохая, я думаю, реализовать ее не сложно.

DED

#18
Эта идейка у меня давно в голове крутилась. На какой-то из прежних своих машин хотел приладить к дополнительному фонарю стоп-сигнала. Чтоб при резком торможении дублирующий стоп-сигнал в салоне на сверх ярких светодиодах давал частые вспышки.  Тогда так и не дошли руки. А на новых моделях авто это и так есть, да еще аварийка автоматом включается.
С нашей легкой руки скоро на всех велосипедах будет.  :exactly:

Вот неплохой светильник. http://www.mighty-sport.ru/?cat=accessories_fonari_zadn&key=3112
И судя по картинке, место можно для микроплатки найти.
Одну половинку оставить под стоп сигнал, а вторую под пиро датчик.

Завтра с утра просто в Сокольники подъеду, на месте выбиру из того, что есть в наличие.

av404

С интересом читаю, желаю успеха и жду результатов.

Но вот про Стоп-сигнал от акселерометра - неправильно это. Стоп должен включаться с опережением замедления, а не после, когда уже поздно. Обсуждалось уже и фонарь готовый в продаже есть. Я себе и детям такой не поставлю... У меня Стоп от ручки тормоза - и только это правильно.

Я имею возможность предупредить едущего сзади о намерении затормозить и только потом врубить тормоза. Так бывает гораздо чаще, чем экстренное торможение. Продумайте этот аспект, и, надеюсь, откажетесь от акселерометра. В данном случае ''лишние'' провода от ручки тормоза - совсем не лишнии...
Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

ДмитрийМver2.0

Уважаемый DED,  прежде чем тратить деньги на датчик стоило бы прочитать о принципе его работы. Так вот, огорчу Вас, но без штатной оптики (линзы Френеля) он работать не будет. Сами подумайте, разница в тепле комнаты и человека десяток градусов, неужто Вы серьезно думали что датчик может различить это? Поэтому в датчиках движения использовали принцип частотной селекции, то есть многофокусная линза Френеля при перемещении теплового объекта в поле зрения из фокуса в фокус формирует всплески ИК потока, затем с помощью частотного фильтра (по моему 0,5....100 Гц) выделяется сигнал и только по нему (часто с допобработкой) принимается решение о наличии движущегося объекта. Этот принцип подразумевает что линза стоит неподвижно и в зоне её зрения все объекты стационарны. Поэтому на движущихся объектах PIR датчики не ставят никогда.
Различить тепло в принципе может тепловизор, но в нём приёмный элемент охлаждается с помощью микрохолодильника до -60...100 С, используется специальная оптика и цена его Вас не обрадует.
Для Вашей задачи может подойти только радиолокатор, причём миллиметрового диапазона, как по размерам антенны так и по дальности обнаружения. На улицах они устойчиво различают машины в потоке, визуально такая плоская прямоугольная серая пластина на перекрёстках. Но тоже недёшев.
ИК активная локация имеет много проблем так как отражающая способность дороги и машины в ИК близки и трудно получить устойчивый отражённый луч, собственно это же относится и к ультразвуковым локаторам.
73! Дмитрий, RK3AOR.

DED

..........Но вот про Стоп-сигнал от акселерометра - неправильно это. Стоп должен включаться с опережением замедления, а не после, когда уже поздно. Обсуждалось уже и фонарь готовый в продаже есть. Я себе и детям такой не поставлю... У меня Стоп от ручки тормоза - и только это правильно.........


AV404, я на сайте не так давно, и не видел этого обсуждения. Не могли бы дать ссылку на фонарь.

Понятно, что лягушка на  тормозе срабатывает ранее начала реального замедления. Для быстрой маневровой езды это принципиальное требование, никаких возражений.
В предлагаемой реализации это скорее нелишнее привлечение внимания позади едущих авто. Согласитесь, на 99,9% велосипедов и такого нет. И мало кто станет самостоятельно тянуть проводочки к лампочкам, ставить концевики. Другое дело просто один раз зацепить хомут под седлом. Даже блондинка осилит.

ДмитрийМver2.0, спасибо за предостережения.
В 93 году мне посчастливилось встречаться в Калифорнии с автором первых пиродатчиков Грандом Маркили. С принципом их работы я был знаком уже тогда из первоисточника. Он тогда на них сделал свое состояние. До сих пор жив этот замечательный старикан.
Играл с этими датчиками еще 20 лет назад, и знаю не по наслышке про их принцип работы.
Но этому датчику глубоко по-барабану, стоит он неподвижно, а мимо пробегает тепловая цель, или же цель неподвижна, а он сам сканирует  по ней своим полем зрения. На его выходе при этом одинаково возникают разнополярные перепады.
При этом датчик без труда выделяет температурные перепады в единицы градусов. Перепады от радиатора машины на ландшафтном фоне даже в жаркий день составит десятки градусов.

Да и с СВЧ радарами вроде тоже знаком. На других сайтах публиковал свои поделки по обнаружению и глушению радаров на дорогах на 24гГц.
Поверьте, это гораздо дороже в реализации. Самые дешевые ганплексоры на 24гГц я заказывал в штатах по 50 баксов, а весь девайс СВЧ обнаружения препятствий вылезает по цене далеко за сотню баксов.

Впрочем, никому не буду навязывать свое мнение и опыт. Делаю для себя. Кому интересно - присоединяйтесь. :-)


VVK

Цитата: av404 от 10 Июнь 2013 в 18:26
С интересом читаю, желаю успеха и жду результатов.

Но вот про Стоп-сигнал от акселерометра - неправильно это. Стоп должен включаться с опережением замедления, а не после, когда уже поздно. Обсуждалось уже и фонарь готовый в продаже есть. Я себе и детям такой не поставлю... У меня Стоп от ручки тормоза - и только это правильно.

Я имею возможность предупредить едущего сзади о намерении затормозить и только потом врубить тормоза. Так бывает гораздо чаще, чем экстренное торможение. Продумайте этот аспект, и, надеюсь, откажетесь от акселерометра. В данном случае ''лишние'' провода от ручки тормоза - совсем не лишнии...

Я бы все же с акселерометром эксперимент провел, это не сложно. И интересно, что получится. Акселерометр реагирует на ускорение практически мгновенно, большой задержки быть не должно. Задержка будет только из-за ФНЧ, но его параметры можно подобрать.
Сам акселерометр можно купить уже установленным на плате, чтобы не паять.
Были бы вы ближе к Ростову, я бы вам его подарил, у меня такой валяется без дела...
Для эксперимента после ФНЧ можно поставить компаратор (без гистерезиса) и нагрузить его пищалкой вместо фонаря. Изменением порога компаратора можно регулировать чувствительность.

av404

Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

DED

#24
VVK, спасибо за предложение! Акселерометры у меня есть разные в запасах. Одно время увлекся различными беспилотниками, леталками и квадракоптерами. Есть ADXL335, есть и ADXL103.
Тут речь идет не о быстродействии самого акселерометра. Оно у него выше на порядок любого  Шумахера будет. Просто опытный ездок может нажать на ручку (педаль) тормоза до начала эффективного торможения, до начала  реального маневра торможения.  Чтобы подготовить сзади едущих водителей заранее.
Акселерометр я буду ставить по-любому. Считаю вполне достаточной мерой для подавляющего большинства ситуаций на дороге.

По-уму в схему контроля сближения можно было бы поставить МК с АЦП на входе, и отслеживать размах с выхода пиро датчика. И как-то изменять тон или частоту бипов при увеличении амплитуды. То есть, сделать изменяющийся звук от дистанции до машины.
Но нужно ли этим нагружать ездока?  Надо пробовать.

av404, и вам спасибо за наводку на фонарь с акселерометром! Ничто не ново под луной.
Использовать или нет - дело вкуса и своих личных критериев. Спорить бессмысленно.

ranger

а как работают считыватели номеров и прочая аппаратура? Расстояния ведения приличное, точность распознавания тоже. Не будет ли помех от проводов ЛЭП? Они явно горячее окружающей среды.

Добавлйтесь в друзья https://vk.com/electricus_me

DED

 ranger, не очень понятен вопрос. Считыватели номеров - это обычные видеокамеры. Кстати не так уж и надежно работающие, если знаешь, как их грамотно глушить. Да и предельная дальность распознавания не более 50м даже у самой лучшей из них.
ЛЭП теоретически может давать тепловой всплеск, если на нее направить приемный сектор датчика. У нее провода разогреты в аккурат, как радиатор у авто.  Обычно они высоко подвешены.
Гораздо больше проблем будет от прямого солнца сзади, прерывающегося ветками деревьев и высокими зданиями. Особенно на закате.
Тут ничего не поделаешь.

ranger

а если лазерным дальномером как то сканировать? По принципу радара. Есть изменение отражения значит есть объект
принцип локатора если я не ошибаюсь

только работать не будет в повороте..... Есть системы которые узнают человека или машину... по звуку... на границе такие есть, до 5км чувствительность

думаю гармоники авто с гармониками вела не пересекаются...
Добавлйтесь в друзья https://vk.com/electricus_me

DED

Со сканированием лазерным лучом сложновато получится. Не стоит того данная задача.
А вот с пеленгом звука двигателя догоняющего авто как-то совсем упустил из вида вариант.
Вполне можно узконаправленным микрофоном запеленговать звук мотора за несколько десятков метров.
Надо подумать.
Хорошо, если это ВАЗ или байк, а если тихий "Мерин" накатом на холостых оборотах догоняет?

ranger

погранцы как то ловят же своей аппаратурой. Да и наше, не очень чувствительное ухо часто предупреждает об обгоне. Тем более направленный микрофон должен срабатывать очень далеко при желании...

что такое звук волны. Т.е объект уже их излучает, осталось фильтровать
Добавлйтесь в друзья https://vk.com/electricus_me

TOM

У приближающейся машины есть одно интересное свойство - доплеровский эффект. По мере приближения машины все звуки от работы двигателя, трансмиссии, шин будут плавно изменяться в сторону понижения частоты. Чем больше скорость приближающегося автомобиля, тем больше будет доплеровский эффект. Если удастся выделить доплеровскую составляющую из общего спектра звуков, можно будет однозначно определять приближающийся автомобиль. Ложных срабатываний практически не будет, так как у удаляющегося автомобиля спектр частот будет не понижаться, а повышаться.

алабам

Цитата: TOM от 11 Июнь 2013 в 01:04
По мере приближения машины все звуки от работы двигателя, трансмиссии, шин будут плавно изменяться в сторону понижения частоты.
Вы перепутали, при приближении частота повышается , при удалении понижается.
Да это даже на слух хорошо заметно, особенно при включенной дуделке.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

TOM

Да, действительно перепутал. Но изменение частоты будет однозначным, будут определяться только приближающиеся или только удаляющиеся объекты. Таким образом, вполне возможен сигнализатор, который будет определять не только приближающийся объект, но и его скорость.

DED

#33
Может  скорость догоняющего авто знать и не особо важно, а вот сам факт его приближения сзади в некоторых ситуациях весьма полезен.
Но только, как дополнительное напоминание ездоку - голову на плечах ничего не заменит.
Пеленговать шум от догоняющей машины достаточно реализуемая задача, несмотря на посторонние шумы и соседние машины. Порог срабатывание можно сделать адаптивным, по уровню бокового фона от дополнительного микрофона.
Правда иногда могут быть тяжелые случаи. Например, следом за вами постоянно плетется шумный "Ковровец" (либо "Кировец" :-)), а его обгоняет тихая иномарка.
Если брать среднестатистические условия, то звуковой пеленг вполне проходой вариант. Полностью повторяет и многократно усиливает привычный слуховой стереотип обнаружения догоняющих авто обычными ("беззеркальными") велосипедистами.
Только немного более громоздкий по сравнению с пиро датчиком из-за узко направленного микрофона с рупорком.

ranger, еще раз большое спасибо за удачную подсказку! Если с пиро будет неустойчиво работать, обязательно попробую акустический пеленг.

Уже многократно убеждался, что не все устойчиво работает в боевых условиях, что идеально работало в лабораторных условиях.
Это проявилось в СВЧ радаре, который цеплял сигналом дорожное полотно, и особенно люки и неровности,  и постоянно давал ложняки.
Это проявилось и видео распознавании сближения, хватавшего "зайчики" и блики на реальной местности.
А в лабораторных условиях совершенно четко отслеживало все перемещения картинки с видеокамеры. Кому интересно, вот короткий эпизод с демонстрацией такого распознавания MOV05744 — на Яндекс.Видео , который проводил этапом ранее.

pashteton

Одно время пытался пользоваться пиродатчиками для определения горизонта и стабилизации в авиамоделях.
Если не ошибаюсь, он банально выдает среднюю температуру по больнице, всего того что в его поле зрения.
Низкое солнце ему конечно мешает, но не так сильно, так как небо все таки холодное.
Скорей всего датчик придется направлять немного вверх, чтоб нагретая дорога не мешала.
Интересен алгоритм определения автомобиля... по резкому увеличению температуры? А что если начнется подъем вверх, тогда в поле зрения окажется теплая земля.

DED

Работу пиро датчика в некоторой степени можно сравнить с пьезо элементом. При воздействии температурного перепада, он однократно выдает перепад напряжения. Только перепад, но не постоянный уровень.
Предположим, что велосипед долго едет в гору с уклоном более 30 градусов (ох, не завидую ездоку), и датчик уперся в землю.
Действительно, в этом случае на фон от земли датчик выдаст одиночный отклик. Но только одиночный.
Если при этом в поле зрения дополнительно попадет прыгающее пятно от машины, то пойдут постоянные новые перепады, которые и определятся схемой.
Прошу прощения, что изначально неподробно описал алгоритм выделения перепадов от машины. Постараюсь пояснить.
Вся мулька состоит в том, что у линзы Френеля в центре оставлено всего две-три оптические секции, определяющие угол поля зрения датчика. При движении на велосипеде даже если ехать по идеальной трассе и на глаз идеально ровно, все равно происходит  прыганье теплового пятна из зоны в зону чувствительности пиро датчика.
В обычных датчиках включения света или сигнализации стараются максимально увеличить зону обзора датчика. Линзы делают с большим раскрывом, охватывающим до 180 градусов.
В результате на датчик помимо полезного сигнала со всех остальных направлений приходит фоновая засветка, снижающая чувствительность по полезному сигналу.
Если у линзы оставить в работе лишь небольшой фрагмент в нужном направлении, то сократится угол захвата, но при этом возрастет чувствительность датчика по слабым сигналам.
Именно это и реализовано в девайсе.

VVK

Цитата: DED от 10 Июнь 2013 в 22:28

По-уму в схему контроля сближения можно было бы поставить МК с АЦП на входе, и отслеживать размах с выхода пиро датчика. И как-то изменять тон или частоту бипов при увеличении амплитуды. То есть, сделать изменяющийся звук от дистанции до машины.

DED, конечно с процессором будет значительно проще и компактней, я просто думал, что Вы с контроллерами не работаете. Поэтому и предлагал Вам акселерометр с аналоговым выходом. Лучше его использовать с цифровым интерфейсом (например, LIS331DLH).
Что касается определения приближения автомобиля, тут надо экспериментировать, это достаточно сложная задача. Сделать можно, но возможно придется применять комбинированные способы определения, например, УЗ и пирометр. Здесь уж точно без контроллера не получится.

алабам

#37
Короче,вижу хорошая тема глохнет из за сложности,
внесу простоту  :-)

Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

DED

алабам, ничего не глохнет. Все идет своим чередом,  особых сложностей нет. Просто время нужно свободное на эксперименты.
Все уже достаточно обсуждено, надо просто пилить гирю. Она золотая. :-)

DED

#39
Вот, наконец появилось немного свободного времени, и продолжил работу по теме.
Решил для натурных испытаний сделать миниатюрный "брелочный" вариант.
Все прекрасно уместилось в корпусочек чуть меньше спичечного коробка. Запросто при желании встраивается в вело шлем или в обычную бейсболку.
Потребление в рабочем режиме менее 1мА!!! Комлекта батареек на 240мАч хватит на сезон активного катания.
В пределах максимальной квартирной дальности все работает как надо.  MOV05759 — на Яндекс.Видео Теперь в следующие выходные проверю в реальных дорожных условиях.
Схема получилась такая.
При появлении теплового пятна догоняющей машины в поле захвата датчика, начинает бикать на каждый обнаруживаемый всплеск в течение 0,5...1сек. Так как машина постоянно дергается в поле зрения, биканье тоже идет постоянно пока захватывается машина.
Для отработки работоспособности это удобно. Для рабочего варианта может использоваться более удобная индикация.

LWW

Мдамс, ну и темка..

%-) Радиолокатор, эффект Доплера...

Поставьте камеру с экранчиком. Будете не просто сигнал получать, а видеть всё и без исключения. Можно герметиком по корпусу пройти, есть автомобильные герметики с лёгким клеющим эффектом. Это для тех, кто в Дели летом собирается. Можно взять экранчик с расширенным температурным диапазоном, для проживающих в Якутии ;-D

DED

LWW, в общем-то да, Вы правы... Зачем ставить на ночь будильник, если на руках и так есть часы. Просто смотреть на них каждую минуту, и не проспишь. И для тех, кто в Дели, и для тех, кто в Якутии. :-)
А для тех, кто в танке можно  обычным зеркальцем ограничиться. ;-D

алабам

[user]DED[/user], не отвлекайтесь, понимающий проблему народ ( я ) ждет окончания опытов (ну, если хватит энтузиазма).
[user]LWW[/user], наверное ездит все время по тротуару, поэтому суть проблемы ему непонятна.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

DED

Провел первые испытания на дороге. Выявились некоторые недочеты. Сейчас исправлю и снова испытаю.
В частности, при езде на мотоскутере и квадрике совершенно не слышал звуковой сигнал. Пришлось навешивать светодиод.
Первоначально выбрал слишком узкую полосу захвата датчика. В следующей версии делаю чуть шире. Градусов 45-50.
Обязательно требуется стабилизация напряжения питания операционников. Иначе может происходить уплывание режимов по постоянке.
Идет потихоньку работа.

Но в целом все работает нормально. Ложняки не замечал. Когда не было машин, брелок молчал.
Вполне можно рекомендовать для повторения.
В зависимости от задач, вкуса и конструкции транспортного средства, на которое планируется установка, и надо выбирать будущий конструктив.
Можно встраивать в боковое зеркало велосипеда (машины), можно на багажник или под седло. Можно в шлем или в повязку на руку.
Кому для чего и  как сподручнее, единого универсального подхода не получится.

Сейчас, например кладу брелок на ночь на кухонный стол, и когда кошка начинает ночные шаринья по столам, неожиданный писк ей очень не нравится, и сразу убегает. :-D
В метре и на мышь должно среагировать.  На тараканов и мух, увы нет - холодные они. :laugh: