avatar_Overrider

12вольт на электровелосипеде или электроскутере

Автор Overrider, 21 Июль 2009 в 10:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Overrider

Копался тут в своих закромах и наткнулся на электронный трансформатор для галогеновых лампочек. Ма-аленькая такая коробочка на 100 ватт выходной мощности. Так вот, на входе-то у неё выпрямитель, а значит ей всё равно какое напряжение к ней приходит - переменное или постоянное. Попробовал подключить ко входу 48 вольт постоянки от батареи, подключил к выходу лампочку 100ватт 12вольт и она засветилась где-то чуть ярче чем в пол-накала. Это, конечно, не готовое решение, вторичную обмотку придётся перематывать на нужное напряжение. Но зато решение весьма бюджетное, такой трансформатор стоит 10$
Из минусов ещё отсутствие стабилизации выходного напряжения, но для лампочек должно быть нормально.

valera-hvg

Давно зреет подобная мысль, на свой велик "Эльф" (48в 350 ватт) -поставить стартерную батарею 12в 60а/ч.  Преобразователь уже собрал на SG3525 и 10штук полевиков 60N06 . Вот не соберусь велик испытать. На эквиваленте нагрузки преобразователь отдал КПД 87% при мощности 400 ватт. Не густо,но пока больше не получилось.

Alex_Soroka

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 12:50
Давно зреет подобная мысль, на свой велик "Эльф" (48в 350 ватт) -поставить стартерную батарею 12в 60а/ч.  Преобразователь уже собрал на SG3525 и 10штук полевиков 60N06 . Вот не соберусь велик испытать. На эквиваленте нагрузки преобразователь отдал КПД 87% при мощности 400 ватт. Не густо,но пока больше не получилось.

Может отдельную тему начнем ?
[b-b]"Силовой привод только от одной батареи 12В - за и против" ?[/b-b]

По теме - есть сайт "силовых энергетиков".
Там подобные вопросы применительно к "сварка от 12В" обсуждались.

Вот есть даже схемка:
http://imgdb.ru/view.php?i=p78f65wr_165532


а вот ветка где это обсуждается:
http://valvol.flyboard.ru/topic145.html

Alex_Soroka

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 12:50
Давно зреет подобная мысль, на свой велик "Эльф" (48в 350 ватт) -поставить стартерную батарею 12в 60а/ч. 

Но вообще-то есть у меня и другие размышления...
1) "удельная емкость" у свинца у всех аккумов одинаковая. Так что что 12В 60Ач что 48В 15Ач - будут весить примерно одинаково (да, я знаю про лишний вес корпусов).
2) да, токи потребления от АКБ будут разные - т.е. чтобы снимать 1кВА с 12В 60Ач надо будет с него тащить ток в 83Ампера (это при 100% КПД преобразователя!).
Смотрим в характеристику 60Ач аккума...  :bu: :bl: получаем практически разряд менее часа... то-же самое мы получим и от 48В 15Ач батареи, но там токи через аккумы будут меньше ...
3) преобразователь 12В-48В... он будет иметь 75-85% КПД... значит будет греться, значит будет у нас еще и потери на преобразование...
4) ЦЕНА вопроса... да, цена одного автомобильного аккума получается дешевле чем покупать 4шт AGM аккумы от УПСа... но AGM есть AGM, а в автомобильном свободный электролит, значит будет сильное осыпание пластин... :( малый срок службы прри сильных разрядах... А сколько стоить будет сам преобразователь ???

так что не все так просто как кажется...

Nickolas

Алекс, вопросик: а как обстоят дела со внутренними сопротивлениями батареек ? Они одинаковые ? У 65 Ач и 15 Ач ?

Alex_Soroka

Цитата: Nickolas от 24 Июль 2009 в 14:38
Алекс, вопросик: а как обстоят дела со внутренними сопротивлениями батареек ? Они одинаковые ? У 65 Ач и 15 Ач ?
Примерно да.
тут вопрос зависит скорее от толщины "зазора" между пластинами и размеров "пакета" пластин - но толщина зазора у AGM как правило меньше чем у "свободных", так что "одно на другое" и получается...
Тут вопрос скорее в том что 48В 15Ач это четыре последовательно соед. акб, а значит и внутр.сопр. это в 4 раза больше, но компенсируется это тем что токи проходящие по всем этим 4 акб меньше чем те что летят по 12В...
Ну и КПД преобразования не забываем + нагревы...

Так что мой личный вывод - не стоит заморачиваться с преобразователями.

Nickolas

Алекс, то есть, если не мешать мух с котлетами, с Вашей точки зрения внутреннее сопротивление аккумулятора на 60 ач на 15 Ач (естественно изготовленных по одной и той же технологии) одинаковы ?

valera-hvg

Дык, это все понятно,-экономический выигрыш от идеи,-весьма сомнителен, но- , стартерная акб -уже есть,-ее не жалко, новая,ее цена почти в 2 раза дешевле чем у 4х тягловых родных 12в /12а-ч. батарей. И к томуже возникла в связи с этим идея сделать преобразователь с оперативным регулятором напряжения выхода и варьировать его в пределах 24 -70 вольт . Разумеется оставив стабильным 48 вольт 50 ма. (от доп. маломощного преобразователя) напряжение на сам контроллер. появится возможность "приятно"ездить по ровной дороге и с горы. Т.е. получить как-бы виртуальную коробку передач. Уж очень здорово велик катится при питании 70 вольт. -намерил почти 47 км/час.по ровной.(при родных 48 вольт -36 км/час в тех же условиях).

Alex_Soroka

Цитата: Nickolas от 24 Июль 2009 в 15:34
Алекс, то есть, если не мешать мух с котлетами, с Вашей точки зрения внутреннее сопротивление аккумулятора на 60 ач на 15 Ач (естественно изготовленных по одной и той же технологии) одинаковы ?

Давайте я расширенно и научно отвечу ? :) Ок ? а вы сами для себя сделаете нужные выводы.

1) внутреннее сопротивление аккума состоит из суммы сопротивлений:
- сопротивление электролита между двумя пластинами разделенное на число параллельных "сборок" пластин в банке, (больше пластин в банке = меньшее сопротивление банки),
- сопротивления выводов(отвода) от сборки + и - пластин из банки,
- сопротивления перемычек между банками,
- сопротивление "наружных выводов" из всего аккума.

2) удельное сопротивление электролита одинаково для аккумов "свободного" и AGM. У гелевых удельное сопротивление несколько выше(гель имеет более высокое сопротивление), именно поэтому они при больших, "стартовых", токах ранее выходят из строя.

3) аккумы имеют разное число пластин и разную площадь пластин, так что, по теории, аккумы с бОльшим числом пластин должны иметь бОлее низкое сопротивление чем те у которых малое число пластин. Просто потому что составляющая "сопротивление электролита" у них будет меньше. Но в случае сравнения "тяговых" со "стартерными" - у стартерных (некоторых) я видел более тонкие пластины и бОльшее их число - так что способность к большим токам у них лучше (сопротивление действительно будет меньше). у "тяговых" обычно равное число пластин - что у малых что у больших акков - емкость тупо определяется размером пластин.

Но тут во всех случаях речь идет о сотых долях ома, и при больших токах начинает играть значение все компоненты :( в том числе "слабые отводы" у УПСовых АКБ... Так что при эксплуатации нам гораздо важнее не допускать "узких мест" где будут идти большие токи, а не искать АКБ с самым низким сопротивлением.

Alex_Soroka

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 15:53
Дык, это все понятно,-экономический выигрыш от идеи,-весьма сомнителен, но- , стартерная акб -уже есть,-ее не жалко, новая,ее цена почти в 2 раза дешевле чем у 4х тягловых родных 12в /12а-ч. батарей.
Да, это можно принять как аргумент "за".

ЦитироватьИ к томуже возникла в связи с этим идея сделать преобразователь с оперативным регулятором напряжения выхода и варьировать его в пределах 24 -70 вольт .
ЗАЧЕМ ???
дурость получается... и ненужное усложнение...
У вас ДВА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ - первое это "с 12 до 70" а второе это контроллер МК. КПД получим примерно: 80% * 80% = 64% !!! :(
Т.е. кроме потери денег на "преобразователь" вы теряете почти 40% емкости...

BigUry

Цитата: Nickolas от 24 Июль 2009 в 15:34
внутреннее сопротивление аккумулятора на 60 ач на 15 Ач (естественно изготовленных по одной и той же технологии) одинаковы ?
В этом случае акк на 15Ач будет иметь сопротивление в 4 раза больше. Батарея из 4-х акков в 16 раз больше. Отдаваемый ток (при той же мощности) в 4 раза меньше. Потери на внутреннем сопротивлении P=I2*R останутся неизменными. Ни выигрыша, ни проигрыша. Далее по тексту (потери на преобразование и пр.).

Павел

Цитата: Alex_Soroka от 24 Июль 2009 в 16:19
Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 15:53
Дык, это все понятно,-экономический выигрыш от идеи,-весьма сомнителен, но- , стартерная акб -уже есть,-ее не жалко, новая,ее цена почти в 2 раза дешевле чем у 4х тягловых родных 12в /12а-ч. батарей.
Да, это можно принять как аргумент "за".
Ещё аргумент "за": чем меньше банок тет меньше вероятность что какая-нибудь испортит всю батарею ИМХО.

valera-hvg

Ну и поскольку батарея имеет 12в. ,а противоэдс. двигателя-намного больше.-появляется возможность легко сделать рекуперацию энергии двигателя назад в батарею при торможении и езде с горы (напр. с помощью реле). А на счет кпд преобразовалеля в 80% -это плохой результат, причесав свой ,думаю смогу получить 92 -94 % . Опыт в построении подобных устройств имеется.

Alex_Soroka

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 17:29
Ну и поскольку батарея имеет 12в. ,а противоэдс. двигателя-намного больше.-появляется возможность легко сделать рекуперацию энергии двигателя назад в батарею при торможении и езде с горы (напр. с помощью реле).
...и полететь головой вперед :( ...обсуждалось уже до тошноты - торможение надо делать "умным"...

ЦитироватьА на счет кпд преобразовалеля в 80% -это плохой результат, причесав свой ,думаю смогу получить 92 -94 % . Опыт в построении подобных устройств имеется.
:) все говорят про 92-94 - а реально получается 80...
даже если у вас 92% будет - то 92%*92%=84%... ну хорошо - 20% емкости "псу под хвост"... И ? :)

valera-hvg

Ну лететь головой вперед ,при торможении -никто не собирается,если есть немного масла в голове-несложно организовать шим -заряд стабильным током при торможннии,-все же энэргия не впустую... URL=http://radikal.ru/F/i073.radikal.ru/0907/d0/29d66a8a0bc3.jpg.html][/URL] Преобразователь 12в -48в 400вт.

BigUry

Цитата: valera-hvg от 24 Июль 2009 в 17:29
Ну и поскольку батарея имеет 12в. ,а противоэдс. двигателя-намного больше.-появляется возможность легко сделать рекуперацию энергии двигателя назад в батарею при торможении и езде с горы (напр. с помощью реле). А на счет кпд преобразовалеля в 80% -это плохой результат, причесав свой ,думаю смогу получить 92 -94 % . Опыт в построении подобных устройств имеется.
Опять клюшки-кочережки! В 21 веке живем. Сколько уже говорилось, что ШИМ преобразователь с двухтактным выходным каскадом (в контроллере МК их 3 штуки) является двунаправленным. В одну сторону он понижает напряжение, в другую - повышает. С тем же коэффициентом. Все зависит от управляющей программы процессора.

valera-hvg


В моем контроллере рекуперация не предусмотренна,т.е. она-то наступает сама при движении с горы,при скорости более 35 км/ч ,не более того. К стати велик заметно ожил после замены родного контроллера (6шт 60NF06 ) на более мощный (12шт. 75NF75) Контроллер перестал нагреваться при подьеме на гору . Вероятно кпд у второго больше.

Nickolas

Цитата: BigUry от 24 Июль 2009 в 16:39
Цитата: Nickolas от 24 Июль 2009 в 15:34
внутреннее сопротивление аккумулятора на 60 ач на 15 Ач (естественно изготовленных по одной и той же технологии) одинаковы ?
В этом случае акк на 15Ач будет иметь сопротивление в 4 раза больше. Батарея из 4-х акков в 16 раз больше. Отдаваемый ток (при той же мощности) в 4 раза меньше. Потери на внутреннем сопротивлении P=I2*R останутся неизменными. Ни выигрыша, ни проигрыша. Далее по тексту (потери на преобразование и пр.).
Я пытался добиться подобного вывода от Алекса, но он как всегда уклонился.Еще вспомним о потерях на проводах, о соотношении массы к емкости и габаритам. Потери на преобразование... 80 % это из области паровозной техники. Мы все же в 21 веке живем и КПД преобразователя, при правильном проектировании не должно быть ниже 95%. В ином случае преобразователь спроектирован неправильно.

mikhail-bar

Еще вспомним о потерях на проводах, о соотношении массы к емкости и габаритам. Потери на преобразование...
[/quote]
Мне даже когда было нужно 12В, я и то отказался от авто аккумулятора. Я сначала тоже думал себе одну стартерную 12В 60Ач, но когда подошел к велосипеду с этим 18-килограммовым кубом свинца и просто представил где-бы и каким образом этот кирпич мог быть закреплен, тот час забыл этот страшный сон. Купил четыре AGM аккумулятора от бесперебойника и соединил их параллельно. Про преобразователь вообще молчу.

Nickolas

Цитата: mikhail-bar от 02 Авг. 2009 в 12:41
Еще вспомним о потерях на проводах, о соотношении массы к емкости и габаритам. Потери на преобразование...
Мне даже когда было нужно 12В, я и то отказался от авто аккумулятора. Я сначала тоже думал себе одну стартерную 12В 60Ач, но когда подошел к велосипеду с этим 18-килограммовым кубом свинца и просто представил где-бы и каким образом этот кирпич мог быть закреплен, тот час забыл этот страшный сон. Купил четыре AGM аккумулятора от бесперебойника и соединил их параллельно. Про преобразователь вообще молчу.
[/quote]
А сколько ватт часов у Ваших четырех AGM аккумуляторов ? И сколько они в четвером весят ?

mikhail-bar

А сколько ватт часов у Ваших четырех AGM аккумуляторов ? И сколько они в четвером весят ?
[/quote]
Аккумуляторы CSB HR 1234W 6*34Вт/ч,  от 8 до 9 Ач, на разных сайтах разные данные, 2,5 кг.
Итого - 10 кг >32Ач.
Берем авто-аккум 60Ач 18кг 2000-3000руб, и берем восемь мелких 64Ач 20кг 6000 руб.
Масса и Ач одинаковые, авто-аккум явно дешевле, но его нельзя наклонять на бок. Заменяем его на гелевый и аккумуляторы для бесперебойников немного выигрывают! Из маленьких можно получить любую форму, правда в проводах и разъемах можно запутаться.

А так по делу это все фигня, сейчас неспешно Литий выбираю.

avtohirurg

Цитата: Overrider от 21 Июль 2009 в 10:30
Копался тут в своих закромах и наткнулся на электронный трансформатор для галогеновых лампочек. Ма-аленькая такая коробочка на 100 ватт выходной мощности. Так вот, на входе-то у неё выпрямитель, а значит ей всё равно какое напряжение к ней приходит - переменное или постоянное. Попробовал подключить ко входу 48 вольт постоянки от батареи, подключил к выходу лампочку 100ватт 12вольт и она засветилась где-то чуть ярче чем в пол-накала. Это, конечно, не готовое решение, вторичную обмотку придётся перематывать на нужное напряжение. Но зато решение весьма бюджетное, такой трансформатор стоит 10$
Из минусов ещё отсутствие стабилизации выходного напряжения, но для лампочек должно быть нормально.
Вторичную обмотку можно оставить с тем же числом. Первичную обмотку Тр2, следует уменьшить, пропорционально, уменьшению входного напряжения. Резистор R3, также уменьшаем пропорционально уменьшению входного напряжения. Выпрямитель можно (если не требуется большая мощность) использовать "родной", после него поставить фильтрующий электролит, и если надо, интегральный стабилизатор (крен).
Первичная обмотка (заводская) содержит 92 витка, а вторичная 9 витков.
vd3-специальный пусковой диод.
Схему прилагаю:


wasaplay

Здоров пацаныю. Прочитал вроде всё, так кто -то что-то зделал из этого? Покажите готовый прототип.

Mixail

Что то не нашел тему про бортовую сеть 12в, помню что была похожая, напишу здесь, может кому интересно будет. Не сочтите за рекламу.
Занялся недавно поиском преобразователя DC-DC 75в-12в для питания светотехники 12в.
В основном нужно было малый вес и размеры, мощность необходимая для питания двух галогенок по 55вт и заднего габарита до 10вт, реальная цена и не дорогая доставка.
После переписки с одной фирмой выяснилось, что для этих целей необходим преобразователь больший по мощности, чем необходимо для питания лампочек, а это уже 200-300вт, так как галогеновые лампы при включении потребляют больший ток, чем необходимо для поддержания горения, а это уже намного дороже и тяжелее. Замерил, оказалось, что при включении потребляемая мощность подскакивает до 150вт.
После долгих поисков нашел необходимое у нас http://www.a-electronica.ru/dc-dc-galv.html
Характеристики http://www.a-electronica.ru/dc-dc-galv-par.html
Ответили на письмо с запросом очень оперативно.
"Здравствуйте!
Преобразователи ПН4-110-12 есть на складе.
Розничная цена 2000 руб.
Доставка  почтой 250руб. +150руб отправка по
Новосибирску."
Преобразователь очень легкий основной вес мне кажется, составляет алюминиевая пластина толщиной 4 мм, на которой все смонтировано она же радиатор, при двух лампах по 55вт общее потребление примерно 120 вт, кпд получается 91%.
Правда не всегда сразу зажигает две лампы, но если включать их по очереди, то нормально справляется или можно просто подождать немного после включения батарей, тогда нормально зажигает.
Лучше его охлаждать, греется зараза. Для скутера вообще классно подойдет, можно к корпусу прикрутить.
У меня он в велосумке валяется и успевает охлаждаться. Если в холодное время в батарейный отсек положить, то вообще прекрасно будет.
Кратковременно держит нагрузку до 220вт, проверял на автомобильном гудке.
Если промазать герметиком, то получится герметичная конструкция, что я и сделал.
Брал для 60в батареи, но прекрасно работает с 48в батареей. Для 36в и 48в батарей лучше подойдет ПН4-75-12
В общем девайсик не плохой, главное легкий и с задачей справляется.

LICC

Только позавчера вел с ними перепись по поводу поднятия выходного напряжения этого преобразователя до 13.7В, чтоб использовать для подзарядки бортового 12В аккума. Сказали что регуллировки нет, но на заказ небольшой партии могут сделать любые параметры.
ездю на батарейках(с) http://evr-lab.pro/

andreym

могу предложить dc-dc преобразователи:
вход 36-72 выход 2.5 и 3.3 вольта.
те которые 3.3 вольта до 12ампер.(40ватт максимальная мощность)
полностью гальванически развязанные - тоесть можно соединять последовательно.
выходное напряжение можно изменять подпаяв переменный резистор на +-10%
тоесть можно настроить от 12 до 14.48 если подключить последовательно 4 штуки.
защита встроенная, даже если коротнуть ничего не погорит, но лучше использовать предохранитель.
При токе порядка 4 ампер становятся ощутимо теплыми, тоесть при больших токах рекомендуется прикрутить на радиатор.
У меня на веле работает 2 таких - входы параллельно выходы последовательно для питания 2х 900люменовых фар(общее потребление около 25ватт). при такой нагрузке радиаторов не потребовалось - весь девайс становится чуть теплым будучи замотаным в скотч.
Сегодня попробую завести от 4-х штук автомобильную галогенку (или 2) проверить - зажжется или нет - как проверю отпишусь о результатах.
Цена за одну штуку 450р.

Mixail

Цитата: LICC от 09 Июнь 2010 в 07:50
Только позавчера вел с ними перепись по поводу поднятия выходного напряжения этого преобразователя до 13.7В, чтоб использовать для подзарядки бортового 12В аккума. Сказали что регуллировки нет, но на заказ небольшой партии могут сделать любые параметры.
Внешней регулировки нигде нет, может внутри можно подрегулировать, но не знаю, не разбирал чтобы не нарушить пломбу.
В принципе выдаваемая мощность приличная и позволила избавиться от дополнительной 12в батареи.
Знаю что у этих преобразователей  http://www.mmp-irbis.ru/content/e-sources/index.php?SECTION_ID=98&ELEMENT_ID=429
точно есть регулировка выходного напряжения, но больно они нежные и дорогие.

lurik

 Кто юзает преобразователь "ELECTRA",(LW 6600) хочу посоветовать Вам добавить емкостей на высокую и низкую сторону, т.к. при токе свыше 3А (12В) ёмкость на входе взрывается, а на выходе вздувается. Уменя так было. Так же полезно зашунтировать эти емкостя танталовыми 0,1мкф.и поднять выходное напржение до 14-14,5В. После переделки преобразователь легко отдаёт ток 10А.

LW6600

Спасибо за инфу, после сезона еще не вскрывал, в ближайшее время
загляну, посмотрю, как себя чувствует преобразователь после сезона.
Грузил его 85ю ваттами нагрузки. Посмотрим, как он справился.