Обсуждение статьи Эксплуатация литий-ионых аккумуляторов.

Автор licwn, 09 Сен. 2014 в 21:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

licwn

Коллега Slider вот здесь https://electrotransport.ru/index.php?msg=455601 уже выкладывал статью с хабра об эксплуатации литий-ионых аккумуляторов. Там же я ему написал, что многие выводы в той статье довольно спорные. Собствено там же по моему меня АндрейМ поддержал. Теперь я вижу, что статья без переделок попала в ЧАВО. Считаю, что многие советы в статье откровенно вредные. К примеру держать аккумулятор постоянно заряженными. Прошу обсудить статью. Спасибо. 
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

илс

Ну так в Чаво,  ваша точка зрения прозвучала. Кому интересно, тот прочтет и запомнит.  :exactly:
А кто статьи читает наискосок, игнорируя обсуждение, тот сам себе злобный Буратино. :kidding:
В конце концов, новички как и старички учатся не тоько на статьях, но и собственном опыте.
Загубил батарею за несколько месяцев, значит надо искать несколько сот вечнозеленых на новую. Или не искать   ;-D
Кроме того, совет заряжаться перед использованием, действительно, непросто реализовать на практике.
Напр. на своей текущей гибридной батарее, я снизил ток до рекомендуемых 0,3С.
Был очень удивлен, что за ночь моя дрыщавая батарейка в 3Р, просто не успевает зарядится.
Хорошо, что удалось раздобыть зарядник с автоотключением.
А то коптить лионки, часами,  на верхнем пороге, тоже не по феншую  :-\

Slider

[user]licwn[/user], ваши доказательства что полностью заряженный акум долго хранить вредно? Кроме заявлений ничего нету. Приведите зависимости степени заряда, времени хранения, и влияния на характеристики акума, такие как емкость, количество циклов, внутреннее сопротивление. В статье этого нету поэтому из нее такой вывод сделать нельзя. Как раз там сказано что долговременное хранение оптимально на 60% заряда, и то потому, что при этом минимальный саморазряд без большого риска полного разряда акума. А то что более или менее "вредно" про это ничего нет.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

licwn

У меня есть несколько ячеек, которые пролежали полностью заряженные примерно 4 месяца. Внутреннее сопротивление выросло многократно - использовать их нельзя. Такие же ячейки, которые были в работе - живы до сих пор. И это не еденичные свидетельства подобного. Поищите на форуме. Спросите любого старичка на форуме, каждый вам скажет что хранить заряженными литиевые батареи нельзя. В статье написано - заряжать батареи сразу же после разрядки. По сути до следующей разрядки батарея лежит заряженная и что это как не хранение? Да пусть это не значительный период, но этих периодов у вас к примеру как минимум 8-10 часов каждые сутки! Или вы думаете, что если батарея лежит долго, то у нее спустя какое то время включается механизм деградации? Нет, он идет даже тогда, когда ваша батарея лежит ночью заряженная! Конечно это ваше дело, как пользоваться вашей батареей, но зачем в чаво эту порочную практику класть???
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

илс

[user]Slider[/user], строго говоря, долговременное хранение, это разновидность эксплуатации. Которая представляет из себя сумму отрезков времени, в течении которых аккум хранится разряженным и заряженным.
Любое хранение в заряженном состоянии разрушает электрод элемента.
Что выражается напр. в повышенном газобразовании.
Правда, это характерно для сильноточных полимерных элементов.
Современный литий-ион, в корпусе 18650, гораздо лучше переносит хранение в заряженном состоянии.
Видимо потому, что он ни разу, не сильноточный.  ;-D
Эти сведения содержатся в монграфии профессора Стендфорского универа.
Именно это учреждение придумало многие виды современного аккума на основе лития.
И обещают через три годы, выпустить на рынок аккумы с энергоплотностью до 600Втч/кг.
[user]Slider[/user], Сссылку на монографию с графиками по текущему литию, я давал в профильной теме. Можете ее поискать, если не лень. Я сейчвас в Тольятти, поэтому цитату о том, как сокращается срок службы от хранения при полном заряде, дать не могу. :pardon:
Спойлер
монография хранится на домашнем компе  :hello:
PS О [user]licwn[/user], опередил уже.  ;-)

Slider

У меня один раз всю зиму один акум пролежал полностью заряженный, другой на половину разряженный и никакой потери в емкости ни у того, ни у другого замечено не было. Теория это одно, а отдельные факты не есть доказательство. Вот если бы провести такой эксперимент: взять два десятка ли-он элементов, замерять их характеристики, потом первый десяток зарядить на 100%, второй на 60%, потом отложить храниться на погода, по окончании хранения снова замерять и сравнить с начальными. Но не видел что-то таких исследований...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

licwn

Описывал я на форуме и такой случай. Купил на А123rc 48 банок 18650 лифера от ай-ран. Пришли - проверил, все банки полностью заряженные. Начал тестить, что бы убедиться что нет какой нить  дохлой. По мере теста получалось, что все банки показывают примерно одинаковые параметры. После теста я банки не заряжал до напряжения хранения. Как тест закончился, так и оставлял разряженными. Не в ноль конечно, процентов 5 там наверняка оставалось, тк тестировал током 1с где то. Потом так получилось, что я не дотестировал все банки и продолжил тест спустя месяца два. И каково же было мое удивление, что банки стали показывать емкость чуть меньше чем те, что я тестировал до этого. Я протестировал на пробу несколько из ранее оттестированых и они показали теже параметры как и на тесте, а вот все банки что были не дотестированы в первый раз  - показали среднюю емкость ниже процента на 2. Остановил я первое тестирование в произвольном месте - банки были  перемешаны в начале и отбирал я их на тест произвольно. После первого теста две связки банок находились рядом, просто в разных связках. Как объяснить данное наблюдение? И это очередное из уже некоторого количества подобных. Просто оно из более менее проверямых оказалось.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Slider

Ну так незаряжанными банки тем более хранить нельзя, в процессе саморазряда они могут разрядиться до критичных значений что могло и быть причиной падений характеристик. А у полностью заряженных ли-онок 18650 (panasonic) за 4 месяцев хранения напряжение акума упало около 1 в, т.е. меньше 0,1 в на банку чему я был весьма удивлен.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

илс

#8
[user]Slider[/user], если верить автору статьи с Хабра, то разряженные в до нижнего порога элементы, имеют самый низкую степень саморазряда. :-)
Т.е. риск разряда в ноль, как бы, минимален.
Что касается Панасоников, подтверждаю, саморазряд ничтожный...элементы весьма стабильные (в отличии напр от модельного полимера).

licwn

Цитата: Slider от 10 Сен. 2014 в 00:28
Ну так незаряжанными банки тем более хранить нельзя, в процессе саморазряда они могут разрядиться до критичных значений что могло и быть причиной падений характеристик. А у полностью заряженных ли-онок 18650 (panasonic) за 4 месяцев хранения напряжение акума упало около 1 в, т.е. меньше 0,1 в на банку чему я был весьма удивлен.
Повторю еще раз. Банки пролежавшие 2 мес разряженные после теста показали лучше результат, чем заряженные банки, которые я не тестировал.
Я не агитирую хранить разряженные банки. Лично я выбрал такую стратегию хранения и пока она себя оправдывает. У меня есть ячейки, которые уже порядка 2х лет лежат в таком состоянии и ниодна еще не разрядилась до критичных значений. Вообще ни на сколько напряжение не упало. Но повторю, я не агитирую за это.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

click

Косвенным признаком полезности неполного заряда для долговременного хранения является само наличие режима Storage в модельных зарядках.

Slider

#11
Не я не против того, чтобы хранить акумы в полуразряженном (или  виде, как и рекомендовано в статье. Просто "на веру" обычно ничего не беру, нужно  меня убедить ;) Причем я так понимаю хранение заряженными, на цилиндрики 18650 и ли-по пакеты (котлеты), и лифер по разному влияет (в разной степени)...
А вот то что при ежедневной эксплуатации что лучше/хуже, заряжать сразу по приезду малыми токами (0.3C, например), как сказано в статье (и полсуток пусть он лежит заряженным), или "коптить" перед поездкой большими токами (1C, например) - спорный вопрос. Мне кажется первое для акумов лучше...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Kullx

[user]Slider[/user], лучше хранить в недозаряженном (не ровно наполовину, а просто неполностью) состоянии, и за пол часа-час до выезда зарядить током 0.5-0.3С.

Slider

#13
В этом случае у нас пропадает этап балансировки при наличии БМС. Может оно и правильно, но не раз были ситуации когда надо было внезапно ехать "прямо сейчас", и ждать когда дозарядиться некогда, а ехать на недозаряженном - риск остаться "пустым" в дороге, тем более что у меня акум не такой большой ёмкости...
И потом, разницы при хранении заряженным на 90% и 100% в течении суток уж точно наверняка не обнаружить...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Kullx

[user]Slider[/user], этап балансировки нужен максимум 3-4 раза в год. А если чаще - то это значит что акум уже угроблен неправильной эксплуатацией.
Разница между хранением в 90% и 100% значительная. Если вам кажется что это не так - приведите доказательства.
И почему речь о сутках? Это сутки может между двумя циклами. А за год таких суток и пол года набежит.
Нормальный режим хранения обычно 80%.

Slider

Через мои руки прошли где-то 5 акумов, и пользовался именно так как написано в статье - заряжал по приезду. По окончании эксплуатации (100-150 циклов, перед продажей) какой либо значительной потери емкости выявлено не было. Жалоб со стороны покупателей не поступало.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Kullx

[user]Slider[/user], 100-150 - это не окончание эксплуатации.
Что есть незначительная потеря емкости?

Slider

Т.е. в пределах погрешности измерений ;)
Окончании эксплуатации у меня. Просто на большее количество циклов ни один акум пока не получалось выездить ;)
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Steel RAT

Все выше приведенные примеры носят локальный характер.
У одного лежало и сдохло. У другого лежало и не сдохло.
Тем более не уточнено, какие виды аккумуляторов обсуждаются.
Если ВСЕ литий-ионные, то модераторам сразу надо закрыть тему из-за её полной неопределённости.
В профильном разделе есть обсуждения по каждому виду.
Ионки, лифер, липоли. Цилиндры, призматики, пакеты и др.
Малого отдаваемого тока, среднего, большого и т.д.
В каждом случае свои тонкости.

Да, статья для FAQ была выбрана неудачная и больше наводит тень на плетень, чем просвещает.
Лучше её нафиг удалить или доработать, описав отдельно все виды аккумуляторов с конкретными рекомендациями по зарядке и хранению.

Тогда и дебатировать абстракции не придется.  B-)
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

Slider

Если например мне приведут доказательства, что деградация емкости акумов для такой-то химии при таком режиме эксплуатации (полный заряд по приезду при условии каждодневной эксплуатации) будет на какой-то процент быстрее (какой, 1, 10, 20? - большая разница), то я заменю эту рекомендацию или отражу в статье. А так менять одну бездоказательную рекомендацию на другую бездоказательную не вижу смысла...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Steel RAT

#20
[user]Slider[/user], какие доказательства?
Усы и хвост? :) Мамой килинусь!

ЦитироватьА так менять одну бездоказательную рекомендацию на другую бездоказательную не вижу смысла...
Поэтому надо все рекомендации из статьи убрать или конкретизировать НА ОСНОВАНИИ ДАТАШИТОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ на конкретные банки. (Который вероятно тестировал свои банки в нужном объеме и качестве.)
А не "одна бабка сказала".  :-\

Тем более тупо копипастить в такой сложной теме... вообще как-то ниже плинтуса.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

Steel RAT

Цитата: илс от 09 Сен. 2014 в 22:17
А кто статьи читает наискосок, игнорируя обсуждение, тот сам себе злобный Буратино. :kidding:
Нет. Это автор и модератор злобные буратины-вредители.  :kidding:
Потому, что вводят новичков в заведомое заблуждение.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

licwn

Тоже считаю, что  статья вводит в заблуждение. Пусть или автор статьи или уважемый Slider приведут доказательтсва высказанных в статье выводов или статью надо убрать из чаво. Можно ее продолжать обсужадть в профильной теме и в случае подтверждения выводов - вернуть назад в чаво.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Slider

Не вижу никаких противоречий или ошибок в статье и в рамках проведённых в ней исследовании. То, что реальная эксплуатация несколько отличается от проведенных иследований и результаты могут немного другие, это да, ну так приведите эти результаты...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

илс

Цитата: licwn от 12 Сен. 2014 в 00:15
Тоже считаю, что  статья вводит в заблуждение. Пусть или автор статьи или уважемый Slider приведут доказательтсва высказанных в статье выводов или статью надо убрать из чаво. Можно ее продолжать обсужадть в профильной теме и в случае подтверждения выводов - вернуть назад в чаво.
Предлагаю еще раз четко сформулировать тезисы и определится в выводах.
Пока вижу 2 утверждения, которые имеют близкий  смысл, но при этом, предполагают, совершенно разные выводы:

1.
ЦитироватьДанная кривая носит названия кривой Вёлера (Wöhler). Основная идея пришла из механики о зависимости числа растяжений пружины от степени растяжения. Начальное значение в 3000 циклов при 100% разряде батарей является средневзвешенным числом при разряде в 0,1С. Какие-то аккумуляторы показывают лучшие результаты, какие-то хуже. При токе 1С число полных циклов при 100% разряде падает с 3000 до 1000-1500 в зависимости от производителя.
В целом, данное соотношение, представленное на графиках, получило подтверждение по результатам экспериментов, потому целесообразным является зарядка аккумулятора при любой возможности.

2.
ЦитироватьВ статье написано - заряжать батареи сразу же после разрядки. По сути до следующей разрядки батарея лежит заряженная и что это как не хранение? Да пусть это не значительный период, но этих периодов у вас к примеру как минимум 8-10 часов каждые сутки! Или вы думаете, что если батарея лежит долго, то у нее спустя какое то время включается механизм деградации? Нет, он идет даже тогда, когда ваша батарея лежит ночью заряженная!

Если быть точным, в статье не написано, что следует заряжать батарею,сразу после поездки и хранить ее в заряженном состоянии, до следующей поездки. По смыслу, автор статьи просто не рекомендует высаживать аккум в ноль. Или просто, разряжать, как можно меньше.
Т.е.  если байкер приехал с аккумом, разряженным, на 50%, то целесообразно подзарядится, даже если след. поездка скушает всего 25% заряда. Подзаряжаться, целесообразно не сразу после поездки, а непосредственно ДО!
В этом смысле, согласен, что уточнение к авторскому выводу, сделать необходимо.
Т.к. в текущей редакции, сбивает с толку не только новичков, но и старожилов.
Предлагаю, добавить выделенное примечание, к обсуждаемой статье.
Если кто сомневается в в вредности хранения аккума заряженным, то возможно, пример с пружиной им станет понятнее.
Заряженный аккум - это и есть натянутая (или сильно сжата) пружина.
Оба вида деформации ухудшают свойства пружины.
А высокое напряжение на клеммах - сокращает срок жизни литиевого аккумулятора. :exactly:

Slider

Цитата: илс от 12 Сен. 2014 в 17:05
А высокое напряжение на клеммах - сокращает срок жизни литиевого аккумулятора. :exactly:
Вопрос - в какой степени. Если это добавляет к скорости деградации 1-5% - да фиг с ним, я лучше плюну на это чем буду "гемороиться" с двойной зарядкой. Ладно сделаю такое дополнение в тему.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

илс

[user]Slider[/user], хороший вопрос. Будет время, я поищу соотв. инфу в монографии профессора. :exactly:
На форуме люди писали, что заряженные до 4,2В котлеты, безнадежно пухнут уже через несколько месяцев лежания при комнатной темп.

Slider

Я сделал разъясняющее дополнение в тему, чтобы убрать непонятки и разночтения.
[user]илс[/user], лион банки 18650 похоже менее критичны к хранению в заряженном состоянии. А я в основном с ними имел дело...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

licwn

Что значит синяя линия и черная линия на первом графике? И там и там разрядки, но какая между ними связь?
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

licwn

Цитата: илс от 12 Сен. 2014 в 17:05
Если быть точным, в статье не написано, что следует заряжать батарею,сразу после поездки и хранить ее в заряженном состоянии, до следующей поездки.
Русским по белому написано - зарядить при любой возможности. Оговорок никаких нет, как это еще понимать? Да в соответствии со здравым смыслом можно понять, что имел ввиду автор, но автора это не прощает. Автор не умеет выражать свои мысли доступным языком.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Steel RAT

ЦитироватьНа данный момент есть теория...
что некоторые люди произошли от священной коровы.  :-D
Какое отношение весьма спорные теории имеют к FAQ?

Предлагаю написать, что при ежедневном использовании литиевых аккумуляторов время их зарядки относительно разрядки не играет сколько нибудь существенной роли.
И даже полные циклы или не полные - не играет существенной роли.
Главное снижать токи заряда и разряда до разумного минимума и не превышать рекомендованные производителем пороги напряжений.
Как раз увлечение высокими нагрузками и быстрыми зарядками приводит к заметному (и часто неравномерному)  падению емкости и возрастанию внутреннего сопротивления. Главное, что это еще приводит к разбалансировке батареи и проблемами с её зарядкой.

А вот уже при длительном хранении (месяц и более) надо использовать заряд порядка 50%.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

илс

Цитата: licwn от 13 Сен. 2014 в 11:41
Что значит синяя линия и черная линия на первом графике? И там и там разрядки, но какая между ними связь?
Все верно. И там и там DOD = depth of discharge. В одном случае неполные циклы (синяя линия), в другом, полные циклы (в пересчете из неполных).
Что касается формулировок, то статья явно переводная, и поэтому не отличается изяществом перевода (в исполнении технаря).
Кроме того, автор статьи дал дисклеймер, который снимает многие вопросы не только к формулировкам, но и к достоверности полученных данных:  ;-)
Спойлер
ЦитироватьНикто не проводил тесты, которые можно считать на 100% достоверными. Выборка, как правило, не превышает пары тысяч аккумуляторов из миллионов произведенных. Большинство исследователей не могут представить достоверные сравнительные анализы по причинам недостаточной выборки. Также результаты этих экспериментов зачастую являются конфиденциальной информацией. Так что данные рекомендации не обязательно подходят к вашему аккумулятору, но могут считаться оптимальными.

Steel RAT

[user]licwn[/user]!
"Каждый раз спустя значительное время когда я проверял эти элементы, то заряженный хоть и был все еще заряженным, то терял частично емкость."

Вот вы пытаетесь опыт длительного хранения применить к ежедневной эксплуатации.
А это разные режимы и надо их рассматривать раздельно.

"А те что лежали разряженными были не хуже, а часто и лучше чем те, что были в работе. "

У меня есть опыт, что батареи ноутбуков после хранения разряженными в течении порядка 1 года просаживались ниже 3В на элемент и необратимо деградировали до уровня помойки (менее 20% исходной емкости). Отдельные элементы имели повреждения корпуса банок в результате коррозии от контакта с электролитом и даже вытекание электролита с характерным запахом.
А вот предварительно заряженные до 80...100% батареи заметной деградации не испытывали. И их остаточная емкость находилась на уровне 70...90% от исходной.
Это все я говорю в отношении элементов 18650 Li-Ion и никуда не экстраполирую.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

licwn

#33
Цитата: Steel RAT от 13 Сен. 2014 в 13:18
Вот вы пытаетесь опыт длительного хранения применить к ежедневной эксплуатации.
А это разные режимы и надо их рассматривать раздельно.
Есть проверенные данные на этот счет?
Вот Slider заряжает аккумы вечером и ночь они лежат заряженные. Те процессы, которые убивают заряженные аккумы при длительном хранении, они ночью у Slider тоже спят?

Цитата: Steel RAT от 13 Сен. 2014 в 13:18
У меня есть опыт, что батареи ноутбуков после хранения разряженными в течении порядка 1 года просаживались ниже 3В на элемент и необратимо деградировали до уровня помойки (менее 20% исходной емкости). Отдельные элементы имели повреждения корпуса банок в результате коррозии от контакта с электролитом и даже вытекание электролита с характерным запахом.
А вот предварительно заряженные до 80...100% батареи заметной деградации не испытывали. И их остаточная емкость находилась на уровне 70...90% от исходной.
Это все я говорю в отношении элементов 18650 Li-Ion и никуда не экстраполирую.
Какой объем ноутбучных батарей через вас прошел? У меня разобраных где то штук 80. И ожидают раборки где то столько же. При этом начальные параметры мне не известны и батареи разной степени полежалости -от 3х лет и выше. Наблюдения такие - если вкрываю и там элементы с напряжением больше 3.4в, то емкость не плохая 80-90%, но ВН.С. - огромное 120-150мОм. Если напряжение на элементах 2.3в-3в то емкость 80-90%, ВНС порядка 80-90мОм. Если напряжение меньше 2.3в то зависит от того как сильно провалилось напряжение. Как правило емкость опять же не страдает - страдает ВНС. Падение емкости, как вы пишите порядка 20% - ни одно такой банки не было. Лопнувших тоже. Есть несколько которые вообще жизни не подают - такое ощущение что там какой то внутренний предохранитель сработал, тк вообще никак ток не проводят. Есть несколько очень старых батарей (порядка 10 лет)- все показывают высокое внутреннее сопротивление и не плохую емкость  - где то 70 процентов. Я так предполагаю, что в общей массе - те батареи которые сейчас мне попадаются с высоким напряжением, они изначально был заряженые близко к 100%. Те которые были частично заряженные - сейчас имеют заряд порядка 3в и те кто улетели ниже - были близки разряженному состаянию. Додумывайте теорию сами.
Зы Хуже всего банки от сони. У всех повально высокое ВНС 150-200мОм на элемент. Емкость не плоха. Есть даже несколько батарей с пакетиковым литий-ионом от сони -тоже самое.
Зыы У меня есть несколько батарей, которые я больше года назад проверил и оставил разряжеными - ни на одной напряжение ячеек не провалилось ниже 3в. Родную плату контроля не снимал.
Зыыы Могу, если кому интересно, открыть тему и в ней рассказывать о батареях, которые разбираю  и выкладывать параметры ячеек внутри и чего от них удалось получить.

Добавлено 18 Сен 2014 в 06:53:24

Цитата: илс от 13 Сен. 2014 в 13:13
Все верно. И там и там DOD = depth of discharge. В одном случае неполные циклы (синяя линия), в другом, полные циклы (в пересчете из неполных).
Те связь между линиями прямая? Те черная это та же синяя, просто каким то образом пересчитанная?
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Slider

Цитата: licwn от 18 Сен. 2014 в 06:50
Цитата: Steel RAT от 13 Сен. 2014 в 13:18
Вот вы пытаетесь опыт длительного хранения применить к ежедневной эксплуатации.
А это разные режимы и надо их рассматривать раздельно.
Есть проверенные данные на этот счет?
Вот Slider заряжает аккумы вечером и ночь они лежат заряженные. Те процессы, которые убивают заряженные аккумы при длительном хранении, они ночью у Slider тоже спят?
Просто мною при таком режиме эксплуатации какой либо значительной деградации ёмкости на 100-150 циклах не было замечено для акумов типа банок 18650 и пакетов ли-он. Может она есть, 1-2%, но "бытовыми" средствами (миник) в пределах данных циклов измерению не поддаётся.
Каких либо исследований зависимости уровня заряда акума в режиме хранения от деградации емкости для разных типов акумов мне найти не удалось.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Steel RAT

Цитата: licwn от 18 Сен. 2014 в 06:50
Какой объем ноутбучных батарей через вас прошел?
Не считал. Порядка 50 шт. разнокалиберных.

Цитата: licwn от 18 Сен. 2014 в 06:50
При этом начальные параметры мне не известны
Что значит "не известны"? Они написаны на шильдике каждого аккумулятора.
Внутреннее сопротивление можно взять из даташита.

Цитата: licwn от 18 Сен. 2014 в 06:50Если напряжение на элементах 2.3в-3в то емкость 80-90%,
У меня обычно 0...20%. Редкие - 50% после тренировки. Сопротивление тогда еще не измерял, но думаю ужасное.

Цитата: licwn от 18 Сен. 2014 в 06:50
Есть несколько которые вообще жизни не подают - такое ощущение что там какой то внутренний предохранитель сработал
Предохранитель часто бывает в плюсовом контакте. Одноразовый.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

licwn

Цитата: Steel RAT от 18 Сен. 2014 в 12:41
Что значит "не известны"? Они написаны на шильдике каждого аккумулятора.
Внутреннее сопротивление можно взять из даташита.
До какого напряжения была заряжена и как давно - мне не известно. На многие банки не смог найти информацию. Приходится ориентироваться только на то что на батарейке написано. В основном сортирую по внутреннему сопротивлению. Если до 90мОм то можно еще пользовать. Если больше, то буду использовать для каких то стационарных применений. Повторюсь емкость приличную отдают практически все ячейки. В этом у меня сильное расхождение с вашим опытом. Не понятно с чем связано. Было пару китайских батарей (страшненькие ячейки, плохая сварка, тонкие шины), там были совсе убитые ячейки. Все остальные - емкость выше 1500 для ячейки 18650, даже для совсем старинных батарей.

Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

gekanaz

Цитата: licwn от 09 Сен. 2014 в 21:05
Коллега Slider вот здесь https://electrotransport.ru/index.php?msg=455601 уже выкладывал статью с хабра об эксплуатации литий-ионых аккумуляторов. Там же я ему написал, что многие выводы в той статье довольно спорные. Собствено там же по моему меня АндрейМ поддержал. Теперь я вижу, что статья без переделок попала в ЧАВО. Считаю, что многие советы в статье откровенно вредные. К примеру держать аккумулятор постоянно заряженными. Прошу обсудить статью. Спасибо.
вот липольки согласен что надуваются , если хранить заряженными, но как объяснить то, что заряженные старые аккумуляторы из ноутбучных батарей до напряжения 4.18В,  через год не отличаются ни по напряжению, ни по внутреннему сопротивлению ?? считаю что год для старых акумов достаточно серьезный срок.

licwn

Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Slider

Вот  [user]gekanaz[/user], как раз наверно может провести такие тесты, чтобы разрешить спор, у него банки иногда достаточно долго лежат. Надо взять десяток-другой банок, проверить характеристки (сопротивление, емкость, кривая разряда), потом половину зарядить на половину, вторую половину полностью и оставить храниться на полгодика (ну 1-4 месяца). Потом по окончании хранения сравнить характеристики у банок не заряженных и заряженных полностью.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Peoner

#40
Цитата: licwn от 09 Сен. 2014 в 23:53
У меня есть несколько ячеек, которые пролежали полностью заряженные примерно 4 месяца. Внутреннее сопротивление выросло многократно - использовать их нельзя. Такие же ячейки, которые были в работе - живы до сих пор. И это не еденичные свидетельства подобного. Поищите на форуме. Спросите любого старичка на форуме, каждый вам скажет что хранить заряженными литиевые батареи нельзя. В статье написано - заряжать батареи сразу же после разрядки. По сути до следующей разрядки батарея лежит заряженная и что это как не хранение? Да пусть это не значительный период, но этих периодов у вас к примеру как минимум 8-10 часов каждые сутки! Или вы думаете, что если батарея лежит долго, то у нее спустя какое то время включается механизм деградации? Нет, он идет даже тогда, когда ваша батарея лежит ночью заряженная! Конечно это ваше дело, как пользоваться вашей батареей, но зачем в чаво эту порочную практику класть???
думаю, в этом вопросе нужно отойти от экстрем типа "нельзя" и "можно" и пользоваться такими определениями как "желательно" и "не желательно" Почему?
Потому, что полностью заряженный аккум, это как сжатая пружина - если будет долго лежать во взведенном состоянии - ослабнет. Думаю с аккумами можно использовать тот же подход НО,
аккумы как пружину за секунду взвести невозможно, поэтому мы идем на заведомую порчу аккума заряжая его заранее и храня в таком состоянии(к примеру, с вечера до утра) до непосредственного процесса заряда, а не за минуту до непосредственного разряда (поездки).
Вот и все.
дальше уже каждый может сам решать на сколько процентов и на какой срок (перед разрядом) заряжать свой аккум.

Добавлено 19 Сен 2014 в 12:48:49

Цитата: gekanaz от 18 Сен. 2014 в 22:57
но как объяснить то, что заряженные старые аккумуляторы из ноутбучных батарей до напряжения 4.18В,  через год не отличаются ни по напряжению, ни по внутреннему сопротивлению ??
другая химия, больше никак. предполагаю, что у старых очистка химикатов выше была, чем сейчас...  :pardon: (можно было бы предположить, что в старых ноутах хитров... сделанный алгоритм (поддержания) заряда, но это возможно только при условии что ноут всегда на подзарядке а это не у всех так)
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

илс

Цитата: gekanaz от 18 Сен. 2014 в 22:57
Цитата: licwn от 09 Сен. 2014 в 21:05
Коллега Slider вот здесь https://electrotransport.ru/index.php?msg=455601 уже выкладывал статью с хабра об эксплуатации литий-ионых аккумуляторов. Там же я ему написал, что многие выводы в той статье довольно спорные. Собствено там же по моему меня АндрейМ поддержал. Теперь я вижу, что статья без переделок попала в ЧАВО. Считаю, что многие советы в статье откровенно вредные. К примеру держать аккумулятор постоянно заряженными. Прошу обсудить статью. Спасибо.
вот липольки согласен что надуваются , если хранить заряженными, но как объяснить то, что заряженные старые аккумуляторы из ноутбучных батарей до напряжения 4.18В,  через год не отличаются ни по напряжению, ни по внутреннему сопротивлению ?? считаю что год для старых акумов достаточно серьезный срок.
ну да, возвращаемся на страницу назад. Полимерки пухнут, а цилиндрики нет.
И дело не только в конструкции корпуса. Разумеется, дело в типе электролита. Как правило, полимерки имеют более низкое вн. сопротивление.
Полагаю, что именно их и не рекомендуется хранить заряженными на 100%.
В соседней теме выкладывал фотку виннипуха из моб. телефона. Родственница (тоже) любила заряжать мобилку, при первой возможности. ;-D

licwn

Цитата: илс от 13 Сен. 2014 в 13:13
Все верно. И там и там DOD = depth of discharge. В одном случае неполные циклы (синяя линия), в другом, полные циклы (в пересчете из неполных).
Еще раз спрошу: Те связь между линиями прямая? Те черная это та же синяя, просто каким то образом пересчитанная?
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

илс

Цитата: licwn от 19 Сен. 2014 в 20:05
Цитата: илс от 13 Сен. 2014 в 13:13
Все верно. И там и там DOD = depth of discharge. В одном случае неполные циклы (синяя линия), в другом, полные циклы (в пересчете из неполных).
Еще раз спрошу: Те связь между линиями прямая? Те черная это та же синяя, просто каким то образом пересчитанная?
Совершенно верно. Принцип пересчета довольно прост. Если напр. в сутки было три разряда на 33%, то пересчитывают на 100% за 24 часа.
А если, каждый день по 25%, то 100% за 4 дня и т.д.
В общем, чистая арифметика.
Две линии нарисовали, что был лучше виден тренд, ПМСМ.

gekanaz

Цитата: licwn от 19 Сен. 2014 в 01:03
Выборка серьезная?
да штук 200 элементов, из них правда перепроверял штук 20 выборочно, но мне хватило понять, что ничего не происходит, использовал не только старые элементы, из них были и самсунги 2600

licwn

Цитата: илс от 19 Сен. 2014 в 22:20
Совершенно верно. Принцип пересчета довольно прост. Если напр. в сутки было три разряда на 33%, то пересчитывают на 100% за 24 часа.
А если, каждый день по 25%, то 100% за 4 дня и т.д.
В общем, чистая арифметика.
Две линии нарисовали, что был лучше виден тренд, ПМСМ.
Очень хорошо. Тогда смотрим.

Смотрим   черную линию первого графика. Назову несколько точек для примера. 100% разряд - 2000 циклов, 50% разряд - 4000циклов, 20% разряд - 10000 циклов. Теперь применим это к аккумулятору ну скажем 10ач для ровного счета. При разряде на 100% мы сможем получить от аккумулятора в 2000 циклов - 20тыс. ач. А для разряда в 50% в 4000 циклах мы получим от аккумулятора ... чьорт... опять 20тыс. ач. Вот те на. Ну хорошо, считаем для 20 % разрядов и 10000 циклов... что опять 20 тыс. ач.??? Продолжаю мысль - те по сути нет разницы сжечь сегодня четверть аккумулятора и завтра четверть и еще пару дней так же и только потом поставить на зарядку или каждый день сжигать по четверти и тут же заряжать. Откуда тогда совет заряжать при первой возможности? Показанные данные не соовествуют выводу. Судя по данным наоборот удобнее не возиться с зарядкой после каждой поездки, а подождать когда аккум разрядится и уже тогда заряжать.

И еще - отсутствует начало статьи с хабра, где написано что для тестов на количество циклов аккумы заряжались только до 80%! Каким образом была подтвреждена теория на отрезке от 80% -до100% зарядки?? В статье об этом ни слова, а в выводах фигурирует цифра в 100% заряда, как так? Или 100% заряда для автора статьи - это 80% заряда реального аккумулятора? Не понятно!

Мне дальше нужно вытаскивать из статьи не стыковки или уже понятно, что статья даже с оговорками мягко говоря не соотвествует разделу ЧАВО?
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Steel RAT

Да полюбому глупо экономить ресурс аккумулятора за счет неполных циклов.
Т.к. мы резко проигрываем в массе и инвестициях (стоимости).
Я считаю, что надо выигрывать на удобстве использования.
Это самый важный эксплуатационный параметр.
Эффекта "памяти" нет.
Поэтому, кому удобно заряжать сразу - заряжает сразу. Кому перед выездом - перед выездом.
Кто очень хитрый, берет зарядку с регулируемым током и производит зарядку таким током, что бы время было от начала зарядки до выезда. Когда надо зарядить быстро ток большой, когда срочности нет, маленький.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

gekanaz

Цитата: Steel RAT от 20 Сен. 2014 в 12:23
Да полюбому глупо экономить ресурс аккумулятора за счет неполных циклов.
Т.к. мы резко проигрываем в массе и инвестициях (стоимости).
Я считаю, что надо выигрывать на удобстве использования.
Это самый важный эксплуатационный параметр.
Эффекта "памяти" нет.
Поэтому, кому удобно заряжать сразу - заряжает сразу. Кому перед выездом - перед выездом.
Кто очень хитрый, берет зарядку с регулируемым током и производит зарядку таким током, что бы время было от начала зарядки до выезда. Когда надо зарядить быстро ток большой, когда срочности нет, маленький.
вот именно !
а люди у нас так устроены, что думаю больше половины людей сначала гонится за дешевизной, беря неизвестно какие нонеймы из непонятных источников , наступает на грабли.... а потом берет нормальный вариант.. если сразу дошло , и тут начинает пытаться сильно ее беречь :)

eddddddy

Цитата: tmiaer от 08 Май 2017 в 18:55
чем больше недозаряд и недоразряд, тем больше ресурс.
но линейно ли? может, если заряжать только до 4в, то ресурс сильно увеличится (например в 1.5 раза), чем если заряжать до 4.1в?
Цитата: Best23 от 08 Май 2017 в 19:28лучше элементы немного недозаряжать, полностью не разряжать
интересно как это (автоотключение зарядки) реализовать.

tomtom

Да. А если заряжать до 4.25 (как на некоторых телефонах делают ради прироста mAh) то ресурс в пару раз уменьшится.
колесо  InMotion v5f

tomtom

Как сделать? Самое простое купить розетку с  таймером. И выставлять время по теущему заряду. Моё например заряжается около 30% / час. Но делать так не всегда, а то пострадает балансировка, а если предстоит долго (несколько дней минимум) лежать. Как тут правильно писали хранить на 100% не рекомендутся. В дорогих модельных зарядниках есть спец режим "long life",  который заряжает до 90-95%. Это продлит жизнь раза в полтора. Ноутбучные батареи быстро убиваются как раз когда они постоянно подзаряюаются под завязку.  И почти всегда 100%. Производителям не нужно чтобы батарея служила долго, лучше вы купите еще одну.
колесо  InMotion v5f

Геодезист

 На смартфоне в этом году решил поменять батарею,плохо стала держать. Глянул паспорт-е-мое а оказалось что смартфон у меня уже 5 лет :)
А подзаряжал его постоянно до 100%-не люблю когда даже 70% разряда утром.
Велосипед джамис с 26" колесами,переднее мк 350 ватт MXUS,батарейка одна 10,6 амч. 48 вольт и вторая  16амч 48 вольт. Маскималка без педалей 34 кмч.   По грунтовкам с подьемом до 4 процентов идет с ускорением,до 7% просто держит набранную скорость  а дальше надо помогать педалями.