Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 1Вниз

Автор Тема: Время водородо- электро- мобилией  (Прочитано 4053 раз)

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

0o0

  • Гость
Репортаж о выставке экологичных автомобилей, в т.ч. электромобилей в Китае. Вот если б такую выставку электромобилей у нас провести...

Время водородо- электро- мобилией


Электромобиль Courreges La Bulle интересен только дизайном — ездит симметричное яйцо на колесах небыстро и недалеко (категории D и по разгону, и по запасу хода)

Знаменитый австралийский солнцемобиль Aurora 101 (180 кг, аэродинамический коэффициент Сх=0,1, максимальная скорость более 145 км/ч) на китайском солнце честно отработал всю тестовую программу — даже слалом!

Токсичность выхлопа двухтактных моторов — проблема для Китая очень актуальная. На конкурсе было 20 китайских мопедов и скутеров — часть с электромоторами, часть с двигателями, приспособленными для работы на сжиженном пропан-бутане (LPG, Liquid Petroleum Gas)

Volkswagen — крупнейший и старейший игрок в Китае, ему принадлежит треть рынка. На Challenge Bibendum фольксвагеновцы привезли не только водородный электромобиль Touran HyMotion, но и (в который раз) экспериментальный Golf IV с гибридным силовым агрегатом: трехцилиндровый турбодизель объемом 1,4 л, электромотор и роботизированная коробка DSG второго поколения с двумя сухими сцеплениями LuK. На тестах гибридный Golf показал себя не хуже, чем Prius. Но выпускать такой силовой агрегат серийно Volkswagen еще не готов — гибридный автомобиль будет дороже обычного более чем на 5000 евро...

Это — Wuhan Aspire, один из китайских «студенческих» электромобилей. Вуханьский технологический университет принимает участие в государственных проектах 211 и 863, которые предусматривают кооперацию вузов, министерств и частных предприятий для разработки перспективного транспорта с гибридными, электрическими и водородными силовыми установками

На водородной заправке, предоставленной французским химическим концерном Air Liquide, — китайский электромобиль Start Two на топливных элементах, построенный в университете Тонгджи в рамках Национальной программы 863, которая спонсируется государственными и частными структурами. Силовой агрегат — электродвигатель (60 кВт), буферная литий-ионная батарея (15 Ач), электрохимический генератор (40 кВт). Все — китайское. Переделанный Volkswagen Santana разгоняется до 113 км/ч, баллона сжатого водорода (2 кг) хватает на 190 км пробега

Шанхайская фирма Shen-Li с 1998 года разрабатывает водородные электрохимические генераторы. На этом снимке — мобильная батарея мощностью 5—10 кВт. Ориентировочная стоимость — около $40000

Peugeot пропагандирует свои дизели даже через автоспорт — автомобиль-прототип кольцевой серии RC Cup 2004 оснащен форсированным турбодизелем 2.2 HDi, который развивает 178 л.с. и 380 Нм. В Шанхае гоночно-дизельный Peugeot возил VIP-пассажиров, причем в бак было залито «экологичное» биодизельное топливо, полученное из рапсового масла

Китай очень важен для концерна PSA. Настолько важен, что в Шанхай прилетел глава PSA Жан-Мартен Фольц

Серийный гибридомобиль Toyota Prius: двигатель 1.5 с циклом Аткинсона, электромотор, генератор и связывающая их планетарная передача. Prius стал героем конкурса, хотя постоянное движение по гоночной трассе — энергетически невыгодный режим для бензоэлектрической силовой установки: батарея не успевает подзаряжаться, от чего страдает динамика разгона

Серийный Ford Escape Hybrid должен сочетать динамику 200-сильной версии V6 с «двухлитровой» экономичностью. Четырехцилиндровый мотор 2.3 работает по «экономичному» циклу Аткинсона, как у Тойоты Prius (133 л.с. вместо обычных 155 л.с.), но ему помогает 70-киловаттный электродвигатель (в переднеприводном варианте) или два электромотора в полноприводной версии

Courreges EXE — трубчатый каркас с полом, набитым литий-ионными батареями суммарной емкостью 149 ампер-часов! Аппарат весом в тонну и с приводом на передние колеса способен разгоняться до 160 км/ч — со старта он срывался с внушительной пробуксовкой. Запас хода — до 450 км. Электромобили возвращаются?

Экспериментальный гибридно-водородный Ford Focus H2RV. «Четверка» объемом 2,3 л с впрыском водорода развивает всего 110 л.с. несмотря на тюнинговый нагнетатель Vortec. А все оттого, что объемная теплота сгорания водорода в три с лишним раза ниже, чем у бензина. Поршневому мотору пытается помогать 33-сильный электродвигатель, сблокированный с обычным четырехступенчатым «автоматом» (Modular Hybrid Transmission System). Но ездит Ford шумно и медленно

Шанхайская трасса превосходна — в том числе и для мощных дизельных Мерседесов, Audi и BMW, которые катали народ в рамках «дизельной» промо-акции. Китайцев, большинство из которых ездит только на автобусах и велосипедах, скорости на треке впечатляли...

Citroen Elysee (Xsara-седан для китайского рынка) с двигателем объемом 1,6 л, приспособленным для питания сжатым метаном, на ходу не произвел никакого впечатления. Такого уродца с обычным мотором в Китае можно купить примерно за $12000

Седан Peugeot 307 специально для Китая: продажи только что начались, цены — от 150000 юаней (примерно $20000). На конкурс французы выкатили седан с двухлитровым бензиновым двигателем, работающим на смеси бензина и биоэтанола. Едет китайский Peugeot неплохо, хотя и заметно хуже европейских хэтчбеков

Нашумевший в Париже Peugeot Quark на деле оказался не более чем макетом-демонстратором: французы хотят создать видимость серьезных работ по «водородной» тематике. Четыре мотор-колеса Кварка развивают всего 10 кВт номинальной мощности, а слабенький электрохимический генератор мощностью всего 1,5 кВт питается от баллончика со сжатым до 700 атм водородом и способен лишь подзаряжать батарею емкостью 6,5 Ач (NiMh)

FAW, один из крупнейших китайских автопроизводителей, привез на конкурс построенный в 2003 году экспериментальный автомобиль FAW CA7150N с гибридной установкой — бензиновый двигатель и два электромотора. В конкурсе FAW не блеснул — вялый разгон (категория С, более 12 с) и высокий уровень шума (D, более 74 дБ)
 Леонид ГОЛОВАНОВ
Фото автора

В эти дни трасса Shanghai International Circuit, конфигурация которой, как известно, напоминает первый иероглиф в слове «Шанхай», принимала странную самодвижущуюся кунсткамеру. С виду обычные Audi A2, Opel Zafira, Mercedes A-класса проезжали мимо вообще бесшумно — равно как и странный двухместный аквариум на колесах. Универсал Ford Focus, наоборот, набирал скорость тяжело и натужно — несмотря на громко работающий под капотом нагнетатель Vortec. А старый Volkswagen Passat 70-х годов отъезжал от боксов с громким шипением, выпуская из выхлопной трубы облако пара.


Это — конкурс экологически чистых машин Michelin Challenge Bibendum. Мероприятие осевого времени. Конечно, в нашем, автомобильном масштабе...


«Большое начинается как будто с пустяка,
Раскидистое дерево — со слабого ростка,
Девятиярусная пагода — лишь с горсточки земли,
И с шага первого — дорога в сотни ли».*


* Лаоцзы, «Дао Дэ цзин, или Трактат о пути и морали», в переводе Л. И. Кондрашовой


Китайский мудрец-даос Лаоцзы написал эти строки в середине первого тысячелетия до нашей эры — в эпоху, которую немецкий философ Карл Ясперс назвал осевым временем. Именно тогда в разных точках земного шара одновременно возникли буддизм, конфуцианство и даосизм, учения палестинских пророков и древнегреческих философов... Из которых выросла вся нынешняя культура и цивилизация.


А при чем здесь акция французской шинной фирмы Michelin?


Для этого нужно вспомнить первое официально признанное авторалли. В июле 1894 года, 110 лет тому назад, издатель парижской газеты Le Petit Journal Пьер Жиффар организовал пробег безлошадных экипажей из Парижа в Руан — 126 километров, которые машины должны были преодолеть менее чем за восемь с половиной часов. На самом деле это был конкурс транспортных средств разных типов — электромобилей, паромобилей, экипажей с бензиновыми и керосиновыми моторами. Кто лучше? Самую высокую среднюю скорость, аж 17 км/ч, показал тогда паромобиль De Dion Bouton, управляемый механиком Бутоном. Но из семи стартовавших паромобилей до финиша дошло лишь три, в то время как из 13 автомобилей не сошел ни один. И жюри, сочтя паромобили громоздкими и ненадежными, присудило победу автомобилям Panhard Levassor и Peugeot с бензиновыми моторами Daimler.


Это и было осевое время автомобилизма — момент, когда из всего многообразия технических решений человечество выбрало наиболее подходящие. Бензиновый мотор или электрический, конусное или дисковое сцепление, калильные трубки или свечи зажигания, боковые клапаны или верхние?


Кстати, именно в одном из тех французских «испытаний на надежность» дебютировал Андре Мишлен со своими пневматическими шинами. Причем дебютировал неудачно — его Peugeot не уложился в заданное время из-за частых замен покрышек. И рекламный шинный человек Бибендум понадобился именно для того, чтобы убеждать публику в безопасноcти и надежности шин Мишлена. На первом плакате 1898 года Бибендум стоял за столом, держа в руках бокал с осколками бутылок и гвоздями, и произносил латинский тост nunc est bibendum, «время выпить», взятый из оды Горация на победу Октавиана над Марком Антонием и Клеопатрой.


Давно это было...


С тех пор Michelin превратился в огромную корпорацию, которая по-прежнему нуждается в рекламе. И мишленовцы вспомнили идею пробега-конкурса вековой давности. Ведь сейчас перед человечеством стоит такой же вопрос — на чем передвигаться в будущем? На привычных автомобилях? Но запасы нефти ограничены, а выбросы углекислого газа CO2 при сгорании углеводородного топлива способствуют парниковому эффекту. На электромобилях? А чем питать электромоторы — электричеством от батарей или от топливных элементов, которые добывают энергию из водорода?


Challenge Bibendum — это попытка независимого сравнения всех альтернативных вариантов, причем с заявкой на серьезный подход. Мишленовцы решили проводить испытания машин-участников! Измерять разгонную и тормозную динамику, определять расход топлива, каким бы оно ни было, оценивать выхлопы... А потом сравнивать — и всем миром делать выводы.


Первый Challenge Bibendum, «Вызов Бибендума», мишленовцы устроили во Франции в 1998 году — в честь столетия той первой рекламы, где «шинный человек» впервые поднимал бокал с гвоздями. Машины собрали в мишленовском «родовом гнезде» Клермон-Ферране и отправили в Париж с остановкой на тесты в Маньи-Куре. Рекламный эффект понравился, и с 2000 года Challenge Bibendum стали проводить ежегодно. На Маньи-Куре, на немецком Хоккенхайме, на треке Infineon в Калифорнии... Теперь вот — в Китае.


Почему именно Китай?


Потому что это — самый многообещающий рынок. Даже интереснее американского. Тот уже изучен вдоль и поперек. А здесь — 1 миллиард 300 миллионов человек, которые теоретически могут сменить велосипеды на автомобили уже в ближайшее время!


Из 74 участников пробега, которые в итоге прошли тесты, более половины — китайского производства. Мотороллеры Forever с электромоторами и с обычными «двухтактниками», приспособленными для работы на сжиженном газе, электрокары и электробусы университетов Вуханя и Пекина, электромобиль Старт-2 Шанхайского университета с питанием от китайского водородного электрохимического генератора... Сорок экспериментальных машин!


Конечно, среди них немало примитивных конструкций, сделанных «в первом приближении». Например, газотурбинный автомобиль HABO No1, работающий на... перекиси водорода. Да-да, на той самой перекиси Н2О2, которой обрабатывают раны!


Этот белый Volkswagen Passat первого поколения вопиюще не вписывался в сверхсовременное окружение Шанхайского автодрома. Но в Китае таких Фольксвагенов (как и в Бразилии, старенький Passat здесь именуется Santana) большинство — в Шанхае, к примеру, на них ездит даже полиция. И когда инженеры местной химической фирмы HABО узнали о том, что здесь будет проходить Challenge Bibendum, они взяли подержанную Сантану — и за три месяца переоборудовали в газотурбинный автомобиль!


В салоне, вместо заднего сиденья — бак с перекисью. Моторный отсек перекрыт наспех прикрученной железной поперечиной, усеянной редукционными клапанами, — водитель переключает их с пульта на панели, регулируя подачу перекиси. Принцип прост — в каталитическом реакторе перекись разлагается на водяной пар (65%) и кислород (35%), которые вращают ротор маленькой авиационной турбины. На ужасном английском кучка низкорослых китайцев возле белого Фольксвагена с трудом объясняла всем интересующимся, что автомобиль HABO No1 с 40-киловаттной турбиной развивает более 100 км/ч и безупречно экологически чист — не только не загрязняет атмосферу, но и обогащает ее кислородом! Об этом же гласила веселенькой расцветки надпись на багажнике — «Oxygen bar in the streets».


Но передвигался «кислородный бар» с трудом. Сначала китаец за рулем долго и тщательно разводил пары, щелкая тумблерами и глядя на приборы. А потом HABO No1 медленно трогался с места, заволакивая все вокруг бело-сизым облаком и не развивая на трассе более 70 км/ч. Вскорости заезды китайского кислородного реактора и вовсе прекратили. От греха подальше...


HABO — это, конечно, курьез. Но вдумайтесь — «непрофильные» химики за три месяца «с нуля» соорудили действующий ходовой образец газотурбинного автомобиля! А китайский электромобиль Start Two с топливными элементами (тоже переделанная Santana, только посовременнее) ездил немногим хуже, чем практически серийные «водородные» Mercedes А-класса, Audi А2 или Nissan X-Trail!


Страницы: 1Вверх
 

Размер занимаемой памяти: 3.75 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.706 секунд. Запросов: 22.