Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 1Вниз

Автор Тема: ЗИС-154 (1947 г.)-автобус СССР с электромеханической трансмиссией  (Прочитано 15004 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

0o0

  • Гость
Дизельэлектрический (гибридный) автобус ЗИС-154, 1947 г.
Тест-драйв от программы "Доброе утро, Россия" . 2007 г.


"Самое потрясающее в этом автобусе -  двигатель и трансмиссия. Теоретически, да и практически, на ЗИС-154 установлена гибридная силовая установка. А вы учтите, что автобус начали производить в 1947 году.

Рядный четырехцилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-204 мощностью 110 л.с. спарен с генератором постоянного тока, а привод колес осуществлялся тяговым электродвигателем мощностью 43 кВт.   

Заводится автобус вполне обычно, но вот трогается... Здесь, нет коробки передач.. вообще. Здесь электрическая трансмиссия. Сегодня с такой передачей строятся только тепловозы.

Если сравнивать начало движения, да и сам процесс езды, то аналогии только с современными иномарками, на которых установлены шестиступенчатые автоматы. Разгон 12 тонного автобуса очень плавный. Но, наверное, рано советские инженеры внедрили в производство столь передовые, но, увы, недоработанные технологии.

Расход солярки умопомрачительно большой, 65 литров на сотню, а вот скорость как раз не высокая быстрее 50 км в час автобус не едет.
 
Хотя обычному пассажиру автобуса все эти технические тонкости были не интересны. Каждому человеку хочется просто доехать до нужного места с комфортом. А в 154, этого самого комфорта было хоть отбавляй. В салоне могли усесться 34 человека, а общая вместимость составляла 60 человек.

Не беда что потолок низковат, для меня. Зато в автобусе работают печки, которые относительно быстро прогревают салон.
Еще, на неровной дороге в салоне совершенно не трясет. Рессорная подвеска отрабатывает ямы очень и очень хорошо. Но вот, что досаждает, это по истине убийственный рокот дизельного мотора.  Представляете каково всю дорогу ехать на заднем сиденье...
 
Автобус имеет несущий, а не рамный, кузов современного вида, изготовленный по авиационной технологии методом клепки. Основной материал конструкции «крылатый металл», то есть дюралюминий. Во-вторых, стилистика самого ЗИСа была едина для всего городского транспорта конца сороковых годов. Троллейбусы, трамваи, автобусы были братьями близнецами. 

По большому счету все недостатки можно было бы исправить, но в те далекие годы это требовало слишком больших усилий. Из-за этого в 1957 году, выпустив к тому моменту 1165 автобусов, ЗИС-154 сняли с производства. Сегодня таких транспортных средств остались единицы. Протестированный нами ЗИС хранится в 3 автобусном парке филиале ГУП " Мосгортранс". 

С этим автобусом история сыграла злую шутку. Он был слишком современным для восстанавливающегося после войны Советского Союза."

"Доброе утро, Россия"
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:30 от v_nikolay »

Creator

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    0
    11
  • Сообщений: 1810
  • СССР
  • люблю еБайки и электромобили. а опыта маловато...
  • Оффлайн Оффлайн
    • электромобили, а так же  ЭЛЕКТРОВЕЛОСИПЕДЫ и электроскутеры
    • Награды
65 литров соляры на 100 км это конечно крутовато...

а, вообще то, жаль, что не удалось устранить "мелкие недостатки". Если б получилось, история электротранспорта могла бы пойти другим путем. И с гораздо большим темпом....

но самое интересное, что управлять "электроавтобусом" выпущенным более полувека назад весьма комфортно и сейчас, в современном "сумасшедшем" московском движении....

этим, пожалуй, и привлекает электротранспорт - комфортом.
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:32 от v_nikolay »

Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

PASHASV

  • Администратор
  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +10/-0
  • :
    0
    0
  • Сообщений: 72
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Старые советские дизеля особой экономичностью никогда и не отличались, да и зачем экономить, когда соляра стоила считанные копейки, а поездка за 5 копеек на автобусе была рентабильной (даже в 1984 году). На мой взгляд с применением современного дизеля расход можно было-бы сократить в 5 раз, а может и того больше.
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:32 от v_nikolay »

Ляксей Сергеич

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    0
    0
  • Сообщений: 17
  • г.ОРЕНБУРГ
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Но сам ОН был современнее своего времени!
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:32 от v_nikolay »

alex_127

Да! В те годы многие автомобили были очень современными и даже опережали то время. Как потом оказалось все благие начинания были на корню уничтожены.  :( Конструкции автомобилей упрощены и сведены к минимуму. ВАЗ и ГАЗ досихпор не освоил серийного производства автоматической КПП, дисковых задних тормозов и еще многих других узлов, которые являются обыденными и естественными для зарубежных автомобилей.
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:33 от v_nikolay »

mihalich

  • Ветеран электротранспорта
  • Старожил
  • ******
  • Репутация:
    +113/-5
  • :
    3
    10
  • Сообщений: 1069
  • Киев
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Да! В те годы многие автомобили были очень современными и даже опережали то время. Как потом оказалось все благие начинания были на корню уничтожены.  :( Конструкции автомобилей упрощены и сведены к минимуму. ВАЗ и ГАЗ досихпор не освоил серийного производства автоматической КПП, дисковых задних тормозов и еще многих других узлов, которые являются обыденными и естественными для зарубежных автомобилей.

     А послушайте лучше живого свидетеля и пассажира этих, опередивших своё время "ГИБРИДОВ",

В 50х годах, я, студент Ленинградского Индустриального Техникума ( ЛИТ)а, иногда, чтобы не ждать другого,
ездил этим автобусом. Был он очень шумным и дымным : заднего расположения дизель работал, и на стоянке, на максимальных постоянных оборотах. Задние места чаще пустовали из-за шума, жары и запаха выхлопа.

   Появление этих машин было приурочено , как часто бывало в те времена, к каким то партийным датам.
   И пресса , радио, и , перед каждым сеансом кино, обязательный  документальный  "Журнал", взахлёб рассказывали  о выдающемся достижении Ленинградских транспортников, которые, несмотря на все трудности,
досрочно выполнили задание Партии и Правительства, которое позволит съэкономить городу  Столько-то сотен тонн топлива.
    Премии и награды были розданы, но , число "Знаменитых" автобусов на городских маршрутах , стало убывать.
 Стало известно , что сверхсовременный ЭЛЕКТРОБУС топлива жрёт больше такого же дизельного.
   Производство их было прекращено;  а сделанные, тихо доездили свой век на загородных маршрутах.

     И уж никак нельзя назвать эту машину ГИБРИДОМ.   Он не имел батареи, достаточной, чтобы ехать или трогаться без дизеля.    Если хотите аналогов , то это был ТЕПЛОВОЗ.
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:33 от v_nikolay »

Дядя Витя

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +12/-1
  • :
    18
    19
  • Сообщений: 287
  • Москва
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды

     И уж никак нельзя назвать эту машину ГИБРИДОМ.   Он не имел батареи, достаточной, чтобы ехать или трогаться без дизеля.    Если хотите аналогов , то это был ТЕПЛОВОЗ.
Всё верно! конечно, никаким гибридом ЗИС-154 не был. Это, если придерживаться терминологии того времени, "дизель- электробус".
Конечно, машина (на которой поездить мне не довелось, но "живьём" году так в 1973-74, в далёком детстве, видел- не на маршруте, конечно- автобус принадлежал какой-то организации) была далека от совершенства, но... всё-таки правы те, кто называет её "опередившей время"! Есть мнение (к сожалению, ни подтвердить ни опровергнуть которое не могу), что машину сгубил в первую очередь непригодный для неё двухтактный 4-цилиндровый дизель ЯАЗ-204- ненадёжный и жрущий масло и топливо агрегат. В середине 60-х годов автобусные парки, где сохранились эти машины, предприняли попытку установить на "оставшиеся в живых" машины 6-цилиндровые ЯАЗ-206. И это решение оказалось верным- переоборудованные таким образом автобусы показали себя в эксплуатации значительно лучше и продолжали работать до начала 70-х годов.
Почему-то кажется, что если бы в те годы нашёлся подходящий двигатель, соответствующий по характеристике генератору и ТЭДу, да ещё с доработкой управляющей... электорники  тогда ещё практически не было, "системы управления", наверное- судьба его могла сложиться удачнее. Ведь работают же по сей день карьерные самосвалы с электротрансмиссией, причём эта схема является наиболее распространённой на этих машинах, а дизель- электрические автобусы, говорят, в том же Китае ездят во многих крупных городах. Да и в США, кажется, тот MACK, который послужил прототипом ЗИС-154, не стал "тупиковой ветвью", а получил дальнейшее развитие- дизель-электрические автобусы работали там и в 70-е и в 80-е годы, а возможно, работают и сегодня.
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:33 от v_nikolay »

ElectricBus

И если бы, обсуждаемый здесь, дизель-электроавтобус ЗИС-154 довели до "ума", то он бы не "ползал, ревел и чадил", как описывают в статьях, а уже сегодня "дал бы форы" автобусу с ГМП...
Есть еще несколько причин: культура обслуживания данного автобуса, несовершенство первичного двигателя-советского дизеля ЯМЗ, сознательное "игнорирование" данного проекта в угоду других, прочее...
Вот такая печальная судьба...
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:33 от v_nikolay »

Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!
(Михаил Афанасьевич Булгаков)

Дядя Витя

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +12/-1
  • :
    18
    19
  • Сообщений: 287
  • Москва
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Причина-именно в дороговизне автобуса и низкой культуре обслуживания. Прототипом ЗИС-154 послужил, если не ошибаюсь, американский Mack. А в самих США, говорят (сам, увы, не был, ни подтвердить ни опровергнуть не могу) автобусы с электрической трансмиссией преспокойно работали и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е годы. Как сейчас- не знаю.
« Последнее редактирование: 10 Окт 2012 в 20:58 от v_nikolay »

ElectricBus

И я слышал то же самое. Причина- именно в дороговизне автобуса и низкой культуре обслуживания. Прототипом ЗИС-154 послужил, если не ошибаюсь, американский Mack. А в самих США, говорят (сам, увы, не был, ни подтвердить ни опровергнуть не могу) автобусы с электрической трансмиссией преспокойно работали и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е годы. Как сейчас- не знаю.
Да, если верить статьям, вероятно американский дизель-электрический Mack (я пытался найти про этот автобус информацию, но безуспешно...) и послужил отправной точкой для ЗИС-154...... СССР особо не "заморачивался" по поводу "копирования" чужих проектов транспорта (что, впрочем, успешно делает и сегодняшний Китай)... Но, опять же, нужно понимать, что для каждого времени существует своя "кузовная мода"... И ЗИС-154 выглядел так же, как и многие его "собратья" в других странах и континентах... Посмотрите на автомобили сегодняшних лет... За исключением некоторых деталей, как будто рисованные под копирку... Вернее, все знают, что так "рисует" компьютер...
Что касается ЗИС-154, есть малоизвестная информация о том, что подобная силовая установка, была применена прежде всего, с целью её унификации, по ряду узлов и агрегатов, с троллейбусами и трамваями... Конечно же, облегчение труда водителей тоже учитывалось.... Такая унификация, вопрос "дороговизны" электрической трансмиссии, даже при наличии двух двигательных систем на одном ТС, нивелировала бы до минимума...
Про техническую грамотность и культуру вообще говорить нет смысла... Хотя, такой автобус, по идее, должен был бы обслуживаться где-то "рядом" с троллейбусами...
« Последнее редактирование: 11 Окт 2012 в 10:34 от v_nikolay »

Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!
(Михаил Афанасьевич Булгаков)
Страницы: 1Вверх