Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 123>>ВсеВниз

Автор Тема: Прогрев свинцово-кислотной АКБ зимой.Теория и практика.  (Прочитано 2423 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Карман

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +9/-4
  • :
    102
    121
  • Сообщений: 209
  • Где-то в зоне ТО
  • Ездю с батарейками!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Многие автомобилисты слышали байку о том,что в мороз перед пуском мотора нужно включать фары или другую нагрузку на какое-то время,типа для "прогреть батарею".Скептики не верят,потому что они не верят ни во что.Верующие наоборот доказывают полезность этой процедуры,причём только теоретически.Споры сторонников и противников иногда переходят в научно-формульный срач,типа как здесь
Проводился даже опыт,но он меня не впечатлил.Заметно разогреть электролит "по-быстрому" можно только если клеммы перемкнуть,вот тогда мегаджоули покажут всю свою силу и со спецэффектами.Лампы для этого дела слабоваты.
Из личного опыта.На улице небольшой морозец,реальная ёмкость старенькой батареи ок. 30%.Ну я по "совету бывалых" включил на пару минут габариты,посметал снежок с авто,габариты выключил,дал батарее немного отдохнуть.Пытаюсь завестись - мотор сделал пол-оборота и замер,лампочки на приборке померкли.Приехали!Пришлось всё повыключать на пару минут и только после этого батарея немного ожила,мотор проворачивался оооочень медленно но всё-таки завёлся.
После этого решил провести свой эксперимент .
Начнём с "теории прогрева",а она имеет 2 варианта:
Вариант 1.Связан он с электрическим сопротивлением батареи:Ток разряда,кроме сопротивлени нагрузки R,проходит и через внутреннее сопротивление r ,на нём и выделяется тепло.
А если посчитать?Хотя-бы приблизительно.Можность P можно выразить формулой P=U·I или P=I^2·r ,I - ток нагрузки,пусть будет 10А , r - внутреннее сопротивление батареи,пусть будет 0,02 Ома.Подставляем,считаем,получается 2Вт.Немного,едва заметный нагрев будет через несколько часов а не секунд.
Вариант 2.Связан с химией:Небольшая нагрузка "раскачивает" химические процессы в холодной батарее,подготавливая её к большой нагрузке,ну типа как спортсмен разминается перед тренировкой.Это БОЛЬШЕ похоже на правду,но что-то померять в домашних условиях нереально.Поэтому пока без комментов.
Теперь практика.
Подопытная батарея со сроком службы 1 год,заявленная ёмкость 45Ач,реальная - неизвесно.Перед каждым разрядом хорошо заряжалась и отдыхала неск. часов с подключёнными клеммами(сигнализация+магнитола),поэтому заряд можно считать близким к полному.Темп-ра в гараже была холодной с минимальными колебаниями -10°С +/-1°С.Разрядная характеристика мерялась при токах 3А(габаритные огни) и 9А(дальний свет).Выглядит она примерно так.

После включения нагрузки напряжение резко падает,потом падение замедляется ,стабилизируется(Uст),через какое-то время начинает расти(Uр) достигая Uмакс и дальше идёт равномерный разрядный спад. Вот что нам надо!Uмакс - это и есть тот момент,когда батарея окончательно "проснулась" ,достигается оно через 9мин при токе 3А и через 3мин при 9А и связано оно скорей всего не с температурным разогревом внутренностей а именно с "раскачкой" хим.процессов.Утсюда совет про вкдючение фар на неск. секунд можно считать не только бесполезным но и вредным.
 Увеличение тока в 3 раза дало уменьшение времени прогрева в 3 раза,т.е. можно предположить что эта зависимость обратно-пропорциональная.Если это так,то при токе в 300А (запуск мотора стартером)батарея проснётся через 9мин/100=0,09мин или 5,4сек.
Пояснения к графику.Цифры напряжения приблизительные,они зависят от темп-ры,тока разряда,плотности эл-та и тока разряда.Контрольние точки соответвуют временм 3мин,6мин и 9мин при токе 3А и 1мин,2мин и 3мин  при 9А.Все данные относятся к конкретным условиям,а как будет себя вести батарея например 70Ач возрастом 2 года ,зарядом в 80% на морозе -20°С - неизвесно.
Ещё один опыт при тех-же условиях - измерение напряжение на батарее при прокручивании мотора стартером схолодной батареей.Сразу после включения стартера напряжение просело до 10В и начало понемногу расти,на 10-й секунде оно уже было 10,5В,выжал педаль сцепления - поднялось до 11В.

Так как-же запускать мотор зимой?Нужно-ли на морозе включать фары или другую нагрузку перед запуском?Думаю что нет смысла.Современные батареи хоть и имеют более совершенную конструкцию,но мороз,возраст и хронический недозаряд делают своё чёрное дело,реальная ёмкость перед запуском может оказаться небольшой и тратить драгоценные ампер-часы на фары будет нерационально.Не каждый знает состояние батареи в данный момент и не каждый будет выжидать 3мин со включёнными фарами и с неизвесным результатом.Такой совет мог быть полезным для старых батарей до 80-90х годов ,например как здесь:
Скрытый текст
Цитата : "Когда служил,в роте в основном были уралы 4320,в сильный мороз,некоторые при попытке включить стартер делали тр-р-р-р-р-р(очень частые щелчки втягивающего,похожие на то как бывает при разряженом акб,только чаще).Включали на минуту все потребители(печка,дальний свет,аварийка).После выключения стартер начинал работать нормально".
Взято отсюда:http://forum.uazbuka.ru/archive/index.php/t-73928.html
А для нормльного запуска зимой можно выполнить некоторые нехитрые правила:
- иногда проверять степень заряда батареи,подзаряжать почаще если есть возможность.
- не злоупотреблять нагрузкой.
- при хроническом недозаряде пошаманить с генератором чтоб поднять напряжение.
- привести в порядок системы запуска,питания и зажигания мотора.
- для облегчения работы стартера выжать сцепление.
- использовать моторное масло с расширенным температурным диапазоном или при возможности заливать на зиму масло пожиже.
Вот как-то так.

диммон

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    2
    0
  • Сообщений: 4
  • Украина
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
После прочтения текста появились вопросы.
почему у вас дальний свет 9а.ведь 2 лампы по 60вт будет 120вт и 10а.или у вас напряжение аккамулятора проседает меньше 12в.
ни чего не понял из этого."Если это так,то при токе в 300А (запуск мотора стартером)батарея проснётся через 9мин/100=0,09мин или 5,4сек.".откуда взядось 100.
может все таки опытные водители правы когда советуют включать фары или габаритники.может все таки есть смысл так делать на сильном морозе на пример минус 30Ц и меньше.
что такое масло с расширенным температурным диапазоном.на моторное масло не указывается темрература применения а только вяскость.и выбора нет.заливаем только то что закупает предприятие.любая само деятельность только за свой счет.

grok65

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +8/-3
  • :
    11
    19
  • Сообщений: 92
  • Москва
  • Паяю всё сам!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
А Вам не кажется это каким то - "Дэжавю". Буквально пару недель назад, вот тут: http://electrotransport.ru/ussr/index.php?msg=624898.
Ни чего не напоминает? Или опять что то стало не понятно?  :hello:

Карман

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +9/-4
  • :
    102
    121
  • Сообщений: 209
  • Где-то в зоне ТО
  • Ездю с батарейками!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
После прочтения текста появились вопросы.
почему у вас дальний свет 9а.ведь 2 лампы по 60вт будет 120вт и 10а.или у вас напряжение аккамулятора проседает меньше 12в.
А про потери напряжения в проводах и контактах вы ничего не слышали?
Цитата
ни чего не понял из этого."Если это так,то при токе в 300А (запуск мотора стартером)батарея проснётся через 9мин/100=0,09мин или 5,4сек.".откуда взядось 100.
Читаем это,цитата:
"Увеличение тока в 3 раза дало уменьшение времени прогрева в 3 раза,т.е. можно предположить что эта зависимость обратно-пропорциональная..."
Если теперь ток нагрузки увеличить  с 3А до 300А т.е. в 100 раз то и время "пробуждения" батареи уменьшится на столько же,т.е. с 9мин до 0,09мин.
Цитата
может все таки опытные водители правы когда советуют включать фары или габаритники.может все таки есть смысл так делать на сильном морозе на пример минус 30Ц и меньше.
"Технологии шагнули вперед а учебники переписать забыли".А ещё остались привычки 40-летней давности которые менять никто не собирается.
Вот это можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.
 
Думаю и без перевода всё понятно.
Как поведёт себя акк на сильном морозе мне и самому было бы интересно узнать,только зимняя погода этому не способствует и  в морозилку батарея не влазит. :-(
Цитата
что такое масло с расширенным температурным диапазоном.на моторное масло не указывается темрература применения а только вяскость.и выбора нет.заливаем только то что закупает предприятие.любая само деятельность только за свой счет.
Про масла здесь почитайте http://www.os1.ru/article/service/2009_08_A_2010_08_13-14_50_27/
А Вам не кажется это каким то - "Дэжавю". Буквально пару недель назад, вот тут: http://electrotransport.ru/ussr/index.php?msg=624898.
Ни чего не напоминает? Или опять что то стало не понятно?  :hello:
По ссылке http://www.avellinfo.ru/soderzhanie-sajta/akkumulyatory/pravila-ek#ixzz3fwkJS9AN можно вычитать это:"...обоснованность данной рекомендации подтверждается одними специалистами и опровергается другими. А проведённые испытания демонстрируют даже обратный эффект...".
Ну и где эти испытания?Где подтверждения или опровержения?Раз автор статьи их упомянул то мог бы хоть ссылку дать.

Санек84

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +3/-2
  • :
    22
    39
  • Сообщений: 461
  • Россия, Самарская обл
  • Катаю на EVO 800w
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
перед запуском зимой, рекомендуется около 5 минут подуть в глушитель, при этом происходит два варианта развития событий из за которых двигатель легче заводится.
Во первых поток воздуха через глушитель выдувает влагу из цилиндров и за счет наполнения воздухом, двигатель быстрее схватывает.
Во вторых теплый воздух из легких отогревает цилиндр-поршневую группу, зазоры уменьшаются и запуск увереннее.
Теперь нужно разобраться, как же лучше дуть в глушитель, полной грудью или короткими выдохами. При полном выдохе поток воздуха сильнее, но если подержать воздух в себе подольше, то он теплее. График зависимости температуры от скорости выдоха, пропорционально равен температуре вдыхаемого воздуха, деленного на скорость выдоха. Из чего можно сделать вывод, что вдыхать лучше из под куртки, где воздух теплее, а выдыхать медленнее, чтобы прогреть лучше.
В завершение цитата какого то военного из под Магадана - Когда мы с мужиками после пьянки не могли завести наш Урал зимой, мы всегда дули ему в глушитель по пять минут, после этого дуть переставали и Урал заводился.  :laugh:

свинец 36v 12A 120kg 30km

Podorogniy

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    11
    0
  • Сообщений: 2
  • Украина, Черкассы
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Да тема давняя, но всё таки рискну вставить свои пять копеек. У меня ДИЗЕЛЬНЫЙ Форд, в каждом из четырёх цилиндров которого имеется свеча накала. В начале разогрева каждая из них потребляет около 15 ампер. И это без учёта моего желания включать их или нет. Есть-ли от этого разогрева польза? Конечно есть, свечи то нагреваются, без них при минусах завестись трудновато. А если без шуток, так не убивает же это акб. На моём стоит родная, 2005 года, с маркировкой Форд, даты совпадают с месяцем выпуска авто.  Но на следующий сезон, если доживу, придётся всё-таки менять: ёмкости в ней осталось около 15А/ч. Если-бы я узнал об этом форуме на пару лет раньше, может и подольше пожила бы.   :-(

vtral

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +16/-7
  • :
    11
    160
  • Сообщений: 313
  • Юг Западной Сибири
  • Секта - нет. TOP4 - да.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Не надо путать ипостаси.
Тема про полезность "согрева" самой батареи током нагрузки.
А свечи накала нужны дизелю для облегчения холодного запуска, т.к. вспышка происходит только от температуры сжатого воздуха, маловата эта температура зимой бывает.

Tolik

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    2
    3
  • Сообщений: 25
  • Россия, Красноярск
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
, Так свечи накала - это тоже "прогрев батарей". Только не преднамеренный и не фарами. Неслабая такая нагрузка, предшествующая работе стартера. В кавычках - потому что сколь либо существенно температуру батареи таким током не поднять. Максимум активизирует протекание каких-то химических процессов.
Замечал при тестировании батарей под нагрузкой инвертором некоторый рост напряжения и падение внутреннего сопротивления. Но не думаю, что при запуске авто эти доли вольта существенно повлияют на успешность сего мероприятия. Если двигатель в порядке, то без проблем заведется в любом случае. А если нет, то и так и так придется стартером усердно поработать.
В общем, при исправной батарее сии действия с фарами бесполезны, а если батарея не первой свежести и утратила большую часть емкости - то однозначно вредны. Весь запас энергии из батареи будет истрачен фарами и на работу стартера уже не останется.
,
Скрытый текст
Цитата : "Когда служил,в роте в основном были уралы 4320,в сильный мороз,некоторые при попытке включить стартер делали тр-р-р-р-р-р(очень частые щелчки втягивающего,похожие на то как бывает при разряженом акб,только чаще).Включали на минуту все потребители(печка,дальний свет,аварийка).После выключения стартер начинал работать нормально".
Взято отсюда:http://forum.uazbuka.ru/archive/index.php/t-73928.html
Вполне может быть. Одна из банок в батареи была при смерти или даже ушла в переполюсовку. В этом случае, ток нагрузки  мог расшевелить не только химию, но и физически поднять температуру в проблемной банке. И она снизила свое внутреннее сопротивление.
Но это в любом случае не нормально, чтобы даже в лютый мороз у батареи не хватало тока на удержание втягивающего.

Сэм_N

  • Местный
  • ****
  • Репутация:
    +3/-1
  • :
    33
    101
  • Сообщений: 919
  • Воронежская обл
  • От Микро до 5ой
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Сто лет уже
Термокейсы + подогревательные пластины,включаемые после заводам двигла

Griig

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    41
    48
  • Сообщений: 199
  • Россия, Малаховка.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Давно возникла идея греть не фарами, а реактивным током, вся запасенная энергия на разогрев батареи, изнутри. Думал схемку замутить, почти придумал. Тут решил погуглить, и о чудо, нашел.  Схемное решение совпало с моим. (Похоже идеи живут где то вне человека.) Только у них ключи так работать не должны, управление ключами должно быть иным. Но сама идея верная. Можно вместо простой индуктивности использовать трансформатор с двумя одинаковыми обмотками, одна на заряд, другая на разряд, тогда надо всего два n-ключа и получается простая схема управления.  Осталось проверить идею в работе. Надо подумать о термо-контроле, токе подогрева и напряжении, чтоб не убить СА. Думаю на пичке вполне реально сделать простое решение. Есть подозрение, что энергии надо будет многовато на разогрев этого куска свинца и электролита в 15кг, надо считать. Может ничего не остаться на пуск мотора. Зато заряд потом будет бодрым и полным, если заведется.
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fsntbul.bmstu.ru%2Ffile%2Fout%2F616127&name=616127&page=1&lang=ru&c=58a6053277ac
« Последнее редактирование: 16 Фев 2017 в 23:52 от Griig »

Fireman

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    1
    5
  • Сообщений: 14
  • Россия, Хабаровск
  • Ездю на батарейках!
  • Онлайн Онлайн
    • Награды
Перед началом воплощения подогрева было бы неплохо подсчитать количество энергии, потребной для повышения температуры электролита хотя бы на 10 градусов. Тогда и воплощать ничего не придется.

Griig

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    41
    48
  • Сообщений: 199
  • Россия, Малаховка.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Перед началом воплощения подогрева было бы неплохо подсчитать количество энергии, потребной для повышения температуры электролита хотя бы на 10 градусов. Тогда и воплощать ничего не придется.
для 15л воды 0.17 кв.ч.
электролит, свинец  имеют меньшую теплоемкость.
« Последнее редактирование: 29 Апр 2017 в 16:44 от Griig »

Александр CRV

  • Местный
  • ****
  • Репутация:
    +2/-0
  • :
    14
    104
  • Сообщений: 969
  • Россия, Сургут
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Взять цену автомобильной АКБ и размазать на 5 лет эксплуатации а потом подумать - да я же пива выпиваю гораздо больше и че над каждой бутылкой так голову греть и опыты проводить?
Если хотите рекомендацию то ставьте АКБ максимальной ёмкости какая по габаритам войдёт. И при просадке зимой останется достаточно. У меня на всех автомобилях так. Например у жены хундай гетз вместо штатного 40ач стоит 75. Почти по высоте достаёт капот. Зато в очень тяжелую эту зиму с температурами ниже -50 ездил каждый день.

Griig

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    41
    48
  • Сообщений: 199
  • Россия, Малаховка.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Считали экономический эффект от частой смены АКБ и затрат на подогрев? Тут вроде тема про подогрев, а не про покупку АКБ большей емкости.
для 15л воды 0.17 кв.ч.
электролит, свинец "шлак" имеют меньшую теплоемкость.
Вода 80% кислота+20% =2,5л/1.25
1.6кг воды теплоемкость 4200
0.4 кислоты 1500
свинец 3кг 140
остальное  всякий шлак.
Итого получаем примерно, на вскидку 100вт.ч на 10 градусов  АКБ в 15кг



Fireman

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    1
    5
  • Сообщений: 14
  • Россия, Хабаровск
  • Ездю на батарейках!
  • Онлайн Онлайн
    • Награды
Считали экономический эффект от частой смены АКБ и затрат на подогрев? Тут вроде тема про подогрев, а не про покупку АКБ большей емкости.
для 15л воды 0.17 кв.ч.
электролит, свинец "шлак" имеют меньшую теплоемкость.
Вода 80% кислота+20% =2,5л/1.25
1.6кг воды теплоемкость 4200
0.4 кислоты 1500
свинец 3кг 140
остальное  всякий шлак.
Итого получаем примерно, на вскидку 100вт.ч на 10 градусов  АКБ в 15кг
Причем это без учета теплопотерь. Нереально.

Александр CRV

  • Местный
  • ****
  • Репутация:
    +2/-0
  • :
    14
    104
  • Сообщений: 969
  • Россия, Сургут
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Ну без расчётов когдато давно занёс в тепло чтобы оживить замёрзший АКБ  так этот кирпич занесенный с -40 градусов охладил две ванны с горячей водой глубиной в высоту АКБ до почти комнатной температуры и около трёх часов покрывался инеем в комнате. Совет включать фары чтоб нагреть АКБ выдумали теоретики уровня бога.

Griig

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    41
    48
  • Сообщений: 199
  • Россия, Малаховка.
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Ну без расчётов когдато давно занёс в тепло чтобы оживить замёрзший АКБ  так этот кирпич занесенный с -40 градусов охладил две ванны с горячей водой глубиной в высоту АКБ до почти комнатной температуры и около трёх часов покрывался инеем в комнате. Совет включать фары чтоб нагреть АКБ выдумали теоретики уровня бога.
Речь не идет о подогреве фарами. Это бесполезно. Греть надо целенаправленно. грелкой или реактивным током.

Цитата
Причем это без учета теплопотерь. Нереально.
Будем считать теплопотери?
Если да то какие, условия, способ подогрева?

Fireman

  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +0/-0
  • :
    1
    5
  • Сообщений: 14
  • Россия, Хабаровск
  • Ездю на батарейках!
  • Онлайн Онлайн
    • Награды
Будем считать теплопотери?
Если да то какие, условия, способ подогрева?
А есть смысл? Даже в идеальных условиях где планируете брать энергию на подогрев?

Страницы: 123>>ВсеВверх