avatar_LICC

Балансир для LiFoPО4

Автор LICC, 15 Дек. 2009 в 20:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

FobOrgan

Цитата: Кутас от 13 Янв. 2015 в 22:07
Напр. 3,3в с чемто там.
Сначала нужно разобраться что к вам попало. А то вдруг и до взрывов дойдёт. Возьмите обычную зарядку для сотового и подключайте по очереди к балансирам через резистор 30-100 Ом (без подключения пакета к балансиру). И работоспособные балансиры будут просаживать напряжение до своего рабочего.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

FobOrgan

Под девизом "Мы продолжаем то, что много уже наделали..."
Праздники не прошли просто так и я сделал плату для ограничения тока через балансиры, чтобы они  не перегревались если что пойдёт не так, да и пугало меня как они греются в конце заряда, т.к. моя нерегулируемая зарядка как то слишком поздно врубает режим CV, хотя её напряжение правильное.
Схему придумал в соответствии со своим развитием и она не содержит ни одного транзистора:

Описание элементов:
Смысл затеи в том, чтобы при  срабатывании любого балансира ток зарядки принудительно ограничивался, в моём случае срабатывает реле и зарядка продолжается через резистор R2, который подбирается так, чтобы ток не превышал рабочего тока балансира в любом случае, резистор должен быть на приличную мощность, ну ватт 5-10.
Вместо оптопар использовал оптореле CPC1017n (были они у меня), можно использовать и оптопары, но чтобы рабочее напряжение было больше напряжения батареи.
Реле нужно чувствительное, с 2-я группами контактов и на напряжение как можно более близкое к максимальному напряжению зарядника. Ток контактов должен соответствовать току зарядника, я взял с запасом на 8А. При моём зарядном напряжении 43.8В реле на 24В, последовательно с ним стоит гасящий резистор, рассчитан так, чтобы на реле получалась номинальная мощность и в то же время реле срабатывало во всём диапазоне напряжений батареи.
Диод D1 для гашения высоковольтного импульса при отключении реле, чтобы оптопары не подохли. Поставил SF28, главное чтобы был быстрым и на напряжение вольт 200.
Конденсатор С1 для разрыва дуги на контактах реле при переключении.
Теперь как это работает, если не догадались...
Батарея заряжается, реле в отпущенном состоянии пропускает зарядный ток напрямую. При срабатывании балансира срабатывает оптореле, которое в свою очередь заставляет сработать мощное реле. У силового реле левая по схеме группа контактов переключает зарядный ток, чтобы он тёк через резистор. Правая переключает питание самого реле с опторелюшек на питание от зарядника. Сделано так потому что после переключения на зарядку через резистор напряжение просядет и опторелюшки разомкнутся. Кроме того загорится диодик чтобы знать что уже всё почти зарядилось.
После срабатывания реле, как надоест заряжать дальше нужно отключить зарядку и потом нажать на кнопку S1 для отпускания реле, а то ток будет жрать. До отключения зарядки можно кратковременно нажать на S1, чтобы подключить напрямую и посмотреть все ли балансиры загорятся.
Что смог, то и придумал - работает!
Фото колхоза



Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

TRO

Оптопары оптимальнее паять на сами балансиры, чтобы потом их выходы запаралелить, это выглядит куда более эстетично чем жмут проводов идущий от балансиров на такую плату (и надежнее, тряска в нашем деле имеет место быть постоянно, и неконтакт может и приводит иногда к неприятному попаданию на бабки и на время без любимого транспорта.).

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Sunktor

Цитата: Sunktor от 27 Дек. 2014 в 18:09

...

Возвращаясь к теме...
Итак, собрал схему и есть несколько замечаний на которые нужно обратить внимание.
Ну во первых, как тут редко отмечалось, важно монтаж выполнять так, что бы сама ячейка АКБ подключалась как можно ближе к выводам шунтирующего транзистора Т2 (то есть в идеале прямо к коллектору и эмиттеру).
Любое удлинение проводов приводит к нечеткости работы из-за падений на проводниках, и конечно очень важно резисторы делителя тл-ки подключать непосредственно в эти точки.

Второй момент это нагрев самих резисторов делителя тл-ки.
Тут важна их температурная стабильность, мои смд 0805 еще несколько секунд возвращали сопротивление после пайки, так что при регулировке учитывайте этот момент.

Настройка напряжения на каждой ячейке должна проводиться после их заряда до номинала в 3.6 вольта и в составе балансира (параллельно резистору 16 килоом, или 33, смотря кто что будет настраивать, паяется подстроечник на 200 килоом и подстраивается напряжение до 3.605 вольта)
Важно при этом иметь очень точный вольтметр, я использовал советский В7-38, дешевые мультиметры врут уже в третьем знаке, учитывайте это.

3.605 я выбрал из соображений того, что при прогреве балансира это напряжение несколько снижается и плюс так общее напряжение слегка превысит 43.2 вольта порога остановки зарядки.
Иначе поле балансировки нужно настроить зарядку на отключение после срабатывания всех 12 балансиров.

Насчет нагрева.
Нагрев зависит от того, сколько балансиров уже сработало и каков ток заряда.
При 2 амперах заряда и ограничении в 3.6 вольта на каждом транзисторе выделяется 7.2 ватта тепла в режиме полной блокировки.
Разумеется при 11 транзисторах это будет 79.2 ватта в тепло.
Но нужно учитывать то, что в таком режиме работают не все транзисторы, а если АКБ имеют примерно одинаковую емкость и одинаково разряжены, то разница в отставании несколько минут, у меня при первом запуске было около 10-15 минут меду срабатыванием первого и последнего балансиров.
Так что в целом приемлемо.
В моем случае радиатор с транзисторами охлаждается штатным куллером зарядки и руку удержать можно, будет больше опыта, отпишусь.
Устройством пока доволен.

Кутас

Доброго времени суток имеется пригоршня таких платок. Большая часть работает хорошо, но некоторые открываются на 3,3в. Подскажите может туда подстроечники впаять и подрегулировать можно или ещё как?




FobOrgan

Цитата: Кутас от 02 Фев. 2015 в 21:26
некоторые открываются на 3,3в. Подскажите может туда подстроечники впаять и подрегулировать можно или ещё как?
У вас балансиры от Banz первой ревизии, тут схема и описание:
http://logvin-yuriy.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html
За напряжение открытия отвечают резисторы R2, R3, R10. Для 3.61В должно быть:
R2 - 22кОм с надписью 223 или 2202
R3 - 5.6кОм с надписью 562 или 5601 или 5621
R10 - 10кОм с надписью 103 или 1002
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

Кутас

Цитата: FobOrgan от 02 Фев. 2015 в 21:47
Цитата: Кутас от 02 Фев. 2015 в 21:26
некоторые открываются на 3,3в. Подскажите может туда подстроечники впаять и подрегулировать можно или ещё как?
У вас балансиры от Banz первой ревизии, тут схема и описание:
http://logvin-yuriy.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html
За напряжение открытия отвечают резисторы R2, R3, R10. Для 3.61В должно быть:
R2 - 22кОм с надписью 223 или 2202
R3 - 5.6кОм с надписью 562 или 5601 или 5621
R10 - 10кОм с надписью 103 или 1002
Резюки соответствуют, но не работает.


FobOrgan

Цитата: Кутас от 03 Фев. 2015 в 06:34
Резюки соответствуют, но не работает.
Т.к. вижу что светодиод у вас светится, то это значит что открывается таки TL431 которая рядом со светодиодом с обозначением IC1, но делает это рановато. Надо бы заменить... или снять с рабочего балансира и впаять в этот. Конечно если не паяли SMD элементы, то лучше отдать ремонтникам телефонов или ноутбуков с планшетами, а то дорожки можно быстро убить на плате. А сама эта микросхема распространённая, главное найти её как на плате стоит в корпусе SOT-23. Не знаю как в Липецке, а  у нас в Самаре например всего в 1 магазине можно купить SMD детали в розницу.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

Кутас

[user]FobOrgan[/user], Проверил на какое напряжение открываются платки- при любом, так-же нашёл несколлько которые не открываются совсем. Из рабочей платы вытащил стабилитрон, транзистор на диод, транзистор силовой и по очереди менял. Таким образом находил неисправную деталь и пробовал менять с платы донора. Результат: три разорённых донора, пять починенных, две без стабилитронов и две забыл проверить (сникались под бумажку). Таких стабилитронов в нашем колхозе не нашлось, нашлись в корпусе с ножками. Работать- работают но закрепить я их не смог.

FobOrgan

[user]Кутас[/user], Дак а какие неисправности то в основном были? Хватает теперь балансиров на батарею?
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

magnarum

Цитата: Sunktor от 24 Янв. 2015 в 20:00
Цитата: Sunktor от 27 Дек. 2014 в 18:09

...

Возвращаясь к теме...
Итак, собрал схему и есть несколько замечаний на которые нужно обратить внимание.
Ну во первых, как тут редко отмечалось, важно монтаж выполнять так, что бы сама ячейка АКБ подключалась как можно ближе к выводам шунтирующего транзистора Т2 (то есть в идеале прямо к коллектору и эмиттеру).
Любое удлинение проводов приводит к нечеткости работы из-за падений на проводниках, и конечно очень важно резисторы делителя тл-ки подключать непосредственно в эти точки.

Второй момент это нагрев самих резисторов делителя тл-ки.
Тут важна их температурная стабильность, мои смд 0805 еще несколько секунд возвращали сопротивление после пайки, так что при регулировке учитывайте этот момент.

Настройка напряжения на каждой ячейке должна проводиться после их заряда до номинала в 3.6 вольта и в составе балансира (параллельно резистору 16 килоом, или 33, смотря кто что будет настраивать, паяется подстроечник на 200 килоом и подстраивается напряжение до 3.605 вольта)
Важно при этом иметь очень точный вольтметр, я использовал советский В7-38, дешевые мультиметры врут уже в третьем знаке, учитывайте это.

3.605 я выбрал из соображений того, что при прогреве балансира это напряжение несколько снижается и плюс так общее напряжение слегка превысит 43.2 вольта порога остановки зарядки.
Иначе поле балансировки нужно настроить зарядку на отключение после срабатывания всех 12 балансиров.

Насчет нагрева.
Нагрев зависит от того, сколько балансиров уже сработало и каков ток заряда.
При 2 амперах заряда и ограничении в 3.6 вольта на каждом транзисторе выделяется 7.2 ватта тепла в режиме полной блокировки.
Разумеется при 11 транзисторах это будет 79.2 ватта в тепло.
Но нужно учитывать то, что в таком режиме работают не все транзисторы, а если АКБ имеют примерно одинаковую емкость и одинаково разряжены, то разница в отставании несколько минут, у меня при первом запуске было около 10-15 минут меду срабатыванием первого и последнего балансиров.
Так что в целом приемлемо.
В моем случае радиатор с транзисторами охлаждается штатным куллером зарядки и руку удержать можно, будет больше опыта, отпишусь.
Устройством пока доволен.
Фотографии есть, устройства, какие номиналы резисторы в обвязке Тл на литий ион  4,2в

Кутас

[user]FobOrgan[/user], В основном дохлые стабилитроны. А на батарейку мне и так хватало, просто жалко выкидывать веши редкие и нужные. Банзе +

TRO

Цитата: Кутас от 04 Фев. 2015 в 13:55
[user]FobOrgan[/user], В основном дохлые стабилитроны....
Вот очередное подтверждение того что нельзя эти "стабилитроны" грузить напрямую в переход транзистора.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

FobOrgan

Цитата: TRO от 04 Фев. 2015 в 14:00
Вот очередное подтверждение того что нельзя эти "стабилитроны" грузить напрямую в переход транзистора.
Это было в первой версии, во второй уже через резисторы:
http://logvin-yuriy.blogspot.ru/2013/06/2.html
Зато теперь все точно знают что нельзя напрямую.  ;-)
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

strannik

Так это и есть 2 версия
Электро Ока мотор 60kw батарея18kwh
Ашанбайк QS 1kw  1.3 kwh клондайк 26 на зиму

FobOrgan

Цитата: strannik от 04 Фев. 2015 в 14:38
Так это и есть 2 версия
По ссылке да 2-ая. А на фото у Кутаса 1-ая. Там как раз всё напрямую и резисторы шунтирующие побольше.
Удивительно что балансиры продолжают использоваться несмотря на наличие всяких умных БМС. Видимо из за простоты и больших токов балансировки.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

Кутас

Цитата: FobOrgan от 04 Фев. 2015 в 15:17
Цитата: strannik от 04 Фев. 2015 в 14:38
Так это и есть 2 версия
По ссылке да 2-ая. А на фото у Кутаса 1-ая. Там как раз всё напрямую и резисторы шунтирующие побольше.
Удивительно что балансиры продолжают использоваться несмотря на наличие всяких умных БМС. Видимо из за простоты и больших токов балансировки.
Именно из за токов, бмсэсиной нифига я не смог, за два месяца попыток и лампочками помогал от гирлянды. Про ресурс батки и говорить нечего.

FobOrgan

[user]Кутас[/user], а самое главное то. Батарею с балансирами уже заряжал? За какое время срабатывает большая часть на отбалансированной батарее? Как нагрев их - не пугает?
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет