Модель электровоза.

Автор CAНЫЧ, 12 Окт. 2015 в 23:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

CAНЫЧ

Добрый день всем. Строю модель электровоза. Уже изготовлена рама и электропривод.
В качестве двигателей использовал 4 от вентилятора радиатора волги. Планировалось включать их в три комбинации:  последовательно, параллельно последовательно и параллельно. Питание 12 вольт от аккумулятора или контактной сети. Собственно, опишу проблему. В последовательном соединении на каждом моторе 3 вольта. Удалось стронуться с места лишь при попутном ветре. При смешанном подключении получилось сдвинуть сместа вагонетку с песком и тащить ее. Ну а при параллельном включении, когда на каждый мотор по 12 вольт, ведущие оси с пробуксовкой тащили вагонетку с песком в горку в кривой с разгоном. В общем, результатом доволен, но нет одного режима из трёх. Лишь удалось реализовать 2 режима. Были мысли по поводу ШИМ, но, думаю, он выйдет из строя, если использовать вместо аккумулятора контактную сеть.
Не сообразить, как придумать, чтоб было кроме 6 и 12 вольт еще и 9 вольт на каждом моторе. Заранее всем спасибо за ответы.

CAНЫЧ

#1
Нашел на известном сайте ШИМ регулятор http://ru.aliexpress.com/item/J34-Free-Shipping-DC-10-50V-60A-Motor-Speed-Control-PWM-HHO-RC-Controller-12V-24V/32443231224.html
Вроде по параметрам мощности при 24 вольтах годится и мощнее мастеркитовского. Стоит ли взять его?

Или, может, такой:
http://ru.aliexpress.com/item/24V-500W-controller-electric-bicycle-parts-motor-speed-controller-scooter-brushed-controller-controlador-de-velocidad-del/32303827108.html
Почитав форум, пришел к выводу, что в контроллере должна быть функция ограничения по току. Она бережет аккумулятор от чрезмерных токов, что не есть хорошо для него.
Есть ли ограничение по току в регуляторах, что на ссылках выше?

ElectricBus

Здравствуйте!
Позвольте мне кое-что уточнить:
1 ) является ли данная модель электровоза действующей копией какого-то настоящего локомотива или это просто игрушка?
2 ) какая колея (если это модель-копия)?
3 ) какой масштаб (если это модель-копия)?
4 ) какова протяженность ж/д пути ?
5 ) какой профиль пути ?
6 ) почему Вы выбрали напряжение в 12 В?
7 ) будет ли контактная сеть выполнена «по образу и подобию» или планируется питание от третьего рельса, закрытых шин и пр.?
8 ) планируется ли вагонный парк ?
9 ) планируется ли выполнение каких-то перевозок грузов, пассажиров?
Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!
(Михаил Афанасьевич Булгаков)

CAНЫЧ

#3
[user]v_nikolay[/user],  здравствуйте! Отвечу по пунктам:
1. Электровоз будет копией по "мотивам" электровоза ГЭТ



2. Колея 300 мм.
3. Длина рамы взял 1.5 метра, ширина 0.72 метра
4. Протяженность пути по периметру участка в 20 соток на даче.
5. Профиль пути, в основном, горизонтальный, но если ездить в гости к единомышленникам, то и с подъемами.
6. Напряжение выбираю до сих пор. Изначально планировалось не использовать электронику в управлении электромоторами. Хотел добиться аутентичности, собрав механический контроллер для различных комбинаций включения электродвигателей, как в оригинале. Т.к. электродвигатели от радиатора волги 250Вт, то при 12 вольтах хотел получить три способа включения: 3В, 6В, 12В на мотор, а это три положения контроллера с нулевым, что было бы достаточно для модели. Но испытания показали, что при 3В (по расчетам общий ток 5,2А) на мотор недостаточно. Уверенное движение получилось от 6 В (ток 20А) и даже с вагоном. На 12В (ток 80А) колеса с пробуксовкой тянули вагонетку с песком.
7. Контактная сеть планируется действующая, по трамвайному исполнению.
8. Парк планирую, небольшой.
9. Перевозку грузов и пассажиров тоже планирую.

Пока не смог понять, как мне подключить электродвигатели, чтобы получить 9 вольт на мотор. 6 и 12 есть, хотелось бы еще  и 9 вольт. Если использовать ШИМ с питанием от контактной сети, то не выйдет шим из строя от того, что пантограф при движении иногда может отходить от питающего провода, появится искрение, а, следовательно, на входе ШИМ будет пульсация входного напряжения. Вот эти вопросы меня интересуют. Либо собрать схему механического контроллера 6, 9, 12 вольт, либо использовать ШИМ на три положения с защитой от перебоев по входному напряжению. Хотелось бы, конечно, механический контроллер ограничив ток до 40А.

Спасибо за проявленный интерес.
Немного фото процесса постройки:





ElectricBus

#4
Саныч, все таки хотелось бы окончательного уточнения:
1) если Вы хотите строить точную масштабную копию-это одно, если "по мотивам"-это другое. Я вижу, что изначально, у Вас достаточно серьезные намерения, раз Вы имитируете челюстные буксы...
2, 3) я спросил про выбор колеи не случайно. существуют международные нормы масштабов садовых/парковых железных дорог - это очень огромный пласт увлечения. Кто знает, может быть Ваш трамвайный электровоз (если Вы намерены придерживаться норм при его изготовлении) "засветится за бугром", а тогда обидно будет, если он не будет соответсвовать. Ведь в масштабной модели, то к ждый элемент должен соответсвовать. Это очень кропотливый и тяжелый труд...Если же это для "местного" применения, тогда "и так сойдет".
4) все таки определитесь с протяженностью участка. Кроме того, хотелось бы знать, планируется ли разветвление путей (что потребует стрелочные переводы)
5) здесь понятно, все в планах...
6, 7) учитывая приблизительный масштаб Вашей модели трамвайного электровоза, думаю Вам следует выбрать из 36-48 В. Даже 24 В буде лучше, чем 12 В. Тем не менее, высота контактной подвески (опять же, учитывая приблизительный масштаб) окажется равной среднему росту человека, что с точки зрения электробезопасности может иметь последствия. Разве что Вы будете отгонять от КС домочадцев и знакомых... Или придется менять концепцию модели...

Теперь, что касается ЭО.
- выбор тяговых электродвигателей, уж извините, считаю неудачным. Получить "электровозную" СУ в Вашем случае не получится. Да и зачем такие сложности. Поскольку прототип Вашей модели электровоза является двухосным, безтележечным, то можно ограничиться или двумя электродвигателями (как и у натурального), или даже одним - но большей мощности (по такому принципу делают электровозы модельных железных дорог).
- если пантограф и КС будут сделаны правильно, то "отскакивания" будут минимальны. И Вы правы, все эти ШИМы и прочая электронная "лабуда" очень боятся всяких скачков напряжения, тряски-вибрации и.т.п.
Для управления Вашим электровозом, Вы вполне можете использовать старую и добрую РКСУ (точно такую же, какая и была на настоящем трамвайном электровозе, пассажирских трамваях и троллейбусах).
Если в качестве источника тока будет аккумуляторная батарея, тогда нужно:
- установить её на отдельной тележке
- секционировать "банки", что даст возможность регулировать напряжение подключением через ГК (групповой контроллер)
ГК Вы сможете "сваять" из троллейбусного КВ (контроллера водителя). Кстати, если Вы найдете "концы" в троллейбусном (частично трамвайном) парке, то у Вам будет еще проще - все необходимое для двадцатичетырехвольтовой схемы управления (контакторы, реле, автоматы, возможно даже ТЭД из вспомогательных ЭД) и системы электроснабжения Вашей миниатюрной железной дороги ...
B-)


Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!
(Михаил Афанасьевич Булгаков)

CAНЫЧ

#5
[user]v_nikolay[/user], планирую всё-таки строить по мотивам. Вернее так и строю. Задачи засветиться не преследую, всё делается для души и чтоб приложить руки, но, в то же время, делать точную копию можно годами и это действительно сложный труд. Концепция, чтобы было похоже, основные элементы конструкции, как в оригинале (те же рессоры, контроллер, пантограф).

Стрелочные переводы будут обязательно. Суммарная протяженность пути на первом этапе не менее 150 метров. Для пробы сил. Построить путь, по затратам сил, времени и средств чуть ли не больше, чем подвижной состав.

Теперь о самых насущных проблемах. :facepalm: выбор напряжения питания зависил от доступности в продаже электромоторов. От радиатора волги оказались самыми мощными и доступными по цене. Хотя пришлось побегать, прежде чем купить все 4 штуки. Такое количество электромоторов позволяло (как выяснилось, лишь в теории) при помощи механического контроллера получить три скорости. Соответственно это потянуло за собой остальное. Конструкцию трансмиссии, напряжение питания и прочие детали. Хотя применение 24В позволяет реализовать включение электромоторов на 6 и 12В. Вот если бы еще получить 9В. 12-ти вольтовые электромоторы не позволяют применить 36 и тем более 48В, хотя, конечно же высокое напряжение предпочтительнее.
Высоту подвески провода планирую в полтора своего роста. Зарубежом много примеров, где в железнодорожных инженерных клубах КС дейсвующая и на низкой высоте. Для примера, посмотрите здесь: https://www.flickr.com/photos/ferds-pics/sets/72157609072363073/
и здесь https://youtu.be/sf6krutEfiU тут вообще 110В из розетки.
Ну а здесь https://youtu.be/m1CK41dNV5o как раз то, к чему стремлюсь в реализации задуманного. Там так же есть электровоз, который я строю. Контактная сеть чуть выше, чем человеческий рост.
Согласен с Вами,что 2 двигателя да со встроенными редукторами предпочтительнее, но приходится работать с тем, что есть в доступной продаже и не дорого.
РКСУ хотел собрать в минимальнонеобходимом варианте. За рубежом так и делают. Всэ уперлось в 9 вольт на мотор %-)
Применять ШИМ особого желания нет по многим причинам, поэтому и обратился за помощью к данному форуму :wow:
PS мечтаю выйти на концы в трамвайном парке B-)

ElectricBus

#6
Да, как-то, на просторах интерента видел подобное.

Помните, я говорил, что Вам будет нужно поменять "концепцию". Вот именно применение штангового токоприемника и имелос в виду! Тогда выбор электроснабжения несколько упрощается, например,если в качестве тягового ЭО используовать оборудование электрпогрузчиков и/или электротележек, то Ваше напряжение: 48-72 В...
Жаль конечно, что Ваш электровоз будет "изуродован" штангой, но Вы еще вполне можете выбрать другой прототип...
Я не помню, чтобы на этом форуме кто-то использовал ГК, так что Вам придется самому стать "первопроходцем"...


Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!
(Михаил Афанасьевич Булгаков)

apeks

                   Решение простое берете вместо СК 12 в АКб используете Литий ион ячейки шесть штук. И включаете  механическим контролером по 2 ячейки последовательно по три в параллель 7.4 в или потом 3 ячейки последовательно по 2 в параллель 11.7 в. и уже на полную тягу все 6 последовательно и ещё можно моторами играть параллельно последовательно.Пробег не большой нужен и сильно емкой  АКБ не надо можно вообще без линии обойтись

IvanM

[user]CAНЫЧ[/user], если питание всетаки будет от пантографа, а не аккумулятора. То почему бы не сделать реостатное управление? Подключить все двигатели параллельно, а на крыше разместить реостаты.
И сделаете несколько позиций под свои нужды
1.Forward+Miniкрошка+Mark2+20S7P Sanyo 18650GA
2.Самовар+Quanshun 3кВт+Kelly+20S1P пакеты-монстры

CAНЫЧ

#9
С оборудованием электропогрузчиков и электротележек пока что туговато. Взезде просят за них, будто они из золота :-) Поэтому использую то, что есть в автомагазинах и электротоварах /:-)
Наличие пантографа (бугеля) меня нисколько не смущает. Без этого элемента электровоз не электровоз уже. Тем более в портотипе использовался и пантограф и бугель.
НЕ совсем понял, что такое "ГК", но факт, что я первый, несомненно радует :)
Второе видео у меня по ссылке сработало.
Так вот вернемся к обсуждению, с позволения :) Как можно еще получить 9 вольт на мотор, используя комбинации их включения. Гасящее сопротивление использовать не хотелось бы..

CAНЫЧ

Цитата: apeks от 15 Окт. 2015 в 20:35
.. и ещё можно моторами играть параллельно последовательно.Пробег не большой нужен и сильно емкой  АКБ не надо можно вообще без линии обойтись
Как раз так и делал. Контактная сеть желательна-ради нее всё и делается:)
Хотелось бы использовать свинцовые АКБ. Помимо плюсов, что они недороги и легкодоступны, вдобавок, они увеличивают сцепной вес локомотива, что очень важно при движении с вагонами (проверено).

apeks

#11
             Тогда вам остаётся только домотать на магниты моторов обмотки. И использовать как сериесные. Я так делал с подобными моторами! Скорость скидывает сильно! наматываете провод на магниты и заливаете его эпоксидкой. только потом включите правильно чтобы поток магнитный увеличивался а не уменьшался . Будет вам с включением сериесной обмотки работать как будто на 9 в хотя будет 12 и никаких резисторов . так можно и от АКБ и от пантографа ездить

CAНЫЧ

#12
Цитата: luckydevil от 15 Окт. 2015 в 20:36
[user]CAНЫЧ[/user], если питание всетаки будет от пантографа, а не аккумулятора. То почему бы не сделать реостатное управление? Подключить все двигатели параллельно, а на крыше разместить реостаты.
И сделаете несколько позиций под свои нужды
Во второй ссылке на видео и в первой на фотоальбом так  и сделано с использованием гасящих резисторов. Но, всё таки этот вариант оставлю, как резервный. Он не позволяет ездить в гости к единомышленникам, у которых нет контактной сети.
Пока что еще не теряю надежды найти оптимальный для конструкции вариант с помощью форумчан:
по возможности питаться у себя от КС, в гостях от АКБ и не греть гасящими резисторами улицу.
Либо от КС ездить на резисторах (считай от розетки), а в гостях от аккумуляторов через ШИМ.

Добавлено 15 Окт 2015 в 20:58:50

Цитата: apeks от 15 Окт. 2015 в 20:53
             Тогда вам остаётся только домотать на магниты моторов обмотки. И использовать как сериесные. Я так делал с подобными моторами! Скорость скидывает сильно! наматываете провод на магниты и заливаете его эпоксидкой. только потом включите правильно чтобы потом магнитный увеличивался. Будет вам с включением сериесной обмотки работать как будто на 9 в хотя будет 12
Если не трудно, ткните носом, где читать об этом способе. Может у вас есть материал о проделанной вами работе? Буду признателен очень!
Еще вопрос: такой ШИМ
http://ru.aliexpress.com/item/U119-Free-Shipping-12V-24V-48V-2000W-MAX-10-50V-40A-DC-Motor-Speed-Control-PWM/32441958813.html
выдержит 40А? Или при достижении 40А он отключится?

LIST

Обычный мото стартер:
http://ru.aliexpress.com/item/New-high-quality-Motorcycle-starter-motor-CG-150CC-200CC-ATV-air-water-cooling-starting-motor-reversal/32291049315.html
Уважаемые форумчане - вопрос!
1. КТО ЗНАЕТ КАКИЕ У НЕГО характеристики,
2. его тип,
3. как он устроен
4. и каким образом такой тип мотора можно плавно запускать?

Интересуюсь так же для использовавния его для тележки электровоза.
Про отсутствие цементации зубьев - догадываюсь - но это для небольшого пробега.

Заранее благодарю,
С уважением,
LIST

CAНЫЧ

Цитата: LIST от 16 Окт. 2015 в 00:44

Интересуюсь так же для использовавния его для тележки электровоза.


А почему именно стартёр?

lmvlmv

#15
У вас протяженность пути небольшая совсем. Я сделал бы на аккумуляторах. Либо использовал бы сами рельсы для передачи тока. конечно колеса тогда надо изолировать одно от другого, и механизмы перевода стрелок выполнять из текстолита, или дерева. Думаю, что на таком коротком участке через рельсы можно прогнать достаточную мощность. А напряжение выбрал-бы 24 вольта при питании через рельсы (чтоб никого и в дождь не убило бы) либо 48 вольт при питании от аккумулятора или от контактного провода.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

CAНЫЧ

#16
В плане затрат всё верно. Но ради и контактной сети включительно всё и затеяно :laugh:
В фотоальбоме, что в третьем посту у зарубежного энтузиаста от силы длина пути метров 80 по периметру. При этом КС действующая, 5 стрелочных переводов, один даже в три направления.

На данный момент, благодаря форуму, мысли по схеме управления приобрели некие очертания:
1. Собрать комбинированную схему для возможности питаться от КС с помощью механического контроллера и гасящих сопротивлений.
2. Собрать схему с питанием от 24 вольт АКБ с использованием ШИМ и контролем тяги и тока по амперметру для возможности ездить в гости, где нет КС.
Теперь задача найти в продаже вольфрамовую проволоку для намотки сопротивлений и керамическую трубку для корпуса, как здесь:


Похожий переключатель для контроллера:


Можно ли использовать тиристоры вместо автомобильных реле, а то на ток в 40А нужно по 3  штуки релюшек.
Тогда можно вместо в качестве контроллера использовать галетный переключатель от радиоаппаратуры и управлять им слаботочной цепью тиристоров.

Хочется приблизительно так:




apeks

                Всё просто берете разбираете моторы . И на сами магниты мотаете эмаль провод сколько влезет по сечению такой же как и у якоря так так чтобы потом можно было собрать мотор. Далее фиксируете этот провод эпоксидкой , включаете эти обмотки все последовательно между собой следя за тем чтобы в обмотках рядом ток шел в противоположную сторону  а одной по часовой в другой против часовой, в обмотках расположенных напротив друг друга ток будет в одну сторону идти . Далее просто включаете эту обмотку последовательно с якорем. НО так чтобы магнитный поток увеличивался. Определить это можно даже на слух обороты мотора падают и ампераж уменьшается . И ставиться далее просто тумблер закорачивающий эти обмотки.Тронулся с сериесной обмоткой на смешанном электро магнито электрическом возбуждении обороты ниже едет медленно потом взял закоротил сериесную обмотку и мотор сразу стал набирать обороты и поехал быстрее . И никаких ШИМ вам не надо

TOM

#18
Если планируется использование контактной сети, можно сделать проще. На контактный провод подавать  переменный ток, а двигатели питать через трансформатор с выпрямителем. Мощность можно регулировать, переключая отводы на обмотках транформатора.

LIST

Цитата: CAНЫЧ от 16 Окт. 2015 в 13:13
Цитата: LIST от 16 Окт. 2015 в 00:44

Интересуюсь так же для использовавния его для тележки электровоза.


А почему именно стартёр?
Он маленький и мощный- поместится в тележку. Не знаете - какого он типа мотор? :))

TOM

Наиболее распространенные стартеры с обмотками последовательного возбуждения. В последнее время уже не редкость и редукторные стартеры с постоянными магнитами.

lmvlmv

#21
[user]CAНЫЧ[/user], Можно без вольфрама. В качестве баластного сопротивления можно применить старую пружину из вилки мотоцикла. И сопротивление можно подобрать засовывая контактную пластину сбоку между витками.

Тиристоры в постоянном токе не применяют (они управляющим сигналом только открываются, а закрываются сами, когда идет полупериод обратной полярности. А у постоянки обратной полярности нет), только в переменном.

Кстати, можно контактную сеть от сварочника питать, а на нем задать ток, который вы не желаете превышать при разгоне. Сварочник тогда сам его ограничит. Возможно, что Вам этого ограничения за глаза хватит, и никаких дополнительных регулировок не потребуется. Только все моторы нужно будет последовательно включить.
______ПОПРАВКА!!! ____________
А ВСЕ МОТОРЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВЫ НЕ ВКЛЮЧИТЕ НАВЕРНО, У НИХ МОЖЕТ МИНУСОВАЯ ЩЕТКА ОКАЗАТЬСЯ НА КОРПУСЕ. ТОГДА ТОЛЬКО ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ МОТОРОВ ВОЗМОЖНО. А вот если у них корпус изолирован, тогда можно последовательно включить, и это гораздо лучше получится.

[user]LIST[/user],  Мотор коллекторный. Стартеры бывают последовательного возбуждения, бывают смешанного возбуждения. А в последнее время пошли стартеры с возбуждением постоянными магнитами и с планетарным редуктором.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

CAНЫЧ

#22
[user]apeks[/user], спасибо за подробное разъяснение про сериесные обмотки. Буду думать по трудозатратам.
[user]TOM[/user],  думал о таком варианте, но "на борту" не останется места для машиниста. Да и уже действительно в огороде будет небезопасно.
[user]lmvlmv[/user], пружины от мотоцикла есть, но удельное сопротивление стали, вроде, меньше вольфрама. Не придётся ли 10 пружин применить? По поводу трансформатора сварочника. Такая идея была, но подумал, что бредовая. Получается я не прав? Там в нем что-то про ПВ пишут в 40%. Это про КПД? Моторы уже соединял и последовательно, и смешанно и параллельно. Всё работало от АКБ. Чем тогда можно заменить тиристор? Вернее реле. Может мощным транзистором?

Большое спасибо за ответы. Обретаю уверенность, что, возможно что-то и получится /:-)

CAНЫЧ

Цитата: LIST от 16 Окт. 2015 в 17:16
Он маленький и мощный- поместится в тележку. Не знаете - какого он типа мотор? :))
Вроде бы у стартёра низкий кпд. Попробуйте посмотреть в сторону электродвигателей от автопрома. Свое первое испытание проводил лишь с с одним мотором в 250 ватт и приводом на одну ось. Ехало очень уверенно! Даже в горку и по дуге с набором скорости и юзом. Можно применить два мотора от печки жигулей на тележку, а это уже 240 ватт. Две тележки- почти 500 ватт. Это не мало.

TOM

#24
В случае применения переменного тока на контактном проводе двигатели переделывать не понадобится. Их можно просто соединить параллельно и подключить напрямую к диодам выпрямителя. А напряжение на выпрямитель подавать с отводов обмотки автотрансформатора, который будет подключен к токосъемнику. Получается очень простая схема многоступенчатой регулировки тяги. Для нее не нужны никакие полупроводниковые регуляторы, вряд ли ее выведет из строя искрение токосъемника. На контактный провод можно будет подавать напряжение, например, 24, 36 или 48 вольт переменного тока. Это будет вполне безопасно даже в сырую погоду. Место на телеге понадобится всего лишь для одного сравнительно небольшого силового автотрансформатора.
P.S. Такая система способна обеспечить не только снижение мощности привода, но и форсирование в разумных пределах, например, кратковременное при трогании с места.

LIST

#25

Саныч, дорогой, тебе кстати личка.
Твои поездки с одним мотором видел у Павла, у него там горка (подъем).
Мне как раз и нужно 500 ватт на вагон.
Не отрицаю, что тоже от печки возьму моторы :))
Вот глянь на секундочку и скажи свое мнение:
1. http://www.velomotor.net/magazin_moto/conversian_kits.htm
2. http://tncscooters.com/index.php?route=product/category&path=52_55
С уважением,
Дмитрий

lmvlmv

[user]CAНЫЧ[/user], Пружины надо просто попробовать, я слыщал (сам не пробовал), что одной достаточно было, чтоб у сварочника ток регулировать. Но если одной маловато будет, то можно попробовать дверную пружину использовать, у нее сечение гораздо меньше.

В постоянном токе применяют мосфеты (полевые транзисторы) их можно параллельно ставить, для усиления. Схему ШИМа не подскажу, но на форуме Шим для коллекторных моторов во многих темах обсуждался. Найти  не сложно. Грамотный шим и ток ограничить может и напряжение (скорость ).

ПВ (процент включения) обычно на электромоторах пишут. На сварочниках обычно указывают ПН ( процент нагрузки) Смысл их практически одинаков. ПН40% означает, что при пятиминутном цикле 2 минуры идет нагрузка (сварка) и три минуты трансформатор остывает со снятой нагрузкой. Для сварочников обычно указывают несколько ПН для разных токов нагрузки. Например 60А - ПН100%; 100А - ПН40%; 120А - ПН10%.... или иные значения. Это надо на конкретном сварочнике смотреть.
Если Вы включите моторы последовательно, то Вам ампер 20-30 надо будет, а это даже самый маленький сварочник потянет в ПН100%. Для него такой ток игрушечным будет. На некоторыхсварочниках  и значений регулировки тока  меньше 40А нет. К тому-же максимальный ток у Вас только при разгоне будет, а в любое другое время он будет меньше, или вообще не будет потребляться. Потому хватит даже самого слабого сварочника.

[user]LIST[/user], Дмитрий, на разборках авто есть моторчики от печек ауди, БМВ..... там мотор на 500W на валу и подшипники качения с завода стоят. Их горазо лучше применять и стоят на разборках очень демократично. ВА ресурс даже у Б/У поболе, чем у ГАЗовских моторов.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

LIST

Хороший вариант!
А есть возможность управлять такими типами моторов (от печек) плавно? С набором мощности?
Такие моторы могут потянуть с нуля (стронуть состав с места)?
С редукцией 5 -10 скажем..
С уважением,
Дмитрий

TOM

Для плавной регулировки подойдет ЩИМ-контроллер на нужную мощность. А редукцию нужно подбирать в зависимости от требуемой тяги и максимальной скорости.


TOM

На печках стоят коллекторные движки.
При питании от батарей асинхронников тоже применяется ШИМ, только более "хитрый" :-D

CAНЫЧ

Цитата: LIST от 16 Окт. 2015 в 23:54
1. http://www.velomotor.net/magazin_moto/conversian_kits.htm
2. http://tncscooters.com/index.php?route=product/category&path=52_55
Если бы не цены, то посоветовал бы мотор с редуктором со второй ссылки. Из-за цен пришлось покупать лишь доступное в наших автомагазинах.

LIST

Саныч, а сильно напрягаются твои коллекторные движки в момент пуска под нагрузкой?
Нагреваются? Подгорают места прилегания щеток?  Какие замечены минусы?
Как коллекторники, на твой взгляд реагируют на пуск с нуля под нагрузкой?
С уважением,
Дмитрий

CAНЫЧ

Цитата: LIST от 19 Окт. 2015 в 16:22
Саныч, а сильно напрягаются твои коллекторные движки в момент пуска под нагрузкой?
Нагреваются? Подгорают места прилегания щеток?  Какие замечены минусы?
Как коллекторники, на твой взгляд реагируют на пуск с нуля под нагрузкой?
С уважением,
Дмитрий
Когда катался на одном моторе, то нагревался. Т.к. старт был сразу при 12В. С 4-мя моторами ничего не грелось, но все-таки нужны длительные испытания. Щотки можно притереть без нагрузки, но моторы не разбирал ещё. Минусов, пока, не обнаружил.


CAНЫЧ

#35
Цитата: LIST от 19 Окт. 2015 в 20:42
А как ты ведущую звездочку на вал подбирал и закрепил?
С уважением,
Дмитрий
По паспорту узнал, сколько оборотов у мотора в номинале. Прикинул, что 12 км/ч для электровоза будет достаточно. А через длину окружности колеса посчитал редуктор, какой можно собрать из ассортимента мотозапчастей. Звёздочки купил от ИЖ и для муравья под цепь ИЖ. Крепил сваркой через дистанционные втулки.



LIST

На вал  - эти фотки я видел на айронтрэке. Спасибо :))
Я про вал двигателей имел в виду? Там какие и как крепил? :)))
Спасибо!
С уважением,
Дмитрий

CAНЫЧ

Мотор продавался вместе с вентилятором. Внутри вентилатора впаяна стальная ступица. Вот к ней можно прикрутить звёздочку.

CAНЫЧ

Добрый день всем. Есть сварочный трансформатор с такими свойствами:

Напряжение (1ф.), В 220
Потребляемая мощность (60%), кВА 2.5
Напряжение холостого хода, В 46
Диапазон регулировки тока, А 50-140
Минимальный диаметр электрода 1.6
Максимальный диаметр электрода 3.25
Предохранитель 16A
Класс изоляции H
Класс защиты IP 21

Можно ли его использовать в качестве "тяговой подстанции?

DIVAS

Цитата: CAНЫЧ от 22 Окт. 2015 в 15:43
Добрый день всем. Есть сварочный трансформатор с такими свойствами:

Напряжение (1ф.), В 220
Потребляемая мощность (60%), кВА 2.5
Напряжение холостого хода, В 46
Диапазон регулировки тока, А 50-140
Минимальный диаметр электрода 1.6
Максимальный диаметр электрода 3.25
Предохранитель 16A
Класс изоляции H
Класс защиты IP 21

Можно ли его использовать в качестве "тяговой подстанции?
Отличный трансформатор. Даже с адовым запасом мощности. Регулировку тока наверное лучше будет оттуда убрать, приведя всё в положение "максимального" тока, чтобы оно стало обычным трансформатором.

Если нужно будет подкорректировать напряжение - сделайте отводы от вторички в нужных местах. Это не будет трудно, т.к. витков там не очень много.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

CAНЫЧ

Цитата: DIVAS от 22 Окт. 2015 в 15:50
Отличный трансформатор. Даже с адовым запасом мощности. Регулировку тока наверное лучше будет оттуда убрать, приведя всё в положение "максимального" тока, чтобы оно стало обычным трансформатором.

Если нужно будет подкорректировать напряжение - сделайте отводы от вторички в нужных местах. Это не будет трудно, т.к. витков там не очень много.
Т.е. накрутить регулировку на полную мощность? Обычно, когда варишь на полной мощности, трансформатора хватало на 10 мин. , а затем тепловая защита срабатывала. Думал, что лучше накрутить минимум мощности. А как сделать отводы? Перемотать вторичную обмотку?

DIVAS

Цитата: CAНЫЧ от 22 Окт. 2015 в 16:14
Т.е. накрутить регулировку на полную мощность? Обычно, когда варишь на полной мощности, трансформатора хватало на 10 мин. , а затем тепловая защита срабатывала. Думал, что лучше накрутить минимум мощности. А как сделать отводы? Перемотать вторичную обмотку?
Греется трансформатор от реально протекающего тока, а не от положения регулятора. Если его выкрутить на макс. ток и при этом не варить, то греться там особо нечему.

Насколько я помню конструкцию сварочных трансформаторов с регулировкой тока, ток там регулируется магнитным способом, только не помню как - то ли магнитными шунтами, то ли зазором в магнитопроводе.

Для Вашего случая нужно убрать регулировку тока и сделать из сварочного регулируемого трансформатора обычный нерегулируемый. Если он регулируется зазором, то зазор убрать до нуля, а если магнитными шунтами - убрать их.

Отводы в некоторых случаях удаётся сделать и без перематывания обмотки, просто сняв верхний слой общей изоляции и  подключившись к нужным виткам. Это удобно тем что обмотка с отводами может выдавать целый набор разных напряжений, при этом нагрузку можно подключать к разным отводам, выбирая нужное напряжение.

Если не хочется вообще портить исходную вторичную обмотку, можно намотать дополнительно свою.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

lmvlmv

Включите все свои моторы последовательно, а ток трансформатора выставьте двукратным от номинала мотора. Получите резвый старт и отличное ограничение тока. У этого трансформатора падающая рабочая характеристика. Он при старте ограничит ток, а по мере разгона будет прибавлять напряжения в цепи. Таким образом вам даже ШИМ не нужен. Просто рубильник на поезде и вперед. А как набрали нужную скорость, то просто отключили подачу тока и все. Потом, после опытной эксплуатации подберете нужное ограничение тока на трансформаторе и будете ездить. В принципе, количество тока только на интенсивность разгона влияет.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

DIVAS

Кстати да... Я что-то и не подумал, что регулировка тока может даже принести пользу... А ведь действительно так даже лучше будет - можно использовать полное напряжение и ограничение тока, тогда и на разгоне ничего не погорит, и скорость побольше будет. Только диапазон регулировки тока наверное придётся двигать, 50А вроде многовато для этих двигателей...
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

TOM

[user]CAНЫЧ[/user], а сварочный аппарат для сварки переменкой или постоянным током, с выпрямителем?

CAНЫЧ

Цитата: TOM от 22 Окт. 2015 в 20:16
[user]CAНЫЧ[/user], а сварочный аппарат для сварки переменкой или постоянным током, с выпрямителем?

Обычный трансформатор. А инвертор сгодится?

Добавлено 22 Окт. 2015 в 21:01

Цитата: lmvlmv от 22 Окт. 2015 в 16:54
Включите все свои моторы последовательно..
Так и планировал, но требуется тогда 48 вольт, а трансформатор 46 вольт. После выпрямления еще ниже будет. Как быть? Донаматывать витков в трансформатор?

lmvlmv

если хочется, то можно домотать немного, но разность напряжений небольшая, и думаю, не принципиальная.
На диодном мосте упадет около 3 вольт. останется 42. - это по 10.5 вольт на каждый мотор. Но, у Вас моторы с постоянными магнитами в возбуждении, это значит, что разгонятся они будут не до среднеэффективного значения напряжения, а до максимального значения импульсного напряжения Uмакс= U*1,41 и напряжение на моторах тогда получится 10.5*1.41=14,7 Вольта, или меньше, что будет ограничено падающей характеристикой сварочника. Чтоб моторы работали нормально, нужно после диодного моста ставить фильтр. Либо здоровый блок конденсаторов, либо дроссель. В принципе и без фильтра работать будут, но немного пожестче и будет слышно гудение 100 Гц.
Причем, если использовать дроссель, то "Увеличения напряжения" на моторах не произойдет, он будет сглаживать все пульсации напряжения. А вот если использовать конденсаторы, то они так-же заряжаются до максимума синусоиды. Но блок конденсаторов должен быть весьма приличной емкости.
Также Вы можете питать переменкой свою цепь, а выпрямительный блок и конденсаторы поставить непосредственно на паровоз. Тогда появляется возможность использовать "управляемый" диодный мост, т.е два диода и два тиристора. И тогда будет нечто вроде ШИМа, но только еще в цепи переменного напряжения. Регулятор тогда имеет вообще простейшую схему, т.к. не нуждается в контроле тока, который итак ограничен трансформатором. Да и для такой тяжелой техники сильно точные параметры регулирования, по моему мнению, не нужны. И простейших хватит.

Про инвертер Грамотно не смогу посоветовать. Дело в том, что их схемотехнику и нюансы работы не изучал, но для чего нужен инвертор - для создания идеальной дуги! так? А из теории сварки известно, что идеальной является дуга с длительным периодом одной полярности и кратким всплеском обратной полярности, служащим для очищения сварочной ванны от шлаков. Нет, конечно и при одной полярности все варит прекрасно, но при кратких обратных импульсах шов получается прочнее. Так вот алгоритм работы инвертора по идее должен стремиться к идеалу.
Все выше описанное - это лишь мое предположение, и скорее всего по крайней мере на самых дешевых инверторах на все идеалы кладут большой болт и дуют в дугу одной полярностью.
И кстати с любого инвертора коллекторник запустится. Просто если у него при работе выходят и импульсы обратного напряжения, то мотор в это время будет притормаживаться немного, а потом опять разгоняться. И в итоге греться будет больше.

Если кто разбирается в этом вопросе больше, и мониторил осцилографом выход инвертора, то поделитесь этой инфой.

Еще у инвертора есть резистор для задавания тока. Вот интересно, на сколько реально вместо него посадить какое нибудь радиоуправление и прям с паровоза по радиоканалу управлять тягой?
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

DIVAS

[user]lmvlmv[/user], Простые дешёвые сварочные инверторы умеют выдавать только чистую постоянку (DC). Потому что для того чтобы выкидывать даже короткий импульс обратной полярности, нужен ещё как минимум один огромный радиатор с транзисторами. А в концепцию дешёвого и компактного инвертора это уже не вписывается. Да и для сварки стали это не очень нужно, она и так прекрасно варится. А ничего кроме стали варить такими аппаратами обычно не предлагается.

Есть более дорогие и громоздкие инверторные аппараты, которые умеют выдавать как постоянный (DC), так и переменный (AC) ток. Режим переменного тока используется для сварки алюминия и его сплавов - вот там уже этот импульс обратной полярности критически необходим, для того чтобы сбивать оксидную плёнку. Баланс полярности в таких аппаратах регулируется, как и все остальные параметры сварочного тока (кроме частоты). Весят такие аппараты от 20кг и габариты у них почти такие же как у трансформаторных аппаратов.

В вопросе питания контактной сети нужно ещё учитывать такое явление, как электрохимическая коррозия. При питании постоянным током в определённых условиях один из проводников будет быстро разрушаться, а при питании переменным током этой проблемы не будет, т.к. полярность будет чередоваться и окислительно-восстановительные функции тока будут компенсировать друг друга. Поэтому целесообразнее питать контактную сеть переменным током, а выпрямлять его уже на электровозе. Попутно можно реализовать управляемое выпрямление (регулировку) тока тиристорами - самый простой способ, хотя и не без недостатков.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

lmvlmv

[user]DIVAS[/user], Спасибо за разъяснения, я это предполагал, но уверенности небыло. А изучать специально небыло нужды. Теперь буду знать. [user]CAНЫЧ[/user], Тогда, лучше действительно питать переменкой , А всю остальную аппаратуру управления ставить на поезде.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

TOM

[user]CAНЫЧ[/user], на контактный провод подавай переменку прямо со сварочника, на телегу ставь понижающий трансформатор с 48 на 12 вольт с выпрямителем. Или тиристорный регулятор, он простой и дубовый, должен работать нормально.

CAНЫЧ

Цитата: TOM от 23 Окт. 2015 в 09:18
ставь понижающий трансформатор с 48 на 12 вольт с выпрямителем. Или тиристорный регулятор, он простой и дубовый, должен работать нормально.
Наверное лучше соединить моторы все последовательно и не понадобится трансформатор 48-12.
по тиристорному регулятору можно ткнуть носом, буду признателен!

lmvlmv

Цитата: TOM от 23 Окт. 2015 в 09:18
[user]CAНЫЧ[/user], на контактный провод подавай переменку прямо со сварочника, на телегу ставь понижающий трансформатор с 48 на 12 вольт с выпрямителем. Или тиристорный регулятор, он простой и дубовый, должен работать нормально.
Не нужен ему еще один понижающий с 48 на 12 вольт. Он последовательно моторы включит и все. На поезде будет просто управляемый диодно - тиристорный мост. А такой дополнительный понижатор должен быть такой-же мощности, как и питающий трансформатор, ну и нафиг это надо?.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

CAНЫЧ

#52
[user]DIVAS[/user], спасибо за очень подробные объяснения! Продолжу задавать вопросы. В качестве дроссельного фильтра что можно использовать? Можно ли самому изготовить и рассчитать? Насчет конденсаторов тоже всё ясно. Приблизительно, сколько их нужно и какой ёмкости? Буду признателен помощи по тиристорной схеме управления.
У меня есть инвертор для сварки алюминия. Как раз с его появлением высвободился обычный сварочник, вот и возникла мысль использовать его в качестве тяговой подстанции.
В силу того, что руки чешутся, хочу, всё-таки домотать трансформатор сварочника до 51 вольта. Обмотка у трансформатора из алюминиевой ленты. Можно ли домотать медным проводом эквивалентного сопротивления?

TOM

Трансформатор доматывать не нужно. После выпрямления напряжение будет около 60 вольт. Хваит и для работы тиристорного регулятора, и для небольшого форсирования двигателей.

lmvlmv

Если что, то медь с алюминием напрямую друг с другом соединять нельзя. Они гальваническую пару образуют.Только через промежуточное соединение, через клемную колодку.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

CAНЫЧ

Цитата: TOM от 23 Окт. 2015 в 10:26
Трансформатор доматывать не нужно. После выпрямления напряжение будет около 60 вольт. Хваит и для работы тиристорного регулятора, и для небольшого форсирования двигателей.
В характеристиках написано, что напряжение 46 вольт. А как оно выростет? Вроде диодный мост наоборот, уменьшает напряжение после выпрямления

lmvlmv

на диодном мосте напряжение немного падает, Но Вы забываете, что речь идет о переменном напряжении, а оно изменяется по синусоидальному закону. Потому эффективное (среднедействующее) значение напряжения, укажываемое в параметрах трансформатора, ниде максимального значения на пике синусоида в корень из 2 раз. Т.е Uмакс= Uэф*1,41.
Вот из-за используемых элементов конструкции и особенностей их работы у вас после диодного моста измеренное напряжение повысится.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

DIVAS

#57
При выпрямлении переменки и сглаживании конденсаторами действующее напряжение получается больше. Если без сглаживания конденсаторами, то остаётся тем же, за вычетом потерь на диодах/тиристорах.

Насчёт сглаживающего дросселя нужно подумать... Я пока слабо представляю, как его рассчитывать. Работать будет конечно и без него, но с ним будет лучше - он должен сгладить броски тока при открывании тиристоров, следовательно, будет поменьше импульсная нагрузка на контактную сеть и коллекторы двигателей.

Но если так подумать, то Ваш регулируемый трансформатор и так наполовину дроссель, может его и достаточно будет. К тому же, у самих двигателей тоже есть индуктивность. Вопрос, нужна ли ещё третья дополнительная индуктивность в этой системе? Я думаю, не очень.

Тиристорная регулировка осуществляется довольно просто - в выпрямительном мосту вместо двух диодов ставятся тиристоры, и к ним делается несложная схемка, которая будет регулировать угол открывания этих тиристоров.

Но, с другой стороны, если Вы хотите реализовать возможность езды на аккумуляторах, то Вам для этого в любом случае понадобится ШИМ-регулятор, потому что тиристорный на постоянном токе работать не будет. А зачем тогда делать два регулятора, если можно регулировать всё одним ШИМом?
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)