avatar_UDAV

Теория работы свинцовых аккумуляторов

Автор UDAV, 04 Апр. 2016 в 07:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ashidden

Цитата: yustas66 от 24 Фев. 2017 в 13:15
  Перенесено: "В общем-то, такого понятия, как старение аккумулятора, никто не отменял. Предположим, что чел каждую неделю заряжает свой аккумулятор так, чтобы ушли все сульфаты - заряжает на 100%. Если забыть о "старении", то можно предположить, что батарея будет жить вечно. ГГГ. Не бывает такого господа. Посему вопрос. Кто как думает, если каждую неделю "растворять" все сульфаты, то сколько проживет аккумулятор"?
  Немного расширим вводные. Возьмем новый аккумулятор. Проведем ему КТЦ. Удостоверимся, что он имеет емкость ту, что написана на борту. Зарядим. Поставим его на авто и начнем эксплуатировать. За рулем сидит умудренный опытом заряжальщик, знающий все подводные камни эксплуатации батареи. Скажем, имеется у него ЗУС, или на крайний случай продвинутая моргалка. Раз в пару недель, может месяц, он подзаряжает батарею, до "полного растворения сульфатов". Затем сразу едет куда-нибудь, чтобы расслоившийся электролит перемешался и не наделал гадости пластинам. Напряжение бортовой сети его авто прекрасно настроено на изменение забортной температуры. Батарея имеет два термо кейса, один зимний, а другой летний, чтобы одна банка не была перегрета двигательным теплом. Внимание, теперь вопрос. Сколько лет прослужит такой аккумулятор и от какой болезни он умрет. Что думаете господа!
Хочу рассказать на эту тему следующее. Есть у моего тестя в деревне старая ржавая копейка, специально, чтобы было не жалко по деревенским говнам ездить, потаскать прицеп... Лет ей немеряно, еще с первых выпусков... И жил в этой копейке аккумулятор Иста . Ничего лишнего (сигналки,гамнитола... нет) в бортовой сети нет. Копейка в молодости была оборудована отключателем массы механического типа - покрутил в одну сторону - масса есть, в другую - нет. Самое первое, что делалось после остановки - поднимался капот и отключалась масса (у тестя привычка). Реле регулятор - сначала стояло штатное - РР380, потом я его кастрировал и установил электронное наружное (уже не помню марку). Прожило оно несколько лет, потом сгорело и на родное место опять вернули неубиваемое унылое говно РР 380. Иногда (когда копейка стояла неделю - другую без дела подбрасывали ненадолго кипятильник, без фанатизма, на глаз). Несколько раз подливалась  вода.
Прожил тот аккумулятор 12 лет, исправно заводил копейку и зимой и летом. Как то раз попросили меня купить новый аккумулятор, так как авто перестало заводиться. Когда я привез аккумулятор, то выяснилось, что старый работает без проблем, а виновато было втягивающее (закисло). Аккумулятор был установлен новый (на всякий случай), а старый благополучно скончался в погребе и был сдан в утиль.
Про импульсные зарядки и все остальные телодвижения - так тесть и не в курсе до сих пор.

Карман

Цитата: ashidden от 09 Июнь 2017 в 21:39
Ничего лишнего (сигналки,гамнитола... нет) в бортовой сети нет.
Один из секретов долголетия АКБ.
По своему опыту скажу шо дольше всего ходят батареи на старых карбюраторных авто безо всяких электронных прибамбасов.

UDAV

Цитата: ashidden от 09 Июнь 2017 в 21:39
Иногда (когда копейка стояла неделю - другую без дела подбрасывали ненадолго кипятильник, без фанатизма, на глаз). Несколько раз подливалась  вода.

А вот городские авто, ночующие под окнами или на стоянках,  вот этого как раз и лишены...     Регулярный подзаряд  важен для долголетия АКБ так же сильно, как и низкий ток утечки, наряду  с  недопущением глубоких разрядов.

Другое дело что времена дефицита АКБ и  дефицита денег на АКБ  тьфу тьфу  далеко в прошлом и  целесообразность   затрачиваемого на   сохранение АКБ времени стала под вопросом.   Грубо говоря если  у меня  доход  $50\час    а на обслуживание АКБ я трачу  10 часов в год...  дабы продлить ей жизнь  на пару лет...   ну вы поняли.
Подпись ;)

UDAV

#111
Полагаю,  пришло время теоретически осветить  момент   откуда в  АКБ   берутся  высокие и сверхвысокие (13.6в и выше)  значения НРЦ,  соответствующие плотности электролита  1.38 и выше.

Давно собирался,  еще вот с этого https://electrotransport.ru/index.php?msg=1139730  момента.

Речь пойдет о стартерных авто-АКБ.

Напомню,  что  заряд постоянным током (без пауз)  в обычном ежедневном режиме  в принципе не заряжает  АКБ  выше 75-85% ,  если за  100%  принять емкость,  которую  АКБ  отдает  при  замере емкости  по  ГОСТ.      Для тех, кто не знает\забыл  как измеряется емкость по ГОСТ я напомню - сурьмянистый АКБ заряжают  током  0.1С   до напряжения 14.4в    а затем   заряжают  током 0.1С  еще  ПЯТЬ ЧАСОВ.   Напряжение при этой экзекуции никак не ограничивается и может достигать 16-17в и более.   Бурное газовыделение распушает намазки, увеличивая площадь, доступную для хим.реакций но при этом некоторые кусочки намазки отрывает  от основной массы с выносом в электролит(на АГМ эффект не так заметен благодаря прижимающему стекломату),  большие объемы атомарного кислорода окисляют решетки...  но  выделенное зеленым имеет  краткосрочный эффект, позволяющий  получить  практически однократное увеличение емкости на 1 (контрольный) разряд,   а красное - долгосрочный,  не снижающий емкость заметно сразу, но если так делать постоянно - быстро приводящий АКБ в негодность из за разрушения пластин (осыпание активной массы, потеря контакта с решеткой, коррозия решеток).  Просто пример для лучшего понимания,  за счет распушения намазок имеем +25%(однократно!) емкости, за счет отрыва кусочков намазки -5%(постоянно!!!!) емкости, решетки отвалиться не успели(АКБ свежий) -0% емкости, суммарно получили +25%((однократно) с 80% до 105%) и -5%((постоянно) со 105% до 100%) итого с 80% до 100% .   А если АКБ старый и отвалилась 1 решетка - сразу -25% емкости :D  Постоянно  :hello:  Заряд для измерения емкости по ГОСТ - это как старому движку дать Азота - один раз он поедет   УХ!!!   А потом ыххх...  /:-)  Совсем сдох или 1 горшок прогорел или просто кольца сгорели, если повезло  ;-D

Так вот.   Производитель при проектировании АКБ исходит из того, что постоянно заряжать ее будут обычным способом,  т.е.  до 75-85%,  а не до 100%  - по озвученным выше причинам - постоянный заряд до 100%  непрерывным током  убьет АКБ за несколько циклов -  по этому в инструкции для ежедневного обычного заряда АКБ  параметры заряда существенно мягче, чем в ГОСТе проверки емкости, но и степень заряженности АКБ, повторюсь, что бы ТОЧНО дошло - ниже.   

Второй момент.   Плотность электролита важна  не только для емкости,  но  и для такого важного  параметра, как температура замерзания, которое допускать никак нельзя.     В том числе  и тогда, когда  заряженность  АКБ  составляет 50-60% -  довольно часто встречается  при обычной штатной эксплуатации  авто.

По этому  плотность электролита с завода  (с учетом климатического пояса)  рассчитывают  с учетом  заряженности АКБ.    Скажем для региона где  минимальная температура ожидается -30     электролит не должен замерзать при -30    в батареях,  заряженных, скажем на 60% и выше.   Последняя цифра, очевидно, остается на совести производителя,  но  она не столь  важна как  сам принцип.

Принцип - кислоты льют  С ЗАПАСОМ, учитывая работу в подразряженном состоянии зимой.   

При этом  нижний порог плотности  ограничен температурой замерзания и допускаемым производителем % разряженности(они пишут в инструкции после какого напряжения В ОБЯЗ требуется АКБ подзарядить),  а верхний -  плотностью в "полностью" заряженном (75-85%)  нормальном рабочем состоянии,  жарким летом.  (то есть просто налить побольше кислоты - тоже плохо).

Вооот.   Грубо говоря,   когда  производитель указывает, что плотность электролита должна быть  1.27 при +25с   на "полностью заряженной АКБ"   - имеется  ввиду   "обычный"   заряд  до  75-85%   обычным ЗУ,  которое не превышает 14.4в  для сурьмы   а не заряд по  ГОСТ "для измерения остаточной емкости"  с 5 часами термоядерного кипячения. 

А что случится с плотностью  после заряда "по ГОСТ для проверки остаточной емкости" ?     Совершенно очевидно,  что она будет выше нормы.   Как минимум -   потому что кислоту интенсивно выделяющимися газами выгонит из пор намазок.   
В конце концов  давно известная практика - бурное кипячение, даже не длительное (час-два)  позволяет существенно повысить плотность электролита (но не заряженность пластин) именно за счет выгонки кислоты из пор.

Возражения?    Сначала отвечу если будут, потом перейдем ко второй части.
Подпись ;)

Vova_n

[user]UDAV[/user],  Вынужден с вашей теорией не согласится.
Неоднократно получал НРЦ выше 13в держащийся на акб от двух недель до нескольких месяцев, при этом в акб и не пахнет даже 1,28 по банкам.
Но писать свою версию не буду, уже проходили и не раз, начинают кидать помидорами спорить тыкать в постулаты Павлова и прочее.
Ваша теория более понятна, но опять же повлечёт за собой, тот же негатив, что и любая другая теория не вписывающаяся в рамки классических расчётов, а именно ЗУС убивает акб высокая концентрация кислоты плохо и так далее  :-D
Давайте вторую часть.

UDAV

#113
Цитата: Vova_n от 15 Авг. 2017 в 15:50
[user]UDAV[/user],  Вынужден с вашей теорией не согласится.
Неоднократно получал НРЦ выше 13в держащийся на акб от двух недель до нескольких месяцев, при этом в акб и не пахнет даже 1,28 по банкам.
Это не расходится с моей теорией в общем то, если уточнить  ГДЕ ИМЕННО  не пахло.  НАД пластинами,  я полагаю? ;)  Даже если нет - даже если вы интенсивно перемешивали электролит, выгоняя  электролит из межпластинного пространства  в надпластинное (к примеру, хлюпая ареометром) но только один раз  -  все равно  концентрированная кислота осталась  В ПОРАХ намазок, откуда ее можно выгнать только кипячением (или длительным перемешиванием + диффузия, но это надо проверять).

Давайте так.  Если есть возможность -  такой вот разогнаный по НРЦ наливник пару недель не заряжайте плюс регулярно перемешивайте электролит раз в пару дней,  я полагаю  НРЦ при этом будет снижаться  быстрее за счет диффузии менее плотного электролита в поры,  а плотность НАД пластинами будет расти за счет  сначала диффузии концентрированного электролита из пор  в межпластинное пространство, откуда вы его поднимете на верх перемешиванием.

Если и это не поможет - можно кипятнуть часок,  по влитым ахам это будет мизер, за то плотность  над пластинами должна скачкообразно вырасти, и не потому что АКБ подзарядился - повторюсь, Ач влито мизер с них не подзарядишься ;)  Осталось проверить теорию практикой.

А вторая часть - завтра,  с неудобного компа пишу.
Подпись ;)

Vova_n

[user]UDAV[/user], Как и чем делал замеры и в каких зонах лежит видео, думаю смотрели.
При случае тщательно с пристрастием проверю вашу теорию, сейчас наливного акб с доступом ко всем банкам нет.
Как придёт устрою ему так сказать допрос с пристрастием, полный заряд, лёгкое кипячение и центрифугу или бурбуляцию воздухом через трубочку, а после дам постоять недельку.
Дальше будем думать.

UDAV

#115
Цитата: Vova_n от 16 Авг. 2017 в 02:36
лёгкое кипячение и центрифугу или бурбуляцию воздухом через трубочку
Дальше будем думать.
Чем вам размешивание струей электролита, взятого из  надпластинного пространства,  не нравится?   :bn:
Подпись ;)

Vova_n

[user]UDAV[/user], Да всё нравится, у меня ареометр с грушей своего рода могу им, могу шприц взят большой, всё нравится использую все средства.

UDAV

Цитата: Vova_n от 16 Авг. 2017 в 06:30
[user]UDAV[/user], у меня ареометр с грушей своего рода могу им
:wow:   По мне - так самый надежный способ.   Главное, что бы груша была побольше.  У меня - литровая  :exactly:   Перемешает усе, главное шламу со дна не поднять  /:-)
Подпись ;)

Alex_Soroka

Цитата: UDAV от 15 Авг. 2017 в 08:07
Принцип - кислоты льют  С ЗАПАСОМ, учитывая работу в подразряженном состоянии зимой.   

дяденька, напомните пожалуста ЧИТАТЕЛЯМ ДАСОЯНА И ПАВЛОВА, а ЧЕМ ПРОПИТЫВАЮТ МАССУ для намазки электродов? Водой??? или может раствором кислоты???
...это дополнение к вопросу "откуда лишняя кислота в намазках"... если кто не понял то что UDAV написал выше.

serggio

Цитата: Alex_Soroka от 17 Авг. 2017 в 14:04
дяденька, напомните пожалуста ЧИТАТЕЛЯМ ДАСОЯНА И ПАВЛОВА, а ЧЕМ ПРОПИТЫВАЮТ МАССУ для намазки электродов? Водой??? или может раствором кислоты???
...это дополнение к вопросу "откуда лишняя кислота в намазках"... если кто не понял то что UDAV написал выше.

Может вам самому уже стоит прочесть наконец как АКБ производят? Какие концентрации серной кислоты используются при процессах формаций электродов....
Потому что на самом деле предположения о лишней кислоте в намазках потому что ее льют с запасом это уже блин даже не смешно ...  :facepalm:

serggio

Цитата: UDAV от 15 Авг. 2017 в 08:07
Принцип - кислоты льют  С ЗАПАСОМ, учитывая работу в подразряженном состоянии зимой.   
Вообще то в АКБ не льют кислоту, всемирно известный раствор которым заполнен любой наливной АКБ или пропитаны стекломаты в AGM всегда назывался электролит. Т.е. раствор серной кислоты и воды в определенной пропорции.
Стыдно с вашим количеством набитых сообщений выдумывать почему электролит залит выше пластин.
Возможно вам покажется странным что даже для АКБ с высоким газообразованием и следовательно повышенной потерей воды (сурьмянистые батареи) есть определенная логика в том чтобы создать запас электролита над пластинами и установить регламент периодической проверки уровня электролита а не ежедневной.
А тот же запас электролита в АКБ с меньшей потерей воды позволил сделать эти АКБ без пробок.

Цитата: UDAV от 15 Авг. 2017 в 08:07
А что случится с плотностью  после заряда "по ГОСТ для проверки остаточной емкости" ?     Совершенно очевидно,  что она будет выше нормы.   Как минимум -   потому что кислоту интенсивно выделяющимися газами выгонит из пор намазок.   
В конце концов  давно известная практика - бурное кипячение, даже не длительное (час-два)  позволяет [b-b]существенно повысить [/b-b]плотность электролита (но не заряженность пластин) именно за счет выгонки кислоты из пор.

Возражения?    Сначала отвечу если будут, потом перейдем ко второй части.
Конечно повысить, если АКБ был с расслоенным электролитом. Повысится потому что электролит будет перемешиваться за счет газовыделения.
Вижу в ваших рассуждениях используется слово "существенно". Любите вы свои теории приукрашивать различными оборотами речи.  ;-D

А вы вот возьмите новый сухожаряженный АКБ, залейте в него электролит, введите в эксплуатацию согласно рекомендациям производителя, дайте отстояться, а потом прокипятите два часа при 16В. Ни с цифрами плотности сюда, посмотрим насколько существенно плотность поднимется относительно свежезалитого электролита. А то вруг кислоту из намазок выгонит и плотность тут же 1,38 станет  :-)

UDAV

Цитата: serggio от 17 Авг. 2017 в 15:12
Спойлер
Цитата: UDAV от 15 Авг. 2017 в 08:07
Принцип - кислоты льют  С ЗАПАСОМ, учитывая работу в подразряженном состоянии зимой.   
Вообще то в АКБ не льют кислоту, всемирно известный раствор которым заполнен любой наливной АКБ или пропитаны стекломаты в AGM всегда назывался электролит. Т.е. раствор серной кислоты и воды в определенной пропорции.
Стыдно с вашим количеством набитых сообщений выдумывать почему электролит залит выше пластин.
Возможно вам покажется странным что даже для АКБ с высоким газообразованием и следовательно повышенной потерей воды (сурьмянистые батареи) есть определенная логика в том чтобы создать запас электролита над пластинами и установить регламент периодической проверки уровня электролита а не ежедневной.
А тот же запас электролита в АКБ с меньшей потерей воды позволил сделать эти АКБ без пробок.

Цитата: UDAV от 15 Авг. 2017 в 08:07
А что случится с плотностью  после заряда "по ГОСТ для проверки остаточной емкости" ?     Совершенно очевидно,  что она будет выше нормы.   Как минимум -   потому что кислоту интенсивно выделяющимися газами выгонит из пор намазок.   
В конце концов  давно известная практика - бурное кипячение, даже не длительное (час-два)  позволяет [b-b]существенно повысить [/b-b]плотность электролита (но не заряженность пластин) именно за счет выгонки кислоты из пор.

Возражения?    Сначала отвечу если будут, потом перейдем ко второй части.
Конечно повысить, если АКБ был с расслоенным электролитом. Повысится потому что электролит будет перемешиваться за счет газовыделения.
Вижу в ваших рассуждениях используется слово "существенно". Любите вы свои теории приукрашивать различными оборотами речи.  ;-D

А вы вот возьмите новый сухожаряженный АКБ, залейте в него электролит, введите в эксплуатацию согласно рекомендациям производителя, дайте отстояться, а потом прокипятите два часа при 16В. Ни с цифрами плотности сюда, посмотрим насколько существенно плотность поднимется относительно свежезалитого электролита. А то вруг кислоту из намазок выгонит и плотность тут же 1,38 станет  :-)

Фраза "кислоты льют с запасом"  означает просто  повышенную долю кислоты в электролите.    Все это поняли. Кроме вас.
Подпись ;)


serggio

Цитата: UDAV от 17 Авг. 2017 в 18:12
Цитата: serggio от 17 Авг. 2017 в 15:12
Спойлер
Цитата: UDAV от 15 Авг. 2017 в 08:07
Принцип - кислоты льют  С ЗАПАСОМ, учитывая работу в подразряженном состоянии зимой.   
Вообще то в АКБ не льют кислоту, всемирно известный раствор которым заполнен любой наливной АКБ или пропитаны стекломаты в AGM всегда назывался электролит. Т.е. раствор серной кислоты и воды в определенной пропорции.
Стыдно с вашим количеством набитых сообщений выдумывать почему электролит залит выше пластин.
Возможно вам покажется странным что даже для АКБ с высоким газообразованием и следовательно повышенной потерей воды (сурьмянистые батареи) есть определенная логика в том чтобы создать запас электролита над пластинами и установить регламент периодической проверки уровня электролита а не ежедневной.
А тот же запас электролита в АКБ с меньшей потерей воды позволил сделать эти АКБ без пробок.

Цитата: UDAV от 15 Авг. 2017 в 08:07
А что случится с плотностью  после заряда "по ГОСТ для проверки остаточной емкости" ?     Совершенно очевидно,  что она будет выше нормы.   Как минимум -   потому что кислоту интенсивно выделяющимися газами выгонит из пор намазок.   
В конце концов  давно известная практика - бурное кипячение, даже не длительное (час-два)  позволяет [b-b]существенно повысить [/b-b]плотность электролита (но не заряженность пластин) именно за счет выгонки кислоты из пор.

Возражения?    Сначала отвечу если будут, потом перейдем ко второй части.
Конечно повысить, если АКБ был с расслоенным электролитом. Повысится потому что электролит будет перемешиваться за счет газовыделения.
Вижу в ваших рассуждениях используется слово "существенно". Любите вы свои теории приукрашивать различными оборотами речи.  ;-D

А вы вот возьмите новый сухожаряженный АКБ, залейте в него электролит, введите в эксплуатацию согласно рекомендациям производителя, дайте отстояться, а потом прокипятите два часа при 16В. Ни с цифрами плотности сюда, посмотрим насколько существенно плотность поднимется относительно свежезалитого электролита. А то вруг кислоту из намазок выгонит и плотность тут же 1,38 станет  :-)

Фраза "кислоты льют с запасом"  означает просто  повышенную долю кислоты в электролите.    Все это поняли. Кроме вас.
Если вы попробуете поискать табличку с плотностью электролита, то там для конкретной требуемой плотности при определенной температуре указано сколько кислоты в процентном соотношении в растворе.
Как бы не с запасом, а конкретно. Например 38% концентрированной серной кислоты и 62% воды обеспечивают раствор серной кислоты с плотностью 1.2818 при 25 С.
А если налить "с запасом", то можно и 1,35 плотность забодяжить   :-D

Кстати, вам для ликбеза про "запас"... Раствор серной кислоты с плотностью 1,35 замерзает при -49 С, а с плотностью 1,30 при -70 С.  :hello:

Vova_n

[user]UDAV[/user], Ну что я как в воду глядел, уже плоские намёки пошли  :-D
Желательно на них не реагировать  ;-)

По теме, то вот тут https://electrotransport.ru/index.php?msg=1151310 я просто ради ещё одной проверки не кипячения поставил на добивку  акб.
Он до этого был заряжен  импульсной моргалкой с модуляцией и ВЧ импульсной составляющей и пред этой добивкой имел НРЦ 12,92в. На добивку он угодил на Вымпел 37 где заряд у меня сейчас идёт чистым постоянным током без модуляции и вч импульсов.
Так вот после 24 состояния покоя после снятия с до заряда, на акб НРЦ вместо того, что бы подняться упало и стало 12,83в.
Ну и  отсюда вопрос какого лешего так случилось, если акб даже и не думал кипеть при до заряде  :bw: :bn: 
Алгоритм при заряде использован тот же, из отличий отсутствие модуляции и ВЧ импульсов.
Жду ваших комментариев.
А тем временем я проведу ещё раз такой опыт и уже запротоколирую его.

Если верно сформулировать вопрос то - что именно могло повлиять на снижение НРЦ при до заряде при отсутствии обильного газовыделения (кипения).

UDAV

#125
Цитата: serggio от 17 Авг. 2017 в 21:11
А если налить "с запасом", то можно и 1,35 плотность забодяжить   :-D


Можно.        Давно хотел спросить, известно ли вам и Дм.   какой  НРЦ  после заряда кипятильником до упора   обычно показывают  новые свежие с завода  АКБ скажем через несколько часов-до-суток  после окончания заряда?     Какая плотность у них при этом?   
(Вспомните истории, когда народ, померив плотность на новом АКБ,  офигевал, отсасывал электролит,  доливал дисводы,  снижая плотность до 1.27  а спустя несколько месяцев  в лучшем случае обнаруживал плотность 1.23 и повезло если летом а зимой обнаруживали промерзшие АКБ)
Подпись ;)