avatar_Alex_Soroka

Эксплуатация свинцовых аккумуляторов: вопросы и ответы

Автор Alex_Soroka, 08 Июнь 2010 в 10:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ZZWW

Так во всех банках одинакова. А у меня только в одной низкая, а в остальных одинакова. Кажется мне, что это не одно и тоже.

SerGri

#2143
Цитата: ZZWW от 20 Март 2012 в 03:04
Так во всех банках одинакова. А у меня только в одной низкая, а в остальных одинакова. Кажется мне, что это не одно и тоже.
Можно попробовать "качели" 14,4-12,7-14,4..... в течение часов 8.
Если плотность "подрастает" в слабой банке, продолжить на следующий день. И так до выравнивания (ну +- 0,01г/см3)
Ещё как вариант - разрядить до 12В, а потом зарядить током 0,05С до 14,4 и покачать 14,4-12,7-14,4...
Если ничего не изменяется - писец. Докатывать тёплый сезон, а под зиму брать что-нибудь другое.

А по пунктам [b-b]инструкции[/b-b], на мой взгляд противоречит
Цитировать2.2. Перед установкой батареи на автомобиль рекомендуется батарею подзарядить.

Заряд рекомендуется проводить при постоянном токе, равном 1/10 ёмкости батареи. Заряд считается законченным через 2 часа после достижении напряжения на батарее равного 16,0 В.
пункту
Цитировать4.9. НЕДОПУСТИМА длительная (более 1 месяца) эксплуатация батареи в условиях перезаряда, т.е. при зарядном напряжении выше 14,4 В, так как это приводит в разложению всего запаса электролита и, как следствие, может привести к взрыву гремучей смеси и разрушению батареи
Ну, крайне нежелательно подавать на АКБ при заряде более 14,4В. (Ну, 15В - это уже "реанимация", её нужно проводить осознавая что делаешь) - ИМХО.
А 16В на АКБ - это однозначно кипение и осыпание намазок.
С уважением. Сергей.

Peoner

Цитата: cfm от 20 Март 2012 в 01:24
А если балансир снова включиться когда напряжение упадет на банке тогда что?
он не так работает. при падении напряжения ниже 14,4 Вольта балансир отключается и его "электрически" нет для аккума.
Цитата: SerGri от 20 Март 2012 в 01:25
Цитата: LV от 20 Март 2012 в 00:38
Немного ещё о том, если включить балансиры. Получается, на банке с меньшей ёмкостью балансир включится раньше. И цикл за циклом ёмкости акк-ов разбегутся больше и больше. В конце концов, при разряде, наступит глубокий разряд более слабого элемента слабого акк-ра, вплоть до переполюсовки. Получается, вы защищали слабый элемент (батарею), а он подвёл всю последовательную цепь.
Мде.
В Ваших словах есть здравый смысл...
Нет здравого смысла в его словах, по причине ПОЛНЕЙШЕГО непонимания как работает балансир.
ЛВ в сотый раз утверждает, что балансиры не нужны хотя даже схемы их не видел.  :fool:
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Grey Lir

Цитата: ZZWW от 20 Март 2012 в 02:31
У меня тоже последний пять лет прожил. Турецкий.
Думал, куплю Варту и надолго забуду о существовании аккумулятора  :-D
:ak: :ak:
1 перед началом эксплуатации новую батарею необходимо дозарядить (в противном случае у многих наблюдается резкое снижение ёмкости, особенно если ввод в эксплуатацию был зимой)
2 обязательно проверить состояние автомобиля (напряжение в бортовой сети во всех режимах работы генератора, на разных оборотах под нагрузкой и без. при полной нагрузке напряжение не должно проседать более чем на 0,5В и должно быть выше минимального значения 13,8В. потребление тока в состоянии покоя при выключенном зажигании не должно превышать 30-40мА)
3 необходимо производить периодический контроль состояния АКБ (степень заряженности не менее 75%(при оценке степени заряженности АКБ установленной на авто не забываем о температурной поправке), состояние клемм и крышки).
4 при эксплуатации АКБ зимой контроль должен осуществляться ещё чаще тем более при коротких поездках
[b-b]5 эксплуатировать батарею правильно надо с момента начала её использования, чтобы не думать потом когда уже довели её до такого состояния что она не запустила мотор, "а что же теперь делать"[/b-b]
поздно пить боржоми когда почки отвалились
по поводу варты могу сказать: её качество уже не раз сослужило ей дурную службу, потому что даже в полуразряженном состоянии, при низких температурах, батарея, пока новая, "крутит" как полностью заряженная и только что вынесенная из тепла, но естественно в таком состоянии быстро "подыхает".
Сообщение не понравилось: Alex_Soroka

seasmi

Я, кстати, свои 4 свинца 7 Ач заряжаю в параллель имаксом В6 малым током - 1,4А на все 4 батареи. Т.е. на каждую идет 350ма. Если даже 3 штуки не будут брать ток, то на четвертую пойдет 1,4А, что меньше, написанного на самом аккуме - зарядный ток макс 2.1А.
Не знаю как сказывается это на продолжительности жизни, аккумы новые, пока все ок. Единственное неудобство - перетыкать провода.

ZZWW


Цитата: Grey Lir от 20 Март 2012 в 10:31
1 перед началом эксплуатации новую батарею необходимо дозарядить (в противном случае у многих наблюдается резкое снижение ёмкости, особенно если ввод в эксплуатацию был зимой)
Каюсь. Спешил. Поверил продавцу, что аккумулятор заряжен полностью. Поставил на машину и поехал.
Цитата: Grey Lir от 20 Март 2012 в 10:31

2 обязательно проверить состояние автомобиля (напряжение в бортовой сети во всех режимах работы генератора, на разных оборотах под нагрузкой и без. при полной нагрузке напряжение не должно проседать более чем на 0,5В и должно быть выше минимального значения 13,8В.
С этим все в порядке.
Цитата: Grey Lir от 20 Март 2012 в 10:31
3 необходимо производить периодический контроль состояния АКБ (степень заряженности не менее 75%(при оценке степени заряженности АКБ установленной на авто не забываем о температурной поправке), состояние клемм и крышки).
Состояние клемм отличное, а вот с периодическим контролем тоже... пролет. Поверил в рекламируемую надежность Варты, в необслуживаемую батарею. На эксплуатацию авто на короткие расстояния и недозаряд внимания не обратил.
Цитата: Grey Lir от 20 Март 2012 в 10:31

5 эксплуатировать батарею правильно надо с момента начала её использования, чтобы не думать потом когда уже довели её до такого состояния что она не запустила мотор, "а что же теперь делать"[/b-b]
поздно пить боржоми когда почки отвалились
Трудно не согласиться.

Цитата: Grey Lir от 20 Март 2012 в 10:31
по поводу варты могу сказать: её качество уже не раз сослужило ей дурную службу, потому что даже в полуразряженном состоянии, при низких температурах, батарея, пока новая, "крутит" как полностью заряженная и только что вынесенная из тепла, но естественно в таком состоянии быстро "подыхает".
Именно так и было.
Получается сам виноват. И уже наказан.

DokZ

.

На какие параметры ориентироваться при формировании длительности импульса и паузы при "добивке" заряженного акка? Как подобрать нужную частоту и скважность? интересно, если ли разница в этих временных параметрах для, например,  7А/ч и 55А/ч  акков?
интересно также мнение Александра Сороки.


.


Peoner

Цитата: DokZ от 20 Март 2012 в 21:50
На какие параметры ориентироваться при формировании длительности импульса и паузы при "добивке" заряженного акка? Как подобрать нужную частоту и скважность? интересно, если ли разница в этих временных параметрах для, например,  7А/ч и 55А/ч  акков?
интересно также мнение Александра Сороки.

по идее емкость влияет только на зарядный ток. временные показатели должны быть одинаковы для разных емкостей.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

jorden

Цитата: SerGri от 20 Март 2012 в 14:02
Посоветуйте, что посмотреть конкретно, где говорится о длительном держании АКБ на заряде при напряжении 16В.
(Инструкции производителей, типа этой - не в счет. :))

Вот здесь http://www.jgdarden.com/batteryfaq/carfaq9.htm

есть график зарядки кальциевого аккумулятора...



а чуть ниже таблица рекомендованных напряжений зарядки-поддержания-выравнивания...



так вот , для выравнивающего заряда кальциевой батарей рекомендовано напряжение 15,8 вольт . Если следовать пункту 9.1.4. данного документа , то для выравнивания необходимо повысить основное напряжение заряда на 5% - 10% (в таблице указано среднее значение ~7,5% , при 10% как раз будет 16,25в) и каждый час измерять плотность электролита . То есть предполагается , что данный процесс может затянуться...


cfm

Цитата: DokZ от 20 Март 2012 в 21:50
На какие параметры ориентироваться при формировании длительности импульса и паузы при "добивке" заряженного акка? Как подобрать нужную частоту и скважность?
Точных цифр к сожалению нет, сам хотел бы знать. Сорока если и ответит то что то типа всё будет зависеть от состояние акб, думаю что в его зу этот процесс автоматизирован.

SerGri

#2152
Цитата: jorden от 20 Март 2012 в 22:46
....
так вот , для выравнивающего заряда кальциевой батарей рекомендовано напряжение 15,8 вольт . Если следовать пункту 9.1.4. данного документа , то для выравнивания необходимо повысить основное напряжение заряда на 5% - 10% (в таблице указано среднее значение ~7,5% , при 10% как раз будет 16,25в) и каждый час измерять плотность электролита . То есть предполагается , что данный процесс может затянуться...
Спасибо. Есть над чем задуматься... :bw:
За [b-b]ссылку[/b-b], график и таблицу отдельное спасибо. (Жаль, до плюсов не дорос - поставил бы обязательно.)

  И всё-таки на моём личном опыте - кипят они в течение этих 2 часов "выравнивающего заряда"... И кипят прилично.
  После такого способа заряда п.п. 9.1 , ёмкость и срок жизни АКБ сокращается, но плотность действительно выравнивается, пусковой ток также приближается к пусковому току нового АКБ .
К тому же в п.п. 9.1.4 много "оговорок" по поводу "рекомендаций производителей", не делайте этого если... Также рекомендуется следить за температурой АКБ и не превышать 51.5°C для батарей с жидким электролитом и 37.8°C для гелевых и AGM АКБ. (Не жарковато ли? ;))
  Честно говоря, мне даже страшно смотреть на [b-b]график для малообслуживаемых батарей, (Wet Low Maintenance) Sb-Ca[/b-b]. По нему получается, что Са-Sb АКБ нужно "выравнивать" в течение 1,75 часа при напряжении начиная с 16,0В и заканчивая 16,4В, а затем подержать полчаса на напряжении 16,4В, после этого ещё и оставить на 50-100 мА поддерживающего заряда.... Жуть... У меня таким образом за 2 года практически умер АКБ на дизель-генераторной установке (ДГУ). Про УПС-овые лучше вообще не вспоминать... Имею в хозяйстве 9 УПС (IPPON, APC, PCM (PowerCom)). Раз в 2-3 года выкидываю 9-12 из 14 9А/ч AGM АКБ. Вылечивается на 10-30% емкости и всего лишь 2-4 батареи.

Вот, если "кипячение" в  течение 2 часов для Ca-Ca, Са-Sb АКБ не сокращало бы их срок жизни и ёмкость....  :facepalm:

У меня сейчас в эксплуатации 6 Са-Са, Са-Sb стартёрных батарей (на каждой батарее стоит [b-b]такой показометр[/b-b] - показывает давольно точно остаточную ёмкость АКБ):
- Alaska 90 А/ч        (восстановил после глубокого (8,0В) разряда на морозе (-25оС) до 80% от номинальной ёмкости) 2011 год выпуска (далее г.в.) (Место установки - УАЗ, дизель, 3,1л)
- American 100 А/ч   (восстановил после глубокого (8,5В) разряда в тепле (+17оС)  до 70% от номинальной ёмкости) 2007 г.в. (Место установки - Исузу Аксиом, бензин, 3,5л)
- Bosh Silver 60 А/ч (восстановил после глубокого (6,5В) разряда на морозе (-20оС) до 65% от номинальной ёмкости) 2010 г.в. (Место установки - VW Golf, бензин, 2,3л)
- American 65 А/ч    (глубоко не разряжал. Не восстанавливал. Остаточная ёмкость - 75%) 2009 г.в. (Место установки - Suzuki GV, бензин, 2,5л)
- Banner 100 А/ч     (глубоко не разряжал. Не восстанавливал. Остаточная ёмкость - 90%) 2011 г.в. (Место установки - Дизель-генератор, дизель, 3,5л)
Как видите, пока что живы... Но дохнут. Медленно и верно. :(
  На подходе к помойке:
- GenParts 70А/ч (при постановке на заряд напряжение очень быстро достигает 15В, с трудом проворачивает дизель-генератор, вероятнее всего - "поддерживающий заряд" почти превратил пластины в труху) 2008 г.в. (Место установки - подменный, ранее стоял на ДГУ)
  На помойку уже отправлены (то что вспомнил - из последних):
- American 90 А/ч    (КЗ внутри АКБ) 2006 г.в. - 2011 год умирания (далее -г.у.)
- Medalist, 90 А/ч (отказ 2 банок. напряжение на АКБ 8,1В) 2004 г.в. - 2007 г.у.
- Numax Premium Silver 60 А/ч (разрушение пластин, осыпание намазок. При подаче нагрузки сразу просаживается до 6В) 2004 г.в. - 2009 г.у.

  До того, как узнал про этот форум (декабрь 2011) заряжал обычным импульсным ПЗУ Дубна-М. В качестве разрядной нагрузки использовал автолампочки 21Вт. ЗУ к АКБ, на клеммы АКБ лампочку и вкл-выкл ЗУ через механическое реле времени. То есть использовал метод "заряд реверсивным током".
  В процессе изучения форума доработал своё ПЗУ мультивибратором и разрядной нагрузкой 1А и 5А (постоянные резисторы), также использовал в качестве разрядной нагрузки автолампочки 5Вт  и 10Вт для "мелких" УПС-овых АКБ. Получилось такое ЗУ. (Ели нужна схема - могу свои каракули отсканить...) Также форум обогатил мои знания по восстановлению АКБ "качелями" 12,7-14,5, также мною был получен неплохой результат по эксперименту "разряд током обратной полярности".
  За советы и рекомендации по восстановлению свинцовых АКБ огромное спасибо Александру Васильевичу.
  Сейчас строю зарядку на базе МикроЗУ-Про, планирую прикупить ЗУС "Версия3".

Цитата: DokZ от 20 Март 2012 в 21:50
На какие параметры ориентироваться при формировании длительности импульса и паузы при "добивке" заряженного акка?
Всё нижеследующее - мои личные выводы, основанные на изучении форума и моих экспериментах.
То, что я наблюдал на своём двухканальном осцилографе при зарядке АКБ и при моих экспериментах над СА, позволяет мне утверждать (Я рассматривал процессы изменения напряжения на клеммах АКБ и на токовом шунте, включённом последовательно АКБ в цепь заряда. Шунт-0,15Ом):
1. Начинать "качать" АКБ нужно:
- если у вас ЗУ, поддерживающее выставленное напряжение - когда при напряжении выставленном на ЗУ=15-15,5В, напряжение на клеммах АКБ достиигнет 14,5В.
- если у вас ЗУ, поддерживающее выставленный ток - когда при зарядном токе=0,1С, напряжение на клеммах АКБ достигнет 14,5В.
2. Далее даём "отдых" длительностью "пока падение напряжения на клеммах АКБ в течение времени снижается примерно до 0,01-0,09В/сек". (Точнее не скажу. Поэкспериментируйте сами.). То есть длительность "отдыха" плавающая и зависит от состояния АКБ.
3. Далее даём импульс током 0,03-0,1С в зависимости от ёмкости АКБ (Для 4 А/ч - 0,03С, для 100А/ч - 0,07С.) до тех пор пока "напряжение на клеммах АКБ достигнет 14,5В". То есть длительность импульса заряда также "плавающая" и зависит от состояния АКБ.
   Иными словами -  длительности импульсов отдыха и заряда - "плавающие" и зависят от состояния АКБ.
Цитировать
Как подобрать нужную частоту и скважность?
По вышеуказанным параметрам.
Цитировать
интересно, если ли разница в этих временных параметрах для, например,  7А/ч и 55А/ч  акков?
Всё зависит от АКБ, и не от ёмкости, а от скорости возрастания напряжения на АКБ и скорости падения напряжения после снятия заряда с АКБ.
От ёмкости АКБ зависит зарядной ток.
[b-b] ИМХО.[/b-b]
Цитировать
интересно также мнение Александра Сороки.
Александр Васильевич вряд-ли нам скажет - это его "ноу-хау".
Да и заглядывает он сюда в последнее время не часто...

[b-b]PS: Сори за "многа букаф". Накипело...[/b-b]
:bored: :pardon:
С уважением. Сергей.

G.V.L

#2153
Цитата: SerGri от 21 Март 2012 в 00:53
   Иными словами -  длительности импульсов отдыха и заряда - "плавающие" и зависят от состояния АКБ.
Цитировать
Как подобрать нужную частоту и скважность?
По вышеуказанным параметрам.
Цитировать
интересно, если ли разница в этих временных параметрах для, например,  7А/ч и 55А/ч  акков?
Всё зависит от АКБ, и не от ёмкости, а от скорости возрастания напряжения на АКБ и скорости падения напряжения после снятия заряда с АКБ.
От ёмкости АКБ зависит зарядной ток.
[b-b] ИМХО.[/b-b]
Цитировать
интересно также мнение Александра Сороки.
[b-b]PS: Сори за "многа букаф". Накипело...[/b-b]
:bored: :pardon:
Добрый день.
+1 .
Зу от Сороки построены по этому принцыпу (а в режиме АВТО собрано всё это+его ноу хау).
По поводу "добивки" методом поддержания на АКБ напряжения 16v,а так же на счёт "рекомендаций от производителей):можно один раз в сезон "выровнять"АКБ,но надо понимать что тем самым идёт разрушение тоководов (свинцовой решетки),решать Вам-пользователям.
С уважением,Владимир.

cfm

Цитата: jorden от 20 Март 2012 в 22:46
Вот здесь http://www.jgdarden.com/batteryfaq/carfaq9.htm
есть график зарядки кальциевого аккумулятора...
Вот тут есть очень короткий ответ на эту же ссылку: https://electrotransport.ru/index.php/topic,9511.msg136403.html#msg136403

serg1971

egene:
GTX7A-BC И YTX12-bs разные аккумуляторы, второй гелиевый, а первый вроде как обычный, по крайней мере такую инфу я нашел.

да, вроде ты прав. Т.к. долил электролита 1,25 плотности (другого не было) выше пластин, дал отстояться, пропитаться, подзарядил. далее отстой и КТЦ. Отдал АКБ 2,45А/ч, взял 4,35А/ч., 5 часов отстоя - НРЦ 12,72в  :wow: Еще несколько КТЦ, на последнем отдал 3,88А/ч, сейчас НРЦ после 2 часов отстоя 13,01в


egene


serg1971

Спасибо за подсказку, egene: единственный, кто отозвался на мой вопрос и реально помог мне, поттолкнул к дальнейшим действиям.
А как ставить + и - здесь, еще не умею :facepalm:

jorden

#2158
Цитата: SerGri от 21 Март 2012 в 00:53
И всё-таки на моём личном опыте - кипят они в течение этих 2 часов "выравнивающего заряда"... И кипят прилично.
Согласен . Но всегда приходиться чем то жертвовать .

Цитата: SerGri от 21 Март 2012 в 00:53
После такого способа заряда п.п. 9.1 , ёмкость и срок жизни АКБ сокращается, но плотность действительно выравнивается, пусковой ток также приближается к пусковому току нового АКБ .
....
Вот, если "кипячение" в  течение 2 часов для Ca-Ca, Са-Sb АКБ не сокращало бы их срок жизни и ёмкость....  :facepalm:
Зачем нужна стартерная батарея долгожитель  - с большой емкостью (по показометру) , малыми стартерными токами и разной плотностью электролита по банкам ?

Цитата: SerGri от 21 Март 2012 в 00:53
...форум обогатил мои знания по восстановлению АКБ "качелями" 12,7-14,5...
Не понимаю  :bn: . Как качелями в указанном диапазоне можно восстанавливать ? Если диапазон другой...
Цитата: METAL от 19 Май 2011 в 19:55
....
А в конце просто качели от 13.3-13.5 и до 14.4(если можете,то делайте исходя из времени падения напр.-30-60сек не упало-импульс до 14.4)
... то это уже скорее "добивка" . Или я в чем то ошибаюсь ?


Цитата: SerGri от 21 Март 2012 в 00:53
То, что я наблюдал на своём двухканальном осцилографе при зарядке АКБ и при моих экспериментах над СА, позволяет мне утверждать (Я рассматривал процессы изменения напряжения на клеммах АКБ и на токовом шунте, включённом последовательно АКБ в цепь заряда. Шунт-0,15Ом):
1. Начинать "качать" АКБ нужно:
- если у вас ЗУ, поддерживающее выставленное напряжение - когда при напряжении выставленном на ЗУ=15-15,5В, напряжение на клеммах АКБ достиигнет 14,5В.
- если у вас ЗУ, поддерживающее выставленный ток - когда при зарядном токе=0,1С, напряжение на клеммах АКБ достигнет 14,5В.
2. Далее даём "отдых" длительностью "пока падение напряжения на клеммах АКБ в течение времени снижается примерно до 0,01-0,09В/сек". (Точнее не скажу. Поэкспериментируйте сами.). То есть длительность "отдыха" плавающая и зависит от состояния АКБ.
3. Далее даём импульс током 0,03-0,1С в зависимости от ёмкости АКБ (Для 4 А/ч - 0,03С, для 100А/ч - 0,07С.) до тех пор пока "напряжение на клеммах АКБ достигнет 14,5В". То есть длительность импульса заряда также "плавающая" и зависит от состояния АКБ.
   Иными словами -  длительности импульсов отдыха и заряда - "плавающие" и зависят от состояния АКБ.
Я правильно понимаю ? Что Вы , наблюдая за скоростью нарастания-падения напряжения на аккумуляторной батарее , в ручную устанавливаете на таймере длительности импульсов и регулярно их корректируете в процессе зарядки ?


SerGri

#2159
Цитата: jorden от 21 Март 2012 в 19:37
Согласен . Но всегда приходится чем то жертвовать .
Да. Компромис.
Цитировать
Зачем нужна стартерная батарея долгожитель  - с большой емкостью (по показометру) , малыми стартерными токами и разной плотностью электролита по банкам ?
Денежек жалко каждые 3 года менять АКБ. :) Гарантия кончилась - в утиль. Скряга я наверно к 42 годам стал... :)
Да и "показометр" даёт довольно точные показания погрешность 5-7%.
Малые стартёрные токи - тоже не совсем так. Они не малые, они заниженные по сравнению с новым АКБ.
Насчет того что алгоритм ЗУС не выравнивает плотность - скажу, когда соберу зарядку. Личного опыта пока нет. Другие участники форума отзываются положительно о результатах работы ЗУС.
Мною ручками проделанный вышеописанный алгоритм плотность выравнивает.
Цитировать
Не понимаю  :bn: . Как качелями в указанном диапазоне можно восстанавливать ? Если диапазон другой...
Диапазон правильный. Просто "добивка" - это алгоритм Сороки.
Условились называть "добивка" - это от Сороки, а всё остальное - "качели".
Цитировать
Цитата: METAL от 19 Май 2011 в 19:55
....
А в конце просто качели от 13.3-13.5 и до 14.4(если можете,то делайте исходя из времени падения напр.-30-60сек не упало-импульс до 14.4)
... то это уже скорее "добивка" . Или я в чем то ошибаюсь ?
Нет, не ошибаетесь. Это скорее добивка, но не основывающаяся на индивидуальных особенностях АКБ, то есть не адаптивная.
Цитировать
Я правильно понимаю ? Что Вы , наблюдая за скоростью нарастания-падения напряжения на аккумуляторной батарее , в ручную устанавливаете на таймере длительности импульсов и регулярно их корректируете в процессе зарядки ?
Да. Без контроля при помощи МК только ручками. Есть вариант сделать в аналоговом исполнении, принцип описан у уважаемого [b-b]G.V.L[/b-b], но у меня опыта и знаний не хватает для реализации...
Поэтому и купил ЗУС - надоело сидеть рядом с АКБ и коректировать руками.
С уважением. Сергей.