avatar_Alex_Soroka

Эксплуатация свинцовых аккумуляторов: вопросы и ответы

Автор Alex_Soroka, 08 Июнь 2010 в 10:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Анатольевич

Здравствуйте Все.
Перечитал ваши мне ответы с самого начала, да и свои вопросы-весело! Первые АлексА и Сорока, и все другие, толково отвечали да я не мог понять в силу крайней темноты в этом вопросе. Электрику897 за повторение закона Ома отдельно спасибо(не понял правда  P=I*I*R.).
Почему мне в голову запало что для правильного разряда, с точки зрения химических реакций протекающих в акб, крайне важно разряжать длительно или 20 или 10 часов, вне зависимости от реальной емкости испытуемого акб?  Не знаю. Раз никто  тут не обмолвился об этом, значит аккумуляторная наука не видит в тех химических реакциях особой важности для эксплуатантов акб, но таки задаёт ориентир в 20 часов. Не услышал я так же утверждения тут, что ктц бодрит акб. А эта идея и сподвигла меня обратиться к вашему форуму. Упоминание об исправлении "мнимого заряда" с помощью ктц, в моей практике думаю безполезно, потому что основным измерительным прибором для меня является стартёр. Либо стартёр заводит мотор, либо нет.

Вывод для себя:
Не стоит мне сейчас надеяться на восстановление части емкости, усталой пары 6В-215А\Ч батарей при помощи КТЦ. У меня таких формул нет, не услышал и о зависимостях. Зависимости могу установить сам если прочту "мнагобуков" и проведу также много практических экспериментов. Сейчас уже времени осталось мне месяц, придумал следующее. Сын в прошлом годе привёз источник вторичного электропитания СКАТ, пока с Вами переписывался прочёл его паспорт, так вот там сказано, что для сохраниения здоровья подключенного к нему АКБ, Скат отключает нагрузку от АКб при 10,5-10,8 в. Так что поставлю в нагрузку Скату, как Вы учили , две 60 Вт, автолампы, отключу от розетки 220в, а он сам отключит батарею 2х215А\Ч от лампочек по напряжению 10,8в. Сделаю так пару раз и если с началом полевых работ у трактора проблем не будет значит положительный эфект был. 

Вывод для вас:
Делайте сами, а я рад, что решился спросить.

п.с. Обещал о своём ненаучном открытии при длительной эксплуатации АКБ сказать.
Был я знаком с профессиональным(советской школы) аккумуляторщиком с 40 летним стажем. Тогда ещё в каждом колхозе такие были, так вот он САМЫЙ из них в районе был.  Разговаривал с ним не часто, понимал ещё реже и только после того, как сам столкнулся, начинают его слова вспоминаться:  "Эксплуатация АКБ мало чем отличается от эксплуатации коровы!".  Самое главное умеренность и регулярность.  Применил это утверждение к одной АКБ-результат 12 лет и она всё ещё на машине.  Второй 180А\ч на комбайне их два, один зимует всегда  с ним, второй снимается и в хранилище на дежурство, так вот дежурный уже 9 лет работает, а уличный 6 отходил.   В не зависимости от условий эксплуатации, ежемесячное обслуживание батареи, поддержание уровня, плотности раствора и сообщение ей полного заряда, исключение полного разряда. Разница в способностях различных зарядных устройств( в разрезе вопроса длительности эксплуатации), нивелируется неоднородностью хим состава материала пластин акб и качеством их исполнения, а также условиями эксплуатации, то есть постоянная полная заряженность АКБ, важнее для длительной эксплуатации, чем способ заряда. А системный, регулярный контроль и уход и явилось мне как ОТКРЫТИЕ в длительной работе АКБ. Хотя об этом пишут все производители.
Мне было полезно с Вами поговорить. Ещё раз, ВСЕМ СПАСИБО, здоровья Вам и родным!

UDAV

Цитата: Анатольевич от 30 Март 2017 в 06:11
Почему мне в голову запало что для правильного разряда, с точки зрения химических реакций протекающих в акб, крайне важно разряжать длительно или 20 или 10 часов, вне зависимости от реальной емкости испытуемого акб?  Не знаю. Раз никто  тут не обмолвился об этом, значит аккумуляторная наука не видит в тех химических реакциях особой важности для эксплуатантов акб, но таки задаёт ориентир в 20 часов.

Вероятно Вам сложно будет понять но я попытаюсь.   АКБ - суть химический источник тока.  Химия - штука обычно медленная.   "Скорость протекания реакции" - значимый параметр.    Другими словами АКБ не может  мгновенно отдать весь заряд (как конденсатор)  даже если ее накоротко замкнуть.   

К тому же чем меньше осталось заряда - тем сложнее извлечь остатки. (колесо спускали на таракторе? в конце воздух тише выходит).   

Вот исходя из этих соображений,   расчетно\опытным путем  была определена скорость разряда,    позволяющая извлечь из АКБ  "почти все".     Это "почти все" приняли за 100%  (ибо разрядить АКБ совсем уж "в ноль" за обозримый срок в принципе невозможно, что бы вольтметр не шолохнулся даже, это месяцы нужны).
Чисто из практических соображений - есть нормы 20 10 и 5 часов (из наиболее распространенных).    Нет никаких особых реакций.   Просто удобно емкость всех АКБ привести  к какому то одному времени разряда,  что бы как минимум было удобно сравнивать АКБ между собой.        Будет стремно  если "вот эта АКБ отдает 10Ач за 3 часа  а вот эта АКБ отдает 12Ач за 17 часов.    Какая из них больше?    Непонятно...   По этому время разряда унифицировали и сравнивают емкостЯ    всех АКБ для одного и того же времени разряда.  Как то так, если по простому.     Производители тяговых АКБ часто указывают это время на боку АКБ  вместе с емкостью.  Обратите внимание как она меняется, в зависимости от времени разряда, на одном и том же АКБ.  :hello:




Подпись ;)

Dunkel

Цитата: UDAV от 26 Март 2017 в 11:50

По научному "5% от "бортовой" ёмкости акб" называется "ток 20-часового разряда".
"10% от "бортовой" ёмкости акб"     - соответственно "ток 10-часового разряда".


Коллеги, проясните один вопрос - токи заряда/разряда 0.1С/0.2С считаются от номинальной или фактической емкости?
Ежели АКБ 60Ач от старости стала 10Ач, то и заряжать ее надо током 1А?  Или все-таки 6А?

Многофункциональная облачная моргалка/логгер:
https://morgalka78.wordpress.com/

kuznechov119m

Цитата: Dunkel от 19 Апр. 2017 в 15:48
Цитата: UDAV от 26 Март 2017 в 11:50

По научному "5% от "бортовой" ёмкости акб" называется "ток 20-часового разряда".
"10% от "бортовой" ёмкости акб"     - соответственно "ток 10-часового разряда".


Коллеги, проясните один вопрос - токи заряда/разряда 0.1С/0.2С считаются от номинальной или фактической емкости?
Ежели АКБ 60Ач от старости стала 10Ач, то и заряжать ее надо током 1А?  Или все-таки 6А?
я стараюсь ближе к фактической и 0,05С

AlexAi

[user]Dunkel[/user], лучше заряжайте отталкиваясь  от остаточной. Акб целее будет.
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

Dunkel

Цитата: AlexAi от 19 Апр. 2017 в 16:00
[user]Dunkel[/user], лучше заряжайте отталкиваясь  от остаточной. Акб целее будет.

К разрядным токам это правило тоже относится?
Многофункциональная облачная моргалка/логгер:
https://morgalka78.wordpress.com/

kuznechov119m

Цитата: Dunkel от 19 Апр. 2017 в 16:08
Цитата: AlexAi от 19 Апр. 2017 в 16:00
[user]Dunkel[/user], лучше заряжайте отталкиваясь  от остаточной. Акб целее будет.

К разрядным токам это правило тоже относится?
при разряде тонкостей побольше , при расбалансировке  банок следить  нужно и начиная с резких провалов уменьшать можно нагрузку , хороший аккумулятор должен и большие токи держать  до нужного напряжения разряда - указывается  сколько минут и до какого напряжения  в  документации
к аккумулятору 
немного не по теме  купил сегодня две кроны 9 вольт по 199 рублей штука , продавец сказал гарантия
на упаковке до 2022 года , дома одна батарейка показала 0 вольт , но вначале вставив  её в Китайский мультимер  (прислан не так давно чуть более 300 рублей обошёлся) матюгал про себя этот Китайский
магазин , после чего  другим тестером  померял напряжение  на второй , 9,6 вольт показало , ну и естественно заменив   новый тестер  заработал
, на фото  кроны  фирмы Кодак   на самом деле неизвестно  где их сляпали

Dunkel

Цитата: kuznechov119m от 19 Апр. 2017 в 16:21


при разряде тонкостей побольше , при расбалансировке  банок следить  нужно и начиная с резких провалов уменьшать можно нагрузку , хороший аккумулятор должен и большие токи держать  до нужного напряжения разряда - указывается  сколько минут и до какого напряжения  в  документации
к аккумулятору 

Допустим есть старая, но вполне живая АКБ, без доступа к банкам.  Захотел я сделать КТЦ  - разрядить током 0,2С. При этом я точно знаю, что фактическая емкость гораздо меньше номинальной.
Какой брать разрядный ток?
Многофункциональная облачная моргалка/логгер:
https://morgalka78.wordpress.com/

kuznechov119m

вначале большой ток на форуме рекомендовали затем уменьшать , это когда ждать времени нет , но  придётся у аккумулятора постоянно находится , я ставлю  0,05С  в основном  и  изредка проверяю , когда на аккумуляторе  12,2  вольта остаётся , контроль  предельный 
разряд через ЗУС  идёт  режим до 12 вольт ,  если плавно напряжение  опускается  и при разряде 12.1 и до 12 вольт провалы   аккумулятор ЗУС  сто процентов сам в заряд переведёт , если резко начинает проваливаться  значит разбалансировка и сам переключаю , затем уже выявлять проблемную банку лечить  и не факт что поможет
а так если для  авто аккумулятор может так и заморачиваться не стоит , дозарядить попробывать 
вначале тем более зима к концу уже

AlexAi

Цитата: Dunkel от 19 Апр. 2017 в 16:28
Какой брать разрядный ток?
Любой. Всё зависит от цели КТЦ. Главное как потом вы интерпретируете полученный результат. Отталкивайтесь от разрядных кривых свинцово-кислотных акб.

Отвечал на подобный вопрос. https://electrotransport.ru/index.php?topic=45412.msg1060940#msg1060940
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

Dunkel

Цитата: kuznechov119m от 19 Апр. 2017 в 16:46
вначале большой ток на форуме рекомендовали затем уменьшать , это когда ждать времени нет , но  придётся у аккумулятора постоянно находится , я ставлю  0,05С  в основном

Это все замечательно, но мой вопрос несколько о другом - 0,05С это от какой емкости? Фактической или номинальной?
Они же могут отличаться в несколько раз.
Многофункциональная облачная моргалка/логгер:
https://morgalka78.wordpress.com/

Dunkel

Цитата: AlexAi от 19 Апр. 2017 в 16:54
Цитата: Dunkel от 19 Апр. 2017 в 16:28
Какой брать разрядный ток?
Любой. Всё зависит от цели КТЦ. Главное как потом вы интерпретируете полученный результат. Отталкивайтесь от разрядных кривых свинцово-кислотных акб.

Отвечал на подобный вопрос. https://electrotransport.ru/index.php?topic=45412.msg1060940#msg1060940

Наверное все-таки не совсем любой, а в некоторых пределах.  Меня интересует с точки зрения наименьшего вреда для АКБ, насколько я понял слишком большие или слишком малые токи не улучшают состояние АКБ.
Многофункциональная облачная моргалка/логгер:
https://morgalka78.wordpress.com/

kuznechov119m

так если в акб проблема также средние и рекомендованные не улучшат

Dunkel

Главное, чтобы не ухудшить.
Если разряжать АКБ 7Ач лампочкой 21Вт, это допустимо? Или ток 1,6А слишком большой?
А если в той АКБ осталось только 1Ач, это как-то влияет?
Многофункциональная облачная моргалка/логгер:
https://morgalka78.wordpress.com/

AlexAi

[user]Dunkel[/user], подключаете нагрузку, следите за напряжением, смотрите на разряднее кривые. Принимаете решение об увеличении либо уменьшении тока. Обычно мин 10 с начала разряда хватает для того, чтобы определиться с током. Для минимального вреда ориентируйтесь на 10-20 часовой разряд.
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

Dunkel

Тогда, наверное, и при заряде нужно поступать аналогичным образом - при неизвестной фактической емкости начинать с небольшого тока, и по мере заряда его корректировать?
Многофункциональная облачная моргалка/логгер:
https://morgalka78.wordpress.com/

Карман

[user]Dunkel[/user], лично я заряжаю и разряжаю НОВЫЕ акк-ры током примерно 0,1С. Поработавшие акк-ры заряжаю и разряжаю током  примерно 0,05С, п[user]Dunkel[/user], о факту полученной реальной емкости акка корректирую ток в нужную сторону. Всё просто.

Dunkel

[user]Карман[/user], эти рекомендации подходят и для постоянного тока и для импульсного (моргалки)?
Многофункциональная облачная моргалка/логгер:
https://morgalka78.wordpress.com/