Странное поведение лифера при зарядке.

Автор SergeyG, 10 Окт. 2016 в 18:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SergeyG

Приветствую! Заказал с Тао батарею:
1. 16 LiFePo4 формата 38120. (На 48V, 10Ah)
2. BMS на 48V, 16S.
3. Зарядку на 57,6V, 16S.

Проблема:
При зарядке через БМС напряжение повышается примерно с 3,3V до 3,4V на каждом элементе, кроме одного, где оно повышается до 4,5V после отключения зарядки оно падает до нормального уровня. Сопротивление всех ячеек в пределах 3 mOm, кроме трех: на двух оно 10-11 mOm, а на том элементе, где напряжение повышается до 4,5V, оно 5mOm. При перестановки этой проблемной ячейки в другое место в сборке, у нее так же при зарядке повышается напряжение.
При сборке аккумулятора на долю секунды была замкнута плата БМС и из нее немного пошел дым.

В чем проблема может быть? В элементе, или все таки сгорела плата?




илс

Хех, Бмске капут. :-(

Заказывайте новую, и главное - никаких замыканий и пускания дыма, быть не должно.

Иначе, вскоре дым повалит из дома/квартиры, в сторону соседей, а им это явно не понравится.  :-\

SergeyG

А почему тогда остальные элементы нормально заряжаются?

илс

[user]SergeyG[/user], ну, видимо, потому что разбаланс пока, в пределах нормы. И потому что режим СV,  не дает заметного перезаряда.
Хотя, дефектная ячейка тоже нормально заряжается, потому что понятие нормы - это понятие философское, т.е. относительное.  :kidding:

Александр CRV

Был бы у аймакса выход на хвост под 16S  кому бы нужны были эти БМС.
У меня такая же батарея я вывел хвосты с каждой группы по 4 и заряжаю с балансировкой в 4 захода каждый третий цикл да и все.
А то я так понял от проблемных БМС ячейки умирают так же регулярно как и без нее.

SergeyG

Цитата: илс от 10 Окт. 2016 в 19:25
[user]SergeyG[/user], ну, видимо, потому что разбаланс пока, в пределах нормы. И потому что режим СV,  не дает заметного перезаряда.
Хотя, дефектная ячейка тоже нормально заряжается, потому что понятие нормы - это понятие философское, т.е. относительное.  :kidding:

Может можно починить эту BMS?

Snaiper

Может и можно...Для начала подразрядите ячейку, которая убегает вперед. А дальше наблюдайте за ней. Я бы повесил на нее что-то типа балансира от банза и забыл бы про нее. Но ето при условии что в сборке есть более слабая ячейка. 
Конхис 1кВт Infineon 12fet 16s 40152

илс

#7
Да не, смысла наблюдать - нет.
У ЛЖФ слишком крутая зарядная кривая.
Там импеданс растет со страшной силой, поэтому без БМС напруга (на слабой ячейке) будет улетать в космос, а остальные останутся НЕдозаряженными.

[user]SergeyG[/user], Починить нельзя, как правило - нельзя.  :pardon:

AutoLand

Починить можно, если разбираться в этом

илс

Цитата: AutoLand от 10 Окт. 2016 в 20:46
Починить можно, если разбираться в этом
Разобраться с тем, какой именно сгорел канал. сможет и ребенок.
Также, он, методом сравнения, без труда вычислит дефектную сборку-таракана,  с прошитами порогами.
Обозначений такой сборки он не найдет, заказать не сможет, т.к. это узкоспец. элементы.
Можно выпаять из похожей БМС, что я делал, неоднократно.
Но для этого надо ее иметь.  ;-)

AutoLand

Ну вот да. Но если бмс широкоизвестная, то кто-гнибудь подскажет

Wayfarer

[user]SergeyG[/user], закажите такую же БМС на тао, а еще в добавок 4-5 таких же элементов. Те два что по 10-11мОм полутрупы, та что имела 5в перезаряд с большой долей вероятности тоже не жилец. Ну и 1-2 элемента на возможный брак. 
То что вы написали абсолютно нормально.
Я первую БМС тоже спалил при подключении.
Брак в дешевом китайском лифере 10% партии - норма.
2х350вт полный привод, 14s5p tesla 21700

SergeyG


Dimy4

И главное - не катайтесь на батарее, пока не придёт новая бмс, а лучше - и зарядку не подключайте.
Если начать (продолжить)  эксплуатировать батарею без бмс - вы максимально убьёте живые ячейки.
Но если очень надо (хочется) ездить - контролируйте заряд и разряд селлогами.

Попробуйте изучить вопрос замены бмс досконально ДО прихода новой.
Палить бмс-ки одну за другой однотипными ошибками - не рационально.
Хорошая, и правильно подключенная бмс почти вечна, как и батарея под ней, особенно лифер.
Ой, простите, литий-феррум  ;-D
Я лечу по Кутузу во мгле-еее, я к родной приближаюсь Земле-еее    :dash:
Контр искрит, всё болит, батарея дымит, я - пилот KS14БЭээээ.. ))

   :-D   (с)) песня из к\ф "Адский тошнопрыг", 1945г. Дармовые Электротранспортные Консультации

SergeyG

Еще такой момент упустил: пробовал заряжать без бмс, так вот на проблемном элементе все равно напряжение растет до 4.5, при зарядке с бмс на бмс горит светодиод с этим элементом. То есть вроде как бмс отрубает зарядку этого элемента. Но видно прям на мультиметре, как скачет напряжение от 3.9 до 4.5 , но очень быстро. Потом же вся батарея отрубается от зарядки, и потом вновь включается. И так повторяется.

a460

тут самого главного не сказали! все электронные компоненты работают на дыме, если дым вышел - всё.  :)
а если серьёзно, то для лифера верхний порог 3,9 В в БМСках тех, что у меня были. И это уже многовато для элемента, так откуда там 4,5 взялось? Не от того ли, что дым пошёл?
Есть решения, при принятии которых тараканы в голове аплодируют стоя

Dimy4

Сергей,
Цитата: Dimy4 от 11 Окт. 2016 в 10:08
... главное - не катайтесь на батарее, пока не придёт новая бмс, а лучше - и зарядку не подключайте.

Вы можете детально описывать ВСЕ симптомы, рассказать про КАЖДЫЙ мигающий светодиодик или про вкус дыма из бмс-ки, про всё, что у вас в холодильнике, про то, как кошечка пукнула и куда потом побежала, про прыщик за ухом, так же внимательно читать и активно обсуждать ВСЕ ОТВЕТЫ, тратить на это время, наживать друзей и врагов.

Но ничего из вышеперечисленного не воскресит вашу бмс, не сделает боль вашей утраты тише, и не поторопит почту.
Просто почитайте форум, пока идёт посылка, подзаточите руки, потренируйтесь в пайке на кошках, и тихонько ждите новую бмс.
По крайней мере ничего больше не пожжёте.
Я лечу по Кутузу во мгле-еее, я к родной приближаюсь Земле-еее    :dash:
Контр искрит, всё болит, батарея дымит, я - пилот KS14БЭээээ.. ))

   :-D   (с)) песня из к\ф "Адский тошнопрыг", 1945г. Дармовые Электротранспортные Консультации

SergeyG

Привет всем! Вообщем купил новую БМС, история повторяется. Может в ЗУ проблема?

mr.Dream

Цитата: SergeyG от 24 Окт. 2016 в 22:48
Привет всем! Вообщем купил новую БМС, история повторяется. Может в ЗУ проблема?
Или не правильное подключение. Или не верная химия (пороги) в БМС. При 3,85-3,90 БМС должна была отключить зарядку полностю - аварийное отключение от перезаряда. Что за БМС у вас? симметричная?

SergeyG

Цитата: mr.Dream от 24 Окт. 2016 в 23:21
Цитата: SergeyG от 24 Окт. 2016 в 22:48
Привет всем! Вообщем купил новую БМС, история повторяется. Может в ЗУ проблема?
Или не правильное подключение. Или не верная химия (пороги) в БМС. При 3,85-3,90 БМС должна была отключить зарядку полностю - аварийное отключение от перезаряда. Что за БМС у вас? симметричная?

Так вот именно, что бмс то и отрубает из за этой банки всю зарядку, как только отрубает напряжение в этой банке падает до нормального и бмс вновь включается зарядку, напряжение скачком растет до 4.5 и бмс вновь отрубает все, потом все повторяется.

Добавлено 25 Окт. 2016 в 09:29

Цитата: mr.Dream от 24 Окт. 2016 в 23:21
Цитата: SergeyG от 24 Окт. 2016 в 22:48
Привет всем! Вообщем купил новую БМС, история повторяется. Может в ЗУ проблема?
Или не правильное подключение. Или не верная химия (пороги) в БМС. При 3,85-3,90 БМС должна была отключить зарядку полностю - аварийное отключение от перезаряда. Что за БМС у вас? симметричная?

Бмс симметричная

илс

Цитата: SergeyG от 25 Окт. 2016 в 09:28
Так вот именно, что бмс то и отрубает из за этой банки всю зарядку, как только отрубает напряжение в этой банке падает до нормального и бмс вновь включается зарядку, напряжение скачком растет до 4.5 и бмс вновь отрубает все, потом все повторяется.
А вы как хотели? Чтобы было по-другому?
То, что  у вас сейчас происходит, это, скорее,  норма, с учетом слабой ячейки и неправильно настроенной зарядки

Чтобы было по-другому, надо тестить ячейки батареи. Если есть заметный разбаланс по емкости/импедансу, то лечить батарею.
Если нет - ручная балансировка.
И...придушите верхний порог на зарядке, будете удивлены результатом.  :hello:

Felix77

Цитата: SergeyG от 24 Окт. 2016 в 22:48
Привет всем! Вообщем купил новую БМС, история повторяется. Может в ЗУ проблема?
Привет Сергей! Проблема не в зарядном устройстве. Ни какая ВМС , ни какие балансиры в вашем случае не помогут. Всё дело в ваших низкосортных ячейках. В данном случае поможет только по ячеечная зарядка. Я купил такие же низкосортные ячейки на алиэкспресс и точно так же ячейки заряжались не равномерно и так же на одной из них напряжение было несколько повышенным. Сейчас заряжаю 8ми канальной зарядкой и проблем больше нет.

tmiaer

#22
[user]Felix77[/user], какие бы ни были низкосортные ячейки - если бмска исправна и настроена на пороги, подходящие под используемую химию (в данном случае 3.9В сверху), то она ни при каких разумных условиях не должна позволять подняться напряжению на любой ячейке выше этого порога (закрытием входного ключа). Если напряжение вылезло за диапазон - значит бмска сдохла. Либо сожжен супервайзер на данный канал неправильным порядком подключения, либо выжжен входной ключ.
Разумеется, напряжение на зарядке желательно должно быть из расчета (3.5...3.6В)*количество_элементов. Даже если оно выше, но не превышает напряжение заряженной батареи + напряжение пробоя зарядного ключа, то работать будет (хотя так делать не нужно).

clawham

3.45 порог лифера. до этого напряжения в лифере может быть и 10% ёмкости и 90 - вы этого не узнаете. все что выше 3.45 это полностью заряженый лифер. 3.5 3.6 3.9 - это все уже 100% заряженый лифер.

БМС надо такую чтоб отрубала заряд при 3.7 а не 4.0 ибо все что выше 4 вольт это смерть лиферу..медленная и мучительная но смерть.

Вам рекомендация - отключите батарею от зарядки и померьте тестером сколько там на зарядке напруга без нагрузки? если выше 3.6*кво ячеек последовательных то - колупать зарядку обязательно.

Дальше выход с вашего положения - подключите к этой батарее вырвавшейся вперед - лампочку автомобильную на 12 вольт чтоб две спирали были последовательно. и ставьте на зарядку ни на секунду не отходя от батареи - надо чтоб остальные ячейки зарядились а эта вырвавшаяся вперед - разрядилась немного. К сожалению я по своему лиферу могу сказать одно - ему надо большая мощность балансировки а в покупных бмсках хорошо если 100 милиампер балансировка. а должно быть больше тока зарядки на пограничном режиме. тоесть например я свою арядку настроил чтоб при напруге 3.45 на всех банках ток падал до 1-го ампера. и балансировка у меня 1.2 ампера! итого вырвавшаяся батарея никуда не улетает ибо её тут же балансируют(читай разряжают) и эта балансировка мощнее тока зарядки. потому она быстренько возвращается в уровень соседей и зарядка не превращается в качели.
1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

Demyd

Цитата: clawham от 02 Нояб. 2016 в 12:46
К сожалению я по своему лиферу могу сказать одно - ему надо большая мощность балансировки а в покупных бмсках хорошо если 100 милиампер балансировка. а должно быть больше тока зарядки на пограничном режиме. тоесть например я свою арядку настроил чтоб при напруге 3.45 на всех банках ток падал до 1-го ампера. и балансировка у меня 1.2 ампера! итого вырвавшаяся батарея никуда не улетает ибо её тут же балансируют(читай разряжают) и эта балансировка мощнее тока зарядки. потому она быстренько возвращается в уровень соседей и зарядка не превращается в качели.
для новой разбалансированной батареи такой метод подходит, а вот для видавшей виды нет. У старой батареи ячейка чаще всего уходит вперёд из-за бОльшего чем у остальных импеданса, а вы её 1,2 А грузите, тем самым искусственно создавая разбаланс.
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

илс

#25
Цитата: Demyd от 02 Нояб. 2016 в 15:04
У старой батареи ячейка чаще всего уходит вперёд из-за бОльшего чем у остальных импеданса, а вы её 1,2 А грузите, тем самым искусственно создавая разбаланс.
Ячейка может убегать вперед и вверх, по разным причинам. Не только, потому что ячейки старенькие.
Импеданс у любого, даже нового ЛЖФ, резко повышается к концу зарядки.
Чтобы соседние ячейки могли бодро дозаряжаться, другого способа, кроме как, шунтировать более слабую ячейку, достаточным для этих целей током, просто нет.
И никакого разбаланса это вызвать не может, скорее наоборот.  :-)
По сути, 1,2А в случае [user]clawham[/user], это не разрядный ток, а некий баланс разрядных и зарядных токов, с целью избежать перезаряда, т.е. РАЗБАЛАНСА.  :exactly:
Спойлер
Бывают, конечно,  схемы с переносом заряда между ячейками, но это экзотика, там есть свои тараканы, связанные с тем же разбегом импеданса по ячейкам, напр.

clawham

НУ естественно - я веду речь о напруге за 3.45 - там лифер уже не заряжается а просто мгновенно уходит в 6 вольт  как конденсатор н 1-2 фарада.

У меня балансировка связанная...тоесть если на всех батареях 3.5 то никто не балансируется а если на одной из них 3.55 то вот она и будет балансироваться. А если на одной из них 3.45 а на всех остальных 3.5 - будут балансироваться все остальные. И измерение напряжения у меня происходит в момент отключения балансировочной нагрузки так что это не мешает измерению и толщина проводов и импеданс батареи тут не при чем. Моё мнение - это единственный реальный вариант эксплуатации лифера. просто до 3.45 в лифер входит 99% его ёмкости а вот 3.45-3,6 - там примерно  0,1% ёмкости. а потмоу если есть ячейки с немного бОльшим саморазрядом то естественно одна из банок быстрее выйдет в 3.6 а у той с бОльшим саморазрядом ещё будет и будет 3.45 пока не скомпенсируется её саморазряд. У меня такая банка есть - одна из 26 ячеек имеет меньший саморазряд от всех остальных. её и балансирует по пол часа вконце зарядки. это если неделю ездить и не заряжаться до упора. Ведь пока там не вся ёмкость залита то по напряжению эту банку и не различить.но за неделю примерно 0.2 амперчаса у остальных уходит а у этой нет. Банки 20 ач.
1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

Demyd

[user]clawham[/user],  Вы это уже писали, но раз вы повторились, то и я повторюсь. Ваша балансировка хороша для новой батареи и для проблем саморазрядом, а для подуставшей батареи такой алгоритм не годится, т.к. на первый план выходит разное вн. сопротивление элементов. Поясню:
Допустим все элементы батареи отбалансированы и имеют одинаковый заряд и в отключенном состоянии напряжение на всех элементах 3.4В, при этом импеданс одного из элементов в 2 раза больше, чем у остальных. При подключении зарядки напряжение на всех элементах поднялось  (например до 3,45В) из-за падения на вн сопр., а на дефектной ячейке поднимется в 2 раза больше, до 3,5В и тут к ней подключится балластное  сопротивление, в итоге эта ячейка останется недозаряженной.
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

clawham

чтоб так было то это надо 2С всаживать в полудохлую батарею а я сразу сказал о токе немного ниже тока балансировки! тоесть когда на ячейках 3.45 и выше - больше 1-го ампера туда вливать уже низзя! Делайте зарядке мягкий гистерезис на напругах выше 3.45 и выше. и все - никаких проблем не будет! ибо 99% заряда она берет До этого напряжения а потом по факту резко улетает вверх.

У меня была та ситуация что вы говорите что сначала в фазе СС вылетала вперед одна ячейка и её "балансировало" а потом на фазе CV уже балансились все остальные - но это были ионки LG D1 13S4P которые я ради эксперимента 3С жарил от сварочника. при токе 4 ампера и меньше вконце заряда(4.0 и выше для ионок 3.45 и выше для лифера) никаких проблем быть не будет. ну и начало балансировки у меня таки 3.5 - все что ниже - не балансируется даже если там 0.2 ольта разбег.

Вот пример зарядки LG D1 - на зарядке выставлено ограничение  3,7 ампера и 4,34 вольт на банку. с 4.2 и дальше - ток падает до 1 ампера. 4.3 - 4.34 добиваются током 1-0.2 ампера. балансировка 1.2 ампера.




1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

Demyd

Цитата: clawham от 03 Нояб. 2016 в 11:22

У меня была та ситуация что вы говорите что сначала в фазе СС вылетала вперед одна ячейка и её "балансировало" а потом на фазе CV уже балансились все остальные - но это были ионки LG D1 13S4P которые я ради эксперимента 3С жарил от сварочника. при токе 4 ампера и меньше вконце заряда(4.0 и выше для ионок 3.45 и выше для лифера) никаких проблем быть не будет. ну и начало балансировки у меня таки 3.5 - все что ниже - не балансируется даже если там 0.2 ольта разбег.

У меня эта ситуация появилась на 5-м году эксплуатации китайской лжф, и эта же ситуация будет у ТС, т.к сопротивление А123 значительно ниже того, что он хочет поставить вместо дефектной ячейки
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

BattleCruiser

Цитата: Demyd от 03 Нояб. 2016 в 10:54
[user]clawham[/user],  Вы это уже писали, но раз вы повторились, то и я повторюсь. Ваша балансировка хороша для новой батареи и для проблем саморазрядом, а для подуставшей батареи такой алгоритм не годится, т.к. на первый план выходит разное вн. сопротивление элементов. Поясню:
Допустим все элементы батареи отбалансированы и имеют одинаковый заряд и в отключенном состоянии напряжение на всех элементах 3.4В, при этом импеданс одного из элементов в 2 раза больше, чем у остальных. При подключении зарядки напряжение на всех элементах поднялось  (например до 3,45В) из-за падения на вн сопр., а на дефектной ячейке поднимется в 2 раза больше, до 3,5В и тут к ней подключится балластное  сопротивление, в итоге эта ячейка останется недозаряженной.
Все так:) Поэтому "плохие" батарейки заряжать после 3.4В на 1 ячейке нужно очень малым током:)

SergeyG

Цитата: илс от 02 Нояб. 2016 в 16:13
Цитата: Demyd от 02 Нояб. 2016 в 15:04
У старой батареи ячейка чаще всего уходит вперёд из-за бОльшего чем у остальных импеданса, а вы её 1,2 А грузите, тем самым искусственно создавая разбаланс.
Ячейка может убегать вперед и вверх, по разным причинам. Не только, потому что ячейки старенькие.
Импеданс у любого, даже нового ЛЖФ, резко повышается к концу зарядки.
Чтобы соседние ячейки могли бодро дозаряжаться, другого способа, кроме как, шунтировать более слабую ячейку, достаточным для этих целей током, просто нет.
И никакого разбаланса это вызвать не может, скорее наоборот.  :-)
По сути, 1,2А в случае [user]clawham[/user], это не разрядный ток, а некий баланс разрядных и зарядных токов, с целью избежать перезаряда, т.е. РАЗБАЛАНСА.  :exactly:
Спойлер
Бывают, конечно,  схемы с переносом заряда между ячейками, но это экзотика, там есть свои тараканы, связанные с тем же разбегом импеданса по ячейкам, напр.

А можно ли шунтировать ее с подключенной bms? при зарядке

clawham

А какая разница бмске то? главное не коротнуть и не просадить ниже 3 вольт если балансирные проводки тонкие.

1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

илс

Цитата: clawham от 04 Нояб. 2016 в 13:04
А какая разница бмске то? главное не коротнуть и не просадить ниже 3 вольт если балансирные проводки тонкие.
Угу. правда, кто так делал, то наверняка наблюдал как сильно влияет такое шунтирование на вольтаж соседних ячеек.
Видимо, так влияет толщина балансирных проводов,... не знаю.
Знаю, что БМСка достаточно тупое устройство и даже умная зарядка будет пытаться проводить баолансировку исходя из измеренных порогов напряжения, а не фактических.
Может не совсем понятно написал, но подключите селлог и сами увидите эти нехилые перекосы при шунтировании или наоборот - мобилозарядке.  ;-)

clawham

дадаа если шунтировать на балансирных проводах то конечно же шунтирование 3 батареи сильно увеличит напряжение 2 и 4 ячеек. но там 3.4 а у этой уже 3.6

А так то да - я например просто поднимал ток балансировки определенной ячейки до 4х ампер. на платке балансира у меня феты 6 ампер стоят и на время измерения напруг поячеечных балансировка отключается так что если не напрямую на балансирные вешать резюк а на собственно резистор балансировки умощнять то все будет хорошо. ну а в примитивных конечно при сильно большом шунтировании могут и две соседки разбалансироваться - но это надо чтоб провода грелись судя ж по бмске она не прервёт заряд даже если 3.8 увидит на банке :))) что ооочень странно
1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

tmiaer

Кстати тут еще могут помочь балансиры типа стабилизатор напряжения. ТЛ431+мощный транз и балансир не даст подняться напряжению на ячейке выше заданного ни при каких зарядных токах (допустимых для транзистора). То есть будет сливать столько тока, сколько нужно в конкретный момент для поддержания интересующего напряжения.
Эта схема удобна тем, что в принципе позволяет заряжать нормальным током аккум любой степени разбалансированности. Вопрос в том, сколько энергии при этом вы способны и готовы выкинуть в атмосферу).
Напряжение зарядки, разумеентся, должно быть с запасом строго меньше суммы напряжений срабатывания балансиров, чтобы не превращать их в кипятильник в конце.

clawham

так то оно так. только эти балансиры нерегулируемые и если слишком много тока втулить - транз пробьется и привет пожар!
1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

tmiaer

Ну тут надо или предохранители на эти балансиры ставить или резистор последовательно с транзом для ограничения максимального тока. И, разумеется, обеспечивать достаточное охлаждение.
Или заменить больные ячейки на нормальные и перестать заниматься насильственными действиями.