avatar_iseman

Модернизация типовых мотор-колес на Emetor

Автор iseman, 11 Фев. 2017 в 11:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

iseman

Перед перемоткой сгоревшего безымянного двигателя, задался вопросом, а нельзя ли лучше намотать движок, чем китайцы.

Замоделировал свой двигатель на сайте  https://www.emetor.com. Моделирование длилось 3 часа, думал, что даже сайт завис.
Выкинуть отчет рука не поднимается.

Картинка из отчета:


Полные данные на двигатель
Настроечные данные на двигатель: https://yadi.sk/i/NkEvbGC03Dqsyu  это можно загрузить для корректирования на сайт.
В данных есть ряд ошибок попараметрам ротора статора, при загрузке на расчет на сайт, не ожидал, что так долго будет считать.
Если кто надумает пересчитать, то следует ввести поправки на сайте в настроечные параметры.
Полный отчет по моделированию при токе в 40 ампер https://yadi.sk/i/MYYNpJtW3DqpG9

Интересно услышать мнение коллег по поводу перемотки двигателя в сторону увеличения КПД.

GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Abos

Цитата: iseman от 11 Фев. 2017 в 11:05
Интересно услышать мнение коллег по поводу перемотки двигателя в сторону увеличения КПД.
Чтобы увеличить КПД данного двигателя путем перемотки, нужно при сохранении схемы и витков в катушках увеличить коэффициент заполнения паза, т.е. увеличить сечение жгута из проводников, которыми мотаются катушки до такой степени, чтобы жгуты влезли в паз. Если Вам это под силу, получите увеличение КПД. Другого пути не просматривается.

iseman

Да, все так. С этим мотором, в принципе, делать больше нечего, как набить побольше меди :(.

Но я продолжил эксперименты с emetor.
Получил очень интересные результаты подставив в параметры данные от двигателя Honda Insight, это удивительно, насколько хорошо у них придуман двигатель. Вот к каким результатам надо стремиться коллеги.

Кусочек информации:

Results from load simulation
BLDC with DC current source, star connected
Current

DC current   70   A
Current density   3.965   A/mm²
Phase resistance   0.01287   Ω
Conductor losses   126.1   W
Slot area   605.3   mm²
Conductor area   17.65   mm²
Advance angle   5   deg
Phase end-winding leakage inductance   5.897e-06   H
Torque

Mean airgap torque (by Maxwell stress tensor)   34.3   m*N
Torque reduction due to iron losses   0.2819   m*N
Torque ripple   40.76   %
Flux density

Maximum stator iron flux density:   2.354   T
Maximum rotor iron flux density:   1.377   T
Mimimum permanent magnet flux density:   0.6069   T
Fundamental airgap flux density:   0.8714   T
Iron losses:   88.55   W
Voltage, Power, Flux linkage

Average DC voltage   155.7   V
Electrical input power   10900   W
Mechanical output power   10690   W
[b-b]Efficiency   98.03   %[/b-b]
Peak flux linkage, q-axis   0.01674   Wb
Peak flux linkage, d-axis   0.04761   Wb
Simulation statistics
Opencircuit simulation number of mesh elements:   1496   
Opencircuit simulation core type:   1 x c2   
Load simulation number of mesh elements:   1616   
Load simulation core type:   1 x c2   
Runtime of simulation:   00:13:19   

Полный отчет: https://yadi.sk/i/VxlknZjL3E2v5t
Файл настройки: https://yadi.sk/i/DzxxkEGb3E2v8q

Про этот замечательный двигатель можно узнать тут: https://youtu.be/wEH6ExlOacQ
и тут: http://adv-vehicle-sim.sourceforge.net/honda_insight.html

Пришел к выводу, что данный инструмент(еметор) можно активно использовать для проверки серийных моторов и переделки серийных моторов в другой тип.

   
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Abos

Цитата: iseman от 13 Фев. 2017 в 20:01

Но я продолжил эксперименты с emetor.
Получил очень интересные результаты подставив в параметры данные от двигателя Honda Insight, это удивительно, насколько хорошо у них придуман двигатель. Вот к каким результатам надо стремиться коллеги.

Пришел к выводу, что данный инструмент(еметор) можно активно использовать для проверки серийных моторов и переделки серийных моторов в другой тип.

Двигатель хорош и сделан с умом. Но, соотношения числа полюсов статора и числа магнитных полюсов ротора в нем не самое лучшее.
Это хорошо, что Вы освоили еметор. А потери механические, вентиляционные и добавочные как учитываете? Я к тому, что реальный КПД в 98%, а не расчетный, у такого двигателя сомнителен.

iseman

Я прекрасно осознаю, что к расчетным  данным надо еще накинуть потери в подшипниках, в продувке мотора, аэродинамика ротора может перемешивать сильно воздух, что может еще на 3-4 % снизить КПД. Только такую программу, которая это все учтет,  кто  в открытый доступ выложит?

А по магнитам Вы правы  - изменение количества магнитов с 12 на 14 увеличивает при том же токе и оборотах мощность и момент на 4%, и еще, что интересно, снижает пульсации крутящего момента с 40% до 17%.  Паразитные гармоники меньше стали.

Результаты  и настройки :
https://yadi.sk/i/NbOzSB4x3E5ZmS
https://yadi.sk/i/7LB0VwYy3E5Zmn
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Alex75

Но с другой стороны, комбинация 18N12P позволяет сделать параллельное соединение аж шести катушек в каждой фазе, что позволяет увеличить в шесть раз фазные токи. Видимо, разработчики пошли по этому пути, взвесив все за и против.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

iseman

Этого делать не стоит,  чревато разбалансом токов по катушкам.
Мне кажется  инженеры могли просто взять готовые наборы железа с электротехнических фабрик типа такого  https://russian.alibaba.com/product-detail/electric-motor-stator-and-rotor-678127344.html
и на них уже делать эти малые серии, тем более, что эту модель авто уже и с производства сняли.

Было бы неплохо, если бы такие пластины можно было на алиекспрессе купить нужное число.
Все остально худо бедно можно сделать или найти, а вот с железом для мотором - жуткий напряг.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Abos

Цитата: iseman от 14 Фев. 2017 в 19:18

А по магнитам Вы правы  - изменение количества магнитов с 12 на 14 увеличивает при том же токе и оборотах мощность и момент на 4%, и еще, что интересно, снижает пульсации крутящего момента с 40% до 17%.  Паразитные гармоники меньше стали.
Не понял... С 14 магнитами этот мотор вообще работать не будет как надо.

Abos

Цитата: iseman от 14 Фев. 2017 в 21:08
Этого делать не стоит,  чревато разбалансом токов по катушкам.
Никакого разбаланса токов не будет, если обмотки соединить в 6 независимых звезд. Вот только 6 соединений по 3 провода, которые будут в лобовых частях обмотки - не лучшее решение. Придется увеличивать аксиальные размеры двигателя на вылет лобовых частей обмотки. Да и надежность в связи с этим понизится.

iseman

Цитата: Abos от 15 Фев. 2017 в 01:10
Не понял... С 14 магнитами этот мотор вообще работать не будет как надо.

А как же отчет от emetora: https://yadi.sk/i/NbOzSB4x3E5ZmS - 18 пазов, 14 магнитов?
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Abos

Цитата: iseman от 15 Фев. 2017 в 09:39
Цитата: Abos от 15 Фев. 2017 в 01:10
Не понял... С 14 магнитами этот мотор вообще работать не будет как надо.

А как же отчет от emetora: https://yadi.sk/i/NbOzSB4x3E5ZmS - 18 пазов, 14 магнитов?
[user]iseman [/user], я Вам, как специалист в таких моторах, повторяю, что с таким соотношением он работать не будет, несмотря на отчет от emetora. Программа - это (на пальцах) калькулятор. Прежде, чем вводить в нее данные, нужно понимать, что вводите. Ею хорошо пользоваться на окончательной стадии расчета, когда уже сделан предварительный расчет.

iseman

Значит этот самый мотор от Хонды оптимален? С соотношением полюсов к пазам 2:3?

Как пример для создания самодельного двигателя с мощностью в 3 киловатта и весом в 3кг прикладываю еще один расчет аутраннера. 
В данном двигателе использован якорь от стартера МТЗ http://ukragrozapchast.ua/ru/elektrooborudovanie/yakor-startera-mtz-st142-m-pr-vo-bate.html
Магниты размером 60х10х4  https://www.aliexpress.com/item/60-x-10-x-4mm-5pcs-NdFeB-Magnets-Super-Strong-Block-Cuboid-Magnets-Rare-Earth-Neodymium/32622044271.html
Отчет:  
Настройки:
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Abos

Цитата: [user]iseman[/user] от 16 Фев. 2017 в 16:22
Значит этот самый мотор от Хонды оптимален? С соотношением полюсов к пазам 2:3?

Как пример для создания самодельного двигателя с мощностью в 3 киловатта и весом в 3кг прикладываю еще один расчет аутраннера. 
В данном двигателе использован якорь от стартера МТЗ
[user]iseman[/user], для данного двигателя с 18 пазами статора число магнитных полюсов (постоянных магнитов) ротора может быть 24, 20,16, 12. Лучшее соотношение - 18/16.
В Вашем примере - это не аутраннер, а инраннер, так как предполагается, что вращаться будет все-таки якорь с коллектором, а не статор с постоянными магнитами и щетками. И расчет выполнен неверно, так как обмотка якоря стартера предполагает всего лишь 2 полюса возбуждения (магнита), и не более (как у Вас).

iseman

Посчитал соотношение 18/16, действительно  характеристики значительно улучшились:
Нстройки:
Отчет:

По поводу варианта перемотки ротора от стартера МТЗ, я считал действительно аутраннер, используя ротор только как донор и превратив его в статор.
Я все не оставляю надежды найти нормального донора для создания двигателя на 10квт, 3000 об/мин, 110 вольт. А получится это аутраннер или инраннер, вопрос уже вторичный.
Пром асинхронники  для доноров не предлагать, там сечения пазов не хватает для нужных током и напряжений.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Abos

Цитата: iseman от 17 Фев. 2017 в 11:42
Посчитал соотношение 18/16, действительно  характеристики значительно улучшились.

По поводу варианта перемотки ротора от стартера МТЗ, я считал действительно аутраннер, используя ротор только как донор и превратив его в статор.
Я все не оставляю надежды найти нормального донора для создания двигателя на 10квт, 3000 об/мин, 110 вольт. А получится это аутраннер или инраннер, вопрос уже вторичный.
Пром асинхронники  для доноров не предлагать, там сечения пазов не хватает для нужных током и напряжений.
[user]iseman[/user], когда Вы считали вариант перемотки ротора от стартера МТЗ, делаете ссылку на магниты N50, а в расчете принимаете N35. Рабочая температура этих магнитов не более 80 градусов по Цельсию.При плотности тока 9,077 А/мм кв., что выбрана в расчете, эти магниты гарантированно перегреются и размагнитятся. Индукция максимальная в статоре 2,2 Тл - это уже перебор. 5-я гармоника составляет почти 25% относительно первой - это говорит о неправильном выборе ширины постоянных магнитов. Пульсации момента - 35%. Расчетная частота тока выбрана 400 Гц, а о том, что нужно применять высокочастотную электротехническую сталь, толщиной не более 0,35 мм - ни слова. О чем можно говорить?
По поводу донора. Зря Вы так об асинхронниках. Сечения пазов там и для токов и для напряжений хватает. Только Вам нужно найти донор с железом на 400 Гц. Он будет потяжелее, чем если проектировать эл. двигатель с нуля, за счет большей толщины ярма статора и наличия корпуса, но для Ваших целей вполне подойдет.

Denis.Korobitsyn

#15
[user]Abos[/user], хотел бы спросить вашего совета. Интересует расчёт мотора на секторах магнитах.
Хочется сделать мотор с нуля, включая вырубку пластин для статор и что бы такой мотор был повторяемый для всех желающих. Из плюсов, магниты производят в СПб и характеристики их будут укладываться в нормы, в отличие от китайских, которые могут подсунуть что угодно. Ну и именно этих магнитов много в наличии.

Сейчас как пробный мотор переделываю асинхронный электродвигатель аир 56 (0.18кВт) на пластинчатых магнитах, но хотелось бы сделать что то более интересное в плане характеристик и повторяемости.

Как Вы думаете, получится ли что то хорошее из таких магнитов? Какое железо (0.35 или 0.5мм), сколько полюсов будет оптимально? Да и какой формы полюса статора лучше. Можно же железо сделать сегментным и мотать его будет проще для концентрической обмотки.

Еще вопрос, что может статор лучше делать со скосом, что бы залипания не было. Как на Vectrix VX-1 Maxi Scooter (хотя у них разные моторы были, некоторые и без скоса)

Abos

Цитата: [user]Denis.Korobitsyn[/user] от 01 Март 2017 в 23:27
[user]Abos[/user], хотел бы спросить вашего совета. Интересует расчёт мотора на секторах магнитах.
Хочется сделать мотор с нуля, включая вырубку пластин для статор и что бы такой мотор был повторяемый для всех желающих. Из плюсов, магниты производят в СПб и характеристики их будут укладываться в нормы, в отличие от китайских, которые могут подсунуть что угодно. Ну и именно этих магнитов много в наличии.

Сейчас как пробный мотор переделываю асинхронный электродвигатель аир 56 (0.18кВт) на пластинчатых магнитах, но хотелось бы сделать что то более интересное в плане характеристик и повторяемости.

Как Вы думаете, получится ли что то хорошее из таких магнитов? Какое железо (0.35 или 0.5мм), сколько полюсов будет оптимально? Да и какой формы полюса статора лучше. Можно же железо сделать сегментным и мотать его будет проще для концентрической обмотки.

Еще вопрос, что может статор лучше делать со скосом, что бы залипания не было. Как на Vectrix VX-1 Maxi Scooter (хотя у них разные моторы были, некоторые и без скоса)

1. [user]Denis.Korobitsyn[/user], если хочется сделать мотор с нуля на секторах магнитах (как понял - дугообразных сегментах) и Вам позволяет Ваше материальное положение, то нужно делать.

2. На пластинчатых магнитах можно также сделать эл. двигатель с интересными характеристиками. Вас какие именно из них интересуют?

3. Я думаю, что из таких магнитов может получится что-то хорошее. Толщина железа 0,5 мм; 0,35 мм; даже 0,25 мм зависит от того, сколько полюсов Вы планируете в своем народном двигателе и какую максимальную скорость вращения вала Вы хотите получить. Количество полюсов эл. двигателя выбирается из тех параметров (частота вращения ротора, момент на валу, мощность), которые Вы хотите получить. Форма полюсов статора принимается стандартная для BLDC. Можно применить и прямоугольный полюс (открытый паз), но он не лучше. Железо можно сделать сегментным, чтобы увеличить коэффициент заполнения паза медью, снизив тем самым плотность тока в обмотках и улучшив теплоотдачу, а также автоматизировать намотку сосредоточенных катушек на секторах. Пример смотрите здесь: https://www.youtube.com/watch?v=wEH6ExlOacQ

4. Магнитопровод статора можно делать и без скоса, и со скосом. В первом случае магнитное залипание действительно больше. Во втором случае оно меньше, меньше также и вибрация, и шум за счет подавления высших гармонических в МДС статора. Но, при этом будет наблюдаться некоторое снижение максимального момента эл. двигателя.

Надеюсь, что ответил на все интересующие Вас вопросы. :-)

inetchik

Цитата: Denis.Korobitsyn от 01 Март 2017 в 23:27
[user]Abos[/user]........ Из плюсов, магниты производят в СПб и характеристики их будут укладываться в нормы, в отличие от китайских, которые могут подсунуть что угодно. Ну и именно этих магнитов много в наличии.......
Именно этих, это каких ?
Возможно изготовить на заказ 14шт 50x3x2мм по моему ТЗ ?
[user]Denis.Korobitsyn[/user],  ответ лучше в личку.
SF8. B1-Р600 с ЛЖФ15S-19.5АЧ.
KUGOO-S2(MS) c переклеенными магнитами+Лифт+ПУ+DCfS v2.0.KUGOO-S2(LS) c Лифтом+ПУ.
Мы на карте.BR, Dmitry.

Denis.Korobitsyn

#18
[user]inetchik[/user], контора изготавливает магниты и под заказ и с любыми тепловыми и магнитными параметрами. Но вопрос цены..
Когда то узнавал про изготовление магнитов: NdFeB N 42SH, 50x6x2
Вот что ответили:
При заказе 10 шт.  Стоимость 538 руб./шт.

При заказе 50 шт.  Стоимость 195 руб./шт.

Срок поставки до 45- ти рабочих дней.

Именно по причине высокой цены я пока и рассматриваю для тестов покупку готовых магнитов, которые есть в наличии.
Уже покупал у них несколько типов магнитов. Вполне хорошего качества, я всем доволен.

Прошу прощения, только сейчас заметил, что в сообщении небыло ссылки. Вот она :http://magnet-prof.ru/index.php/Segment-/-Sektor/Magnit-N40H-R29.5xr24.5x78x36-dia/flypage.tpl.html

(может администрация удалила)

Denis.Korobitsyn

#19
Цитата: Abos от 03 Март 2017 в 00:39
Цитата: [user]Denis.Korobitsyn[/user] от 01 Март 2017 в 23:27
[user]Abos[/user], хотел бы спросить вашего совета. Интересует расчёт мотора на секторах магнитах.
Хочется сделать мотор с нуля, включая вырубку пластин для статор и что бы такой мотор был повторяемый для всех желающих. Из плюсов, магниты производят в СПб и характеристики их будут укладываться в нормы, в отличие от китайских, которые могут подсунуть что угодно. Ну и именно этих магнитов много в наличии.

Сейчас как пробный мотор переделываю асинхронный электродвигатель аир 56 (0.18кВт) на пластинчатых магнитах, но хотелось бы сделать что то более интересное в плане характеристик и повторяемости.

Как Вы думаете, получится ли что то хорошее из таких магнитов? Какое железо (0.35 или 0.5мм), сколько полюсов будет оптимально? Да и какой формы полюса статора лучше. Можно же железо сделать сегментным и мотать его будет проще для концентрической обмотки.

Еще вопрос, что может статор лучше делать со скосом, что бы залипания не было. Как на Vectrix VX-1 Maxi Scooter (хотя у них разные моторы были, некоторые и без скоса)

1. [user]Denis.Korobitsyn[/user], если хочется сделать мотор с нуля на секторах магнитах (как понял - дугообразных сегментах) и Вам позволяет Ваше материальное положение, то нужно делать.

2. На пластинчатых магнитах можно также сделать эл. двигатель с интересными характеристиками. Вас какие именно из них интересуют?

3. Я думаю, что из таких магнитов может получится что-то хорошее. Толщина железа 0,5 мм; 0,35 мм; даже 0,25 мм зависит от того, сколько полюсов Вы планируете в своем народном двигателе и какую максимальную скорость вращения вала Вы хотите получить. Количество полюсов эл. двигателя выбирается из тех параметров (частота вращения ротора, момент на валу, мощность), которые Вы хотите получить. Форма полюсов статора принимается стандартная для BLDC. Можно применить и прямоугольный полюс (открытый паз), но он не лучше. Железо можно сделать сегментным, чтобы увеличить коэффициент заполнения паза медью, снизив тем самым плотность тока в обмотках и улучшив теплоотдачу, а также автоматизировать намотку сосредоточенных катушек на секторах. Пример смотрите здесь: https://www.youtube.com/watch?v=wEH6ExlOacQ

4. Магнитопровод статора можно делать и без скоса, и со скосом. В первом случае магнитное залипание действительно больше. Во втором случае оно меньше, меньше также и вибрация, и шум за счет подавления высших гармонических в МДС статора. Но, при этом будет наблюдаться некоторое снижение максимального момента эл. двигателя.

Надеюсь, что ответил на все интересующие Вас вопросы. :-)

Какой то обобщенный ответ :D
Интересует как раз более глубокие теоретические и практические аспекты. Как рассчитать форму зубцов статора например.
Как не искал, но книг с теорией расчётов и изготовлением блдс не нашёл. Может конечно часть теории и от асинхронных двигателей подойдёт. Или в программах методом тыка добиваться более хороших параметров?

Ссылку на магниты не предоставил (или удалили). Ну вот их параметры  N40H R29.5xr24.5x78x36гр
(http://magnet-prof.ru/index.php/Segment-/-Sektor/Magnit-N40H-R29.5xr24.5x78x36-dia/flypage.tpl.html) получаем 10 полюсов для ротора типа инраннер.
Будем рассуждать дальше. Оптимальным количество полюсов мне видится 15 (меньше гармоник, хорошее соотношение)
Если мотор хочется сделать доступным и повторяемым, то стоит вопрос о том, чем его крутить и на каком напряжении.
Из доступных мне видится напряжение до 80В (батарею из лиион можно собрать за 10-20тр). Контроллеры до 80В то же более бюджетные, чем на 100+В.
Ну а про kv (обороты на вольт), тут уже каждый сам решает как и чем мотать.

Про железо же, если брать 0.5мм, то лучше заполняемость, но сильнее нагрев на высоких частотах, если 0.25, то чуть хуже имеем заполняемость (суммарная толщина изоляционного лака больше), но более высокие частоты с меньшим нагревом. Тут все же лучше взять 0.3мм для оптимизации. Сегментные зубцы более оптимальны при намотке (лучше заполняемость) и при штамповка меньше отходов.

Так что пока вижу не решенным вопрос про статор. Форму зуба, ширину и тд. Делать скос или нет.

Если в чем то ошибаюсь, поправьте пожалуйста.

iseman

Цитата: Denis.Korobitsyn от 01 Март 2017 в 23:27
Хочется сделать мотор с нуля, включая вырубку пластин для статор и что бы такой мотор был повторяемый для всех желающих.
А не могли бы привести экономический расчет, сколько будет стоить такой двигатель на 5-6 квт конечному потребителю.

По пунктам: резка пластин статора, ротора, изготовление корпуса, крышек мотора, вытачивание ротора, установка магнитов, намотка обмоток, подшипники, охлаждение, и, наконец, - итоговую стоимость мотора, изготовленного в единственном экземпляре. Я так полагаю, чтобы получить конкурентноспособную цену, все это нужно затевать при выпуске партии, скажем, от 100 двигателей.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Denis.Korobitsyn

[user]iseman[/user], хочу сразу сказать, что я не собираюсь вот прямо здесь и сейчас уже собирать такой или аналогичный двигатель в массу или даже для себя. Возможно из этого даже ничего и не выйдет. Я же ещё не переделал свой асинхронный двигатель, который начал (времени не хватает). И пока что свои результаты по переделке не выкладываю в тему об асинхронных двигателях на магнитах, по той причине, что не хочу закинуть туда начало и на этом все заглохнет (как у некоторых в той теме) . Когда все сделаю, то постараюсь свой опыт там изложить. Но уже на тот маленький мотор потрачено на одни магниты 2+ тр. А ещё затраты на медь и токарные, фрезерные работы. Но последний пункт мне обходится по дружбе бесплатно пока что :)

Так что пока что чисто теоретически хочу с вами обсудить реальность такой идеи, характеристики, актуальность. Может в будущем кому то она поможет.
Ну а если хотите цифры с потолка, то давайте произведём примерный расчёт для единичных экземпляров. Магниты + доставка до другого города (не СПб) это уже 4тр.
Формы для вырубки можно опять же постараться сделать на эрозии по связям чуть дешевле чем где то. Ну и металл для форм так же пока не беру в расчёт.
Медь: ну пусть это будет пару кг проволоки. Это ещё + несколько тысяч (возьмем 2.5 например)
Корпус: болванка алюминия или болванку самим отлить и обточить. Тоже пока в расчёт не беру.
Вот где достать листовой металл для статора 0.35 и уже покрытый лаком я ещё не нашёл и цену не знаю.
Но грубо говоря, если бы начал уже сейчас делать что то подобное для себя, то 10тр на 1 двигатель бы точно потратил.
Но это все финансовая теория для личного использования. Если бы это ставит на поток, то цифры совсем другие опять же чисто теоретически при большом спросе цена может быть 10-20тр. Возможно аналоги за такую цену на 5+кВт есть, но честно, не встречал.

Немного отвлекусь от электротротранспорта. Кому может быть интересны такие двигатели ещё? По сути с хорошей электроникой это сервомотор. Например вот один из проектов: https://youtu.be/WT4E5nb3KtY

Но тема тут совсем другая. Так что хотелось бы поговорить о расчётах именно двигателей. :)

iseman

Оптимистично. Я уже себе сосчитал, что мне затраты по изготовлению с нуля двигателя похожего типа

https://www.aliexpress.com/item/60V3000W-4600RPM-permanent-magnet-brushless-DC-motor-differential-speed-electric-vehicles-machine-tools-DIY-Accessories-motor/32727489280.html

обойдутся по цене вдвое дороже, чем могут китайцы прислать за 300долларов. Поэтому просто рассматриваю покупку готового из того, что есть на рынке с последующей доводкой.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

alexpv

Цитата: iseman от 05 Март 2017 в 13:47
Оптимистично. Я уже себе сосчитал, что мне затраты по изготовлению с нуля двигателя похожего типа

https://www.aliexpress.com/item/60V3000W-4600RPM-permanent-magnet-brushless-DC-motor-differential-speed-electric-vehicles-machine-tools-DIY-Accessories-motor/32727489280.html

обойдутся по цене вдвое дороже, чем могут китайцы прислать за 300долларов. Поэтому просто рассматриваю покупку готового из того, что есть на рынке с последующей доводкой.

Поддерживаю, материалы в количествах необходимых для индивидуального строительства дороги. Пакет из 230шт 0,35мм пластин статора диаметром ~ 200мм,  мне обошелся в 24тр. За эти деньги можно взять двигатель в сборе.

Denis.Korobitsyn

#24
[user]alexpv[/user], резали на лазере наверно, где стоимость зависит от длинны реза?
И мотор с железом 200мм на 80мм это уже тянет на пару десятков кВт в кратковременных пиках.
Суммарные затраты на мотор были порядка 40-60тр?
Как статор рассчитывали? Какая сталь (2411?), с покрытием или без?

alexpv

Цитата: Denis.Korobitsyn от 05 Март 2017 в 14:56
[user]alexpv[/user], резали на лазере наверно, где стоимость зависит от длинны реза?
И мотор с железом 200мм на 80мм это уже тянет на пару десятков кВт в кратковременных пиках.
Суммарные затраты на мотор были порядка 40-60тр?
Как статор рассчитывали? Какая сталь (2411?), с покрытием или без?
Дак в соседней же теме :-)  https://electrotransport.ru/index.php?topic=36341.0

Сталь 2412 0,35мм с покрытием.

iseman

Проверил потенциал генератора от автобуса ПАЗ - который рассмотрен в теме:
https://electrotransport.ru/index.php?msg=877344
Результат очень интересный - даже задумался над собственной перемоткой:


Данные для загрузки и полный отчет

GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Abos

Цитата: iseman от 07 Март 2017 в 13:35
Проверил потенциал генератора от автобуса ПАЗ - который рассмотрен в теме:
https://electrotransport.ru/index.php?msg=877344
Результат очень интересный - даже задумался над собственной перемоткой:
[user]iseman[/user], Вы же видите, что в расчете индукция в спинке статора получается 1,8 Тл. А это уже много. А в полюсных выступах она 2,5 Тл, что совсем недопустимо. Поэтому КПД в 97% вызывает серьезные сомнения. Может быть Вы чего-то не учитываете?

iseman

Не стоит бездумно брать данные расчета по пазику за основу. В данном расчете подставлены примерные данные по пазам, железу и магнитам. Которые приблизительно взяты с фотографии. Следовало бы точно обмерить статор, знать точные марки магнитов и стали, чтобы примерно попасть в расчетные данные. Не исключается, что сняв реальные размеры с ротора, статора, обмоток результаты получатся значительно хуже.

Допустим с геометрией статора мы ничего сделать не можем, но, во всяком случае, с помощью Еметор можно итеративно подобрать
геометрию ротора, число, расположение магнитов, намотку обмоток. Это чтобы избежать откровенных ошибок в намотке, как я видел, к примеру, 30 магнитов на жигулевском генераторе, что давало, совершенно безумные цифры рабочих частот, естественно железо мигом разогревалось. Тема и была создана с целью - приобщить коллег к теоретическим расчетам. Чтобы потом сравнить данные  расчетов и реальные физическими данные, дабы избежать пустых затрат труда по переделке двигателей коллегами.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

iseman

Сильно разочарован данными по возможной переделке генератора от BMW
http://www.svstarter.com.ua/generatory-bosch/43462/
Маркирован он 140А, а проводочки в статор идут общей площадью в 5квадратов. По логике туда больше 50 ампер вливать нельзя. Итого - с него нельзя более 3000ватт долговременно снять.
Железо в нем толстое - пластины статора по 1мм, набор 34мм толщиной.
Прикладываю настройки и результаты на максимальном долговременном режиме: 
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Denis.Korobitsyn

Добрый день!  Может кто подскажет такую ситуацию, Emetor при расчётах двигателя с магнитами, что я раньше упоминал (10p15s) предлагает мотать только в 2 слоя (number of winding layers = 2). Что может где то и встречается при концентрической намотке, но как то сложно осуществить. При других параметрах, например 10p12s или 10p18s намотка возможна как в один слой так и в два.
Суть вопроса: 10p15s вообще не будет нормально работать с концентрической обмоткой в один слой?

alexpv

Как вам такой генератор от Bmw



Диаметр ротора 110мм, 16 полюсных наконечников, статор высота 35мм, 96 зубов, железо 0,25мм

iseman

Цитата: alexpv от 14 Март 2017 в 12:55
Как вам такой генератор от Bmw
Диаметр ротора 110мм, 16 полюсных наконечников, статор высота 35мм, 96 зубов, железо 0,25мм

Данный генератор возможно выдаст 5квт на 4000 оборотах.  Видится очень затрудненная обмотка в такое число пазов.
Ну и для расчета нужна точная геомертия паза.

Теоретически пара таких сердечников дадут набор в 70мм, а это уже 10кватт мощности - что более чем серьезно.
Можно рассмотреть двигатель из двух таких генераторов, потребуется точить длинный вал под магниты, с корпусом есть надежда обойтись штатными крышками,  надо будет
только шпильки длинные подобрать.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Alex75

Есть такой генератор BOSH:



Статор: 36 пазов, внутр диаметр 112мм, толщина набора пластин 0,5мм стали 38мм, максимальный ток 200А.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

iseman

#34
Цитата: Alex75 от 15 Март 2017 в 00:35
Есть такой генератор BOSH:
Статор: 36 пазов, внутр диаметр 112мм, толщина набора пластин 0,5мм стали 38мм, максимальный ток 200А.
Вот у этого потенциал очень хорош, если удастся  хорошо набить пазы медью.
18-20 НМ момент на валу дает 6кватт на 3500 об\мин.   По формуле P=M*n/9549 можно мощность высчитать в диапазоне 1000-6000 об\мин.
Практически эквивалент 300 куб. бензинового 4-тактного мотора. Обрисуйте геометрию пазов - попробуем на еметор более точно высчитать.
Примерный расчет того что надо для мотоцикла 120км/ч.

GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

Alex75

Высота ярма - 4мм,
высота зуба - 12,5мм,
ширина ножки зуба - 4мм,
ширина шляпки зуба - 7,5мм,
зазор между шляпками зубьев - 2,5мм,
диаметр провода с эмалью - 1,4мм.
Паз имеет у основания (у ярма) полукруглую форму.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

iseman

Цитата: Alex75 от 15 Март 2017 в 17:06
Высота ярма - 4мм,
высота зуба - 12,5мм,
ширина ножки зуба - 4мм,
ширина шляпки зуба - 7,5мм,
зазор между шляпками зубьев - 2,5мм,
диаметр провода с эмалью - 1,4мм.
Паз имеет у основания (у ярма) полукруглую форму.
На сайте есть ограничения по данным, но примерно постарался попасть по конфигурации в исходные данные.
- отчет
- настройки.
Теперь хотелось бы услышать рекомендации от уважаемого Abos. В частности по данному расчету, а то потом при постройке окажется, что железо перегревается, момента нет, мощность в половину от расчетной. Расчет сделан на долговременную  работу в режиме S1 для передвижения на мотоцикле среднего класса со скоростью 120км\ч.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

kor

#37
По отчету, на мой взгляд: индукция в ярме 4тл, это жестокое насыщение. Генератор исходно был расчитан на 12 полюсов с заполнением примерно 70% (и индукцией в зазоре 0,8-1тл предположительно) , исходя из этого у генератора такая  толщина ярма.
Для 8ми магнитов с заполнением 90% ярмо должно быть гораздо толще (ориентировочно четверть ширины магнита).
  Нужно стремиться, чтобы стала  индукция в ярме примерно 1,3тл, в ножке зуба примерно 1,6тл. Для этого можно:
  Вариант1-увеличивать воздушный зазор, чтобы упала индукция в нем. Тогда упадет момент, придется крутить на больших оброротах.
  Вариант2 увеличить число магнитов до 12 (может до 14, надо посмотреть в калькуляторе какое число еще подойдет), заполнение магнитами сделать 66-70%.

Еще, на мой взгляд, марку стали в расчете лучше заменить на более близкую к реально используемой, 0,5мм толщиной: Surahammars Bruk   - 
Sura M400-50A


Alex75

Мне тоже ярмо показалось подозрительно тонким. Родная комбинация итак 36N12P и она оптимальна.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

Abos

Цитата: iseman от 15 Март 2017 в 19:27
Теперь хотелось бы услышать рекомендации от уважаемого Abos. В частности по данному расчету, а то потом при постройке окажется, что железо перегревается, момента нет, мощность в половину от расчетной. Расчет сделан на долговременную  работу в режиме S1 для передвижения на мотоцикле среднего класса со скоростью 120км\ч.
[user]iseman[/user], уважаемый [user]Abos[/user] по Вашему расчету может сказать только одно: он ни в Красную Армию ни еще куда - не годится. С такой конфигурацией листа статора число постоянных магнитов должно быть не меньше 24. Если меньше, то ВАХ!!! [user]kor[/user] Вам указал на недостатки при расчете.

kor

Вот для сравнения, как влияет толщина и марка стали на магнитные потери: предыдущий расчет, только указана сталь Sura M400   0,5мм и 1мм толщиной. На 400гц, потери стали 443 и 687вт соответственно. Со сталью Hiperco  0.35мм они были 209вт.

iseman

Попробовал менять разные параметры  для перемотки генератора Джон Дир. Вывод неутешительный - реально более 3квт с данного железа не снять по причине глубокого насыщения статорного железа. Был слишком оптимистичен насчет 10 киловатт мощности. Мало железа, слишком толстые пластины, маленькое ярмо.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

iseman

Провел расчет для двигателя АИР80В6, для оборотов 3000 и 4000 об/мин.
Настроечные данные и отчеты:



Вывод такой: можно попробовать переделать для мотоцикла, сейчас подыскиваю убитый вариант на авито.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км

DragonTM

[user]iseman[/user], есть подвижки? АИРы вроде не редкость и даже новые не так дорого стоят.
Мои байки - https://electrotransport.ru/index.php?topic=35001.0
Новый проект электромотоцикла - https://electrotransport.ru/index.php?topic=51461.0

iseman

Подвижки такие:
Куплен АИР80В6, разобран. Куплены магниты от Приуса. Куплен стеклотекстолит для ротора, эпоксидка. Осталось лазеркой вырезать пластины из стеклотекстолита, набить в окна магниты, залить эпоксидкой, перемотать статор, поставить холлы. 

Двигатель рассчитан на 12 полюсов, 10квт долговременной мощности. Планируемая дата готовности - через 2-3 месяца. На мотоцикл уже думал осенью готовый мотор ставить, если стендовые испытания будут успешными.
GT Nomad-45км/ч->Jamis Dacar-65км/ч->Mongoose Salvo Sport-70км/ч->Madass-85км/ч-> моноколесо Ninebot One S2
Пробег на батарейках: 70000 км