Как ПРАВИЛЬНО измерить емкость аккумулятора!?

Автор nikolay_nikolaevich, 10 Апр. 2017 в 18:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nikolay_nikolaevich

Такой темы через гугль не нашел, а этот вопрос заслуживает как раз отдельной темы.
Собственно вопрос по сабжу "Как ПРАВИЛЬНО измерить емкость аккумулятора!?"

Вариант 1.
Повесить нагрузку на АКБ в 1/10 ее емкости, засечь время за которое на батарее будет достигнуто напряжение соответствующее 100% разряженной батареи. (Для свинцовых 12ти вольтовых вроде как 10.8В). Перемножить полученное время и размер нагрузки в амперах, получаем емкость. Пример АКБ разрядилась до 10.8В нагрузкой в 5А за 2 часа, результат 5А*2часа=10А/ч

или

Вариант 2.
Повесить нагрузку на АКБ в 1/10 ее емкости, засечь время за которое на батарее будет достигнуто напряжение соответствующее 100% разряженной батареи. (Для свинцовых 12ти вольтовых вроде как 10.8В). Перемножить полученное время и размер нагрузки в амперах - это промежуточный вариант. Далее снять нагрузку, дать напряжению на АКБ подняться пока не устаканиться. Посмотреть на таблицу и понять какому проценту разряда соответствует это напряжени

или

(тут еще надо выяснить какая таблица правильная)
Теперь считаем, промежуточный результат делим на проценты из таблицы сколько заряда вытянуто (не путать с % оставшегося заряда) и умножаем на 100  - получаем реальную емкость АКБ.
Пример:
Пример АКБ разрядилась до 10.8В нагрузкой в 5А за 2 часа. Через несколько минут после снятия нагрузки напряжение устаканилось на напряжении 12.25В, смотрим на таблицу (пусть на первую), это напряжение соотвествует 65% оставшегося заряда, значит выкачали нагрузкой 35%. Результат 5А*2часа/35%*100=28.57А/ч

Согласитесь, что результаты 10А/ч и 28А/ч слишком уж разные, поэтому и спрашиваю - какой вариант расчета реальной емкости АКБ правильный?!


VEUZ

#1
Какой смысл умножать на "что-то" из таблицы? Что реально взято из батареи, при разряде до нижнего порога по напруге, то и результат. Вам ведь реальные А/ч необходимы, те что можно в дело пустить, а не на лампочку в 5, 10 ватт. Хотя кому что нужно. Может у вас фонарик, а не самокат.

nikolay_nikolaevich

#2
А что это уже не амперы, которые вытягиваются лампочкой (меньшей нагрузкой)?
В гостах тоже както мутно написано...

Вот в пользу второго варианта из госта на тяговые батареи https://znaytovar.ru/gost/2/GOST_2813389_Batarei_akkumulya.html
"2.5.3. Разряд батарей проводят током 0,20 С 5А до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор не ранее 1 ч и не позже 12 ч после окончания [b-b]разряда[/b-b]" правда после сравнения с другими гостам появилось стойкое подозрение что здесь ошибка, и должно быть [b-b]заряда[/b-b].

В других гостах вообще не указано, это напряжение до которого разряжается батарея под разрядной нагрузкой или без....

А не, вот в другом госте http://meganorm.ru/Data2/1/4293788/4293788113.htm#i348749
"Конечное напряжение при I5 разряда U5, В 1,7", это в пользу 1го варианта расчета.

Сэм_N

Вот именно,какой таблицей и тп.
Вон старый паспорт с кальциевого Титана.
НРЦ 11,7В = 0 заряду.

nikolay_nikolaevich

#4
Во еще табличку нашел

Обратите внимание что вверху таблички написано "АКБ без нагрузки не менее суток"!

Вообще как я понял, то нет строгой зависимости НРЦ от степени заряженности АКБ, он зависит от плотности электролита, а он может иметь разброс на разных АКБ +-0.02 очка в зависимости производителя, для какой климатической зоны произведен, сколько выкипело воды...

И вообще исходя из выше сказанного, и того что НРЦ полностью заряженных АКБ тоже разнятся, получается что никак нельзя утверждать, что вот верхняя планка до которого можно заряжать АКБ, вот нижняя планка до которого можно разряжать АКБ... Как говорится все АКБ индивидуальны, и чтоб их правильно заряжать (и разряжать) нужен таки процессорный контроль...

UDAV

[user]nikolay_nikolaevich[/user],  сначала нужно определиться емкость для скольки-часового разряда вы желаете измерить.
Подпись ;)

nikolay_nikolaevich

#6
Да в том то и дело что в одних гостах 0.05С, в других 0.1С, в третьих 0.2С . Ну пусть будет принятый здесь стандарт 0.1С. Но тут новый вопрос - 0.1С от той емкости которая написана на батарейке, или от реальной емкости батарейки. В гостах, описано не столько измерение емкости батарейки, сколько проверка по госту - соответствует ли батарейка заявленной емкости прям с производства, и если нет то брак, и при этом разрядный ток берется разумеется как для заведомо новой и исправной батарейке, а не как для "фиг его знает сколько в ней осталось".

Постепенно прихожу к тому, что сначало нужно выкачать током в 0.1С от того что написано на АКБ до 10.8В, и получить приблизительную скажем так остаточную емкость батареи (вот только еще не вкурил по какому методу - 1-му или 2му, может тупо средний результат взять ), потом зарядить, и разрядить током в 0.1С уже от полученной остаточной емкости до 10.8В и посчитать по 1-му варианту), вот тогда уже результат и будет более менее соответствовать правде и даже ГОСТу.

elektrik897

Цитата: nikolay_nikolaevich от 10 Апр. 2017 в 22:05
вот тогда уже результат и будет более менее соответствовать правде и даже ГОСТу.
Чтобы понять соответствует ли остаточная емкость АКБ тому, что написано на этикетке, надо измерять емкость в соответствии с требованием документа, по которому она была измерена на заводе изготовителе при проектировании АКБ и потом при её производстве. На этикетке обычно указано, в соответствии с каким документом измерялась номинальная емкость АКБ - (EN).
Эволюция: Вымпел-55, Вымпел-57, Кулон-912, Вымпел-55, ТОР4, 2хТОР5, BL1204, TOP7, Бережок-V1.
Начало краш-теста.Таблица с результатами краш-теста.Архив журнала КТЦ с логами.

UDAV

Цитата: nikolay_nikolaevich от 10 Апр. 2017 в 22:05
Да в том то и дело что в одних гостах 0.05С, в других 0.1С, в третьих 0.2С . Ну пусть будет принятый здесь стандарт 0.1С. Но тут новый вопрос - 0.1С от той емкости которая написана на батарейке, или от реальной емкости батарейки.

А вы знаете реальную емкость батарейки?  :hello:    А для какого тока?  ;-D
Подпись ;)

Alex_Soroka

Цитата: nikolay_nikolaevich от 10 Апр. 2017 в 18:50
Такой темы через гугль не нашел, а этот вопрос заслуживает как раз отдельной темы.
Собственно вопрос по сабжу "Как ПРАВИЛЬНО измерить емкость аккумулятора!?"

На ваш вопрос уже висит ответ несколько лет на этом форуме.
Вот тут:
https://electrotransport.ru/index.php?topic=2103.msg88241#msg88241

влепите ему минус в карму кто-то!  :ireful:
и тему эту закройте и удалите.

UDAV

[user]Alex_Soroka[/user],  тише тише :)  Дилетантам тоже нужно где то общаться,  ну и народ развлекать  заодно ;)
Подпись ;)

AlexAi

Цитата: nikolay_nikolaevich от 10 Апр. 2017 в 22:05
Да в том то и дело что в одних гостах 0.05С, в других 0.1С, в третьих 0.2С .
нету других и третьих. Есть только два основных ГОСТа, для стационарных акб и для стартерных. Но суть от того не меняется.
Цитата: nikolay_nikolaevich от 10 Апр. 2017 в 22:05
Ну пусть будет принятый здесь стандарт 0.1С. Но тут новый вопрос - 0.1С от той емкости которая написана на батарейке, или от реальной емкости батарейки.
При производстве реальная ёмкость батареи пишется на её боку.  Те для большинства новых акб ёмкость  написанная и реальная измеренная при разряде совпадают (для многих только один раз).
Цитата: nikolay_nikolaevich от 10 Апр. 2017 в 22:05
В гостах, описано не столько измерение емкости батарейки, сколько проверка по госту - соответствует ли батарейка заявленной емкости прям с производства, и если нет то брак, и при этом разрядный ток берется разумеется как для заведомо новой и исправной батарейке, а не как для "фиг его знает сколько в ней осталось".
Правильно поняли. Но решения вопроса не увидели. А он есть и лежит на поверхности.
Ответ:  Пользуйтесь разрядными кривыми для свинцово-кислотных акб.
Зная ток и время разряда можно легко пересчитать какая номинальная (ГОСТовская) осталась в акб.
Спойлер
"С"-ёмкость акб. Всё остальное понятно. Как видите, для одного и того же акб, при разных токах разряда время будет разное. Но данные зависимости справедливы для любых кислотных акб, любой ёмкости.
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

jopp

Можно вопрос?
Имеем Li-ion батарею, номинальная ёмкость 16 ач (самокат) допустим, при разряде током 0.1С она будет разряжаться 10 часов.
Тогда при батарейном токе = 1С она разрядится за 30 минут?  O_O

Sonar

[user]jopp[/user],
16а/ч * 0,1C = 1,6А ток разряда = 10 часов разряда
16а/ч * 1C = 16А ток разряда = 1 час разряда.
Это грубый пересчёт. Более точное время разряда можно узнать из даташита на ячейки, так как с увеличением разрядного тока у батареи падает конечная емкость.
Kugoo S2 blue, 36v 20,8A/h, 2x600W, Prog disp v3.8, Prog drive v1.9 odo: 25405km.
Все материалы по альтернативным контроллерам для Kugoo S2: http://213.21.12.200/kugoo_project/
Тема на форуме по этим контроллерам https://electrotransport.ru/index.php?topic=61126.0

parker85

Читаю гост, написано:
Фактическую емкость 20-часового разряда Сф  определяют путем разряда батареи постоянным током Iн  до Uк 10,50 В (см. 9.1). Фактическое время разряда, ч, используют для проверки Сн

Iн это что? номинальный ток? чему он равен? 1/10 емкости?

То есть чтобы вычислить фактическую емкость АКБ 75Ач, нужно разряжать батарею током 7.5А до касания напряжения 10.5В? и считать время? например, батарея разрядиться с 12.9 до 10.5В током 7.5А за 8ч..
какая емкость у акб получается? 60Ач?

А до какого Uk(Напряжение касания?) можно разряжать батарею чтобы не высаживать до 10.5В? Просто потом мне очень затруднительно заряжать АКБ..

krufel

KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.

nerung

nikolay_nikolaevich, спасибо за то, что повели разговор, используя привычные, понятные и легко измеряемые ампер-часы, а не эти новомодные ватты. Знаю, знаю, это для сравнения батарей с разным напряжением, но мне в моей практике такое доводится сравнивать очень редко, а вот единичные банки - очень часто. Так что ватт-часы - в задницу.

Alex_Soroka
ЦитироватьНа ваш вопрос уже висит ответ несколько лет на этом форуме.
...влепите ему минус в карму кто-то!
и тему эту закройте и удалите.
Это вы зря, в таком тоне вести дискуссию контрпродуктивно. Я понимаю, вам приятно ещё раз подсунуть публике свои изыскания. Но примите во внимание то, что они - 13-летней давности, за это время могло появиться (и наверняка появилось) немало нового в этой области знаний, так что давить авторитетом и затыкать оппоненту рот - большой грех. Стоило бы на вашем комментарии кликнуть "Не понравилось", если бы такая кнопка тут была. Кстати, а что, тут есть карма?

Winter4x4